Урока: Систематизировать знания выпускников по основным направлениям современной литературы






Скачать 148.88 Kb.
НазваниеУрока: Систематизировать знания выпускников по основным направлениям современной литературы
Дата публикации02.09.2016
Размер148.88 Kb.
ТипУрок
l.120-bal.ru > Литература > Урок
Урок литературы в 11 классе Образовательной системы «Школа 2100»
Тема: Чуткая совесть писателей и «тихое безумие реальности» в жизни и современной литературе (2 часа)
Цели урока:

  1. Систематизировать знания выпускников по основным направлениям современной литературы.

  2. Показать сложность решения культорологической проблемы: что ожидает современную литературу – тупик или прорыв и утверждение Словом главных жизненных ценностей?

  3. Помочь обучающимся в формировании читательского восприятия произведений современности, воспитывать доброту и внимание к людям.


Оборудование урока:

  1. Каждой творческой группой подготовлена компьютерная презентация по современной литературе: «Тихое безумие реальности в произведениях Людмилы Петрушевской», «Ад – это мы сами» (С. Довлатов), «У подножия Пикета» (На Родине В. Шукшина), «Спасение – в соединенности» (В. Распутин), «Быть дому вечным».

  2. На столах – тексты художественных произведений В.Распутина, В. Шукшина, Л.Петрушевской, С.Довлатова, Ф.Абрамова, В.Маканина, А.Варламова, М.Халфиной.

  3. Сборники материалов гимназической научно-практической конференции, отзывы о прочитанных произведениях современной литературы, театральных постановках, Шукшинских чтениях, письма современным русским писателям, иллюстрации к произведениям.



Тип урока: Урок – литературно-творческая лаборатория.
Ход урока:

I. Оргмомент. Введение в тему.

Учитель: Ребята, сегодня каждый из вас выступит в роли исследователя, творца, рецензента и, конечно, в роли внимательного и вдумчивого читателя. Мы продолжаем размышлять о времени, о героях современной литературы, свободной и ироничной, смелой и неожиданной, зачастую отрицающей все традиционное и привычное. Мы будем анализировать позицию автора и отстаивать свой собственный взгляд на проблемы современности.

Д.С.Лихачев в своих исследованиях по истории русской культуры не раз отмечал, что «каждая литература представляет собой единство, состоящее из того, что можно назвать «отдельностями». Он подчеркивал естественность «появления новых традиционных форм в неожиданных положениях». Но существует ли это единство сейчас? Каким мы видим мир героев в произведениях, как переживает осознание себя современный герой? Как часто ему, страдающему и одинокому, протягивают руку помощи?

Сегодня каждый из вас представит свой собственный взгляд на современную литературу и попытается ответить на очень сложный вопрос: «Тупик или новый прорыв ожидает литературу сегодня?» «Приглашение к размышлению», – так назвали мы групповые и индивидуальные выступления творческих групп.
II. План работы литературно-творческой лаборатории:

  1. «Беседы о русском. Мы в действии и бездействии» (В.Распутин «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни», «Изба», «Беседы о русском. «Восстань, душе моя!»).

  2. «Тихое безумие реальности» в жизни и литературе (Л.Петрушевская «Бацилла», «Свой круг», «Жизнь – это театр», «Шопен и Мендельсон», «Страна». С.Довлатов «Зона»).

  3. «Быть дому вечным» (В.Шукшин. Рассказы, письма. В.Белов «Душа бессмертна».


1. Приглашение к размышлению.

К аналитической работе, размышлению приглашает творческая группа, работающая по теме «Беседы о русском. Мы в действии и бездействии». Выпускники представляют исследования по изученным в 8-10 классах произведениям.

Ученик в своем исследовании утверждает достоинство, великий смысл жизни старухи Анны, простой русской женщины, сумевшей вырастить детей в сложнейшие годы, честной, скромной, трудолюбивой и не посягающей на чужую жизнь, но гордо утверждающей: «Своя жизнь – своя краса». («Последний срок»). Почему же ее дети оказались не способными даже сохранить себя?

Творческая группа организует обсуждение поставленного вопроса.

Ученик в своем исследовании открывает величие старухи Дарьи, сумевшей возвыситься до личной ответственности за бытие. Вся ее жизнь – это созидание, утверждение и сохранение народных традиций, претворение в жизнь великой мудрости: «Земля нам на подержание дадена». («Прощание с Матерой»). Почему же еще одна величавая и мудрая героиня В.Распутина не услышана?

Творческая группа организует обсуждение поставленного вопроса и анализирует, как представлены автором еще два женских характера: Настены и Агафьи (Счастье и вина Настены перед миром в повести «Живи и помни», Агафья – хозяйка нового дома и своей жизни в повести «Изба»).

Ученица представляет исследование «Живая непроизвольная струя языка в повести В.Распутина «Прощание с Матерой».

Учитель: А.Солженицын при вручении премии Валентину Распутину 4 мая 2000 года отметил «органичнейшие черты его творчества: во всем написанном Распутин существует не сам по себе, а в безраздельном слитии с русской природой и русским языком». А.Солженицын особенно выделил «такие качества Валентина Распутина, как сосредоточенное углубление в суть вещей, чуткую совесть и ненавязчивое целомудрие». Ребята, поделитесь своими впечатлениями, мыслями об особенном прочтении произведений «уникального певца Сибири», ведь мы с 7 класса внимательно изучаем его произведения.

Учитель благодарит своих учеников за чуткость к языку, понимание Слова и заветных идей писателя.

Учитель: Ребята, а почему на страницах всех произведений В.Распутина настоящими героями, достойными уважения и воплощающими лучшие черты национального характера, являются пожилые люди, прошедшие все трудности жизни и не сломившиеся под ударами судьбы? Ребята, у вас не возникает обиды на писателя?

Внимательно выслушиваются мнения ребят.

Руководитель творческой группы: В 1994 году во втором номере журнала «Москва» опубликован публицистический очерк В.Распутина «Беседы о русском. «Восстань, душе моя!» Такое эмоциональное и взволнованное обращение к нам, современным читателям, удивило нас, а прямой и честный разговор об особенностях русского национального характера подтолкнул к разработке этой очень важной темы. Какие же мы, русские? Каков наш стиль?

Ученик: «Русский стиль – сопутствующий наклону русской фигуры, наследственность, древний психический заклад, «родимые пятна», вырабатывающие нашу общую индивидуальность. Это выражение характера, его походка, манера, тональность». Особую лиричность, широту души, всечеловечность, терпимость к другим отмечает В.Распутин в русском характере: «В душевном движении русский стиль – сострадание, сочувствие, утешение себя помощью другому – искренность, артельность»

Ученик: Автор обращается к истории, духовной культуре, особенностям быта, народным традициям и уверенно отстаивает свою авторскую позицию о необходимости сохранения своего национального достоинства: «Что русский стиль делает русским? Жизнь в русском, питие из родной реки, житие в родной обстановке – языка, нравов, обычаев, веры, понимание, что все это давалось не для разрушения и забвения, а для обогащения и совмещения несовмещенного, оставшегося для нашей работы».

Ученик: В.Распутин завершает очерк очень важными и необходимыми сегодня словами: «Нужна большая работа, чтобы очистить душу от старого непотребства и спасти от непотребства нового». Ребята, как вы поняли это обращение к нам? Способны ли мы преодолеть это «непотребство»?

Внимательно выслушиваются мнения ребят.

Учитель: Так хочется, чтобы мы сохраняли, создавали, улучшали, а не разрушали, не озлоблялись на мир, близких людей, не разъединялись, не творили зла. Именно об этом вы размышляли в своих письмах к нашему современнику В.Распутину и выражали искреннее признание за великий писательский труд, бесценный опыт изучения жизни, открытость души.

Отклик на письма ребят. Предоставляется слово рецензентам.
2. Приглашение к размышлению.

К аналитической работе, размышлению приглашает творческая группа, работающая по теме «Тихое безумие реальности» в жизни и литературе.

Ученица представляет компьютерную презентацию по теме «Тихое безумие реальности» в произведениях Людмилы Петрушевской» и материалы своего исследования. (Компьютерная презентация прилагается).

Ребята из творческой группы анализируют рассказы Л.Петрушевской «Бацилла», «Свой круг», «Жизнь – это театр», «Шопен и Мендельсон», «Страна».

Учитель: Эти рассказы о нас, о нашем времени. Почему все чаще на страницах произведений литературы конца 20 века отражается «время безвременья, статичного, жестокого, вычеркивающего годы, силы, мечты», бытие в мире заменяется бытом, случай управляет людьми, происходит отчуждение от близких, от себя? Неужели мы разучились созидать, сочувствовать, быть милосердными? Ведь именно эти качества отличали нас, русских людей. Неужели самая искренняя, самая лучшая в мире литература находится в тупике и не может убедить современного читателя в необходимости быть добрее и терпимее?

Ученики размышляют, анализируют ситуации в небольших по объему произведениях Л.Петрушевской, приводят примеры из жизни.

Чтение наизусть рассказа «Страна». Анализ узнаваемой жизненной ситуации: пьющая одинокая женщина и маленькая девочка, пока еще имеющая свой дом, свою семью. А что будет там, за чертой? Повторится судьба героини без имени в рассказе «Бацилла»? Или она будет унижена собственной матерью, как мальчик Алеша в рассказе «Свой круг»? Разговор о детстве, о доме, о необходимости сохранения человеческих отношений между людьми.

Ученик представляет компьютерную презентацию «Ад – это мы сами» (по творчеству С.Довлатова). Зона – это тупик, это остановка, отсутствие жизни?

Ученик: У С.Довлатова в повести «Зона», над которой он работал 12 лет, есть потрясающие по силе воздействия на современников слова: «Человек человеку…Как бы это получше выразиться – табула раса. Иначе говоря – все что угодно…Я видел, как низко может пасть человек. И как высоко он способен парить…» Значит, многое зависит и от нас.

Учитель: Внимательно выслушаем мнения ребят, ведь в книге С.Довлатова действительно идет спор о человеке. Удивительно, что автор стремился показать не «зону и зеков», а «жизнь и людей». Мы верим в искренность последних слов повести, они тревожат душу писателя: «Где этот мир, полный ненависти и страха? И в чем причина моей тоски и стыда?». И если у нас есть эти чувства – совести, стыда, ответственности за свой дом, за свои поступки перед близкими, значит, у нас есть будущее. И чуткая совесть писателей всегда напоминает нам об этом.
3. Приглашение к размышлению.

К аналитической работе, размышлению приглашает творческая группа, работающая по теме «Быть дому вечным».

Ученик представляет компьютерную презентацию «Быть дому вечным» (по творчеству В.Белова).

Ученик: У нашего современника В.Белова есть замечательный рассказ «Душа бессмертна», опубликованный в журнале «Наш современник». Один день в столетнем доме, где все связано с матерью, воспоминания о бессмертном А.С.Пушкине, гимн великому П.И.Чайковскому, восторг от «многоцветья полевых трав» и «отрады полуденной тени» - все это мгновения счастья, которые нужно хранить в своем сердце. Как хорошо, что у человека хоть иногда, но бывают такие неожиданные дни! (У писателя этот день – как передышка (забыл очки – значит, нельзя работать, писать). В.Белов помогает нам увидеть красоту мира, понять ценность жизни и напоминает об ответственности человека за наш общий дом – природу: «Я настолько счастлив, что по запаху различаю сосновый, березовый и ольховый дым…Долгий и счастливый день, если бы не клубился дым Приднестровья…».

Учитель: В.Белов удивительно ярко представил в своем творчестве еще одно прекрасное воспоминание – мир детства. В повести «Привычное дело» есть глава, в которой героем является новорожденный, он счастлив в своем первом «доме» – люльке, он слышит голоса и различает их, он ждет внимания и теплоты. Он живет! И это главное! Одно из прекрасных воспоминаний из вашего детства – это наше незабываемое путешествие на Родину В.Шукшина – Сростки. Мы посетили музей, где свято хранится память о писателе, дом матери, который произвел неизгладимое впечатление и вызвал самый нежный детский отклик в ваших сердцах. В.Шукшин подарил этот дом самой лучшей женщине на земле – своей маме, которая, по его признанию, «понимала больше министра». Гора Пикет, с которой видно все село, школа, класс, парта с памятной веткой рябины, за которой сидел великий человек, прощальное письмо матери на могилу сына, письма, воспоминания нашего земляка потрясли нас. Все ваши сочинения, отзывы пронизаны душевной теплотой, искренностью, внимательным и радушным, «шукшинским» взглядом на мир. «Люди, милые люди, здравствуйте!» – эти слова встретили нас у входа в музей, поразили каждого и уже не забудутся никогда. Мы прожили эти дни в единении с великой личностью и красотой природы.

Ученик представляет презентацию «У подножия Пикета». Ребята сопоставляют детское восприятие произведений В.Шукшина и точку зрения взрослеющей личности. Да, мы стали реальнее ощущать боль великого писателя, который еще в 70-е годы забил тревогу: «Что такое творится с людьми?» («Обида»). Нам открылись великие и трагические герои Василия Шукшина и искреннее, простое и доброе обращение к нам в его последних письмах: «Мы, русские люди, умели жить. Помни это. Будь человеком. Важно еще беречь себя для каких-то ударных, важных дел».


III. Учитель обращается к ученикам с просьбой подвести итоги урока.

Каким мы видим мир героев в произведениях современной литературы? Как переживает осознание себя современный герой? Как часто ему, страдающему и одинокому, протягиваем мы руку помощи? Есть ли будущее у русской литературы? Неужели самая искренняя, самая лучшая в мире литература находится в тупике и не может убедить современного читателя в необходимости быть добрее и терпимее?

Учитель представляет компьютерную презентацию «Спасение – в соединенности», комментирует выбранные учениками темы выступлений на гимназической научно-практической конференции:
Секция «Знать, чувствовать, помнить…»

(Современная литература в восприятии старшеклассников)


  1. Жизнь человеческой души в произведениях В.Г. Распутина (По повести В.Распутина «Живи и помни»).

  2. «Отболеть войной в последний раз…» (По роману В.Астафьева «Прокляты и убиты»).

  3. «Своя жизнь – своя краса» (По произведениям В.Распутина «Последний срок», «Прощание с Матерой»).

  4. «Каменная пустыня одиночества» (По произведениям М.Халфиной).

  5. «Живая непроизвольная струя языка в повести В.Распутина «Прощание с Матёрой».

  6. «Тихое безумие реальности». (По рассказам Л.Петрушевской «Свой круг», «Бацилла»).

  7. «Что есть человек?» Спор о человеке и его месте в мире (По произведениям С.Довлатова).

Описание организации творческой деятельности обучающихся

(учитель Русинова Наталья Николаевна)
Уроки русского языка, литературы, мировой художественной культуры обращены к человеческой душе, они воспитывают в детях чувство гордости за свою великую Родину, Россию, на них ребенок учится понимать прекрасное, видеть сложные жизненные проблемы и верить в себя, свои возможности. Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка, поэтому с первого года работы в школе я уделяю особое внимание организации конкурсов знатоков предмета, вечеров, конференций, встреч с писателями и поэтами города Томска, решая задачу развития интеллектуальных, творческих способностей учащихся, формируя нравственные основы личности, гуманистическое отношение к окружающему миру. К написанию творческих, исследовательских работ привлекаю всех своих учеников. Сочинения моих учеников отличаются самобытностью мышления, глубиной осмысления материала, зрелостью суждений и выводов. Ярко проявляется чуткость к родному слову, взволнованность выпускников и неравнодушие к проблемам современности.

С 1996 года для всех своих учеников и выпускников гимназии я веду спецкурс по современной литературе «Концепция бытия и личности в русской литературе конца XX – начала 21 века», на котором помогаю не только разобраться в огромном потоке современных публикаций, но и выделить авторскую позицию, сформировать читательское восприятие, воспитывать в детях доброту, взаимопонимание, участие в судьбе других людей.

В программу спецкурса я включила произведения В. Распутина, В.Белова, В. Астафьева, Ю.Трифонова, М.Халфиной, Л.Петрушевской и других русских писателей, которые неравнодушны к судьбе своей страны и своего народа. Они пытаются осмыслить новые проблемы нашей жизни, глубоко чувствуя и понимая сущностные потребности и опасности времени, не допуская изменения норм литературного языка.

Традиционными в гимназии стали научно-практические конференции. Начинаю эту работу с урока – с элементов исследования во время проблемного обучения, с кропотливого изучения потребностей учащихся, бережного выявления одарённых детей. Каждая научно-практическая конференция становится настоящим праздником мысли, развивает познавательные интересы учащихся и вовлекает их в научный поиск. Яркому празднику предшествует кропотливая и вдумчивая работа с детьми: рецензирование работ учащихся; подготовка к яркому, содержательному выступлению, ответам на вопросы, редактирование созданных текстов. Совместное творчество создаёт незабываемую атмосферу доброжелательности, уюта, тепла большого гимназического «дома», где радуются каждому успеху своего ученика, полёту фантазии, первым маленьким научным открытиям.

Приведу некоторые темы, с которыми выступали мои ученики на научно-практических конференциях:

Секция «Знать, чувствовать, помнить…»

(Современная литература в восприятии старшеклассников)


  1. «На войне, как на войне»? (По рассказам В.Быкова «Полководец», «Болото», «Подаренная жизнь»).

  2. Жизнь человеческой души в произведениях В.Г. Распутина (По повести В.Распутина «Живи и помни»).

  3. «Отболеть войной в последний раз…» (По роману В.Астафьева «Прокляты и убиты»).

  4. «Своя жизнь – своя краса» (По произведениям В.Распутина «Последний срок», «Прощание с Матерой»).

  5. «Каменная пустыня одиночества» (По произведениям М.Халфиной).

  6. «Живая непроизвольная струя языка в повести В.Распутина «Прощание с Матёрой».

  7. «Тихое безумие реальности». По рассказам Л.Петрушевской «Свой круг», «Бацилла»).

  8. «Что есть человек?» Спор о человеке и его месте в мире (По произведениям С.Довлатова).


Одна из моих любимых форм приобщения учеников к прекрасному, развития творческих способностей и талантов – это литературно-музыкальные гостиные, которые я провожу с первого года открытия школы и которые стали часами воодушевления, эмоционального подъема самых высоких чувств детей. Каждая литературно-музыкальная гостиная – это праздник и большой душевный труд учеников, их родителей и гостей. Тематика гостиных и традиционная (ежегодно – посвящение мамам, близким людям «Самая прекрасная из женщин – женщина с ребенком на руках»), и новая, но всегда интересная для ребят: «Людей неинтересных в мире нет», «Что есть красота?», «Если жизнь тебя обманет…», «Счастье только знающим дано», «Как прекрасен мир!», «Благодарю тебя…», «Спасибо Вам, наши любимые!». Во время подготовки к гостиным с каждым учеником устанавливаются особые отношения доверия, одухотворенности, соавторства. Во время проведения гостиных и их анализа вижу духовное взросление своих учеников, их высокую гражданскую позицию, их особую внутреннюю культуру и душевную красоту. В памяти навсегда остаются мгновения радости, счастья за душевное движение, открытость миру добра и красоты своих учеников, исполняющих на высоком эмоциональном подъеме стихи, песни, создающих свои художественные образы, наполняющие все сердца присутствующих гармонией и красотой. Оформление кабинета, создание особой атмосферы таинственности и очарования – это тоже совместное творчество с учениками.


Обязательно привлекаю ребят, занимающихся в художественной, музыкальной школах, сочиняющих свои стихи, проявляющих фантазию и особое творческое мышление. Для гостиных, праздников всегда «поднимаю планку» для детей: не боюсь включать в программу гостиных произведения, которые не изучаются на уроках и спецкурсах, всегда открываю для ребят новые имена, таланты детей, стараюсь создать такую эмоциональную атмосферу, которая запомнилась бы ученику на всю жизнь.

Первой в гимназии я стала организовывать не только «малые» литературно-музыкальные гостиные, вечера, конкурсы для своего класса, но и выходить с творчеством детей на большую сцену. Незабываемые школьные вечера, посвящённые творчеству А.С. Пушкина, С.Есенина, В.Шекспира, помнят все мои ученики. Общешкольные вечера всегда интересны, увлекательны, эмоциональны, они волнуют ребят, потрясают их воображение, облагораживают и удивляют, что так необходимо в нашей современной жизни. Многие родители и выпускники гимназии, которые всегда приходят на наши вечера, искренне признаются, что по силе эмоционального воздействия их можно сравнить только с талантливо поставленным спектаклем на профессиональной сцене. Разнообразное проявление творчества, неожиданное открытие поэтических, музыкальных возможностей ребят, обязательный синтез поэзии, музыки, драмы, таинственный полумрак, особая атмосфера царят во время школьных вечеров. Долгий и творческий путь к празднику всегда отмечен ослепительным успехом, тёплым признанием ребят, воодушевлением участников и зрителей, особой благодарностью родителей и выпускников.



Есенинский вечер, который я готовила с ребятами своего класса, мы повторяли 4 раза, таков был успех ребят, музыкантов и педагога. В программе вечера было столько песен, стихов, сцен, которые исполнялись с воодушевлением и особой, есенинской теплотой, что пел песни весь зал, а затем, стоя, аплодировал участникам вечера. Я всегда заканчиваю вечер приглашением на сцену всех артистов, ведущих, помощников, даю слово выпускникам, родителям, гостям вечера. Ребята запоминают эти вечера на всю жизнь.

Литературный вечер по творчеству В.Шекспира «Ты слишком щедро одарён судьбой, чтоб совершенство умерло с тобой» я готовила со своими учениками 9-х классов, у которых вела курс «Мировая художественная культура» (1 час в неделю). Из параллели 9-х классов в подготовке вечера было занято 48 учащихся, учителя музыки, родители, выпускники гимназии. В оформлении сцены принимала участие творческая группа из разных классов. Их творение – замок, театр Шекспира «Глобус» на всей передней сцене, иллюстрации – потрясли зал. Сонеты в исполнении гимназистов, музыкальные и сольные номера, сцены из трагедий «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Укрощение строптивой», чтение воспоминаний и стихов Б.Пастернака, который «был обуреваем Шекспиром», живые отклики зрителей и гостей вечера тронули души всех ребят, присутствующих в зале. Запомнились лица детей и взрослых разных возрастов: от шестилетнего гостя, пришедшего с бабушкой на вечер, до старшеклассников и выпускников гимназии. Вечер длился около двух часов, и зал с благоговением слушал великие творения Шекспира и наслаждался творчеством своих учеников. Материал вечера по творчеству В.Шекспира опубликован, составляет важный раздел методической копилки гимназии и используется коллегами, классными руководителями в учебной и внеклассной работе.

Фрагменты литературных вечеров «Как прекрасна Земля и на ней человек!» (По творчеству С.Есенина), «Ты слишком щедро одарён судьбой, чтоб совершенство умерло с тобой» (По творчеству В.Шекспира), «Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу» представлены на диске.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: Систематизировать знания выпускников по основным направлениям современной литературы iconУрок Тема урока: Олимпиада в Сочи 2014. Цели урока: Систематизировать...
Цели урока: Систематизировать и расширить знания учащихся о ходе подготовки к Олимпийским играм

Урока: Систематизировать знания выпускников по основным направлениям современной литературы iconУрока : обобщить и систематизировать знания студентов о «серебряном веке» русской поэзии
Цель урока: обобщить и систематизировать знания студентов о «серебряном веке» русской поэзии

Урока: Систематизировать знания выпускников по основным направлениям современной литературы iconПлан урока литературы по теме: «Поговорим о Пушкине в шутку и всерьез»
А. С. Пушкина, а именно дать знания о точках соприкосновения знаменитого поэта и писателя с Симбирском; рассказать о монументах,...

Урока: Систематизировать знания выпускников по основным направлениям современной литературы iconТема урока. Соляная кислота
Систематизировать и углубить знания о химических свойствах соляной кислоты, охарактеризовать область её применения актуализировать...

Урока: Систематизировать знания выпускников по основным направлениям современной литературы iconУрока по литературе. 10 класс. Тема: «Тема семьи в русской литературе»
Цель: обобщить и систематизировать знания по произведениям Д. Фонвизина, И. Гончарова, И. Тургенева в аспекте данной темы

Урока: Систематизировать знания выпускников по основным направлениям современной литературы iconПрограмма «2100» В. Бунеева. Тема урока «Внимательное чтение»
Цели теста: проверить знания по литературу за курс 5-ого класса, обобщить и систематизировать изученный материал, научить выбирать...

Урока: Систематизировать знания выпускников по основным направлениям современной литературы iconУрока: Систематизировать и проверить знания учащихся по данной теме
Продолжить работу над формированием умений: «дать оценку историческому деятелю», «дать оценку историческому факту»

Урока: Систематизировать знания выпускников по основным направлениям современной литературы iconУрока: Обучающая
Систематизировать знания учащихся о Евгении Базарове; углубить представления учащихся о нигилизме как общественном явлении второй...

Урока: Систематизировать знания выпускников по основным направлениям современной литературы iconСистематизировать знания детей о растениях. Закреплять умение отличать...
Развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать и сопоставлять, делать выводы. Закрепить знания детей о моделях растений,...

Урока: Систематизировать знания выпускников по основным направлениям современной литературы iconРабочая программа учебной дисциплины история Санкт-Петербурга History of St. Petersburg
Учебная дисциплина дополняет знания и умения, необходимые для прохождения производственных практик на предприятиях сферы туризма...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную