Вечные проблемы в романе А. В. Иванова






Скачать 74.27 Kb.
НазваниеВечные проблемы в романе А. В. Иванова
Дата публикации27.08.2016
Размер74.27 Kb.
ТипДокументы
l.120-bal.ru > Литература > Документы


Вечные проблемы в романе А.В. Иванова

«Географ глобус пропил»

Пономарёва Алина,

ученица 10б класса лицея №226

Научный руководитель:

Берестовицкая Светлана Эрленовна,

учитель русского языка и литературы, к.п.н.
Современная литература – это не рассказ

о современности, а разговор с современниками.

Это новая постановка главных вопросов о жизни.

Олег Павлов
Современная литература очень разная. Она многоуровневая, как жизнь. Есть литература для очень узкого круга читателей, есть массовая ни о чём. Трудно было в огромном количестве книг услышать голос современного автора, который пишет просто про нашу жизнь.

Алексей Иванов – молодой русский писатель, он как автор формировался уже в постсоветское время, и поэтому его произведения так откровенны и проницательны. Его творчество затрагивает вечные проблемы русской литературы. Каждому поколению кажется, что в их время эти проблемы особенно актуальны. Так кажется и нам. «Проклятые» вопросы стали как никогда актуальны в наше время шаткости и размытости бытия. У человека слишком много выбора, и никто уже не знает, на чем остановиться и что важнее.

На фоне современной русской литературы «на стыке эпох» появляется писатель А. Иванов, продолжающий традиции русской классической литературы. Он не ставит перед собой задачу отвлечь читателя от действительности, а пытается найти решение самых злободневных проблем, волнующих людей нашего времени: самоидентификация и нравственный выбор личности, любовь, природа, поиск смысла жизни, себя и Бога, то есть самые главные, сущностные вопросы Бытия.

При подготовке к собственному исследованию я сделала обзор критической литературы на тему «Вечные проблемы в современной русской литературе», а также обзор жизни и творчества Алексея Иванова, обратив внимание на постановку вечных проблем в его романах «Общага на крови», «Географ глобус пропил», «Блуда и МУДО».

Романы А. Иванова во многом построены на личном опыте автора. Работая в школе, он вдохновился на написание «Географа…», будучи руководителем детского кружка, написал «Блуда и МУДО», а вся студенческая жизнь отражена в «Общаге-на-крови».

Все романы А. Иванова обращены к читателю с призывом к любви, человечности, состраданию, сочувствию, духовной культуре. «Главная составляющая моих романов – нравственный аспект. Это для меня важнее всего», - сказал писатель в одном из своих интервью.

Главный герой у А.Иванова всегда интеллигент, противостоящий толпе. Это обычный человек, и род занятий у него этому соответствующий: учитель, студент, художник.

Вечные вопросы, встречающиеся на протяжении всего его творчества, - это проблема любви, проблема одиночества, проблема воспитания и проблема нравственного поиска. Надо сказать, что пути их решения традиционны и общечеловечны, просто они были переведены автором с классического языка на язык современности.

Прежде чем приступить к собственному исследованию, необходимо было изучить критические и литературоведческие статьи, посвященные творчеству писателя. В публичной библиотеке я обнаружила только произведения автора, но никакой критики. Это было подтверждением того, что А. Иванов действительно «новый», пока не изученный писатель.

Далее я зашла на официальный сайт автора (http://www.arkada-ivanov.ru/), где на форуме нашла множество интересных отзывов, а также несколько критических статей и газетных откликов на произведения А.Иванова.

Отзывы о романах очень разные. А множество противоположных мнений – это яркий показатель того, что А. Иванов смог затронуть души своих читателей и вызвать в них много эмоций.

Ученые-литературоведы Г.М. Ребель, Т.Д. Долгих, педагог Е.О. Галицких дали крайне положительную оценку романа А. Иванова «Географ глобус пропил» как произведения глубокого и доброго. Они увидели в географе некого «миссионера», призванного направить детей на верную дорогу, пусть даже путём отрицания собственных интересов. То есть «глобус пропит не зря», - как сказал один критик.

Однако существует и другое мнение о романе, принадлежащее в основном газетным критикам и рецензентам, которые увидели в нем либо авантюрно-эротический роман, либо просто рассказ про «одного забулдыгу».

Наверное, понимание романа А. Иванова «Географ глобус пропил» напрямую зависит от глубины его исследования, что подтверждает анализ самых показательный статей о нем. Стоит сказать, что я согласна с положительными мнениями об этой книге. Виктор Служкин – это человек, который «ничему не хочет учить», он просто любит, и вся его любовь как будто отражается на его учениках. И всё-таки он учит их... любви и человечности. Ведь, как сказал критик Владимир Гурев в статье «У кого право учить жить?»: «В большой жизни понадобиться не столько знание географии, сколько умение быть человеком».

Мое исследование посвящено следующим проблемам, поставленным в романе: проблеме героя времени («Герой нашего времени («Козлище глухонемое»)), поиска смысла жизни («Сущность героя. «Умение жить»)), природе («Природа в романе («Смысл реки»)), любви («Любовь в романе («Я хотел научить любви…- хотя я ничему не хотел учить»)), воспитанию («Воспитание в романе («Вытащить из болота…»)).

Представлю отрывок из своей работы, посвященный проблеме героя времени.

Начиная с лермонтовского Печорина, герой времени в представлении читателей стал обладать рядом неких вневременных качеств: он странен, умен, интересен, недоволен собой, нереализован в деле, в любви (хотя нравится женщинам), мучает других, но страдает сам, несчастен, одинок. Ответ на вопрос почему вписывает героя именно в «его» время. Почему умный, интересный, талантливый Служкин одинок и несчастен и впереди у него «сверкающая пустыня одиночества», почему неуспешен, почему неудачник, алкоголик и т.д. И какие «пороки своего времени» отразились в «портрете» Географа?

«Небритый, помятый молодой человек» едет безбилетным на электричке. Он ни на что не обращает внимания и, чтобы не платить контролёрам штраф, притворяется глухонемым. «В качестве «глухонемого козлища», мистифицирующего окружающих своей лже-глухонемотой, чтобы не платить за проезд в электричке, «въезжает» он в роман и классическим козлом отпущения, обреченным на пустыню одиночества, расстается с читателем в финале» (13).

Примечательно, что первыми словами «козлища глухонемого» в романе была хрипло сказанная фраза: «Бутылку пива, и откройте сразу». Пиво и электричка сразу вызывают ассоциации с другим героем времени – Венечкой Ерофеевым (В. Ерофеев «Москва-Петушки»). Географ пьет на протяжении всего романа: с друзьями, учениками, один. И вот в последней главе снова возникает эта тема:

«- Папа, а ты вино пьешь? Ты пьяным будешь?» - спрашивает маленькая Таточка.

Это не вино, - сказал Служкин.- Это я воду принес в бутылке – цветочки полить. – И он вылил вино в ящик с землей, который висел на перилах». Этот финальный жест героя показался мне символичным. Спасаться от «пустыни одиночества» самым традиционным способом Географ, кажется, не будет, хотя мы уже готовы были представить его в будущем спившимся неудачником.

Важным для понимания Служкина является то, что герой постоянно находится в пути. Он, как настоящий герой времени, всю жизнь что-то ищет, его мытарства бесконечны. Так, наша с ним первая встреча случилась в электричке, потом читатель будет сопровождать географа на прогулке, в походе. Он потом скажет: «Я всю жизнь ищу человека». Искать человека в других, человека в себе, - образ жизни для нашего времени поистине героический. Как и любой герой своего времени, Служкин противостоит… Немотивированной агрессии Розы «угрозы» Борисовны, «подлянам» учеников, ненависти жены, пошлости мира и «великому» лозунгу времени: «Бери от жизни все!».

И взять особо нечего, да он и не пытается. Он странно шутит, защищаясь от боли, и много пьет от отчаянья. Время требует шустрости и изобретательности в умении устроить свою жизнь, а Служкин ее и не пытается устраивать. Однако вот парадокс: в романе нет успешных героев (самый успешный Будкин пьет вместе со Служкиным и не может устроить свое счастье с Надей). Есть особо не задумывающиеся, а потому живущие чуть легче других дурак и подлец Колесников и его непутевая жена Ветка. Так что несчастливый Служкин противопоставлен несчастливым, недовольным своей жизнью, неустроенным героям, «опилкам» (Вспомним эпиграф к роману: «Это мы – опилки» (Станислав Лем)). Как жить в этой ситуации всеобщей неустроенности – выбор, который делает каждый, в том числе и Географ, и этот выбор делает его героем своего времени уже без иронии и кавычек.

Географ – портрет, составленный из чудом сохранившихся достоинств, причем вневременных: он умеет любить, он никого не учит жизни, а в одиночку, мучительно и неотступно ищет ее смысл, он не ломает чужие судьбы, он нежен к людям и не предает их. Мне запомнился эпизод с Сашенькиной запиской, которую Служкин, по ее просьбе, передает Будкину. Будкин не любит Сашеньку, а из любовной записки в задумчивости делает самолетик и запускает его: «Вечером Служкин отправился в садик за Таточкой, но, отойдя от подъезда на пять шагов, вдруг свернул с тротуара и через ограждение полез в сквер. Забравшись в заросли поглубже, он осмотрелся, подпрыгнул и выдернул из листвы березки маленький бумажный самолет». Хочется прокомментировать этот эпизод словами критика Галины Юзефович: «Географ» — книга исключительно добрая и (господи прости) душеполезная».
Все вечные проблемы в творчестве А. Иванова: самоидентификация и нравственный выбор личности, любовь, разобщённость интересов людей и их глобальное одиночество – решаются посредством понимания человеком истинной любви и общечеловеческой нравственности. Ведь истинная любовь и нравственность – они всепрощающие, всепроникающие и бессмертные.

То, что ты отдашь людям, к тебе обязательно вернётся. И чувство любви, неожиданное, невозможное и обречённое, станет для тебя наградой за твою человечность, которая является залогом живой и бессмертной души.

Библиография:

  1. Александров Я. Повесть об опилках. – М.: «Культура», 9-16 ноября 2005.

  2. Бобров А. Окончен школьный роман. – М.: «Литературная газета», 4 ноября 2005.

  3. Бугаев Б. Научите меня жить. – Псков: «Городская газета», 3 апреля 2006.

  4. Галицких Е.О. А. Иванов о школе, детях, географе…и понимании. – Киров. http://www.arkada-ivanov.ru/

  5. Гурев В. Непедагогическая поэма. – М.: «Литературная Россия», 18 марта 2005.

  6. Данилкин Л. Закамский меридиан. – М.: «Афиша», 9 мая 2003.

  7. Долгих Т.Д. Основные мотивы романа А. Иванова «Географ глобус пропил». – Пермь. http://www.arkada-ivanov.ru/

  8. Иванов А.В. Географ глобус пропил. – М.: Вагриус, 2003. – 315с.

  9. Иванов А.В. Общага-на-крови. – СПб.: Азбука-классика, 2007. – 320с.

  10. Иванов А.В. Блуда и МУДО. – СПб.: Азбука-классика, 2007. – 576с.

  11. Ларская Е. Время пропивать глобус? – Ростов: «Деловой Ростов», 5 ноября 2005.

  12. Пирогов Л. Бивни за школьной партой. – М.: «Независимая газета», 6 апреля 2006.

  13. Ребель Г.М. Явление географа: роман А. Иванова «Географ глобус пропил». – Пермь. http://www.arkada-ivanov.ru/

  14. http://www.arkada-ivanov.ru/



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вечные проблемы в романе А. В. Иванова iconКнига открывается общетеоретической работой «Проблема содержания,...
М. М. Бахтина разных лет, большей частью впервые публикуемые. В работах рассматриваются проблемы теории жанра, прежде всего — теории...

Вечные проблемы в романе А. В. Иванова iconПо литературе: «Вечные» проблемы в произведениях русской классической...
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №18»

Вечные проблемы в романе А. В. Иванова iconВ. Н. Иванова, рук. О. М. Иванова
Данная работа считается удачным началом исследования иностранных заимствований в названиях вывесок города Нижнеудинска

Вечные проблемы в романе А. В. Иванова icon«Отца и Сына» в романе: проблема «встречи» как завершения «духовной...
Новаторство Д. Джойса – проблема повествования в романе: стиль «потока сознания»; автор, герой и читатель в модернистском тексте;...

Вечные проблемы в романе А. В. Иванова iconМбоу «Первомайская сош» План мероприятий, посвященных Году К. В. Иванова
Учитель чувашского языка и «Волшебство и мудрость поэзии поэта К. В. Иванова» выставка-просмотр

Вечные проблемы в романе А. В. Иванова icon«Века могут соединиться, если каждый поймет: вечные вопросы, мучившие...
Проблемное обучение как один из методов формирования нравственных качеств личности на уроках литературы

Вечные проблемы в романе А. В. Иванова iconТема Кол-во страниц
...

Вечные проблемы в романе А. В. Иванова iconКонкурса
...

Вечные проблемы в романе А. В. Иванова iconРецензия на магистерскую диссертации Александра Сергеевича Иванова
Александра Сергеевича Иванова (кафедра истории зарубежных литератур Филологического факультета спбГУ) «“Разбитое поколение»” в США...

Вечные проблемы в романе А. В. Иванова iconПрограмма дисциплины «психология бизнеса» для направления 030300....
Авторы программы: доктор психол наук, профессор Н. Л. Иванова, кандидат психол наук, преподаватель О. И. Патоша

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную