Литература создает художественные образы, используя все богатства языка. Язык «материал»






Скачать 51.53 Kb.
НазваниеЛитература создает художественные образы, используя все богатства языка. Язык «материал»
Дата публикации31.03.2015
Размер51.53 Kb.
ТипЛитература
l.120-bal.ru > Литература > Литература
Занятие 1.

Тема: «Введение. Понятие художественной литературы как письменной формы искусства слова. Знакомство с понятиями стиля, языка художественного произведения. Слово в языке художественной литературы. Образность художественного

текста»

Художественная литература – это письменная форма искусства слова. Как всякое искусство, она выражает многообразие человеческого бытия, помогает нам познавать жизнь и ее законы.

Для отдельного произведения и для всего творчества писателя, для целого литературного течения и литературной эпохи характерны единые приемы создания художественного текста, которые называются стилем.

Древние греки называли словом «стиль» остроконечную деревянную, костяную или металлическую палочку для письма.

Первоначальное значение слова «стиль» помогает понять, что это явление связано с творческой деятельностью человека и с искусством письменного слова.

Литература создает художественные образы, используя все богатства языка. Язык – «материал» художественной литературы. Она вбирает в себя различные стили (разговорный, научно – деловой, официально – канцелярский и др.) и стилистику устной речи (ее жанры и виды: выступление в дискуссии, лекцию, беседу, приветственное слово…).

Огромные запасы слов используются в литературе. Словами выражаются мысли, чувства, отвлеченные понятия и то, как люди общаются между собой. В сфере литературно – художественной деятельности слова подчиняются законам словесного искусства, системе правил и приемов, которые лежат в основе художественных текстов.

Язык художественного произведения – понятие, включающее в себя всю совокупность средств, которые использует автор, чтобы выразить свои взгляды, мысли, идеи, чтобы убедить читателя и вызвать в нем ответные чувства. Язык писателя связан с родом, жанром, темой, сюжетом, композицией произведения.

Эстетические основы организации художественного текста, все элементы стиля писателя, а также стиля литературного направления изучает стилистика художественной литературы.

Она взаимодействует с поэтикой – тем разделом литературоведения, который рассматривает законы построения литературных произведений, их жанровые особенности, изобразительно – выразительные средства, используемые в этих произведениях.

«По моему глубокому убеждению, исследование «языка» (или лучше, стилей) художественной литературы должно составить предмет особой филологической науки, близкой к языкознанию и литературоведению, но вместе с тем отличной от того и другого», - считал В. В. Виноградов.

Задание 1.

Объясните, о чем говорят эти высказывания:
Стиль – это человек.

Ж. Бюффон

Создать язык невозможно, ибо его творит народ; филологи только открывают его законы и приводят их в систему, а писатели только творят на нем сообразно с сими законами.

В. Белинский

Пушкин не любил щеголять эпитетами, не бросался ни в сентиментальность, ни в таинственность, ни в надутость, ни в пустословие; он жив и стремителен в рассказе, употребляет слова в надлежащем их смысле…

В. Белинский

Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат.

А. Пушкин

При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В нем, как будто в лексиконе все богатство, сила и гибкость нашего языка.

Н. Гоголь

Литератор должен хорошо знать свой материал – язык, слово, иначе он будет не в силах изобразить свои чувства, мысль, не сумеет создать картин, характеров и т. п.

М. Горький

Эффект эстетического воздействия слова – в постоянном скольжении от одного значения (словарного) к другому (текстовому).

Л. А. Новиков
Наука о словах – лексикология, она рассматривает слово как единицу словарного состава языка. Наряду с отдельными словами лексикология изучает и сочетания слов – фразеологические сочетания, идиомы.

Слова могут иметь прямое и переносное значение. Переносные значения можно объяснить через прямые, зарегистрированные в словарях. В основе переносного значения могут лежать метафора, метонимия, синекдоха.

Разные слова могут совпадать по звучанию (омонимы) или лексическому значению (синонимы). Слова могут быть противоположными по значению (антонимы). Иначе говоря, слово как структурная единица языка может быть образным. Образ, создаваемый словом, изучает структурная, или языковая стилистика.

В художественной литературе словесные образы создаются и отдельным словом, и сочетанием слов. Это может быть строфа или абзац, глава, даже целое произведение.

Обороты речи, в которых слова и выражения употребляются в переносном их значении и смысле, называются тропами.

В основе тропа лежит сопоставление двух явлений, близких друг другу. Одно явление характеризуется признаками другого.

Тропы – образные выражения, созданные автором, они не могут быть зафиксированы в словаре как факты языка, это явление литературно – стилистическое.

Простейшие тропы – сравнение, эпитет; сложные – метафора, метонимия, синекдоха, аллегория, ирония, гипербола, литота, перифраз.

Эстетическое воздействие словесного образа заключается в необычности, нестандартности употребления слова в художественном тексте, благодаря чему возникает новое осмысление изображаемого.

Функции обыденных слов резко изменяются в языке художественной литературы; когда они переносятся в непривычную, новую стилистическую среду, их экспрессивно – изобразительный вес неизмеримо возрастает. Достаточно вспомнить стих из пушкинского «Графа Нулина»:
В последних числах сентября

(Презренной прозой говоря)…

Любопытно свидетельство И. Панаева, как эта строка поразила современников, в том числе его учителя, преподавателя истории русской литературы Кречетова:

«Однажды Кречетов явился к нам в класс с таинственным и торжествующим видом. Он сел на свой стул и произнес: «В последних числах сентября…». «В последних числах сентября!» - повторил он еще выразительнее и приостановился на минуту. Какая проза! А между тем, господа, это стих прелестной, игривой, бойкой, ловкой, остроумной поэмы, которая искрится поэзией… Начать поэму такими пустыми, прозаическими словами: в последних числах сентября – это, господа, я вам скажу, величайшая поэтическая дерзость… Только Пушкин мог решиться на это! Вот что значит гений!..»

(По В. Виноградову)

«В полях еще встречается снег, но уже текут весенние ручейки, и их журчание пробуждает спящую землю». В этих словах ничего особенно резкого, особенно чуждого не прибавлено к стихам Ф. Тютчева. Но разве можно узнать в этих прозаических строках – удивительное:

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят,

Бегут и будят сонный брег…»

(В. Брюсов)

Задание 2.

Объясните разницу в двух последних текстах.

Задание 3.

Попытайся определить средства создания образности речи в предложенном тексте.

Домашнее задание:

Напишите небольшое сочинение – рассуждение об отличии образа в слове и словесного образа в художественной литературе.
Тема этого сочинения в заглавии. Композиция может состоять из вступления, основной части и заключения. Вы можете по-своему изложить предложенный материал. Написать сочинение – рассуждение помогут вопросы:

  • Лексикология как наука, что она изучает? Почему?

  • Прямое и переносное значение слов; какие языковые явления лежат в основе многозначности слов?

  • Структурная или языковая стилистика, предмет ее изучения.

  • Литературные тропы, что лежит в основе тропа?

  • Как ведет себя слово в языке художественной литературы?


Или напишите статью для литературного журнала о стилистике художественной литературы.
Статья – научное или публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете.

В статье о стилистике художественной литературы можно изложить предложенный материал по-своему. Написать статью помогут следующие положения:

  1. Специфика литературы как искусства.

  2. Язык как материал художественной литературы.

  3. Художественный образ – в чем состоит его отличие от понятия;

  4. Стилистика художественной литературы, предмет ее изучения.

  5. Взаимодействие стилистики художественной литературы с другими областями филологии.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература создает художественные образы, используя все богатства языка. Язык «материал» iconЛитература и ее жанры. Художественная литература
Материал живописи- краски, материал музыки- звуки, материал художественной литературы- слово, язык

Литература создает художественные образы, используя все богатства языка. Язык «материал» iconПроект: «Что за прелесть эти сказки»
Художественные образы и язык, которыми оперируют сказки, прост и понятен даже трехлетнему ребенку. Слушая сказку, ребенок подсознательно...

Литература создает художественные образы, используя все богатства языка. Язык «материал» iconРоль русского языка в современном мире
Все народы, населяющие её, развивают свою национальную культуру и язык. Русский язык используется народами Российской Федерации как...

Литература создает художественные образы, используя все богатства языка. Язык «материал» iconНастоящим Законом устанавливаются основные положения политики в области...
Государственный язык Республики Армения-армянский, который обслуживает все сферы жизни республики. Официальный язык Республики Армения...

Литература создает художественные образы, используя все богатства языка. Язык «материал» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Зарубежная литература...
Основной образовательной программы подготовки выпускника по специальности 050303 иностранный язык

Литература создает художественные образы, используя все богатства языка. Язык «материал» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Зарубежная литература...
Основной образовательной программы подготовки выпускника по специальности 050303 иностранный язык

Литература создает художественные образы, используя все богатства языка. Язык «материал» iconМетодическая разработка дидактического материала по дисциплине «Русский...
Материал может быть использован педагогами на уроках русского языка в средних и старших классах общеобразовательных учреждений, а...

Литература создает художественные образы, используя все богатства языка. Язык «материал» iconНаписать фамилию и номер группы
Задание: используя материал лекции, составить подробный конспект жизни и творчества А. Куприна

Литература создает художественные образы, используя все богатства языка. Язык «материал» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Зарубежная литература...
Специальность 050303. 65 Иностранный язык (английский) с дополнительной специальностью 050303. 65 Иностранный язык (немецкий); 050303....

Литература создает художественные образы, используя все богатства языка. Язык «материал» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Русская литература 1920-х гг.»
Профиль: Филологическое образование ((«Русский язык и литература», «Литература и литературное редактирование», «Родной язык и психолингвистика»,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную