Учебно-методический комплекс дисциплины






Скачать 413.77 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины
страница1/2
Дата публикации02.09.2016
Размер413.77 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
l.120-bal.ru > Литература > Учебно-методический комплекс
  1   2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

СД(М).Ф.8 ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению
050300 Филологическое образование,

профиль Русский язык и литература

(код и наименование направления/ний)

Утверждено на заседании кафедры

русского языка, литературы и методики их преподавания

факультета филологии, журналистики

и межкультурных коммуникаций

(протокол № 8 от 20.01.2012 г.)
Зав. кафедрой

_______________________С.А. Антошина


Структура учебно-методического комплекса дисциплины
РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
Структура программы учебной дисциплины
1.1 Авторы программы: Наумлюк М.В., кандидат филологических наук, доцент кафедры РЯЛиМП МГГУ

1.2 Рецензенты: Музычук Н.А., кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и филологии МГИ;

Пожидаева О.В., кандидат филологических наук, доцент кафедры РЯЛиМП МГГУ

1.3 Пояснительная записка:

Конец 19 – начало 20 века – сложнейший этап в развитии мировой литературы, связанный с переходным характером изучаемой эпохи.

Её историческое своеобразие предопределило мозаичность картины литературной жизни в целом. Множество литературных направлений, не зависимых от специфики национальной жизни, содействовали развитию прочных связей разных литератур; сложились особые взаимовлияния и традиции.

Цель курса – сформировать у студентов систему знаний о литературном процессе конца 19 – начала 20 века, научить их ориентироваться в сложнейшей системе литературных течений, направлений, влияний и установить связь изучаемого периода с последующей литературной эпохой.

Задачи курса:

  1. Ознакомить студентов с высшими достижениями зарубежной литературы изучаемого периода;

  2. Научить студентов историко-теоретическому и герменевтическому методам исследования;

  3. Овладеть навыками литературоведческого анализа на разных уровнях (проблемно-тематическом, структурно-композиционном);

  4. Дать представление о специфике изучаемого периода в контексте культуры рубежа веков.

Основные понятия, которые должен усвоить студент:

Декаданс, натурализм, эстетизм, символизм, неоромантизм, импрессионизм, интеллектуальная драма, «новая драма», позитивизм, «роман-поток», фабианство, философский роман.

В ходе работы использовалась программа В.П. Трочкова «Зарубежная литература конца 19 – начала 20 века» из сборника программ «История зарубежной литературы». МГПУ, М., Наука, 1999 г.

1.4 Извлечение из ГОС ВПО направления.

Зарубежная литература

Романтическая теория искусства. Реализм в западноевропейской литературе. Модернизм как реакция против реализма. Общая характеристика модернистских направлений и школ. Натурализм, его социальные и философско-эстетические корни. Творчество писателей позднего реализма. Символизм во французской литературе. Натурализм и символизм. Литература "потерянного поколения". Художественные искания американской прозы первой половины ХХ века Развитие жанра философско-интеллектуального романа ХХ века. Специфика социальной сатиры в западноевропейской литературе ХХ в. Формирование новых театрально-драматургических форм в ХХ в. Особенности Нового поэтического языка ХХ в. Литература западноевропейского экзистенциализма. Театр абсурда и "новый роман" во Франции. Современная английская и немецкая проза. Современная литература США. Зарубежная литература в школе.
1.5. Объём дисциплины и виды учебной работы:


Шифр,

наименование

направления

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудо-

ёмкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

Сам.

работа

050300 Филологическое образование, профиль «Русский язык и литература»

3

6

106

52

40

12

54

-


1.6 Содержание дисциплины:

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:


№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

Сам. раб.

1.

Введение. Рубеж веков и декаданс. Философские основания декаданса и литературный процесс конца 19 – начала 20 в.

2

2







2.

Литература Франции. Натурализм. Эстетическая программа натурализма и раннее творчество Э. Золя.

2

2







3.

Замысел, реализация и поэтика цикла «Ругон – Маккары».

2

2







4.

Творчество Ги де Мопассана.

2

2







5.

Теория и практика французского и бельгийского символизма. Драматургия Метерлинка.

2

2







6.

Символизм во французской поэзии. Творчество Верлена и Рембо.

2

2







7.

Литература Англии. Натурализм. Творчество Дж. Элиот и Т. Гарди.

2

2







8.

Английский эстетизм. Рёскин и прерафаэлиты.

2

2







9.

Творчество О. Уайльда.

2

2







10.

Интеллектуальная драма – дискуссия в творчестве Б. Шоу.

2

2







11.

Неоромантизм в английской литературе.

2

2







12.

Скандинавская литература на рубеже веков. «Новая драма» Г. Ибсена.

2

2







13.

Творческий метод К. Гамсуна.

2

2







14.

Шведская литература. Творчество А. Стриндберга.

2

2







15.

Литература Германии. Ницшеанство. Натурализм. Символизм. Драматургия Г. Гауптмана.

2

2







16.

Американская литература рубежа веков. Основные тенденции развития.

2

2







17.

М. Твен – основоположник реалистического метода в американской литературе.

2

2







18.

Психологический реализм Г. Джеймса.

2

2







19.

Неоромантизм и творчество Д. Лондона.

2

2







21.

Натурализм как творческий метод. Романистика Золя и Гонкуров.

2




2




22.

Р. Роллан «Жан – Кристоф», «Кола Брюньон».

2




2




23.

«Новая драма» Ибсена.

2




2




24.

Творчество Гамсуна и Стриндберга.

2




2




25.

Интеллектуальная драма Шоу.

2




2




27.

Неоромантизм в английской и американской литературе.

2




2







Всего:

52

40

12

54


1.6.2 Содержание разделов дисциплины.
1. Введение. Рубеж веков и декаданс. Философские основания декаданса и литературный процесс конца 19 – начала 20 века.

Понятие декаданса. Его философские основания (Шопенгауэр, Ницше, Бергсон). Литературный процесс рубежа веков. Основные литературные направления (натурализм, символизм, неоромантизм, эстетизм, реализм).

2. Литература Франции. Натурализм. Эстетическая программа натурализма и раннее творчество Золя.

Культурная ситуация Франции. Синтез искусств (импрессионизм в музыке, живописи, литературе). Гонкурн - предтечи натурализма. Концепция «экспериментального романа» Золя. «Тереза Ракен».

3. Замысел, реализация, поэтика цикла «Ругон – Маккары».

Замысел «Ругон – Маккаров». Традиции Бальзака. Композиция цикла. «Жерминаль», «Нана», «Творчество».

4. Творчество Ги де Мопассана.

Своеобразие художественного метода. Новеллистика. Романы. Традиции Флобера и Золя.

5. Теория и практика французского и бельгийского символизма. Драматургия Метерлинка.

«Манифест символизма» Мореаса. Малларме. Художественный метод Метерлинка. Одноактные драмы («Одинокие», «Слепые»). «Синяя птица».

6. Символизм во французской поэзии. Творчество Верлена и Рембо.

Теория символизма Верлена. Поэзия. Эволюция творчества Рембо. Ранние стихи. «Пьяный корабль», «Один сезон в аду».

7. Литература Англии. Натурализм. Творчество Дж. Элиот и Т. Гарди.

Своеобразие английского натурализма. Философские и эстетические взгляды Д. Элиот. «Миддлмарч». Синтез реализма и натурализма в романистике Т. Гарди.

8. Английский эстетизм. Рескин. Пейтер. Прерафаэлиты.

Формирование эстетизма. Рескин и Пейтер о прекрасном, искусстве, морали. Творческая программа художников и поэтов прерафаэлитов. У. Моррис. Д.Г. Россетти.

9. Творчество О. Уайльда.

Эстетические взгляды О. Уайльда. Жанр сказки. Драматургия. «Портрет Дориана Грея». Жизненная драма писателя. «De profundis», «Баллада Реддингской тюрьмы».

10. Интеллектуальная драма – дискуссия в творчестве Б. Шоу.

Эстетические взгляды Шоу. «Квинтэссенция ибсенизма». Фабианство. Циклы пьес. Значение Шоу для становления «новой драмы».

Роль интеллектуальной дискуссии в прочтении драматического и социального конфликта.

11. Неоромантизм в английской литературе.

Понятие неоромантизма. Своеобразие творчества Киплинга, Конрада, Стивенсона, Конан – Дойла, Честертона и др.

12. Скандинавская литература на рубеже веков. «Новая драма» Ибсена.

Своеобразие исторического и культурного развития Скандинавии. Романтизм в поэзии. Ранняя драматургия Ибсена. Философская поэтическая сказка «Пер Гюнт». Теория «Новой драмы». Соединение натурализма, символизма и реализма в «Кукольном доме», «Дикой утке», «Привидениях», «Гедде Габлер».

13. Творческий метод К. Гамсуна.

Новый психологизм Гамсуна. Русская литература в творчестве Гамсуна. «Голод». «Пан». «Виктория». «Плоды земли».

14. Шведская литература. Стриндберг.

История шведской литературы. Творческий метод Стриндберга. Романистика. «Интимный театр». Драматургия.

15. Литература Германии. Ницшеанство. Натурализм. Символизм. Драматургия Г. Гауптмана.

История и культура Германии на рубеже эпох. Философия Ницше. Натурализм в литературе. Творческий метод Гауптмана. Натурализм и драма «Перед восходом солнца».

Драма массового действия «Ткачи». Символистская сказка «Потонувший колокол».

16. Американская литература рубежа эпох. Основные тенденции развития.

Своеобразие литературного процесса США конца 19 – начала 20 века. «Разгребатели грязи».

17. М. Твен – основоположник реалистического метода в американской литературе.

Творческий метод Твена. Влияние фольклора на творчество Твена. Юмористические рассказы. «Приключение Гекльберри Фина» - программная книга американской литературы.

18. Психологический реализм Г. Джеймса.

Своеобразие творческого метода. Традиции русской литературы (Тургенев) и французского реализма (Бальзак). Психологизм романов Джеймса.

19. Неоромантизм и творчество Лондона.

Спенсер и Ницше в творчестве Лондона. «Северные рассказы», «Мартин Иден».

20. Социальный реалистический роман Т. Драйзера.

Философия социал – дарвинизма. Американская Мечта в романе «Сестра Керри». Эпопея американской жизни в «Трилогии желания»
1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.


№ п/п

Наименование раздела дисциплины. Тема

Формы самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма

контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Выполнение тестов




2

Проверка тестов

2.

Импрессионизм во французской живописи

доклад, презентация

2




3.

Творчество А. Франса. Чтение романов «Преступление Сильвестра Боннара» и «Остров пингвинов»

доклад

6

Проверка реферата

4.

Творчество Р. Роллана

доклад

2

Проверка

5.

Творчество Д` Аннунцио

доклад

2

Защита и проверка рефератов

6.

Английский неоромантизм. Творчество Стивенсона, Киплинга, Честертона, Конрада, Уэллса, Конан Дойла, Голсуорси

доклад

12

Проверка рефератов

7.

Самостоятельная работа с дополнительной критической литературой




12

Защита и проверка рефератов

8

Романистика Стриндберга

реферат

4

Защита и проверка рефератов

9

Творчество Э. Троллопа, Д. Мередита

реферат

4

Защита и проверка рефератов

10

Искусство арт-нуво

презентации

6




11.

Поэзия Р.-М. Рильке

доклад

2













54





1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу:

Практическое занятие № 1.
Натурализм как творческий метод в литературе Франции рубежа 19-20 века. Золя. Гонкуры.


  1. Понятие натурализма.

  2. Замысел цикла «Ругон – Маккары».

  3. Характеристика романов Золя, избранных студентами для чтения, через реалии натуралистической эстетики.

  4. Своеобразие творческого метода Э. и Ж. Гонкуров. Анализ одного из романов.

  5. Импрессионистский образ. Его характеристика в романах Золя и Гонкуров.


ЛИТЕРАТУРА:

Э. Золя – романы по выбору студентов из цикла «Ругон – Маккары».

Ж. и Э. Гонкуры – романы по выбору.

История французской литературы.- М., 1946-1995.

Андреев Л.Г. и др. «История французской литературы». М., 1997.

Андреев Л.Г. Импрессионизм. М., 1980.

Кучборская Е.П. Реализм Э. Золя, МГУ, 1983.
Практическое занятие № 2.
Творческий метод Р. Роллана. «Жан – Кристоф», «Кола Брюньон».


  1. Доклад о творчестве Р. Роллана (с/р студентов).

  2. Проблематика, идейный смысл произведений Роллана.

  3. Жанровая форма «романа-потока».

  4. Проблема творчества и героической личности в романе «Жан-Кристоф».

  5. Национальные традиции французской литературы и тип национального характера в повести «Кола Брюньон».


ЛИТЕРАТУРА:

Р. Роллан. Главы из романа «Жан-Кристоф»; «Кола Брюньон».

Дополнительная:

Ф. Наркирьер «От Роллана до Моруа». М., 1990.

Б. Песис. «От XIX века к XX веку: традиции и новаторство во французской литературе». М., 1968.
Практическое занятие № 3.
«Новая драма» Генрика Ибсена. «Привидения», «Дикая утка».


  1. Характеристика явления «новая драма».

  2. Своеобразие конфликта, сюжета, проблематики ибсеновских драм.

  3. Темы и смысл интеллектуальных дискуссий в драмах.

  4. Образы-символы, метафоры, элементы натуралистической эстетики в драмах «Привидения» и «Дикая утка».


ЛИТЕРАТУРА:

Г. Ибсен «Привидения», «Дикая утка».

Дополнительная литература:

Неустроев В.П. «Литература Скандинавских стран» (1870-1970). М., 1980.

Адмони В.Г. Генрик Ибсен. Ленинград, 1989.
Практическое занятие № 4.
Своеобразие литературного движения Скандинавии в конце 19-начале 20 века. Гамсун. Стриндберг.


  1. Натуралистические и неоромантические тенденции в повестях Гамсуна «Пан», «Смерть Глана».

  2. Развитие Гамсуном ницшеанских идей.

  3. Своеобразие творческого метода А. Стриндберга (от натурализма к символизму и экспрессионизму).

  4. Теория и практика драматургии Стриндберга.


ЛИТЕРАТУРА:

К. Гамсун. Пан; Смерть Глана.

А. Стриндберг. Романы, новеллы, драмы по выбору.

Дополнительная:

Неустроев В.П. Литература скандинавских стран (1870-1970). М., 1980.

Практическое занятие № 5.
Интеллектуальная драма Б. Шоу.


  1. Шоу – реформатор современной европейской драмы.

  2. Теоретическая основа эксперимента – «Квинтэссенция ибсенизма».

  3. Драматургический конфликт и интеллектуальная дискуссия в драме «Пигмалион».

  4. Ремарки, экспозиция и их значение в понимании идейного содержания драмы.

  5. Объясните название пьесы «Дом, где разбиваются сердца» и подзаголовок – «фантазия в русском стиле».

  6. Интеллектуальные дискуссии и главные герои драмы как «носители идей».

  7. Традиции чеховской драмы в творчестве Шоу.

  8. Шекспир и драмы Шоу.


ЛИТЕРАТУРА:

Б. Шоу. Пигмалион. Дом, где разбиваются сердца.

Б. Шоу «Квинтессенция ибсенизма».

А. Г. Образцова. Драматургический метод Б. Шоу, М. 1989.

Ромм А.С. Д.Б. Шоу. 1856 -1950. М-Л, 1965.
Практическое занятие № 6.
Неоромантизм в английской и американской литературе.


  1. Понятие неоромантизма.

  2. Своеобразие индивидуального творческого метода:

Р. Киплинга, Д. Конрада, Р. Стивенсона, А. Конан –Дойла, Д. Лондона.

Предполагается форма занятия – конференции, в ходе которого студенты делают доклады по творчеству названных писателей и обсуждают их произведения.
ЛИТЕРАТУРА:

Киплинг Р. Баллады. Новеллы.

Конрад Д. Новеллы.

Стивенсон Р. Романы по выбору.

Конан – Дойл. Рассказы о Ш. Холмсе.

Д. Лондон. Северные рассказы.

Дополнительная литература:

Жантиева Д.Г. Английский роман XX века. М., 1965.

Карр Дж. Жизнь сэра Артура Конан – Дойла, М., 1989.

Урнов М.В. Вехи традиции в английской литературе. М., 1986.
1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1.8.1 Рекомендуемая литература:
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Э. Золя. Два романа из цикла «Ругон – Маккары».

Ж. и Э. Гонкуры. Роман по выбору.

Ги де Мопассан. Новеллы. Роман по выбору.

Франс А. Остров пингвинов.

Роллан Р. Жан – Кристоф (главы из романа); Кола Брюньон.

Малларме С. Лирика.

Верлен П. Лирика.

Рембо А. Лирика.Метерлинк М. Драмы по выбору.

Стивенсон Р.Л. Роман по выбору.

Киплинг Р. Баллады. Новеллы.

Гардин Т. Роман по выбору.

Уайльд О. Портрет Дориана Грея. Сказки. Драмы.

Конрад Д. Новеллы.

Конан – Дойл А. Рассказы о Шерлоке Холмсе.

Шоу Б. Пигмалион. Дом, где разбиваются сердца.

Голсуорси Д. Собственник.

Ибсен Г. Кукольный дом. Привидения. Дикая утка.

Гамсун К. Пан. Смерть Глана.

Стриндберг А. Произведения по выбору.

Гауптман Г. Перед восходом солнца.

Лондон Д. Северные рассказы. Мартин Идеен.

Твен М. Рассказы. Приключения Гекльберри Финна.

Джеймс Г. Роман по выбору.

Драйзер Т. Роман по выбору.
Критическая литература:

  • Зарубежная литература конца XIX - начала XX века: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. 031000 и спец. 031001 - Филология: в 2 т. Т. 1. / под ред. В.М. Толмачёва. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2007, 2008. - 304 с. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 978-5-7695-5076-8 [Гриф]

  • Зарубежная литература конца XIX - начала XX века: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. 031000 и спец. 031001 - Филология: в 2 т. Т. 2. / под ред. В.М. Толмачёва. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2007, 2008. - 400 с. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 978-5-7695-5078-2. Гриф

  • Зарубежная литература 20 в. Практические занятия. Под ред. Кабановой И.В. – М., Наука.- 2007 г.


Дополнительная.

История зарубежной литературы XX в., МГУ, 2000.

Андреев Л.Г. Импрессионизм, М., 1980.

Неустроев В.П. Литература скандинавских стран. М., 1980.

Обломиевский Д.Д. Французский символизм. М., 1973.

Урнов М.В. Вехи традиции в английской литературе. М., 1986.

Зарубежная литература конца XIX – начала XX века в 2-х т. / Под ред. Толмачёва М.В. – М., ВШ, 2003.

Зарубежная литература конца XIX – начала XX века в 2-х т. / Под ред. Толмачёва М.В. – М., ВШ, 2007.

История зарубежной литературы / Под ред. Ковалёвой Т.В. и др. – Минск, 1997.

История зарубежной литературы XX века / Под ред З.И. Гражданской. – М., ВШ, 1989.

ТЕКСТЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПО КУРСУ

ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ.
ФРАНЦИЯ:

Э.Золя. Один роман – по выбору.

Г. де Мопассан. Один роман – по выбору и 2-3 новеллы.

А. Франс. Один роман – по выбору.

Р. Роллан. Кола Брюньон. Жан-Кристоф ( I часть).

Поэзия: П.Верлен, А.Рембо.

БЕЛЬГИЯ:

М. Метерлинк. Две драмы – по выбору.

ГЕРМАНИЯ:

Г. Гауптман. Две драмы – по выбору.

НОРВЕГИЯ:

Г. Ибсен. Две драмы – по выбору.

К. Гамсун. Пан. Смерть Глана.

АНГЛИЯ:

О. Уайльд. Сказки. Портрет Дориана Грея.

Р. Стивенсон. Роман-по выбору.

Д. Конрад. Новеллы (2-3 по выбору).

А. Конан Дойл. Рассказы о Шерлоке Холмсе.

Ж. и Э. Гонкуры. Один роман – по выбору.

А. Стриндберг. Одна драма и один роман – по выбору студента.

Р. Киплинг. Баллады. Книга джунглей.

Т.Драйзер. Трилогия желания.
ТЕКСТЫ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ ПО КУРСУ
ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КОНЦА 19-го-НАЧАЛА 20 ВЕКА (рубежа веков).


(дневное отделение).

АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Гарди Т. Один из романов.

Киплинг Р. Баллады. Новеллы. I ч. Книги Джунглей.

Конрад Дж. Фрейя семи островов.

Новеллы по выбору.

Стивенсон Р. Роман по выбору.

Уайльд О. Сказки. Портрет Дориана Грея.

Шоу Б. Пигмалион. Дом, где разбиваются сердца.

ЛИТЕРАТУРА ФРАНЦИИ:

Верлен П. Лирика.

Рембо А. Стихи. «Одно лето в аду».

Золя Э. Романы по выбору.

Мопассан Ги де. Новеллы. Роман по выбору.

Роллан Р. Жан-Кристоф. Кола Брюньон.

Франс А. Роман по выбору.

БЕЛЬГИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Верхарн Э. Поэзия.

Метерлинк М. Две пьесы – по выбору.

ЛИТЕРАТУРА СКАНДИНАВИИ:

Гамсун К. Пан.

Ибсен Г. Драмы.

Стриндберг А. Драмы, роман – по выбору.

ЛИТЕРАТУРА ГЕРМАНИИ И АВСТРИИ:

Рильке Р.М. Поэзия.

Гауптман Г. Драмы по выбору.

Манн Г. Романы по выбору.

ЛИТЕРАТУРА США:

Твен М. Приключения Гекльберри Финна. Рассказы.

Джеймс Г. Роман по выбору.

Лондон Д. Северные рассказы.
1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины.

1.9.1 Перечень используемых технических средств:

TV, видеоприставка, мультимедийный проектор.

      1. Перечень используемых пособий.

Альбомы живописи прерафаэлитов, импрессионистов (Мане, Моне, Ренуар, Писарро).

      1. Перечень видео- и аудиоматериалов, программного обеспечения.


1.10 Примерные зачетные тестовые задания.

Тесты по истории зарубежной литературы конца 19 - начала 20 века.
ТЕСТ 1.
1. Дайте характеристику понятия «декаданс».
2. Кто из перечисленных ниже авторов разработал теорию натурализма?

а) Мопассан б) Шоу в) Золя г) Уайльд д) Гонкуры
3. Из какого произведения (назовите книгу, автора) взяты следующие афоризмы:

«Нет книг нравственных или безнравственных. Есть книги хорошо написанные или написанные плохо. Вот и всё».

«Всякое искусство совершенно бесполезно».
4. Определите, какому литературному направлению свойственны следующие черты:

Экзотическое место действия,

неординарный герой;
натурализм

наследственность, эстетизм

физиологизм в описании; символизм

неоромантизм
подтекст, общение с

«таинственной сферой духов»
5. В «новой драме» Ибсен соединяет образы – символы с натуралистическим анализом психологии, поведения героя. Приведите примеры данного синтеза.
6. О каком герое сказано следующее (назовите автора, произведение, имя героя):

«Этот юноша в самом деле был удивительно красив. В нём чувствовалась искренность и чистота юности, её целомудренная пылкость. Легко было поверить, что жизнь ещё ничем не загрязнила этой молодой души».
7. Поясните, что означает, по Ницше, «дионисийское» и «аполлоновское» начало в творчестве.
8. Назовите пять романов (из двадцати), входящих в цикл Золя «Ругон – Маккары».
9. Назовите три произведения и их авторов, в которых обсуждается тема художественного творчества.
10. В каком произведении автор освобождает «души вещей» от их телесной оболочки?
К.ф.н., доцент кафедры литературы (Наумлюк М.В.)

Ключ к тесту № 1.
Максимальное количество баллов – 30.

1. Перевод с французского – упадок; понятие «декаданса» относится к настроению и мироощущению на рубеже 19-20 века. В это понятие входит переживание трагичности жизни, безнадёжности, проявление индивидуализма. Однако, этот исторический период связан с расцветом литературы и искусства.

5 баллов
2. в. Золя 1 балл
3. О. Уайльд «Портрет Дориана Грея» 1 балл
4. Определите, какому литературному направлению свойственны следующие черты:

Экзотическое место действия,

неординарный герой;
натурализм

наследственность, эстетизм

физиологизм в описании; символизм

неоромантизм
подтекст, общение с

«Таинственной сферой духов»

3 балла
5. «Дикая утка» - образ хромой утки и слепнущая Хедвиг; «Приведения» - образ привидений – и умирающий Освальд, пьяница капитан Алвинг; солнце как символ будущего и натуралистическое описание смерти Освальда; «Кукольный дом» - и драма жизни Норы и Торвальда.

5 баллов
6. О. Уайльд «Портрет Дориана Грея» - Дориан Грей. 1 балл
7. Дионисийское начало – разрушительное и созидательное одновременно, стихийное, иррациональное;

аполлоновское начало – относящееся к форме, гармоническое, исчисленное.

5 баллов
8. «Жерминаль», «Творчество», «Нана», «Карьера Ругонов», «Чрево Парижа», «Дамское счастье», «Доктор Паскаль» и т.д.

5 баллов
9. О. Уайльд «Портрет Дориана Грея», Гонкуры «Актриса Фостен», Золя «Творчество», Ибсен «Привидения».

3 балла
10. Метерлинк «Синяя птица»

1 балл

ТЕСТ № 2.
1. Дайте характеристику понятию «натурализм».
2. Соедините линиями течения и направления литературы и авторов.
неоромантизм Золя

Россетти

Верлен

натурализм Стивенсон

Метерлинк

Малларме

символизм Конрад

Гонкуры

Рембо

эстетизм
3. Кому принадлежат следующие описания героев (назовите автора, произведение, героя):

А) «Часто я забирался в горы и глядел на море с вышины; в тихие дни суда почти не двигались с места, бывало, три дня кряду я видел всё тот же парус… Я стоял, укрывшись за выступ скалы, и о чём только я тогда не думал! Быть может, мне дано в этот час увидеть мозг мироздания, как кипит в нём работа! Эзоп нервничал, то и дело поднимал морду…»;

Б) «С напряжённым вниманием, а порой с каким-то противоестественным удовольствием разглядывал он уродливые складки, бороздившие морщинистый лоб и ложившиеся вокруг отяжелевшего чувственного рта».
4. Охарактеризуйте приём «дискуссии» из любой драмы Б. Шоу.
5. Кого из перечисленных персонажей можно назвать героем «ницшеанского типа» (подчеркните):

Пышка, Лейтенант Глан, Дориан Грей, Жан – Кристоф, Нана, Хедвиг, Элиза Дулитл, Гекльберри Фин.
6. Для какого драматурга характерны циклы драм – «приятные пьесы», «неприятные пьесы»; «пьесы для пуритан» (подчеркните):

Ибсен, Шоу, Гауптман, Стриндберг
7. Какое понимание красоты характеризует эстетическую концепцию Рёскина, какое – Пейтера?

А) красота иррациональна, постигается индивидуально, открывается избранным.

Б) красота связана с творческим трудом и неотделима от морали.
8. Кто из писателей открыл экзотический мир Индии и поставил проблему культурного взаимоотношения Запада и Востока?
9. Какое направление литературы характеризует следующий отрывок (автор, произведение)?

Дед: Я сижу лицом к стеклянной двери?

Дочь: Ты хорошо спал, дедушка?

Дед: Я сижу лицом к стеклянной двери?

Дочь: Да, дедушка.

Дед: Никого нет за стеклянной дверью?

Дочь: Да нет же, дедушка, я никого не вижу.

Дед: Мне показалось, там кто-то ждёт.
10. В каких произведениях (назовите книги, авторов) возникает тема северной природы?
К.ф.н., доцент кафедры литературы (Наумлюк М.В.)

КЛЮЧ К ТЕСТУ 2.

1. Литературное направление, утвердившееся в Европе и США последнюю треть 19 века и связанное со стремлением писателей соединить искусство слова с научным анализом для создания в художественном произведении объективной картины жизни, основанной на знании её основных закономерностей. Философская основа натурализма – позитивизм. Законы науки, прежде всего биологии, жестко соотносились с характеристикой общества и индивида. Понятия «детерминированности», «наследственности», «среды» - основные в изображении отношений человека и общества.

5 баллов
2. Соедините линиями течения и направления литературы и авторов.

неоромантизм Золя

Россетти

Верлен

натурализм Стивенсон

Метерлинк

Малларме

символизм Конрад

Гонкуры

Рембо

эстетизм
4 балла
3. А) Гамсун «Пан» (лейтенант Глан);

Б) Уайльд «Портрет Дориана Грея» (Дориан Грей)

2 балла

4. Дискуссия о роли мужчины и женщины в жизни современного общества. Участники дискуссии все герои. Смысл её заключается в том, что отношения мужчины и женщины строятся не на природных основаниях, а на социальных и рационалистических, причём целью отношений является отнюдь не создание семьи, а профессиональная или карьерная успешность.

5 баллов
5. 3 балла
6. Шоу

1 балл
7. А) Пейтер Б) Рескин

2 балла
8. Киплинг

1 балл
9. Символизм, Метерлинк «Одинокие».

3 балла
10. Ибсен «Пер Гюнт», «Привидения»; Гамсун «Пан», Лондон «Северные рассказы», Стриндберг «Одинокий».

4 балла
1.11 Примерный перечень вопросов к экзамену. Нет

1.12 Комплект экзаменационных билетов. Нет

1.13 Примерная тематика рефератов:

1. Творчество А. Франса. Чтение романов «Преступление Сильвестра Боннара» и «Остров пингвинов».

2. Английский неоромантизм. Творчество Стивенсона, Киплинга, Честертона, Конрада, Уэллса, Конан - Дойла, Голсуорси.

1.14 Примерная тематика курсовых работ. Нет

1. 15 Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ. Нет

1.16 Методика(и) исследования (если есть). Нет

1.17 Балльно-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Учет на предприятиях малого бизнеса»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «мировая экономика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «антикризисное управление»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «введение в специальность»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Алгебра и геометрия»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «история мировой и отечественной культуры»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «история отрасли»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс. Тюмень: тгимэуп, 2007. с. Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной форм обучения

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Д история зарубежной литературы Х1Х века. Романтизм.: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: М. А. Ковалева; Бийский пед...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную