Методика оценки эмоционального благополучия в интересах восстановления психического здоровья






Скачать 284.33 Kb.
НазваниеМетодика оценки эмоционального благополучия в интересах восстановления психического здоровья
страница1/2
Дата публикации17.02.2015
Размер284.33 Kb.
ТипАвтореферат
l.120-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

На правах рукописи

Одарущенко Ольга Ивановна

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В ИНТЕРЕСАХ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

14.03.11 - Восстановительная медицина, спортивная лечебная физкультура, курортология и физиотерапия

(психологические науки)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

Коломна 2014

Работа выполнена в государственном автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования

«Московский государственный областной социально-гуманитарный институт»

Научный руководитель


доктор психологических наук, профессор Ильичева Ирина Михайловна

Официальные оппоненты:
















Ведущая организация:







ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблемы. Представление о том, что эмоциональное благополучие есть залог душевного здоровья, а возможность понимать и управлять своим душевным состоянием приводит человека к благополучию в широком смысле слова, породило многочисленные и многоаспектные исследования, в которых основное внимание уделяется связи эмоциональных состояний с уровнем и качеством здоровья, а запрет на выражение и осознание негативных эмоций с различными формами психопатологии. При этом исследования концентрировались, в основном, на изучении характера эмоциональной сферы у людей, страдающих различными формами девиаций и психических заболеваний. Анализ особенностей эмоциональной сферы здоровых людей отходит в такого рода исследованиях на второй план. Поэтому особое внимание следует уделить изучению процессов сохранения и восстановления здоровья здорового человека путем динамической оценки его эмоционального благополучия.

Остается недостаточно изученной и сама взаимосвязь эмоциональной сферы с различными позитивными аспектами функционирования личности: личностным ростом, самопринятием, способностью устанавливать и поддерживать позитивные отношения с окружающими, стремлением к самоактуализации и т.д.

Особенно дискуссионным и мало изученным является вопрос о том, что выступает необходимым условием эмоционального благополучия, залогом здоровой личности. Существующие в психологии личности исследования не дают однозначного ответа на этот вопрос.

Несмотря на многочисленность подходов к трактовке психического здоровья, это понятие все же остается одним из мало разработанных как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Сохранение и восстановление психического здоровья здорового человека, а тем более духовного сегодня невозможно вне оценки психологического профиля личности, а значит зависит от критериев, определяющих психически здоровую личность. Предлагаемые в этом плане решения мало удовлетворяют современную психологическую практику, так как чаще всего предлагаются какие-то отдельные признаки, на основании которых оценивается психическое здоровье. Разные авторы предлагают разные критерии. Возможным вариантом, позволяющим решить один из ключевых вопросов прикладных психологических проблем психического и социального здоровья является выделение критериев все более высокой степени общности, таковым может быть критерий эмоционального благополучия. Методика оценки эмоционального благополучия позволила бы решать целенаправленно и своевременно вопросы восстановления психического здоровья и коррекцию нежелательных отклонений в ее развитии.

Состояние научной разработанности проблемы исследования. Проблеме психического здоровья посвящены многочисленные исследования в России и за рубежом (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, Б.С. Братусь, И.В. Дубровина, В.И. Слободчиков, В.А. Ананьев, Г.С. Никифоров и др). При этом многие теоретические работы и исследовательские программы используют понятия «психическое здоровье», «психологическое здоровье», «здоровая личность», «эмоциональное благополучие» как синонимы, ряд авторов (И.В. Дубровина, В.Э. Пахальян) отличают понятия «психическое здоровье» и «психологическое здоровье»; большинство авторов анализируют данные феномены преимущественно, с позиций традиционных клинических классификаций психического здоровья, основанных на патологии.

Рассматривая психическое здоровье как системное качество, такие авторы как (К.К. Платонов, В.А. Бодров, Г.М. Зараковский, В.А. Пономаренко, А.Н. Разумов и др.) уделяют внимание здоровью здорового человека, переориентации психопрофилактики на путь ограждения от факторов риска в дисгармоничной среде обитания, прежде всего социальной.

Состояние здоровья всех популяций населения нашей страны сегодня представляет реальную угрозу национальной безопасности. Это объясняет выраженный интерес к охране, восстановлению и укреплению здоровья у ряда исследователей (Б.А. Бараш, С.Б. Семичев, М.Б. Штокаленко, М.А. Ильина, В.А. Якунин, С.Ю. Добряк, С.В. Шушарджан, Г.О. Самсонова, А.В. Шакула, М.Д. Дыбов). Восстановление психического здоровья здорового человека предполагает поиск новых психологических методик для оценки психического здоровья здорового человека и невозможно без выбора критериев психического и особенно социального здоровья.

Проблема критериев психического здоровья остается недостаточно разработанной. Если оценка выраженности здоровья на уровне организма находит в современной медицине достаточно удовлетворительное решение, то в отношении психического и особенно социального здоровья об этом говорить нельзя. Возникает противоречие между востребованностью и недостаточной научной проработанностью данной проблемы.

Указанное противоречие, а также актуальность, научная и практическая значимость проблемы и определили выбор темы нашего исследования: «Методика оценки эмоционального благополучия в интересах восстановления психического здоровья».

Цель исследования: представить теоретическое обоснование проблемы психического здоровья и эмоционального благополучия здорового человека и разработать методику оценки эмоционального благополучия в интересах восстановления психического здоровья.

Для достижения цели в работе были поставлены следующие задачи: 1. Осуществить теоретико-методологический анализ подходов отечественных и зарубежных исследователей в познании сущности понимания терминов «психическое здоровье» и «эмоциональное благополучие» в современной психологии.

2. Провести эмпирическое исследование особенностей психического здоровья у здоровых.

3. Изучить связь между эмоциональным благополучием и компонентами психического здоровья здоровой личности, выявить их соотношение и особенности психического здоровья у лиц с различным уровнем (высоким и низким) эмоционального благополучия.

4. Разработать методику оценки эмоционального благополучия в интересах восстановления психического здоровья.

Теоретико-методологическая база исследования. Исследование психического здоровья личности базируется на идеях Л.С. Выготского о единстве и целостности психики, представлениях о структуре психически здоровой личности, сформулированных в работах Б.С. Братуся, выдвинувшего гипотезу об уровнях психического здоровья и подчеркивающего, что феномен следует изучать как особое «образование, имеющее сложное поуровневое строение», соответствущее структурной организации личности, Е.Р. Калитеевской, отмечающей обращенность различных моделей психического здоровья к различным уровням, регулирующим активность субъекта; положениях о психологической сущности феномена «здоровая личность», выдвинутых в работах В.А. Ананьева, Г.С. Никифорова, утверждающих, что здоровая личность – это прежде всего гармоничная личность, в работе О.С. Васильевой и Ф.Р. Филатова, отмечающих, что здоровая личность – это личность с согласованными процессами саморегуляции, социальной адаптации и самореализации; понимании эмоционального благополучия, предложенного в работах Л.В. Куликова, понимающего эмоциональное благополучие как компонент субъективного благополучия, А.Д.  Кошелевой, утверждающей, что эмоциональное благополучие – особое состояние сознания, состояние субъективного эмоционального комфорта – дискомфорта, Т.Д. Шевеленковой и ее сотрудников, посвятивших ряд исследований моделям психологического благополучия. Анализ психического здоровья личности проводится с позиций представлений о позитивных аспектах функционирования личности, разработанных в различных концепциях гуманистически ориентированных психологов А. Маслоу, К. Роджерса, Г. Олпорта, Э. Эриксона и др., определивших основные компоненты позитивно функционирующей личности, среди которых можно выделить личностный рост, самопринятие, способность устанавливать и поддерживать позитивные отношения с окружающими, стремление к самоактуализации и т.д., а также на концепции восстановительной медицины, основанной на здоровьецентристской парадигме и ориентированной на охрану здоровья здорового человека (В.А. Пономаренко, А.Н. Разумов, И.П. Бобровницкий и др.).

Научная новизна исследования: - в исследовании впервые реализуется интегративный подход к оценке психического здоровья здорового человека на основе обобщенного критерия, которым выступает эмоциональное благополучие;

- представлена связь между эмоциональным благополучием и следующими аспектами позитивного функционирования личности (интернальность в области семейных отношений, контактность, креативность, самопринятие, гибкость поведения, нравственность, зрелость личности, самоуважение), а также по-новому определено эмоциональное благополучие как степень реализованности компонентов позитивного функционирования личности;

- определены новые возможности сохранения и восстановления психического здоровья здорового человека путем динамической оценки эмоционального благополучия как обобщенного критерия психического здоровья, представлена формула для его определения. – впервые установлено значение обобщенного критерия (ОК≤67) для возможности определения факторов риска психическому здоровью здорового человека.

Практическая значимость работы состоит в том, что в работе:

- представлен прошедший апробацию авторский вариант методики оценки психически здоровой личности (МОЗЛ). Методика соответствует требованиям, предъявляемым к психодиагностическому инструментарию, и может применяться в работе штатных психологов оздоровительных учреждений любого типа с людьми разного возраста в интересах восстановления психического здоровья здорового человека.

- на основе исследования связи эмоционального благополучия и компонентов психически здоровой личности выявлены главные и основных параметры психически здоровой личности, предложена формула для определения психически здоровой личности и установлено значение обобщенного критерия психического здоровья. Результаты применения методики могут использоваться штатными психологами оздоровительных учреждений для построения целенаправленной и своевременной профилактики здорового поведения личности и коррекции нежелательных отклонений в ее развитии.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Теоретико-методологический анализ отечественных и зарубежных подходов к исследованию психического здоровья и эмоционального благополучия и проведенное эмпирическое исследование позволили определить специфику психического здоровья у здорового человека. Обобщенным критерием психически здорового человека выступает эмоциональное благополучие.

  2. Между эмоциональным благополучием и компонентами психически здоровой личности существует связь – имеющая характер высоко значимой корреляционной зависимости. Уровень эмоционального благополучия связан с субъективным ощущением эмоционального комфорта (мне хорошо, мне плохо) и определяется нами как степень реализованности компонентов позитивно функционирующей личности. Чем выше уровень благополучия, тем более доступными с точки зрения обладания ими или их реализации выглядят значимые параметры психического здоровья. Соотношение компонентов психически здоровой личности с эмоциональным благополучием связано с уровнем эмоционального благополучия. Так, расхождение между психически здоровой личностью и эмоциональным благополучием наиболее велико у лиц с низким эмоциональным благополучием. В то время как у лиц с высоким эмоциональным благополучием структура эмоционального благополучия приближается к структуре психически здоровой личности.

  3. Созданная модель психического здоровья здорового человека включает: теоретико-методологические подходы; структурно-содержательные компоненты: главные параметры (интернальность в области семейных отношений, контактность, субъективное благополучие) и основные (креативность, самопринятие, гибкость поведения, нравственность, зрелость личности, самоуважение), критерии и уровни психического здоровья здоровой личности, прогнозируемый результат.

  4. Разработанная методика «МОЗЛ», позволяет определить обобщенный критерий (ОК) и факторы риска психическому здоровью здорового человека, дает возможность проводить профилактическую психологическую работу в интересах восстановления психического здоровья.

Реализация результатов исследования: результаты, полученные в ходе исследования, использованы в рамках производственных практик студентов социально-психологического факультета ГАОУ ВПО «МГОСГИ» в различных медико-социальных учреждениях, при составлении программ для студентов социально-психологического факультета и слушателей факультета повышения квалификации.

Степень достоверности результатов работы обеспечивается теоретическими и методологическими положениями, лежащими в основе работы, применением методов, соответствующих объекту, предмету, цели и задачам исследования, объемом выборки из 158 человек (студенты ГАОУ ВПО «МГОСГИ» и работающие двух возрастных групп), а также применением методов математической статистики для обработки данных и их последующим анализом, статистической значимостью результатов, выводами и рекомендациями. Выводы по работе насыщены эмпирическими данными, обоснованы, логически вытекают из представленного материала. Материалы опубликованы в сборниках конференций, были внедрены в работу со слушателями факультета повышения квалификации в курсе «Психологическое здоровье дошкольников» (программа сертифицирована в 2011 г.), на занятиях факультета психологии ГАОУ ВПО МГОСГИ в курсе «Психология общения», «Психологическое здоровье в условиях образовательной организации». По теме исследования опубликовано 19 научных статей, в том числе три в рецензируемых журналах («Проблема психологического здоровья в философско-религиозных воззрениях от Античности до середины XIX века», «Особенности психологического здоровья студентов», «Эмоции и психологическое здоровье»).

Апробация работы: проведена на расширенном заседании кафедры психологического образования социально-психологического факультета ГАОУ ВПО «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт» 30 июня 2014 года. Основные положения диссертации обсуждены на заседаниях кафедры психологического образования ГАОУ ВПО МГОСГИ в период с 2012 по 2014 гг., были представлены в выступлениях на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Диагностика, профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у детей и подростков» в 2002 г., на областной научно-практической конференции «Воспитываем здоровое поколение» в 2005 г., на студенческой научной конференции в 2006 г., на конференции КГПИ «Мониторинг применения психолого-педагогических программ в работе с детьми группы риска» в 2007 г., в выступлениях на 9 – ой Всероссийской научно-практической конференции «Практическая психология образования XXI века: духовно-нравственное воспитание в образовательном пространстве современной России» (проведение мастер-класса «Работа с родителями в контексте духовно-нравственного воспитания личности дошкольников»), февраль 2011 г.; на научной практической конференции «Условия эффективного управления муниципальной системой образования малого города» (выступление и мастер-класс «Новые технологии общения с родителями»), февраль 2011 г.; в выступлении и проведение мастер-класса на X-ой Всероссийской научно-практической конференции «Практическая психология XXI-века: Духовно-нравственное воспитание в образовательном пространстве России», февраль 2012 г.; в выступлениях «Участие студентов-практикантов в реализации здоровьесберегающих технологий, проведение мероприятий по профилактике аддиктивного и делинквентного поведения в образовательных ораганизациях» на научно-методическом семинаре (ноябрь 2013 г.) и на XII-ой Всероссийской научно-практической конференции «Практическая психология образования XXI-века: развитие личности в образовании», февраль 2014 г.; в выступлении «Проблема здоровьесберегающей работы в условиях образовательной организации любого типа» на V-ой Всероссийской научно-практической конференции «Спортивная психология и спортивная медицина XXI века: проблемы и перспективы», май 2014 г.

Личный вклад автора заключается в следующем:

В диссертационном исследовании представлено новое, разработанное лично автором, решение проблемы критериев оценки психического здоровья здорового человека. Критерием оценки психического здоровья здорового человека выступает обобщенный критерий – эмоциональное благополучие, имеющий выраженную связь со следующими аспектами позитивного функционирования личности (интернальность в области семейных отношений, контактность, креативность, самопринятие, гибкость поведения, нравственность, зрелость личности, самоуважение).

Результатом диссертационной работы выступает разработанная автором модель позитивного психического здоровья, включающая теоретико-методологические обоснования и структуру, состоящую из главных параметров (интернальность в области семейных отношений, контактность) и основных параметров (креативность, самопринятие, гибкость поведения, нравственность, зрелость личности, самоуважение) и методика оценки эмоционального благополучия или методика определения психически здоровой личности (МОЗЛ), позволяющая целенаправленно решать вопросы восстановления психического здоровья здоровой личности.

Предложена формула для определения обобщенного критерия (ОК) и эмпирическим путем установлено значение обобщенного критерия (ОК≤67) для возможности определения факторов риска психическому здоровью здорового человека.

Объем и структура работы соответствует логике исследования и содержит: диссертация состоит из введения, трёх глав, выводов, заключения, списка литературы из 194 наименований, из которых 27 на иностранном языке, приложений. Общий объем диссертации 201 страница. В работе содержатся графики, таблицы, рисунки.

Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось в Московском государственном областном социально-гуманитарном институте. Общая выборка состояла из 158 человек, студентов и работников. Выборку составили 57 мужчин и 101 женщина (возраст в диапазоне от 18 до 65 лет, средний возраст 26 лет).

Этапы исследования. Исследование состояло из трех этапов:

- на первом этапе исследования был проведен анализ психологической литературы по проблеме, определены теоретико-методологические основы работы, подобраны методики исследования;

- на втором этапе было проведено эмпирическое исследование по изучению психического здоровья у студентов и работников;

- на третьем этапе были проведены систематизация, обработка, анализ и интерпретация полученных результатов. Оформлена диссертация.

Методы и методики исследования: теоретико-аналитические и обобщающие методы (теоретическое изучение проблемы); и эмпирические методы (наблюдение, психодиагностические методы), методы статистической обработки данных, корреляционный и факторный анализ. Обработка результатов выполнена при помощи статистического пакета STATISTIKA V. 7.0.

В исследовании психически здоровая личность исследовалась на уровне психических процессов и состояний (Методика экспресс-диагностики уровня психоэмоционального напряжения (ПЭН) и его источников (авторы О.С. Копина, Е. А. Суслова, Е. В. Заикин), шкала радости/депрессии М. Аргайла, шкала оценки уровня ситуационной тревожности Ч. Спилберга и Ю. Ханина, опросник общего здоровья Д. Голдберга); уровне психических свойств личности (Оценка уровня самоактуализации личности (Э. Шостром), шкала субъективного благополучия (М.В. Соколова), метод диагностики уровня субъективного контроля (локус контроля), ориентировочная оценка эмоционального благополучия, личностная шкала проявлений тревоги Дж. Тейлор (в модификации В.Г. Норакидзе)); социальном и духовном уровнях (Торонтонская алекситимическая шкала, ориентировочное отношение к смерти, аутоаналитический опросник здоровой личности (В.А. Ананьев), ориентировочная оценка здорового поведения).

Характеристика исследуемого контингента. Общая выборка состояла из 158 человек, жителей городов Московской области: Коломна, Воскресенск, Луховицы и др. Среди участников исследования были студенты и работающие двух возрастных групп Московского социально-гуманитарного института. Все испытуемые либо находились в процессе получения высшего образования либо уже имели высшее или среднее специальное образование. Выборку составили 57 мужчин и 101 женщина (возраст в диапазоне от 18 до 65 лет, средний возраст 26 лет).
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методика оценки эмоционального благополучия в интересах восстановления психического здоровья icon«Сохранение и укрепление психического здоровья дошкольников у детей...
Цель проекта: сохранение и укрепление психического здоровья детей с речевыми нарушениями

Методика оценки эмоционального благополучия в интересах восстановления психического здоровья iconМесто дисциплины в структуре ооп
Целями освоения дисциплины «Психология здоровья» являются: обучение студентов основам сохранения, восстановления и совершенствования...

Методика оценки эмоционального благополучия в интересах восстановления психического здоровья iconВ. И. Павлов возвращение в эдем. Часть I
Целостности космического пространства мирозданий Единого Бога. Разработаны методики восстановления здоровья Целителя и защиты его...

Методика оценки эмоционального благополучия в интересах восстановления психического здоровья iconУтверждаю Руководитель Департамента автомобильного транспорта Министерства...
Методика оценки стоимости поврежденных транспортных средств, стоимости их восстановления и ущерба от повреждения утверждена Руководителем...

Методика оценки эмоционального благополучия в интересах восстановления психического здоровья iconСовременный креативный арт-терапевтический подход как средство достижения...
С. М. Наумова, педагог дополнительного образования, творческий центр «Личность» Комитета образования юао г. Москвы

Методика оценки эмоционального благополучия в интересах восстановления психического здоровья iconМетодика оценки экологической устойчивости агроландшафтов Методика...
Значение органических удобрений в повышении плодородия и урожайности сельскохозяйственных культур

Методика оценки эмоционального благополучия в интересах восстановления психического здоровья iconПрейскурант
Консультант по современным методам восстановления здоровья, повторный прием (30 мин.)

Методика оценки эмоционального благополучия в интересах восстановления психического здоровья iconТема: Механизм психического развития ребенка
...

Методика оценки эмоционального благополучия в интересах восстановления психического здоровья iconДиссертация на соискание ученой степени доктора медицинских наук 14. 01. 06 «Психиатрия»
Федеральное государственное бюджетное учреждение «научный центр психического здоровья»

Методика оценки эмоционального благополучия в интересах восстановления психического здоровья iconПо задачам и содержанию психолого-педагогической работы
«Здоровье» (в части решения общей задачи по охране жизни и укреплению физического и психического здоровья)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную