М. В. Гоголь Поскольку темы для круглого стола были предложены на выбор, мы остановились на теме "Популяризация творческого наследия Н. В. Гоголя в современном литературоведении". Заглянем в словарь






Скачать 105.61 Kb.
НазваниеМ. В. Гоголь Поскольку темы для круглого стола были предложены на выбор, мы остановились на теме "Популяризация творческого наследия Н. В. Гоголя в современном литературоведении". Заглянем в словарь
Дата публикации02.10.2016
Размер105.61 Kb.
ТипДокументы
l.120-bal.ru > Литература > Документы


ПОПУЛЯРИЗАЦІЯ ТВОРЧОГО НАДБАННЯ

М. В. ГОГОЛЯ В СУЧАСНОМУ ЛІТЕРАТУРОЗНАВСТВІ
Г. Г. Ковальова, О. А. Фалько,

головні бібліотекарі Краматорської МЦБС
Лише на дорогах України

душа моя пробуджувалась

М. В. Гоголь

Поскольку темы для круглого стола были предложены на выбор, мы остановились на теме "Популяризация творческого наследия Н. В. Гоголя в современном литературоведении". Заглянем в словарь: "популяризация"

1) изложение чего-либо в общедоступном, простом для понимания виде (например, популяризация научных теорий – в нашем случае – литературоведения);

2) распространение чего-либо, стремление сделать что-либо широко известным.

Очень легко согласиться с последним постулатом. Действительно, в хрестоматийном смысле личность и творчество Н. В. Гоголя широко известны. Однако предстоящее 200-летие со дня рождения гения и изменившиеся социально-политические реалии Украины и России заставляют глубже и без штампов рассматривать и анализировать эту, казалось бы, известную тему.

В распоряжении библиотекарей для этого имеется апробированные и достаточно хорошо зарекомендовавшие себя пути и формы популяризации: книжные выставки, массовые мероприятия-встречи, анкетирования, сотрудничество с местными и центральными СМИ, наконец, свой библиотечный сайт в Интернете. Все это не подлежит сомнению.

Другое дело – предмет популяризации. Здесь не все так просто и однозначно. Даже в том смысле, на каком языке производить вышеназванные литературоведческие исследования – русском или украинском? Для себя мы определились: использовать будем, в том числе и в этом материале, оба языка.

Итак, для начала хотелось бы найти ответы хотя бы на такой животрепещущий вопрос современности, как "великий украинец" ли Гоголь, патриот ли он Украины (т. е. своей малой родины "Малороссии") в своих произведениях и своем мировоззрении? Остановимся на мысли, что "да" – великий и патриот. Какие аргументы для читателей мы находим в современном литературоведении, чтобы подтвердить этот тезис?

Наприклад, академік М. Грушевський характеризував Гоголя як одного з найславніших синів і геніальних людей, яких дала світові Україна. Ніхто не може заперечити той факт, що його творчість залишила глибокий слід в історії культурного та національного життя України. Багато українських письменників училися в нього як у неперевершеного майстра слова. Сам Т. Г. Шевченко вважав Гоголя своїм духовним учителем. І. Франко також не випускає з поля зору українства Гоголя. В пізніших працях він вважав вагомим внесок Гоголя-патріота у формування українського менталітету.

Потрібно сказати також, що родовід Гоголів-Яновських сповнений імен борців за кращу долю українського народу. Серед них – правобережний гетьман Остап Гоголь (за деякими документами – Андрій Гоголь). Такий факт був відомий письменникові, він пишався цим і навіть назвав так синів Тараса Бульби в однойменному творі. Родичами Гоголя були Михайло і Петро Дорошенки та інші відомі представники козацької старшини. Сімейні архіви, розповіді старших, глибокі професійні знання героїчної минувшини лягли в основу українських історичних повістей "Страшная месть", "Пропавшая грамота", "Тарас Бульба". Якщо уважно вчитатися в історію з царициними черевичками з "Ночи перед Рождеством", можна знайти там прагнення українців подолати заборону Катерини ІІ на реєстрове військо. Історична достовірність повістей, схвильована авторська мова й сьогодні знаходять відгук у кожному українському серці. Символічно для патріота, що себе Микола Васильович скромно зобразив у фіналі повісті "Тарас Бульба" маленькою, але гордою пташкою гоголем.

Ми, краматорські бібліотекарі, приєднуємося до думки, що не буде блюзнірством поставити М. В. Гоголя поряд з Т. Г. Шевченком, вважаючи їх духовними лідерами українського народу та найяскравішими виразниками нашого національного духу. Вважаємо доведеним факт, що геній Гоголя своєю діяльністю із пробудження прагнення народу до втраченої волі наблизив створення незалежної держави. Безумовно, він заслуговує на право називатися одним із "великих українців".

Новое, на наш взгляд, в вышесказанном заключается в отходе от агрессивного великодержавного русского шовинизма, которым было пронизано все традиционное советское литературоведение при трактовке творчества Гоголя как исключительно русского писателя. Впрочем, и сегодня современные литературоведы – теоретически проукраинские, а на деле как раз наоборот – нет-нет, да и опять пытаются протаскивать набившие оскомину вчерашние великодержавные взгляды. Так, например, в статье Г. Яковлева "А поворотись-ка, сын!" ("Зарубіжна література", жовтень 2003 р.) поднимает вопрос о целесообразности изучения повести Гоголя "Тарас Бульба" в школе. В унисон с Яковлевым звучит и публикация украинца Богдана Мельника из канадского Торонто ("Літературна Україна", 22 липня 2004 р.) Автор останньої публікації бачить в постаті М. Гоголя антиукраїніста, який "Диканьки … писав не з любові до України, а щоб добре заробити, бо побачив, що "черствим" москалям дуже подобаються його чудові описи української природи…". Б. Мельник із запалом критикує статтю В. Микульського ("ЛГ", 3 червня 2004 р.), де Гоголя зображено як вірного сина України, звинувачує у поклонстві "божеству" – російському царю. "Так, панове шанувальники Гоголя, опис, як витьохкують українські соловейки, патріота ні з кого не зробить...", – пише наприкінці Б. Мельник.

Стаття Г. Яковлєва починається запитанням: "Кто такие запорожцы и что их объединило? Это разношерстный народ, включающий и свободолюбивых борцов, умельцев на все руки, и уголовников, и разного рода халявщиков, выражаясь по-современному". А зібрались вони разом, бо, мовляв, загрузли в боргах і шукають способу позбутися кредиторів за будь-яку ціну, грабуючи, вбиваючи і кредиторів, і неповинних ні в чому мирних громадян.

Для Тараса, за словами автора, вороги визначались за національністю і вірою, і розправа здійснювалася нелюдська: "Пожары обхватили деревни, скот и лошади, которые не угонялись за войском. Дыбом стали бы ныне волосы от тех страшных знаков свирепства полудикого века, которые пронесли везде запорожцы. Избитые младенцы, обрезанные груди у женщин, содранная кожа с ног по колена у выпущенных на свободу".

Так, це цитата з повісті "Тарас Бульба". Але справа в тому, що про будь-яку війну можна сказати те саме. Невже людство вже забуло Другу світову війну, а з нею польську Лідіцу, білоруську Хатинь, чернігівські Козари? Сама війна – породження зла, і саме вона людей перетворює на звірів. Гоголь любить козаків, які передусім є месниками за наругу над власним народом, але він реаліст і не може погрішити проти правди. Так, усе це справді було, все це наша історія.

Особливо гострим є момент вбивства Тарасом сина Андрія за зраду. Але хіба ми не бачили подібних сцен винищення роду в "Донських оповіданнях" Шолохова?

То що ж побачив Г. Яковлєв у повісті "Тарас Бульба"? "Насилие, разжигание войн, непомерную жестокость, средневековый садизм, агрессивный национализм, религиозный фанатизм, требующий истребления иноверцев, непробудное пьянство, возведенное в культ, – те ли это качества, без явного осуждения представленные в повести, которые помогут пробудить добрые чувства у детей и без того не слишком ласкового XXI века?"

...А пока следовало бы, получается, сказать школьнику (почти по Гоголю): "А поворотись-ка, сынку, ... к другой книге" или к телеэкрану: "Бандитский Петербург", "Бригада," "Псевдоним "Албанец", "Брат-2" ... ("Литература", (Москва), 2008 г., № 9). Или что там припасено ещё "полезного", по современным меркам, для юных, неокрепших душ?

А нам би хотілося повернути юних читачів до відомої трилогії М. Горького, в якій він виголосив значення "Тараса Бульби" для всіх епох і народів: "Когда Тарас застрелил сына, повар, спустив ноги с койки, уперся в нее руками, согнулся и заплакал – медленно потекли слезы, капая на палубу. Измена Андрея вызвала в нем отвращение.

...Он заплакал сильнее и горше, когда Остап перед смертью крикнул: "Батьку! Где ты? Слышишь ли ты?"

– Все погибло, – всхлипывал Смурый... – Эх, проклятое дело! А были люди, Тарас этот – а? Да, это – люди...

Взял у меня из рук книгу и внимательно рассмотрел ее, окапав переплет слезами.

– Хорошая книга! Просто – праздник".

(Н. С. Шер. "Рассказы о русских писателях". М., 1964).

Гоголівський Тарас Бульба – не реальна історична особа, а художній образ. Тож не варто сприймати цей образ прямолінійно, в наївно-реалістичному ключі, а вчинки, зокрема вбивство сина, – з погляду сучасного розуміння такої поведінки. Можливо, варто трактувати цю подію як метафору, якою автор хотів підкреслити наявність поняття честі у характері Тараса? Словом, однозначності у розумінні суті твору бути не може. Ця істина відома навіть школярам-старшокласникам. А Г. Яковлєву? Забуваємо, що художній твір – це не копія життєвих, побутових реалій. Головне в ньому – зачепив він душу читача чи ні, викликав у нього, як у горьківського персонажа, сльози чи ні. "Тарас Бульба" у національній свідомості українця живе вже понад півтора століття. І не тому, що це наукове історичне дослідження. "Тарас Бульба" – художній твір, мистецький шедевр. І житиме він вічно.

Як пише Є. Сверстюк в одному з номерів "Літературної України" (19 серпня 2004 р.) з огляду на зазначені статті В. Микульського і Б. Мельника, варто дослухатися до слів самого М. Гоголя: "Друже мій, хай боронить вас Бог від однобічності, з нею людина скрізь чинить зло... Однобічний чоловік самовпевнений; однобічний чоловік зухвалий... ні в чому не може знайти середину..."

"Замість порівнювати його патріотизм з нашим, – продовжує Є. Сверстюк, – краще просто вчитуватися в Гоголя, і може, вийде те Преображення, яке сталося з молодим Сергієм Єфремовим: національно свідомим українцем він виріс на творах Миколи Гоголя...".

Итак, для нас, библиотекарей, очевидно, что Н. В. Гоголь – великий украинец и патриот, и эту непреложную мысль мы стараемся донести до читателей, популяризируя современных литературоведов.

Для настоящего патриота важно не только национальное самосознание, но и экономическое благополучие как страны в целом, так и каждого ее гражданина в отдельности. Как ни парадоксально, но в творчестве гуманиста Гоголя мы сегодня отчётливо находим созвучие социально-экономического положения современной Украины начала ХХІ века с героями и коллизиями "российской Малороссии" ХІХ столетия. При этом разделение служилой и предпринимательской сфер, которое сегодня подается как главное достоинство и преимущество Запада, с самого начала было на подозрении у Гоголя. Он знал: стоит отпустить стяжательный инстинкт на волю, и торговцы мертвыми душами постепенно займут сцену, потеснив продуктивную экономику на обочину. По мысли Гоголя, главное заключалось как раз наоборот – в идее воссоединения служилого и хозяйственного долга. Гоголь, в отличие от мечтательно безответственных западников, отдавал себе полный отчет в том, что колоссальное здание государственности просто некому будет поддерживать, если люди служилой этики уйдут со сцены. Он понимал, что индивидуалистическому прозападному эгоисту непременно захочется урвать у "большого государства" себе и кусок побольше. Вот почему поздний Гоголь во втором, несостоявшемся, томе "Мёртвых душ" так мучительно и рьяно пытался вывести положительный образ "производственника" и "честного труженика" Костанжогло – в противовес "негоцианту мыльных пузырей" прозападнику Чичикову. Это ли не сверхактуально сегодня именно для нас?!

При этом в биографии самого Гоголя символически воплощена историческая биография русского народа, юность которого прошла на теплом приднепровском юге, а государственная зрелость – в суровом климате Московии, а затем и Петербурга. Этот мотив изгнанного из рая – вынужденной миграции из щадящей среды в крайне суровую – характеризует славянское ностальгическое мироощущение, как нельзя более полно воплощенное в творчестве этнического украинца Гоголя. Разве "Вечера на хуторе близ Диканьки" – это просто романтическая этнографическая книга, повествующая о малороссийской экзотике людям обезличенной среды Санкт-Петербурга? Нет, это глубоко ностальгическая национальная повесть, рассказывающая о прекрасном историческом детстве, преждевременно оборвавшемся. Не будь у нас, славян, киевского детства нашей истории, воспитайся мы изначально в той среде, в какой в конечном счете оказались, мы бы, пожалуй, не были такими страстными интровертами, болезненно реагирующими на травмы и несправедливости "большой истории". Н. В. Гоголь никогда не воспринимал бы с такой болезненной обостренностью серый, чиновничье-бюрократический Петербург – эту могилу спонтанных человеческих порывов, – если бы его первый свежий взгляд не был взглядом со стороны – не столько в пространственном, сколько во временном смысле – взглядом из южного (малороссийского) детства русской истории. Сколько теплоты, сколько юмора, какие яркие проявления народной "смеховой культуры" у героев первых малороссийских повестей Гоголя! Здесь мы сразу же наталкиваемся на ряд противопоставлений, впоследствии получивших развитие не только в художественной литературе, но и в культурологии, социологии, языкознании. Малый мир – большой мир, общность и общество, неофициальные структуры – официальные, жизненный мир и мир формализованных бюрократических абстракций – все эти дихотомии содержат ностальгию сознания, хранящего память о "золотом веке". Ностальгия эта имеет общечеловеческий характер; наша особенность в том, что "золотой век" киевской исторической юности нами воспринимается не как нечто палеонтологически далекое, а как пребывающее в эмоционально оцениваемой близости, а также в том, что расставание с ним ощущается как насильственно и неправедно ускоренное – нашествием татар.

Здесь мы имеем определенный парадокс: наше позднее, по общим меркам, историческое взросление, связанное с оформлением крепкой централизованной государственности, одновременно ощущается как вынужденно преждевременное – подобно тому, как это случается с детьми, рано потерявшими родителей. Но Гоголь был бы всего лишь представителем умилительного этнографического романтизма, если бы он ограничился сопоставлением противоположных полюсов, олицетворяемых, с одной стороны, малороссийским фольклором, с другой – казенщиной Петербурга. Тогда наш классик выступил бы в роли потатчика сидящему в нас инфантильному началу, готовому обижаться на несправедливый большой мир. Его историческая интуиция подсказала ему другое: неизбежность и моральную оправданность расставания с "малым миром" малороссийского детства. Он оказался бессилен перед натиском иррациональных стихий, начатия которых он нес в себе. Эту правду о "малом мире" славянской юности Гоголь поведал нам в "Страшной мести". Здесь переплетаются исторический реализм с особым типом романтической интуиции, остро чувствующей прорехи мирового порядка, куда врывается темный первозданный хаос. Пан Данило жалуется Катерине: "Порядку нет в Украине: полковники и есаулы грызутся, как собаки, между собою. Нет старшей головы над всеми. Шляхетство наше все переменило на польский обычай, переняло лукавство... продало душу, принявши унию. Жидовство угнетает бедный народ". Перечисленные болезни Украины – болезни "детской", догосударственной незрелости. Анархия безначалия, подражательство чужой культуре, безвольное капитулянтство, неспособность навести порядок у себя дома – все это – инфантильные недуги славянской души, нуждающиеся в какой-то новой большой школе. Но западнической ли? Гоголь для себя на этот вопрос ответил. Найдем ли эффективный ответ сегодня мы? Перефразируя нашего классика, говорим: "Украина, …дай ответ! Не дает ответа…".

Этим мы хотели бы показать, что озвученные еще Николаем Васильевичем проблемы государства остро стоят и сейчас. Решать их предстоит именно молодому поколению, в том числе и нашим юным читателям.

Разумеется, проблем, поднятых Гоголем в своем в творчестве и созвучных нашим дням, множество. Мы обозначили только мизерную их часть. Как и всякий гений, Гоголь – неисчерпаем, он вне времени. Но не пространства! Ибо пространство и у него, и у нас одно – Украина. Поэтому, в отличие от литературоведов, которые исследуют преимущественно литературные достоинства художественных произведений автора, мы, библиотекари, призваны также извлекать из них и социально-политическую составляющую. Тем самым мы и воспитываем социально адаптированных граждан с осознанным багажом исторической и культурной памяти на прекраснейших, всемирно значимых образцах художественной литературы.

Таким образом, надеемся, что наши соображения относительно популяризации творческого наследия Н. В. Гоголя в свете современного литературоведения будут, среди прочих, рассмотрены в рамках круглого стола и послужат полезному делу приобщения к творчеству нашего великого земляка.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

М. В. Гоголь Поскольку темы для круглого стола были предложены на выбор, мы остановились на теме \"Популяризация творческого наследия Н. В. Гоголя в современном литературоведении\". Заглянем в словарь iconЗолотицкий В. А. Мифы народов мира. М., 2002 Мифологический словарь/ Гл ред. Е. М. Мелетинский
Наука и культура. («Материалы круглого стола») // Вопросы философии. – 1998. №10

М. В. Гоголь Поскольку темы для круглого стола были предложены на выбор, мы остановились на теме \"Популяризация творческого наследия Н. В. Гоголя в современном литературоведении\". Заглянем в словарь iconСценарий круглого стола "Матёра российская Атлантида"
Связать представление о теме и идее произведения с общественной потребностью осознания происходящих в стране и мире перемен, определяемых...

М. В. Гоголь Поскольку темы для круглого стола были предложены на выбор, мы остановились на теме \"Популяризация творческого наследия Н. В. Гоголя в современном литературоведении\". Заглянем в словарь iconЗал П. Васильева библиотеки филиала в Рязани: популяризация творческого наследия П. Н. Васильева
Достойный преемник Сергея Есенина, современник и друг Б. Корнилова и Я. Смелякова, талант, которым восхищались М. Горький, Н. Клюев,...

М. В. Гоголь Поскольку темы для круглого стола были предложены на выбор, мы остановились на теме \"Популяризация творческого наследия Н. В. Гоголя в современном литературоведении\". Заглянем в словарь iconА. К. Соколов Проблемы советского историко­культурного наследия в...
Росси Поскольку проект находится в начальной стадии разработки, речь идет в основном о проблемах, кото­рые предстоит решить, и о...

М. В. Гоголь Поскольку темы для круглого стола были предложены на выбор, мы остановились на теме \"Популяризация творческого наследия Н. В. Гоголя в современном литературоведении\". Заглянем в словарь iconСценарный план проведения «круглого стола» на тему «О вреде курения языком математики» в 7 «г»
Учащимся 7 «Г» предлагалось найти материал по заданной теме: «О вреде курения языком математики», (стихи, информация из медицинской...

М. В. Гоголь Поскольку темы для круглого стола были предложены на выбор, мы остановились на теме \"Популяризация творческого наследия Н. В. Гоголя в современном литературоведении\". Заглянем в словарь iconКаталог электронных пособий и учебников, имеющихся в Гафурийском рцпи
«Электронный словарь» (Толковый словарь, Башкирско-русский, словарь, Русско-башкирский словарь, Орфографический словарь). Электронный...

М. В. Гоголь Поскольку темы для круглого стола были предложены на выбор, мы остановились на теме \"Популяризация творческого наследия Н. В. Гоголя в современном литературоведении\". Заглянем в словарь icon«Роль экскурсионно-туристической деятельности в формировании культурного пространства Алтая»
Для участия в работе круглого стола приглашаются общественные деятели, ученые, педагоги, деятели искусства и культуры, представители...

М. В. Гоголь Поскольку темы для круглого стола были предложены на выбор, мы остановились на теме \"Популяризация творческого наследия Н. В. Гоголя в современном литературоведении\". Заглянем в словарь iconН. В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» (2-3 повести на выбор). И. С. Тургенев «Муму»
Рэй Брэдбери. «Ветер», «Звук бегущих ног», «Пришло время дождей», «Ревун», «Космонавт», «И грянул гром», «Машина времени», «Здравствуй...

М. В. Гоголь Поскольку темы для круглого стола были предложены на выбор, мы остановились на теме \"Популяризация творческого наследия Н. В. Гоголя в современном литературоведении\". Заглянем в словарь iconКруглого стола, который был заявлен днем «Россия и Болгария: диалог литератур»
«Писатели в гостях у журнала»: встреча российских и болгарских писателей с редакцией журнала «Факел»

М. В. Гоголь Поскольку темы для круглого стола были предложены на выбор, мы остановились на теме \"Популяризация творческого наследия Н. В. Гоголя в современном литературоведении\". Заглянем в словарь iconПрограмма Международной научной конференции национальное и конфесиональное...
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную