«Публицистика А. А. Блока и М. Горького 1917 1918 годов ( «Интеллигенция и революция» и«Несвоевременные мысли»)






Скачать 152.67 Kb.
Название«Публицистика А. А. Блока и М. Горького 1917 1918 годов ( «Интеллигенция и революция» и«Несвоевременные мысли»)
Дата публикации17.02.2017
Размер152.67 Kb.
ТипУрок
l.120-bal.ru > Литература > Урок
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ

УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

МОУ гимназия № 1 г. СОЧИ

ГОЛУБНИЧЕЙ НАТАЛИИ ПЕТРОВНЫ
Пояснительная записка:

Сейчас в одиннадцатом классе школы как никогда остро стоит проблема подготовки к ЕГЭ. Перегруженность учащихся порой заставляет учителей больше времени отводить на усвоение тем курса русского языка, вызывающих затруднение на экзамене, и, увы, часто делается это за счёт уроков литературы. Поясняют педагоги сложившуюся ситуацию тем, что для выпускника школы важнее всего высокий балл в сертификате, а уж с литературой как-нибудь можно и повременить. Но терять драгоценные минуты общения с произведениями классиков двадцатого века тоже не хочется. Что же делать? В последнее время некоторые учителя успешно совмещают материалы заданий ЕГЭ с уроками литературы. Конечно, на это требуется больше времени, но уроки литературы проходят гораздо эффективнее, потому что в процессе работы можно расширить знания учащихся по темам задания части А, например, «Лексика», «Орфоэпия», «Грамматические и синтаксические нормы русского языка». Немало возможностей есть и для подготовки на уроке литературы к части С. Больше всего затруднений у учащихся при работе над сочинением вызывает формулирование проблемы текста, комментирование авторского текста, подбор аргументов и примеров для подтверждения своей позиции по данной проблеме. А ведь при работе с литературным произведением, особенно с публицистикой и критическими статьями, вполне обоснована отработка навыков создания сочинению части С.

Я считаю данную методическую разработку достойной участия в конкурсе «Мой лучший урок», потому что она может помочь в подготовке учителю, работающему в выпускном классе распределить учебное время с наибольшей пользой для учащихся. В данной методической разработке на примере урока литературы в одиннадцатом классе иллюстрируется возможность использования во время урока заданий части А, а также отработка навыков комментирования текста и формулирования основной проблемы текста.

Тема урока: «Публицистика А.А.Блока и М. Горького 1917 – 1918 годов ( «Интеллигенция и революция» и «Несвоевременные мысли»).
Цель урока: на примере публицистических статей крупнейших писателей начала ХХ века показать особенности полемики между сторонниками и оппонентами Октябрьской революции в России. Задачи:

- формировать у учащихся компетенцию критического осмысления исторического события на основе документов из различных источников;

- учиться сопоставлению фактических материалов с целью выявления закономерностей в течении исторических процессов; - применять исторические сведения для обоснования собственного мнения по предложенной проблеме.
Оборудование: раздаточные карточки для работы в паре с фрагментами публицистических статей М.Горького и А. Блока; диск с записью мелодии песни «Варшавянка»; мультимедийный проектор.
ХОД УРОКА.
Эпиграф урока:

Блажен, кто посетил сей мир

В его минуты роковые…

Ф.И. Тютчев
1. Подготовка к введению в тему урока.

Слово учителя: сегодня нам предстоит работа с публицистическими статьями крупнейших русских писателей ХХ века. Нам нужно узнать, какие проблемы волновали их почти сто лет назад после важнейшего события нашей истории, события, полностью изменившего русскую жизнь, да и ход мировой истории тоже.

Но вначале небольшая лексическая разминка по материалам ЕГЭ. Для того чтобы подготовиться к последующим этапам урока, выполните предлагаемые задания по карточкам:
Для работы учащимся предлагается 3 карточки.


КАРТОЧКА №1
Определите, в каких предложениях слова АВТОРИТАРНЫЙ и АВТОРИТЕТНЫЙ употреблены неверно:


  1. Авторитарное мнение специалиста помогло студенту справиться с курсовой работой.

  2. Все считали, что авторитарный режим не продержится у власти и года.

  3. Заключение экспертной группы, состоящей из авторитетных учёных, подтвердило качество предоставленных образцов.

  4. Тоталитарные авторитетные режимы широко распространились в тридцатые годы прошлого века по всей Европе.


Вопросы: Когда власть бывает авторитарной?

Было ли в России время, когда власть была авторитарной? А в европейских странах? Кто, по-вашему, может обладать авторитетной властью?
КАРТОЧКА №2 (выдаётся для того, чтобы можно было проверить правильность выполнения задания с карточкой №1).
АВТОРИТАРИЗМ (из латинского, «власть») – одна из форм недемократичного политического режима. Характеризуется сильной личной властью (диктатурой), концентрацией властных полномочий в руках узкой группы лиц, близких к диктатору.
АВТОРИТЕТ (из латинского, «власть») – в широком смысле – общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте.
Вопрос: Как называются подобные пары слов? (Паронимы)

КАРТОЧКА №3
Какое из слов имеет значение «глубокое изменение в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания»:


  1. эволюция;

  2. девальвация;

  3. революция;

  4. коррупция.


Ответ: революция.
2. Подготовка к вводу в тему через эстетическое восприятие.

Звучит мелодия песни «Варшавянка».
Вопросы:

  1. Какие ассоциации вызывает у вас сочетание слов Октябрьская революция?

  2. Как можно назвать власть, которая в это время правила Россией? Авторитетной или авторитарной?


Слово учителя: В любое время находятся люди, которые не боятся высказывать своё мнение, даже если оно будет идти в разрез с официально принятой точкой зрения. Имена таких людей не всегда сохраняет время, но самые значимые из них навсегда остаются в анналах истории, особенно если это люди внесли большой вклад в развитие науки, искусства, если они пользовались авторитетом среди современников. Дома вам было предложено составить сопоставительную таблицу, материалом для которой должны были послужить биографии подобных людей, двух значительнейших русских литераторов начала XX века.
3. Реализация домашнего задания.

Работа с составленной дома сопоставительной таблицей:

Вариант: составление таблицы совместно по презентации «Проверь себя по биографии А. Блока и М. Горького»
А. БЛОК М. ГОРЬКИЙ

Детство, семья

Родился в состоятельной Рано остался сиротой, вынужден

интеллигентной семье, рос зарабатывать на жизнь своим

любимым, балованным трудом.

ребёнком, но практически

не знал отца.

Образование

Получил самое лучшее по Не смог получить систематичес-

тем временам образование кого образования из-за материаль-

в Петербургском университете. ных проблем, самоучка.

Начало творческого пути

Получил раннюю известность Работал где придётся, пока не смог

как поэт-символист, автор издать первые рассказы.

«Стихов о Прекрасной Даме».

Отношение к революции 1905 года

В это время сотрудничает с Постоянно поддерживал связь с ре-

символистскими изданиями, волюционерами, эмигрировал из-за

сочувственно относится к событий Первой русской револю-

революционерам. ции.

Война 1914 года

Вначале восторженно-патриотичес- кое, но уже вскоре -

резко отрицательное отношение. Резко отрицательное отношение.

4. Ввод в проблему.

Слово учителя: до этого момента мы видим много общего в оценке политических событий начала века у обоих писателей. Давайте посмотрим, изменилось ли что-нибудь в их мировоззрении после Октябрьской революции.

Нагляднее всего позиция писателя по любой проблеме современной ему действительности выражается в его произведениях. Сегодня мы рассмотрим фрагменты публицистических статей А. Блока и М. Горького, в которых они определяют своё отношение к Октябрьской революции и к победившей партии, а также дают своё видение будущего России после 1917-го года.
5. Работа в паре с новыми материалами.

В процессе работы учащимся предлагается тезисно записать высказывание каждого из писателей. В результате выполнения задания должна появиться сопоставительная таблица
«М. Горький и А. Блок о революции».
Примерное выполнение работы с составлением тезисов:
А.Блок «Интеллигенция и революция» М. Горький «Несвоевременные мысли»
Краткая запись тезиса Краткая запись тезиса


Учащимся предлагается для оценки позиции автора использовать следующие значки: + (положительная), - (отрицательная), которые нужно поставить рядом с тезисом.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАБОТЫ В ПАРЕ
М. Горький «Несвоевременные мысли»

2 декабря 1917года

«Статья в «Правде» заключается нижеследующим лирическим вопросом:

«Когда на светлом празднике народов в одном братском порыве сольются прежние невольные враги, на этом пиршестве мира будет ли желанным гостем Горький, так поспешно ушедший из рядов подлинно революционной демократии?»

Разумеется, ни автор статьи, ни я не доживём до «светлого праздника» - далеко до него, пройдут десятилетия упорной, будничной культурной работы для создания этого праздника.

А на празднике, где будет праздновать свою лёгкую победу деспотизм полуграмотной массы и, как раньше, как всегда – личность человека останется угнетённой, - мне на этом «празднике» делать нечего и для меня это – не праздник.

В чьих руках ни была власть, - за мною остаётся моё человеческое право отнестись к ней критически».
А.А. Блок»Интеллигенция и революция»

9 января 1918 года

«Дело художника, обязанность художника – видеть то, что задумано, слушать ту музыку, которой гремит «разорванный ветром воздух».

Что же задумано?

Переделать всё. Устроить так, чтобы всё стало новым; чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, весёлой и прекрасной жизнью.

Когда такие замыслы, искони таящиеся в человеческой душе, в душе народной, разрывают сковывавшие их путы и бросаются бурным потоком, доламывая плотины, обсыпая лишние куски берегов, - это называется революцией…

Революция, как грозовой вихрь, как снежный буран, всегда несёт новое и неожиданное; она легко калечит в своём водовороте достойного; она часто выносит на сушу невредимыми недостойных; но это её частоности, это не сменяет ни общего направления потока, ни того грозного оглушительного гула, который издаёт поток…»
М. Горький «Несвоевременные мысли»

23 ноября 1917 года

«Заставив пролетариат согласиться на уничтожение свободы печати, Ленин и приспешники узаконили этим для врагов демократии право зажимать ей рот; грозя голодом и погромами всем, кто не согласен с деспотизмом Ленина – Троцкого, эти «вожди» оправдывают деспотизм власти, против которого так мучительно долго боролись все лучшие силы страны.

Сам Ленин, конечно, человек исключительной силы; двадцать пять лет он стоял в первых рядах борцов за торжество социализма, он является одною из наиболее крупных и ярких фигур международной социал-демократии; человек талантливый, он обладает всеми свойствами «вождя», а также и необходимым для этой роли отсутствием морали и чисто барским, безжалостным отношением к жизни народных масс».
А.А. Блок «Интеллигенция и революция»

9 января 1918 года

«Не бойтесь разрушения кремлей, дворцов, картин, книг. Беречь их для народа надо; но, потеряв их, народ не потеряете. Дворец разрушаемый – не дворец, Кремль, стираемый с лица земли – не кремль. Царь, сам свалившийся с престола, - не царь. Кремли у нас в сердце, цари в голове. Вечные формы, нам открывшиеся, отнимаются только с сердцем и головой.

Что же вы думали? Революция – идиллия? Что творчество ничего не разрушит на своём пути? Что народ – паинька? Что сотни жуликов, провокаторов, черносотенцев, людей, любящих погреть руки, не постараются ухватить то, что плохо лежит? И, наконец, что так «бескровно» и «безболезненно» и разрешится вековая распря между «чёрной « и «белой» костью, между «образованными» и «необразованными, между интеллигенцией и народом?»

М. Горький «Несвоевременные мысли»

2 декабря 1917 года

«В «Правде» напечатано:

«Всякая революция, в процессе своего поступательного развития, неизбежно включает и ряд отрицательных явлений, которые неизбежно связаны с ломкой старого, тысячелетнего государственного уклада. Молодой богатырь, творя новую жизнь, задевает своими мускулистыми руками чужое ветхое благополучие, и мещане, как раз те, о которых писал Горький, начинают вопить о гибели Русского государства и культуры».

Я не могу считать «неизбежными» такие факты, как расхищение национального имущества в Зимнем, Гатчинском и других дворцах. Я не понимаю, - какую связь с «ломкой тысячелетнего государственного уклада» имеет разгром Малого театра в Москве и воровство в уборной знаменитой артистки нашей, М. Н. Ермоловой?»
А.А. Блок «Интеллигенция и революция»

9 января 1918 года

«Почему дырявят древний собор? – Потому, что сто лет здесь ожиревший поп, икая, брал взятку и торговал водкой.

Почему гадят в любезных сердцу барских усадьбах? – Потому, что там насиловали и пороли девок: не того барина, так у соседа.

Почему валят столетние парки? – Потому, что сто лет под их развесистыми липами и клёнами господа показывали свою власть…

Я не сомневаюсь ни в чьём личном благородстве, ни в чьей личной скорби; но ведь за прошлое – отвечаем мы? Мы – звенья единой цепи. Или на нас не лежат грехи отцов? – Если этого не чувствуют все, то это должны чувствовать «лучшие».
М. Горький «Несвоевременные мысли»

20 ноября 1917 года

«Рабочий класс не может понять, что Ленин на его шкуре, на его крови производит только некий опыт, стремится довести революционное настроение пролетариата до последней крайности и посмотреть – что из этого выйдет?

Конечно, он не верит в возможность победы пролетариата в России при данных условиях, но, может быть, надеется на чудо.

Рабочий класс должен знать, что чудес в действительности не бывает, что его ждёт голод, полное расстройство промышленности, разгром транспорта, длительная кровавая анархия, а за нею – не менее кровавая и мрачная реакция.

Вот куда ведёт пролетариат его сегодняшний вождь, и надо понять, что Ленин не всемогущий чародей, а хладнокровный фокусник, не жалеющий ни чести, ни жизни пролетариата».
А.А. Блок «Интеллигенция и революция»

9 января 1918 года

«Если считать всех жуликами, то одни жулики к вам и придут. На глазах – сотни жуликов, а за глазами миллионы людей, пока «непросвещённых», пока «тёмных». Но просветлятся они не от вас.

Среди них есть такие, которые сходят с ума от самосудов, не могут выдержать крови, которую пролили в темноте своей; такие, которые бьют себя кулаками по несчастной голове: мы глупые, мы понять не можем; а есть такие, в которых ещё спят творческие силы; они могут в будущем сказать такие слова, каких давно не говорила наша усталая, несвежая и книжная литература…

Бороться с ужасами может лишь духу загораживать душевностью путь к духовности? Прекрасное и без того трудно.

А дух есть музыка. Демон некогда повелел Сократу слушать духа музыки.

Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию».
М. Горький «Несвоевременные мысли»

9 марта 1918 года

«Если я вижу, что моему народу свойственно тяготение у равенству в ничтожестве, тяготение, исходящее из дрянненькой азиатской догадки: быть ничтожным – проще, легче, безответственней; если я это вижу, я должен сказать это.

Если я вижу, что политика советской власти «глубоко национальна» - как это иронически признают и враги большевиков, - национализм большевистской политики выражается именно «в равнении на бедность и ничтожество», - я обязан с горечью признать: враги – правы, большевизм – национальное несчастье, ибо он грозит уничтожить слабые зародыши русской культуры в хаосе возбуждённых и грубых инстинктов».
М. Горький «Несвоевременные мысли»

6 января 1918 года

«Будем верить, что те, кто не погибнет в хаосе и буре, - окрепнут и воспитают в себе непоколебимую силу сопротивления древним, зверским началам жизни.

Сегодня – день Рождения Христа, одного из двух величайших символов, созданных стремлением человека к справедливости и красоте.

Христос – бессмертная идея милосердия и человечности – и Прометей – враг богов, первый бунтовщик против судьбы, - человечество не создало ничего величественнее этих двух воплощённых желаний своих.

Настанет день, когда в душах людей символ гордости и милосердия, кротости и безумной отваги в достижении цели – оба символа скрепятся в одно великое чувство и все люди осознают свою значительность, красоту своих стремлений и единокровную связь со всеми».
М. Горький «Несвоевременные мысли»

20 декабря 1917 года

«Развивается воровство, растут грабежи, бесстыдники упражняются во взяточничестве так же ловко, как делали это чиновники царской власти; тёмные люди, собравшиеся возле Смольного, пытаются шантажировать запуганного обывателя. Грубость представителей «правительства народных комиссаров» вызывает общие нарекания, и они – справедлива. Разная мелкая сошка, наслаждаясь властью, относится к гражданину как к побеждённому, т. е. так же, как относилась к нему полиция царя. Орут на всех, орут как будочники в Конотопе или Чухломе. Всё это творится от имени пролетариата и «социальной революции», и всё это является торжеством звериного быта, развитием той азиатчины, которая гноит нас…

Нет, - в этом взрыве зоологических инстинктов я не вижу ярко выраженных элементов социальной революции. Это русский бунт без социалистов по духу, без участия социалистической психологии».
6.Аналитическая работа с тезисами.

Каких знаков получилось больше : + или -?

О чём это говорит?

Запишите получившийся вывод последним пунктом в сопоставительную таблицу, созданную дома, озаглавив его «Отношение к последствиям Октябрьской революции».

Кто, по вашему мнению, является адресатами статей Блока и Горького? Обоснуйте своё мнение. Для подтверждения своего мнения можете обратиться к сопоставительной таблице домашней работы. (Блок прямо называет адресата в заглавии: статья обращена к российской интеллигенции. Адресатом статьи Горького, скорее всего, является та же интеллигенция, но нельзя сбрасывать со счетов прежние революционные связи Горького. Можно предположить, что в этих статьях он обращается и к своим бывшим соратникам, пришедшим к власти).

Как вы считаете, все ли воспримут публицистические высказывания Горького и Блока, обращённые к ним, доброжелательно? Почему?

Почему Горький назвал свою статью «Несвоевременные мысли? Несвоевременные для кого?

(Горький в своё время из-за содействия большевикам вынужден был эмигрировать из России, он для них, победивших, свой по сути, – вспомним хотя бы его детство и юность, ведь его называли «буревестником революции». И он же позволяет себе гневные реплики в адрес единомышленников, вместо того, чтобы восславить победоносный пролетариат во главе с его вождями).

А как могла отнестись истинная русская интеллигенция к статье А. Блока? Лучше всего это могут проиллюстрировать записки З. Гиппиус:
На экране проектора:

1918 г. 11 января, четверг

«Для памяти хочу записать «за упокой» интеллигентов – перебежчиков, т. е. тех бывших людей, которых мы все более или менее знали и которые уже оказываются в связях с сегодняшними преступниками. Не сомневаюсь, что, просиди большевики год (?!), почти вся наша хлипкая, особенно литературная, интеллигентщина так или иначе поползёт к ним. И даже не всех было бы можно в этом случае осуждать. Много просто бедноты. Но что гадать в разные стороны. Важны сегодняшние, первенькие, пошедшие, побежавшие сразу за колесницей победителей. Ринувшаяся туда…не по убеждениям (какие убеждения!), а ради выгоды, ради моды, а в лучшем случае «так себе», в худшем – даже не скажу. Вот этих первеньких, тёпленьких, мы и запишем…

Пока букет не особенно пышный…

Вот они.

2. Александр Блок – поэт, «потерянное дитя», внеобщественник, скорее примыкал, сочувствием, к правым (во время царя), убеждённый антисемит. Теперь с большевиками через лево-эсэров».
1919 г. 5 января, суббота

«В октябрьские торжества висели полотнища с хамской рожей и с хамскими словами внизу, хамски и жидовски начертанными:

Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем!

Это его, - нежного Блока, - слова!!...»
Как вы можете прокомментировать это высказывание?

Что происходит с газетой, издаваемой М. Горьким? (Её закрывают). Как вы можете объяснить этот факт? (Власть большевиков не терпит критики даже от друзей).
7.Выводы урока.

Предполагали ли Горький и Блок, как воспримут их публицистику те, кому она адресована? (Скорее всего, да)

Тогда почему они писали эти статьи, рискуя навлечь на себя гнев тех, кто относился к ним доброжелательно, считал единомышленниками? Преследовали какую-нибудь выгоду? (Нет, Горький вскоре после закрытия газеты эмигрирует, а имя Блока в среде русской иммиграции станет запретным).

Что же заставило их высказать мысли, которые заведомо должны были создать им проблемы? (Настоящий художник должен быть правдив прежде всего с самим собой, только тогда он, действительно, настоящий).
А кто же из авторов оказался прав в исторической перспективе?
СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ О ПОСЛЕДСТВИЯХ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ ДЛЯ РОССИИ:
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ
8. Итог урока.

Кто же прав? Об этом можно спорить. Но проявление высшего мужества писателя – говорить честно и открыто о проблемах своей страны, пытаться ей помочь выйти из трудностей. А мнения о путях выхода из хаоса могут быть разными.
9.Актуализация проблемы.

А в наше время должен художник говорить правду, если она невыгодна, а порой грозит потерей карьеры, друзей, материальными трудностями, даже иногда смертью?

А знаете ли вы примеры подобной бескомпромиссной позиции сейчас, в наше время? Приведите примеры. (Скорее всего учащиеся должны будут назвать фамилии Александра Солженицына, Андрея Сахарова, журналистов, проявивших гражданское мужество при исполнении служебных обязанностей, например, Анны Политковской, Игоря Щекочихина, но, если они затрудняются с ответом, можно попросить рассказать о них заранее подготовленных учащихся, как вариант можно предложить подобрать примеры самостоятельно дома).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Публицистика А. А. Блока и М. Горького 1917 1918 годов ( «Интеллигенция и революция» и«Несвоевременные мысли») iconРеволюция и гражданская война в россии
Русская революция 1917 г определила траекторию движения, облик, главные характеристики ушедшего XX в. В этом сходятся как ее непримиримые...

«Публицистика А. А. Блока и М. Горького 1917 1918 годов ( «Интеллигенция и революция» и«Несвоевременные мысли») iconПроблема «интеллигенция и революция» в российской анархистской публицистике...
Ведущая организация – Российская Академия Государственной Службы при Президенте РФ

«Публицистика А. А. Блока и М. Горького 1917 1918 годов ( «Интеллигенция и революция» и«Несвоевременные мысли») iconЛекция Менталитет интеллигенции 40-х 50-х годов xix-го века. «Литературное обособление»
Сегодняшняя наша лекция посвящена менталитету русской интеллигенции 40-х 50-х годов xix-го века — в данном случае, конечно, дворянской...

«Публицистика А. А. Блока и М. Горького 1917 1918 годов ( «Интеллигенция и революция» и«Несвоевременные мысли») iconЛитература и война: ситуация 1914-1918 годов
Актуальность литературоведения. Научный и методологический трансфер в германистике

«Публицистика А. А. Блока и М. Горького 1917 1918 годов ( «Интеллигенция и революция» и«Несвоевременные мысли») iconРодины в лирике А. Блока
Ранние романтические рассказы М. Горького. «Старуха Изергиль». Проблематика и образный строй рассказа

«Публицистика А. А. Блока и М. Горького 1917 1918 годов ( «Интеллигенция и революция» и«Несвоевременные мысли») iconВнутренняя политика СССР в 1960-начале 80-х годов
Термины: «писатели-деревенщики», диссиденты, магнитофонная революция, Хельсинское совещание, разрядка

«Публицистика А. А. Блока и М. Горького 1917 1918 годов ( «Интеллигенция и революция» и«Несвоевременные мысли») iconАнализа. Цель: в рамках изучения темы Литература 20-х год
А. Серафимович, Вс. Иванов, Д. Фурманов, Б. Пильняк, В. Вересаев, И. Бабель, «возвращенная» публицистика В. Короленко и М. Горького,...

«Публицистика А. А. Блока и М. Горького 1917 1918 годов ( «Интеллигенция и революция» и«Несвоевременные мысли») iconОпределение русского
Прерывность русской истории. Русская религиозность. Москва— Третий Рим. Раскол xviiв. Реформа Петра. Масонство. Эпоха Александра...

«Публицистика А. А. Блока и М. Горького 1917 1918 годов ( «Интеллигенция и революция» и«Несвоевременные мысли») icon12. гердер и движение «бури и натиска» Начало 70-х годов важный рубеж...
Однако всем предшествующим развитием общественной мысли в стране (и в особенности деятельностью Лессинга) молодое поколение литераторов...

«Публицистика А. А. Блока и М. Горького 1917 1918 годов ( «Интеллигенция и революция» и«Несвоевременные мысли») iconПрижизненные издания Максима Горького романы, повести и рассказы, статьи, предисловия в книгах
Прижизненные издания Максима Горького (романы, повести и рассказы, статьи, предисловия в книгах, издания под его редакцией и т д.),...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную