Урок химии и литературы Тема урока: «Медный всадник» Урок с использованием интерактивной доски






Скачать 72.97 Kb.
НазваниеУрок химии и литературы Тема урока: «Медный всадник» Урок с использованием интерактивной доски
Дата публикации18.02.2017
Размер72.97 Kb.
ТипУрок
l.120-bal.ru > Литература > Урок
Урок опубликован: «Медный всадник… на бронзовом коне» Интегрированный урок химии и литературы. Учительская газета №21 (10310) от 25 мая 2010г, стр.16.
Интегрированный урок химии и литературы

Тема урока: «Медный всадник»
Урок с использованием интерактивной доски

Обоснование целесообразности интеграции темы «Сплавы» и «Творчество А.С.Пушкина» в 9 классе:

  • В программе по литературе 9 класса не уделено достаточно учебного времени на изучение поэмы «Медный всадник», хотя произведение весьма значимо в творчестве А.С.Пушкина. Поэтому использование интеграции с уроком химии дает дополнительные возможности для изучения произведения.

  • В курсе химии 9 класса тема «Сплавы» изучается за один час и предполагает изучение названий и составов различных сплавов, используемых в промышленности, быту, искусстве. Интеграция с уроком литературы позволяет преподнести тему в увлекательной форме, позволяющей создать позитивный эмоциональный фон на основе литературного произведения.

Цели:

  • формирование ключевых компетенций учащихся: способности видеть окружающий мир и интерпретировать увиденное.

  • Формирование понятия «сплав» и осознание причины сплавообразования, изучение видов сплавов.

  • Развитие интереса к творчеству А.С.Пушкина.

  • Воспитание осознанной ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих на основе соблюдения правил техники безопасности.

Оборудование:

  1. Презентация к уроку.

  2. Демонстрационный эксперимент.

  • Прибор для получения меди из гидроксокарбоната меди.

  1. Раздаточный материал: две пробирки, раствор соляной кислоты, железо, медь.

  2. Рабочие листы к уроку.

План урока:

  1. Постановка проблемы на основе анализа текста литературного произведения.

  2. Решение проблемы на основе химических данных (теории и эксперимента).

  3. Математические расчеты по процентному составу сплава (самостоятельное составление условия задачи).

  4. Изучение воздействия окружающей среды на медные сплавы. Получение чистой меди из гидроксокарбоната меди (демонстрационный эксперимент).

  5. Примеры сплавов на основе истории и анализе литературного произведения.

  6. Рефлексия: заполнение таблицы «Сплавы»

  7. Домашнее задание.


Подготовительная работа к уроку:

    • Прочитать поэму А.С.Пушкина «Медный всадник»

    • Выучить наизусть отрывки из произведения (см. в тексте сценария урока)


Введение

Учитель химии: Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы будем использовать знания химии для пояснения химических терминов, которые используются в литературных произведениях, в исторических текстах. Тему сегодняшнего урока, соответствующую курсу химии вы сформулируете сами в конце урока. А сейчас запишите в тетради тему так: «Медный всадник»

1. Постановка проблемы на основе анализа текста литературного произведения.


Учитель литературы: Здравствуйте, ребята! Александр Сергеевич Пушкин в своей замечательной поэме «Медный всадник» создал гимн любимому им городу – Петербургу. Многие поэты, художники воспевали Великий Город в своих творениях. Но поэма «Медный всадник» Александра Пушкина и картина «Вид памятника Петру I на Сенатской площади» Василия Сурикова, которую вы видите на слайде, - это поистине непревзойденные шедевры! Чем же интересен памятник, изображенный на картине Сурикова и воспетый Пушкиным? Почему именно этот памятник стал символом Петербурга?

Памятник был открыт по велению императрицы Екатерины II в 1782 году в честь столетия вступления на российский престол Петра I. Скульптора пригласили из Франции по совету Дидро и Вольтера, вкусу которых Екатерина II доверяла. Скульптором был профессор Парижской академии живописи Этьен Морис Фальконе.



Екатерина II ожидала увидеть Петра I с жезлом или скипетром в руке, восседающим на коне подобно римскому императору. Видение памятника Петру I автором скульптуры отличалось от желания императрицы. Фальконе задумал совсем иное. Он оказался упрям и настойчив. Скульптор писал: «Мой царь не держит никакого жезла, он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемую им страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом,— это эмблема побеждённых им трудностей».

В 1833 году появляется поэма Пушкина «Медный всадник» И памятник Петру I отныне стали так и называть – Медный всадник.

Вы помните, что Пушкин описывает наводнение, случившееся в 1824 году в Петербурге. (Показ иллюстраций А.Бенуа на слайдах) Главный герой произведения – Евгений- пережил весь ужас наводнения, а его любимая девушка – Параша – погибла. От горя Евгений теряет разум и, попав на место, где его застало наводнение, он бежит прочь. Его поврежденный рассудок рисует страшную картину. Ему кажется, что Медный всадник гонится за ним.


Послушаем отрывок из поэмы, описывающий состояние Евгения.

Учение читает наизусть:



Учитель литературы: А вот еще одна строфа:

И обращен к нему спиною,

В неколебимой вышине,

Над возмущенною Невою,

Стоит с простертою рукою

Кумир на бронзовом коне.

В одном случае автор использует термин «всадник медный», а в другом случае – «бронзовый конь». Поясните, пожалуйста, с точки зрения химии правильность использования терминов.
2. Решение проблемы на основе химических данных (теории и эксперимента).
Учитель химии: Посмотрите на слайд (изображение памятника).



Сравните визуально из одного ли материала сделан и всадник, и конь?

….

Теперь посмотрите на образец чистой меди (слайд) и дайте ответ на вопрос: «Памятник отлит из чистой меди или нет?»



Даже по цвету видно, что памятник не чисто медный. Ведь медь достаточно мягкий металл. Поэтому к меди добавляют другие металлы, чтобы получить более прочный, долговечный материал, также обладающий лучшими литейными свойствами. Первым сплавом на основе меди стала бронза – сплав меди и олова.



Разный состав обуславливает разные свойства. В зависимости от необходимости делают разные марки сплавов.



А вот сплав меди и цинка называется латунь. И при отливке статуй используют добавки цинка.

Но медь – это основа бронз. Как вы думаете, почему медные сплавы так востребованы? Почему знаменитые произведения искусства не отливали из железа?

Для ответа предлагаем провести опыт: взаимодействие железа и меди с кислотой.

Учитель химии: Да, медь малоактивный металл, поэтому и менее подвержен воздействию окружающей среды. Памятники создавали на века.

Учитель литературы: Значит, термин «бронзовый» соответствует истине, а термин «медный» указывает лишь на один самый важный компонент бронзы.
3. Математические расчеты по процентному составу сплава

Учитель литературы: На изготовление Медного всадника пошло 8 тонн бронзы. Можно определить, сколько же тонн меди было потрачено?

Учитель химии: Конечно. Ребята, составьте условие задачи и решим ее.

Решение задачи.


4. Изучение воздействия окружающей среды на медные сплавы.

Учитель литературы: Когда мне посчастливилось побывать в Петербурге, я обратила внимание на то, что многие памятники, в том числе и Медный всадник, и конные скульптуры на Аничковом мосту, и памятник Николаю I перед Исаакиевским собором, покрыты зеленым налетом. Почему?


Учитель химии: Зеленый налет со временем появляется на всех медных сплавах: и на латуни, и на бронзе. Под воздействием углекислого газа воздух на поверхности медных сплавов появляется гидроксокарбонат меди – малахит (демонстрация образца):

2Cu + O2 + H2O + CO2 = (CuOH)2CO3

Предлагаю на опыте доказать, что в этом зеленом порошке есть медь. Для этого надо осуществить цепочку превращений:

(CuOH)2CO3--- CuO ---Cu

Учитель проводит демонстрационный эксперимент, а учащиеся записывают уравнения соответствующих реакций (на доске и в тетрадях)


  1. Примеры сплавов на основе исторических данных и анализе литературного произведения.


Учитель химии: Во время Великой Отечественной войны Медный всадник жители блокадного Ленинграда укрывали мешками с песком, спасая символ города от сотрясений во время бомбежек и движения военной техники. Ведь по улицам города шли танки, в небе гудели самолеты, памятник мог разрушиться от вибрации. Город был спасен во многом благодаря военной технике, а здесь есть опять примеры сплавов.



Приведу пример. Легендарный танк Т-34 принимал участие в битве за Ленинград и практически во всех крупных сражениях Великой Отечественной войны. Этот танк славился своей скоростью и неуязвимостью брони по сравнению с тяжелыми «тиграми» вражеской армии. Поэтому германское командование поставило задачу: захватить танк Т-34 и отправить его в Германию на химическую экспертизу, чтобы раскрыть его секрет. А секрет был… В чем же он заключался?

Броня любого танка стальная. Сталь – это сплав железа и углерода (до 2%). Толщина немецкой брони была до 102мм, что делало танки очень тяжелыми и малоподвижными. А в броне танка Т-34 было добавлено 1,5% никеля. Эта добавка увеличила прочность брони, что позволило сделать ее толщиной всего 30мм. А, значит, танк стал легче и подвижнее.

Итак, при создании сплава ученые стремятся сохранить какие-то ценные свойства металла, а также получить новое желаемое свойство. Какой металл Вы предложили бы за основу конструкций самолета? Почему?

Ученики говорят о легкости алюминия и использовании его в самолетостроении.

Учитель химии: Но можно ли сделать конструкции самолета из чистого алюминия? Почему?

Ученики говорят о мягкости алюминия и необходимости создания сплава для твердости.

Обсуждается состав дюралюминия.


Учитель литературы: Но вернемся к поэме. Пушкин всегда любил Петербург, восхищался им и именно в поэме «Медный всадник» есть замечательные строки во славу Великого Города.

Ученик читает стихи наизусть.



Учитель химии: Ребята, найдите и в этих строках название еще одного сплава.



Да, чугун – это сплав железа и углерода, где содержание углерода от 2 до 4 %. Именно из чугуна отлиты «кружева» Петербурга – решетки мостов, садов, парков. А вы обратили внимание, что и в нашем городе – Цимлянске- есть чугунное литье, выполненное, кстати, по заказу в 1951 году на заводе в Петербурге.



6. Рефлексия

Учитель химии: Итак, о чем новом, с точки зрения курса химии, мы сегодня узнали? Какова тема сегодняшнего урока?

… Сплавы.

Зачем делают сплавы?

….

Какие сплавы вы теперь знаете. Заполните в тетрадях и на доске таблицу:

Название сплава

Состав сплава






Учитель химии: Мир сплавов интересен и многообразен. Если Вы найдете сведения о других сплавах в разных источниках информации, например в сети Internet, добавьте их в нашу таблицу.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок химии и литературы Тема урока: «Медный всадник» Урок с использованием интерактивной доски iconУрок литературы и мхк тема
Тема: Образ Петра I в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» и памятнике ПетруI работы Фальконе

Урок химии и литературы Тема урока: «Медный всадник» Урок с использованием интерактивной доски iconУрок литературы в 7-ом классе. А. С. Пушкин. Вступление к поэме "Медный всадник" Цели урока
Мы продолжаем разговор о А. С. Пушкине, продолжаем знакомство с творчеством поэта

Урок химии и литературы Тема урока: «Медный всадник» Урок с использованием интерактивной доски iconНохрина Людмила Викторовна г. Астана Казахстан Идейно-художественное...
...

Урок химии и литературы Тема урока: «Медный всадник» Урок с использованием интерактивной доски iconКонспект урока литературы в 5 классе (по умк бунеева Р. Н.) Тема:...
Тип урока: синтетический: урок изучения художественного произведения (урок углубленной работы над текстом), урок развития речи (урок...

Урок химии и литературы Тема урока: «Медный всадник» Урок с использованием интерактивной доски iconУрок литературы в 7 классе Тема: Тарас Бульба героический характер героического времени
Ход урока: Оформление доски: тема,, идея: (пока не записана), домашняя работа (записана заранее)

Урок химии и литературы Тема урока: «Медный всадник» Урок с использованием интерактивной доски iconКонкурс «Несекретные файлы» Номинация «Метода»
Разработка урока русского языка «Лексикология. Актуализация изученного. Происхождение русской лексики и сферы ее употребления» с...

Урок химии и литературы Тема урока: «Медный всадник» Урок с использованием интерактивной доски iconУчитель русского языка и литературы
Урок проводится с использованием кейсметода и приемов технологии развития критического мышления учащихся. Информационный материал...

Урок химии и литературы Тема урока: «Медный всадник» Урок с использованием интерактивной доски iconУрок № Тема: «Роль литературы в вокальных жанрах»
Урок № Тема: «Музыка леса» Урок № Тема: «Музыкальная драматизация тем сказочных героев»

Урок химии и литературы Тема урока: «Медный всадник» Урок с использованием интерактивной доски iconУрок литературы в 8 классе с использованием икт. Тема урока: Древнерусская...
Изучение истории развития древнерусской литературы, её периодизации, особенностей и жанрового многообразия

Урок химии и литературы Тема урока: «Медный всадник» Урок с использованием интерактивной доски iconУрока: Обучающие
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную