«Урок семьи и семейных ценностей»






Скачать 162.54 Kb.
Название«Урок семьи и семейных ценностей»
Дата публикации16.07.2015
Размер162.54 Kb.
ТипУрок
l.120-bal.ru > Литература > Урок

Чижова Н.А., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ им.М. И.Калинина

«Урок семьи и семейных ценностей»

Цель проведения: развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям; формирование положительного отношения к семье, знакомство с наиболее распространенными традициями русского народа, формировать основы семьи и семейных ценностей.


Ход урока.

1. Вступительное слово учителя

-Сегодня 1 сентября 2012 года. По инициативе Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павла Астахова во всех школах России проводятся «Уроки семьи и семейных ценностей». На этом уроке мы погорим о семье, узнаем, семейные традиции наших предков.Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

А вы знаете, как появилась семья?

А вот как об этом говорится в стихотворении «Как появилось слово «семья»?

Когда-то о нем не слыхала земля.

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе семь вопросов задам:

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила: «Я».

Кто платье сошьет, постирает белье.

Меня приласкает, украсит жилье?

Ответь на вопрос подруга моя..?

– «Я, я, я» – Ева молвила – «Я».

Сказала она знаменитых семь «Я».

И так на земле появилась семья.
Это, конечно, вымысел, а если говорить серьезно ученые утверждает, что древнюю семью породили забота и верность
(Слайд 2)

Страница 1 Древнюю семью породили забота и верность

Оказывается, ее создали мужчины-добытчики и их верные спутницы. Семья появилась благодаря смене приоритетов у представительниц "слабого пола". Пещерных красавиц перестали привлекать брутальные самцы, а их место заняли мужчины-добытчики, верность которым женщины хранили всю жизнь. Самки отдавали предпочтение авторитетным самцам, и конкуренция за наиболее привлекательных женщин отнимала у наших предков массу времени и сил. В какой-то момент истории человечества женщины перестали обращать внимание на брутальных мужчин. Они поняли, что гораздо комфортнее будет иметь отношения с хорошим добытчиком — тем самцом, который сможет обеспечить пропитанием и себя, и избранницу. Хороший добытчик вовсе не обязательно был высокоранговым индивидуумом. Он мог уступать "первым парням" в силе, наглости и умении подавить своей волей. Но пока другие самцы сражались за превосходство над самками, он осыпал избранницу дарами. Сообразив, что такой мужчина очень облегчит и украсит ее жизнь, самка выбирала его и хранила ему верность, поскольку совместная жизнь с заботливым самцом была действительно комфортной. Так что цветы и подарки — это обычай из древних, очень древних времен.

Согласно этой стройной теории получается, что основу современного образа жизнь заложили трудолюбивые мужчины и верные женщины. Ученый настаивает, что фактор женской верности был очень важен. Получается, что мужчина, который регулярно выносит мусор и по дороге с работы звонит, чтобы спросить, не купить ли что-нибудь к ужину — настоящий хранитель домашнего очага и имеет куда больше шансов рассчитывать на преданность своей жены, чем карьерист с высокой зарплатой, засиживающийся на работе до полуночи. Вот так появилась семья.

Семья – понятие древнее. А что вы знаете о семейных традициях наших предков? (ответы) Я немного дополню ваш рассказ.

(Слайд 3)

Страница 2. Брак и семья в древней Руси

Согласно древнерусским законам и обычаям жениться можно было с 15 лет, а выходить замуж - в 12-летнем возрасте. По достижении брачного возраста, родители юноши начинали поиск невесты. Найдя еe, они посылали к родителям или родственникам девушки сватов из числа своих друзей или знакомых, чтобы узнать: хотят ли они выдать еe замуж и сколько дадут за ней приданого. Если родственники девушки не хотели выдавать еe за этого человека, то чем-нибудь отговаривались и отказывали. Но если они говорили, что подумают и потом дадут ответ - согласие на брак получено.

Вслед за тем составляли "роспись" невестиного приданого и сообщали об этом жениху. И если ему невеста, (а точнее еe приданое) понравились, тогда назначались смотрины. Родители невесты созывали гостей, среди которых была "смотрильщица"- родственница или "доверенное лицо" жениха. Она распрашивала, ничего не подозревающую девушку, о разных вещах, испытывая еe ум, оценивая характер и внешность.

В день свадьбы жених отправлялся за невестой. Вместе с ним ехали "бояре"- его старшие родственники, "тысяцкий"- распорядитель свадебного обряда (обычно крeстный отец жениха), священник и дружки - друзья жениха. Затем родители невесты благословляли молодых, и они ехали в церковь. После венчания новобрачные отправлялись в дом жениха, и получали благословение его родителей. Потом все садились за столы и начинали пировать. После третьего блюда, дружки просили у родителей жениха благословения для новобрачных идти опочивать, и, отпустив их, начинаи есть-пить по-прежнему. На свадьбах не было никакой музыки, кроме труб и литавр (тарелок).

Перед отъездом гости узнавали о здоровье новобрачных, и посылали родителям невесты сказать, что молодые в добром здравии.

На следующий день после свадьбы, жених созывал к себе гостей. Потом ездил к тестю и тeще и благодарил их за дочь. На третий день жених, невеста и гости отправлялись к ним на обед.

После праздников начинались семейные будни. Наставления и поучения, касающиеся семейной жизни, были собраны в середине XVI века в особый сборник "Домострой" автором которого был духовник царя Ивана Грозного Сильвестр.

В этом сочинении говорилось, что семья должна жить в любви и согласии. Жена и дети должны во всeм подчинятся мужу и отцу. А если они не слушались, главе семьи разрешалось применять к ним телесные наказания. Запрещалось бить палкой, камнем, в глаз и в ухо, чтобы не причинить увечья. Можно было "поучать" плетью (еe отец передавал мужу после свадьбы), но "наедине и "разумно". После наказания полагалось сказать ласковое слово и что-нибудь подарить.

Важнейшую роль в воспитании семьи играла церковь (для большинства населения еe представителем был приходской священник, а знатные люди имели личных духовников). Отец духовный должен был быть благоразумным, строгим и бескорыстным. Ему следовало не только исповедовать грехи, почитать и повиноваться, но и советоваться с ним в мирских делах.

Большое внимание уделялось и повседневным хозяйственным заботам. Хорошая хозяйка не только должна была следить за исполнением своих указаний, но и сама уметь печь, стирать, убирать, мыть посуду и рукодельничать. Она должна была постоянно быть за работой и избегать праздности.

В праздничные дни было принято приглашать гостей. Хозяин велел своей супруге поднести каждому гостю чарку вина, а потом просил его, еe целовать, а потом все друг другу кланялись. Затем она уходила на женскую половину дома к жeнам гостей. Вообще, совместное застолье мужчин и женщин было не принято (за исключением свадеб). Дочерей своих к гостям не выводили и никому не показывали. Жили они в особых дальних покоях и выезжали только в церковь.

Расторжение брака было редким явлением, возможным лишь в случае измены или вдовства одного из супругов. Вступать в повторный брак могли только люди невиновные в распаде семьи. Жениться и выходить замуж, можно было не более трeх раз. Все вопросы семейной жизни регулировались церковным судом.

Ситуация изменилась в начале XVIII века. Стремясь привить европейские обычаи на русской почве, царь Пeтр I разрешил мужчинам и женщинам самостоятельно знакомится друг с другом, вместе проводить время на балах и маскарадах и других празднествах. Но ещe долгие годы в крестьянских и купеческих (особенно старообрядческих) семьях свято чтили стародавние обычаи. Не призывая следовать обычаям многовековой давности, думаю, что и в наши дни не стоит забывать об опыте прошлых поколений.

У каждого из вас есть семья. У кого-то большая, у кого-то маленькая. А кто в вашей семье главный?(ответы) Хотелось бы вам узнать, кто был главным в крестьянской семье?
Страница 3 Крестьянская семья

Крестьянская семья имела немало особенностей. Прежде всего, это был коллектив совместно хозяйствующих людей. Важнейшими ее признаками были общее хозяйство и коллективная собственность на двор и семейное имущество, общая касса, коллективный труд и потребление. Возглавлял семейный коллектив старший (больший) по возрасту и положению мужчина – “большак”. Основной его функцией было руководство хозяйственной деятельностью семьи. Он распоряжался трудом ее взрослых членов, главным образом мужчин, производил все необходимые по хозяйству расходы, осуществлял руководство бытовым укладом семьи. Отец-домохозяин являлся реальным носителем власти и блюстителем религиозного культа, следил за общественной и религиозной нравственностью членов семьи. Он же представлял свою семью перед лицом общины на сельском сходе. И, наконец, он являлся основным работником в семье: семейная власть и труд являлись взаимообусловленными и нераздельными реалиями.

Мужчине-домохозяину принадлежала исключительная, освященная традицией власть над всеми членами семьи. Материальное благополучие семьи целиком зависело от хозяйственной сметки и практических навыков главы семьи, его умений и распорядительности. Власть отца как родоначальника (главы семьи) находилась в основании всякого представления крестьянина о характере общественной власти.

Делами по дому распоряжалась старшая женщина в семье – “большуха”, жена главы семьи. Она, как правило, ведала семейными запасами, хранила общесемейные деньги, следила за порядком в доме, распределяла работы среди женщин. Большуха во всем была советницей мужу, а в домашних делах обладала определенным первенством, с которым считались все мужчины. В случае длительной отлучки мужа, например при его уходе на заработки, она брала на себя руководство всем хозяйством, включая полевые работы.

Положение большухи определялось ее особым правовым положением в семье. По обычному праву хозяйке принадлежал весь скот, выращенный ею без помощи мужа. Последний не имел права продать его без согласия жены. При том, что выращивание скота преимущественно лежало на плечах большухи, ее имущественные права были достаточно значительны. Во всех прочих отношениях она находилась в подчинении мужа. В то же время, в случае смерти главы семьи большуха не имела прав на наследование его власти. Права и обязанности старшего обязательно переходили старшему мужчине в семье, как правило, старшему сыну, реже – брату.

Существо внутрисемейной иерархии определялось безропотным подчинением младших членов семьи старшим, жен – мужьям, детей – родителям. Наибольшим авторитетом в семье после большака и большухи пользовался старший сын. Он первым выделялся среди других сыновей. К нему всегда обращались только по имени-отчеству. Сын помогал отцу в хозяйственных делах. Он ездил на ярмарку, продавал хлеб, покупал необходимые для семьи товары. Отец выдавал ему деньги, за которые сын отчитывался перед отцом. Жена старшего сына была первой помощницей свекрови и считалась среди других снох-невесток. Их положение было самым тяжелым в семье, поскольку они находились в самом низу семейной (властной) иерархии. А среди них наиболее тяжелым было положение младшей невестки и снохи (“молодухи”). Если свекровь или кто-нибудь из старших обижал младшую невестку, то муж, сам находящийся в низах социальной лестницы, не мог защитить жену, а только утешал ее.

Молодуха, прежде чем приняться за какую-либо работу, должна была попросить благословения у родителей мужа. Она не могла ни выйти на улицу, ни зайти к соседям без разрешения родителей мужа. В семье мужа каждая невестка должна была обходиться своими средствами, в основном приданым, которое составляло полную ее собственность. Кроме приданого личной собственностью невестки был обработанный ею лен. В каждой семье женщинам выделялся под лен особый участок земли.

Иерархическая структура семьи отчетливо проявлялась, например, в том, как рассаживались члены семьи за столом. Под святой угол садился глава семьи, рядом с ним – старший из сыновей. Мужчины рассаживались по одну сторону стола – на лавках, женщины – по другую, на приставных скамейках. Дети ели за отдельным столом, около печи. Свекровь сидела вместе с ребятишками, чтобы доглядывать за ними. Стряпка подавала на стол и ела после всех. Случалось и так, что сначала ели взрослые, потом дети; при этом женщины стояли позыди мужей и хлебали из-за их спин. Ели из одной миски деревянными ложками. Мясо брали после того, как свекор дасть указание – стукнет ложкой. За столом сидели чинно, “засмеешся, то свекор ложкой по лбу стукнет”.
(Слайд 4)

Страница 4 Как воспитывали детей на Руси

Христианская традиция «Почитай отца своего» плавно легла в русло языческих традиций почитания старших. Осознание сыновнего долга, почитание родителей, уважение старости - основы воспитания детей на Руси. Семьи были большие, бабушки и дедушки жили вместе с молодыми, передавали им свой жизненный опыт.

Бережное отношение к природе прививали ребенку с детства. «Земля - кормилица» давала урожай. Не будет его - пропадет род. Нельзя было стоя на земле, говорить о ней плохо, ибо «мать земля не простит этого», весной нельзя было бить палкой по земле, так как она беременна - родит хлеб потом и даст жизнь всем другим растениям. Специальные запреты (запуки) оберегали природу от бессмысленного уничтожения - охраняя птиц, зверей. «Синицу не зори - будет дома пожар», «Не трогай пчел - будешь плакать».

Традиции гостеприимства были очень сильны на Руси. Н.М.Карамзин писал, что, уходя из дома, наши предки даже не закрывали дверь, оставляя еду на столе для гостя. Ради того, чтобы прокормить его, разрешалось даже украсть.

А уж любовь к своему Отечеству дети впитывали с ранних лет. «Своя земля и в горести мила», «С родной земли умри, не сходи». И многое значили также языческие традиции воспитания в духе уважения к власти - сначала почитание старейшин, вождей, затем князей. Не потому ли так отчаянно сражались в XIII веке русские воины во главе со своими правителями с монголо - татарами, с крестоносцами?

Детей из разных сословий готовили к выполнению определенных ролей в обществе. Дети крестьянские часто, не зная грамоты, умели выполнять с ранних лет трудовые обязанности по дому, а лет с 6 - 7 делали почти полностью работу взрослых - пахали землю, ловили рыбу, девочки ухаживали за младшими братьями и сестрами, готовили пищу. Детей купцов учили вести торговые дела, обучая грамоте, счету, детей правителей приучали к исполнению государственных дел.

Очень любопытно в связи с этим кормильство на Руси. Просьба не путать кормильцев с кормилицами, чьи заботы ограничивались уходом и кормлением малолетних детей. Кормильцы - специально подобранные воеводы, знатные бояре из отдаленных областей государства, в семью которых на обучение и воспитание отправляли сыновей из княжеской семьи.

Кормилец выполнял роль наставника в делах управления, на него возлагались все обязанности по воспитанию мальчика. Князь Святослав, будучи еще ребенком, был взят в поход своим кормильцем Асмудом, и именно мальчику было поручено бросить копье в сторону древлян, что стало началом битвы. Игорь Святославич в возрасте 5 лет участвовал в княжеском съезде. Но была ли необходимость так далеко и надолго отсылать сына? Ведь чужая семья становилась ему ближе своей родной, мальчик годами не видел родных братьев и сестер? Тогда считалось, что кормильство укрепляло связи между князьями и местными правителями, однако именно оно потом стало одной из причин княжских междоусобиц, когда «брат шел на брата». О каких родственных чувствах к брату можно говорить, если тебя с ним даже не связывали детские воспоминания?

Русские пословицы, поговорки, и иные источники позволяют утверждать, что обучение, знание весьма ценились на Руси. «Учить - ум точить», «Ученье в детстве - как резьба по камню», «Гни деревце, пока гнется, учи дитятку, пока слушается». Очень почитались книги как источник знания. Они бережно переписывались, хранились. Огромными библиотеками владели монастыри.

Ученики монастырских школ могли пользоваться книгами. На Руси утвердилось отношение к знанию как исходящему от Бога духовному опыту. В Изборнике 1076 года написано, что чтение книг - «доброе дело» для каждого христианина, ибо там слова Божьи. Детей учили - с детства читаешь святые книги - совершаешь добрые дела. Надо ли говорить, что подавляющее число книг на Руси имело религиозный характер, и очень популярны были жития святых, откуда детишкам предлагалось брать пример для подражания?
(Слайд 5)

Страница 5 Семья сегодня

Сегодня семья меняется, и эти изменения настолько значительны, что не заметить их нельзя.

Если 3-4 десятилетия назад мужчина был основным и безоговорочным добытчиком в семье, то сейчас все иначе. В России появляется все больше семей, в которых мать, а не отец становится лидером - психологически и экономически.

Процент разводов все время растет. Так, на каждые 10 браков в Москве сейчас приходится 5-6 разводов. Как правило, это связано с тем, что люди перестали воспринимать развод как катастрофу.

Жениться и обзаводиться детьми стали позже. Еще 20 лет назад больше половины москвичек выходили замуж до 24 лет, а сейчас молодых невест всего 40%! Для мужчин жениться до 24 лет в середине 80-х было нормой: из каждых пяти женихов двое были именно в этом возрасте. А сейчас мужчинам, вступающим в брак, как правило, от 25 до 34 лет.

Молодые люди сейчас не торопятся создавать семьи и заводить детей - они хотят пожить для себя, сделать карьеру

Становится больше неполных семей

По мнению социологов, в России происходит кардинальное изменение семейных ценностей. Пробные браки, гражданские браки, гостевые браки (при которых супруги живут отдельно и периодически навещают друг друга), браки выходного дня и браки между супругами одного пола - все это возможно.

Все это печальная статистика. Мне не хотелось бы сейчас говорить именно об этом. Мне хочется рассказать, что в наше время есть люди и их большинство, для которых семья – главная составляющая их жизни.
(Слайд 6) Иван Охлобыстин (актер, режиссер)- 5 детей

(Слайд 7) Михалков Н.- 3 детей

(Слайд 8) Мария Шукшина – 4 детей

(Слайд 9) Валерия- 3 детей

(Слайд 10) Мэл Гибсон (7 детей)

(Слайд 11) Эдди Мерфи (6 детей)

(Слайд 12) Арнольд Шварцнеггер (4 детей)

(Слайд 13) Брэд Питт и Анджелина Джоли (3 своих + 3 усыновленных)

(Слайд 14) Джулия Робертс (3 детей)

(Слайд 15) Кристина Орбакайте- 3 детей
Политики

(Слайд 16) Игорь Шувалов (3 детей) — первый вице-премьер России

(Слайд 17 ) Сергей Кириенко (3 детей) — руководитель Федерального агентства по атомной энергии России

(Слайд 18 ) Сергей Самойлов (3 детей) — советник Президента России

(Слайд 19 ) Борис Громов (5 детей) — генерал, губернатор Московской области

(Слайд 20 )Павел Бордин (5 детей, из них четверо — приемные ) — госсекретарь Союзного государства

(Слайд 21)Тони Блэр (4 детей)  — премьер-министр Великобритании

Предприниматели

(Слайд 22)Сергей Шмаков (6 детей) — президент строительной фирмы «Сапсан»

(Слайд 23)Илья Юров (6 детей) — председатель совета директоров банка «Траст»

(Слайд 24 )Сергей Маслов (5 детей) — президент ОАО «АК Транснефтепродукт»

(Слайд 25) Сергей Выходцев (4 детей) — основатель компании «Быстров»

(Слайд 26) Билл Гейтс (3 детей)  — основатель корпорации Microsoft

 

Спортсмены

(Слайд 27) Олег Маскаев (3 детей) — чемпион мира по боксу

(Слайд 28) Александр Карелин (3 детей) — многократный чемпион мира по классической борьбе

(Слайд 29) Анфиса Резцова (3 детей) — трехкратная олимпийская чемпионка по биатлону

(Слайд 30) Константин Цзю (3 детей) — чемпион мира по боксу

(Слайд 31) Виталий Кличко (Украина) (3 детей) — чемпион мира по боксу

(Слайд 32) Зинедин Зидан (3 детей) — французский футболист

(Слайд 33) Дэвид Бэкхем (3 детей) — английский футболист

(Слайд 34) Андрей Аршавин (3 детей)

Как вы видите, многие успешные люди - многодетные родители, считающие, что семья, дети -это главное. К сожалению, в нашем обществе сложилось негативное отношение к людям, имеющим много детей. Это противоречит православной традиции, согласно которой величайшим «благом» для семьи были дети («сладка есть беседа родившему дети своих»), рождение же дочери — будущей матери — «честью дому».
(Слайд 35) Страница 7 День семьи, любви и верности

Идеалом супружеской любви считаются муромские князья Святые Петр и Феврония. Как повествует житие, молодого князя Петра поразила некая тяжёлая болезнь, от которой всё его тело покрылось язвами - возможно, проказа. Никакие лекари и снадобья не могли ему помочь. До князя дошёл слух о том, что некая премудрая дева Февронии, дочь простого бортника (охотника за диким медом) из села Ласково, славится искусством лечить травами. Князя привозят к дивной лекарке, и она берется его исцелить, но ставит необычное условие: «Аще будет мне супружник, да будет уврачеван». Пётр соглашается взять Февронию в жены после того, как она его вылечит.

Тем не менее, будучи исцелён, он не желает выполнять свое обещание: как может князь взять в жёны простую крестьянку! Вместо этого он решает послать Февронии богатые дары, но она не принимает их.

Нарушивший своё слово князь Пётр заболевает снова, и Феврония снова берётся его исцелить с тем же условием: взять её в жёны. На этот раз выздоровевший Пётр ведёт Февронию под венец, несмотря на сословное различие.

Муромская знать не желает принимать Февронию в качестве княгини и чинит благоверным супругам разные козни. Петра ставят перед выбором: либо он разводится с незнатной Февронией и берёт себе другую, родовитую жену, либо ему придется отказаться от власти и покинуть Муром. Пётр выбирает верность супруге и отправляется вместе с любимой в изгнание.

Но лишения благоверных князей не продлились долго: Петра снова позвали княжить, чтобы прекратить наступившую в Муроме смуту.

До преклонных лет Пётр и Феврония правили Муромским княжеством, а перед смертью удалились в разные монастыри и приняли там постриг.

После смерти, пришедшей к ним в один день, их тела нашли чудесным образом оказавшимися в общей гробнице.

Пётр и Феврония были прославлены в лике святых на церковном соборе 1547 года. Сегодня их святым мощам можно поклониться в Троицком монастыре города Мурома.

8 июля в России отмечается День семьи, любви и верности. Днём нового праздника выбрано число, когда все вспоминают святых благоверных князей Петра и Февронию Муромских - святых, чья супружеская любовь и верность преодолела все житейские преграды.

15 мая празднуется Международный день семьи.

 

(Слайд 36) Страница 8 Прием у президента

Ежегодно многодетные семьи приглашаются на праздничный прием к Президенту. Женщинам, родившим и воспитавшим 10 и более детей, присваивается звание «Мать-героиня». В нашей стране более миллиона многодетных семей. Одна из них семья Шишкиных (Новоусманский район Воронежская область)- «самая многодетная» семья России, в которой 20 собственных детей – этот рекорд занесен в Книгу рекордов Гиннесса.
Заключительное слово учителя

Сегодня мы поговорили о семье, семейных ценностях.
Да, рано или поздно, в зрелом возрасте и не очень, с одобрения родителей или без него, люди создают семью.

Какой она будет: счастливой или не очень, шумной или нет, богатой или бедной, участливой или безучастной – покажет время. Сегодня, когда придете домой, не забудьте обнять своих родных. А если они далеко, то позвонить и сказать, что вы их очень любите!

Закончить разговор мне хотелось бы стихотворением:

Давайте семейные ценности чтить,

Давайте всегда своих близких любить,

Ведь только в семье мы поддержку найдем,

Пусть будет всегда полной чашей ваш дом.

Пусть дети и взрослые помнят всегда-

Семья-это главное! Через года

Сумейте вы счастье свое пронести,

Пускай только лучшее ждет впереди!

Звучит «Гимн семьи» (группа «Челси). Демонстрируются слайды семейных фото.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Урок семьи и семейных ценностей» iconРассказ об истории семьи Гречухиных номинация «Мир семейных увлечений»
Семьи Виктор после окончания училища гражданской авиации и института инженеров гражданской авиации 23 года отработал в авиакомпании,...

«Урок семьи и семейных ценностей» iconРешение которой до сих пор не найдено. Это проблема взаимоотношений внутри семьи
Это проблема взаимоотношений внутри семьи. Еще в эпоху 20-30 годов двадцатого столетия произошел распад традиционного русского семейного...

«Урок семьи и семейных ценностей» iconУважаемые шарьинцы и гости города!
Шарья приглашает вас принять участие в VII областном открытом фестивале-конкурсе «Вифлеемская звезда». Цель Фестиваля-конкурса –...

«Урок семьи и семейных ценностей» iconУрок литературы по теме Мир семьи и духовные заветы в рассказах Бориса Шергина. 6-й класс

«Урок семьи и семейных ценностей» iconАнкета Социальное агентство молодежи
Состав семьи (отметьте, пожалуйста, всех членов семьи, проживающих вместе с Вами)*

«Урок семьи и семейных ценностей» iconПрограмма дисциплины «Психология семейных отношений» для направления 030300. 62 «Психология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030300. 62 «Психология»...

«Урок семьи и семейных ценностей» iconУрок. Урок исследование, урок -проект, урок -размышление, урок-мастерская,...
Методическая система Тарасовой Ольги Геннадьевны учителя русского языка и литературы мбоу сош №3 мо город Горячий Ключ «Технология...

«Урок семьи и семейных ценностей» iconУрок литературы в 11 классе «изображение гражданской войны в «донских рассказах»
«Донских рассказов» проследить трагедию народа в 1918-1920 годах и приоритет общечеловеческих ценностей над идеологическими

«Урок семьи и семейных ценностей» iconКраткий лекционный курс А. Я. Варга, к п. н снс цпз рамн, председатель...
А. Я. Варга, к п н снс цпз рамн, председатель правления Общества семейных консультантов и терапевтов

«Урок семьи и семейных ценностей» iconВлияние брака, рождения детей и стадии жизненного цикла семьи на...
Ак субъективное благополучие, удовлетворенность жизнью, психология счастья. В рамках разработки этих тем, исследователи задаются...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную