«Приобщение детей к художественной литературе через активные формы взаимодействия семьи и доу в контексте фгос до»






Скачать 75.45 Kb.
Название«Приобщение детей к художественной литературе через активные формы взаимодействия семьи и доу в контексте фгос до»
Дата публикации02.09.2017
Размер75.45 Kb.
ТипДокументы
l.120-bal.ru > Литература > Документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Ковдорского района детский сад №5 «Теремок»
Научно – практическая конференция

«Состояние системы образования Ковдорского района. Приоритетные направления развития системы в 2016 – 2017 учебном году в контексте ФГОС».

Обобщение опыта работы по теме: «Приобщение детей к художественной литературе через активные формы взаимодействия семьи и ДОУ в контексте ФГОС ДО».

(в рамках проекта «Дошкольник – будущий читатель»)

Воспитатель высшей категории

Груздева Ирина Николаевна

г. Ковдор, 2016

Основные тезисы.

Постановка проблемы
В наше время в эпоху компьютеризации, электронных книг у детей упал интерес к посещению библиотек и мы, взрослые являемся проводниками в мир книги, ведь именно от взрослых зависит то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой станет случайным эпизодом в его жизни.
Основная цель
Формирование интереса у детей к художественной литературе в тесном взаимодействии с семьей.
Базовые мероприятия




Нами был создан проект «Дошкольник – будущий читатель», на основе его прошли мероприятия по совместной деятельности детского сада и семьи по приобщению к художественной литературе. Также толчком к активной записи в читатели библиотеки стало проведенное собрание – дискуссия в библиотеке о роли книги в жизни ребенка, которое провела заведующая библиотекой А.В. Блинкова.

Основной результат

Мы вышли на хорошие результаты, и постарались сохранить любовь к книгам, библиотеке, поддержание интереса к чтению художественной литературы.

«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если

чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь –

в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет божий

выползет, как будто неизвестно взявшееся плохое…»

(В.А. Сухомлинский)

В дошкольном возрасте ребенок делает первые шаги в мир книги. Что читать, как поддержать интерес к чтению. Это забота не только родителей, воспитателей и библиотекарей – это забота о будущем, сегодня это понимают на государственном уровне. Первыми проводниками в мир книги становятся родители и воспитатели. Часто ли мы задаем себе вопрос: «Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеется в его необъятной, открытой, уязвимой душе?». Именно от взрослых зависит то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном возрасте станет случайным, ничего не значащим эпизодом его жизни. Книга, как можно раньше должна войти в жизнь ребенка и сделать его мир интересным, полным необычных явлений. Все последующее знакомство будет опираться на этот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте воспитателем и семьей.

Приобщение детей к художественной литературе имеет огромное социальное значение.

  1. Открывает и объясняет ребенку жизнь общества, природы, человеческих взаимоотношений.

  2. Развивает мышление и воображение.

  3. Влияет на эмоциональную сферу ребенка.

  4. Дает прекрасные образцы литературного языка.

  5. Служит могучим действующим средством действенного, нравственного, эстетического воспитания.

  6. Оказывает большое влияние на речь, интеллект детей.

  7. В поэтических образах открывает мир чувств и взаимоотношений.

К большому сожалению сегодня, весь мир стоит перед проблемой сохранить интерес книге, чтению, как ведущей деятельности человека. Современные дети предпочитают просмотр телевизора, игры на компьютере, чтение электронных книг, меняется источник печатной информации в целом. На смену домашних библиотек – возникает другая картина – на бегу купленные детские журналы, а книги – редко. Сейчас родители жалуются, что дети перестали читать. А что же сами сделали для того, чтобы художественная литература была ребенку необходима и интересна? Из опроса детей, анкетирования родителей «Роль книги в жизни вашего ребенка» было выявлено: родители не уделяют в семье достаточного внимания по приобщению детей к художественной литературе, у 60% семей отсутствует домашняя библиотека и только 20% детей посещают центральную районную библиотеку вместе с родителями. А ведь именно семья играет ведущую роль по приобщению ребенка к художественной литературе, а задача педагогов эту проблему в контакте с семьей.

Одним из современных методов приобщения детей к художественной литературе является проектный метод, который оказывает большие возможности во взаимодействии всех участников: педагогов, родителей, детей образовательного процесса, обозначаемый словом «сотрудничество». Сотрудничают все: педагог с родителями, дети – друг с другом, с родителями. Нами был создан групповой проект: «Дошкольник – будущий читатель»

Цель: «Формирование интереса у детей к художественной литературе в тесном контакте с семьей».

Внедрение ФГОС ДО позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи, учитывая потребности родителей, способствуя формированию активной родительской позиции. Дает возможность эффективнее использовать как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с семьей.

Формы взаимодействия ДОУ и семьи при формировании у дошкольников интереса к художественной литературе.

  • информационно – аналитические

  • познавательные

  • досуговые

  • наглядно – информационные

Все эти формы были реализованы в направлениях, которые были определены в проекте по взаимодействию ДОУ с семьей.

«Читаем всей семьей»

Задачи:

  1. Приобщить родителей к книжной литературе.

  2. Расширить представления о важности чтения книг.

  3. Способствовать поддержанию семейного чтения.

  4. Привлечь родителей к совместным мероприятиям с ДОУ по приобщению детей к художественной литературе.

Одной из форм работы мы выбрали собрание на тему: «Как организовать семейное чтение?». Досуг: «В гостях у книжки».

Цель: Помочь родителям осознать ценность детского чтения, как средства образования и воспитания дошкольников, как залог их жизненной судьбы. В досуге родители принимали активное участие. Музыкальный руководитель Кузнецова Мария Валерьевна составила интересный сценарий с пожеланием родителей участвовать в досуге.

Консультации.

1. Развиваем речь детей через ознакомление с художественной литературой.

2. Мама, папа, я – читающая семья.

Консультации призваны повышать компетентность родителей, способствовать изменению их взглядов на чтение литературы.

Выставки.

«Эти забавные животные»

«Моя семья»

Беседуя с детьми о любимых питомцах, решено было совместно с родителями сделать фотовыставку, где дети помогали сочинять текст к фотографиям, а затем была небольшая книга «Любимцы» - это доставило большое удовольствие и детям и взрослым, проявились творческие способности детей. Выставка работ «Моя семья» возникла из наблюдения нами воспитателями в том, что дети часто рисуют своих домочадцев. Проведя беседу с родителями, была создана семейная выставка, где дети не только участвовали в ее оформлении, а также составляли небольшие рассказы. Эти мероприятия сближают детей, педагогов, дают большой толчок к творчеству, в придумывании своих маленьких рассказов.

Участие родителей и детей в изготовлении рукописных книг.

«Рукописные книги».

В беседе с родителями и детьми выявляем, какими интересами живет семья и определяется тематика книги. Почти все книги, сделанные руками наших родителей и детей, получали дипломы в центральной районной библиотеке.

«Поэзия с детства»

Беседуя с детьми, мы выявляем: какие стихи им читают дома. Пообщавшись с родителями детей, учат стихи и представляют их в конкурсе. Практически всегда наши дети занимают призовые места.

Следующим направлением нашего проекта являются «Книжки – малышки».

Задачи.

  1. Расширять представления о себе, как о члене коллектива.

  2. Формировать активную жизненную позицию через взаимодействие с другими детьми младших возрастных групп.

  3. Воспитывать такие качества, как доброта, забота о малышах, желание доставить им удовольствие.

  4. Приобщить к совместным мероприятиям.

Наши подшефные – дети малыши частые гости в нашей группе. Наши дети оказывают помощь в ремонте книг, а если требуется помощь взрослых, то ребята «лечат» книгу дома с родителями, причем делают это они с удовольствием, а родители с большой охотой. Проведя опрос с детьми: «Какой подарок можно приготовить своими руками для малышей?», чтобы он был приятен и полезен, и решили единогласно: делаем книжку – малышкам. Родители охотно откликнулись на наше предложение. В апреле прошел ручной труд совместно детей и родителей: «Книжки – малышки».

Трудились все очень охотно, с пользой дела. Книга вышла красивая, красочная. А потом было развлечение «Весна - красна», которое провела музыкальный работник Кузнецова М.В., предварительно обговорив сценарий с родителями, которые активно приняли участие в подготовке детей к концерту. Было очень весело и здорово!

Очень важное направление в проекте, которое будет в жизни ребенка всю жизнь это: «Библиотека – дом книги»

Задача.

  1. Воспитать интерес к библиотеке.

  2. Расширять взаимодействие с библиотекой по пропаганде художественной литературы в семье.

Наши дети посещают библиотеку ежемесячно. Библиотека ведет работу с ДОУ и родителями по проведению различных мероприятий с детьми и их семьями, в том числе конкурсе рукописных книг, участие в конкурсе чтецов. Во время проведения собрания в группе родителей поступило предложение о получении информации о приобщении детей к книге, желание читать.

В апреле в центральной районной библиотеке А.В. Блинкова провела собрание – дискуссию о роли книги в жизни ребенка. Были подняты актуальные проблемы: какие книги надо читать, какие художественные произведения должны находиться в книжных уголках дома и конечно о посещении библиотеки.

Подводя итог взаимодействию с родителями в рамках проекта «Приобщение детей к художественной литературе через активные формы взаимодействия семьи и ДОУ» мы вышли на хорошие результаты.

Итоги.

  1. Дети ориентируются в знакомых произведениях, узнают их иллюстрации.

  2. Высказывают свое отношение к персонажам, событиям.

  3. Речь детей стала эмоциональной, выразительной.

  4. 60% наших детей стали активными читателями библиотеки.

  5. В 50% семей проходит ежедневное чтение перед сном.

  6. Дети участвуют в конкурсе чтецов.

  7. Дети участвуют в играх, драматизациях с участием взрослых.

  8. Создаются дома книжные уголки для ребенка.

Это все нас очень радует, так как тесная связь с родителями дала нам хорошие результаты. В заключение хочется сказать: мы, взрослые – педагоги, родители, библиотекари должны приложить все силы, чтобы уголек любви к художественной литературе, чтению никогда не погас в душах детей.

«Книги – корабли детства, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению». Бэкон Ф.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Приобщение детей к художественной литературе через активные формы взаимодействия семьи и доу в контексте фгос до» icon• Словесные (объяснения, беседы, рассказ воспитателя, вопросы, чтение...
«Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни через знакомство с основами безопасности жизнедеятельности»">

«Приобщение детей к художественной литературе через активные формы взаимодействия семьи и доу в контексте фгос до» iconПриказ №4/1 от 10. 02. 2014 г. Организация деятельности доу по внедрению...
Утверждение Положения о рабочей группе по внедрению фгос до в мбдоу «Детский сад №110» г о. Самара

«Приобщение детей к художественной литературе через активные формы взаимодействия семьи и доу в контексте фгос до» iconРеферат по литературе «Тема \"отцов и детей\" в мировой художественной литературе»
Тема «отцов и детей» как вечная в мировой художественной литературе">
Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru