Тема: Структура книги






Скачать 46.07 Kb.
НазваниеТема: Структура книги
Дата публикации26.08.2016
Размер46.07 Kb.
ТипЗадача
l.120-bal.ru > Литература > Задача
2 класс

2 тема: Структура книги

«Удивительный мир книги»

Цель: закрепить и расширить знания детей о структуре книги, формировать интерес к книге и чтению, воспитывать бережное отношение к книгам.

Содержание темы: Внешнее и внутреннее оформление книги. Элементы книги: титульный лист, оглавление, аннотация. Правила и умения общаться с книгой.

Задача: вызвать у школьников интерес к книге и чтению, научить правильному выбору книг.

 Форма проведения: беседа о книгах, просмотр красочных изданий книг.

Оборудование: книги для практического задания, мультимедийная презентация, книжная выставка «По страницам интересных книг».

Подготовка к занятию: раздать книги каждому ученику.

Ход занятия:

Приветствие.

1 слайд. Как узнать, какая из книг интересная? Что может сказать о себе книга при первом, коротком знакомстве с ней?

У каждой книги, кроме её основного текста, есть еще и другие части-элементы, как принято говорить. Это обложка, форзац, титульный лист, предисловие, послесловие, оглавление, иллюстрация, аннотация, именно они помогают познакомиться с книгой, понять – нужна ли она и стоит ее читать или нет,

2 слайд. Малыши, обычно, выбирают книги по обложке: красивая картинка нарисована - интересная книга. Обложка - это как бы дверь в книгу. По этой двери трудно угадать, каков сам дом.

3 слайд. Иногда на книгах есть суперобложка. Она защищает обложку, украшает книгу.

4 слайд. У книги есть еще одна дверь, полупрозрачная, через которую удается заглянуть в "дом" - существо книги. Это титульный лист, или заглавный лист книги. На титульном листе сведений о книге много. Не только, кто её написал и название, но и каков жанр. Если книга переводная, то кто её перевел и с какого языка, какое издательство выпустило книгу и в каком году. "Титул" - рим., "название".

5 слайд. Этот лист бумаги, соединяющий основную часть книги с крышкой переплета. Часто это просто белая бумага, и тогда у форзаца только техническое назначение. Но иногда оформитель использует форзац для того, чтобы сразу, с первой минуты, еще до текста, даже до титульного листа, создать у читателя определенное настроение, соответствующее именно этой книге. Тогда на форзаце печатают важнейшие справочные сведения, таблицу, карту, декоративный рисунок.

Само слово "форзац" пришло к нам из немецкого языка, с родины первопечатника Гуттенберга, и означает - "перед текстом".

6 слайд. Предисловие. Во многих книгах перед основным текстом помещается предисловие.

Помогает ли оно выбрать книгу?

Тебе, наверное, не раз помогали... Незнакомый автор. Заглянешь в предисловие, там о нем, возможно, есть сведения. Не очень понятное название книги. Посмотришь в предисловие и больше узнаешь о ней. Увидел на титульном листе, что книга вновь переиздана, дополнена, а ты читал её в другом издании. Из предисловия узнаешь, что же изменилось в ней.

В предисловии иногда рассказано и об истории книги, о том, как она была написана, когда впервые была издана, какая у неё судьба.

Все это ты успеешь «схватить», когда просматриваешь книги у полки в библиотеке; и, конечно, такой просмотр поможет тебе решить, будешь ли ты читать эту книгу.

Но предисловие нужно не только для этого. Оно дает гораздо больше.

Один мальчик, пятиклассник, прочитал "Путешествие Гулливера" и под горячую руку написал письмо автору книги Джонатану Свифту. Он хвалил книгу и очень просил написать продолжение.

В предисловии к этой книге сказано, что английский писатель Свифт умер двести с лишним лет тому назад (1667-1745 г.г.). Но мальчик предисловия не читал.

А вот рассказы В.Арсеньева "Встречи в тайге". Автор их - путешественник, исследователь и знаток Дальнего Востока. Все то, о чем рассказал он в книге, пережито им самим. Это самое интересное и важное в книге.

И предисловие рассказывает об Арсеньеве, авторе этой книги.

Предисловие тесно связано с книгой, оно не только объясняет её, но и подготавливает читателя, настраивая его на чтение именно этой книги.

7 слайд. Аннотация. Это краткая характеристика, в ней сообщается о содержании книги, а в некоторых случаях дается ей оценка.

Откройте книгу и прочитайте аннотацию. Решите для себя, читать эту книгу или нет?

8 слайд. Оглавление. Что бы завершить знакомство с книгой, заглянем еще в оглавление. В некоторых книгах оно называется; "содержание".

В содержании перечисляются названия рассказов, сказок, глав, которые есть в книге, и указываются страницы, на которых можно найти начало каждого рассказа или главы.

Просматривать оглавление особенно важно в тех случаях, когда вы знакомитесь со сборником.

Вопросы для закрепления материала:

Что нового мы с вами узнали сегодня?

  1. Для чего нужна суперобложка?

  2. Как называется первый лист книги?

  3. О чем может рассказать титульный лист?

  4. Что можно узнать из оглавления?

  5. Что такое аннотация?


9 слайд. УБЕДИТЕЛЬНАЯ ПРОСЬБА

КНИГИ

  1. Пожалуйста, не трогайте меня грязными руками, мне будет стыдно, если меня возьмут потом другие читатели.

  2. Не исчеркивайте меня перш и карандашом, - это так некрасиво.

  3. Не ставьте на меня локти, когда читаете, и не кладите раскрытой на стол вниз лицом, ибо вам самим не понравилось бы, если бы c вами так обращались.

  4. Не кладите также в меня ни карандаша, ничего толстого, иначе разрывается корешок.

  5. Если вы кончили читать и боитесь потерять место, где вы остановились, то не делайте знака ногтем, а вложите в меня закладку, чтобы я могла удобно и спокойно отдохнуть.

  6. В сырую погоду заворачивайте меня в бумагу, потому что такая погода мне вредна.

  7. Помогите мне остаться свежей и чистой, а я помогу вам быть счастливыми.

Список использованной литературы


  1. Агапова И.А. Веселая литература в начальной школе – М.: ТЦ Сфера, 2004. -120с.

  2. Библиотечно-библиографические и информационные знания школьникам: Материалы в помощь проведения занятий с младшими школьниками. Вып. 1. /Рос. Акад. Образования ГНПБ им К.Д. Ушинского. – М., 1997. – 60с.

  3. Сухин И.Г. Литературные викторины в начальной школе. – М.: Айрис-пресс, 2005. -115 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Структура книги iconКонтрольные вопросы: Структура акушерского стационара. «Фильтр»
...

Тема: Структура книги iconУрок 1 Тема: Такие разные книги
...

Тема: Структура книги iconЛитература разбита на несколько групп: книги о Второй мировой войне...
Указатель предназначен для подростков и юношества, преподавателей, библиотекарей и всех, кто интересуется историей России и любит...

Тема: Структура книги iconУрок №6-7 Тема урока: «Священные книги религий мира»
Формирование понятия «священные книги» через ознакомление с культовыми книгами мировых религий

Тема: Структура книги iconУроке должно быть рассматривание книги. Структура урока
Этот урок требует особого психологического настроя как учитель возьмет книгу, с каким

Тема: Структура книги iconТема: Священные книги религий мира Модуль: Основы мировых религиозных культур.
Цель: Формирование понятия «священные книги» через ознакомление с культовыми книгами мировых религий

Тема: Структура книги iconСтруктура и отделы
Также на абонементе специалистами библиотеки постоянно оформляются книжные выставки, на которых читателям предлагаются книги на разные...

Тема: Структура книги iconТема №2 «Культура народов Америки»
Б) шумерские города-государства Ур, Урук, Эриду, Лагаш (социальная структура, архитектура, искусство)

Тема: Структура книги iconТема Структура и состав современного культурологического знания
Булгаков С. Н. Церковь и культура// Булгаков С. Н. Христианский социализм. Новосибирск, 1991

Тема: Структура книги iconЛекция 2 Тема: Классификация и структура основных фондов
Для осуществления производственной деятельности предприятия использует ограниченные экономические ресурсы, которые в наиболее общей...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную