Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) б в. 08 Устное народное творчество Трудоемкость (в зачетных единицах) 2 Направление подготовки: 050100. 62 Педагогическое образование Профили подготовки (бакалавриат): «история и литература»






Скачать 156.79 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины (модуля) б в. 08 Устное народное творчество Трудоемкость (в зачетных единицах) 2 Направление подготовки: 050100. 62 Педагогическое образование Профили подготовки (бакалавриат): «история и литература»
Дата публикации26.08.2016
Размер156.79 Kb.
ТипРабочая программа
l.120-bal.ru > Литература > Рабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

рабочая Программа учебной дисциплины (модуля)
Б.3.В.08 Устное народное творчество

Трудоемкость (в зачетных единицах) __2__


Направление подготовки: 050100.62 – Педагогическое образование
Профили подготовки (бакалавриат): «ИСТОРИЯ И ЛИТЕРАТУРА» И «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА»
Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр
1. Цели изучения дисциплины (модуля).

Цель

  • - обозначить специфические свойства устного народного творчества, познакомить со спецификой художественного метода.

Задачи

  • изучить жанровый состав фольклора;

  • - выработать умения и навыки анализа фольклорных произведений;

  • - дать представления об истории собирательской деятельности известных фольклористов;

  • -познакомить с историей русской фольклористики, изучить основные труды фольклористов;

  • - обозначить различия между произведениями фольклора и аналогичными жанрами литературы (народная сказка – литературная сказка, народная песня и литературная песня, народная баллада и литературная баллада и т.д.).


2. Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы.

Дисциплина «Устное народное творчество» входит в вариативную часть (дисциплины, устанавливаемые вузом (факультетом)) профессионального цикла ООП.

Модуль «Устное народное творчество» (УНТ) хронологически предшествует циклу курсов по истории русской литературы, читаемых студентам на бакалавриате, открывает филологические дисциплины. Важное место в дисциплине «УНТ» отводится изучению жанрового состава фольклора, обращается особое внимание на связь фольклора с литературой, использование русскими писателями фольклорных тем, образов, жанров и т.д.; исследуются типы, источники, цели и способы обращения писателя к фольклору. Соответственно, дисциплина «УНТ» обязательная преамбула в освоении модулей дисциплин «История русской литературы» и «История зарубежной литературы»
3. Требования к уровню освоения программы.

Каждый проектируемый результат освоения программы соотносится с формируемыми компетенциями в целом по ООП (ОК, ОПК, ПК).

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС–3 по направлению подготовки ВПО 050100.68 – «Педагогическое образование»:

  1. Общекультурные компетенции (ОК):

– владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

- способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

– способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности (ОК–3);

– способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК– 5);

- способен логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6)
2. Профессиональные компетенции (ПК):

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

- способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

- владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

- способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

- способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6);

- способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

- готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

- способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);

- способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6).
В результате освоения дисциплины студент должен

Знать:

  • специфические особенности фольклора, его художественного метода;

  • разные академические школы русской фольклористики и ее представителей,

  • художественные особенности народных текстов.

Уметь

  • ориентироваться в научных сборниках произведений разных жанров устного народного творчества; разбираться в жанровом составе, иметь представление о жанрообразующих признаках;

  • - анализировать фольклорные памятники,

  • - правильно собирать фольклор, научно классифицировать собранный материал;

- иметь представление о разных типах фольклоризма.

4. Общая трудоемкость дисциплины (модуля) ___2__ зачетных единицы и виды учебной работы.

Вид учебной работы

Трудоемкость

(час)

Распределение по семестрам (час)

Всего

1семестр

Аудиторные занятия

38

38

Лекции

19

19

Практические занятия, семинары

19

19

Другие виды аудиторных работ (интерактив)

8

8

Самостоятельная работа

34

34

Курсовой проект (работа)

-

-

Формы текущего контроля

Тестирование, контрольные срезы, проверка самостоятельной работы

Тестирование, контрольные срезы, проверка самостоятельной работы

Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом

Зачёт

Зачёт


5.1. Разделы учебной дисциплины (модуля).


п/п

Наименование раздела дисциплины (темы)

Виды учебной работы (час)


лекции

Семинары / интерактив

самостоятельные

1.

Фольклористика как наука. Специфика фольклора

2







2.

Славянская мифология.

2







3.

Календарно-обрядовый цикл

2







4.

Семейно-обрядовый цикл

2







5.

Сказки

2

3 / 1

4

6.

Несказочная проза

2







7.

Былины

2

2 / 1

4

8.

Лирическая народная песня

2

2 / 1

3

9.

Специфические свойства фольклора

2

2 / 1

4

10.

Малые жанры фольклора

1

2 / 1

4

11.

Позднетрадиционный фольклор




2 / 1

4

12.

Духовные стихи




2

4

13.

Фольклорный театр




2 / 1

4

14.

Детский фольклор




2 / 1

3


6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

6.1. Основная литература по дисциплине:

Аникин, В.П. Русское устное народное творчество : учебное пособие / В.П. Аникин. - М. : Высшая школа, 2001. – 726 c.

  1. Зуева, Т. В. Русский фольклор: учебник / Т. В. Зуева, Б.П. Кирдан. - М.: Флинта. Наука, 1998., 2001, 2002, 2003. – 400 c.

  2. Зуева, Т. В. Русский фольклор: хрестоматия / Т. В. Зуева, Б. П. Кирдан. - М. : Флинта. Наука, 2001, 2002. – 480 с.

б) дополнительная литература

  1. Азбелев С.Н. Устная история в памятниках Новгорода и Новгородской земли [текст] / С. Н. Азбелев. - Спб.: Дмитрий Буланин, 2007. - 294 с.

  2. Аникин В.П. Теория фольклора : Курс лекций / В. П. Аникин. - 2-е изд., доп. - М.: КДУ, 2004. - 428 с.

  3. Иванова Т.Г. История русской фольклористики XX века [текст]: 1900 – первая половины 1941 гг.: [монография] / Т. Г. Иванова; Институт русской литературы РАН. - СПб: Дмитрий Буланин, 2009 – 799 с.

  4. Игумнов А. Г. Поэтика русской исторической песни [текст]: [монография] / А. Г. Игумнов. - Новосибирск: Наука, 2007. - 248 с.

  5. Из истории русской фольклористики [текст] / РАН, Институт русской литературы (Пушкинский Дом); [редколлегия]: А.Н. Розов (отв.ред. и др.). - СПб, Наука. Вып. 7. - 2007. - 539 с.

  6. Костюхин Е.А. Лекции по русскому фольклору [текст]; учеб. пособие для вузов / Е. А. Костюхин. - М.: Дрофа, 2004. - 332 с.

  7. Налепин А.Л. Два века русского фольклора [текст]: опыт и сравнительное освещение подходов в фольклористике России, Великобритании и США в XIX-XX столетиях / А. П. Налепин. Институт мировой литературы РАН, 2009. - 502 с.

  8. Русское устное народное творчество. Хрестоматия по фольклористике: учебное пособие / сост. Ю. Г. Круглов, О. Ю. Круглов, Т. В. Смирнова; под ред. Ю. Г. Круглова. – М.: Высшая школа, 2003. - 710с.

  9. Селиванов Ф.М. Поэтика былин в историко-филологическом освещении [текст]: композиция, художественный мир, особенности языка [монография] / Ф.М. Селиванов. М.: Кругъ, 2009. - 310 с.

6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины.

Книжный фонд кафедры, библиотека ТГПУ, областная библиотека им. А.С. Пушкина. DVD – проигрыватель, диски с записями народных произведений, студенческие презентации – отчеты по фольклорной практике.

Рекомендуемые сайты: old-ru.ru, old-russian.chat.ru/index1.htm, odrl.pushkinskijdom.ru, www.lihachev.ru/nauka/literatura/biblio/3858/, www.old-russian.chat.ru/
6.4. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля).



п/п

Наименование раздела

(темы) учебной

дисциплины (модуля)

Наименование

материалов обучения,

пакетов программного

обеспечения

Наименование технических и аудиовизуальных средств, используемых с целью демонстрации материалов









ДВД- проигрыватель


7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

7.1. Методические рекомендации (материалы) преподавателю

В курсе «Устое народное творчество», открывающем филологические дисциплины, важное место отводится изучению жанрового состава фольклора. Жанры фольклора имеют особую специфику, жанрообразующие признаки. При изучении фольклорных жанров обращается внимание на определение места конкретного жанра в жанровом составе фольклора, классификацию жанра, историю его собирания и изучения. Для изучения жанрового состава фольклора студентам предлагается план обязательного ответа при анализе того или иного произведения.

Курс построен по историческому принципу в сочетании с целостным рассмотрением отдельных жанров. Его концептуальная основа определяется художественной спецификой фольклора как словесного искусства, которое развивалось и совершенствовалось в течение веков. Особое внимание уделяется рассмотрению фольклора в качестве источника сюжетов в литературе, а его законов - как «первоэлемента литературы».

Студентам предлагаются темы докладов о деятельности ведущих фольклористов, оговаривается список работ, обязательных для конспектирования.

7.2. Методические рекомендации для студентов.

Работа студентов над курсом предполагает чтение текстов произведений, обязательных и дополнительных историко-литературных источников, выполнение рефератов по избранным темам. Изучение курса предполагает следующие виды деятельности: конспектирование статей; составление планов отдельных прочитанных лекций; анализ текстов.
8. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

8.1. Тематика рефератов (докладов, эссе):

  1. Славянское язычество.

  2. Славянская мифология.

  3. Аграрный календарь.

  4. Зимний обрядовый цикл.

  5. Весенний обрядовый цикл.

  6. Свадебный обряд.

  7. Малые жанры русского фольклора. Пословицы и поговорки.

  8. Бытовые сказки.

  9. Сказки о животных.

  10. Докучные сказки.

  11. Несказочная проза. Легенды и предания.

  12. Героические былины.

  13. Былины киевского цикла.

  14. Былины новгородского цикла.

  15. Лирическая песня.

  16. Исторические песни 17 века, 19 века.

  17. Духовные стихи.

  18. Детский фольклор.


8.2. Вопросы и задания для самостоятельной работы, в том числе групповой самостоятельной работы обучающихся (в приложении 1)

8.4. Примеры тестов (в печатном виде на кафедре).

Содержательно тесты отражают вопросы, сформулированные к сдаче зачёта.

8.5. Перечень вопросов для промежуточной аттестации (к экзамену, зачету)

  1. Фольклор как искусство слова. Значение фольклора.

  2. Специфические особенности устного народного поэтического творчества.

  3. Своеобразие художественного метода фольклора. Периодизация.

  4. Жанровый состав русского фольклора.

  5. История русской фольклористики. Мифологическая школа.

  6. История русской фольклористики. Школа заимствования.

  7. История русской фольклористики. Историческая школа.

  8. Собирательская деятельность русских фольклористов XIX века (одного по выбору).

  9. Вклад академических школ в развитие русской фольклористики.

  10. Обрядовая поэзия, ее классификация, основные художественные особенности.

  11. Календарная обрядовая поэзия, жанровое своеобразие, художественная специфика.

  12. Свадебная обрядовая поэзия, жанровое своеобразие, художественная специфика.

  13. История изучения и собирания жанра сказки. Фольклористы-исследователи сказок. Определение жанра, проблема классификации сказок. Литературная сказка.

  14. Волшебная сказка. Анализ волшебной сказки (по выбору).

  15. Социально-бытовая сказка, тематика, особенности конфликта. Анализ сказки (по выбору).

  16. Сказки о животных, сложность состава, кумулятивные сказки, художественная специфика. Анализ сказки (по выбору).

  17. Несказочная проза. Легенды. Их классификация и художественная специфика. Анализ легенды (по выбору).

  18. Несказочная проза. Предания. Былички. Сказы. Анализ двух жанров (по выбору).

  19. Определение жанра былин, особенности историзма, сбор и публикация народного эпоса. Фольклористы – исследователи былин.

  20. Героические былины. Основные сюжеты, образы, связь с действительностью. Анализ героических былин (по выбору).

  21. Новеллистические былины о Садко и Ваське Буслаеве: сюжеты, отражение действительности, образы. Анализ былины (по выбору).

  22. Основные художественные особенности былин (ретардация, гиперболизация, образная специфика) на примере анализа былин.

  23. Народная баллада. Тематика. Особенности отражения истории. Основные исследователи жанра. Анализ баллады (по выбору). Литературная баллада.

  24. Исторические песни: сходство и различие с жанром былин. Основные исследователи историко-песенного фольклора.

  25. Исторические песни XIII - XV вв. об Авдотье Рязаночке и татарском полоне, их лиро-эпический характер.

  26. Исторические песни XVI – XVII вв. об Иване Грозном и Стеньке Разине. Оценка персонажей, достоверность изображения, внимание к психологическому анализу.

  27. Исторические песни XVIII – XIX вв. о Петре I, Пугачеве, войне 1812 года. Особенности конфликта.

  28. Афористические жанры русского фольклора. Классификация. В.И. Даль «Напутное». Малые жанры фольклора в литературе.

  29. Народная лирика. Основные этапы сбора, публикации, изучения. Проблема классификации песенного фольклора. Литературная песня.

  30. Любовная лирическая песня. Анализ песни (по выбору).

  31. Разбойничьи, ямщицкие, солдатские и другие типы песен. Их тематика и художественная специфика.

  32. Семейно-бытовая лирическая песня. Образы, поэтика. Б. Соколов о композиции лирических песен. Анализ песни (по выбору).

  33. Основные художественные особенности песни. Труды А.Н. Веселовского. Прием психологического параллелизма.

  34. Фольклор рабочих: жанровый состав и художественное своеобразие.

  35. Детский фольклор, его функции, жанры, художественные особенности.

  36. Народный театр, его разновидности, художественная специфика.

  37. Кукольный театр, его разновидности. Театр Петрушки. Вертеп.

  38. Народные драмы «Лодка» и «Царь Максимилиан». Происхождение, вариативность, поэтика.

  39. Фольклор как первоэлемент литературы. Проблема взаимодействия фольклора и литературы.

  40. Раннетрадиционный фольклор.

  41. Духовные стихи.

  42. Позднетрадиционный фольклор. Фольклор рабочих.

  43. Проблема развития современного фольклора (жанры и особенности бытования).

  44. Славянская мифология. Отражение в фольклоре земледельческих культов.






Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с учебным планом, федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.62 – Педагогическое образование (профили Русский язык и литература; История и литература).

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) составлена:

К.ф.н., доцент каф. литературы _______________________ Ю.О. Чернявская

Приложение 1

Вопросы и задания для самостоятельной работы, в том числе групповой самостоятельной работы обучающихся

Вопросы:

1. Раннетрадиционный фольклор – совокупность древних родов и видов фольклора, архаическая система, предшествовавшая образованию собственно художественного творчества народа.

2. Архаичные формы сознания (анимизм, антропоморфизм, тотемизм). Их следы в фольклоре.

3. Язычество древних славян. Обожествление земли, воды, огня, солнца, предков.

4. Существа из области низшей мифологии. Славянская мифология. Древнерусские имена языческих божеств: Сварог, Хорс, Даждьбог, Стрибог, Перун, Велес (Волос), Макошь, Марена и другие.

5. Языческие персонажи народных обрядов (Коляда, Масленица, Лада, Ярило, Купала, Кострома).

6. Народное православие, феномен двоеверия. Восприятие пророка Ильи как громовика, св. Георгия как змееборца, св. Власия как покровителя скота, св. Николая как чудотворца, помощника на водах и т.п.

7. Детский фольклор. Классификация. Специфика художественной формы.

8. Частушки как лирический жанр малой формы; возникновение частушки; поэтика, тематика.

9. Исторические песни, время и условия их формирования, основные этапы развития исторических песен, типы персонажей.

10. Народные баллады, художественная форма народных баллад. Определение народных баллад как лиро-эпических песен.

11. Духовные стихи, их содержание и жанровые разновидности. Их близость к былинам, балладам, историческим и лирическим песням.

12. Фольклорный театр как традиционное драматическое творчество народа.

13. Народный кукольный театр, его виды.

14. Театр «Петрушки» - народной кукольной комедии. Его происхождение и устройство.

15. Вертеп как своеобразный синтетический вид народного театрального искусства, а также народной архитектуры и скульптуры.

16. Народные драмы. Их анонимность, устойчивая основа, импровизация в процессе исполнения. Драма «Лодка», ее происхождение. Драма «Царь Максимилиан», ее источники. Проблематика и идейная сущность драмы. Образы царя Максимилиана и его сына Адольфа. Трагические, сатирические, юмористические элементы.



      1. Задания для самостоятельной работы

      2. а) Конспектирование:

1. Язычество древних славян. Славянская мифология. Языческие персонажи народных обрядов (Коляда, Масленица, Лада, Ярило, Купала, Кострома). Народное православие, феномен двоеверия. Слияние церковного и народного календаря. Конспект: Чичеров В.И. Зимний период русского земледельческого календаря 16-19 вв. М., 1957 (одна из глав на выбор); Пропп, В. Я. Русские аграрные праздники. М., 2004.

2. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки (любое издание). http:// dmdrozd. narod.ru/Biblioteka/POETRY/ckazka.htm. Гл. 3,4,5,7,8,9; Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки (любое издание). Гл. 2 – 10. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян (любое издание). Гл. Периодизация славянского язычества; Фрезер Дж. Золотая ветвь (любое издание). Гл. IX, X; ХХ, XXI, XXII.

б) Анализ волшебной сказки (на выбор).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) б в. 08 Устное народное творчество Трудоемкость (в зачетных единицах) 2 Направление подготовки: 050100. 62 Педагогическое образование Профили подготовки (бакалавриат): «история и литература» iconРабочая программа учебной дисциплины
Уровень основной образовательной программы: бакалавриат Направление подготовки 050100. 62 Педагогическое образование

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) б в. 08 Устное народное творчество Трудоемкость (в зачетных единицах) 2 Направление подготовки: 050100. 62 Педагогическое образование Профили подготовки (бакалавриат): «история и литература» iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Профили подготовки (бакалавриат): «русский язык и литература», «история и литература»

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) б в. 08 Устное народное творчество Трудоемкость (в зачетных единицах) 2 Направление подготовки: 050100. 62 Педагогическое образование Профили подготовки (бакалавриат): «история и литература» iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Профили подготовки (бакалавриат): «история и литература» и «русский язык и литература»

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) б в. 08 Устное народное творчество Трудоемкость (в зачетных единицах) 2 Направление подготовки: 050100. 62 Педагогическое образование Профили подготовки (бакалавриат): «история и литература» iconРабочая программа учебной дисциплины История южных и западных славян...

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) б в. 08 Устное народное творчество Трудоемкость (в зачетных единицах) 2 Направление подготовки: 050100. 62 Педагогическое образование Профили подготовки (бакалавриат): «история и литература» iconРабочая программа учебной дисциплины
Направление подготовки 050100. 62 Педагогическое образование Профиль подготовки: Историческое образование

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) б в. 08 Устное народное творчество Трудоемкость (в зачетных единицах) 2 Направление подготовки: 050100. 62 Педагогическое образование Профили подготовки (бакалавриат): «история и литература» iconРабочая программа дисциплины б. 11 Теория литературы Направление...
Рабочая программа «Теория литературы» составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 050100. 62 Педагогическое...

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) б в. 08 Устное народное творчество Трудоемкость (в зачетных единицах) 2 Направление подготовки: 050100. 62 Педагогическое образование Профили подготовки (бакалавриат): «история и литература» iconРабочая программа учебной дисциплины бз. Б. 1 Психология уровень...
Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 050100. 62 Педагогическое...

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) б в. 08 Устное народное творчество Трудоемкость (в зачетных единицах) 2 Направление подготовки: 050100. 62 Педагогическое образование Профили подготовки (бакалавриат): «история и литература» iconРабочая программа Учебная дисциплина Античная культура Направление...
Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии исторического факультета по направлению подготовки 050100. 62 Педагогическое...

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) б в. 08 Устное народное творчество Трудоемкость (в зачетных единицах) 2 Направление подготовки: 050100. 62 Педагогическое образование Профили подготовки (бакалавриат): «история и литература» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины архитектура компьютера...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» и профилю...

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) б в. 08 Устное народное творчество Трудоемкость (в зачетных единицах) 2 Направление подготовки: 050100. 62 Педагогическое образование Профили подготовки (бакалавриат): «история и литература» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 1 Введение в...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 1 Введение в языкознание для студентов, обучающихся по направлению подготовки...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную