Программа элективного курса для 5 класса Зарубежная литература для детей






Скачать 75.04 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса для 5 класса Зарубежная литература для детей
Дата публикации25.07.2015
Размер75.04 Kb.
ТипПрограмма
l.120-bal.ru > Литература > Программа



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия №1 г.Лаишево
Программа элективного курса для 5 класса

Зарубежная литература для детей

Выполнили:
Макарова С.С.- учитель русского языка и литературы

Никольской СОШ

Строителева С.Ю.- учитель русского языка и

литературы МБОУ Гимназии №1 г. Лаишево

Лаишево, 2013

Пояснительная записка

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

В круг предметов, изучаемых в современной средней школе, входит литература зарубежных стран, что способствует расширению и углублению гуманитарных знаний школьников, открывая перспективы более ясного представления о мировом литературном процессе и роли в нем отечественной литературы. Раздвигаются временные и пространственные горизонты литературного развития в разных странах, открывается возможность познакомить детей с творчеством писателей, чьи произведения стали достоянием всего человечества.

Изучение зарубежной литературы строится на основе комплексного подхода,

включающего аспекты историко-литературного, литературно-теоретического и культурологического изучения произведений и отдающего приоритет рассмотрению литературы как вида искусства.

Цели предмета «Зарубежная литература» соответствуют основным целям

литературного образования - в формировании нравственных позиций и обогащении

духовного мира личности, в развитии эстетического вкуса учащихся, умения свободно

выражать себя в речи и определять свое отношение к прочитанному, в подготовке к

восприятию произведений писателей разных стран в контексте мирового литературного

процесса.

Для достижения этих целей ставятся задачи:

расширить представления учащихся о литературном процессе;

научить выявлять общее и особенное в творчестве писателей разных стран, принадлежащих к единому литературному направлению;

• привить навык сопоставительного похода к явлениям национальных литератур;

вводя ученика в художественный мир писателя, научить воспринимать текст произведения как целостную художественную систему, обусловленную особенностями мировоззрения автора;

обратить внимание на преемственность традиций и их обновление;

раскрыть гуманистический характер творчества писателей, проявляющийся в интересе к личности человека, его духовному миру, к условиям жизни и формированию характера;

содействовать развитию навыков анализа художественных произведений различных литературных родов и жанров;

• использовать возможности литературы для нравственного и художественного воспитания учащихся.

Представленные в программе произведения рассматриваются в общелитературном контексте с учетом взаимодействия русской и зарубежной литературы, а также межпредметных связей (литература и история, литература и художественная культура). Дается периодизация литературного процесса: античная литература, литература средних веков, литература эпохи Возрождения, литература XVII, XVIII, XIX, XX веков.

На уроках зарубежной литературы, как и при изучении русской литературы, формируются и развиваются теоретические понятия, используются сходные термины. Совпадения неизбежны, что может быть плодотворно использовано при сопоставлении аналогичных явлений в русской и зарубежной литературе.

Знакомство с зарубежной литературой и ее изучение осуществляются в несколько этапов, на каждом из которых развитие литературы рассматривается в движении от древности к последующим эпохам, что позволяет увидеть связь времен, связь литератур разных стран и соотнести рассматриваемый материал с явлениями русской литературы.

На каждом этапе изучения зарубежной литературы учащиеся приобретают определенные знания и навыки.

На первом этапе (5 класс) раскрываются понятия художественная литература, зарубежная литература. Изучается происхождение литературы (мифология — фольклор — литература). Происходит знакомство с мифами, произведениями устного народного творчества (предания, баллады, сказки), изучаются литературные произведения (литературные сказки, повести, романы и др.).

На уроках зарубежной литературы изучаются включенные в учебник-хрестоматию стихотворения, сказки, басни, рассказы, фрагменты романов, поэм, пьес. Произведения большого объема изучаются по решению учителя и по его выбору

(в зависимости от уровня класса и наличия книг).

К концу учебного года ученик должен знать, в чем отличие литературы от фольклора, какую литературу называют зарубежной. Он должен усвоить содержание мифа о Прометее, народных и литературных сказок (двух-трех), повести Астрид Линдгрен (по выбору), названия, имена героев и частично содержание романов Марка Твена, знать наизусть народную балладу (по выбору).

Школьный курс зарубежной литературы строится из расчета один час в неделю, что составляет 34 часа в учебный год.

Содержание программы:

Введение в школьный курс зарубежной литературы (1ч)

Мифология и фольклор (12 ч)

Литературная сказка (14ч)

Романы и повести (7 ч)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



занятия

п/п

Название тем курса

Всего часов

Дата проведения


по плану

Фактич.

I четверть


1


ВВЕДЕНИЕ В ШКОЛЬНЫЙ КУРС ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (1 Ч.)

1







2

МИФОЛОГИЯ И ФОЛЬКЛОР (12 Ч.).

Понятие о мифе и мифологии как обобщение представлений о мире

1







3

Мифы Древней Греции и их герои. Прометей и его деяния

1







4-5

Мифы о Троянской войне и ее героях. Ахилл. Одиссей и его хитроумный план взятия Трои

2







6

Фольклор. Произведения устного народного творчества как один из важнейших источников возникновения художественной литературы. Народные предания

1







7

Скандинавские предания об эльфах, гномах и норнах

1







8

Народные баллады. особенности их содержания и построения. Английские баллады о Робине Гуде.

1







9

Немецкие баллады. «Лорелея», «Крестьянин и рыцарь»

1







II четверть


10-11

Сказки народов мира. Сказки волшебные, сказки о животных. Общее и особенное в сказках народов разных стран

2







13

Сага и ее особенности. Ирландские саги о Кухулине. «Бой Кухулина с Фердиадом».

1








14

Образы главных героев ирландских саг и русских былин

1








15

ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА (14 ч.)

Понятие о литературной сказке. Роль фольклора в ее возникновении.

1







16-17


Ш. Перро. «Сказки моей тетушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с моральными поучениями». Слово о писателе. Мотивы и образы произведений фольклора в книге Перро.

Художественные особенности сказки «Спящая красавица» Перро. Сказочный образ спящей красавицы в русской поэзии и музыке

2







III четверть


18-19


Братья Гримм. «Детские и домашние сказки». Немецкие фольклористы братья Якоб и Вильгельм Гримм.

Простота и лаконизм изложения народных сказок. «Сказка о рыбаке и его жене как один из источников «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина

2







20-21

В.Гауф. « Холодное сердце», «Калиф-аист», «Маленький Мук». Связь сказок немецкого писателя Вильгельма Гауфа с фольклором европейских стран и стран Востока. Цикл «Караван».Фантазия и реальность в сказках Гауфа.

2







22-23-24

Х.К. Андерсен. Сказки. Великий датский сказочник . его жизнь. Сюжеты и герои его сказок. «Новое платье короля», «Стойкий оловянный солдатик», «Дюймовочка». Сила творческого воображения и мастерство изображения жизненных ситуаций.

Прием олицетворения в сказочных историях «Чайник», «Перо и чернильница». Образы и мотивы народных сказок в произведениях «Дикие лебеди»,

« Свинопас»

3







25-26

Л.Кэрролл. «Алиса в стране чудес», «Алиса в Зазеркалье». Понятие нонсенс. Стихия игры – игры ума, игры языка, игры-забавы

2







27-28

Р.Киплинг. Сказки и стихи. «Книга джунглей» и история Маугли. Сказки Киплинга о животных. «Отчего у Верблюда горб», «Слоненок», «Откуда у кита такая глотка», «Кошка, гулявшая сама по себе». Стихотворение «Горб верблюжий»

2







IV четверть


29-30-31

РОМАНЫ И ПОВЕСТИ (7 ч.)

М. Твен. «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна». Мир детей и взрослых в романах М. Твена. Юмор Марка Твена.

Картины суровой действительности в «Приключениях Гекльберри Финна». Стремление героев М. Твена к свободе и справедливости.


3







32-33-34

А. Линдгрен. Повести. Слияние фантастического и реального, правды жизни и вымысла в произведениях Линдгрен. Гуманистический характер творчества писательницы, называемой «Андерсеном наших дней».

Дети – главные герои Линдгрен, защищающей право каждого ребенка на достойную жизнь и счастье.

«Малыш и Карлсон, который живет на крыше», « Пеппи Длинный чулок», «Мио, мой Мио!». Повесть «Расмус-бродяга»

3







35

Резервный урок. Итоги года и задание на лето

1







Литература:

1. Зарубежная литература: Авт.-сост. М. Е. Ревякин./.М.: Просвещение, 1980

2. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия для учащихся 5 – 8 клас- сов./Авт.-сост. К.М. Нартов. СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение»,1994

Краткий словарь литературоведческих терминов: Кн. для учащихся /Ред.-сост. Л.И. Тимофеев

Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. М.: «Просвещение»,1975

Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы /Э.Л. Безносов, Е.Л. Ерохина и др./ Сост. В.Ф. Чертов. – М.: Дрофа,2004

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа элективного курса для 5 класса Зарубежная литература для детей iconРассмотрена
Программа элективного курса Зарубежная литература Оспенниковой А. В. для 11 класса составлена в соответствии с концепцией профильного...

Программа элективного курса для 5 класса Зарубежная литература для детей iconРабочая программа Элективного курса по литературе для 10-11 классов «Зарубежная литература»
«Программы по зарубежной литературе» (автор – Н. П. Михальская // Программно-методические материалы: Литература. 5 – 11 классы /...

Программа элективного курса для 5 класса Зарубежная литература для детей iconПрограмма курса дополнительного образования по русскому языку Учитель...
Программа элективного курса предназначена для учащихся 12-х класса заочного обучения и рассчитана на 34 часа

Программа элективного курса для 5 класса Зарубежная литература для детей iconПрограмма элективного курса для учащихся 10-х классов гуманитарного...
Программа предназначена для учащихся 10-х классов, выбравших гуманитарный профиль обучения в старшей школе (углубленное изучение...

Программа элективного курса для 5 класса Зарубежная литература для детей iconПрограмма элективного курса для учащихся 9 класса «Подготовка к гиа по русскому языку»

Программа элективного курса для 5 класса Зарубежная литература для детей iconРабочая программа элективного курса по информатике для 10 класса «Технология создания сайтов»

Программа элективного курса для 5 класса Зарубежная литература для детей iconМетодические указания к изучению курса «Зарубежная литература эпохи Возрождения»
«Зарубежная литература эпохи Возрождения» для студентов 2 курса факультета филологии и журналистики( отделения отечественной и романо-германской...

Программа элективного курса для 5 класса Зарубежная литература для детей iconМетодические указания к изучению курса «Зарубежная литература эпохи Возрождения»
«Зарубежная литература эпохи Возрождения» для студентов 2 курса факультета филологии и журналистики( отделения отечественной и романо-германской...

Программа элективного курса для 5 класса Зарубежная литература для детей iconПрограмма элективного учебного курса по иностранному (английскому)...
Название элективного учебного курса: «Уильям Шекспир. Что в имени его?» (“William Shakespeare. What’s in a name?”)

Программа элективного курса для 5 класса Зарубежная литература для детей iconПрограмма элективного курса «Экология человека» 8 а класс Пояснительная...
Программа предназначена для формирования у учащихся убеждения, что физическое, психическое и духовное здоровье человека находится...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную