Консультация для педагогов "Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей дошкольного возраста"






НазваниеКонсультация для педагогов "Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей дошкольного возраста"
Дата публикации20.07.2015
Размер47.2 Kb.
ТипДокументы
l.120-bal.ru > Литература > Документы
Консультация для педагогов "Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей дошкольного возраста"
Подготовила воспитатель МБДОУ "Детский сад № 82" - Шокова С.В.
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в воспитании чувств и развитие речи детей. На важность приобретения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали многие известные педагоги и психологи.
Литературное произведение выступает перед ребёнком в единстве содержания и художественной формы. Восприятия литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребёнок к нему подготовлен. А для того необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы.
«Программа воспитания в детском саду» предусматривает ознакомление детей с художественными произведениями на специальных занятиях и вне занятий (во время игр, театрализованных представлений, в уголке книги и др.) .
По перспективному плану работы по ознакомлению с художественной литературой, составленному, на учебный год один раз в неделю мы проводим занятия с детьми. На этих занятиях мы читаем и рассказываем сказки, рассказы, басни, разучиваем стихи и потешки, песенки. Одна из задач проводимых нами занятий состоит в том, чтобы научить детей слушать воспитателя. Только научившись слушать чужую речь, дети получают способность запоминать ее содержание и форму, усваивать норму литературной речи.
Если в младшей группе мы читали детям небольшие произведения, то сейчас детям среднего дошкольного возраста читаем довольно значительные по объему стихотворные и прозаические сказки, рассказы и повести. Занятия по ознакомлению с художественным произведением проводится со всеми детьми в обычном для занятий месте. Во время чтения используем наглядный материал: игрушки, муляж, картину, портрет, наборы книжек с иллюстрациями для раздачи детям и др. Чтение и рассказывание художественных произведений проводится в детском саду по строго определенному плану, в котором учитываются те или иные события, а также время года.
Во время занятий уделяем внимание голосу, мимике, артикуляции. Для нас важно видеть лица детей, встречаться с их глазами, видеть их реакцию на чтение.
На одном занятии читается одно новое произведение и одно-два из тех, которые дети уже слышали раньше. Многократное чтение произведений в детском саду обязательно. Дети любят слушать уже знакомые, полюбившиеся им рассказы, сказки и стихи. Повторение эмоциональных переживаний не обедняет восприятия, но ведет к лучшему усвоению языка и, следовательно, к более глубокому осмысливанию событий, поступков героев. У детей появляются любимые персонажи, дорогие для них произведения, и потому их радует каждая встреча с этими персонажами. Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.
У детей необходимо воспитывать любовь к художественным произведениям, к книге, формировать желание эмоционально воспринимать и откликаться на художественное произведение. Для этого важна эмоциональная приподнятость чтеца и слушателей. Например, когда мы читаем новую сказку я на своем примере показываю, как нужно бережно обращается с книгой, с уважением произношу имя автора, несколькими вводными словами привлекаю внимание детей.
Художественная литература активно воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность. При чтении книги ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Ребенок как бы входит внутрь событий художественного произведения, становится как бы его участником. Так, при чтении сказки «Стойкий оловянный солдатик» дети искренне сопереживают, сочувствуют главному герою. А из сказок «Колосок», «Зимовье зверей», «Красная шапочка» дети поняли, как важно быть честным и справедливым, трудолюбивым, приходить на помощь другим. По ходу занятия дети задаем вопросы по содержанию произведения.
Художественная литература развивает чувства и отношения, формирует у детей и положительные и отрицательные эмоции. Она воспитывает стремление к правде и справедливости, ненависть к угнетателям, любовь к людям, животным, растениям, неприязнь к чванству, надменности, злобе (например, к жестокой мачехе, выгнавшей бедную босую Марьюшку на мороз из сказки «Морозко»). Она рождают любовь и сочувствие к малым, слабым, старым, примером могут служить сказки «Воробьишко» М. Горького, «Три поросенка», «Красная шапочка», «Три поросенка», которые очень любят наши дети.
Народные сказки формируют также и положительные черты характера, например настойчивость, — герой неутомимо преодолевает одно препятствие за другим, не падая духом даже в самых трудных обстоятельствах. Сказка «Жихарка» учат самостоятельности, смелости, бесстрашию. Каждый воспитатель знает, как необходим ребенку живой образ героя (героини, пример которого был бы ему близок и понятен без голой, сухой морализации. Сказка «Как собака друга искала», рассказ Е. Чарушина «Почему Пиону звали Пионой? » ненавязчиво учит детей сметливости, находчивости, умению побеждать зло добром.
Очень важно воспитать в детях чувство юмора. Чувство юмора — великий дар, художественные произведения помогают развить его. Басни А. Толстого, литературная сказка К. Чуковского «Тараканище», стихотворения С. Маршака «Вот такой рассеянный», народные песенки «Купите лук» и другие учат понимать юмор, поднимают настроение детей.
А творчество русских поэтов полны поэзии и красоты. Стихотворения И. Бунина «Листопад», А. С. Пушкина «Ветер, ветер, ты, могуч! », М. Ю. Лермонтова «Спи младенец», Н. Некрасова «Не ветер бушует над бором», А. Барто «Я знаю, что надо придумать» и т. д. учат детей понимать смысл стиха, эмоционально воспринимать его, зарождает в детях чувство нежности, грусти, учить видеть красоту, любовь к природе. Ребенок воспринимает красоту стихов, и в нем самом рождается эстетическое чувство.
Знакомство с народными потешками, песенками дает возможность детям ближе соприкоснуться с национальным фольклором народов мира, обогащает его духовный мир, развивает патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе. Ведь фольклор совмещает в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания.
Художественная литература в сильной степени способствует возникновению у детей именно эмоционального отношения к описываемым событиям, природе, героям, персонажам литературных произведений, к окружающим их людям, к действительности.
Художественная литература открывает и объявляет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих и чувств и взаимопониманий. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образы русского литературного языка. Огромное её воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребёнка об окружающем мире, она воздействует на личность ребёнка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Консультация для педагогов \"Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей дошкольного возраста\" iconВлияние художественной литературы на речевое развитие детей дошкольного возраста
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи...

Консультация для педагогов \"Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей дошкольного возраста\" iconКонсультация для педагогов доу тема
Тема: «Развитие активной речи детей раннего возраста средствами художественной литературы»

Консультация для педагогов \"Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей дошкольного возраста\" iconПримерная программа учебной дисциплины Литературное образование детей дошкольного возраста
Задачи литературного образования детей дошкольного возраста: введение в мир словесного искусства, ознакомление с многообразием жанров...

Консультация для педагогов \"Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей дошкольного возраста\" icon«Использование малых форм фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста»
Тема: «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов \"Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей дошкольного возраста\" iconОсобенности вербально-логической памяти у детей старшего дошкольного...
Речевой недостаточности среди детей дошкольного возраста является общее недоразвитие речи [2,3,4]. Этиология и патогенез общего недоразвития...

Консультация для педагогов \"Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей дошкольного возраста\" icon«Художественное слово в системе воспитания и обучения детей с речевой...
Жанры художественной литературы и их значение в развитии и коррекции речи детей с общим недоразвитием речи

Консультация для педагогов \"Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей дошкольного возраста\" iconКоррекция эмоциональной сферы детей дошкольного возраста по психологической...
Поэтому необходимо получать новые данные о психологическом, личностном, психофизическом развитии современного дошкольника, о его...

Консультация для педагогов \"Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей дошкольного возраста\" iconРазвитие речи детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема
Художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания....

Консультация для педагогов \"Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей дошкольного возраста\" iconТемы контрольных работ по мдк 03. 06 «Детская литература» Специальность...
Тема: Место детской литературы в воспитании и обучении детей дошкольного возраста

Консультация для педагогов \"Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей дошкольного возраста\" iconПрограмма по безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста «Один дома»
Методическое сопровождение к сюжетно-ролевой игре для детей старшего дошкольного возраста «Спасатели»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную