Шаляпин и горький двойной портрет в каприйском интерьере






НазваниеШаляпин и горький двойной портрет в каприйском интерьере
страница1/8
Дата публикации03.02.2018
Размер1.1 Mb.
ТипДокументы
l.120-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8
И.А. РЕВЯКИНА


ШАЛЯПИН
И
ГОРЬКИЙ


ДВОЙНОЙ
ПОРТРЕТ
В КАПРИЙСКОМ
ИНТЕРЬЕРЕ

От автора


Горькому принадлежат самые высокие оценки Федора Ивановича Шаляпина. «Такие люди <…>, — убежденно писал он в 1911 г., — являются для того, чтобы напомнить всем нам: вот как силен, красив, талантлив русский народ! Вот плоть от плоти его, человек, своими силами прошедший сквозь терния и теснины жизни, чтобы гордо встать в ряд с лучшими людьми мира, чтобы петь всем людям о России, показать всем, как она – внутри, в глубине своей — талантлива и крупна, обаятельна». А Шаляпин с глубокой проницательностью выражал свое понимание таланта Алексея Максимовича Горького (Пешкова), его причастности как художника к наиважнейшему и сокровенному в жизни современников. В одном из писем 1926 г. об этом сказано так: «Прочитал я с наслаждением (как всё твое всегда) «Артамоновых» и с такою же горечью посмотрел на поколения. Ээх!! Люблю я тебя, мой огромный человек, и считаю счастьем великим, кроме того, что живу в одно время с тобой, ещё имею исключительную привилегию быть с тобою в дружеских отношениях! <…> Слышу и чувствую тебя глубоко, и душа моя всегда, когда я имею возможность чувствовать твою душу, наполнена неизъяснимой радостью. Все читают Пушкина, но не все видят там отношения света к тени <… >. Так вот и ты — читают множество, а едва ли чувствуют, как “березки стоят выгнанными из леса…”».

Горький и Шаляпин познакомились в сентябре 1900 г. в Москве, затем встречались в Нижнем Новгороде, на родине писателя, когда молодой певец приезжал на гастроли, сопровождавшие ежегодные Нижегородские ярмарки. Оба к тому времени получили известность, но вершины их достижений были впереди. Тогда зародился взаимный интерес друг к другу писателя и артиста — творческий и человеческий. Один не упускал ни единой возможности видеть и слушать уникального, блестящего певца на сцене, во время литературных встреч; другой стремился узнавать о только что написанном молодым литератором и привлекавшем к нему внимание. Яркие отблески этих отношений сохранила их многолетняя переписка.

При участии Горького появилась первая автобиография Шаляпина «Страницы из моей жизни». Она сначала частями печаталась в 1917 г. в журнале «Летопись», основанном писателем. Во втором опыте воспоминаний Шаляпина — книге «Маска и душа. Мои сорок лет на театрах» — немало места уделено Горькому, его роли в художественно-общественной жизни первых десятилетий ХХ в.

И теплота человеческой привязанности, и взаимность творческого интереса, сопровождавшие Шаляпина и Горького более тридцатилетия, стали важным явлением русской культуры. Помимо сказанного ими в переписке и воспоминаниях, об этом немало ценного, интересного писали раньше и пишут теперь. Стоит назвать недавние выпуски «Проблем наследия Ф.И.Шаляпина» (М., 1999 и 2002), которые содержат новые документы и подходы к теме «Шаляпин и Горький». В них опубликованы материалы научных конференций «Шаляпинские собрания», ежегодно проходящих в Москве в Доме-Музее Ф.И.Шаляпина на Новинском бульваре. На этих «собраниях» звучат лучшие записи великого оперного артиста, здесь выступают певцы, музыканты, искусствоведы, наконец, филологи. Многогранность дарования «чудо-артиста», как называл Шаляпина С.В.Рахманинов, открывает также возможности для «содружества муз» и в восприятии его неисчерпаемого таланта.

Шаляпинские конференции периодически собираются в последнее десятилетие на родине певца. Их итоговый сборник «Шаляпинские чтения в Литературно-мемориальном музее А.М.Горького в Казани (1992—2002)» (Казань, 2002) объединил усилия научных работников музеев, преподавателей вузов, общественных деятелей разных городов России в стремлении популяризировать наследие Шаляпина, осмыслить его современно.

Автору книги довелось выступать на конференциях в Москве и Казани, на которых и была впервые заявлена проблематика предлагаемых филологических очерков. Для их объединения (в значительно расширенном виде) есть ряд оснований. В очерках речь идет о встречах Шаляпина с Горьким в Италии, на острове Капри, в 1910-х годах. Пристальный взгляд на это время — детальное изучение переписки, в том числе ранее неизвестной, а также обращение к русской периодике тех лет, – все это позволяет по-новому осветить известные события из жизни писателя и артиста, оттенить своеобразие общественных и творческих приоритетов каждого. Стоит подчеркнуть, что общение друзей на Капри (в итальянском изгнании Горького) происходило именно в определенной литературно-художественной среде. Их контакты, явно благотворные, являлись живыми примерами того синтеза искусств, в котором утверждал себя Серебряный век русской культуры. Такому аспекту связей Шаляпина и Горького не уделялось должного внимания.

В изучении взаимоотношений этих выдающихся личностей очевидное предпочтение долгое время отдавалось писателю. Привлекала яркость его суждений об артисте, но при этом оставались в тени негативные оценки Шаляпина Горьким, правда, подчас случайные, но несправедливые. Это относится также к биографии артиста 1910-х годов, к инциденту с так называемым «коленопреклонением», который болезненно переживался Шаляпиным до последних лет жизни. В предлагаемых очерках больше внимания уделено «точке зрения» артиста на всё совершившееся, а также реальным обстоятельствам — историческому контексту, в котором с неизбежностью проявились серьезные различия в личностных и общественных позициях друзей.

Каприйские встречи Шаляпина с Горьким, при всей своей эпизодичности, неотрывны от того главного, что волновало двух крупных деятелей русского искусства в 1910-е годы, очень значительные для обоих. Это и позволяет через частные моменты и сопоставления раскрыть «портретную» неповторимость каждого, а вместе с тем через их взаимоотношения осмыслить важные черты времени с его контрастами и противоречиями.
ПОСВЯЩАЮ ПАМЯТИ МОИХ РОДИТЕЛЕЙ –
АННЕ ПЕТРОВНЕ ПОДГОРНОВОЙ

И

АЛЕКСАНДРУ ИВАНОВИЧУ РЕВЯКИНУ

Очерк первый
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Шаляпин и горький двойной портрет в каприйском интерьере iconПрезентация сопровождается песней
Нажатием на портрет Байрона портрет перемещается по пунктам плана в следующем порядке

Шаляпин и горький двойной портрет в каприйском интерьере iconЛитература классицизма делилась на высокие трагедия, ода, эпопея...
Но главным жанром ван Дейка становится портрет. Он пишет портреты прелатов церкви, аристократов, богатых бюргеров. В 1632 г художник...

Шаляпин и горький двойной портрет в каприйском интерьере iconИсследовательская работа по литературе: «Образы беспризорных в повестях...
Научно-исследовательская работа «Портрет как средство создания образа (по роману О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» и повести Н. В....

Шаляпин и горький двойной портрет в каприйском интерьере iconНазвание курса
Учащиеся познакомятся с элементами дизайна в интерьере, освоят декор в лоскутной технике, попробуют свои силы в роли шеф-повара

Шаляпин и горький двойной портрет в каприйском интерьере iconДиагностические возможности пренатальной эхокардиографии при правой и двойной дуге аорты
Работа выполнена на кафедре ультразвуковой и пренатальной диагностики фгбоу дпо «Институт повышения квалификации Федерального медико-биологического...

Шаляпин и горький двойной портрет в каприйском интерьере iconУрок литературы в 9 классе по творчеству Н. В. Гоголя. Тема: «Тема...
«Портрет», определить ее тему и проблему; постараемся решить делему, которая стоит и пред гениями и перед обыкновенными людьми: жить,...

Шаляпин и горький двойной портрет в каприйском интерьере iconДомашнее задание на период карантина Начальная школа
С. 12-24читать, пересказ, рисунок, вн чт.: М. Горький «В людях» с. 50-53 выраз читать

Шаляпин и горький двойной портрет в каприйском интерьере iconИспользуемые инструменты и оборудование
Я увлекаюсь вязанием, основным направлением которого являются салфетки. Их мы часто можем увидеть в интерьере дома, квартиры, кабинета...

Шаляпин и горький двойной портрет в каприйском интерьере iconI. программные произведения
М. Горький. Макар Чудра. Старуха Изергиль. Челкаш. Супруги Орловы. Коновалов. На дне. Мать. В. И. Ленин. Чехов

Шаляпин и горький двойной портрет в каприйском интерьере iconВикторина: Путешествие по стране Литература
А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов, С. А. Есенин, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, И. А. Бунин, А. М. Горький,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную