Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности)






Скачать 125.39 Kb.
НазваниеПрограмма вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности)
Дата публикации02.10.2016
Размер125.39 Kb.
ТипПрограмма
l.120-bal.ru > Литература > Программа

БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И. Канта



Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине

профиля (направленности)

русская литература

направления подготовки

45.06.01 – языкознание и литературоведение

Древнерусская литература

Древнерусская литература – литература русского средневекового общества; ее хронологические границы (XI – XVII вв.) и периодизация. Древняя литература – «эпоха начал» национальной русской культуры. Специфические принципы изображения в «преображения» действительности в древнерусской литературе.

Ведущие темы и идеи в памятниках мирового значения. Художественное своеобразие древней литературы. Человек в литературе Древней Руси. Жанровая система. Связь с устным народным творчеством. Русское силлабическое стихотворство XVII в.
Русская литература XVIII в.

История изучения русской литературы XVIII в. и актуальные проблемы её исследования на современном этапе. Своеобразие исторического развития России, и сложность литературного процесса этого периода.

Русский классицизм. Исторические условия формирования метода. Философские основы классицизма; его нормативная эстетика. Жанр в теории и практике классицизма. Работы о русском классицизме Г.А. Гуковского, И.З. Сермана, А.А. Морозова, Г.В. Москвичевой, О.Б. Лебедевой и др. Проблема русского литературного языка XVIII в. Реформа русского стихосложения В.К. Тредиаковкого - М.В. Ломоносова. Современное осмысление генезиса, содержания и последствий реформы стихосложения.

Поэзия русского классицизма (А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков). Ведущие жанры: ода, сатира, притча (басня); поэтика этих жанров. Метрический и строфический репертуар поэзии XVIII в.

Вопрос о литературных направлениях в русской литературе первой половины XVIII в.: барокко и классицизм. Дискуссия о теории метода классицизма и его воплощении в художественной практике. Поэзия Г.Р. Державина. Связь с традицией Ломоносова и Сумарокова и выбор «нового пути». Сущность державинского наваторства. Современная эстетическая значимость поэзии Державина. Державин и русская поэзия XIX-XX вв.

Русская трагедия XVIII в. Основные этапы развития русской комедии XVIII в.; русская поэма XVIII в.: героическая («Россияда» М.М. Хераскова), бурлескная («Елисей, или Раздраженный вакх» В.И. Майкова), «легкая» («Душенька» И.Ф. Богдановича). Русский классицизм в контексте западноевропейского классицизма.

Сентиментализм как литературный метод. Исторические предпосылки и философские основы русского сентиментализма. Новый предмет изображения и новая иерархия ценностей. Мирообраз в литературе сентиментализма. Своеобразие русского сентиментализма. Жанровая система поэзии русского сентиментализма. Сентиментализм и предромантизм. Изучение проблемы сентиментализма в работах П.А. Орлова, Н.Д. Кочетковой и др.
Русская литература XIX в.

Основные особенности исторического развития России в XIX в. Общая характеристика литературного процесса и его меняющихся отношений к исторической реальности. Вопрос о периодизации русской литературы XIX в. в современном литературоведении. Основные направления, течения, школы. Национальное своеобразие русской литературы.

Романтизм. Исторические истоки метода, романтическое двоемирие и различные модели его воплощения. Основные черты поэтики романтизма. Европейский и русский романтизм. Элегический этап в развитии романтизма (поэзия В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова). Эстетическая программа и поэзия революционного романтизма (поэты-декабристы). Проблемы романтизма в современном литературоведении. История и поэтика романтических жанров (баллада, элегия, послание, романтическая поэма). Баллада в русской поэзии. Судьба элегического жанра в русской поэзии. Лиро-эпическая поэма. Романтическая лиро-эпическая поэма Байрона и Пушкина в исследовании В.М. Жирмунского. Вопрос о нетрадиционных (неканонических) жанрах в поэзии романтизма. Жуковский в истории русского стиха.

Реалистическое направление первой четверти XIX в. И.А. Крылов и А.С. Грибоедов. Жанр басни в русской литературе. Новаторство Крылова-баснописца в контекстах двух традиций басенного рассказа - 1) Эзопа (Лессинг и др.) и 2) Лафонтена (Сумароков, Хемницер и др.). Проблематика и поэтика комедии «Горе от ума». Традиционные и новые трактовки. Стих басен Крылова и комедии Грибоедова.

А.С. Пушкин. Личность и творчество Пушкина в контексте идеологических и эстетических проблем рубежа XX–XXI вв., вопросы периодизации жизни и творчества поэта. Проблема эволюции Пушкина. Лирика Пушкина. Поэтика центральных и периферийных жанров, традиционных (канонических) и нетрадиционных (неканонических). «Ранние» и «поздние» поэмы Пушкина в контексте эволюции мировоззрения и творческого метода. «Борис Годунов» в связи с проблемой историзма Пушкина. Проблематика и поэтика «Бориса Годунова». Особенности драматического стиха Пушкина. «Евгений Онегин». Замысел и творческая история романа. Отражение в ней эволюции Пушкина. План героев и план Автора в романе. Стилевое многообразие и ритмико-синтаксические особенности романа. «Евгений Онегин» в современном литературоведении. Пушкин в истории русского стиха.

«Маленькие трагедии». Своеобразие решения вечных тем в «маленьких трагедиях». Проза Пушкина в контексте дальнейшего развития русской прозы.

Поэты пушкинского круга. Состав, общая характеристика творчества (по работам И.М. Семенко, В.И. Коровина, В.Э. Вацуро и др.)

М.Ю. Лермонтов – поэт новой исторической эпохи. Вопрос о периодизации. Раннее и зрелое творчество Лермонтова и проблема эволюции мировоззрения и творческого метода. Основные мотивы лирики Лермонтова в «Лермонтовской энциклопедии» (М., 1981). Традиционные (канонические) и нетрадиционные (неканонические) жанры Лермонтова. Поэмы Лермонтова и их типологическая характеристика. Драматические произведения поэта. «Герой нашего времени» как социальный, психологический и философский роман. Проблемы поэтики Лермонтова в современном литературоведении.

Творчество Н.В. Гоголя как новый этап в развитии русского реализма. Творческий путь Гоголя и вопрос об эволюции его метода. Современные концепции творчества Гоголя. Гоголь и «натуральная школа». «Гоголевское направление» в русской литературе.

Общественно-литературное движение 40-80-х гг. Революционеры и либералы; западники и славянофилы. Характеристика творчества А.И. Герцена. «Былое и думы» Герцена и последующая русская мемуарная литература.

И.С. Тургенев в современном литературоведении. «Записки охотника» и крестьянская тема в русской литературе (Кольцов, Даль, Некрасов, Григорович). Типология романов Тургенева.

Творческий путь И.А. Гончарова и значение его в истории русской литературы. Типология и внутренняя связь романов Гончарова.

Драматургия середины и второй половины XIX в. (И.С. Тургенев, А.Н. Островский, А.В. Сухово-Кобылин). Творческий путь А.Н.Островского; проблематика и поэтика его пьес.

Поэзия Ф.И. Тютчева. Бинарность в мировоззрении и поэзии Тютчева. Основные мотивы лирики. Современные работы о поэтике Тютчева.

А.А. Фет, его предшественники и современники. Своеобразие миросозерцания и метода Фета. Б.М.Эйхенбаум, Б.Я.Бухштаб и др. о поэтике лирики Фета.

А.К. Толстой. Общая характеристика творчества А.К. Толстого. Место баллад Толстого в истории жанра.

Н.А. Некрасов. Творческий путь Некрасова. Эволюция жанровой системы Некрасова. Основные мотивы лирики. Типология поэм. Особенности стихотворной формы. Проблемы поэтики Некрасова в современном литературоведении. Поэты некрасовской школы.

Л.Н. Толстой. Проблемы периодизации творческого и идейного развития писателя. Концепция личности у Достоевского и Толстого. Романы Толстого. Проблемы поэтики Толстого в современном литературоведении.

Ф.М. Достоевский. Эволюция мировоззрения и путь творческого развития. Жанровое своеобразие романа Достоевского. Диалогизм и полифоничность романов Достоевского в трактовке М.М. Бахтина и современного литературоведения.

Н.С. Лесков. Общая характеристика. Новейшие исследования Лескова (А.А. Горелова, И.В. Столяровой и др.).

Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина в контексте развития русской прозы 2-й половины XIX в. Принципы сатирического изображения. Сказки. Проблематика. Поэтика.

А.П. Чехов. Периодизация творчества. Поэтика ранней и зрелой прозы. Драматургия Чехова как новый этап в развитии русской и мировой драматургии. Новейшие исследования поэтики Чехова.
Русская литература XX в.

«Начало века»: характеристика общественно-политической и идейно-эстетической ситуации на рубеже веков. Проблема периодизации литературы рубежа веков и характеристика основных периодов.

Реализм на рубеже XIX-XX вв. Реализм как принцип художественного мировосприятия, как литературное течение и поэтический метод. Понятие «среды» и проблема детерминизма. Эстетика и поэтика реализма в России. Новое в реализме XX в.

М. Горький. Современные проблемы изучения творчества Горького. Горький и Ницше. Проблема русского человека в горьковской трактовке («Окуровский цикл»). Драматургия Горького.

А.И. Куприн. Проблема положительного героя в повестях Куприна. Куприн в оценке современного литературоведения.

И.А. Бунин. Проблематика и поэтика рассказов и повестей 1910-х гг. Национальный характер в творчестве И. Бунина. Создание полотна жизни России в сложных переплетениях исторических, социальных, бытовых, психологических, онтологических противоречий. Творчество эмигрантского периода.

Л.Н. Андреев. Своеобразие мирообраза писателя. Человек в повседневности и перед лицом мироздания в произведениях Андреева. Трагизм человеческого разума в философской прозе 1900-хх гг.; торжество иррационализма. Драматургия Андреева. Проблема метода Андреева в современном литературоведении.

Символизм. Общекультурные и эстетические условия появления символизма. Манифесты символистов и их поэтические декларации в лирике. Теория символа у символистов и в трудах современных ученых. Старшие и младшие символисты. Смысл и содержание противостояния. Обзор поэзии символистов – Д. Мережковского, З. Гиппиус, Ф. Сологуба, К. Бальмонта, В. Брюсова, А. Белого, А. Блока, Вяч. Иванова. Важнейшие работы о поэзии символизма.

Концепция акмеизма в манифестах акмеистов. Акмеизм как критическая реакция на символизм и отражение общей тенденции в литературе 10-х гг. обращения к земным ценностям. Очерки поэзии поэтов-акмеистов (Н. Гумилева, А. Ахматовой, С. Городецкого, О. Мандельштама) с учетом новейших исследований.

Футуризм: манифесты и художественная практика. Русский футуризм и аналогичные течения Европы. Тенденции и группы русского футуризма. Эгофутуристы; салонный «Мезонин поэзии», «собственно» футуристы – кубофутуристы, умеренный футуризм «Центрифуги». Эстетическая утопия футуризма. Обзор поэзии футуризма (И. Северянин, В. Маяковский, В. Хлебников). Футуризм в анализах и разборах современных исследователей.

Основные мотивы и проблема циклизации в лирике А. Блока. Идея пути и художественная эволюция поэта. Поэма «Двенадцать»: художественный смысл, сюжетно-композиционная организация. Проблемы изучения творчества А. Блока.

Художественный мир В. Маяковского. Лирика и поэмы. Драматургия В.Маяковского, её идейно-эстетическое своеобразие.

Поэтический мир С. Есенина. Особенности образа лирического героя. Тема родины и природы, языческие и христианские мотивы, контраст между «живым» и «железным». Жанровое многообразие, стиль. Есенин и крестьянские поэты.

Творчество М.А. Булгакова. Взаимопроникновение исторического и семейного начал в романе «Белая гвардия». Взаимодействие двух потоков времени в «Мастере и Маргарите». Многоплановость композиции. Жанровая уникальность. «Театральный роман», книги о Мольере. Проблемы изучения творчества М.А. Булгакова.

Творчество А. Платонова. Человек, природа и человечество в прозе писателя. Роман «Чевенгур»: идейно-художественное своеобразие. Проблематика, поэтика, система образов-символов в повести «Котлован».

Творчество М.А. Шолохова. Художественное своеобразие «Донских рассказов». Народ и личность в «Тихом Доне». Проблема историзма и художественной правды в романе «Поднятая целина». Классические традиции в сфере психологизма.

Поэзия А. Ахматовой: творческая эволюция. Духовный облик лирического «Я». Тема истории. Исповедальность и трагизм. Целостность и единство художественного мира. Основные черты поэтики.

Своеобразие художественного мира Б. Пастернака. Поэтические сборники. Роман «Доктор Живаго» (1956, 1988): творческая история, концепция личности, её соотношение с историей и вселенной. Евангельские мотивы. Художественное своеобразие, лиризм романа.

О. Мандельштам: общая характеристика творческой индивидуальности. Лирика О. Мандельштама 1920-1930-х годов: основные мотивы и образы.

Судьба и поэзия М. Цветаевой. Образ лирической героини. Поэтика.

Пути развития русской лирики в 1960-70-е годы («Громкая поэзия» как возрождение молодыми поэтами традиций В. Маяковского, проблематика и эстетическое своеобразие «тихой поэзии», «авторская песня»).

Развитие русской прозы в 1960-70-е годы (тема Великой Отечественной войны, «городская» проза, «молодежная» проза).

«Деревенская проза» как одно из ведущих течений в литературном процессе 1960-х – 1970-х годов. Жанровая эволюция: от очерка к философской повести и роману (С. Залыгин, В. Шукшин, Б. Можаев, Ф. Абрамов, В. Белов, В. Распутин).

Драматургия 1960-70-х годов: основные тенденции развития, тематика и жанровая система. Остроконфликтные психологические драмы и комедии А. Арбузова, В. Розова, и др. Театр А. Вампилова.

Творчество А.И. Солженицына как художественная система. Традиции и новаторство.

Современный литературный процесс (1986 – 2000-е годы): основные тенденции, формирование новой модели литературы.

Основная и дополнительная литература
Справочные издания и учебники

  1. История всемирной литературы: В 9 т. – М., 1983–1994. Т.7, 8.

  2. История русской литературы: В 4 т. – Л., 1981–1983. Т. 2 – 4.

  3. История русской драматургии: XVII – первая половина XIX века. – Л., 1982.

  4. История русской драматургии: вторая половина XIX – начало XX века. – Л., 1987.

  5. История русского романа: В 2 т. – М.; Л., 1962 – 1964.

  6. История русской поэзии: В 2 т. – Л., 1969.

  7. История романтизма в русской литературе: Возникновение и утверждение романтизма в русской литературе (1790–1825). – М., 1979.

  8. История романтизма в русской литературе: Романтизм в русской литературе 20 – 30-х годов XIX в. (1825 – 1840). – М., 1979.

  9. Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. – М., 1962 – 1978.

  10. Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.

  11. История русской литературы XIX века: 1800 – 1830гг.: В 2 ч. / Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. – М., 2001.

  12. История русской литературы XIX века: 40 – 60–е годы / Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. – М., 1998.

  13. История русской литературы XIX века: в 3 ч. / Под ред В.И. Коровина. – М., 2005

  14. История русской литературы XIX века: вторая половина / Под ред. Н.Н. Скатова. 2-е изд., дораб. – М., 1991.

  15. Кузьмина С.Ф. История русской литературы XX века: Поэзия Серебряного века. – М.: Флинта, Наука, 2009.

  16. Кулешов В.И. История русской литературы XIX века: Учебное пособие. – М., 1997.

  17. Кулешов В.И. История русской литературы XIX века. – М., 2005.

  18. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века. – М., 2000.

  19. Литература и культура Древней Руси. Словарь-справочник / Под ред. В.В. Кускова. – М., 1994.

  20. Линков В.Я. История русской литературы: Вторая половина XIX века. – М., 2010.

  21. Ревякин А.Н. История русской литературы XIX века: первая половина. – М., 1985.

  22. Русская литература XIX века: Краткая летопись: Справочник / Сост. и авторы предисл. С.Я. Долинина, А.Б. Есин. – М., 1999.

  23. Русская литература XVIII в.: Словарь-справочник. – М., 1997.


Исследования

  1. Анализ драматического произведения. – Л., 1988.

  2. Анализ одного стихотворения. – Л., 1985.

  3. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979.

  4. Бахтин М.М. Из предыстории романного слова // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. – М., 1975.

  5. Бахтин М.М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. – М., 1975.

  6. Бахтин М.М. Роман воспитания и его значение в истории реализма // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979.

  7. Бахтин М.М. Слово в романе // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. – М., 1975.

  8. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе: Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. – М., 1975.

  9. Бахтин М.М. Эпос и роман: (О методологии исследования романа) // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. – М., 1975.

  10. Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1968.

  11. Гачев Г.Д. Образ в русской художественной культуре. – М., 1981.

  12. Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм: (Эпос. Лирика. Театр). – М., 1968.

  13. Гинзбург Л.Я. Литература в поисках реальности. – Л., 1987.

  14. Гинзбург Л.Я. О лирике. – Л., 1974.

  15. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. – Л., 1979.

  16. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. – Л., 1977.

  17. Есаулов И.А. Пасхальность русской словесности. – М., 2004.

  18. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. – Петрозаводск, 1995.

  19. Жирмунский В.М. Теория стиха. – Л., 1975.

  20. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. – Л., 1977.

  21. Из истории русской культуры. – М., 1996. Т.V (XIX век).

  22. Кожинов В.В. Происхождение романа. – М., 1963.

  23. Колобаева Л.А. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX- XX вв. – М., 1990.

  24. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. – СПб., 1994.

  25. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – СПб., 1996.

  26. Лотман Ю.М. О русской литературе. – СПб., 1997.

  27. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. – М., 1976.

  28. Набоков В.В. Лекции по русской литературе. – М., 1999.

  29. Руднев В.П. Словарь культуры XX века. – М., 1997.

  30. Сквозников В.Д. Реализм лирической поэзии. – М., 1975.

  31. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. – М., 1972.

  32. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры: опыт исследования. – М., 1997.

  33. Эйхенбаум Б.М. О поэзии. – М., 1969.

  34. Эйхенбаум Б.М. О прозе. – М., 1969.


Интернет-ресурсы

Русская литература http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=6000

Русская литература http://feb-web.ru/

Русская литература www.fplib.ru/id/russian/

Русская литература www.abc-people.com/typework/

Русская литература www.rvb.ru

Стиховедение ru.wikipedia.org/wiki/стиховедение



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности) iconПрограмма вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности)
Становление и развитие экономической, социальной и политической географии

Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности) iconПрограмма вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности)
I. Концептуальный статус социальной философии. Социальное познание и его специфика

Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности) iconПрограмма вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности)
Теория и методика физического воспитания и спорта в системе физкультурно-профессионального образования

Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности) iconПрограмма вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности)
Их цель – выявление знаний, которые были получены специалистами и магистрантами за время обучения в вузе

Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности) iconПрограмма вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля...
Философия, ее предмет, главные вехи исторического развития, основные типы философских учений

Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности) iconПрограмма вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности)
Понятие и классификация исторических источников. Методология и теория исторической науки. Основные концептуальные подходы в современной...

Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности) iconПрограмма вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности)
Понятие и классификация исторических источников. Методология и теория исторической науки. Основные концептуальные подходы в современной...

Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности) iconПрограмма вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности)
Общая характеристика высших растений. Содержание понятий морфология и анатомия растений. Задачи морфологии и анатомии растений. Значение...

Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности) iconПрограмма вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности)
Кельтская литература. Ирландские саги: героические; фантастические. Скандинавская литература: «Старшая Эдда» (тексты героического...

Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности) iconПрограмма вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности)
Кельтская литература. Ирландские саги: героические; фантастические. Скандинавская литература: «Старшая Эдда» (тексты героического...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную