Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины






Скачать 297.45 Kb.
НазваниеГоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины
страница1/2
Дата публикации19.02.2017
Размер297.45 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
l.120-bal.ru > Литература > Учебно-методический комплекс
  1   2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ГОУВПО МГГУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

ДН(М).Ф.13 ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА И КУЛЬТУРА
Основная образовательная программа подготовки бакалавра

по профессионально-образовательной программе направлений
050300 Филологическое образование

(код и наименование направления/ний)

Утверждено на заседании кафедры

русского языка, литературы и

методики их преподавания

факультета филологии, журналистики и

межкультурных коммуникаций

(протокол № 6 от 27.01.2011 г.)
Зав. кафедрой

______________________________
Структура учебно-методического комплекса
РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
Структура программы учебной дисциплины
1.1 Автор программы: кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания ГОУВПО МГГУ Наумлюк М.В.
1.2 Рецензенты: кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания ГОУВПО МГГУ Пожидаева О.В.;

кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и филологии МГИ Музычук Н.А.
1.3 Пояснительная записка:

Зарубежная литература и культура 20 века и новейшего времени.
Цели курса: сформировать у студентов систему ориентирующих знаний о литературе и культуре Европы Америки 20-21 веков нашей эры.

Задачи:

Научить студентов методам исследования мирового литературного процесса.

Дать представление о литературном развитии Европы и США в контексте культуры, о высших достижениях зарубежной литературы и культуры.

Обучить студентов основам анализа произведений европейских и американских писателей конца 19-начала 20 века и новейшего времени.

Сформировать у студента компетентностный подход к пониманию историко-литературных и культурных процессов рассматриваемого периода.

Расширить формы и способы самостоятельной работы.

Основные понятия:

Декаданс, реализм, символизм, натурализм, импрессионизм, эстетизм, драма-дискуссия, интеллектуальная драма, неоромантизм, позитивизм, роман-поток, модернизм, поток сознания, фрейдизм, экспрессионизм, сюрреализм, экзистенциализм, роман-миф, философский интеллектуальный роман, архетип, дискурс, деконструктивизм, постмодернизм, маргинальность, интертекстуальность, структурализм.

Умения и навыки:

Уметь рассматривать литературный процесс в культурном контексте эпохи; понимать национальную специфику каждой из изучаемых литератур и культуры; уметь анализировать произведения, относящиеся к разным жанрам, знать биографии крупнейших писателей и художников, уметь пользоваться критической литературой и интернет-ресурсами, грамотно выстраивать самостоятельные сообщения на практическом занятии, в том числе и с использованием компьютерной презентации, выступать с докладами на конференции, умение создавать портфолио, приобрести навыки реферирования и конспектирования критической литературы, при анализе произведений использовать умения и навыки, полученные при изучении университетских курсов иностранных языков.
1.4 Извлечение из ГОС ВПО.

Литература и культура Древнего Египта. Библия о первоначалах бытия, о сущности человека, о смысле отношения человека с Богом. Литература и культура Древней Греции, ее мифологическое основание. Историческая и мифологическая основа поэм Гомера "Илиада" и "Одиссея". Античная лирика, драма, комедия. Древнеримская литература. Театр, поэзия, художественная проза доклассического периода. Новый завет и начало христианской литературы Запада. Литература и культура Средних веков и эпохи Возрождения. Литература зрелого средневековья Предвозрождение. Эпоха Возрождения. Ренессанс как стиль эпохи Возрождения. "ХУП век" как самостоятельный этап в развитии западноевропейских литератур. Барокко, его социально-исторические корни, мировоззренческая основа и соотношение с ренессансом. Эпоха Просвещения: основные этапы просветительского движения и художественные направления эпохи. Романтизм и его крупнейшие представители. Зарубежная литература и культура Х1Х века. Зарубежная литература и культура ХХ века.
1.5 Объём дисциплины и виды учебной работы:

№ п/п

Шифр и наименование направления

Курс

Семестр

Трудоём-кость

Всего

аудит.

ЛК

ПР

Сам. работа

Вид итогового контроля (форма отчетности)

1.

050300 «Филологическое образование»

2

4

63

36

20

16

27

экзамен


1.6 Содержание дисциплины.

1.6.1. Разделы дисциплины в часах. Примерное распределение учебного времени:


№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего аудит.

ЛК

ПР

Сам. работа

1.

Рубеж веков и декаданс. Культура и литература рубежа 19-20 века.

2

2

-




2.

Французский и английский натурализм.

4

2

2




3.

Символизм в поэзии и драматургии

4

2

2




4.

Эстетизм

2

2

-




5.

Неоромантизм

4

2

2




6.


Основные тенденции в развитии литературы и искусства20 века.

6

4

2




7.

Мировая литература и культура первой половины 20 столетия

4

2

2




8.

Мировая литература и искусство второй половины20 века.

4

2

2




9.

Литература и культура рубежа 20-21 века.

4

2

2




10.

Литература и культура рубежа 20-21 века.

4

2

2







Итого

36

20

16

27



1.6.2 Содержание разделов дисциплины.

1.Рубеж веков и декаданс. Литература и культура рубежа 19-20 веков.

Хронологические границы периода. Кризис западно-европейского сознания. Философские основы декаданса и модернизма (Шопенгауэр, Ницше, Бергсон, Фрейд). Характеристика основных литературных направлений. Направления и течения изобразительного искусства, импрессионизм, зарождение кинематографа.

2.Французский и английский натурализм.

Социокультурная ситуация во Франции и Англии на рубеже веков. Философские и литературные истоки натурализма. Позитивизм. Концепция «трёх факторов» И.Тэна. Творчество Гонкуров, Золя, Мопассана. Кризис викторианства. Особенности натурализма в Англии. Творчество Элиот, Гарди.

3.Символизм в поэзии и драматургии.

Генезис и эстетика французского символизма. Понятие символа. «Манифест символизма» Мореаса. Символизм во французской поэзии (Верлен, Рембо, Малларме). Символистская драматургия Метерлинка. Символизм в живописи.

4.Эстетизм.

Эстетические воззрения Рёскина и Пейтера. Поэты и художники -прерафаэлиты.Творчество Уайльда.

5.Неоромантизм.

Специфика английского неоромантизма. Жанровое своеобразие произведений Киплинга, Уэллса, Стивенсона, Конрада, Честертона, Конан-Дойла.

6.Основные тенденции в развитии литературы и искусства 20 столетия.

Меняющаяся картина мира, катаклизмы эпохи. Конфликт человек – природа – цивилизация. Литература в контексте культуры и цивилизации. Становление нового художественного мышления и нового художественного языка. Проблемы судеб культуры в XX веке (Бергсон, Шпенглер, Ортега-и-Гассет, Ясперс, Швейцер).

Литература и научно-технический прогресс. Проблема личности в XX столетии (Фрейд, Юнг). Модернизм. Сюрреализм.

7.Мировая литература и культура первой половины 20 столетия.

Английская литература начала XX века. Д.Г. Лоуренс – создатель «романа-мифа».

Основные тенденции в развитии английской литературы XX века. Поэзия (Элиот, «окопные поэты»), литература «потерянного поколения» (Олдингтон «Смерть героя»).

Роман «потока сознания» и роман-миф. Джойс «Улисс».

Понятие модернизма. Мифотворчество Джойса. Раннее творчество Джойса

IY. Литературная критика и художественный эксперимент В. Вулф.

«Миссис Деллоуэй».

Английская проза предвоенного времени.

Традиции и эксперимент в английской литературе. Творчество Моэма. Проблематика. Своеобразие метода. Новеллистика. Романы «Луна и грош», «Театр», «На острие». Г Грин и традиции романа – мифа. Религиозные тенденции творчества Грина, нравственная и социально-философская проблематика романов «Сила и слава», «Комедианты», «Тихий американец»

Национальные и общечеловеческие тенденции в литературном движении Франции. Дадаизм. Философские основы сюрреализма. Андре Бретон. Манифесты сюрреализма. Аполлинер. Арагон, Элюар, Деснос, Сен-Жон Перс и др. Антивоенный роман.

Субъективная эпопея Марселя Пруста «В поисках утраченного времени».

Поток сознания». Своеобразие психологизма (проблема памяти). Импрессионизм художественного видения. Творчество А. Жида. Творчество Ф. Мориака.

Религиозные и этические основания творчества Мориака. Концепция этики, XIII. Литература французских писателей – экзистенциалистов: Сартра, Камю, С. де Бовуар.

8. Мировая литература и искусство второй половины20 века.

Тенденции литературного движения послевоенного времени. «Сердитые молодые люди» и их протест против буржуазного уклада общества. Манифест «сердитых» драма Осборна «Оглянись во гневе».

Романистика Брэйна, Уэйна.

YII. Английский философский роман (Голдинг, Берджесс, Мердок, Фаулз).

Роман – трагическая аллегория в творчестве Голдинга («Повелитель мух», «Шпиль», «Зримая тьма»). Социально-философские проблемы в романе Берджесса «Заводной апельсин».

Философия экзистенциализма в романах Мёрдок («Под сетью», «Чёрный принц»). Поэтика постмодернизма в творчестве Фаулза («Женщина французского лейтенанта», «Коллекционер», «Мантисса» и др.).

XXII. Антивоенная тема в литературе Германии.

Литература «потерянного поколения» и антифашистская. Творчество А. Зегерс, Г. Фаллады, Г. Грасса и др.

Литература Германии конца XX века.

Основные тенденции. Творчество В. Кёппена, Г. Бёлля, К. Вольф, Г. Грасса и др.

Французский антироман (Роб – Грийе, Соллерс, Саррот»).

Философия Барта и теория «Смерти романа».

Литература Франции 70-80-х годов XX века. (Турнье, Бютор, Дюрас, Саган).

Социальные и антивоенные темы в драматургии А. Миллера («Все мои сыновья», «Смерть коммивояжера»). Театр абсурда, европейские традиции и тема Американской Мечты в творчестве Э. Олби («Что случилось в зоопарке», «Смерть Беси Смит», «Кто боится Вирджинии Вулф» и др.).

Современная драма США (Инж, Чаевски, Шепард и др.)

Литература американских битников и молодёжное движение 60-х годов 20 века.

Д. Сэлинджер («Над пропастью во ржи»), К. Кизи («Пролетая над гнездом кукушки»), Д. Керуак («На дороге»), У. Берроуз («Голый завтрак»). Поэзия битников (А. Гинзберг, Л. Ферлингетти).

Американские романисты послевоенной эпохи.

9.Литература и культура рубежа 20-21 века.

Основные тенденции в развитии английской литературы конца XX – начала XXI века. Постмодернизм.

Теория постмодернизма. Творчество Барнса, Акройда, Стоппарда, Макьюэна, Байетт, Свифта,Уэлша, Пинтера.

Постмодернизм в теоретических работах Р. Барта, Ю. Кристевой, Ж. Деррида. Философия Ж. Бодрийяра. Романистика Бегбедера и Уэльбека.

Литература американского постмодернизма.

Творчество Т. Пинчона, Д. Донливи, Д. Барта, Д. Делилло, Каннингема.

Понятие многокультурности в современной американской литературе.

Творчество афро-американцев, китайцев, латинос, индейцев и индийцев.
1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.

№ п/п

Наименование раздела дисциплины. Тема

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Живопись сюрреализма

Рефераты, презентации

4

Защита рефератов, демонстр. презентаций.

2

Битничество в американской культуре 20 века

Рефераты, эссе.

4

Защита рефератов

3

Импрессионизм и постимпрессионизм в культуре Франции

Рефераты, доклады, контр. работа. Создание портфолио.

4

Защита рефератов, проверка контрольных работ

4

Синтез искусств (зарубежный кинематограф и его литературная основа)

Доклады, рефераты, презентации.

8

Защита рефератов

5

Драматургия и театр абсурда




7

Эссе, рефераты




ВСЕГО:




27





1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.

Тематика практических занятий

по курсу «Зарубежная литература и культура XX века и новейшего времени».

ЗАНЯТИЕ 1.

Практическое занятие № 1.

Натурализм как творческий метод в литературе Франции рубежа 19-20 века. Золя. Гонкуры.

1.Понятие натурализма.

2.Замысел цикла «Ругон – Маккары».

3.Характеристика романов Золя, избранных студентами для чтения, через реалии натуралистической эстетики.

4.Своеобразие творческого метода Э. и Ж. Гонкуров. Анализ одного из романов.

5.Импрессионистский образ. Его характеристика в романах Золя и Гонкуров.
Литература.

Э. Золя – романы по выбору студентов из цикла «Ругон – Маккары».

Ж. и Э. Гонкуры – романы по выбору.

История французской литературы.- М., 1946-1995.

Андреев Л.Г. и др. «История французской литературы». М., 1997.

Андреев Л.Г. Импрессионизм. М., 1980.

Кучборская Е.П. Реализм Э. Золя, МГУ, 1983.
Практическое занятие № 2.

Символистская драма Метерлинка.

1.Понятие символизма.

2.Своеобрзие идейного содержания и конфликта одноактных драм Метерлинка.

3.»Синяя птица».
Литература.

Метерлинк «Слепые», «Непрошенная», «Синяя птица».

Обломиевский Д.Д.Французский символизм.- М. 1973
Практическое занятие № 3.

«Портрет Дориана Грея» О. Уайльда и программа английского эстетизма.

1.Влияние Д. Рескина и У. Пейтера на формирование эстетических взглядов О. Уайльда.

2.Предисловие к роману – творческое кредо О. Уайльда в форме парадокса.

3.Идейные споры героев о взаимоотношениях Красоты, Искусства, Жизни, Морали.

4.Тема двойничества в романе.

5.Поэтика, язык и стиль романа.

6.«Портрет Дориана Грея» в контексте предшествующих культур (античности, Возрождения).
Литература.

О. Уайльд. «Портрет Дориана Грея».

Урнов М.В. Вехи традиции в английской литературе. М., 1986.
Практическое занятие № 4.

Неоромантизм в английской и американской литературе.

1.Понятие неоромантизма.

2.Своеобразие индивидуального творческого метода:

Р. Киплинга, Д. Конрада, Р. Стивенсона, А. Конан –Дойла, Д. Лондона.

Предполагается форма занятия – конференции, в ходе которого студенты делают доклады по творчеству названных писателей и обсуждают их произведения.
Литература.

Киплинг Р. Баллады. Новеллы.

Конрад Д. Новеллы.

Стивенсон Р. Романы по выбору.

Конан – Дойл. Рассказы о Ш. Холмсе.

Д. Лондон. Северные рассказы.

Дополнительная литература:

Жантиева Д.Г. Английский роман XX века. М., 1965.

Карр Дж. Жизнь сэра Артура Конан – Дойла, М., 1989.

Урнов М.В. Вехи традиции в английской литературе. М., 1986.
Практическое занятие № 5.

Жанр романа-антиутопии в английской литературе 20 века.

1.Жанровые характеристики романа-антиутопии.

Философско-социальный смысл жанра.

Герой и мир в изображении Оруэлла и Хаксли.

Система художественных средств, свойственная данному жанру. (Сатира, гротеск, чёрный юмор и т.д.).
Литература:

Оруэлл Дж. «1984» и эссе разных лет.-М., 1989.

Хаксли О. «О`дивный новый мир».-ИЛ., 1989, № 6.
Самостоятельная работа:

Сообщения на темы «Жизнь и творчество Дж. Оруэлла», «Жизнь и творчество О.Хаксли».
Практическое занятие № 6.

«Коллекционер» Дж. Фаулза и понятие постмодернизма.

1.Проблематика романа.

2.Интертекст. Предшествующие литературные модели, определяющие построение сюжета.

3.«Маленький человек» в 20 столетии. Понятие фрейдистского характера.

Творцы и коллекционеры – психология человеческих отношений.

Концепция бытия, смысл искусства в понимании Фаулза.
Литература:

Фаулз Д. «Коллекционер».

Андреев Л.Г. (ред.) Зарубежная литература 20 в. М., 2000.

Тимофеев В.Уроки Джона Фаулза. Спб., 2003.
Самостоятельная работа:

Доклады по роману Набокова В. «Лолита»,

по повести Ф.М. Достоевского «Кроткая», Бёрджесса «Заводной апельсин».

Практическое занятие № 7.

Маргинальная литература.

1.Творчество П. Коэльо, Х. Мураками.

2.Занятие основывается на докладах студентов и последующей дискуссии.
Литература:

Коэльо П. «Алхимик», Х. Мураками «Дэнс, дэнс, дэнс…».

Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996 г.

Западное литературоведение XX века. Энциклопедия. – М., 2004 г.

Практическое занятие № 8.

Занятие итоговое, в виде конференции или семинара по темам и проблемам мировой литературы по выбору студентов.
1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1.8.1 Рекомендуемая литература.
СПИСОК ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ

ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ:

Э. Золя – романы по выбору студентов из цикла «Ругон – Маккары».

Ж. и Э. Гонкуры – романы по выбору.

О. Уайльд. «Портрет Дориана Грея», сказки, драматургия по выбору студента.

М. Метерлинк «Слепые», «Непрошенная», «Синяя птица».

Киплинг Р. Баллады. Новеллы.

Конрад Д. Новеллы.

Стивенсон Р. Романы по выбору.

Конан – Дойл. Рассказы о Ш. Холмсе.

Д. Лондон. Северные рассказы.

Оруэлл Дж. «1984» и эссе разных лет. -М., 1989.

Хаксли О. «О`дивный новый мир».-ИЛ., 1989, № 6.

Фаулз Д. «Коллекционер».

Коэльо П. «Алхимик», Х. Мураками «Дэнс, дэнс, дэнс…».

У. Голдинг «Повелитель мух».

Э. Бёрджесс «Заводной апельсин».

М. Кундера «Шутка», «Невыносимая лёгкость бытия».

ОСНОВНАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы.- М., 2008.

Зарубежная литература средних веков: хрестоматия/ сост. Б.И. Пуришев, предисл. В.А. Лукова.- 3 изд.- М.: Альянс,2012.-816с.

Зарубежная литература. Эпоха Возрождения: хрестоматия/ сост. Б.И. Пуришев, предисл. В.А. Лукова.- 3 изд.- М.: Альянс,2011.-638 с.

Зарубежная литература XX века. Практические занятия / под ред. И.В. Кабановой. – М.: Флинта: Наука, 2009.-472с.

Зарубежная литература конца 19 – начала 20 века (ред. Толмачёв)- М., 2003 г.

Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров западноевропейской литературы XX века. М., 1986.

Ивашева В.В. Век нынешний и век минувший. М., 1990.

Засурский Я.Н. Американская литература XX века. М., 1984.

Уваров Ю.П. Современный французский роман в 60-80 гг. М., 1985.

Затонский Д. Австрийская литература в XX столетии. М., 1985.

Французская литература. 1945-1990. – М., 1995.

Дудова Л.А., Михальская Н.П., Трыков В.П.

Модернизм: учебное пособие. – М., 1998.

Соловьёва Н.А. Английская драма за четверть века. М., 1982.

Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. –

М., 1996.

Андреев Л.Г., Карельский Д.В., Павлова Н.С. и др.

Зарубежная литература XX века, М., 2000.

Андреев Л.Г., Косиков Г.К. и др.

Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000-2000. М., 2001.

Поскольку речь идёт о живом литературном процессе, темы практических занятий и докладов, художественные произведения для самостоятельной работы могут варьироваться по желанию преподавателя и студентов.

Зарубежная литература XX века под ред. Толмачёва В.М. М., 2003 г.
ОСНОВНАЯ КРИТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Андреев Л.Г. Импрессионизм. М., 1980.

Кучборская Е.П. Реализм Э. Золя, МГУ, 1983.

Обломиевский Д.Д.Французский символизм.- М. 1973

Урнов М.В. Вехи традиции в английской литературе. М., 1986.

Урнов М.В. Вехи традиции в английской литературе. М., 1986.

Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996 г.

Западное литературоведение XX века. Энциклопедия. – М., 2004 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Бахтин М.М. Литературно критические статьи.- М., 1986.

Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000 – 2000.- под ред. Андреева Л.Г.-М.,2001.

Зарубежная эстетика и теория литературы.- под ред. Косикова.- М., 1987.
1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины.
1.9.1 Перечень используемых технических средств:

Мультимедийный проектор, TV с видеоприставкой, ноутбук.

1.9.2 Перечень используемых пособий:

История зарубежной литературы. Программы дисциплин предметной подготовки по специальности «Филология». -МПГУ,2002.

Интернет – ресурсы: www.miclibrary.ru;

http://www.philology.ru/literature3.htm

1.9.3 Перечень видео- и аудиоматериалов, программного обеспечения:

Художественные альбомы живописи 20 столетия. Видеофильмы учебные по художественной культуре этого периода.

Экранизации литературных произведений.

1.10 Примерные зачётные тестовые задания.

1.Вводный контроль.

1.Объясните понятие «натурализм».

2.Кого называют декадентами?

3.Назовите имена художников – импрессионистов.

4.Кто автор романа «Над пропастью во ржи»?

5. Назовите имена пяти современных зарубежных писателей.

2.Рубежный контроль.

Тесты по истории зарубежной литературы конца 19 - начала 20 века.
ТЕСТ 1.
1. Дайте характеристику понятия «декаданс».

2. Кто из перечисленных ниже авторов разработал теорию натурализма?
а) Мопассан б) Шоу в) Золя г) Уайльд д) Гонкуры
3. Из какого произведения (назовите книгу, автора) взяты следующие афоризмы:
«Нет книг нравственных или безнравственных. Есть книги хорошо написанные или написанные плохо. Вот и всё».
«Всякое искусство совершенно бесполезно».
4. Определите, какому литературному направлению свойственны следующие черты:
Экзотическое место действия,

неординарный герой;
натурализм

наследственность, эстетизм

физиологизм в описании; символизм

неоромантизм
подтекст, общение с

«таинственной сферой духов»
5. В «новой драме» Ибсен соединяет образы – символы с натуралистическим анализом психологии, поведения героя. Приведите примеры данного синтеза.
6. О каком герое сказано следующее (назовите автора, произведение, имя героя):
«Этот юноша в самом деле был удивительно красив. В нём чувствовалась искренность и чистота юности, её целомудренная пылкость. Легко было поверить, что жизнь ещё ничем не загрязнила этой молодой души».

7. Поясните, что означает, по Ницше, «дионисийское» и «аполлоновское» начало в творчестве.
8. Назовите пять романов (из двадцати), входящих в цикл Золя «Ругон – Маккары».
9. Назовите три произведения и их авторов, в которых обсуждается тема художественного творчества.
10. В каком произведении автор освобождает «души вещей» от их телесной оболочки?

К.ф.н., доцент кафедры литературы (Наумлюк М.В.)
Ключ к тесту № 1.
Максимальное количество баллов – 30.

1. Перевод с французского – упадок; понятие «декаданса» относится к настроению и мироощущению на рубеже 19-20 века. В это понятие входит переживание трагичности жизни, безнадёжности, проявление индивидуализма. Однако, этот исторический период связан с расцветом литературы и искусства.

5 баллов
2. в. Золя 1 балл
3. О. Уайльд «Портрет Дориана Грея» 1 балл
4. Определите, какому литературному направлению свойственны следующие черты:
Экзотическое место действия,

неординарный герой;
натурализм

наследственность, эстетизм

физиологизм в описании; символизм

неоромантизм
подтекст, общение с

«Таинственной сферой духов»
3 балла
5. «Дикая утка» - образ хромой утки и слепнущая Хедвиг; «Приведения» - образ привидений – и умирающий Освальд, пьяница капитан Алвинг; солнце как символ будущего и натуралистическое описание смерти Освальда; «Кукольный дом» - и драма жизни Норы и Торвальда.

5 баллов
6. О. Уайльд «Портрет Дориана Грея» - Дориан Грей. 1 балл
7. Дионисийское начало – разрушительное и созидательное одновременно, стихийное, иррациональное;

аполлоновское начало – относящееся к форме, гармоническое, исчисленное.

5 баллов
8. «Жерминаль», «Творчество», «Нана», «Карьера Ругонов», «Чрево Парижа», «Дамское счастье», «Доктор Паскаль» и т.д.

5 баллов
9. О. Уайльд «Портрет Дориана Грея», Гонкуры «Актриса Фостен», Золя «Творчество», Ибсен «Привидения».

3 балла
10. Метерлинк «Синяя птица»

1 балл

ТЕСТ № 2.
1. Дайте характеристику понятию «натурализм».

2. Соедините линиями течения и направления литературы и авторов.
неоромантизм Золя

Россетти

Верлен

натурализм Стивенсон

Метерлинк

Малларме

символизм Конрад

Гонкуры

Рембо

эстетизм

3. Кому принадлежат следующие описания героев (назовите автора, произведение, героя):

А) «Часто я забирался в горы и глядел на море с вышины; в тихие дни суда почти не двигались с места, бывало, три дня кряду я видел всё тот же парус… Я стоял, укрывшись за выступ скалы, и о чём только я тогда не думал! Быть может, мне дано в этот час увидеть мозг мироздания, как кипит в нём работа! Эзоп нервничал, то и дело поднимал морду…»;

Б) «С напряжённым вниманием, а порой с каким-то противоестественным удовольствием разглядывал он уродливые складки, бороздившие морщинистый лоб и ложившиеся вокруг отяжелевшего чувственного рта».
4. Охарактеризуйте приём «дискуссии» из любой драмы Б. Шоу.
5. Кого из перечисленных персонажей можно назвать героем «ницшеанского типа» (подчеркните):

Пышка, Лейтенант Глан, Дориан Грей, Жан – Кристоф, Нана, Хедвиг, Элиза Дулитл, Гекльберри Фин.
6. Для какого драматурга характерны циклы драм – «приятные пьесы», «неприятные пьесы»; «пьесы для пуритан» (подчеркните):

Ибсен, Шоу, Гауптман, Стриндберг
7. Какое понимание красоты характеризует эстетическую концепцию Рёскина, какое – Пейтера?

А) красота иррациональна, постигается индивидуально, открывается избранным.

Б) красота связана с творческим трудом и неотделима от морали.
8. Кто из писателей открыл экзотический мир Индии и поставил проблему культурного взаимоотношения Запада и Востока?
9. Какое направление литературы характеризует следующий отрывок (автор, произведение)?

Дед: Я сижу лицом к стеклянной двери?

Дочь: Ты хорошо спал, дедушка?

Дед: Я сижу лицом к стеклянной двери?

Дочь: Да, дедушка.

Дед: Никого нет за стеклянной дверью?

Дочь: Да нет же, дедушка, я никого не вижу.

Дед: Мне показалось, там кто-то ждёт.
10. В каких произведениях (назовите книги, авторов) возникает тема северной природы?
К.ф.н., доцент кафедры литературы (Наумлюк М.В.)

КЛЮЧ К ТЕСТУ 2.

1. Литературное направление, утвердившееся в Европе и США последнюю треть 19 века и связанное со стремлением писателей соединить искусство слова с научным анализом для создания в художественном произведении объективной картины жизни, основанной на знании её основных закономерностей. Философская основа натурализма – позитивизм. Законы науки, прежде всего биологии, жестко соотносились с характеристикой общества и индивида. Понятия «детерминированности», «наследственности», «среды» - основные в изображении отношений человека и общества.

5 баллов
2. Соедините линиями течения и направления литературы и авторов.

неоромантизм Золя

Россетти

Верлен

натурализм Стивенсон

Метерлинк

Малларме

символизм Конрад

Гонкуры

Рембо

эстетизм
4 балла
3. А) Гамсун «Пан» (лейтенант Глан);

Б) Уайльд «Портрет Дориана Грея» (Дориан Грей)

2 балла
4. Дискуссия о роли мужчины и женщины в жизни современного общества. Участники дискуссии все герои. Смысл её заключается в том, что отношения мужчины и женщины строятся не на природных основаниях, а на социальных и рационалистических, причём целью отношений является отнюдь не создание семьи, а профессиональная или карьерная успешность.

5 баллов
5. 3 балла
6. Шоу

1 балл
7. А) Пейтер Б) Рескин

2 балла
8. Киплинг

1 балл
9. Символизм, Метерлинк «Одинокие».

3 балла
10. Ибсен «Пер Гюнт», «Привидения»; Гамсун «Пан», Лондон «Северные рассказы», Стриндберг «Одинокий».

4 балла

1.11 Примерный перечень вопросов к экзамену.

1.12 Комплект экзаменационных билетов (утвержденный зав. кафедрой до начала сессии). Находится на кафедре.

1.13 Примерная тематика рефератов.

1.Творчество художников импрессионистов и постимпрессионистов.

2.Цикл «Ругон – Маккары» Золя и традиции «Человеческой комедии» Бальзака.

3.Своеобразие психологизма Мопассана.

4.Жанр философского романа в творчестве А.Франса.

5.Символостская поэзия С.Малларме.

4.Синтез натурализма и символизма в драматургии Гауптмана.

5.Своеобразие драматургии Уайльда.

6.Музыкальный импрессионизм (Дебюсси, Равель ).

7. «Парижские сезоны» Дягилева.

8. «Нежный реализм» и «разгребатели грязи» в литературе США.

9.Драматургия Ибсена и «новая драма».

10.Драма-дискуссия в творчестве Шоу

11.Писатели – модернисты: Джойс, Вулф, Кафка.

12.Современный латиноамериканский роман.

13.Мультикультурализм в литературах Англии, Франции, США.

14.художественное претворение категорий пространства ив времени в современной зарубежной литературе.

15.Традиции экзистенциального романа в современной французской литературе.

16.Судьбы культуры в романистике Манна и Гессе.

Темы рефератов по литературе конца 20 века и новейшего времени предполагают не только расширительное толкование, но и углубление в творчество индивидуального писателя.
1.14 Примерная тематика курсовых работ. Нет

1.15 Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ. Нет
1.16 Методика(и) исследования. Нет

1.17 Балльно-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине. Нет
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconГоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины
Автор программы: кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания гоувпо мггу наумлюк...

Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconГоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины
Автор программы: Наумлюк М. В., кандидат филологических наук, доцент кафедры рялимп мггу

Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconГоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины
Автор программы: Наумлюк М. В., кандидат филологических наук, доцент кафедры рялимп мггу

Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconГоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины
Автор программы: к фил н., доцент кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания Пожидаева О. В

Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Авторы программы: Наумлюк М. В., кандидат филологических наук, доцент кафедры рялимп мггу

Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Авторы программы: Наумлюк М. В., кандидат филологических наук, доцент кафедры рялимп мггу

Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconМггу учебно-методический комплекс дисциплины
Автор: Выдрин В. Б., доцент кафедры социально-культурной деятельности и народного художественного творчества

Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Учет на предприятиях малого бизнеса»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «введение в специальность»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Гоувпо мггу учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную