Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта






Скачать 87.11 Kb.
НазваниеПубличное представление собственного инновационного педагогического опыта
Дата публикации26.08.2016
Размер87.11 Kb.
ТипДокументы
l.120-bal.ru > Литература > Документы
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

учителя русского языка и литературы МОУ «Большеелховская средняя общеобразовательная школа» Лямбирского муниципального района

Республики Мордовия

Зиновьевой Марии Алексеевны.
Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы для повышения познавательной активности учащихся


  1. Актуальность и перспективность опыта

В концепции стандартов общего образования второго поколения в Российской Федерации отмечается обновление содержания образования и использование новых технологий. В содержание образования закладывается развитие новых процессуальных умений.

Сейчас успех учащихся напрямую зависит от качества работы учителя, от того, насколько он способен уловить дух и потребности времени. Несомненно, применение новых технологий напрямую отвечает требованиям модернизации образования.

Современные образовательные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик - активный и равноправный участник образовательной деятельности. Внедрение новых образовательных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего и личностно-ориентированного обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.

Цели:

создание позитивной внутренней мотивации учения;

учет психологических закономерностей усвоения содержания учебного материала.

Задачи:

использование учителем компонентов социального опыта учащихся: знаний и умений, ценностных отношений и творчества,

обучение способам и приемам умственной деятельности, методам научного познания, формирование умений учащихся самостоятельно осваивать информацию, совершенствование коммуникативных навыков.

2. Концептуальность

Почему возникла насущная потребность обращения к качественно иным методам и технологиям? Вероятно, дело в изменении самой парадигмы образования, в переносе акцента с задач усвоения знаний, умений, навыков на задачи развития личности. Нужны технологии диалоговые, рефлексивные – то есть связанные с гуманистическим характером целей, взаимоотношений, деятельности участников образования, и не только при обучении словесности. Тем более, что особенностью ФГОС является его ориентация на достижение учащимися как предметных, так и метапредметных результатов. А это становится возможным благодаря введению в содержание образования деятельностного подхода, лежащего в основе современных образовательных технологий.

3. Наличие теоретической базы опыта

Уровень интеллектуального развития учащихся будет повышаться, если систематически применять современные образовательные технологии, приёмы и методы, способствующие развитию учащихся.

Новизна работы заключена в том, что формирование интеллектуальных качеств личности достигается путём внесения изменений в содержание и организацию процесса обучения.

Теоретическая основа опыта:

- стремление индивида к самопознанию и самореализации (Роджерс К.);

- теория развивающего обучения (Выгодский Л.С.считал, что знания - это не конечная цель обучения, а средство развития. А Гальперин П.Я. писал, что ребёнок является полноправным субъектом деятельности);

- технология развивающего обучения (Эльконин Д.Б.и Давыдов В.В.: ".Важным является развитие интеллектуальных способностей ребёнка. Главное - познавательный интерес.");

- технология РКМЧП ("Развитие критического мышления через чтение и письмо", Стил Д., Темпл Ч., Мередит К.).

Важным является активизация умственных процессов, развитие аналитического мышления обучающихся.
4. Ведущая педагогическая идея

Научить детей бережно, умело обращаться со словом, гордиться красотой и уникальностью русского языка – важнейшая задача, стоящая перед учителем-словесником, особенно сейчас, когда так бурно развивается наука и техника, а компьютерные технологии прочно входят в нашу жизнь, охватывая сферы жизнедеятельности человека: промышленность, экономику, политику, культуру и, конечно, образование.

Долгое время я скептически относилась к использованию ИКТ на уроках, считая, что они умаляют роль учителя в образовательном процессе. Но, делая первые шаги в освоении ПК, поняла, как глубоко заблуждалась. Теперь компьютер – первый помощник и советчик учителя. Действительно, использование ИКТ на уроках разных  учебных дисциплин дает возможность воздействовать на восприятие человека, а значит, способствует эффективному усвоению учебного материала. Увеличивается объём материала за счет экономии времени. Расширяются возможности применения дифференцированного подхода в обучении, осуществляются межпредметные связи. Но, по моему мнению, самое главное преимущество использования ИКТ на уроках – повышение мотивации обучения, создание положительного настроя, активизация самостоятельной деятельности учащихся.

Безусловно, компьютер не заменит учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами. Естественно, что использование современной техники на каждом уроке нереально, да это и не нужно. Но я уверена, что умелое использование ИКТ на уроках не только повышает эффективность, но, в первую очередь, способствует повышению познавательных потребностей учеников. Каждый учитель в состоянии распланировать свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным для учащихся.

5. Оптимальность и эффективность средств

Особенность современного урока заключается в том, что теоретические знания приобретаются активным путём.

Что же необходимо сделать, чтобы урок русского языка и литературы был интересным и увлекательным, чтобы дети могли выражать собственные мысли и принимать нужные решения?

Необходимо внести изменения в содержание и организацию учебного процесса, процесса обучения. В этом помогут современные образовательные технологии.
На своих уроках я использую следующие технологии:

1. Информационные технологии в преподавании русского языка и литературы.

Знание ИКТ значительно облегчает подготовку к уроку, делает уроки нетрадиционными, запоминающимися, интересными, более динамичными. Интеграция ИКТ и современных педагогических технологий способна стимулировать познавательный интерес к русскому языку и литературе, создавая условия для мотивации к изучению этих предметов. Это рациональный способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения, повышения качества образования.

Применение учебных электронных изданий по литературе и русскому языку, ресурсов сети Интернета. Разработка презентаций к урокам русского языка и литературы, лекций-презентаций, тренажеров для фронтальной работы, программ для самообучения учащихся и самоконтроля. Осуществление тестового контроля знаний обучающихся с использованием ПК.
2. Тестовые технологии на уроках русского и литературы.

Форма теста признана в системе образования многих стран мира. Современный учебный процесс не мыслится без системы тестового контроля, которая уже в течение десятилетий осуществляется в западной системе образования, а последние несколько лет все шире применяется у нас в России. Результатом работы в этом направлении явилось создание государственной системы тестирования по ряду предметов школьного цикла. Между тем тест может служить методом педагогического измерения на любом этапе обучения. Тестовые задания эффективны и для самопроверки знаний. Использование тестов позволяет сэкономить массу времени, проверить широкий спектр знаний учащихся по предмету, уровень сформированности некоторых навыков и умений.
3. Технология обучения анализу поэтического текста.

Цели анализа: формирование грамотного читателя, т. е. обучение пониманию, восприятию и интерпретации текста, выявлению авторской позиции, выработке и формулированию своей; развитие эстетического чувства, художественного вкуса, способности воспринимать текст во всей его смысловой и художественной полноте; развитие личностных качеств – воображения, образного мышления, творческих способностей.

Виды анализа: анализ одного текста (лингвистический и литературоведческий); сопоставительный анализ и его разновидности; анализ в контексте; уровни контекста.

Виды ассоциаций: по сходству, контрасту, смежности. Особый вид – ассоциации «по эмоции».

Критерии развития воображения: беглость, гибкость, оригинальность.
4. Технология подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Анализ проблематики текста, формулирование его основной проблемы. Выявление авторской позиции, основной мысли текста. Требования к структуре, содержанию и речевому оформлению сочинения-рассуждения.
5. Технология подготовки к ЕГЭ по литературе.

Обучение выполнению заданий «С-1», «С-2», «С-3» и «С-4» по литературе: письменный анализ поэтического текста, написание мини-сочинений на проблемные темы и т. п.
6. Технология «Дебаты».

Развитие коммуникативной культуры и навыков публичного выступления, ведения диалога.

Успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя и психологически грамотной направленности его педагогической деятельности.
6. Результативность опыта

Ученики моих классов ежегодно участвуют в олимпиадах школьного и муниципального уровня, в международном конкурсе-игре «Русский медвежонок», в молодежном филологическом чемпионате, проводимого Центром развития одаренности г. Пермь. (talant.perm.ru), научно-практических конференциях, где занимают призовые места.

В Международном филологическом конкурсе «Русский медвежонок» за последние три года участвовало 118 обучающихся 7-10 классов, в филологической олимпиаде «Олимпус» (г. Калининград) - 58 учащихся.

В 2013 году уровень обученности – 100%, качество знаний – 75,8% обучающихся (от числа участвующих в ЕГЭ по русскому языку), показали результаты выше уровня среднереспубликанских результатов. По литературе – 72%.

В 2014 году уровень обученности – 100%, качество знаний – 90% обучающихся (от числа участвующих в ГИА) показали результаты выше уровня среднереспубликанских результатов.
Результаты участия обучающихся во Всероссийской предметной олимпиаде
грамота0001.jpgграмота0002.jpgграмота0003.jpgграмота0004.jpg


Название конкурса, олимпиады и т.д., уровень

Учебный год

Количество участников

Количество победителей и призёров

Награда

Международный филологический конкурс «Русский медвежонок»

2011-2012 уч. год

42

3




2012-2013 уч. год

37

2




2013-2014 уч. год

39

3




Всероссийский «Молодежный филологический чемпионат»



2011-2012 уч. год

23

4




2012-2013 уч. год

31

2



g:\портфолио\img039.jpg

2013-2014 уч. год

29

2

g:\портфолио\img041.jpg

Общероссийская предметная олимпиада «Олимпус». Осенняя сессия. Русский язык.

2012-2013 уч. год

23

4




Общероссийская предметная олимпиада «Олимпус». Зимняя сессия. Русский язык.

2012-2013 уч. год

19

2




Общероссийская предметная олимпиада «Олимпус». Весенняя сессия. Русский язык.

2013-2014 уч. год

16

2




Муниципальный конкурс исследовательских и проектных работ учащихся «Первые шаги»

2012-2013 уч. год

1

1




Творческий конкурс памяти журналиста Владимира Демушкина

2012-2013 уч. год

1

1

img013.jpg


Районный конкурс творческих работ «Сделай выбор!» в рамках республиканской акции «Без наркотиков»

2009 г.

1

1

g:\портфолио\img040.jpg

7. Возможность тиражирования

В целях обмена опытом провожу открытые уроки, мастер-классы, выступаю на семинарах, заседаниях методических объединений учителей кафедры, района и республики.

Кроме этого обобщение педагогического опыта представлено в публикациях (http://elhoschool.ru) .

8. Приложение

Материалы из опыта работы опубликованы на сайте http://elhoschool.ru.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта icon«Проблема интеграции на уроках русского языка и литературы в 5-9классах»
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы федотовой о. Н

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта iconИнновационного педагогического опыта
Чувашская Республика, Красноармейский район, село Убеево, ул. Сапожникова, д. 12

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта iconИнновационного педагогического опыта
Использование электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания русского языка и литературы как эффективное средство развития...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта iconИнновационного педагогического опыта (ипо)
Идея изменений (в чем сущность ипо: в использовании образова-тельных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта iconГимназия сегодня: коротко о главном…
В рамках реализации проекта «Гимназия как Центр инновационного опыта по проблемам формирования российской идентичности в глобальном...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта iconПедагогического опыта
«Формирование познавательной активности учащихся дмш на основе вокально-музыкальной деятельности»

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта iconТворческая работа (описание педагогического опыта)
Ведущие психолого-педагогические и методические идеи стр. 7

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта iconПрограмма дополнительного образования «Бисероплетение» для учащихся 8-12 лет
Образовательная программа по бисероплетению составлена на основе изучения существующей литературы по декоративно–прикладному искусству,...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта iconПояснительная записка
Изучение и освоение педагогического опыта как средство профессионального развития и самообразования учителя

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта iconВсероссийский конкурс педагогического мастерства
Развить у учащихся представление о свойствах и функциях белков в клетке и организме

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную