Курс «Русский язык и культура речи» входит в группу обязательных дисциплин и направлен на формирование у студентов профессионально важных знаний и практических навыков. Целью






Скачать 234.39 Kb.
НазваниеКурс «Русский язык и культура речи» входит в группу обязательных дисциплин и направлен на формирование у студентов профессионально важных знаний и практических навыков. Целью
Дата публикации25.08.2016
Размер234.39 Kb.
ТипДокументы
l.120-bal.ru > Литература > Документы
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

Курс «Русский язык и культура речи» входит в группу обязательных дисциплин и направлен на формирование у студентов профессионально важных знаний и практических навыков.

Целью курса является совершенствование языковой и формирование коммуникативной и культурологической компетенции учащихся с учетом будущей профессиональной деятельности, современных требований культуры речи и национальных традиций общения народов полиэтнических республик. Данная цель может быть достигнута в процессе решения следующих задач:

  • корректировка имеющихся знаний, умений и навыков студентов по русскому языку;

  • углубление знаний о стилях современного русского языка;

  • знакомство с культурой делового общения;

  • формирование знаний о нормативных, коммуникативных, этических аспектах устной и письменной речи в учебной и будущей профессиональной деятельности.

Конкретизация содержания предлагаемого курса осуществлялась на основе следующих принципов:

  • научности, системности, систематичности, ограниченности учебного времени, генерализации обучения;

  • дифференциации, индивидуализации, самостоятельности, ступенчатости, вариативности, практической направленности;

  • преемственности, развивающего обучения, принципа коммуникативности, сознательности, прочности.

В результате обучения студенты должны знать:

  • требования, предъявляемые к устной и письменной речи;

  • особенности стилей современного русского языка;

- правила русского правописания и алгоритмы их применения,

- особенности модуляции голоса, произношения различных звуков и звукосочетаний в русском языке;

- коммуникативные качества речи;

- вербальные и невербальные средства воздействия;

- активно действующие виды общения;

- особенности бизнес-этикета;

- основы полемического мастерства;

- общие правила учебного и делового общения;

- особенности проведения деловых бесед с учетом национальной принадлежности партнеров;

- особенности ведения деловых переговоров с представителями разных национальностей;

- особенности проведения совещаний в многонациональном коллективе;

- особенности подготовки и презентации публичной речи;

- особенности структуры текста;

уметь:

- правильно писать слова и расставлять знаки препинания в предложении;

- соблюдать в своей речи требования правильности, точности, логичности, ясности, уместности, лаконичности, чистоты, выразительности, образности, доступности, индивидуальности;

- пользоваться правилами бизнес-этикета;

- использовать приемы полемического мастерства;

- проводить деловые беседы с учетом национальной принадлежности участников общения;

- проводить переговоры с партнерами разных национальностей;

- проводить совещания в многонациональных коллективах;

- выступать публично, учитывая ментальность аудитории;

- общаться с помощью телефона, телекса, факса;

- вести деловую переписку.

Требования

Государственного образовательного стандарта



Учебная программа по дисциплине «Русский язык и культура речи» соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования Российской Федерации по специальности : 061100«Менеджмент организаций».

Основные виды учебных занятий


и особенности их проведения
Лекции, в которых определяются базовые положения изучаемого материала.

Практические (семинарские) занятия, на которых предполагается конкретизация и углубленная проработка лекционного материала, демонстрация практической значимости полученных знаний, освоение и закрепление изучаемых вопросов посредством решения теоретических и практических задач путем беседы, прове дения активных семинаров, деловых игр.
Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы студентов

при изучении дисциплины
Данная взаимосвязь осуществляется путем системной работы на лекционных курсах, практических и консультационных занятиях, самостоятельной работы студентов, которая предполагает

  • изучение рекомендованной литературы;

  • поиск литературы по предложенным заданиям на печатных и электронных носителях;

  • конспектирование материала;

  • составление глоссария;

  • выполнение специальных домашних заданий;

  • составление публичных выступлений;

  • подготовка материала для участия в различных видах делового общения.



Виды текущего, промежуточного и рубежного контроля

знаний студентов
Текущий контроль осуществляется путем опроса на семинарских занятиях и выполнения небольших заданий в начале или в конце лекций по материалу прошедшей лекции.

Рубежный контроль проводится по модулям в соответствии с расписанием рейтинговых мероприятий в виде коллоквиума, выполнения контрольных работ, защиты самостоятельно выполненных работ.

Промежуточный контроль осуществляется в виде зачета.

На индивидуальных и групповых консультациях студенты получают информацию по вопросам, вызывающим у них затруднения или интерес, а также рекомендации по подбору литературы для самостоятельного изучения.



  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА



Введение. Русский язык в жизни нашего общества. Язык. Речь. Общение. Коммуникация.

Вербальное и невербальное общение. Кинесика: экспрессивно-выразительные движения (поза, жест, мимика, походка); визуальный контакт: (направление, движение, длина паузы, частота контакта). Просодика и экстралингвистика (интонация, громкость, тембр, паузы, вздох, смех, плач, кашель). Такесика (рукопожатие, поцелуй, похлопывание). Проксемика (ориентация в пространстве, дистанция). Особенности невербального общения у представителей различных народов. Внешний вид, одежда. Имидж.

Культура речи. Риторика. История ее развития. Виды и жанры красноречия.

Стилистика и культура речи.

Стили современного русского языка. Лексика, грамматика, синтаксис, функционально-стилистический состав книжной речи. Типы речи.

Условия функционирования разговорной речи и роль внеязыковых факторов. Лингвистические и экстралингвистические факторы публичной речи. Сфера функционирования, видовое разнообразие и языковые признаки официально-делового стиля. Взаимоотношение стилей.

Специфика элементов всех языковых уровней в научной речи. Аннотация, реферат, курсовая и дипломная работа. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

Жанровая дифференциация, отбор языковых средств в публичном стиле.

Коммуникативные качества речи. Правильность (орфоэпические, акцентологические, лексические, морфологические, синтаксические и стилистические нормы, нормы правописания). Точность. Логичность. Ясность. Выразительность: средства речевого воздействия: тропы (сравнение, метафора, олицетворение, аллегория, метонимия, синекдоха, перифраз, аллюзия, ирония, парадокс, гипербола, литота, эпитет и др.), риторические фигуры (антитеза, градация, период, параллелизм, повтор, анафора, эпифора, эпанодос, параномазия, инверсия, оксюморон, каламбур, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, дубитация, цитирование, парцелляция, консенсус, прием авторской оценки, адресация и т.д.);. невербальные средства общения. Уместность. Чистота. Доступность. Образность. Индивидуальность. Их проявление в речи. Принципы культуры речи.

Орфографическая и пунктуационная грамотность . Корректировочный курс русского правописания. Орфография. Правописание гласных и согласных в различных морфемах. Правописание безударных гласных в корне слов, в суффиксах и окончаниях, О и Е после шипящих и Ц, правописание гласных и согласных в приставках, буквы Ы и И после приставок на согласные, правописание сложных и сложносокращенных слов, правописание согласных, Н и НН в прилагательных, причастиях, существительных и наречиях, правописание наречий, числительных , частиц и предлогов.

Пунктуация. Знаки препинания при однородных членах предложения. Знаки препинания в простом и сложном предложении. Тире, двоеточие и точка с запятой в простом и сложном предложении.

Культура и техника речи.

Дыхание, его разновидности. Фонационное (речевое) дыхание, его активность, динамический и звуковысотный диапазон, полетность звука.

Голос, его просодические и экстралингвистические характеристики. Тембр, темп, высота и сила голоса. Их информативность и восприятие собеседником. Моделирование голоса и тона. Логическая перспектива высказывания. Смысловое ударение. Психологические паузы. Разновидности интонации.

Дикция. Артикуляция и ее коррекция.

Этика делового общения.

Этические особенности речевого взаимодействия при деловом общении.

Виды общения: формальное (деловое) и неформальное (светское, обыденное, бытовое) общение. Основные единицы общения (речевое событие, речевая ситуация, речевое взаимодействие). Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.

Бизнес-этикет. Деловая, профессиональная и управленческая этика. Служебный этикет. Общение: понятие, структура, виды, содержание.

Деловое общение, его виды (контактное и дистантное) и формы (деловая беседа, деловые переговоры, деловое совещание, публичное выступление). Общие правила делового общения. Виды коммуникационного общения. Принципы речевого воздействия. Коммуникационные эффекты (эффект визуального имиджа, эффект первых фраз, эффект аргументации, эффект квантового выброса информации, эффект паузы, эффект художественной выразительности, эффект релаксации). Скрытое управление и манипулирование при общении.

Деловая беседа, ее подготовка, цель, задачи, функции, этапы, особенности проведения. Разновидности вопросов (открытые, закрытые, риторические, переломные, вопросы для обдумывания). Учет национальных особенностей участников беседы.

Подготовка и проведение деловых переговоров. Разновидности переговоров. Стадии подготовки и проведения переговоров. Эффективность и результативность переговоров, влияние на них особенностей менталитета участников переговоров. Разновидности вопросов (встречные, ознакомительные, однополюсные вопросы для ориентации, открывающие переговоры, заключающие, информационные, контрольные, направляющие, провокационные, альтернативные, подтверждающие). Искусство разумных компромиссов. Правила борьбы с сильным противником. Контрприемы против грязных приемов.

Подготовка и проведение совещания. Стили ведения совещания. Организация и ведение дискуссии с учетом национальных традиций общения участников совещания.. Этапы процесса принятия решения. Завершение совещания.

Дистантное общение с помощью телефона, телекса, факса, сети Интернет. Особенности ведения служебного разговора по телефону. «Европейский стандарт» телефонного разговора. Правила подготовки телефонного разговора. Особенности общения с помощью телефакса, телекса. Возможности использования сети Интернет.

Речевой этикет в деловой письменной речи. Правила деловой переписки, оформления деловых бумаг. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Составление деловых писем, заявлений, служебных записок, автобиографии, резюме, доверенности, протоколов, постановлений, описи, сообщений, подписки, ходатайства, представления и т.д.

Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов.

Реклама в деловом общении.

Основы полемического мастерства.

Спор, его цели и стратегии. Классификация споров. Типы и особенности участников спора. Конструктивный диалог. Эвристические методы генерирования новых идей. Ведение спора, дискуссии. Основные формально- семантические законы. Доказательства, убеждения, доводы, аргументы. Умение слушать.

Полемические приемы: опровержение ложного тезиса, критика доводов оппонентов, опровержение демонстрации, юмор, ирония, сарказм, «сведение к абсурду», прием бумеранга, атака вопросами, «довод к человеку». Искусство ставить вопросы, делать реплики, замечания. Классификация вопросов (уточняющие и восполняющие, простые и сложные, корректные и некорректные, благожелательные и неблагожелательные, острые, сократовский вопрос, правило Гомера и пр.). Виды ответов ( «ошибка многих вопросов», ирония, «ответ вопросом на вопрос» и т.д.).

Конфликтная ситуация. Контрприемы против ведения некорректного спора. Опровержение обвинения. Приемы освобождения от раздражения и гнева. Этапы разрешения конфликта.

Трудные ситуации в споре. Уловки в споре: позволительные и непозволительные уловки, ставка на ложный стыд, «подмазывание аргумента», ссылка на возраст, образование, положение, уведение разговора в сторону, переведение спора на противоречия между словом и делом, перевод вопроса на точку зрения пользы или вреда, смещение времени действия, самоуверенный тон, «чтение в сердцах», оскорбления, «обструкция». Учет национальных особенностей участников спора в процессе решения возникших вопросов.

Подготовка и презентация публичной речи. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: инвенция, диспозиция, элокуция, меморио, демонстрация. Основные приемы поиска материала, виды вспомогательных материалов. Особенности словесного оформления публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи.

Текст. Его композиция, особенности введения, основной части и заключения. Способы и логические средства организации текста. Выражение единства или близости субъекта или места действия в частях текста, причинно-следственных и условно-следственных отношений между частями текста, временной соотнесенности частей информации, сопоставления и противопоставления, дополнения и уточнения, иллюстрации, выделения частного случая, пояснения, порядка перечисления информации, обобщения, вывода, итога предыдущей информации, ссылки на предыдущую и последующую информацию, введения микротекста в макротекст.

Работа над содержанием речи: выбор темы, логика ее раскрытия, приемы стимулирования интереса и внимания ; этика публичного выступления.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература




  1. Андреев В.И. Деловая риторика. - М., 1995.

  2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. - Р. н\Д., 2000.

  3. Голуб И.Б. Основы красноречия. – М., 2000.

  4. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Саввова М.Р. Русский язык и культура речи: Учебник/ Под ред. Н.А.Ипполитовой. – М., 2005.

  5. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учеб. Пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов. – М., 2003.

  6. Мартыньянова И.Л. Основы риторики. – М., 2002.

  7. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред.Ю.М.Максимова. – М., 2002.

  8. Русский язык и культура речи: Практикум / Под ред.Ю.М.Максимова. – М., 2002.

  9. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. О.Я.Гойхмана. – М., 2006.

  10. Шкатова Л.А., Харченко Е.В. Русский язык и культура речи//gramota.ru


Дополнительная литература





  1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение, М., 1984.

  2. Акишина Л. И др. Жесты и мимика в русской речи: Лингвострановедческий словарь. - М., 1991.

  3. Александров В.Н. Риторика: Учеб. Пособие для вузов. – М.,2000.

  4. Аннушкин В.И. История русской риторики. Хрестоматия: учеб. пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов. – М., 1998.

  5. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Р-н-Д., 2004.

  6. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Саввова М.Р. Русский язык и культура речи в вопросах и ответах. – М., 2006.

  7. Кибанов А.Я. Этика деловых отношений: Учебник/ Под ред. А.Я.Кибанова. – М, 2003.

  8. Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. – М., 1995.

  9. Почепцов Г.Г.Имиджелогия. – М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 2002.

  10. Шейнов В.П. Риторика. – М., 2000.

  11. Шейнов В.П. Скрытое управление человеком. – М., 2001.

  12. Этикет (деловой, дипломатический, повседневный). / Сост. И.Н.Кузнецов. – М., 2002.



Словари





  1. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. – М., 1976.

  2. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М., 1986.

  3. Ашукин Н.Г., Ашукина М.Г. Крылатые слова. – М., 1987.

  4. Белянин В.П., Бутенко И.А. Живая речь. Словарь разговорных выражений. – М.,1994.

  5. Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка. – Ростов-на-Дону, 1982.

  6. Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка. – М., 1984.

  7. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т., - М., 1978-1982.

  8. Краткий словарь иностранных слов/Сост. Т.Г.Музурукова, И.В.Нечаева. – М., 1995.

  9. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. – 7 изд. – М., 2001.

  10. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1989.

  11. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы/под ред. Аванесова Р.И. – М., 1989.

  12. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М., 1976.

  13. Русский ассоциативный словарь. В 2 т./Ю.Н.Караулов, Г.А.Черкасова и др. – М, 2002.

  14. Словарь иностранных слов/под ред. И.В.Лехина, Ф.Л.Петрова. – М., 1979.

  15. Словарь названий жителей СССР. – М.,1975.

  16. Фразеологический словарь русского языка/под ред. Л.И.Молоткова. – М., 1978.


Интернет-ресурсы




  1. Тематическое планирование материала


Аудиторная работа




п\п

Темы лекций


Кол-во часов

1.

Язык и культура речи

2

2.

Риторика и культура речи

2

3.

Стилистика и культура речи

4

4.

Коммуникативные качества речи

14

5.

Научный стиль речи

4

6.

Официально-деловой стиль речи

4

7.

Публичная речь

4

8.

Основы полемического мастерства

2
Итого

36





п\п

Темы практических занятий


Кол-во часов

1.

Риторические жанры. Культура и техника речи. Самопрезентация.

2

2.

Нормы современного русского литературного языка.

2

3.

Научный стиль речи. Написание аннотаций и тезисов, реферата.

2

4.

Дистанционное общение. Составление деловых писем.

2

5.

Реклама в деловом общении.

2

6.

Спор. Полемические приемы.

2

7.

Трудные ситуации в споре. Речевое поведение в конфликтной ситуации(круглый стол).

2

8.

Деловые переговоры (активный семинар).

2

9.

Публичная речь. Деловое совещание(активный семинар).

2
Итого

18



Самостоятельная работа студентов
Консультации –18 ч.

Самостоятельная работа –48ч.




п\п

Темы

Форма работы

Кол-во час.

1.

Нормы современного русского литературного языка

и речевая грамотность.

Изучение рекомендованной литературы, конспектирование, выполнение упражнений

10(30)

2.

Речевые нормы учебной и научной письменной речи.

Составление тезисов, аннотаций, рефератов, введения к курсовой работе.

2

3.

Коммуникационные эффекты

Изучение рекомендованной литературы, конспектирование

2

4.

Дистантное общение. Европейский стандарт телефонного разговора.

Изучение рекомендованной литературы

2

5.

Культура использования сети Интернет в деловом общении.

Изучение рекомендованной литературы, самостоятельный поиск, работа в Интернете

2

6.

Языковые формулы официальных документов.

Изучение рекомендованной литературы, конспектирование, составление документов

2

7.

Язык и стиль коммерческой корреспонденции.

Изучение рекомендованной литературы, составление текстов коммерческой корреспонденции

2

8.

Язык рекламы.

Изучение литературы, составление текстов рекламы

2

9.

Контрприемы против ведения некорректного спора

Изучение рекомендованной литературы, составление глоссария

2

10.

Вопросы и ответы при деловом общении.

Изучение рекомендованной литературы, подготовка к участию в активном семинаре

2

11.

Трудные ситуации в споре.

Изучение рекомендованной литературы

2

12.

Уловки в споре.

Изучение рекомендованной литературы, составление глоссария

2

13.

Учет национальных особенностей участников делового общения.

Изучение рекомендованной литературы, подготовка к активному семинару

4

14.

Правила речевого поведения с сильным противником.

Изучение рекомендованной литературы, конспектирование, подготовка к активному семинару

2

15.

Типы участников делового совещания и особенности общения с ними

Изучение рекомендованной литературы, подготовка к активному семинару

2

16.

Основные виды аргументов

Изучение рекомендованной литературы, конспектирование

4

17.

Подготовка и презентация публичной речи.

Изучение рекомендованной литературы, составление публичного выступления

4
Итого

48


2.1. Лекции (36 часов)
Тема 1. Язык и культура речи (2ч.)

  1. Русский язык в жизни общества.

  2. Язык. Речь. Коммуникация.

  3. Вербальное и невербальное общение.

Рекомендуемая литература


Основная: 1,2,4,5,6,7,9,10.

Дополнительная:2,5.
Тема 2. Риторика и культура речи (2ч.)

  1. Риторика, история ее развития.

  2. Риторика и культура речи.

  3. Коммуникативные качества речи.

  4. Виды и жанры красноречия.

Рекомендуемая литература


Основная: 2, 3, 6, 7, 9, 10.

Дополнительная: 3, 4 ,10.
Тема 3. Стилистика и культура речи (4ч.)

  1. Стили современного русского литературного языка.

  2. Языковые особенности стилей.

  3. Взаимоотношения стилей.

  4. Типы речи.

Рекомендуемая литература


Основная:3, 4, 7, 10.

Дополнительная: 5,6.
Тема 4. Коммуникативные качества речи (14ч.)

    1. Правильность как коммуникативное качество речи. Орфоэпические и акцентологические нормы.

    2. Лексические и морфологические нормы.

    3. Синтаксические и стилистические нормы.

    4. Орфографическая и пунктуационная грамотность. –6ч.

    5. Точность, логичность, ясность.

    6. Выразительность. Вербальные и невербальные средства выразительности.

    7. Уместность, Чистота. Доступность. Образность. Индивидуальность. Их проявление в речи. Принципы культуры речи.

Рекомендуемая литература


Основная:1-7, 9, 10.

Дополнительная: 1, 5, 6.
Тема 5. Научный стиль речи (4ч.)

  1. Специфика элементов языковых уровней в произведениях научного стиля.

  2. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

  3. Жанры текстов научного стиля.

  4. Языковые требования к созданию аннотаций, рефератов, курсовых и дипломных работ.

Рекомендуемая литература


Основная: 4, 7, 10.

Дополнительная:
Тема 6. Официально-деловой стиль речи (4ч.)

1. Сфера функционирования, видовое разнообразие и языковые признаки официально-делового стиля.

2. Виды делового общения.

  1. Бизнес–этикет.

  2. Особенности контактного делового общения.

  3. Особенности дистанционного делового общения.

Рекомендуемая литература


Основная: 1, 2, 7, 9, 10.

Дополнительная: 5-9,12.

Тема 7. Публичная речь (4ч.)

  1. Лингвистические и экстралингвистические факторы публичной речи.

  2. Подготовка и презентация публичной речи.

  3. Аргументы и аргументация.

  4. Текст. Его композиция, лингвистические и логические средства связи его компонентов.

Рекомендуемая литература


Основная: 1-7,9, 10.

Дополнительная:3, 4-6, 8-12.
Тема 8. Основы полемического мастерства (2ч)

  1. Спор, его цели и стратегии.

  2. Классификация споров.

  3. Особенности ведения спора.

  4. Полемические приемы.

  5. Трудные ситуации в споре.

Рекомендуемая литература


Основная: 1-7, 9-10.

Дополнительная: 3-8,10-12.
2.2. Практические занятия (18 ч.)
Тема 1. Риторические жанры. Культура и техника речи.

Самопрезентация (2 ч.)

  1. Риторика и риторические жанры.

  2. Культура звучащей речи.

  3. Техника речи.

  4. Самопрезентация.

Рекомендуемая литература


Основная: 1-7, 9-10.

Дополнительная: 3-7,9, 10.
Тема 2. Нормы современного русского литературного языка (2 ч.)

  1. Орфоэпические и акцентологические нормы.

  2. Лексические и морфологические нормы.

  3. Синтаксические и стилистические нормы.

  4. Нормы русского правописания.

Рекомендуемая литература


Основная: 3, 4, 5, 7, 8, 10.

Дополнительная: 1, 3-6, 9, 10.

Словари
Тема 3. Научный стиль речи. Написание аннотаций и тезисов.

Составление реферата(2 ч.)

  1. Составление тезисов по предложенным текстам.

  2. Составление аннотаций по предложенным текстам

  3. Написание реферата по предложенным текстам.

Рекомендуемая литература


Основная: 7, 8, 10.

Дополнительная: 5,6.

Тема 4. Дистанционное общение. Составление деловых писем(2 ч.)

  1. Особенности ведения служебного разговора по телефону.

  2. Особенности общения с помощью телекса и телефакса.

  3. Использование Интернета в деловом общении.

  4. Правила деловой переписки.

Рекомендуемая литература


Основная: 1, 2, 7, 8, 10.

Дополнительная: 5-7,12 .
Тема 5. Реклама в деловом общении(2 ч.)

  1. Роль рекламы в деловом общении.

  2. Язык рекламы.

  3. Составление текста рекламы и ее демонстрация.

Рекомендуемая литература


Основная: 1, 2, 4, 7-10.

Дополнительная: 6.
Тема 6. Спор. Полемические приемы(2 ч.)

  1. Спор, его цели и стратегии.

  2. Классификация споров.

  3. Типы и особенности участников спора.

  4. Умение говорить и слушать.

  5. Полемические приемы в деловом общении.

Рекомендуемая литература


Основная: 1-10.

Дополнительная: 5-11.
Тема 7. Трудные ситуации в споре. Речевое поведение в конфликтной ситуации (круглый стол)(2 ч.)

  1. Трудные ситуации в споре.

  2. Конфликтная ситуация.

  3. Уловки в споре.

  4. Учет национальных особенностей участников спора в процессе решения возникших проблем.

Рекомендуемая литература


Основная: 1, 2, 5, 7, 8,10.

Дополнительная: 3, 5-12.
Тема 8. Деловые переговоры (активный семинар) (2 ч.)

  1. Проведение деловых переговоров.

  2. Анализ проведенных переговоров.

Рекомендуемая литература


Основная: 1-10.

Дополнительная: 5-8,10-12.
Тема 9. Публичная речь. Деловое совещание (активный семинар)(2 ч.)

  1. Проведение делового совещания.

  2. Анализ проведенного совещания.

Рекомендуемая литература


Основная: 1-10.

Дополнительная: 5-8,10-12.
3. Виды текущего, промежуточного и рубежного контроля

знаний студентов

  1. 1. График проведения рейтинговых работ




п/п

Темы

Вид контроля

Форма контроля

Сроки проведения

Кол.-во

баллов

1.

1, 2

рубежный

коллоквиум

4-5 нед.

23

2.

3-5


рубежный

Проверка самостоятельно выполненной работы

6-11 нед.

23

3.

6, 7


рубежный

Контрольная работа

12-16 нед.

24


Вопросы и задания к контрольным мероприятиям

  1. Коллоквиум

- русский язык в жизни общества;

- язык, речь, коммуникация;

- вербальное и невербальное общение;

- риторика, история ее развития;

- риторика и культура речи;

- коммуникативные качества речи;

- виды и жанры красноречия;

- культура звучащей речи;

- техника речи.

  1. Материал для самостоятельной работы

  • составление аннотации, реферата, введения к курсовой работе (подбирается с учетом этапа изучения смежных дисциплин);

  • деловые бумаги;

  • глоссарий по изученным в аудитории темам «Коммуникативные качества речи», «Научный стиль речи», «Официально-деловой стиль речи» и самостоятельно изученным материалам.


3. Контрольная работа.

1 вариант

  1. Текст. Его композиция, лингвистические и логические средства связи его компонентов.

2. Классификация споров.


2 вариант

1. Подготовка и презентация публичной речи.

  1. Полемические приемы.


3.2. Итоговый контроль - тестирование по федеральной программе (см.:приложение).

Перечень контрольных вопросов по курсу

  1. Язык и культура речи.

  2. Риторика и культура речи.

  3. Риторические жанры. Культура и техника речи.

  4. Стилистика и культура речи.

  5. Коммуникативные качества речи.

  6. Нормы современного русского литературного языка.

  7. Речевая грамотность

  8. Научный стиль речи.

  9. Речевые нормы учебной и научной письменной речи.

  10. Структура аннотаций, тезисов, реферата, курсовой и дипломной работы.

  11. Официально-деловой стиль речи.

  12. Дистанционное общение.

  13. Европейский стандарт телефонного разговора.

  14. Культура использования сети Интернет в деловом общении.

  15. Особенности составления деловых писем.

  16. Языковые формулы официальных документов.

  17. Язык и стиль коммерческой корреспонденции.

  18. Язык рекламы.

  19. Спор.

  20. Вопросы и ответы при деловом общении.

  21. Коммуникационные эффекты.

  22. Полемические приемы.

  23. Трудные ситуации в споре.

  24. Речевое поведение в конфликтной ситуации.

  25. Подготовка и проведение деловых переговоров.

  26. Подготовка и проведение делового совещания.

  27. Учет национальных особенностей участников делового общения.

  28. Публичная речь, ее подготовка и структура.

  29. Основные виды аргументов

  30. Основы полемического мастерства.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курс «Русский язык и культура речи» входит в группу обязательных дисциплин и направлен на формирование у студентов профессионально важных знаний и практических навыков. Целью iconРусский язык и культура речи сборник учебных программ для студентов медицинских факультетов
Целью курса является формирование и развитие культуры речевого общения, совершенствование интегративной профессионально-коммуникативной...

Курс «Русский язык и культура речи» входит в группу обязательных дисциплин и направлен на формирование у студентов профессионально важных знаний и практических навыков. Целью iconРабочая программа. Цели освоения дисциплины «Разговорный английский...
Дисциплина «Разговорный английский язык» относится к базовой части профессионального цикла. Для освоения дисциплины используются...

Курс «Русский язык и культура речи» входит в группу обязательных дисциплин и направлен на формирование у студентов профессионально важных знаний и практических навыков. Целью icon1. рабочая программа Цели освоения дисциплины Таможенное право входит...
Целью подготовки студентов по таможенному праву является формирование у них необходимых знаний в этой области законодательства и...

Курс «Русский язык и культура речи» входит в группу обязательных дисциплин и направлен на формирование у студентов профессионально важных знаний и практических навыков. Целью iconКурс лекций «Русский язык и культура речи» (для дистанционного обучения) Оглавление

Курс «Русский язык и культура речи» входит в группу обязательных дисциплин и направлен на формирование у студентов профессионально важных знаний и практических навыков. Целью iconМетодические указания по выполнению контрольных работ для студентов...
Целью преподавания данной дисциплины является формирование у студентов прочных теоретических знаний и практических навыков в области...

Курс «Русский язык и культура речи» входит в группу обязательных дисциплин и направлен на формирование у студентов профессионально важных знаний и практических навыков. Целью iconЛитература Основная литература Русский язык и культура речи : учеб для вузов
Русский язык и культура речи : учеб для вузов / под ред. В. Д. Черняк; А. И. Дунев и др. – Изд. 3-е, стер. – М. Высш шк., 2009. –...

Курс «Русский язык и культура речи» входит в группу обязательных дисциплин и направлен на формирование у студентов профессионально важных знаний и практических навыков. Целью icon1. Язык и его свойства (введение в культуру речи)
Сафина С. В. Сокольникова О. В. Модуль 1: Русский язык. Культура речи. – Иркутск:, 2007. – 111 с

Курс «Русский язык и культура речи» входит в группу обязательных дисциплин и направлен на формирование у студентов профессионально важных знаний и практических навыков. Целью iconТематика курсовых работ
Целью изучения дисциплины является формирование у студентов системы знаний о содержании работы менеджера на предприятиях ресторанного...

Курс «Русский язык и культура речи» входит в группу обязательных дисциплин и направлен на формирование у студентов профессионально важных знаний и практических навыков. Целью iconУчебно-методическое обеспечение дисциплины «Русский язык и культура...
Орлова Е. В. Русский язык и культура речи для медицинских вузов: Учебное пособие для вузов. Ростов на Дону: Феникс, 2011

Курс «Русский язык и культура речи» входит в группу обязательных дисциплин и направлен на формирование у студентов профессионально важных знаний и практических навыков. Целью iconРабочая программа дисциплины
Целью освоения дисциплины «Банковское дело» является формирование у студентов теоретических знаний в сфере функционирования банковских...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную