Учебно-методический комплекс дисциплины






НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины
страница1/3
Дата публикации01.10.2016
Размер0.55 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
l.120-bal.ru > Литература > Учебно-методический комплекс
  1   2   3
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

ДН (М).Ф.13 Зарубежная литература и культура
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ

050300 Филологическое образование


Утверждено на заседании

кафедры литературы

ФиЖ факультета

(протокол № 8 от 29.04.2009 г.)
Зав.кафедрой _________ (Наумлюк М.В.)

Пояснительная записка.
Учебно-методический комплекс «Зарубежная литература» предназначен для подготовки бакалавров по профессионально-образовательной программе направления 050300 – «Филологическое образование» и профилю подготовки 050301 – «Русский язык и литература».

Курс читается в течение 4-х семестров и включает 5 программы: «Античная литература и культура», «Литература и культура средних веков и Возрождения», «Зарубежная литература и культура 17-18 вв», «Европейский романтизм и реализм 19 века», «Литература и культура кон.19-.20 вв. и новейшего времени».

Цель УМК - сформировать у студентов систему ориентирующих знаний о литературе и культуре Европы от античности до наших дней, представление о литературе и культуре США и других регионов мира.

Все программы составлены в соответствии с ГОСВПО и предусматривают знание выпускниками основных этапов истории мировой литературы и культуры. Необходимо последовательное изучение историко-литературных и культурных процессов античной литературы, зарубежной литературы средних веков и Возрождения, 17 и 18, 19 и 20 веков, в том числе и русско – зарубежные культурные связи, явлений мультикультурализма и межкультурной коммуникаций.

Все программы имеют одинаковую структуру и содержат пояснительную записку, объём дисциплины и виды учебной работы, основную часть (содержание курсов), методические рекомендации по организации изучения дисциплины, понятийный аппарат, формы самостоятельной работы студентов, способы контроля, списки литературы, включающие художественные и научные тексты, техническое обеспечение курсов.

Мурманский государственный педагогический университет

Программа учебной дисциплины
Зарубежная литература средних веков и Возрождения

Мурманск 2008

1.1 Автор программы: кандидат филологических наук,

доцент Наумлюк М.В.
1.2 Рецензенты: кандидат филологических наук,

доцент кафедры литературы МГПУ Пожидаева О.В.

кандидат филологических наук, доцент,

зав. кафедрой литературы МГИ Музычук Н.А.

1.3. Пояснительная записка.

Зарубежная литература средних веков и Возрождения.
Цели курса: сформировать у студентов систему ориентирующих знаний о литературе и культуре Европы от 5 - 6 века до 17 века нашей эры.

Задачи:

  1. Научить студентов методам исследования мирового литературного процесса.

  2. Дать представление о литературном развитии Европы в контексте культуры, о высших достижениях зарубежной литературы и культуры.

  3. Обучить студентов основам анализа произведений европейских писателей средневековья и Возрождения.

  4. Сформировать у студента компетентностный подход к пониманию историко-литературных и культурных процессов, рассматриваемого периода.

  5. Расширить формы и способы самостоятельной работы.

Основные понятия:

Средние века, литература и культура раннего христианства, символизм сознания, героический эпос раннего средневековья, сага, лирика трубадуров, куртуазная культура, рыцарский роман, фаблио, мистерия, миракли, моралите, фарс, сонет, новелла, народная смеховая (карнавальная) культура, амбивалентность, историческая хроника, трагедия, комедия, комедия «плаща и шпаги».

Умения и навыки:

Уметь рассматривать литературный процесс средневековья и Возрождения в культурном контексте эпохи; понимать национальную специфику ренессансной литературы и культуры; уметь анализировать произведения, относящиеся к разным жанрам, знать биографии крупнейших писателей и художников, уметь пользоваться критической литературой и интернет-ресурсами, грамотно выстраивать самостоятельные сообщения на практическом занятии, выступать с докладами на конференции, умение создавать портфолио.

1.4 Извлечение из ГОСВПО.

(в виде ксерокопии)

1.5 Объём дисциплины и виды учебной работы в часах.

п/п

Шифр и наименование

специальности

Курс

Семестр

Трудоём-кость

Всего

аудит.

Л

ПР

СР

Вид итогового контроля

1.

050301 «Русский язык»

ДН (М).Ф.13 Зарубежная литература и культура (средних веков и Возрождения)

1

2

65

32

20

12

33

-


1.6. Содержание дисциплины.

1.6.1. Разделы дисциплины в часах. Примерное распределение учебного времени.


п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

ЛК

ПР

Всего аудит.

1.

Характеристика средневекового религиозного, эстетического, этического сознания. Средневековый героический эпос. Культура средних веков.

2







2.

Куртуазная культура и литература, провансальская лирика.

Рыцарский роман. Романский стиль и готика.

2







3.

Всемирное значение творчества Данте. «Новая жизнь»

«Божественная комедия» Данте

4







4.

Философия и эстетика Возрождения. Русские религиозно-философские мыслители о Возрождении. Итальянское Возрождение и творчество Петрарки

Ренессансный реализм и «Декамерон» Боккаччо. Художники, скульпторы, архитекторы Ренессанса.

2







5.

Ренессанс во Франции. Творчество Рабле. Бахтин о Рабле

2







6.


Возрождение в Англии. Поэзия и драматургия раннего английского Возрождения. Английский театр.

Раннее творчество Шекспира. Сонеты. Исторические хроники

2







7.

Трагедии Шекспира

2







8.

Поэтика шекспировских комедий

2







9.

Возрождение в Испании. Сервантес, Лопе де Вега. Художники испанского Ренессанса.

2







10.

Средневековый героический эпос. «Песня о Роланде»

«Песня о Нибелунгах», исландские саги




2




11.

Средневековый рыцарский роман. «Тристан и Изольда», «Окассен и Николетт». Романский стиль готика.




2




12.

«Божественная комедия» Данте.




2




13.

Трагедии Шекспира «Король Лир», «Гамлет», «Отелло», «Макбет», их сценические версии и экранизации.




2




14.

Комедии Шекспира («Укрощение строптивой» и «Двенадцатая ночь»), их сценические версии и экранизации.




2




15.

Возрождение в Испании. «Дон Кихот» Сервантеса, комедии Лопе де Вега, экранизации




2






1.6.2. Содержание разделов дисциплины.
1. Характеристика средневекового сознания. Героический эпос средних веков.

Цель и задачи курса. Определение понятий «средние века», «Возрождение». Периодизация литературы и культуры. Переход от античности к средневековью. Ранняя христианская литература. Романский стиль в архитектуре.

Понятие эпической героической поэмы как жанра. Ирландский эпос. Исландский эпос. «Старшая Эдда». Англосаксонский памятник «Беовульф».

2. Куртуазная культура и литература. Провансальская лирика. Рыцарский роман.

Формирование рыцарской культуры – куртуазии. Рыцарь как поэт, воспевающий Прекрасную Даму. Поэзия трубадуров. Жанровые формы. Бернарт де Вентадорн. Бертран де Борн.

Истоки. Понятие «авантюра». Бретонские Л Э. Романы Кретьена де Труа и артуровский цикл. «Ивейн, или рыцарь Льва». Вольфрам фон Эшенбах «Парцифаль». «Роман о Тристане и Изольде». Готика в живописи и архитектуре.

3. Всемирное значение творчества Данте. «Божественная Комедия».

«Новая жизнь». Биография Данте. Трактаты «Об итальянском языке», «Пир», учение о четырёх смыслах. «Новая жизнь» - первая европейская художественная автобиография.

«Божественная комедия» как синтез средневекового художественного сознания. Замысел поэмы, композиция, проблема жанра. Четыре смысла божественной комедии. Философский, социальный, исторический, этический и эстетический смысл художественных образов «Божественной комедии».

4. Философия и эстетика Возрождения. Русские религиозно – философские мыслители о Возрождении. Итальянское Возрождение и творчество Петрарки. Ренессансный реализм и «Декамерон» Боккаччо.

Философия и культура Возрождения. Гуманизм – идеология Ренессанса. Программа Возрождения. Бердяев, Флоренский, Лосев об обратной стороне Возрождения. Петрарка – первый европейский гуманист. «Книга песен». Художники и скульпторы итальянского Возрождения.

Биография, раннее творчество. Гуманистическая концепция мира и человека в романе «Декамерон». Споры в критике о романе. Композиция, система новелл, идеи и художественные образы романа.

5. Ренессанс во Франции. Творчество Рабле. Книга Бахтина «Франсуа Рабле и народная культура средневековья».

Возрождение во Франции. Формирование гуманизма. Поэзия К. Маро. Поэзия «Плеяды» и трактат Ж. дю Белле «Защита и восхваление французского языка». Жизнь и творчество Рабле. Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» - связь с народной культурой, композиция, система образов, гротеск. Теория гуманистического образования и воспитания. Утопический образ Телемского аббатства. Бахтин и Лосев о романе.

6. Предвозрождение и Возрождение в Англии. Чосер. Поэзия и драматургия раннего Возрождения. Раннее творчество Шекспира. Сонеты. Исторические хроники.

Предвозрождение и творчество Чосера. Историческая характеристика Англии в XY – XYI веках. «Университетские умы». Томас Мор. Френсис Бэкон. Английская поэзия (Сидни, Рэйли, Спенсер). Драматургия Р. Грина, трагедии К. Марло. Английский театр.

«Шекспировский вопрос». Периодизация творчества. Шекспироведение. Книга Сонетов. Исторические хроники («Генрих IY», «Ричард III»).

7. Трагедии Шекспира.

Природа трагического конфликта в шекспировских драмах. «Ромео и Джульетта». «Гамлет». Шекспировский театр. Сценические версии и экранизации.

8. Поэтика шекспировских комедий.

Природа комического. Система образов. Эволюция жанра. «Сон в летнюю ночь». «Венецианский купец». Сценические версии и экранизации.

9. Возрождение в Испании.

Исторические судьбы Испании. Сервантес. Жизнь и творчество. «Дон Кихот» - роман нового типа. Драматургия Лопе де Веги. Художники Испанского Возрождения.

5.3. ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

п/п

Наименование раздела дисциплины. Тема.

Форма сам. работы

Кол—во часов

Форма контроля выполнения сам. работы

1.

Характеристика средневекового художественного сознания. Готика, романский стиль.

рефераты

4

Защита рефератов

2.

Средневековый героический эпос. «Песня о моём Сиде».

реферат, доклад

2

Защита рефератов

3.

Рыцарская литература.

Рефераты

6

Защита рефератов

4.

Данте.

Рефераты, доклады, контр. Работа. Создание портфолио.

10

Защита рефератов, проверка контрольных работ

5.

Эпоха Возрождения. Художники и скульпторы Возрождения.

Доклады, рефераты, контр. работа

8

Защита рефератов

6.

Тестирование.




3

Проверка тестов




ВСЕГО:




33





1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Учет на предприятиях малого бизнеса»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «антикризисное управление»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «введение в специальность»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «мировая экономика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «история мировой и отечественной культуры»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Алгебра и геометрия»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «история отрасли»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс. Тюмень: тгимэуп, 2007. с. Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной форм обучения

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Д история зарубежной литературы Х1Х века. Романтизм.: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: М. А. Ковалева; Бийский пед...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную