«Проблема интеграции на уроках русского языка и литературы в 5-9классах»






Скачать 98.06 Kb.
Название«Проблема интеграции на уроках русского языка и литературы в 5-9классах»
Дата публикации04.02.2015
Размер98.06 Kb.
ТипУрок
l.120-bal.ru > Литература > Урок
ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ФЕДОТОВОЙ О.Н.

по теме «Проблема интеграции на уроках русского языка и литературы в 5-9классах»

АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА

Проблема разработки интегрированных уроков по русскому языку и литературе в 5-9 классах в настоящее время особенно актуальна в связи с переходом основной общеобразовательной школы на новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Современная система образования направлена на формирование высоко образованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры. Все учебные предметы функционируют как автономные образовательные системы и не в достаточной степени удовлетворяют требованиям времени, введение интеграции предметов в систему образования позволит решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом. Интегрированные уроки будут способствовать формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.

Интеграция в уроки литературы сведений по истории, географии, живописи, архитектуре, музыке, скульптуре, театру и кино и даст результаты обучения, которые будут проявляться в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности

КОНЦЕПТУАЛЬНОСТЬ
Новшество проявляется в необходимости решения одной из важнейших проблем в современной системе образования - модернизации. Через интеграцию предметного преподавания интенсивно совершенствуются мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация; формируется абстрактное мышление и другие качества интеллекта. Интеграция предметного преподавания увеличивает роль самих учащихся в организации учебной деятельности, основанной на осознанности и произвольности, что способствует углубленному осмыслению учебного процесса.

Интеграция в современной школе идёт по нескольким направлениям и на разных уровнях. Отметим эти уровни:

- внутрипредметный;

- межпредметный.
Урок был, есть и в ближайшем будущем наверняка останется главной формой организации обучения и воспитания в школе. Сегодня школа направлена на создание свободного урока, появившегося как результат личностно ориентированного образования, сотрудничества учителя и ученика. Перед педагогом встала проблема выбора инновационной педагогической технологии, отвечающей требованиям современности. Современный урок должен быть направлен не на репродуктивные формы работы, а на творческие, развивающие. Межпредметная интеграция является одной из инновационных педагогических технологий, отвечающих требованиям современного урока.
Основными концептуальными положениями для планирования интегрированного урока являются:

  • уважение мнения и личности ребенка;

  • мотивированность обучения;

  • проблемность обучения;

  • индивидуальный подход в сочетании с групповым и коллективным взаимодействием;

  • самоопределение и самореализация учеников на различных уровнях учебного диалога;

  • интегративный отбор содержания образования в соответствии с поставленной учебной задачей;

  • учет результатов диагностического исследования и всего комплекса особенностей, сложившегося в ходе образовательного процесса.


Основными задачами учителя, планирующего интегрированный урок, являются:

  • создание психологически комфортных условий для продуктивной учебно-коммуникативной деятельности учащихся, что особенно важно для эстетического развития;




  • активизация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на всех этапах обучения, направленная на формирование эстетического вкуса в соответствии с психофизическими особенностями.


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА

Теоретической основой для накопления опыта послужили работы Е.Н.Гулякова, автора методики сопоставления произведений художественной литературы с произведениями других видов искусства, статьи И.С.Збарского, В.Г.Маранцмана, посвященные активизации деятельности учащихся на уроках литературы, учителей – методистов Г.В.Пранцовой, Г.С. Меркина, Б.Г. Меркина.

ОПТИМАЛЬНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ СРЕДСТВ

Литература связана с целым рядом дисциплин и вооружает школьников широкими познаниями мира и человека, это происходит через взаимодействие с историей, изобразительным искусством и музыкой. Установление органических взаимосвязей литературы с этими учебными предметами не только обогащает и углубляет литературные знания школьников, но и благотворно сказывается на усвоении смежных дисциплин.

История придаёт новое звучание и глубину литературным произведениям, дает материал для философских поисков, показывает условия и мотивы формирования художественных стилей. В то же время литература и искусство в целом обладают художественной убедительностью в осмыслении истории, в создании образов и картин, которые становятся примерами для философского анализа процессов исторического развития.

Используя репродукции картин известных художников на уроках русского языка и литературы, учитель опирается на те знания, которые приобрели школьники на уроках изобразительного искусства. (Урок русского языка с межпредметными связями в 7 классе

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРИЧАСТНОМ ОБОРОТЕ (закрепление) на материале картины Перова «Охотники на привале»;урок русского языка с межпредметными связями в 6 классе РАЗРЯДЫ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛНЫХ (закрепление по теме перед сочинением –описанием по картине В.М.Васнецова «Аленушка»);урок русского зыка с межпредметными связями в 7 классеСМЫСЛОВЫЕ ГРУППЫ НАРЕЧИЙ(на материале «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалогокупца Калашникова» М.Ю.Лермонтова и иллюстрации И.Билибина к поэме)

Ознакомление с программой по музыке дает возможность словеснику наиболее целесообразно включать музыку в уроки изучения биографии писателя и разбора литературных текстов. Это использование звукозаписей в ходе анализа литературных произведений. Преимущественно стихотворных, получивших музыкальную интерпретацию в песне, романсе. Не менее важен текстуальный анализ тех фрагментов литературного произведения, которые проникновенно запечатлели музыку и отношение к ней литературных героев. Сопоставление словесных изображений музыки с прослушиванием музыкальных записей усилит эмоциональную сторону анализа литературного произведения и конкретизирует представления школьников о действующих лицах произведения.

Интеграция создает новые условия деятельности учителей и учащихся и представляет собой действенную модель активизации мыслительной деятельности и развивающих приёмов обучения. Процесс развития художественного мышления и речи воплощается в различных видах диалоговых технологий, создающих благоприятный психологический климат, учитывающих субъективный опыт ученика и способных изменять его поведение. В рамках таких технологий создаются следующие ситуации:

*ситуации возникновения процесса художественного мышления и речи;

*эвристические ситуации;

*ситуации критики и воплощения.

Ситуации возникновения процесса художественного мышления и речи

могут быть самыми разными. В опыте учителя – словесника Е.Н.Ильина хорошо представлены педагогически оправданные варианты неожиданных и тем самым интересных для учащихся начал урока.

Наибольшей силой воздействия обладают формы различных противоречий, парадоксов. Поэтому надо начинать учить мыслить с развития способности правильно ставить вопросы.

Формы стадии воплощения различны .Замысел может быть воплощён в постановке на школьной сцене созданных учащимися сценариев или по-своему осмысленных сцен из пьес, изучаемых в школе, в форме киносценария (например,защита сценария мультфильма по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина).

Методы стимулирования и мотивации учения занимают значительное место в методике преподавания в современной школе. Это методы осознания ситуаций эмоционально-нравственных переживаний, ситуаций занимательности, познавательной новизны, познавательного спора; методы анализа жизненных ситуаций, познавательной игры, учебные дискуссии, создание ситуаций успеха. Их сочетание с другими методами обучения обеспечивает высокую эффективность применения всей системы методов

В дидактической игре учебная задача выступает скрытно, не в явном виде.

Играя, ребенок приобретает новые знания, совершенствует умения и навыки. А главное – игры всегда вызывают живой интерес, активность у школьников. , Каждая игра помогает решить какие–то определенные дидактические сформировать такое-то умение, развивать такие-то функции мозга (внимание, память, мышление, речь), воспитывать черты личности (сообразительность, находчивость, коллективизм и т.д.). В старших и средних классах уместны имитационные, ролевые игры, викторины и др. На уроках литературы можно использовать игры разного типа: и такие, в основе которых лежит соревнование, и такие, которые базируются на стремлении претворить произведение в слове, сценическом действии.

Литературная игра в сравнении помогает проверить, насколько у учащихся развита читательская память, и в то же время показать, что выбор художественных средств зависит от авторской установки. Воспитывая внимательного читателя, чуткого к авторскому слову, мы должны одновременно учить школьника передавать свои впечатления от прочитанного. И для этой передачи он должен овладеть некоторыми приемами театрального искусства..Это чтение по ролям с игровой установкой близкой по своей природе детской ролевой игрой, помогает «вживанию» в произведение. Реальные впечатления, которые легли в основу произведения, могут обогатить сознание учащихся, придать литературному произведению неопровержимость достоверности (например, литературно-музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству А.С.Есенина).

Выразительное чтение и рассказывание ставят перед учениками новые задачи и связаны с оценкой актерской интерпретации художественного текста. (Обобщающий урок «Трагическое и комическое в пьесе Н.В.Гоголя «Ревизор»)

Учебное исследование способно «осветлить» атмосферу уроков литературы, воздействовать на все стороны, все приемы преподавания. Скажем, анализ художественного текста может проводиться как в уровне ознакомления с уже существующей трактовкой, так и на уровне самостоятельных, весьма полезных, пусть и неоригинальных наблюдений и обобщений, а также на уровне маленьких открытий, позволяющих по-новому взглянуть на знакомый текст, почувствовать его глубину, в некоторых же случаях и на уровне оригинальной концепции произведения. И даже чисто репродуктивная работа – подбор цитат, изобразительного материала, заучивание – делается не со скукой, не с внутренним сопротивлением, а увлеченно и поэтому относительно легко, если понимается как этап на пути заманчивой цели, к работе ответственной и желанной, позволяющей утвердить свою личность каким-то добрым и полезным делом.

Поэтому проектно-исследовательскую работу на уроках литературы целесообразно рассматривать с двух взаимодополняющих точек зрения: как метод и как уровень, до которого в идеале могут подняться многие виды учебного труда школьников (например, защита проектов гербов помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»).
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Результатом работы можно считать:

  • повышение интереса учащихся к предметам: желание сделать собственные презентации, повышение качества знаний;

  • формирование целостной картины мира у детей, понимание связей между явлениями в искусстве, обществе и мире в целом;

  • воспитание общей культуры поведения личности ;

  • развитие духовного мира подростков;

  • «комфортность» обучения учащихся;

  • формирование навыков работы с художественной книгой, справочной литературой и ресурсами Интернета.

  • Результаты участия обучающихся во Всероссийской предметной олимпиаде:

  • Муниципальный уровень:

  • Участие- 10

  • Победы и призовые места-10

  • Республиканский уровень:

  • Участие- 3

  • Победы и призовые места- 1

  • Российский уровень:

  • Участие- 1

  • Победы и призовые места- 1

  • 65% детей от числа участвующих в ЕГЭ 2010 показали результаты выше уровня среднереспубликанских результатов

  • Качество знаний обучающихся по результатам итоговой аттестации в форме ГИА 2011-2012 г.г. – 86%

ПРИЛОЖЕНИЯ

1.Урок русского языка с межпредметными связями в 7 классе

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРИЧАСТНОМ ОБОРОТЕ (закрепление) на материале картины Перова «Охотники на привале»

2.Урок русского языка с межпредметными связями в 6 классе РАЗРЯДЫ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛНЫХ (закрепление по теме перед сочинением –описанием по картине В.М.Васнецова «Аленушка»)

3.Урок русского зыка с межпредметными связями в 7 классе

СМЫСЛОВЫЕ ГРУППЫ НАРЕЧИЙ

(на материале «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалогокупца Калашникова» М.Ю.Лермонтова и иллюстрации И.Билибина к поэме)

4."СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ" урок - обобщение по русскому языку в 9 классе (на материале лирики С.А.Есенина) в рамках дифференцированного обучения.


5."Печально я гляжу на наше поколенье..." урок литературы в 10  классе (урок – обобщение по творчеству М.Ю.Лермонтова с использованием работ Врубеля)

6.Контрольный тест по поэме Гомера «Илиада» (5кл.)

(материал предназначен для классов , работающих по программе Кудиной и Новлянской)

7.Творческая работа учащихся по литературе (9 класс) по теме:
проектная работа "ГЕРБЫ ПОМЕЩИКОВ" по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"

(проектная работа проводится в рамках обобщения материала в классе с углубленным изучением предметов эстетического цикла)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Проблема интеграции на уроках русского языка и литературы в 5-9классах» iconИз опыта преподавания русского языка как неродного на основе интеграции...
Велика и ответственна роль учителя русского языка в школе с поликультурным компонентом. Он не только учит детей своему предмету,...

«Проблема интеграции на уроках русского языка и литературы в 5-9классах» iconТехнологий на уроках русского языка и литературы
Статья посвящена актуальной проблеме активизации процесса обучения учащихся и педагогов путем внедрения интерактивных форм и методов...

«Проблема интеграции на уроках русского языка и литературы в 5-9классах» iconФормирование познавательных ууд на уроках русского языка и литературы
Дуброва И. Б., учитель русского языка и литературы высшей категории маоу лицей №1 г. Кунгура

«Проблема интеграции на уроках русского языка и литературы в 5-9классах» icon«Использование икт на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности»
Учителя русского языка и литературы, специалиста высшей категории Головко Людмилы Ивановны

«Проблема интеграции на уроках русского языка и литературы в 5-9классах» iconОсипова Т. В., преподаватель русского языка и литературы
Нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности

«Проблема интеграции на уроках русского языка и литературы в 5-9классах» iconИспользование проектных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях скоу V вида
Аристова Ю. Н., учитель русского языка и литературы, мбскоу школы –интерната №11, 2 квалификационная категория

«Проблема интеграции на уроках русского языка и литературы в 5-9классах» iconТема: «Уроки гуманизма и гуманизм уроков русского языка и литературы»
В работе раскрываются используемые на уроках русского языка и литературы педагогические технологии, применяемые через различные методы...

«Проблема интеграции на уроках русского языка и литературы в 5-9классах» icon«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского...
Описание опыта работы учителя русского языка и литературы Катковой Оксаны Викторовны

«Проблема интеграции на уроках русского языка и литературы в 5-9классах» iconПрограмма профессионального самообразования учителя русского языка и литературы
Тема самообразования: «Средства формирования универсальных учебных действий учащихся на уроках русского языка и литературы»

«Проблема интеграции на уроках русского языка и литературы в 5-9классах» iconИспользование информационно-коммуникационных технологий обучения...
Из выступления на совместном методическом объединении учителей русского языка и литературы и начальной школы

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную