Методические рекомендации по подготовке к написанию итогового сочинения






Скачать 387.58 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по подготовке к написанию итогового сочинения
страница1/2
Дата публикации03.02.2018
Размер387.58 Kb.
ТипМетодические рекомендации
l.120-bal.ru > Литература > Методические рекомендации
  1   2


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОДГОТОВКЕ К НАПИСАНИЮ

ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ

В 2015/2016 УЧЕБНОМ ГОДУ

ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА

И ЛИТЕРАТУРЫ


г. Ставрополь, 2015 г.

Методические рекомендации по подготовке к написанию итогового сочинения в 2015/2016 учебном году для учителей русского языка и литературы – Ставрополь, 2015. – 24 с.

Авторы-составители:
Бутенко Л.П., зам. директора по УВР, учитель русского языка и литературы МБОУ лицея № 14

Куликова И.А., зам. директора по УВР, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 26

Малахова Н.М., учитель русского языка и литературы МБОУ гимназия № 25

Малыгина И.Ю., к.ф.н., начальник научно-исследовательского управления ГБОУ ВО СГПИ

Пешкова Л.П., учитель русского языка и литературы МБОУ гимназия № 25
Редакционный совет:
Лаврова Н.А., первый заместитель министра образования и молодежной политики Ставропольского края

Евмененко Е.В., кандидат психологических наук, ректор ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования

Чубова О.Н., начальник отдела общего образования министерства образования и молодежной политики Ставропольского края

Лагутина Е.В., директор МБОУ гимназии № 25, учитель русского языка и литературы

Мусаева Э.Р., методист организационно-методического отдела ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования



СОДЕРЖАНИЕ


Введение……………………………………………………...…….

4


Направление «Время»……………………………..………………

5


Направление «Дом»………………………………..…………...…

9


Направление «Любовь»……………………………………………

20


Направление «Путь»……………………………………………….

25


Направление «Год литературы в России»…………………..……

30


Литература…………………………………………………………

33


ВВЕДЕНИЕ

Итоговое сочинение 2015-2016 учебного года

Методические рекомендации
Открытые тематические направления итоговых сочинений 2015-2016 учебного года, разработанные Советом по вопросам проведения итогового сочинения при Министерстве образования и науки России под председательством Натальи Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, размещены на официальном сайте Федерального института педагогических измерений (http://fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie).

В качестве первых четырех тематических направлений выбраны ключевые слова «время», «дом», «любовь», «путь»; пятое направление названо «Год литературы».

В том же источнике приведены Комментарии к пяти направлениям, разработанные специалистами ФГБНУ «ФИПИ» и согласованные с председателем Совета Н.Д. Солженицыной.

В программе «Мнение» 31 августа 2015 года на телеканале «Россия 24» (http://4ege.ru/sochinenie/51333-novye-podrobnosti-o-napravleniyah-itogovogo-sochineniya.html) Наталья Солженицына отметила: «Отчасти учитывая опыт прошлого года … мы предлагаем максимально широкие направления для тем сочинений, которые мы вообще формулируем как ключевые слова или как метафоры. Чем более широко это направление, тем легче составить огромный спектр тем на каждое направление. Это, с одной стороны, даёт ученикам огромные возможности, с другой – сокращает возможность … производителей интернетной продукции, с которой можно списывать».

Традиционно экзаменационный комплект будет включать пять тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления), причем темы будут составлены в соответствии с принципами посильности, ясности и точности постановки проблемы. Отмечается «литературоцентричность итогового сочинения, обусловленная традициями российской школы, в которой чтению и изучению художественной литературы всегда отводилось важное место». Особый акцент поставлен на то, что простой ссылки на тот или иной художественный текст в итоговом сочинении не достаточно, выпускник должен использовать примеры, связанные с проблематикой и тематикой произведений, системой образов, композицией и т.п., причем допускается разный уровень осмысления материала художественного произведения: от элементов смыслового анализа (например, сюжет, характеры) до комплексного анализа в единстве формы и содержания.
НАПРАВЛЕНИЕ «ВРЕМЯ»
«Комментарий от ФИПИ»

«Время» – направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.

Наталья Солженицына, председатель Совета по вопросам проведения итогового сочинения при Министерстве образования и науки России, в эфире телеканала «Россия 24» интерпретировала это направление так: «Человек и время, общество и время. Однако любой человек, даже далёкий от гуманитарных наук… имеет ещё и личный опыт переживания времени, быстротечность времени и его остановки. Мы говорим: время для него остановилось. Это значит, можно думать об этом ощущении вечности или мгновения… Но особый интерес представляет подача времени в художественном произведении».

Методические рекомендации:

Тема времени в русской и зарубежной литературе представлена достаточно широко. Писатели осмысливали ее в политическом, социальном, историческом, философском, культурном ракурсах. В связи с многоаспектным пониманием самой категории целесообразно выделить несколько направлений, в соответствии с которыми экзаменуемым следует выстраивать собственные рассуждения в итоговом сочинении по литературе:

1. Время как историко-социальная категория.

В данном контексте следует сосредоточить внимание на произведениях, в которых осмысливается исторический процесс в его развитии, представленный сменой эпох или осознанием необходимости назревших перемен. В более широком понимании можно рассмотреть тему восприятия тем или иным героем эпохи, в которую он живет.

1). Осознание необходимости перемен, смены одного строя другим:

- А.С. Грибоедов «Горе от ума» - борьба прогрессивно мыслящего Чацкого с устоями «фамусовского» общества; закостенелость во взглядах представителей «старой» Москвы, не желающих что-либо менять в привычном для них образе жизни;

- А.Н. Островский «Гроза» - образ Кулигина как человека деятельного, стремящегося принести пользу обществу (мечта изобрести Perpetuum Mobile, установить громоотводы в Калинове), но в итоге осознающего невозможность изменений в обществе, характеристика которого дана героем в монологе «Жестокие нравы в нашем городе, сударь, жестокие…»;

- И.С. Тургенев «Отцы и дети» - мировоззрение Базарова-нигилиста, требующего изменения старых устоев во имя построения нового общества на иных основаниях (рассуждения героя о практической пользе наук, искусстве, дворянстве, основах прогрессивного развития общества); признание необходимости преобразований Аркадием (размышления героя в экспозиции романа, наблюдающего за «небогатым краем» своего родного имения);

- Л.Н. Толстой «Война и мир» - наблюдения Пьера Безухова за поведением высших слоев русского общества после войны, которые приводят его к мыслям о неизбежности перемен и необходимости личного участия в них;

- М.А. Шолохов «Тихий Дон» - сложное, трагически окрашенное внутренними противоречиями отношение Григория Мелехова к Октябрьской Революции 1917 г.: рациональное понимание необходимости перемен, декларируемых большевиками в лице Штокмана, с одной стороны, и инстинктивное неприятие казаком процесса «раскулачивания».

2). Смена эпох, тема сменяющих друг друга поколений:

- И.С. Тургенев «Отцы и дети» - тема «вымирающего» дворянства, раскрывающаяся через оппозицию взглядов представителей молодого поколения (образ мыслей Евгения Базарова, Аркадия Кирсанова) и старого (братья Кирсановы);

- А.П. Чехов «Вишневый сад» - тема смены времен, раскрытая в соотнесенности взглядов Пети и Ани (люди «будущего»), Лопахина (человек «настоящего», символизирующий приход капитализма) и Раневской с Гаевым (люди «прошлого», бездействующие герои);

- А.А. Блок «Двенадцать» - описание переходной эпохи, «временного» слома, связанного с революционными событиями в России начала ХХ века (образы «старого» и «нового» мира, воплотившиеся в символах пса и двенадцати солдат).

3). Оценка героем времени, в котором он живет.

В данном случае уместным будет приводить отдельные рассуждения героев о времени, эпохах, в которые они живут: Д.И. Фонвизин «Недоросль» (монологи Стародума), А.С. Грибоедов «Горе от ума» (монологи Чацкого), А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (рефлексия Онегина), М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (размышления Печорина, восприятие им светского общества), И.С. Тургенев «Отцы и дети» (позиция Базарова), И.А. Гончаров «Обломов» (внутренние монологи главного героя в первой части романа, порожденные диалогами с визитерами – Волковым, Судьбинским, Пенкиным, Алексеевым, Тарантьевым), Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (теория Раскольникова, порожденная его восприятием действительности), А.А. Ахматова «Реквием» (рефлексия лирической героини, описывающей личную трагедию сквозь призму всеобщего, «стомильонного» горя), М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» (оценка Воландом людей сквозь призму истории человечества и конкретно в советскую эпоху).

2. Время как философская категория.

Отдельной темой для рассуждения становится тема времени, связанная зачастую с пониманием быстротечности жизни человека, мимолетности мгновений, пройденного жизненного пути. В конечном итоге идейно-философское звучание произведений выводит на категории «человек» и «мир»/«вселенная», «человек» и «вечные ценности», «человек» и «предназначение».

В прозаических текстах философское понимание категории «время» представлено в «Герое нашего времени» М.Ю. Лермонтова (осмысление Печориным своего раннего разочарования в мире), «Мертвых душах» Н.В. Гоголя (лирическое отступление автора о Руси-тройке, летящей сквозь годы вперед), «Премудром пескаре» М.Е. Салтыкова-Щедрина (бессмысленно прожитая жизнь героя), «Студенте» А.П. Чехова (история как связь времен, соединяемая вечными ценностями), «На дне» М. Горького (жизнь как непрерывная череда дней «прозябания» и надежда как способ порвать этот бесконечный круг страданий), «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова (вечность как страдание и награда для героев), «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына (день заключенного как символ однообразности лагерной жизни, невыносимой в силу своей цикличности).

Среди поэтических текстов можно выделить несколько групп, объединенных микротемами:

- память в веках о поэте и его творческих заслугах; признание в веках: «Памятник» М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» А.С. Пушкина; «Моим стихам, написанным так рано…» М.И. Цветаева;

- чувства любви или тоски по родному/любимому человеку/родине, вызванные воспоминаниями: «Я помню чудное мгновенье…», «Няне» А.С. Пушкина, «Я встретил вас – и все былое…» Ф.И. Тютчева, «Письмо матери», «Шаганэ, ты моя, Шаганэ…» С.А. Есенина, «Сжала руки под темной вуалью…» А.А. Ахматовой; «Ленинград» О.Э. Мандельштама, «Тоска по Родине! Давно…» М.И. Цветаевой;

- осмысление лирическим героем прожитой жизни: «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…») А.С. Пушкина, «Мы теперь уходим понемногу…», «Не жалею, не зову, не плачу…» С.А. Есенина;

- цикличность жизни («Ночь, улица, фонарь, аптека…» А.А. Блока); быстротечность времени («Снег идет» Б.Л. Пастернак); смена времен года, приводящая к обновлению в природе и душе человека («Учись у них – у дуба, у березы» А.А. Фета, «Перед весной бывают дни такие…» А.А. Ахматовой).
НАПРАВЛЕНИЕ «ДОМ»
Комментарий от ФИПИ:

«Дом» – направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.

Наталья Солженицына: «Дом может пониматься как семья, как Родина, большая или малая. Или как домостроительство, понимаемое как физически, так и символически…»

Методические рекомендации:

Дом – это некая модель мира, занимающая особое положение в системе миропонимания. Если обратиться к фольклору, к устному народному творчеству, то можно сказать, что ключевое понятие ДОМ в системе миропонимания любого народа имеет значение безопасного пространства, огражденного от внешнего мира. В русской литературе ДОМ является одним из основополагающих понятий, раскрывающих национальную картину мира.

Данное направление можно рассматривать в нескольких аспектах.

Дом и семья как важнейшие ценности бытия, служащие нравственной опорой человеку в жизни, сохраняющие связь поколений. Концепт Дом вобрал в себя множество таких понятий, как семья, семейный очаг, родной кров, память о предках, связь поколений. У каждого Дома есть свои святыни. Образ Дома ассоциируется с мирной жизнью, с любовью, уютом, домашним теплом.

Дом как малая Родина, дающая человеку чувство единства и сопричастности со своей землей, народом, корнями, историей, людьми.

Ощущение Родины и страны как Дома, который надо беречь, защищать, служить ему во имя дня сегодняшнего и будущих поколений (теснейшая связь понятий ДОМ и ПАТРИОТИЗМ).

Дом и семья как важнейшие ценности бытия

«Тема дома и семьи – одна из сквозных тем как в мировой литературе вообще, так и в русской в частности. Её отголоски слышны ещё в древнерусских художественных произведениях. О любимом муже Игоре тоскует, плача на путивльской стене, княгиня Ефросинья Ярославна («Слово о полку Игореве»). Через все жизненные испытания проносят любовь и верность муромский князь Пётр и его супруга, мудрая женщина из простого народа, Феврония («Повесть о Петре и Февронии Муромских»).

Говоря о русской литературе XVIII века, учащиеся, конечно, вспомнят семью Простаковых (комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль»), в которой, напротив, нет любви и согласия. Это приводит к печальному финалу, и такой результат, по мнению комедиографа, закономерен: это «злонравия достойные плоды».

А вот взаимоотношения скромной селянки Лизы и её матери (повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»), напротив, должны, по мнению автора-сентименталиста, вызывать у читателя умиление: мать и дочь нежно привязаны друг к другу, вместе переживают потерю отца и мужа - кормильца.

«Мысль семейная» широко прослеживается в литературе XIX века. Вспомним семью Лариных (роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»), где между мужем и женой царило согласие и взаимопонимание. А когда помещик Дмитрий Ларин отошёл в мир вечного покоя, он был искренне оплакан «детьми и верною женой чистосердечней, чем иной». Может быть, такой семьи недоставало Евгению Онегину, не знавшему истинной родительской любви и ласки. Возможно, отсутствие настоящей семьи в детстве и юности впоследствии не позволило Онегину ответить взаимностью на чувство деревенской «смиренной девочки» Татьяны.

А вот герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Печорин не сумел создать семьи, не оставил после себя потомства, его жизнь оказалась «ровным путём без цели», «пиром на празднике чужом».

Русская литература второй половины XIX века тоже представляет читателю целую череду произведений, которые смело можно назвать «семейными». Вспомним «Грозу» А.Н. Островского: её главные герои - члены семьи купчихи Кабановой, которая жёстко и властно управляет сыном, невесткой и дочерью. Именно против такого семейного уклада, где всё держится на слепом повиновении и страхе одних перед другими, выступает Катерина, решившаяся на самоубийство, потому что для неё невозможна жизнь в доме деспотичной свекрови и безвольного, нелюбимого мужа.

«Семейным романом» можно назвать и роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», где мы встречаемся сразу с несколькими семействами. С нежностью повествует автор о семейном гнёздышке Николая Петровича и его жены Маши, где всегда царили доброта, взаимопонимание, уют. Аркадий повторит путь отца: молодой человек тоже ищет тихого семейного счастья, он готов заниматься делами имения, забыв о юношеском увлечении нигилизмом. Восхищение вызывают «старики Базаровы», души не чающие в ненаглядном «Енюшеньке» и с заботливым вниманием относящиеся друг к другу. Да и сам Базаров, под маской снисходительной усмешки прячущий свою любовь к родителям, перед смертью просит Одинцову позаботиться об отце и матери: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днём с огнём не сыскать…»

Тепло вспоминает детство в родном доме главный герой романа А.И. Гончарова «Обломов». Д.С. Мережковский в статье «Мелкие подробности быта» писал: «…Гончаров показывает нам не только влияние характера на среду, на все мелочи бытовой обстановки, но и обратно - влияние среды на характер». Обломовка, этот «чудный край» - идеал Дома для Обломова. Это место Гончаров изображает как маленькую модель мира: здесь природа гармонирует с жизнью людей, которые вовсе не обездолены, это идиллическая картина существования человека в единстве с природой. Здесь царит атмосфера умиротворённости и спокойствия. Та доброта, любовь, забота, которые изливались на маленького Илюшу в Обломовке, воспоминания об уюте, покое родового гнезда помогли сберечь в холодном Петербурге «голубиную душу» Ильи Ильича.

В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» одной из ведущих, по определению самого Л.Н. Толстого, является «мысль семейная». Писатель утверждал, что «люди как реки»: каждый имеет свой исток, своё русло. С истока - с колыбельной матери, с тепла родного очага, с заботы родных - начинается человеческая жизнь. И в какое русло она войдёт, во многом зависит от семьи, семейного уклада и традиций.

В центре произведения два семейства - Ростовых и Болконских. Главные качества членов семьи Ростовых - абсолютная искренность, доверчивость, естественные движения души. Ростовы – настоящая семья, в которой царят мир, согласие, любовь.

Незаурядностью привлекают к себе Болконские. Отец, Николай Андреевич, «с блеском умных и молодых глаз», «внушающий чувство почтительности и даже страха», энергичен и деятелен. Он почитает только две людские добродетели - «деятельность и ум»- и постоянно чем-нибудь занят, в том числе воспитанием и обучением детей, не доверяя и не поручая последнего никому. Марья и Андрей отлично понимают друг друга, во многом обнаруживают единство взглядов, их связывает не только кровное родство, но и настоящая дружба.

Противоположные чувства вызывает семья Курагиных - воплощение равнодушия, пустоты и фальши светской жизни. Между членами семьи нет и тени истиной любви. Князь Василий, характеризуя своих сыновей, называет одного «дурак покойный», другого – «дурак беспокойный». Единственная забота родителей - выгодно женить отпрысков, приумножив материальное благосостояние семьи. Ведь, как говорит князь Курагин, «мои дети – обуза моего существования, мой крест». Недаром дом Курагиных на страницах романа ничем не отличается от светского салона.

В пьесах А.П. Чехова «Чайка», «Три сестры», «Вишнёвый сад» мы не видим благополучных - даже внешне - семей. До крайности напряжены отношения Константина Треплева с матерью - известной провинциальной актрисой Аркадиной («Чайка»). Мечтают вырваться из омута обывательской жизни провинциального городка сестры Прозоровы («Три сестры»). Распадается семья Раневских–Гаевых («Вишнёвый сад»): уезжает в Париж Раневская; вынуждена пойти «в экономки» её приёмная дочь Варя; собирается держать экзамен на учительницу и затем работать Аня. Но самое драматичное то, что «забыли» в опустевшем доме больного Фирса, несколько десятилетий служившего этой семье верой и правдой, что гибнет под топором новых хозяев старый вишнёвый сад, который тоже в течение столетий был словно членом семейства, а теперь его бросили без помощи, оставили, как и преданного господам Фирса, умирать...

Образ ДОМА в русской литературе XX века многозначен: дом – это и центр мира, и хранитель православных ценностей, и мечта, и островок, крепость в хаосе революционных, военных событий. Это пристанище уставшей души, место её отдыха и восстановления сил. Дом – место сбережения духовных, нравственных, культурных традиций; утверждение вечности, красоты и прочности жизни. Он становится портретом семьи, памятником человеку, «хороминой» для его души и тела. В 20 веке дом отражает состояние деревни 70-80 годов. Иногда он – символ разлада с собой и миром, а иногда – совесть, тревога, судьба, символ возрождения России.

В романе-эпопее «Тихий Дон» М. Шолохов нарисовал грандиозную картину жизни казачьего Дона с его исконными традициями, своеобразным бытом. Тема родного дома, семьи - одна из центральных в романе. Эта тема мощно звучит с самого начала произведения. «Мелеховский двор - на самом краю хутора», - так начинается роман-эпопея, а на протяжении всего повествования М. Шолохов будет рассказывать нам об обитателях этого двора. Через двор Мелеховых проходит линия обороны, его занимают то красные, то белые, но для героев отчий дом навсегда остается тем местом, где живут самые близкие люди, всегда готовые принять и обогреть.

Среди множества других тема Дома занимает особое место в произведениях М.А.Булгакова. У него ДОМ противопоставлен Антидому. Оппозиция Дома - Антидома становится одной из организующих в творчестве писателя. Примером «не дома» может послужить особняк Маргариты в романе «Мастер и Маргарита». Готический особняк, в котором проживает со своим мужем Маргарита Николаевна, стоит в пышном саду, «в одном из переулков близ Арбата. Очаровательное место!» Но была ли счастлива его обитательница? «Ни одной минуты! С тех пор, как девятнадцатилетней она вышла замуж и попала в особняк, она не знала счастья». Булгаков заявляет о несовместимости человека и Дома, если в нем не живет любовь (ни разу в тексте романа автор не назовет особняк Маргариты ее «домом»). Арбатский же приют Мастера обладает несомненными внешними признаками Дома, потому что там герои были счастливы, там царили любовь и творчество: « ...вот диван, а напротив другой диван, а между ними столик, и на нем прекрасная ночная лампа, а к окошку ближе книги, тут маленький письменный столик, а в первой комнате - громадная комната, четырнадцать метров, - книги, книги и печка. Ах, какая была обстановка! Необыкновенно пахнет сирень!»

М.А. Булгаков в романе «Белая гвардия» показал, как в хаосе революции, в огне гражданской войны рушится мир, и как противостоит ему Дом как символ мира, спокойствия, гармонии. Автор подчеркивает традиции семьи, издавна сложившийся уклад жизни и семейных отношений: «… в доме № 13 по Алексеевскому спуску изразцовая печка в столовой грела и растила Еленку маленькую, Алексея старшего и совсем крошечного Николку. Как часто читался у пышашей жаром изразцовой площади «Саардамский Плотник», часы играли гавот, и всегда в конце декабря пахло хвоей и разноцветный парафин горел на зелёных ветвях… ». Атмосфера дома окутана впечатлениями детства, которые навсегда сохранились в памяти, укрепились привычками и стали частью характера самого рода Турбиных.

В повести А. Платонова "Котлован" выделяются два типа домов: деревенский дом как символ прошлого и котлован "общепролетарского" дома как символ настоящего. Сельское пространство уже отмечено знаками конца света: "замерший свет"... Деревня приготовилась к смерти. Людей лишают Дома, а значит, обрекают на гибель, выводят в безграничное и потому гибельное пространство (сплав по реке). В разрушенных домах царит смерть, там нет очага (дом Насти). Автор намеренно подчеркивает отсутствие уюта в котловане. Человек оторван от прошлого, от истории, выброшен в настоящее. В этом настоящем попытка построить "общепролетарский" дом оборачивается рытьем могилы: "Так могилы роют, а не дома...". Обратим внимание, что дом изначально роют. Смещен не только вектор пространства (верх-низ), но и вектор времени. Последовательно проводя тему дома, автор подчеркивает мысль о трагическом разломе времени, о "смысле и цене фундаментальных разрушений в национальной и мировой истории".

Поэма А.Т. Твардовского «Дом у дороги» - это скорбное повествование о трагической судьбе семьи, по воле истории вовлеченной в драматические события Великой Отечественной войны. В самом названии поэмы «Дом у дороги» сосредоточены два наиболее емких, основополагающих понятия, имеющих глубокий философский смысл. В сочетании этих слов раскрывается образ Дома как символа средоточия мира, добра, жизни и образ Дороги, трагической дороги войны.
Дом как малая и большая Родина
«Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе править праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом».

"Патриотизм - это не любовь к идее, а любовь к отчизне, к родной земле, верность её заветам, почитание праха и слова её, страдания за все её страдания и вера в её очистительный исход".

В.Распутин

Образ родного дома – концептуально важное понятие в творчестве русских писателей. Именно родной дом является главной составной частью в создании автором особого образа своей Родины. Ощущение себя НА родине или ВНЕ ее может в значительной мере влиять на внутреннюю гармонию человека, его отношение к себе и окружающим, к своей истории, предкам, земле.

Само понятие «образ Родины» не имеет категоричного определения. В художественной литературе оно может проявлять себя в различных трактовках. Сюда следует отнести такие важные понятия, как «образ родного дома», «родного очага», «родного отечества», «образ России, Москвы, Петербурга», «образ русской природы» и «образ провинции», без которого понимание образа Родины будет неполным.

В творчестве А.С. Пушкина образ Родины напрямую связан с отчим домом. Для автора отчий дом – «наследственное имение, в котором покоится прах предков». Это конкретный образ, повторяющийся не раз в стихотворениях поэта, углубляется и получает свое духовное осмысление в незаконченном стихотворении «Два чувства дивно близки нам…». В «Медном всаднике» образ Петербурга показан как государственный Дом, соединяющий подданных в одну семью. В «Капитанской дочке» феномен Дома воспринимается и осмысляется Пушкиным через стихию русского бунта.

В творчестве М.Ю. Лермонтова образ Дома связывается с темой пути, причем для его лирики характерен романтический мотив разочарованного, «гонимого миром странника». Стихотворение «Мой дом» полностью посвящено образу родного Дома, в нем желанное, но редкое для Лермонтова «устроение души», в котором земное и небесное находятся в согласии. Это идеальная модель Дома, к которому лирическое «я» стремится и о котором помнит.

В произведениях А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова образ Дома проявляется через описание деревенской жизни (мирные рощи, дубы, липы, красивые сосны, спеющая нива, пруд, неведомые равнины, печальное селенье, вечный лес, дикий сад, аллея, степь, бесконечные поля), родового гнезда (опустошенный дом, наследственная берлога, забытый терем, дом опустелый, родительский дом, мрачный пустой замок, высокий барский дом, дом души), церкви (одинокий храм, обитель, монастырь, колокольня, колокольный звон), кладбища (отеческие могилы, смиренное кладбище, сельское кладбище, дремлющие мертвецы, память смертная), дороги (блуждающий странник, блудный сын, большая дорога, путь), отечества (любезное Отечество, земное Отечество, Отеческая держава, военная столица, победа над врагом, победные знамена, шапки медные, Петр I, Екатерина II, Петербург, Москва), посредством эпитетов и метафор (седая старина, святая старина, дикие места, край желаний, места картинные, отдаленная сень, одушевленные поля, родимая обитель, дальняя обитель, святое пепелище, родная земля, милая старина, мирные долины, бесконечные просторы).

Трагические события начала XX века, вынужденное расставание с родной землей, ощущение себя вне Родины наводят художников на размышления о родном Доме, родном Очаге.

Мотив Дома является одним из ведущих в творчестве А. Ахматовой. Героиня отказывается покидать родной дом, пусть и исполненный греха, не мысля свое существование вне его. Стихотворения "Петроград, 1919", "Не с теми я, кто бросил землю…", "Все расхищено, предано, продано…", "Страх, во тьме перебирая вещи…", "Пусть голоса органа снова грянут…" развивают и конкретизируют мотив разрушенного Дома, который невозможно покинуть. Симптоматичны образы "оледенелого" и "опустошенного" Дома как прямого следствия роковых исторических обстоятельств. Отождествлению дома со "священным градом Петра" и Россией немало способствовали политические события, а именно массовая эмиграция интеллигенции - как добровольная, так и насильственная. Личностное осмысление этого выбора сфокусировано в стихах, построенных на контрастном сопоставлении двух путей: "остаться дома" – значит погибнуть ("Лотова жена", "Петроград, 1919"); "оставить Россию навсегда" – значит спастись, но спастись ценой утраты дома-Отечества ("Когда в тоске самоубийства…", "Не с теми я, кто бросил землю…")

Дом в лирике С. Есенина - это олицетворение Родины, семейного очага, согретого материнской любовью. Дом - это историческая память, духовная колыбель. (Стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная!...», «Письмо матери», Русь», «Русь Советская», «Низкий дом с голубыми ставнями»). Мотив невозможности жить без Родины звучит в строках:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»,

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте Родину мою».

Эволюцию образа Дома можно проследить в творчестве Марины Цветаевой. В раннем творчестве появляется собирательный образ волшебного домика уходящего детства и уходящего века. Это и исчезающие, вытесняемые «великанами соседями» розовые домики старой Москвы, «смиренные и давние», «со знаком породы» (из цикла «Стихи о Москве»), и родной дом в Трехпрудном переулке, из которого уходит во взрослую жизнь лирическая героиня Цветаевой, зимними вечерами мечтавшая о «великих путях». Окончательное прощание с «невозвратно-чудным миром» детства, связанное со смертью отца, происходит в стихотворении 1913 г. «Ты, чьи сны еще непробудны…»: «В переулок сходи Трехпрудный, / В эту душу моей души»i. Трагизм судьбы человека звучит в стихотворениях «Родина» (1932), где даль России зовет героиню домой, и «Тоска по родине! Давно…» (1934), где утрата родины сравнима со смертью, но в финале все же возможно воскресение:

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст.
И все - равно, и все - едино.
Но если по дороге – куст

Встает, особенно – рябина…

Тема родины и дома – одна из главных в творчестве И.А. Бунина. Покинув Россию, он до конца своих дней писал только о ней. Строки рассказа «Антоновские яблоки» проникнуты грустным лиризмом. Запах антоновских яблок стал для автора олицетворением родины. Россия показана Буниным многообразной, противоречивой, где вечная гармония природы сочетается с человеческими трагедиями. Но какой бы ни была Отчизна, отношение к ней Бунина можно определить одним словом - любовь.

Литература второй половины XX века определила и высветила новые проблемы. В. Распутин писал: "Никакое общество... не сможет долго продержаться в силе и здравии, если оно откажется от вековых традиций и устоев своего народа. Это все равно что, подрубив корни, уповать на ветви". Одним из главных мотивов романа «Прощание с Матёрой» становится идея неразрывной связи человека со своими корнями, с домом предков, с малой Родиной. Наши первые детские впечатления покоятся на том, что всё окружающее (дом, родители, близкие нам люди) существовало вечно, что иначе и быть не может. Солнце всегда всходит из-за леса, а садится за рекой; отец и мать прожили уже много-много лет и будут жить всегда; смерть, даже при встрече с ней, остается за пределами сознания. Тем более несуразным представляется исчезновение с лица Земли самого места, где ты родился и которое навсегда должно было остаться твоей родиной. Но технический прогресс и жажда преобразований добрались до глухого сибирского села и требуют, чтобы оно было стерто с лица земли. Должно исчезнуть всё: дома, огороды, покосы, луга, деревья, кладбище - вся земля уйдет под воду навечно. Гибель Матёры - это тяжёлое время для многих жителей деревни. А тяжёлое время - это время испытаний человека. Характер, душа обнажаются в эти моменты.

Дарья - воплощение совести, народной нравственности, её хранительница. Для неё несомненна ценность прошлого: героиня отказывается от переезда из родной деревни, по крайней мере до тех пор, "покуль могилки не перенесут". Она хочет забрать "могилки... изродные" на новое место, хочет спасти от кощунственного уничтожения не только их , но и саму совесть. Для нее память предков является святой. Мудрым афоризмом звучат её слова: "Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни".

Символичен образ Дома в романе. Он одухотворённый, живой, чувствующий. Дарья убирает его как покойника перед похоронами. С Домом связан и образ Хозяина - духа, домового Матёры.
НАПРАВЛЕНИЕ «ЛЮБОВЬ»
Комментарий от ФИПИ:

«Любовь» – направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.

Наталья Солженицына: «Всё-таки тема огромная, но легко конкретизируемая. Конечно, мы понимаем это как высшее проявление человеческого духа, как высшее начало человека, что дает ему возможность выйти за рамки человеческого «Я»… Способность к самопожертвованию… Эту тему можно распространить на любые проявления любви: на любовь родителей, на любовь мужчины и женщины, любовь к своему делу, профессии, любовь к своей Родине, любовь к животным… Здесь есть о чём поговорить».

Методические рекомендации:

Итак, говоря о любви как о высшем проявлении человеческого духа, остановимся на таких аспектах:

  • любовь мужчины и женщины, её светлые и трагические стороны;

  • любовь в семье: родители и дети;

  • любовь человека к миру (в том числе любовь к профессии, к природе и др.)


Любовь мужчины и женщины
Для русской литературы характерен серьезный и пристальный взгляд на любовь и, шире, интимные отношения между мужчиной и женщиной. Все знаменитые любовные истории русской классики, от "Бедной Лизы" Н. Карамзина до "Темных аллей" И. Бунина, протекают весьма напряженно. Перережет себе горло робкий мечтатель Пискарев, обнаружив в своем идеале красоты обыкновенную женщину легкого поведения (Н.В. Гоголь «Невский проспект»); пойдет на каторгу леди Макбет Мценского уезда (Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда») и туда же, искупать давний грех, поедет за Катюшей Масловой Нехлюдов (Л.Н. Толстой «Воскресение»). Карандышев убьет бесприданницу Ларису (А.Н. Островский «Бесприданница»), Катерина (А.Н. Островский «Гроза») бросится в Волгу, Казбич застрелит Бэлу, а Печорин переживет её смерть (М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени») и Алеко (А.С. Пушкин «Цыганы») своей рукой оборвет жизнь вольнолюбивой Земфиры. В монастыре встретит Лаврецкий Лизу (И.С. Тургенев «Дворянское гнездо»), умрет на руках у Елены Инсаров (И.С. Тургенев «Накануне»), под колесами поезда погаснет свеча жизни Анны Карениной (Л.Н. Толстой «Анна Каренина»). Надрыв и противопоставление "высокого" и "низкого". Через любовь и страдание человек поднимается к более высоким уровням сознания, обретает смысл жизни и путь к истине. Независимо от финала отношений любовь всегда поднимается до космических масштабов: "Любить - это с простынь, бессоницей рваных, срываться, ревнуя к Копернику..." (В. Маяковский).

Ценность человека проверяется через интимные чувства. Повесть И.С. Тургенева «Ася» – произведение о любви, которая, по мнению писателя, «сильнее смерти и страха смерти». Автор показывает, как зарождалась прекрасная любовь у семнадцатилетней девушки, гордой, искренней и страстной, как все оборвалось в одно мгновенье.

Любовь, по мысли Гончарова, - одна из главных сил прогресса, так как миром движет любовь. Он показывает, как через нравственную слабость человека, оказавшегося неспособным ответить на сильное чувство любви, раскрывается его общественная несостоятельность (И.А. Гончаров «Обломов»).

Двадцатый век не оставил тему любви без внимания. Любовь в творчестве И. Бунина – это особый синтез духа и плоти. Энциклопедией любовных драм можно назвать «Темные аллеи» - книгу рассказов о любви, где все овеяно тайной и даже святостью. Бунин позволяет своим героям лишь вкусить запретный плод, насладиться им – и после лишает их счастья, надежд, радостей, даже жизни. Любовь для него – вспышка, любовь – «солнечный удар».

Светлые и трагические стороны любви отражены в творчестве А. Ахматовой. «Песня последней встречи» - целая повесть о любви, о несбывшихся надеждах. В будничном ходе жизни лишь на короткое время вырвалась героиня, чтобы проститься со своей обреченной любовью. Стихотворение «Вечером» – насыщенная переживаниями новелла, интимная, камерная, тонко раскрывает мир женской души, захваченной высокими чувствами.

В чистые и нежные тона окрашена любовная лирика С. Есенина. Она воспринимается как возрождение, как пробуждение всего самого прекрасного в человеке (цикл стихов о любви «Персидские мотивы»).

Одна из главных линий романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» связана с «вечной любовью». Не погасили ее ни безрадостные черные дни, ни тяжкая болезнь Мастера, ни его исчезновение на многие месяцы. Пожертвует собой ради любви Маргарита, завоюет себе право быть с любимым навсегда.

В романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» раскрываются все грани этого чувства. Любовь Аксиньи и Григория так сильна, что заставляет их пренебрегать общественным мнением. Но Шолохов дарит своему герою и другую любовь - Наталью. Наталья изначально ассоциируется у Григория с умиротворением, успокоением, а Аксинья - с огнём, бурей, со стихией. Любовь к обеим женщинам, таким непохожим и в чем-то одинаково несчастным, будет сопровождать Григория всю жизнь.
Любовь в семье: родители и дети
В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» любовь предстает во множестве своих проявлений: бесконечная любовь родительская и сыновняя; восторженная любовь к родине и к природе; кроткая и непогрешимая любовь Фенечки к Николаю Петровичу; безответная и всепоглощающая любовь Павла Петровича к княгине; нежная и светлая, выросшая из дружбы и симпатии, любовь Аркадия к Кате.

Николай Петрович немыслим вне любви. Он умел быть прекрасным мужем своей Машеньке, стал мудрым и любящим отцом Аркадию. Любя и почитая брата, не поддается его влиянию, идет собственным путем. Он достойно ведет себя в трудной ситуации, определяя отношения с Фенечкой. Оберегая «принсипы» брата, не торопился жениться на ней, но построил жизнь так, что и она, и Митя чувствовали неустанную заботу любящего мужа и отца. Вступит в законный брак он только тогда, когда поймет, что Павла Петровича это не оскорбит.

О любви материнской пишет Л.Н. Толстой в романе «Война и мир». Бездетны Элен и фрейлина Шерер. Абсолютный эгоизм лишает их возможности материнства. Они не способны любить. Толстой усматривает в этом не только результат их безнадежной духовной испорченности, но и разумный ход природы, лишающий их женского, материнского естества.

Материнская любовь свята – это несомненно для Толстого. Но он резко отделяет любовь матери, растящей и воспитывающей Человека, от слепой, животной любви самки к своему детенышу. И в чувствах старой графини Ростовой, обращает на внимание писатель, слепое обожание своего ребенка доминирует. Можно ли, думая о материальном благополучии («история с подводами»), не задумываться, какой страшный урок бесчеловечности получают её дети?! Старый князь Болконский, бесконечно любя своего сына, предпочитает видеть его скорее мертвым, нежели замаравшим честь рода.
Любовь к миру
О любви человека к миру, пробуждающей самые сильные чувства, удесятеряющей силы, написано много произведений отечественной и мировой литературы. Они разноплановы по тематике, проблематике, принадлежат к разным литературным направлениям и написаны в разные периоды, но объединяет их одна мысль: любовь к жизни делает человека человеком, придает сил, уверенности в себе.

"Последний бой майора Пугачева" - смелое и сильное повествование (сборник В. Шаламова "Колымские рассказы") о высшем проявлении человеческого духа, человеческого "я, о любви к жизни, пусть даже и ценой её потери.

Э.Хемингуэй в повести «Старик и море» раскрывает силу характера героя. Он не отчаивается, не сдается, и, несмотря на усталость и изнеможение, продолжает бороться, защищая то, что он добыл таким большим трудом: «Человека можно уничтожить, но его нельзя победить».

Тему любви к своему делу, профессии поможет раскрыть обращение к рассказу М. Горького «Симплонский туннель». Его «Сказки об Италии» могут быть использованы достаточно широко и разнопланово. В них на переднем плане — люди труда. Максим Горький доказывает нам, что человеческое стремление и желание, умноженное на трудолюбие, может принести потрясающие плоды! Он преклоняется перед человеком – тружеником, который любит свой труд, который своими руками разрушил каменный стены горы, доказав всему миру могущество маленького простого человека.

Кому-то покажется интересным обращение к произведениям современных писателей. Это не возбраняется. Главное, чтобы выпускник понимал и хорошо помнил прочитанное самостоятельно произведение.
НАПРАВЛЕНИЕ «ПУТЬ»
Комментарий от ФИПИ:

«Путь» – направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.

Наталья Солженицына: «… это можно понимать как путь жизни, или, уточняя, путь к успеху, путь к победе или путь в никуда. Разные пути ведут к разным точкам. Или это может быть поиск знания, путь духовного самосовершенствования… Как физически проделанный путь, странствие-путешествие. Паломничество. Это опять-таки сформулированное ключевое слово, которое можно разбросать невероятным веером».

Методические рекомендации:

Итак, ключевое понятие «путь» можно раскрыть через несколько аспектов:

  • путь как дорога, путешествие и связанный с этим мотив странничества;

  • жизненный путь, судьба человека и целой нации;

  • путь как движение души (путь нравственный, духовный, путь как самопознание человека).


Путь – дорога

Мотив дороги в творчестве русских писателей XIX века подробно рассмотрен в статье Л.В. Торопчиной, учителя московской гимназии №1549, заслуженного учителя России (газета «1 сентября», 6/2007. Рубрика «Я иду на урок» (http://lit.1september.ru/article.php?ID=200700609)).

Тема пути в русской литературе раскрывается и в книге Л.Я. Каменской для учащихся старших классов «Школьное сочинение по литературе» (М., «Просвещение», 1994). Рассматривая «сквозные» темы («Дом, семья, гнездо, род», «Сны и их роль в художественной литературе», «Наполеон и наполеонизм» и др.), автор отмечает, что тема пути, путешествия, странствия существовала еще в мифопоэтических и религиозных моделях мира, а также делает краткий экскурс в древнерусскую литературу, называя «Хождение игумена Даниила из Земли русской», «Хождение за три моря Афанасия Никитина». Обращаясь к эпохе сентиментализма, литературовед называет «Письма русского путешественника» Н.М.Карамзина, отмечая особую значимость переживаний путешественника по поводу увиденного («сентимент» – чувство). Заканчивая обзор этой темы в русской литературе XVIII века, Л.Я. Каменская называет «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева, где дано «философское, политическое и экономическое обоснование мысли о том, что все беды крестьян коренятся в крепостном праве» (с.53).

Наиболее широко в главе «Тема пути в русской литературе» представлен блок произведений XIX века: «русские писатели XIX века – Грибоедов, Пушкин, Лермонтов и другие – сами много путешествовали, иногда не по своей воле, их герои – тоже». (с.53) Автор обращается к комедии А.С. Грибоедова, где «тема путешествия связана с темой ума», роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин», где путешествия главного героя, его скитания определяют состояние души: «Им овладело беспокойство, охота к перемене мест».
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по подготовке к написанию итогового сочинения iconМетодические рекомендации по подготовке к написанию итогового сочинения
Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и перподготовки работников образования

Методические рекомендации по подготовке к написанию итогового сочинения iconМетодические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового...
Требования, предъявляемые к экспертам, участвующим в проверке итогового сочинения (изложения) 3

Методические рекомендации по подготовке к написанию итогового сочинения iconМетодические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового...
Требования, предъявляемые к экспертам, участвующим в проверке итогового сочинения (изложения) 3

Методические рекомендации по подготовке к написанию итогового сочинения iconРекомендации по подготовке и оцениванию сочинения (изложения) в 11 классе Т. В. Кошурникова
...

Методические рекомендации по подготовке к написанию итогового сочинения iconРекомендации по подготовке и оцениванию сочинения (изложения) в 11 классе Т. В. Кошурникова
...

Методические рекомендации по подготовке к написанию итогового сочинения iconМетодические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового...
Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения)

Методические рекомендации по подготовке к написанию итогового сочинения iconМетодические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового...
Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения)

Методические рекомендации по подготовке к написанию итогового сочинения iconМетодические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового...
Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения)

Методические рекомендации по подготовке к написанию итогового сочинения iconМетодические рекомендации к написанию выпускного сочинения по литературе...
«Пo моему мнению, Блок великий поэт»; «Я считаю, что Гоголю удалось создать образ «маленького человека» это не выражение собственного...

Методические рекомендации по подготовке к написанию итогового сочинения iconО проведении апробации итогового сочинения (изложения) для обучающихся 11 класса
Домодедово в 2014-2015 учебном году, в связи проведением итогового сочинения (изложения) как условия допуска к государственной итоговой...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную