Консультация для педагогов доу тема






Скачать 62.33 Kb.
НазваниеКонсультация для педагогов доу тема
Дата публикации28.08.2016
Размер62.33 Kb.
ТипДокументы
l.120-bal.ru > Литература > Документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 1 комбинированного вида

КОНСУЛЬТАЦИЯ

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ

Тема: «Развитие активной речи детей раннего возраста средствами художественной литературы»

Подготовила: Панкратова О.В., воспитатель

Чебаркуль, 2015 г.

Художественная литература - могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей. Произведения литературы дают образцы русской литературной речи.

В раннем возрасте уделяется большое внимание знакомству детей с художественной литературой. Воспитатель должен всегда помнить, что дети раннего возраста – не читатели, а слушатели. И от того, какое у них будет отношение к книге, зависит от взрослых, которые отбирают книги для чтения и читают их малышу.

Чтение развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.

Чтение развивает речь человека, делает ее правильной, четкой, понятной, образной, красивой.

Одними из первых художественных произведений, с которыми знакомятся дети, - сказки. Эти произведения имеют большое значение для общего развития ребенка. Они помогают ему познать окружающий мир, формируют эстетические чувства, способствуют развитию эмоциональной сферы, активизируют деятельность, учат тонкостям родного языка, развивают речь.

Язык народных произведений яркий, образный, легко запоминающийся. В них встречается много ласкательных слов.

Через художественное слово, в том числе и через сказки, ребенок с раннего возраста должен получать первые и важные уроки общественной жизни, воспринимать человеческую мудрость через культурные достижения своего народа, знакомиться с образцами образной речи.

Но воспитатели не всегда в полной мере используют сказки для развития речи детей раннего возраста. Актуальность данной темы состоит в том, что текст сказки необходимо максимально использовать для развития речи детей раннего возраста.

Третий год жизни характеризуется чрезвычайно возрастающей речевой активностью ребенка. Расширяется круг его общения: он много говорит не только с близкими ему людьми, но и с другими взрослыми и детьми. Резко повышается речевая активность во время игр и самостоятельных занятий. Очень возрастает интерес детей к речи взрослых. Дети этого возраста не только слушают обращенную к ним речь, но и прислушиваются к речи, непосредственно к ним не обращенной. Они легко запоминают небольшие стихотворения и сказки, воспроизводя их с большой точностью. Запоминание стихов и сказок является важным источником развития речи. В связи с возросшим пониманием слов и быстрым увеличением их запаса речь превращается для ребенка в основное средство общения.

На третьем году жизни речь ребенка, являясь средством общения со взрослыми и другими детьми, непосредственно связана с практической деятельностью, осуществляемой ребенком, или с наглядной ситуацией, в которой или по поводу которой происходит общение. Действия ребенка этого возраста осуществляются в большинстве случаев или совместно со взрослыми, или при их помощи. Это придает речи форму диалога, т. е. форму прямых ответов ребенка на вопросы взрослых и вопросов к ним.

Ознакомление детей раннего возраста с художественной литературой проходит как на специальных занятиях по развитию речи, так и вне занятий.

Известно, что речевое умение или навык не может быть сформирован за одно занятие, поэтому программный материал, который изучался на предыдущем занятии, как правило, повторяется на последующем, причем интервал между ними должен быть не более 1-3 дней. В дальнейшем интервалы между занятиями, на которых совершенствуются определенные речевые умения, могут быть увеличены.

После 2 лет (1 младшая группа дошкольников) воспитатель организует чтение книг с иллюстрациями, с привлечением внимания детей к картинкам, читает текст или ведет рассказ своими словами. На основе особенностей восприятия выделяются ведущие задачи ознакомления с книгой на каждом возрастном этапе. Младшему дошкольному возрасту характерна зависимость понимания текста от личного опыта ребенка, установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом, в центре внимания главный персонаж. Чаще всего дети не понимают его переживаний и мотивов поступков. Эмоциональное отношение к героям ярко окрашено, наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи. В программный перечень произведений для детей третьего года жизни входят народные сказки, потешки ,стишки – пестушки. Их назначение – вызвать у ребенка радостные, положительные эмоции. На третьем году у детей происходит качественное изменение речи: ребенок любит слушать сказки, стихи, вслушивается в разговорную речь окружающих взрослых. Наступает период «активного слушания». Потешки, песенки, стихи и сказки являются инструментом в воспитании звуковой культуры речи. Происходит постепенное овладение звуковой культурой речи, у ребенка правильно формируется восприятие художественного слова: понимание смысла небольших стихотворений, коротких сказок, рассказов, эмоциональный отклик на их звучную рифму, словесный повтор, игру звуков.

С помощью потешек отрабатывается отчетливое и ясное произношение слов, слогов и звуков. Содержание потешек динамично, богато глаголами, наполнено последовательно сменяющимися действиями. При этом слово можно соединить с действием ребенка, то есть можно инсценировать потешку, даже если ребенок не владеет речью. Наличие в потешках большого количества повторов слов, словосочетаний, предложений способствует их запоминанию, а затем активному употреблению.

Большую роль в развитии активной речи детей играют сказки. Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первостепенного значения. Ребенок легко запоминает такие образы, как «петушок-золотой гребешок», «козлятушки-ребятушки», «коза-дереза» и др.

Маленькому ребенку легче воспринимать рассказ, чем чтение, поэтому рассказывание в первой младшей группе предпочтительнее. Обычно на занятии сказку рассказывают дважды, иногда повторяют и в третий раз.

Когда воспитатель смотрит на детей, он как бы разговаривает с каждым ребенком и этим воспитывает очень важное умение слушать и понимать монологическую речь.

На занятия по рассказыванию сказок распространяются общие дидактические принципы.

Во-первых, это принцип активности и посильной самостоятельности. Его суть - активное соучастие и сотворчество педагога и ребенка.

Другой важнейший принцип ознакомления детей с русскими народными сказками - принцип познавательной выразительности. Достигнуть его можно эмоциональностью.

Не менее важен в ходе фольклорных занятий с детьми младшего дошкольного возраста принцип наглядности, т.е. используемые наглядные средства: игрушки, картинки, пособия и т.п.), с помощью которых создается развернутая картина действий и результата.

Народные сказки радуют малышей своим удивительным благозвучием, мелодичностью, содержанием, близким быту и интересам ребенка. Важнейшая общая характерная черта сказок заключается в том, что они создают особый вид общения взрослого и ребенка, во время которого возникает ситуация интимности и тепла. Они незаметно для малыша открывают ему и настойчиво внедряют в его сознание важнейшие и вечные духовные ценности – любовь к окружающим, доброжелательность, доброту, трудолюбие и многое другое.

В раннем возрасте детей знакомят и с первыми стихами всеми любимых поэтов: А. Барто, К.Чуковского, С.Михалкова, Б.Заходера и других классиков детской литературы. При подборе стихотворений для малышей необходимо помнить, что стихотворная строка должна быть короткой, рифма чистая и ясная, и содержание стихотворения должно в образной форме отражать реальную окружающую действительность, развивать представления ребенка о мире, воспитывать нравственные качества. Запоминание и проговаривание стихов формирует не только речевой навык малыша, но и совершенствует память и мышление.

Таким образом, «Развитие речи детей раннего возраста средствами художественной литературы» наиболее результативно происходит при планомерном введении различных жанров: пестушек, потешек, стихов и сказок.

Список литературы

Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. – М.: Академия, 1999. – 284 с.: ил.

Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Начинаем говорить (Развитие речи). _ СПб.: «Паритет», 2005. – 202 с.: ил.

Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий/ Под ред. О.С. Ушаковой. – 2-е изд., доп., исправ. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 176 с.

Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А. Сохина –М.: Просвещение, 1984. – 196 с.

Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 384 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Консультация для педагогов доу тема iconИнформационно-методический отдел цифровая лаборатория для педагогов доу
Изучение возможностей программных продуктов и онлайн-сервисов по обработке фото- и видео- материалов для последующего размещения...

Консультация для педагогов доу тема iconТема: «Роль доу в сохранении физического и психического здоровья детей»
Цель: поиск путей оптимизации создания условий для совершенствования физкультурно-оздоровительной работы в доу

Консультация для педагогов доу тема iconКонсультация для педагогов на тему
Театральная деятельность-это самый распространённый вид детского творчества Она близка и понятна ребёнку глубоко лежит в его природе...

Консультация для педагогов доу тема iconПоложение о Международном конкурсе для педагогов и музыкальных руководителей доу
Конкурс «Творим для детей» (далее Конкурс) проводится Информационно-издательским центром «оливье»

Консультация для педагогов доу тема iconКонсультация Дидактический материал для занятий в доу. Игры с элементами Су-джок терапии
Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появлении ощущения...

Консультация для педагогов доу тема iconПрограмма предназначена для детей дошкольного возраста и может быть...
Программа предназначена для воспитателей доу и учителей начальных классов. Направлена на овладение технологией развития внимания...

Консультация для педагогов доу тема iconТема: «Создание предметно-развивающей среды в доу в соответствии...
Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды

Консультация для педагогов доу тема iconНашего круглого стола "Пропедевтика нарушений звукопроизношения в условиях доу"
Цель. Повышение компетентности педагогов в вопросах профилактики нарушений звукопроизношения у дошкольников

Консультация для педагогов доу тема iconИндивидуальный подход в физкультурно-оздоровительной работе доу методические рекомендации
Методические рекомендации предназначены для слушателей курсов повышения квалификации, для воспитателей, методистов, руководителей...

Консультация для педагогов доу тема iconКонсультация для педагогов "Роль художественной литературы в воспитании...
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в воспитании чувств...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную