Поэзии, назначения и судьбы поэта («Памятник», «Лебедь»). Природа и предметный мир в поэзии Державина. Особенности поздней лирики Державина («Евгению. Жизнь Званская»)






Скачать 87.38 Kb.
НазваниеПоэзии, назначения и судьбы поэта («Памятник», «Лебедь»). Природа и предметный мир в поэзии Державина. Особенности поздней лирики Державина («Евгению. Жизнь Званская»)
Дата публикации18.02.2017
Размер87.38 Kb.
ТипДокументы
l.120-bal.ru > Литература > Документы
1. Жанровая система русской литературы середины XVIII вв.
Эпистола «о стихотворстве» А. П. Сумарокова. Соотношение жанров и «штилей». Литературное противостояние М. В. Ломоносова и А. П. Сумарокова.
2. Поэтическое новаторство Г.Р. Державина.
Модификации оды торжественной («Фелица») и духовной («Бог»). Тема поэзии, назначения и судьбы поэта («Памятник», «Лебедь»). Природа и предметный мир в поэзии Державина. Особенности поздней лирики Державина («Евгению. Жизнь Званская»).
3. Эволюция русской «высокой» комедии (вторая половина XVIII – первая половина XIX вв.).
«Недоросль» Д. И. Фонвизина, «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Ревизор» Н. В. Гоголя. Социально-политическая и этическая составляющие комедий. Нравоописание, герои, особенности поэтики, проблема смеха.
4. Проза Н. М. Карамзина.
Авторская позиция и авторские маски (проблема рассказчика), сюжетосложение, стиль («Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», «Остров Борнгольм», «Сиерра-Морена», «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода»). Значение прозы Карамзина для дальнейшего движения русской литературы (поэзия 1800-1810-х гг., проза 1820-30-х гг.).
5. Лирика и баллады В. А. Жуковского.
Система лирических жанров (элегия, песня, послание; формирование внежанровой лирики) и лирическое «я». Тематически-сюжетное разнообразие баллад («Людмила», «Алина и Альсим», «Ахилл», «Баллада о том, как одна старушка ехала верхом…», «Рыцарь Тогенбург», «Лесной царь» и др.) и единство балладного мира. Взаимодействие лирики и эпоса у Жуковского. Синтез жанров в «Певце во стане русских воинов».
6. «Южные» поэмы А. С. Пушкина (от «Кавказского пленника» к «Цыганам»).
Жанровые константы (личность центрального героя, его проекция на автора; конфликт, композиция) и их трансформации. Жанровый ориентир (поэмы Дж. Г. Байрона) и его переосмысление. Соотношение поэм и синхронной им лирики. Метрика поэм (основное повествование и «отступления»).
7. Личность Петра Великого, преобразования Петра и их роль в истории России в сочинениях А. С. Пушкина.
Изменения пушкинских взглядов на Петра и опыты разработки петровской темы в разных жанрах («Стансы», <Арап Петра Великого>, «Полтава», «Медный всадник», «Пир Петра Первого»).
8. Роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
Жанр, сюжет, композиция, особенности повествования («поэзия» и «проза»; «вымысел» и «реальность»). «Литературность» и «метатекстуальность» «Евгения Онегина». Автор как герой романа и его отношения с вымышленными персонажами.
9. «Повести…Белкина».
Реальный и «литературный» авторы, система явных и скрытых рассказчиков. Игра с литературными (западноевропейскими и русскими) и литературно-бытовыми источниками и «полифоничность» повествования. «Повести… Белкина» в оценке современников, русских классиков и исследователей ХХ в.
10. Поэма А. С. Пушкина «Медный всадник».
Жанровый полигенетизм (трансформация исторических и литературных источников), смена повествовательных регистров, композиция. Петр, наследники Петра и Петербург. «Медный всадник» и другие сочинения Пушкина второй половины 1820-х – 1830-х гг. (политическая лирика, «Полтава», «Капитанская дочка»).
11. История, современность и размышления о будущем России в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
Власть, дворянство и народ в «Капитанской дочке». Проблема повествования и авторской оценки исторических и фабульных событий (Гринев-герой, Гринев-мемуарист, Издатель, автор).
12. Петербург в прозе и драматургии Н. В. Гоголя.
«Ночь перед Рождеством», «Невский проспект» или иные повести 1834-1835 гг., «Ревизор», «Мертвые души», «Шинель». Реальность и фантастичность Петербурга. Петербург и мир провинциальной России. Петербургские персонажи и сюжеты. Гоголь и формирование «петербургского текста» (В. Н. Топоров) русской литературы.
13. Личность автора в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».
Отношения автора и его героев, автора и изображаемой (реальной и чаемой) России, автора и его литературного труда. Элементы автобиографизма и символичность в образе автора «Мертвых душ».
14. Актуальные социально-политические и «вечные» коллизии, особенности сюжетообразующих конфликтов, «проблемные» герои в прозе и драматургии конца 1850-х – начала 1870-х гг.
«Ася», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети» И. С. Тургенева; «Обломов», «Обрыв» И. А. Гончарова; «Что делать?» Н. Г. Чернышевского; «Идиот», «Бесы» Ф. М. Достоевского; «Доходное место», «На всякого мудреца довольно простоты», «Лес» А. Н. Островского. Экзаменующийся может построить ответ на нескольких выбранных им произведениях (не менее трех авторов).
15. Проза Л.Н. Толстого 1850-х – начала 1860-х гг.
«Мелочность» и «генерализация» как взаимосвязанные принципы повествования. Проблема «остранения». «Бесфабульность» и особенности композиции. «Текучесть» личности. Индивидуальное и «общечеловеческое» в герое «автобиографической» трилогии и других персонажах молодого Толстого. Мысль семейная. Отношение к войне: пацифизм и патриотизм («Севастополь в мае»). Проблема социального критицизма; философско-моралистические обобщения, искусство, жизнь «мира» («Люцерн»). Значение ранней прозы Толстого для книги «Война и мир».
16. Поэтика книги «Война и мир». Социальные группы в романе.
Жанровые традиции и их отрицание и переосмысление (военно-исторический нарратив, философский трактат, семейная хроника, мемуаристика, исторический и авантюрный роман). Особенности сюжетосложения. Позиция «всезнающего» автора в повествовании и историософских «отступлениях» и ее отражение в стиле. Семантика эпилога.

Семья и род, «социальные группы» (полк, штаб армии, петербургский свет, мир дворянской Москвы, масонство, Богучарово), нация (народ) и мiр в «Войне и мире». Патриотизм и принадлежность человечеству персонажей Толстого. Проблема истории и роли личности в истории. Смысл заглавия книги.
17. Сюжет и композиция романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина».
«Мысль семейная» и ее отражение в основных сюжетных линиях и «фоновых» эпизодах. Проблемы семьи и проблемы пореформенной России. Переосмысление традиций английской и французской «семейной» романистики, полемика с радикальными и либеральными трактовками «женского вопроса» как сюжетообразующие факторы.
18. Быт и бытие в «Анне Карениной» Л.Н. Толстого. Система персонажей в романе.
Конкретность (узнаваемость) описаний и система символических мотивов. Пространственные оппозиции (Москва – Петербург – поместья в провинции – заграница) и их внутренняя дифференциация (имения Лёвина и Вронского; Италия – Германия). Временная организация текста. Значение Восьмой части для художественной структуры романа и позднейших поисков писателя.

Обрисовка индивидуальных человеческих характеров. Родственные, семейные, дружеские, любовные, социальные связи и их роль в организации сюжета. Значение эпизодических персонажей (Кознышев, княгиня Лидия Ивановна, художник Михайлов, Весловский, Бетси Тверская и др.).
19. Проза и драматургия Л.Н. Толстого 1880-х – 1900-х гг.
Толстовская критика культуры (государства, юридических институций, церкви, революционной борьбы, семейно-брачных отношений, современного искусства и др.) и «непротивление злу насилием». Темы смерти и «ухода», их связь, внутренняя вариативность, антитетичность. («Смерть Ивана Ильича», «Отец Сергий», «Живой труп», «Фальшивый купон»). Любовь в понимании позднего Толстого («Крейцерова соната»). Проблема свободы и достоинства личности («Живой труп», «Хаджи-Мурат»). Новое и неизменное в поэтике позднего Толстого. Экзаменующийся может построить ответ на нескольких выбранных им произведениях (не менее трех).
20. Проза А.П. Чехова.
Эволюция и единство повествовательных принципов. Жанровые приоритеты и «пестрота» чеховского мира. Природа и социум. Предметный мир, изображение личности, проблема «убеждений» персонажей. Роль «случайных» деталей и сюжетных ходов. Трагизм, абсурд и лирическое начало. Нарушения коммуникации и попытки ее восстановления. Открытые финалы. Переосмысление опыта русской классики. На материале не менее пяти рассказов по выбору экзаменующегося.
21. Поэтика пьесы А.П. Чехова «Чайка».
Авторское определение жанра. Ансамбль персонажей и отказ от фигуры «главного героя». «Литературность», пародийность и «метатеатральность». Сюжет, подтекст, символика, лиризм. Развитие поэтики «Чайки» в позднейших пьесах Чехова и драматургии ХХ в.

22. Проза И.А. Бунина.

«Антоновские яблоки», «Легкое дыхание», «Чистый понедельник». Тема утраченного времени в произведениях писателя. Особенности авторской позиции. «Зримый», «звучащий» и «осязаемый» мир – особенности бунинского стиля. Диалог с модернизмом в произведениях Бунина. Символические мотивы. На материале не менее трех рассказов (перечисленных выше или иных) – по выбору экзаменующегося.

23. Символистский роман.

«Мелкий бес» Ф. К. Сологуба и/или «Петербург» Андрея Белого (по выбору экзаменующегося). Диалог с русской литературой XIX в. в романе. Соединение мифологизма и актуальной социально-политическая проблематики. Переосмысление национальной (и/или общеевропейской) истории и литературной традиции. Изображение личности и общества. Этическая проблематика. Особенности повествования: стилизация, цитатность, пародийные элементы.

24. «Лирическая трилогия» А. А. Блока.

Тема пути в лирике Ал. Блока. Меняющиеся лики Поэта и Прекрасной дамы. Меняющийся мир (поэтика пространства): Россия и Петербург. Вечное, прошлое, современность и предчувствия будущего. Ответ строится на материале не менее чем пяти стихотворений Блока, характеризующих три периода его творчества.

25. Поэзия русского модернизма (1890 – 1910-е гг.).

Основные направления, их эстетические принципы и ключевые фигуры. Характеристика художественной системы (тематика; жанры; связь с национальной и европейской литературной традицией; образ лирического «я»; стиль; стиховые новации) одного из поэтов-модернистов (В. Я. Брюсов, Андрей Белый, М. А. Кузмин, Н. С. Гумилев, Велимир Хлебников, «ранние» Анна Ахматова, О. Э. Мандельштам, В. В. Маяковский – по выбору экзаменующегося).

26. Поэма А. А. Блока «Двенадцать».

Политические реалии и символический план. Связь с «лирической трилогией». Сюжет, система персонажей, лейтмотивы. Образ Христа и трактовки финала поэмы. Особенности композиции, полиметрия, стилистические новации.

27. Роман Е. И. Замятина «Мы».

Жанр, сюжет, изображение «материального мира». Смыслообразующие антитезы: государство – революция, масса – личность, рабство – свобода, секс и участие в размножении «нас» – любовь, утилитарность – искусство. Трансформации героя и трансформации романного текста. Особенности языка.

28. Русская проза 1920-х гг.

Основные тенденции: открытие «нового мира» и «нового человека»; трансформация повествовательной речи (сказ, орнаментальность, пародия); переосмысление литературной традиции. Характеристика художественной системы (тематика, сюжетосложение, отношение к человеку и его изображение, речь автора и речь персонажей, их соотнесенность) одного из прозаиков: И. Э. Бабель («Конармия»), М. М. Зощенко (не менее трех рассказов), А. П. Платонов («Котлован»), И. Ильф и Е. Петров («Золотой теленок») – по выбору экзаменующегося.

29. Поэзия О. Э. Мандельштама.

«Тоска по мировой культуре» и «чужой речи». Поэзия как «суд над поэзией». Поэтика ассоциаций: контекст, подтекст, автореминисценции, «опущенные» звенья. Особенности «гражданской лирики» и ее интерпретации. На материале не менее пяти стихотворений, относящихся к разным этапам эволюции поэтической системыпо выбору экзаменующегося.

30. «Реквием» Анны Ахматовой.

Политические реалии и сюжет «Реквиема». Особенности композиции. Ключевые мотивы поэзии Ахматовой и их претворение в цикле. Функция подтекста в цикле.

31. Роман В. В. Набокова «Дар» как книга о России и как книга о творчестве.

Писатели – герои «Дара» и входящих в него текстов. Автометаописательность романа. Связь с русской классикой XIX в. и освоение опыта модернизма. Герой и автор. Отношение к России; оппозиции «Россия — СССР» и «Россия — Европа». «Дар» в контексте «ностальгической литературы» первой русской эмиграции.

32. Большой город у М. А. Булгакова.

Город как сакральное место и как место проклятое в романе «Мастер и Маргарита». Фантастичность и достоверность урбанистики Булгакова.

33. Повесть Ю. К. Олеши «Зависть».

Система персонажей повести. Особенности авторской позиции. Функция метафоры и других тропов в повести.

34. История и «безвременщина» в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго».

Осмысление событий русской истории ХХ в. и всемирной истории героями и автором романа. История и христианство. История и творчество. История и свобода.

35. История и «Стихотворения…» героя в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго».

Переклички и расхождения прозаических и поэтической частей романа. Композиция и лейтмотивы «Стихотворений…». Эпилог и последнее из занесенных в тетрадь стихотворений Живаго.

36. Проблематика и поэтика рассказов А. И. Солженицына конца 1950-х – начала 1960-х гг.

«Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор», «Случай на станции Кочетовка» - по выбору экзаменующегося. История России ХХ века в зеркале прозы Солженицына. Автор и его герои. Сюжет и композиция. Символические мотивы. «Языковое расширение» и восстановление литературной традиции.

37. Поэзия И. А. Бродского.

Эволюция поэтики Бродского. Бродский и Ахматова, Бродский и «серебряный век». Бродский и англоязычная поэзия. История и современность в поэзии Бродского. На материале не менее пяти стихотворений.

38. Русская проза 1960-х – 1980-х гг.

Разбор одного рассказа из списка литературы (В. П. Аксёнов, В. М, Шукшин, Ю. П. Казаков, В. Г. Распутин, С.Д. Довлатов). Тема, сюжет и фабула, функция юмора, особенности изображения советской действительности в выбранном рассказе.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Поэзии, назначения и судьбы поэта («Памятник», «Лебедь»). Природа и предметный мир в поэзии Державина. Особенности поздней лирики Державина («Евгению. Жизнь Званская») icon«Поэт-самохвал: «Памятник» Державина и статус поэта в России XVIII века»
Державина, стала поэзия Горация: «Памятник» является парафразой знаменитой оды «Exegi monumentum aere perennius». Впоследствии стихотворение...

Поэзии, назначения и судьбы поэта («Памятник», «Лебедь»). Природа и предметный мир в поэзии Державина. Особенности поздней лирики Державина («Евгению. Жизнь Званская») iconСтилистические особенности «лёгкой поэзии» начала XIX века на примере лирики К. Н. Батюшкова
Целью работы является выявление и исследование стилистических особенностей классической «лёгкой поэзии» в русской литературе на примере...

Поэзии, назначения и судьбы поэта («Памятник», «Лебедь»). Природа и предметный мир в поэзии Державина. Особенности поздней лирики Державина («Евгению. Жизнь Званская») iconДержавина Номинация «Химия»
Межрегиональная многопрофильная олимпиада школьников Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина

Поэзии, назначения и судьбы поэта («Памятник», «Лебедь»). Природа и предметный мир в поэзии Державина. Особенности поздней лирики Державина («Евгению. Жизнь Званская») iconКонспект урока литературы в 8 классе Анализ стихотворения Г. Р. Державина
Цели: образовательная: выявить особенности державинской лирики путём совместного поиска; поанализировать стихотворение, опираясь...

Поэзии, назначения и судьбы поэта («Памятник», «Лебедь»). Природа и предметный мир в поэзии Державина. Особенности поздней лирики Державина («Евгению. Жизнь Званская») iconС какой целью автор поэмы «Василий Тёркин» постоянно подчёркивает «обыкновенность» своего героя?
Черты классицизма в поэзии М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина (творчество одного из поэтов по выбору экзаменуемого)

Поэзии, назначения и судьбы поэта («Памятник», «Лебедь»). Природа и предметный мир в поэзии Державина. Особенности поздней лирики Державина («Евгению. Жизнь Званская») iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Актуальные проблемы рекламной деятельности: теория и практика : сб науч тр. / отв ред. А. В. Прохоров; м-во обр и науки рф, г оувпо...

Поэзии, назначения и судьбы поэта («Памятник», «Лебедь»). Природа и предметный мир в поэзии Державина. Особенности поздней лирики Державина («Евгению. Жизнь Званская») iconГ. Р. Державин. Слово о поэте. Новаторство Державина-поэта
Цель урока: знакомство с биографией поэта,с основными этапами его творческого пути сравнительный анализ оды «Фелица»

Поэзии, назначения и судьбы поэта («Памятник», «Лебедь»). Природа и предметный мир в поэзии Державина. Особенности поздней лирики Державина («Евгению. Жизнь Званская») iconТворчество О. Э. Мандельштама представляет собой редкий пример единства...
О. Мандельштам действительно заслужил право «говорить за всех». Его творчество интересно как свидетельство очевидца событий, до конца,...

Поэзии, назначения и судьбы поэта («Памятник», «Лебедь»). Природа и предметный мир в поэзии Державина. Особенности поздней лирики Державина («Евгению. Жизнь Званская») iconТрансформация пространственной организации лирики Леонида Губанова
Губанов (1946-1983) – один из лидеров поэзии русского культурного андеграунда 60-70х годов XX века. Сложная судьба поэта, его непечатность...

Поэзии, назначения и судьбы поэта («Памятник», «Лебедь»). Природа и предметный мир в поэзии Державина. Особенности поздней лирики Державина («Евгению. Жизнь Званская») iconЧас поэзии. Лирика Н. Рубцова и стихотворения армянских поэтов
Цель: обучение выразительному чтению, формирование навыков комментирования произведений поэтов, выявление основных мотивов лирики...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную