Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену и государственной итоговой аттестации обучающихся за курс основной школы по литературе в 2013-2014 учебном году Автор составитель






Скачать 169.66 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену и государственной итоговой аттестации обучающихся за курс основной школы по литературе в 2013-2014 учебном году Автор составитель
Дата публикации23.07.2015
Размер169.66 Kb.
ТипМетодические рекомендации
l.120-bal.ru > Литература > Методические рекомендации


Государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Ленинградский областной институт развития образования»

Факультета гуманитарного образования

Методический центр


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по подготовке к единому государственному экзамену

и государственной итоговой аттестации обучающихся за курс основной школы

по литературе в 2013-2014 учебном году

Автор – составитель:

Терешина В.А, методист методического центра

факультета гуманитарного образования

председатель ПК по литературе

Санкт-Петербург

2013 год


Литература


  1. На заседании методического объединения учителей русского языка и литературы (с участием всех учителей, преподающих литературу в 5 – 11 классах школы) изучить следующие нормативные документы, регламентирующие проведение государственной итоговой аттестации по литературе и определяющие приоритеты в преподавании предмета «Литература» в основной и средней школе:

  • «Методические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания литературы (на основе анализа типичных затруднений выпускников при выполнении заданий ЕГЭ)». Авторы: С.А. Зинин, Л.Н. Гороховская, Л.В. Новикова;

  • контрольные измерительные материалы государственной (итоговой) аттестации 2014 года (в новой форме) по литературе (спецификацию, кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов государственной (итоговой) аттестации (в новой форме);

  • контрольные измерительные материалы единого государственного экзамена 2014 года по литературе (спецификацию, кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников ОУ, демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена).




  1. Учащихся 9 и 11 классов и их родителей необходимо ознакомить с нормативно-правовой базой ЕГЭ и Г(И)А (в новой форме), с контрольными измерительными материалами по литературе, процедурой проверки экзаменационных работ выпускников 9 и 11 классов.

Организуя систематическую самостоятельную работу обучающихся по подготовке к экзамену, необходимо обратить особое внимание на следующие виды работы:

    • качественное повторение учащимися 9 и 11 классов важнейших разделов программ основной и средней школы;

    • текстов художественных произведений;

Особое внимание следует уделить повторению произведений, изученных школьниками в 5 – 8 классах:

  • произведения, рекомендуемые для повторения в 9 классе: «Цыгане», «Повести Белкина» А.С. Пушкина; «Песня про… купца Калашникова», «Мцыри» М.Ю. Лермонтова; «Ревизор» Н.В. Гоголя; сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина и рассказы А.П. Чехова, указанные в кодификаторе; «После бала» Л.Н. Толстого;

  • произведения, рекомендуемые для повторения в 11 классе: «Слово о полку Игореве…»; «Недоросль» Д.И. Фонвизина; «Медный всадник», «Капитанская дочка» А.С. Пушкина; «Песня про… купца Калашникова», «Мцыри» М.Ю. Лермонтова; «Ревизор», «Шинель» Н.В. Гоголя.

    • работу с критериями проверки и оценивания выполнения заданий, требующих написания развёрнутого ответа.




  1. В контрольных измерительных материалах уточнены инструкции к заданиям, требующим написания развёрнутого ответа. Они представляют собой пошаговые рекомендации экзаменуемым, в них отражены требования, в соответствии с которыми они должны строить свои ответы и по которым эксперты будут оценивать их работы. Внимательное чтение инструкций, понимание изложенных в них требований и точное их выполнение способствуют повышению результативности работ выпускников.




        1. Изменений в проектах контрольных измерительных материалов ЕГЭ и Г(И)А (в новой форме) 2014 года по литературе нет.


В 2013 году была существенно усовершенствована система проверки и оценивания выполнения заданий С2 и С4 единого государственного экзамена.


Критерии

Баллы

Включение произведения в литературный контекст и убедительность аргументов




а) экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает названия двух произведений и их авторов, убедительно обосновывает выбор каждого произведения

И

убедительно сопоставляет эти произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа;

искажение авторской позиции и фактические ошибки в ответе отсутствуют

4

б) экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает названия двух произведений и их авторов, но не во всём убедительно обосновывает выбор каждого произведения / или убедительно обосновывает выбор одного произведения и не во всём убедительно обосновывает выбор другого произведения

И

убедительно сопоставляет одно или оба произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа (при сопоставлении допускаются отдельные негрубые недочёты);
ИЛИ

экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает названия двух произведений и их авторов, убедительно обосновывает выбор только одного произведения, (возможно, не во всём убедительно)

И

убедительно сопоставляет оба произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа (при сопоставлении допускаются отдельные негрубые недочёты);
ИЛИ

экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает названия двух произведений и их авторов, обосновывает выбор каждого произведения,

НО

допускает отдельные недочёты при сопоставлении двух произведений с предложенным текстом в заданном направлении анализа / или убедительно сопоставляет с предложенным текстом только одно произведение (при сопоставлении допускаются отдельные негрубые недочёты);
И/ИЛИ допускает 1 фактическую ошибку, в целом не искажая авторской позиции

3

в) экзаменуемый отвечает на вопрос и при этом

ИЛИ

указывает название двух произведений и их авторов, обосновывает выбор только одного произведения (возможно, не во всём убедительно)

И

убедительно сопоставляет одно произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа (при сопоставлении допускаются отдельные негрубые недочёты);

ИЛИ

указывает название двух произведений и их авторов, не обосновывает выбор обоих произведений (или даёт неубедительное обоснование)

И

убедительно сопоставляет одно или оба произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа (при сопоставлении допускаются отдельные негрубые недочёты);

ИЛИ

указывает названия двух произведений и их авторов, обосновывает выбор двух произведений (возможно, не во всём убедительно) / или убедительно обосновывает выбор только одного произведения

НО

не сопоставляет одно или оба произведения с текстом в заданном направлении анализа;

ИЛИ

указывает название только одного произведения и его автора, обосновывает выбор произведения (возможно, не во всём убедительно), убедительно сопоставляет это произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа (при сопоставлении допускаются отдельные негрубые недочёты);

И/ИЛИ допускает 2 фактические ошибки, в целом не искажая авторской позиции

2

г) экзаменуемый отвечает на вопрос и при этом

ИЛИ

указывает названия двух произведений и их авторов, но не во всём убедительно обосновывает выбор одного произведения / или не обосновывает свой выбор (или даёт неубедительное обоснование)

И

неубедительно сопоставляет эти произведения с предложенным текстом / или сопоставляет их с предложенным текстом без учёта заданного направления анализа;

ИЛИ

указывает название только одного произведения и его автора, обосновывает выбор произведения (возможно, не во всём убедительно) / и неубедительно сопоставляет это произведение с предложенным текстом;

ИЛИ

указывает название только одного произведения и его автора,

не обосновывает выбор произведения (или даёт неубедительное обоснование), но убедительно сопоставляет это произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа (при сопоставлении допускаются отдельные негрубые недочёты);

И/ИЛИ допускает искажение авторской позиции;

И/ИЛИ допускает 3 фактические ошибки.

1

д) экзаменуемый не отвечает на вопрос,

ИЛИ даёт ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей и не опирается на авторскую позицию;

И/ИЛИ указывает название одного произведения и его автора, но не обосновывает свой выбор (или даёт неверное обоснование) и не сопоставляет это произведение с предложенным текстом;

И/ИЛИ существенно искажает авторскую позицию;

И/ИЛИ допускает более 3 фактических ошибок.

0

Максимальный балл

4


Надо также обратить внимание учащихся на содержание инструкции по применению этого критерия: «Выполняя задание, экзаменуемый самостоятельно подбирает для контекстного сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст). При указании автора инициалы необходимы только для различения однофамильцев и родственников, если это существенно для адекватного восприятия содержания ответа (например, Л.Н. и А.К. Толстые; В.Л. и А.С. Пушкины).

Данный критерий требует серьёзного внимания учителя и выпускников. Необходимо организовать практическую работу по анализу и проверке текстов сочинений С2 и С4, опубликованных в «Методических рекомендациях по некоторым аспектам совершенствования преподавания литературы (на основе анализа типичных затруднений выпускников при выполнении заданий ЕГЭ)».

Для удобства анализа ответов на задания С2 и С4 рекомендуется использовать таблицу «Оценка выполнения заданий С2 и С4 ЕГЭ по литературе по критерию «Включение произведения в литературный контекст и убедительность аргументов» («Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2013 года. Литература. Часть 1», стр. 28 – 30).

Рекомендуется отслеживать возможные изменения в контрольных измерительных материалах ЕГЭ и Г(И)А (в новой форме) по литературе в течение учебного года.


        1. Следует обратить внимание на отработку у школьников умений решать следующие задания типа В: В 4, В 11, В 12 (см. Демонстрационный вариант КИМ ЕГЭ 2014 года по литературе).

Задание В4 (установление соответствия между предложенными содержательными элементами на основе знания текста литературного произведения) ориентировано на знание экзаменуемым текста художественного произведения, поэтому главным условием его хорошего выполнения является освоение школьниками содержания программных произведений, входящих в кодификатор.

В контрольных измерительных материалах возможно использование различных вариантов формулировок задания В 4, например:

Установите соответствие между персонажами, фигурирующими во фрагменте, и

  • фактами их дальнейшей жизни;

  • присущими им качествами личности;

  • родом их деятельности;

  • принадлежащими им высказываниями;

  • их социальным статусом;

  • их отношением к герою;

  • авторской характеристикой в произведении;

  • интерьером их домов;

  • их местом в системе образов;

  • их портретными характеристиками.

Задание В11 (самостоятельный поиск и идентификация средств художественной изобразительности в тексте лирического произведения) проверяет освоение обучающимися теоретико-литературных понятий и умение применить полученные знания, анализируя текст стихотворения.

Задание В12 содержит вопрос о стихотворном размере. У учащихся недостаточно сформирован навык определения стихотворных размеров, особенно трёхсложных (дактиль, амфибрахий, анапест).
Примеры заданий.

№ 1.

Установите соответствие между четырьмя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и присущими им качествами личности. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


ПЕРСОНАЖИ

КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

А) Евгений Базаров

1) отцовская теплота и забота

Б) Аркадий Кирсанов

2) надменность и себялюбие

В) Николай Кирсанов

3) юношеская восторженность

Г) Павел Кирсанов

4) суровость и беспощадность в оценках


Ответ запишите цифрами в таблице.

Ответ:

А

Б

В

Г














№ 2.

Укажите номера строф, в которых автор, с целью усиления выразительности стиха, использует анафору (ответ дайте в форме порядкового числительного в именительном падеже).

Ответ:___________________
№ 3.

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств, использованных поэтом во второй строфе данного стихотворения:

  1. гипербола

  2. инверсия

  3. олицетворение

  4. эпитет

  5. сравнение

Впишите соответствующие номера в таблицу.

Ответ:











№ 4.

«Приобретения» Чичикова являются следствием его удачных визитов (исключая Ноздрёва) к владельцам «мёртвых душ». Установите последовательность посещения Чичиковым перечисленных ниже персонажей. Очерёдность укажите цифрами в таблице.

  1. Плюшкин

  2. Манилов

  3. Коробочка

  4. Собакевич

Ответ:
















        1. При подготовке школьников к выполнению заданий с кратким ответом требуется формировать у них базовые знания по истории и теории литературы в курсе основной и средней школы. Эти знания должны использоваться учащимися как инструментарий для освоения проблематики, идейно-художественного своеобразия и особенностей формы изучаемого произведения. При этом знание текста должно оставаться обязательным требованием при изучении курса литературы.

Особое внимание надо уделить отработке таких понятий, как литературный род, жанр, литературные направления, философская лирика, литературные типы, психологизм, композиция, символ, конфликт.


        1. На уроках литературы в выпускном классе необходимо организовать повторение пройденного материала, выделяя для этого специальное время в учебном процессе. Знание сюжета и героев произведения по-прежнему является серьёзной проблемой для многих учащихся основной и средней школы.

Темы учебного курса, вызывающие затруднения у школьников при сдаче Г(И)А (в новой форме) и ЕГЭ по литературе:

    • «Слово о полку Игореве» (содержание произведения, его историческая основа, жанр, анализ художественных средств, понимание своеобразия авторской позиции, сопоставление памятника с другими произведениями русской литературы);

    • «Мёртвые души» Н.В. Гоголя (жанр произведения, смысл названия, образы чиновников, образ автора и его роль в раскрытии идейного замысла);

    • лирика Ф.И. Тютчева (учащиеся недостаточно глубоко воспринимают философскую сущность лирики поэта, знают мало стихотворений);

    • «Обломов» И.А. Гончарова (слабое знание текста, образы главных героев произведения, авторская позиция и способы её выражения);

    • «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова (плохое знание содержания поэтического текста большого объёма, недостаточно глубокое осмысление проблематики произведения, далёкой от современных реалий);

    • лирика В.В. Маяковского (сатира, новаторство творчества, своеобразие формы);

    • «Тихий Дон» (знание текста, понимание идейно-художественного содержания).

На уроках литературы в 9 и 11 классах при изучении нового материала важно привлекать знания обучающихся о ранее изученных произведениях, уделяя внимание повторению материала для того, чтобы школьники могли осмыслить его на более глубоком уровне.

Подобные сопоставления позволяют неоднократно повторить изученный материал, значительно обогащают его осмысление, способствуют формированию у учащихся умений сопоставлять эпизоды произведений и сравнивать их героев (9 класс), а также навыка «контекстного» рассмотрения литературных произведений, что является необходимым условием для выполнения заданий С2 и С4 (11 класс).


  1. Задания с развёрнутым ответом проверяют умение экзаменуемого анализировать, интерпретировать и комментировать текст художественного произведения. Задания базового уровня в 9 классе и повышенного уровня С1 и С3 в 11 классе должны соответствовать следующим требованиям:

  • формулирование прямого связного ответа на вопрос с опорой на авторскую позицию;

  • убедительное обоснование своих тезисов, подтверждение их текстом без подмены анализа эпизода его пересказом;

  • точность в изложении литературных фактов.

На уроках литературы в процессе работы над письменными высказываниями ограниченного объёма рекомендуется пользоваться следующей схемой написания развёрнутого ответа:

    • Тезис.

    • Аргумент 1.

    • Примеры из текста, подтверждающие аргумент.

    • Аргумент 2.

    • Примеры из текста, подтверждающие аргумент.

    • Вывод.




  1. Сочинение по-прежнему остаётся трудным для определённой группы обучающихся типом задания, поэтому в практике школьного преподавания литературы следует увеличить количество специальных уроков для обучения написанию сочинений и уроков, посвящённых аналитическим разборам письменных творческих работ. Рекомендуется также систематически включать в учебную работу письменные задания небольшого объёма, требующие точности в выражении мысли и твёрдого знания фактов.

Нормы написания сочинений на литературную тему:


Класс

Количество сочинений

5 – 6 классы

не менее 4 аудиторных сочинений

7 – 8 классы

не менее 5 аудиторных сочинений

9 – 11 классы

не менее 7 аудиторных сочинений

10. В процессе обучения написанию сочинений особое внимание нужно обратить на работу с критерием 3 («обоснованность привлечения текста произведения»).

При выполнении задания части 3 единого государственного экзамена (С5) и задания части 2 экзамена в 9 классе должны обязательно привлекаться тексты художественных произведений: экзаменуемый должен продемонстрировать умение построить развёрнутое высказывание на литературную тему, аргументируя свои суждения текстом произведения. На уроках литературы, особенно на уровне основной школы, следует уделять серьёзное внимание формированию умения краткого пересказа и точной отсылки к эпизоду.

Существуют два способа обоснованного привлечения текста художественного произведения или критической статьи:

        • процитированному тексту даётся собственная интерпретация;

        • текст цитируется как доказательство собственного суждения.

Типичными ошибками экзаменуемых при создании развёрнутого ответа являются:

  • замена анализа проблемы пересказом текста художественного произведения или критической статьи;

  • отсутствие цитатного материала, особенно в сочинениях по лирике, или недостаточность его привлечения;

  • неуместное цитирование или пересказ содержания, не связанные с проблемой, предложенной в вопросе;

  • привлечение литературного контекста в развёрнутом аргументированном ответе в жанре сочинения на литературную тему, часто контекст мешает ученику адекватно ответить на поставленный вопрос, полно и правильно раскрыть тему сочинения.




  1. Особое внимание при анализе сочинений в основной школе нужно обратить на критерий 2 («уровень владения теоретико-литературными знаниями»).

Государственная итоговая аттестация по литературе выявляет уровень овладения экзаменуемыми знаниями и умениями в области теории и истории литературы, которые обозначены в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования в разделах: «Основные историко-литературные сведения», «Основные теоретико-литературные понятия»; «Основные виды деятельности по освоению литературных произведений», «Требования к уровню подготовки выпускников».

Строгая регламентация в использовании сведений по теории и истории литературы отсутствует. Многое зависит от индивидуального литературоведческого, культурного багажа экзаменуемого (почти все термины и понятия, которые осваиваются в курсе «Литература», относятся к категории слов, составляющих обязательный лексический запас образованного человека: конфликт, фольклор, лирика и др.).

Формулировки заданий могут включать в себя то или иное понятие: «Как в комедии «Горе от ума» проявились черты классицизма, романтизма и реализма?» Однако задания этого типа могут и не содержать в формулировке термина: «Почему В.Г. Белинский назвал Евгения Онегина «эгоистом поневоле»? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).

Качество ответа оценивается не по количеству использованных выпускником терминов, а по глубине анализа произведения и целесообразности применения литературных понятий.

Типичные ошибки в области теории и истории литературы, проявляющиеся при выполнении заданий с развёрнутым ответом:

    • неумение осмыслить авторскую позицию и выявить средства её воплощения;

    • терминологическая бедность сочинения;

    • неточное, неуместное использование в развёрнутых ответах терминов и понятий;

    • хронологические искажения, связанные с незнанием литературного и исторического контекста.




  1. В контрольных измерительных материалах Г(И)А (в новой форме) и ЕГЭ по литературе большое внимание уделяется качеству речи экзаменующихся.

Типичные ошибки обучающихся, связанные с речевым оформлением монологических высказываний разного объёма:

      • ошибки в понимании значения и употребления отвлечённых понятий: духовные искания, духовные потребности, праведничество, правдоискательство, обусловленность, предопределённость, совершенство, переосмысление и др.;

      • ошибки в употреблении паронимов (честь и честность, гордость и гордыня, дворовый и дворянин и т.д.);

      • нарушение лексической сочетаемости;

      • неудачное использование экспрессивных, эмоционально-окрашенных средств;

      • немотивированное применение диалектных и просторечных слов и выражений;

      • смешение лексики разных исторических эпох.




  1. Подготовку учащихся к сдаче Г(И)А (в новой форме) и ЕГЭ следует проводить только по пособиям, допущенным ФИПИ или разработанным предметной комиссией ФИПИ в 2013 году.

Для самостоятельной работы учащихся нужно рекомендовать Открытый сегмент Федерального банка тестовых заданий по литературе.
Также необходимо постоянно работать с материалами, размещенными на сайтах:

  • Федеральный институт педагогических измерений- http://www.fipi.ru/

  • Портал информационной поддержки ЕГЭ - http://www.ege.edu.ru

  • http://obrnadzor.gov.ru

  • Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области - http://edu.lenobl.ru



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену и государственной итоговой аттестации обучающихся за курс основной школы по литературе в 2013-2014 учебном году Автор составитель iconПсихолого-педагогическая подготовка участников образовательного процесса...
В настоящем сборнике представлены методические рекомендации по подготовке участников образовательного процесса к государственной...

Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену и государственной итоговой аттестации обучающихся за курс основной школы по литературе в 2013-2014 учебном году Автор составитель iconМетодические рекомендации для учителей по подготовке обучающихся...
Авторы-составители: Юнг Е. Л., методист кафедры филологического образования гаоу дпо «Сарипкипро»

Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену и государственной итоговой аттестации обучающихся за курс основной школы по литературе в 2013-2014 учебном году Автор составитель icon«Подготовка к Единому государственному экзамену в 2013 учебном году»
Цель: организация информационно – разъяснительной работы по подготовке к егэ в 2013 учебном году среди старшеклассников, изучение...

Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену и государственной итоговой аттестации обучающихся за курс основной школы по литературе в 2013-2014 учебном году Автор составитель iconАнализ итоговой аттестации учащихся 9 и 11 классов за 2013-2014 учебный год
Егэ, который был обсужден на методических объединениях и утвержден директором лицея. В соответствии с данным планом директор, заместитель...

Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену и государственной итоговой аттестации обучающихся за курс основной школы по литературе в 2013-2014 учебном году Автор составитель iconПлан работы гбоу сош №1460 по подготовке к егэ и гиа в 2013-2014...
Цель: организовать работу педагогического коллектива школы, на­правив ее на подготовку учащихся к итоговой аттестации

Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену и государственной итоговой аттестации обучающихся за курс основной школы по литературе в 2013-2014 учебном году Автор составитель iconМетодические рекомендации по подготовке учащихся к Основному государственному...
В санкт-Петербурге в 2015 году в третий раз проведен основной государственный экзамен (огэ) обучающихся, освоивших образовательные...

Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену и государственной итоговой аттестации обучающихся за курс основной школы по литературе в 2013-2014 учебном году Автор составитель iconМетодические и дидактические материалы по подготовке учащихся к Единому...
Данные материалы предназначены для учителей истории и обществознания, которые осуществляют подготовку учащихся к Единому государственному...

Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену и государственной итоговой аттестации обучающихся за курс основной школы по литературе в 2013-2014 учебном году Автор составитель iconПрограмма подготовки и проведения государственной (итоговой) аттестации...
Составление сетки – административного контроля хода подготовки к государственной аттестации по предметам

Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену и государственной итоговой аттестации обучающихся за курс основной школы по литературе в 2013-2014 учебном году Автор составитель iconПлан – график подготовки в 2013/2014 учебном году к государственной...
Педагогический совет «Состояние и основные проблемы развития школы: анализ, проблемы, перспективы» с включением вопросов

Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену и государственной итоговой аттестации обучающихся за курс основной школы по литературе в 2013-2014 учебном году Автор составитель iconО проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников IX...
Министерство образования и науки края в целях организации работы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную