Аспекты формирования «южного мифа» и его влияние на литературу США






НазваниеАспекты формирования «южного мифа» и его влияние на литературу США
Дата публикации07.06.2017
Размер46.4 Kb.
ТипДокументы
l.120-bal.ru > Литература > Документы
АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ «ЮЖНОГО МИФА»

И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЛИТЕРАТУРУ США

В литературе Юга США, как и в любой национальной или региональной литературе проявляются такие социокультурные явления как традиции, обычаи, мифы и стереотипы [Стрелецкий URL]. Если трактовать так называемый «южный миф» именно с социокультурной точки зрения в качестве обширного духовного представления, носителями которого являются жители южных штатов, то данное понятие будет включать в себя комплекс субъективных образов, которыми характеризуется восприятие объективной действительности южного региона [Gerster 1989: 5].

Региональный миф Юга США следует рассматривать на основе ряда формирующих его категорий, которые обусловлены историческими, экономическими и культурными факторами. В качестве базисной категории «южного мифа» можно выделить общинность сознания, проявляющуюся в высокой значимости социальных, родственных отношений и административных учреждений [Переяшкин 2010: 51-53]. К примеру, значимость судебных инстанций в жизни южной общины находит проявление в творчестве Уильяма Фолкнера: в его произведениях насчитывают двадцать пять персонажей, чья деятельность связана с судопроизводством. [McKithen 2002: 378]. В южной литературе более позднего периода эта сторона «южного мифа» находит отражение в образе главного героя романа Х. Ли «Убить Пересмешника» Аттикуса Финча.

На основе представлений об общине и мифе о «южной исключительности» был сформирован комплексный миф о южной аристократии, в который входили образы благородных кавалеров, дам и идеализированный, аркадианский образ богатой усадьбы, которая стала центром «южного мифа» [Переяшкин 2010: 85]. Данное идейное ядро «южного мифа» в IX веке отразилось в отдельном жанрово-тематическом пласте - плантаторской традиции. В ней можно выделить жанр ромэнса, использовавшего в качестве модели образец английского романа эпохи романтизма (произведения В. Скотта), в качестве мужского жанра, и «бытовую», «сентиментальную» прозу как образец женской литературы. В большинстве произведений традиции напрямую или косвенно продвигалась идея рабовладельческого Юга [McKithen URL]. Кроме того, плантаторская литература IX века в некоторой степени была ответом на нападки аболюционистов (противников рабства), и это демонстрирует, что институт рабства на Юге также являлся неотъемлемой частью «южного мифа» [История литературы США 1997: 311]. Само явление расизма в плантаторской традиции служило оправданием социального устройства Юга. Позднее, в XX веке Фолкнер в своих произведениях впервые широко открыл для последующей южной литературы идею критического анализа рабства и расизма как деструктивной части «южного мифа» и южного социального устройства [McKithen 2002: 707-709].

Также важной категорией «южного мифа» является восприятие природы. Сама колонизация южных штатов носила мифологизированный характер и была связана с укрощением дикой природы, созданием упорядоченного метафорического Эдема на земле, что также находит отражение в идиллическом образе дворянской усадьбы в плантаторских романах [Переяшкин 2004: 119]. Иную роль в формировании восприятия природы играет феномен фронтира. Опыт покорения новых диких областей породил особый пограничный фольклор, в котором большое значение отводилось юмору, как единственному средству для облегчения тяжелых условий существования в данной среде [Засурский 1997: 347-373]. Фольклор фронтира повлиял на развитие жанров «контр-пасторали» и «юго-западный юмора». Жанры тематически близки: в них присутствует резко ироническое изображение довоенного плантационного быта с точки зрения героя-трикстера, который презирает традиционные ценности. В качестве главного образца «контр-пасторали» исследователь Маккитен называет «Приключения Гекльберри Финна» Марка Твена, поскольку в данном произведении писатель наиболее ярко изобразил юмористическую фигуру трикстера, своеобразного антигероя южной литературы, противопоставленного идеалам традиционного джентльмена. [McKithen URL].

Следует отметить, что после Гражданской войны и в начале XX века писатели-южане не отказались от «южного мифа», а критически переосмыслили его в новом качестве. На данном этапе выделяются следующие важные параметры: плотная связь истории южного региона с творчеством, Юг в качестве «сакрального, «трагического», «гротескного» мифа, который приходит на смену аркадианскому в сознании писателя, обращение к этическому содержанию «южного мифа» [Переяшкин 2010: 110]. Подобным образом в своих романах о вымышленном округе Йокнапатофа Фолкнер использовал традиционное изображение южной пасторали, мифа о Старом Юге, и одновременно преобразовал имеющийся материал, чтобы решить современные художественные проблемы [McKithen URL].

В творчестве некоторых писателей начала XX века (Фолкнера, Теннесси Уильямса, Юдоры Уэлти) на фоне одновременного неприятия идейного ядра «южного мифа» и постоянного болезненного возвращения к его идеалам зачастую встречаются элементы гротеска [McKithen URL]. Но наиболее ярко гротеск проявляется в произведениях писателей более позднего периода (Карсон Маккаллерс, Флэннери О’Коннор, Труман Капоте), что характеризует еще более острое переживание исторического прошлого Юга и попытки окончательно разорвать связь с «южным мифом». В произведениях начинают использоваться экзистенциальные приемы, доминирует чувство одиночества, отчужденности от общины и природы, крушение традиционных семейных ценностей.

Таким образом, первоначально «южный миф» для писателей является материалом для создания гармонизированной картины южного мира. Но и с наступлением 20 века, который характеризуется неприятием «южного мифа», данный феномен все равно становится отправной точкой для рефлексии над прошлым региона и создания новой региональной литературы.

Список литературы

  1. История литературы США / под ред. Я.Н. Засурского, М.М. Кореневой, Е.А. Стеценко. М.: «Наследие». 1997. Т.1. 830 с.

  2. Переяшкин В.В. Литература США: южный контекст. Пятигорск: ПГЛУ. 2004. 327 с.

  3. Переяшкин В.В. Творчество американских писателей второй половины ХХ века в контексте южной литературной традиции. Дис. д-ра филол. наук. М.: МГОУ. 2010. 490 с.

  4. Стрелецкий В.Н. Культурный регионализм: сущность понятия, проблемы изучения и система индикаторов. [электронный документ] // URL: http://izd.pskgu.ru/projects/pgu/storage/prj/prj_14/prj_14_02.pdf (дата обращения: 30.01.2016).

  5. McKithen L.H. Genres of Southern Literature [электронный ресурс] // Southern Spaces. 2004. URL: http://southernspaces.org/2004/genres-southern-literature (дата обращения: 03.02.2016).

  6. Myth and Southern history / edited by P. Gerster and N. Cords. Urbana: University of Illinois Press. 1989. 190 p.

  7. The companion to southern literature: themes, genres, places, people, movements and motifs / edited by J.M. Flora and L.H. McKithen. Baton Rogue: Louisiana State University Press. 2002. 1017 p.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Аспекты формирования «южного мифа» и его влияние на литературу США iconАнгл western, букв западный жанр искусства, характерный для сша,...
Сша, включает кинематограф, телевидение, литературу, живопись и другие изобразительные искусства. Действие в вестернах в основном...

Аспекты формирования «южного мифа» и его влияние на литературу США iconЛитература: История США в 4-х тт. Под ред. Г. Н. Севостьянова. М., 1983. Т. 1
Распад биполярной системы: влияние на внешнеполитическую идеологию и практику США

Аспекты формирования «южного мифа» и его влияние на литературу США iconЛитература: История США в 4-х тт. Под ред. Г. Н. Севостьянова. М., 1983. Т. 1
Распад биполярной системы: влияние на внешнеполитическую идеологию и практику США

Аспекты формирования «южного мифа» и его влияние на литературу США iconРецензия на выпускную квалификационную работу
Рецензируемая работа посвящена исследованию образа Американского Юга до и после Гражданской войны в романе Марка Твена «Жизнь на...

Аспекты формирования «южного мифа» и его влияние на литературу США iconЛетняя школа по иудаике 2012
Творчество Рамбама и его влияние на еврейскую культуру: идеологические аспекты в комментаторской и исследовательской литературе

Аспекты формирования «южного мифа» и его влияние на литературу США iconМесто под солнцем
Америке с середины 19-го столетия и они абсолютно не зависят от уровня научного или промышленного развития этого континента. В конце...

Аспекты формирования «южного мифа» и его влияние на литературу США iconВлияние Перестройки на литературу
Во-вторых, будут рассмотрены различные аспекты русской литературной сцены, начиная с 1991 г., для того чтобы проследить неразрывность...

Аспекты формирования «южного мифа» и его влияние на литературу США iconУрок литературы в 6 классе по теме: мифы древней греции. Художественная...
Мотивация изучения мифа: обращение через проблемный вопрос к личному опыту учащихся

Аспекты формирования «южного мифа» и его влияние на литературу США icon«История мировой (зарубежной) литературы» «Литература 18 века. Литература 19 века (романтизм)»
Изучить литературу романтизма первой трети века в европейской и американской литературе, историю его возникновения, формирования...

Аспекты формирования «южного мифа» и его влияние на литературу США iconВто: история становления и правовые аспекты вступления в вто россии
Вто. Самыми сложными были переговоры с Грузией, ес и США. В декабре 2011 г. Сша и РФ заявили о применении ст. 13 Соглашения о создании...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную