Уроков «Первое сентября» Ишангалиева Б. М






Скачать 142.06 Kb.
НазваниеУроков «Первое сентября» Ишангалиева Б. М
Дата публикации01.04.2015
Размер142.06 Kb.
ТипУрок
l.120-bal.ru > Литература > Урок
Интегрированный урок по литературе и экологии в 7-м классе по теме: "Взаимоотношения человека и природы"

(по материалам фестиваля открытых уроков «Первое сентября»)

Ишангалиева Б. М., учитель русского языка и литературы

Рябова И. В., учитель биологии, химии

Цели:

  1. Дать учащимся представление об экологической ситуации, сложившейся на нашей планете.

  2. Познакомить учащихся с ролью литературы в решении экологических проблем.

  3. Попытаться понять, как правильно относиться к природе, любить ее и беречь.

  4. Продолжить работу по дальнейшему совершенствованию культуры речи.

Оборудование:

  1. Портреты писателей и поэтов;

  2. фрагмент из музыкальной композиции Пола Винтера;

  3. картины русских художников;

  4. выставка книг.

Учитель литературы: Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас необычный урок, это одновременно урок и литературы, и экологии и биологического краеведения.

Сегодня мы поговорим о взаимоотношении человека с природой. Эта тема волнует сейчас всех.

На Руси в давние времена били в колокола, когда случалось какое-то несчастье: пожар, война, наводнение или какое-то другое бедствие.

Наш сегодняшний урок мы назовем “Колокола тревоги”. Колокола... значит речь сегодня пойдет о каком-то бедствии? Да. Сегодня мы будем говорить на очень важную и волнующую тему для каждого человека, живущего на этой планете. Эта тема важна тем, что от состояния природы зависит жизнь человека, его существование на планете. Сегодня на уроке мы постараемся разбудить пусть не колокол, но маленький колокольчик в душе каждого из вас и пусть он будет служить путеводителем в вашей дальнейшей жизни. Отдельный звон маленького колокольчика не слышен, но вместе звучащие колокольчики могут превратиться в громкий набат, который заставит задуматься о проблемах экологии.

Учитель биологии: Экология... Экологические проблемы... сейчас нет слов, произносимых чаще.

Ребята, на уроках экологии мы часто говорим об экологии и проблемах, с ней связанных, давайте вспомним: на уроках мы говорим об охране растений и значении их в природе и жизни человека, о причинах и смене растительных сообществ, о влиянии растений друг на друга. Все это и есть экологические вопросы.

Так что же такое экология? Что это за наука такая? Большинство названий наук родилось в глубокой древности и авторы их неизвестны. Экология же имеет точную дату своего рождения и известна фамилия ее юридического отца. Им стал последователь Ч. Дарвина немецкий биолог Эрнст Геккель, 14 сентября 1866 г. он подписал к изданию свой основной груд, в котором определил экологию как науку, изучающую взаимоотношение организмов между собой и окружающей средой.

Запишем: Экология – это наука, изучающая взаимоотношения организмов между собой с окружающей их средой обитания.

В переводе “ойкос” – дом, жилище, “логос” – наука, другими словами – это пачка и доме, нашем общем доме, планете Земля.

А чтобы было понятнее, давайте посмотрим, а как же мы относимся к нашему общему дому, к планете, на которой мы живем? (Перед уроком учащимся были даны задания, темы сообщений, ребята для подготовки использовали дополнительную литературу). Кто расскажет об экологической ситуации на нашей планете?

Ученик (Демиденкова Н.). Все мы обязаны своей жизнью нашей планете – прекрасной и единственной Земле – матери, голубой от океанов, зеленой от лесов, желтой от песков, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед нами, пред варваром-человеком. Получив неограниченную власть над природой, и надменно упиваясь этой властью, он, считающий себя “венцом природы”, забыл, что сам является ее скромной частицей.

“Мы и сейчас еще не поняли и не хотим понять, – восклицает современный русский писатель Виктор Астафьев, – что животные, птицы, рыбы, растения без нас проживут, а ведь нам без них не прожить и дня единого”.

Знаки надвигающейся беды заметны сегодня повсюду в мире. Человечество лицом к лицу столкнулось с жесточайшим экологическим кризисом. Катастрофически быстро загрязняется вода и воздух. Превращаются в пески плодородные земли, на глазах сокращается площадь лесов. Повсеместно дают о себе знать химического загрязнения. В результате варварского хозяйствования человека буквально “вываливаются” на планету горы отбросов, удушающих все живое. Глобальные проблемы затрагивают основы существования цивилизации.

Человечество сегодня – никакой не властелин и не царь природы. Восторгаясь его разумом, мы должны научиться восторгаться гармонией, красотой природы. Она вечна, тогда как человеческая жизнь – всего лишь миг, мгновение

Глобальные экологические проблемы. Сейчас нет слов, произносимых чаще. В них вкладывается разный смысл. В деле решения современных экологических проблем нет “зрителей” и “действующих лиц”. Мы все несем ответственности за сохранение жизни на нашей планете. Сейчас во всем мире растет понимание того, что разрушая природу Земли, человечество уничтожает свое будущее. Ведь планета Земля – наш большой дом, дом всего человечества. В нем общий “водопровод” в виде рек и озер. Мирового океана, единая атмосфера и единые источники питания. Если у всего человечества в едином общем доме общие “жизненные системы”, то должны быть и общие заботы. И самая главная в том, чтобы избежать экологической катастрофы.

Берегите эти земли, эти воды
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей
внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя! (Е. Евтушенко)

Вступительное слово учителя литературы:

– Сегодня на уроке я познакомлю вас с ролью литературы в решении экологических проблем. И мы попытаемся понять, как правильно относиться к природе, любить ее и беречь.

На сегодняшний день проблема экологии – актуальна. Все благоразумные люди на нашей планете вносят посильный вклад в решение этой проблемы.

Искусство, а литература – это вид искусство, обладает способностью проникать в самые сокровенные уголки человеческой души. Художники, писатели, поэты остро чувствуют опасность для человечества современных экологических проблем и пытаются своим творчеством заставить человека задуматься о последствиях варварского отношения к природе. Но не будем сразу говорить о мрачном. Давайте поговорим о прекрасном, о природе, которая окружает нас. Леса, поля, реки, березовые рощи – вот она русская земля, вечно манящая к себе своей красотой, широтой, богатством и вызывающая чувство благоговения в душах русских людей.

Писатели и поэты не могли оставаться бездейственными, и они. естественно, поспевали красоту окружающей природы в своих произведениях.

Давайте послушаем некоторые из них.

  1. И.А. Бунин “Листопад”, читает Диллер Юлия.

  2. С. Есенин “Пороша”, читает Пашинская Анна.

Учитель литературы. Ребята, как художники используют различные краски при изображении пейзажа. так поэты используют литературные тропы при изображении пейзажа при помощи слов.

“... Заколдован невидимкой, дремлет лес...”

– Как называется эта тропа?

Дети отвечают: “Олицетворение”.

– На партах лежат тексты стихотворений. Найдите литературные тропы, используемые авторами.

Дети называют: “Оперлася на клюку” – олицетворение; “Понагнулась, как старушка...” – сравнение; “А заря, лениво, обходя кругом...” – олицетворение; “...Как гроздья винограда, ветвей концы висят” – сравнение.

Учитель литературы. Как видите, ребята, поэты говорят о природе, как о живом существе и, действительно, природа живая, и поэтому относиться к ней нужно бережно.

Природу нужно уметь чувствовать эстетически. Придя в лес, не все люди слышат шелест падающей листвы, бег воды, звон ручья... Например, кленовый лист напоминает кисть руки, если посмотреть образно. Ветви деревьев как протянутые руки человека.

Ребята, природа действительно наполнена разнообразными звуками: поют соловьи, звенит капель, курлычат журавли, даже киты издают мелодичные звуки. Американский композитор Пол Винтер пишет экологическую музыку, используя природные звуки. Послушаем фрагмент из его альбома, как самка кита зовет своего детеныша. (Звучит музыка.)

– Ребята, какое впечатление произвела на вас эта музыка?

Дети. “Слушая эту музыку, я представила себе подводный мир с множеством его обитателей, и поняла, что и там есть любовь. Только любящее существо может издавать такие нежные звуки”.

Учитель биологии. Ребята, мы сейчас поговорили о красоте нашей Земли, нашей природы, но вся эта красота может исчезнуть, если обращаться с ней по-варварски. Ни один вид живых существ не разрушает гармонию природы так сильно, как человек. И это неудивительно. Техническая энергия, которой владеет человек, сопоставима с энергией таких стихийных бедствий, как землетрясения, ураганы, грозы. Современные технологии могут привести к тому, что вся наша земля превратиться в промышленную площадку и сельскохозяйственные угодья. И не останется: естественных природных уголков для отдыха и нормальной жизни.

Ученик (Романова А.)

 Мне хотелось бы рассказать о проблемах Мирового океана.

Океан – колыбель всего живого на Земле. Мировой океан – это настоящий кладезь жизненно-важных для человечества ресурсов, но они не безграничны. К бережному отношению к щедрым дарам океана взывает и то обстоятельство, что океан и суша – одно неразрывное целое.

Чем же богат океан? Это, в первую очередь, его биологические ресурсы. Самые разнообразные виды рыб, головоногие моллюски: кальмары, мидии, устрицы. Различные ракообразные: крабы, креветки, лангусты, криль, а также морские млекопитающие. Использует человек и минеральные богатства океана, со дна морей добывает нефть и газ, а также вольфрамовые руды, оловянные, титановые и другие.

Долгое время состояние океана не вкушало человечеству серьезных опасений. Но в последние десятилетия усилилось воздействие хозяйственной деятельности человека на природные комплексы океана. Более всего беспокоит загрязнение океана нефтью и нефтепродуктами, они очень токсичны и губительно действуют на все живое. 1 тонна нефти покрывает пленкой 12 кв. км поверхности воды, а ее ежегодно в океан выливается 6 млн. тонн.

Кроме нефти наибольшую опасность представляют тяжелые металлы: ртуть, свинец, цинк, кадмий.

В Мировой океан ежегодно поступает несколько миллиардов тонн жидких и твердых отходов, только с речными стоками поступает около 100 млн. тонн загрязняющих веществ.

Перед человечеством остро стоит проблема, связанная с водопотреблением, так как человеку для нормальной, полноценной жизни необходима чистая вода.

Ученик.(Петрушка А.)

... И неужели мы будем в истории –
“Эти, Байкал загубили которые?”
Надо вывешивать бюллетень,
Как себя чувствуют омуль, тюлень...
Чтоб заповедником стало озеро,
Чтоб его воду не целлюлозило,
Чтоб никто никогда не сказал:
“Мертвое море – священный Байкал”. (А. Вознесенский)

Ученик.(Шнайдер В.)

 Мне хотелось бы рассказать вам об экологических проблемах, связанных с уничтожением наших лесов.

С появлением на Земле человека леса стали одним из первых компонентов природы, подвергшихся его воздействию. Сначала леса выжигали, с изобретением топора его стали вырубать. С 1850 года по 1980 площади лесов на планете сократились на 15%, в настоящее время ежегодно вырубается или выжинается 114 тыс. кв. км леса.

Сейчас в основном уменьшаются площади под тропическими лесами, это леса Амазонии и Центральной Африки, а ведь эти леса – “легкие” нашей планеты. Опасными темпами “тают” леса Сибири и Урала, здесь ежегодно вырубается более полумиллиона тысяч гектаров леса. На месте вырубок почти всегда начинается заболачивание местности. Поскольку, вырубают прежде всего сосновые наиболее ценные леса, повсеместно наблюдается обезлесение, т.е. обеднение лесного покрова.

Наша планета стремительно “лысеет”, под натиском человека леса отступают на всех континентах, практически во всех странах. К сожалению, не все люди задумываются над глубоким смыслом слов: “Первое срубленное дерево явилось началом цивилизации, а последнее – будет означать конец ее...”.

Ученик.(Стихиляс И.)

Я расскажу о загрязнении атмосферы.

Нашу планету омывает единый воздушный океан, который защищает и сохраняет жизнь на Земле. Державы мира могут делить сушу между собой, но находящаяся в вечном движении атмосфера, всегда будет общим достоянием человечества. Она взаимодействует с Космосом, Мировым океаном, водами суши и живыми организмами. Человек своей деятельностью способен сильно воздействовать на атмосферу, изменяя состав ее газов, ее температуру. Сейчас атмосфера Земли сильно загрязнена выбросами автотранспорта, который дает 37% всех загрязнений атмосферы, промышленность – 32%, другие источники загрязнений – 31%. Увеличение концентрации парниковых газов, таких, как углекислый газ, метан, фреон и другие, приводят к повышению температуры на нашей планете и потеплению климата. Это приведет к повышению уровня Мирового океана на 50–65 см за счет таяния ледников. Это вызовет глобальную катастрофу, так как многие участки суши будут затоплены, на них сейчас проживает около 45% населения земли. Ухудшатся и условия ведения сельского хозяйства на тех участках суши, которые будут не затоплены. Все это приведет к перенаселению, голоду и массовой гибели людей, поэтому ученые призывают отойти от принципа “поживем-увидим”, а уже сейчас включиться в борьбу с глобальным потеплением.

Учитель литературы. Из услышанного мы видим, что природа находится в состоянии кризиса. И мы люди, должны исправлять это положение. Я хочу обратить ваше внимание на роль литературы в решении этой проблемы. Иногда говорят, что поэты не вносят должного вклада в защиту природы. Вот, например, “зеленые”, “гринписовцы пикетируют заводы, проводят акции протеста, а что поэты?...

Но поэты не просто созерцают природу, воспевая ее красоту. А очень часто выражают гнев и сопротивление человеческим деяниям.

Своими произведениями они бьют тревогу и привлекают внимание людей к экологическим проблемам.

Так М.Ю. Лермонтов еще в прошлом веке написал стихотворение “Три пальмы” Послушаем его. Читает стихотворение Кошельков Алеша. Беседа по содержанию.

1) Почему последняя картина вызывает удручающее чувство?

Дети отвечают:

– Потому что на месте оазиса, стала пустыня.

– Какие слова использует поэт для ощущения тревоги?

Учащиеся отвечают:

– Нелюдимый, дико, пусто, терзает, напрасно.

– По какому принципу построено это стихотворение?

– Построено на антитезе. Картина цветущего оазиса в начале стихотворения – и тоже место, где стало “дико и пусто”.

Учитель биологии. А теперь, ребята, давайте посмотрели на эту проблему с экологической точки зрения.

3 пальмы – это растительное сообщество “Оазис”. Какие изменения произошли в этом растительном сообществе?

Ученик. Растительное сообщество сменяется другим, т.е. пустыней, т.к. из-за уничтожения растений источник воды засыпало песком. Мы видим пример опустынивания.

Учитель литературы. Ребята, мы с вами говорили о природе в разных уголках нашей -страны. А давайте поговорим о нашем родном крае, о Саратовской области.

Трудно передать словами всю красоту нашего края.

Учитель читает стихотворение.

Учитель биологии. Экологическое состояние

Современное экологическое состояние Саратовской области является критическим. Продолжается интенсивное загрязнение природной среды по мере роста объёмов производства. Динамичнее, чем в среднем по России, развивается топливная, химическая и нефтехимическая промышленность. Внешнеторговый оборот Саратовской области за последние годы возрос на 25 %. Основу экспорта составляет продукция топливно-энергетического и нефтехимического комплекса. В страны ближнего зарубежья продолжает поставляться продукция машиностроения. К ним относятся страны Азии. Одновременно с экономическим ростом региона растёт и экологический ущерб. На сегодняшний день экологическое состояние Саратовской области не улучшается. Не предпринимаются меры по приостановлению негативных воздействий на окружающую среду, предотвращению неконтролируемого воздействия (к ним относятся аварии, неконтролируемые выбросы, что может привести не только к катастрофам локального характера, но и более масштабного).

Для решения целого комплекса экологических проблем Комитетом охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области была разработана «Программа стабилизации и улучшения экологической обстановки на территории Саратовской области», основу которой составили предложения администраций городов и районов области, городских районных комитетов по охране окружающей среды, предприятий и организаций области. Финансирование Программы осуществляется из бюджетов разных уровней, средств экологических фондов, предприятий и организаций области. В итоге увеличился объём капитальных затрат, направленных на охрану окружающей среды области, за счёт всех источников финансирования. Объекты общественности неизвестны.

Для объективной оценки опасности, обстановки, существуют следующие данные. В отвалах и хранилищах предприятий Саратовской области находится 24 млн тонн промышленных отходов:

  • 1 класс опасности — 3,5 тыс. тонн; («Тантал», «Знамя Труда», «САЗ», «АИТ», «ЭЛМАШ», «СЭПО»)

  • 2 класс опасности — около 5 тыс. тонн;

  • 3 класс опасности — около 3 млн тонн;

  • 4 класс опасности — около 21 млн тонн.

В 1998 году в области образовалось примерно 1,5 млн тонн промышленных отходов 1—4 классов опасности, около 2 млн тонн твердых бытовых отходов. По сравнению с 1997 годом произошло уменьшение валового объёма образования промышленных отходов на 11 %, что связано с падением объёмов производств.

Особо опасным предприятием в г. Саратове является завод «АИТ», который загрязняет не только свою территорию, но и прилегающий к нему жилой массив. Это предприятие длительное время вывозило на свалку Александровского сельсовета отходы производства, содержащие никель и кадмий. Которые вызывают злокачественные заболевания у людей.

Фосфогипс, накопленный в отвале в количестве более 19 млн тонн (при проектной вместимости 10,84 млн тонн) от производственной деятельности ОАО «Иргиз» г. Балакова. Здесь загрязнение в десятки раз превышает ПДК по фосфатам, хлоридам, железу, аммиаку и нитратам.

Одной из самых актуальных проблем является проблема сбора и утилизации техническо-бытового мусора (ТБО). Растет количество несанкционированных свалок, как на территории крупных районных центров, так и на территории области, а также количество ТБО на свалках. На сегодняшний день Администрацией муниципальных образований и Правительством Саратовской области она никак не контролируется и не отслеживается. Единственной мерой являются разовые акции по уборке мусора на территории муниципальных образований, инициированные общественными организациями Саратовской области и «Субботники», которые также проводятся весной и осенью.

Экологическое состояние водных ресурсов

По результатам наблюдений на водомерных постах ФГУ «Саратовский ЦГМС» на 10 июня 2011 года отметка уровня воды в населенных пунктах — городах Вольск, Маркс, Саратов, Ровное составляет — 15,00 м, 14,89 м, 14,81 м, 14,72 м. А минимальный навигационный уровень воды составляет 13 м. Уровень воды в Волге в районе Вольска на сегодняшний день составляет 17 м, в Марксе — 15,95 м, в Ровном — 14,73 м. То есть, до критической точки осталось недалеко. Снижение уровня воды в Волге приводит и к потере рыбных запасов: икра, отложенная на осоке, находится выше уровня воды и засыхает.

Из-за резкого сброса воды на Волге опять гибнет рыба и будет меняться видовой состав, ведь для каждого вида рыб нужны свои условия развития. При уменьшении уровня Волги изменилась её соленость. Не все виды рыб могут к этому адаптироваться. Из-за сбросов промышленных загрязнений, которые оседают на дне и при уменьшении уровня воды в реке, рыбы будут больше аккумулировать в себе вредные вещества, что заставляет задуматься о её употреблении в пищу человеком.

Экологическое состояние атмосферы

Ежегодно предприятия Саратова выбрасывают в атмосферу до 50 млн тонн вредных веществ. К этим веществам относятся: оксид углерода, оксиды азота, диоксид серы, углеводороды, альдегиды, тяжёлые металлы (Pb, Cu, Zn, Cd, Cr), аммиак, атмосферная пыль.

Экологи посчитали, что для нормального дыхания нужно, чтобы на каждого жителя города приходилось как минимум одно дерево и не 1–2-х летнего возраста. Что же я могу сделать? Наверно, так сейчас думают многие, ведь мы не можем закрыть заводы, электростанции, но каждый из нас может участвовать в решении экологических проблем и внести свой посильный вклад:

  1. выключать свет и электроприборы в комнате – экономия электроэнергии=> газ и уголь х 1000000 человек

  2. сбор вторсырья (макулатура)=> деревья

  3. закрывать кран с водой=> чистая вода

  4. не бросать мусор=> чистота земли, дворов х 1 млн. человек

  5. сажать деревья.

Взрослый человек, которого сейчас не интересуют и не волнуют экологические проблемы, не получил в детстве экологического воспитания, а в юношеском возрасте – экологического образования. И таких людей сейчас, к сожалению, еще очень много. Но уже сейчас ростки экологической культуры дают всходы, люди всё чаще задумываются над этими проблемами и среди них те, кто хочет решить хотя бы часть этих проблем.

Учитель литературы. Ребята, я думаю, что наш урок не прошел в пустую. Из всего услышанного вы поняли, что мы с вами являемся частью природы. И если не будет природы, то не будет и нас. Но я уверена, что этого не произойдёт, так как предо мною сидят будущие экологи, врачи, учителя биологи-люди, которые сделают всё для того, чтобы наша планета стала цветущим садом, где будет всем уютно и хорошо жить.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Уроков «Первое сентября» Ишангалиева Б. М iconРоссийская Государственная библиотека
Сервер Обьединения педагогических изданий "Первое сентября": электронные версии газеты, методические разработки, учебники, материалы...

Уроков «Первое сентября» Ишангалиева Б. М iconРасписание уроков на первое полугодие 2014-2015 года

Уроков «Первое сентября» Ишангалиева Б. М iconИздательский дом «Первое сентября». Журнал «Физика» №3/2014 fiz@ 1september ru

Уроков «Первое сентября» Ишангалиева Б. М icon186 — дети… То, что весь мир увидел по телевидению с 1 по 3 сентября...
Сегодня мы вспоминаем погибших во время террористического акта в городе Беслан республики Северная Осетия в бывшей первой городской...

Уроков «Первое сентября» Ишангалиева Б. М iconЛитература Приложение к газете «Первое сентября»
Теоретико-методологические основы разработки и решения проблемы чтения в методических системах и школах XVIII-XX вв

Уроков «Первое сентября» Ишангалиева Б. М iconКнига Учредитель фестиваля Физико-математический лицей №31
...

Уроков «Первое сентября» Ишангалиева Б. М iconIii литературный фестиваль «Открытая книга» Учредитель фестиваля
...

Уроков «Первое сентября» Ишангалиева Б. М iconСценарий ко Дню Знаний. «Однажды в Тридевятом царстве…»
По традиции – 1 сентября нет серьёзных уроков, а вот весёлых и занимательных – сколько угодно

Уроков «Первое сентября» Ишангалиева Б. М iconЛауреаты премии повести сказки рассказ
Заветная мечта" на "Острове сокровищ". Ч. Национальная детская литературная премия "Заветная мечта" // Библиотека в школе : газ издательского...

Уроков «Первое сентября» Ишангалиева Б. М iconРабочая программа среднего (полного) общего образования по математике
М: Просвещение, 2010); Л. С. Атанасяна, В. Ф. Бутузова, С. Б. Кадомцева и др. «Геометрия 10-11» (М.: Просвещение, 2005) («Математика»...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную