«Русский Ренессанс 1920-х»






Скачать 288.28 Kb.
Название«Русский Ренессанс 1920-х»
страница1/3
Дата публикации16.07.2015
Размер288.28 Kb.
ТипДокументы
l.120-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3

УМ «СОВЕТСКИЙ РЕНЕССАНС 1920-х ГОДОВ».



Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет»
Н.С.Выгон, д.ф.н., профессор

ОПД Ф.04 «Методика обучения русскому языку и литературе»

050301"Русский язык и литература».

Преподаватель русского языка и литературы.

1. Цели модуля:

Сформировать понимание возможностей новых педагогических технологий в методике преподавания литературы (использование ЦОР в учебном процессе) на примере изучения литературного процесса 1920-х гг. в контексте художественных открытий живописи, архитектуры, музыки, кино этого периода.

Сформировать навыки применения студентами ЦОР в учебной и учебно-методической деятельности, предполагающей широкое использование форм самостоятельной, групповой и индивидуальной работы.
2. Задачи модуля:
Ознакомить студентов с возможностями использования ЦОР в целях повышения качества обучения, наглядности и разнообразия обучающих заданий в ходе изучения литературы периода 1920-х.

Показать на базе ЦОР продуктивность междисциплинарного подхода для представления стилей периода (взаимосвязь художественных открытий живописи, архитектуры, музыки, кино).

Обучить использованию ЦОР в ходе изучения и преподавания темы «Советский Ренессанс» 1920-х гг.» при помощи создания на основе ЦОР банков данных, таблиц, тематических портфолио, применения разных типов обучающих заданий, тестов для контроля и самоконтроля уровня учебных достижений и т.д.

Сформировать начальные практические навыки проектной организации образовательного процесса (разработка разных типов урока с использованием ЦОР).
3. Ожидаемые результаты освоения учебного модуля:
- Использование ЦОР в ходе изучения и преподавания темы «Советский Ренессанс» 1920-х гг.»;

- Работа с ЦОР в научно-методической и научно-исследовательской деятельности;

- Практические навыки педагогического проектирования.

4. Ожидаемые результаты освоения модуля:

В результате изучения модуля студент должен
- ЗНАТЬ общую структуру имеющихся ЦОР по предметной области и виды ЦОР по теме «Русский Ренессанс 1920-х».
- ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ о мультимедийных средствах реализации междисциплинарного подхода в изучении и преподавании литературы.
- УМЕТЬ использовать ЦОР в ходе изучения и преподавания темы «Советский Ренессанс» 1920-х гг.» (навыки поиска, обработки и сохранения элементов ЦОР при помощи создания банков данных, таблиц, тематических портфолио; разработки разных типов обучающих заданий, тестов для контроля и самоконтроля уровня учебных достижений, итогов методической работы.

5. Инновационность комплекта УММ:

5.1 инновационность по целям обучения заключается в формировании понимания возможностей новых педагогических технологий в методике преподавания литературы (использование ЦОР в учебном процессе)

5.2 инновационность по содержанию обучения обеспечивается изучением работы с ЦОР на примере литературного процесса 1920-х гг. в междисциплинарном контексте художественных открытий живописи, архитектуры, музыки, кино этого периода.

5.3 инновационность методов обучения основана на компетентостном подходе, позволяющем использовать полученные знания для решения новых учебных задач.

5.4 инновационность по формам обучения

формирование навыков применения студентами ЦОР в учебной и учебноные-методической деятельности предполагает широкое использование форм самостоятельной, групповой и индивидуальной работы.

5.5. инновационность по средствам обучения предполагает широкое использование информационных технологий во всех видах деятельности учащихся.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

1. Требования к обязательному объему учебных часов на изучение модуля

Вид учебной

Деятельности

Всего

часов

Распределение часов по формам обучения

очная

В семестр1

в неделю

Лекции

4

4

1

Лабораторные занятия










Практические занятия

6

6

2

Самостоятельная работа


12

12

2

Зачет (защита проектов)

2

2





2. Требования к обязательному уровню и объему подготовки по разделам модуля

2.1. Лекционные занятия

№ п/п

Тема лекции

Объем в часах по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

1

Учитель в XXI веке и роль ИКТ

в его формировании.

1







2

Использование ЦОР для объяснения нового материала: Обзорная лекция «Советский Ренессанс 1920-х гг.».

2







3

Разработка разных типов учебно-

методических материалов на базе ЦОР

при изучении темы «Творчество писателя

1920-е гг.» (на примере творчества Е.И.Замятина).


1










Всего

4








2.2.1. Практические занятия, семинары

№ п/п

Наименование занятия

Номер

темы лекции

Объем в часах по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

1

Структура ЦОР, состав, типы, атрибутирование и поиск объектов в БД.


1

2







2

Изложение нового материала по теме «Литературные группировки 1920-х гг.» на базе ЦОР.

2

2







3.

Виды интерактивного взаимодействия в процессе работы с БЭНП «Литература» (на примере материалов об одном из писателей 1920-х, представленных в персоналии ЦОР).


2,3

2










Всего




6








2.2.3. Самостоятельная работа

№ п/п

Наименование расчетно-графической работы (РГР), расчетно-графического задания (РГЗ), курсового проекта (работы)

Номера тем

лекций (только для РГР и РГЗ)

Неделя семестра, на которой выдается задание

1

Структура ЦОР, состав, типы и атрибутирование ИО (на материале отобранного для модуля комплекта ЦОР.


1

1

2

Подготовка к созданию презентации «Творчество писателя: …» (по выбору).

2

2

3

Использование и конструирование интерактивных таблиц.

2

2

4


Разработка урока-презентации на базе ЦОР по определенной теме

(самостоятельная работа выполняется в микрогруппах и индивидуально).

3

1


3. Требования к обязательному минимуму содержания программы




Лекция № 1: Учитель в XXI веке и роль ИКТ в его формировании.




1. Современное информационное общество и образование:

Информационное общество - новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания. На современном этапе инновационные процессы затронули различные сферы информационного общества— в содержании, технологиях, формах организации деятельности субъектов разных видов деятельности.

концепция информационного общества в исследованиях М.Маклюэна http://www.philosophy.ru/edu/ref/enc/m.html#BM10002: Беляков А. В. Маклюэн М. // Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.1. — СПб.: Университетская книга; 000 “Алетейя”,1998)

Маршалл Маклюэн (McLuhan) (1911-1980) - канадский культуролог, профессор ун-та в Торонто, всемирно признанный исследователь повседневной жизни человека в информационном обществе, в мире, созданном новейшими средствами массовой информации, - писал о новой эре в развитии цивилизации – постгуттенберговой. «Галактика Гуттенберга» - мир, основанный на печатной культуре - была разрушена в 1844, когда появился телеграф Морзе, первое средство сообщения, знаменующее начало электронной эры. Телеграф соединил разрозненные части пространства, ускорив распространение информации до скорости света, до скорости нервного импульса. Новые средства сообщения — радио, телевидение и компьютер — делают информацию окружающей средой человека; рождаясь, каждый новый человек как бы подключается к мировой информационной сети. Погружаясь в информационную среду, человек получает способность вмещать в себя все человечество и впитывать все пространства и времена мира. Но средства связи не просто передатчики информации. Они сами по себе, независимо от передаваемой информации, активно влияют на сознание, структурируя и кодифицируя реальность. “Средство сообщения — само сообщение” — известный афоризм Маклюэна.

Именно теперь, когда средства коммуникации стали средой обитания человека и условием его существования, необходимо, чтобы человек, хотя бы просто в целях самосохранения, понял их природу. И самое важное для этого — отказаться от иллюзий, что главное — то, как используются средства коммуникации, а не влияние, которое они оказывают на человека.
1.2. Учитель в XXI в., главные его черты и роль ИКТ в его формировании.
В первую очередь увеличение роли информации и знаний в жизни общества влияет на образовательный процесс как новую, социально и научно востребованную, парадигму компетентостного освоения информации. Все инновации в сфере высшего педагогического образования содействуют становлению нового типа педагога, способного решать круг значимых педагогических проблем ХХI века. Его деятельность направлена на построение образовательной системы, антропоцентрической по цели, по содержанию и формам организации, поскольку в центре такого обучения находится личность обучающегося как реализация определенного педагогического проекта, предполагающего целостное развитие личности, а не только ее знаниевую образованность. Его главные черты:

  • гуманистическая направленность, проявляющаяся в диалогичности по отношению к личности другого;

  • творческая активность;

  • рефлексивность;

  • постоянно развивающаяся потребность в самообразовании и самосовершенствовании.

Становление такого педагога в условиях педагогического вуза — сложный, многоэтапный процесс. Важное место здесь принадлежит методикам ИКТ.
ИКТ в филологическом образовании

Объектом информационного моделирования может быть любая предметная область, любая информация, представленная в вербальной или графической форме: биобиблиографические материалы о творчестве писателя, историко-архивные материалы, включая фото- и кинодокументы, — все это богатейшие области для построения информационных моделей (http://bw.keytown.com/uposobie.htm: Самойлова Т. А. Информационные модели в филологическом образовании: Учебно-методическое пособие. — Смоленск: СГПУ, 2003). Значительная часть учебных материалов все чаще размещается не на полиграфических, а на мультимедийных носителях

Однако готовность общества к восприятию компьютерной культуры невелика: по результатам исследований, о возможности использования компьютера в качестве образовательного средства знают 34.2% опрошенных, тогда как об использовании компьютера для подготовки текста – 49.1 %. Поэтому важным аспектом подготовки всех будущих учителей является обучение эффективному использованию существующих и разрабатываемых ЦОР и связанных с ними педагогических технологий, а также приемам модификации и адаптации готовых ЦОР для решения возникающих перед ними педагогических задач.

Одним из приоритетных направлений Федеральной программы развития образования на 2006-2010 годы является «совершенствование качества общего образования на основе внедрения новых структуры и содержания образования, современных учебников, повышения эффективности учебного процесса при одновременном снижении учебной нагрузки обучающихся, внедрения разнообразных моделей организации профильного обучения в старшей школе».

Традиционный урок с привлечением традиционных средств обучения позволяет многократно повторить учебный материал, что в немалой степени помогает формированию знаний на уровне их усвоения, но не обусловливает общее развитие учащихся.
Разработка цифровых образовательных ресурсов позволит:

создать учителю условия для повышения эффективности профессиональной деятельности и профессионального роста (улучшить качество преподавания и сократить время на подготовку к уроку за счет использования широкого спектра средств наглядности, новых видов заданий для учащихся, методического сопровождения, ориентирующего на достижение новых результатов образовательного процесса.

предоставить учащимся широкий доступ к информационным источникам, воздействующим на разные каналы восприятия, оптимизировать информационно-поисковую деятельность, представить с высокой степенью наглядности изучаемый материал; организовать информационную деятельность на базе средств ИКТ; дать возможность выстроить индивидуальную образовательную траекторию, сформировать критическое мышление, способности к выбору стратегии собственных действий, в том числе, при выполнении тестовых заданий).













Основной целью создаваемых ЦОР является обеспечение учебного процесса и его субъектов инструментом, позволяющим реализовать обучающую, развивающую и воспитывающую функции обучения.

Особое внимание уделяется формированию алгоритмов деятельности, определяющих активное включение учащихся в разнообразные виды деятельности – индивидуальные и групповые: поиск и анализ информации, изучение набора объектов с целью выявления закономерностей, группировки и обобщения; погружение в изучаемую эпоху, подготовка докладов, написание рефератов; практическая работа с наборами тестовых заданий; творческая работа с объектами; обсуждение в группах, ролевые игры на базе изучаемого материала и др.

Коллекция ЦОР:

дополнит имеющиеся УМК наглядным и интерактивным материалом, значительно расширяющим и обогащающими их недоступными для полиграфического учебника материалами и мультимедийными возможностями (аудио- , видео- и цифровые иллюстративные материалы, интерактивные объекты, большие объемы справочного материала и др.):

предоставит учителям учебные материалы и наглядные пособия (в цифровом формате) по данному предмету, обеспечивающие и облегчающие подготовку и проведение уроков, а также организующие самостоятельную деятельность учащихся;

даст возможность учителю составить определенный набор объектов, применение которых соотносится с программой обучения, условиями образовательного учреждения, уровнем развития детей и особенностями методики. Это позволит сохранить вариативный подход в обучении, использовать творческий потенциал учителя;

позволит пользователям найти максимальное количество разнообразных материалов (статических, динамических, интерактивных), касающихся изучения конкретной темы в рамках любой методики, на любой стадии учебного процесса (получение новой информации, актуализация полученных знаний, практическое использование полученных знаний, аттестация) и на любом уровне (базовый, углубленный, профильный);

позволит преподавателям использовать видеофрагменты, изображения, модели, текстовые и справочные материалы для составления собственных учебных пособий к конкретному уроку в соответствии с их потребностями с помощью различных инструментальных средств;

даст дополнительные возможности учащимся для самообучения, для подготовки к урокам, для более глубокого изучения предмета;

повысит мотивацию учащихся к обучению, сделает обучение более интересным и эффективным на всех стадиях учебного процесса, обеспечив высокую наглядность и предоставив большое количество разнообразного информационного материала;

даст возможность учителю благодаря привязке к содержанию учебников и наличию методической составляющей работать по привычному для него материалу и использовать современные информационные средства, не меняя кардинальным образом традиционной системы обучения.
Учебный процесс с использованием ЦОР может быть организован в форме коллективного, группового и индивидуального (управляемого и самостоятельного) обучения с использованием следующих методов:

объяснительно-иллюстративных (изложение теоретических положений с помощью демонстрации отдельных объектов ЦОР в качестве наглядной опоры или их набора в виде презентаций);

методы проблемного обучения;

частично-поисковые (поиск информации по определенной проблеме в материалах ЦОР и в Интернете);

эвристические (творческое переосмысление собственного опыта, обобщение собранной информации с применением ИКТ при создании проекта, выполнении конкурсных заданий);

практические методы (самостоятельной работы и работы под руководством);

методы контроля и самоконтроля (контроль выполнения творческих работ, организация публичных выступлений с демонстрацией сделанного, взаимооценка результатов деятельности и проектов).


2.1 ЦОР на мультимедийных носителях и материалы из Единой коллекции ЦОР – база данных элективного модуля «Советский Ренессанс 1920-х гг.»

Элективный курс – курс по выбору, где варианты предоставляют педагоги, но электоратом являются учащиеся. Входит в арсенал новых педтехнологий: позволяет осуществлять ЛО-проектирование, т.к. адекватен ситуации образования как реализации программы развития личности, активизирует коммуникативные навыки, умения творческой проектной деятельности, практикоориентированный подход, а также дает учителю свободу вариативности в определении объема материала, способов его представления и контроля результатов (ИКТ, использование ЦОР наряду с традиционными методиками, система тестов, творческих проектных заданий)

Содержание курса. Цели и задачи модуля. Взаимосвязь модуля с другими дисциплинами учебного плана специальности. Организация учебного процесса. Использование самостоятельной работы студентов (консультации в Лаборатории по использованию базовых программ для создания информационных моделей данных; разработка индивидуальных педагогических проектов). Руководство самостоятельной работой: оказание помощи студентам в выборе педагогической проблемы, подборе литературы; проведение индивидуальных и групповых консультаций; определении сроков и форм контроля, разработке рекомендаций по представлению форм отчетности о проделанной работе. Активизация интереса к чтению педагогической литературы, к изучению накопленного педагогического опыта.


3. Структура, состав и типы объектов ЦОР

Первый этап реализации любого проекта – сбор и обработка необходимой информации, т.е. создание базы данных (БД).

Что такое базы данных? 2

В самом общем смысле база данных - это набор записей и файлов, организованных специальным образом. Один из типов баз данных - это документы, набранные с помощью текстовых редакторов и сгруппированные по темам. Другой тип - файлы электронных таблиц, объединяемые в группы по характеру их использования.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Русский Ренессанс 1920-х» iconКонец века, или Русский Ренессанс
Главная › Литература › Урок-погружение по литературе в 11-м классе по теме: Конец века, или Русский Ренессанс

«Русский Ренессанс 1920-х» iconУрок-погружение по теме «Конец века, или русский Ренессанс»
Урок-погружение по теме «Конец века, или русский Ренессанс» (Литература на рубеже веков)

«Русский Ренессанс 1920-х» iconЭкзаменационные билеты по русской литературе для 11 класса гуманитарного отделения
Развитие русской литературы в 20 веке. Русский духовный ренессанс. Серебряный век

«Русский Ренессанс 1920-х» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Русская литература 1920-х гг.»
Профиль: Филологическое образование ((«Русский язык и литература», «Литература и литературное редактирование», «Родной язык и психолингвистика»,...

«Русский Ренессанс 1920-х» iconПлан занятия по учебной дисциплине «Литература» (№ занятия совпадает с № в ктп)
Тема занятия: Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм,...

«Русский Ренессанс 1920-х» iconПлан занятия по учебной дисциплине «Литература» (№ занятия совпадает с № в ктп)
Тема занятия: Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм,...

«Русский Ренессанс 1920-х» iconУрока: расширить знания учащихся по теме «Культура России начала XX в.»
«Культура России начала XX в.», полученные в 9 классе, познакомить их с основными достижениями культуры данного периода, дать его...

«Русский Ренессанс 1920-х» icon«Ренессанс естественно-правового понимания права»

«Русский Ренессанс 1920-х» iconЛ. И. Мингазова Татарскую детскую поэзию 1920-1960-х годов можно...
Татарская детская поэзия 1920-1960-х годов: идейно-философское содержание, эволюция

«Русский Ренессанс 1920-х» iconПриказ №86 от 23мая 2014г Перечень учебников на 2014-2015 учебный...
Разумовская М. М. Русский язык Дрофа 2014 6кл. Разумовская М. М. Русский язык Дрофа 2010 7кл. Разумовская М. М. Русский язык Дрофа...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную