Исследование отношения к пожилым людям в России и на Кавказе 6 Заключение 8 Список использованных источников и литературы 9 Приложение 10 «Где нет хороших стариков, там нет хорошей молодежи»






Скачать 196.1 Kb.
НазваниеИсследование отношения к пожилым людям в России и на Кавказе 6 Заключение 8 Список использованных источников и литературы 9 Приложение 10 «Где нет хороших стариков, там нет хорошей молодежи»
Дата публикации25.01.2015
Размер196.1 Kb.
ТипИсследование
l.120-bal.ru > Право > Исследование


Департамент Образования города Москвы

Северо-Западное окружное управление образования

Государственное образовательное учреждение гимназия № 1517

Гуманитарная конференция

школьных исследовательских работ
"Вышгород – 2012"



Сравнительный анализ отношения к пожилым людям в России и на Кавказе (на примере Республики Абхазия)
Авторы: Шатров Андрей, ученик 7-В класса ГОУ гимназии № 1517 г.Москва,

Гюльмалиева Диана, ученица 7-В класса ГОУ гимназии № 1517 г.Москва

Читанава Арутан, ученик 10-Г класса СОШ № 10 г.Сухум, Республика Абхазия
Руководитель работы: Давыдова-Мартынова Елена Игоревна, к.пол.н., учитель информатики ГОУ гимназии № 1517.

Москва, 2011-2012

СОДЕРЖАНИЕ


Введение

2

  1. Старость как социальная проблема

3

  1. Отношение к пожилым людям в обществе

3

  1. Исследование отношения к пожилым людям в России и на Кавказе

6

Заключение

8

Список использованных источников и литературы

9

Приложение

10


«Где нет хороших стариков, там нет хорошей молодежи»

Адыгейская пословица.
Введение

Современные общества, как и современная культура, больше ориентированы на периоды детства, молодости и зрелости. Это проявляется и в моде, и в образе жизни, и в ограничениях на многие виды профессиональной деятельности и т.п. Но еще в древности многие мыслители (Платон, Аристотель, Конфуций и др.) считали, что для принятия важных решений и для управления государством старики, наделенные жизненным опытом и мудростью незаменимы. Актуальность темы нашей работы можно объяснить тем, что уровень цивилизованности современного общества и государства определяется по отношению к детям и старикам в этом обществе, государстве. Кроме того, от исследования отношения к пожилым людям в обществе зависит продолжительность их жизни.

Исследовать проблему отношения к пожилым людям подтолкнуло наблюдение, которое провел один из авторов работы. Часто бывая на Кавказе (Республика Абхазия), он заметил, что к пожилым людям и старикам там относятся по-другому, совсем не как в России. В чем проявляется это различие и почему оно существует - вот вопросы, на которые мы хотели получить ответы в ходе исследования.

Цель работы: провести сравнительный анализ отношения к пожилым людям в России и на Кавказе.

Задачи:

  1. рассмотреть социальные проблемы, которые связаны с возрастом старости;

  2. выяснить отношение к пожилым людям в современном обществе, а также критерии, которые определяют это отношение;

  3. провести исследование (путем социологического опроса подростков и молодежи в России и на Кавказе) отношения к пожилым людям.

Предмет исследования: отношение к пожилым людям подростков и молодежи.

Объект исследования: подростки, учащиеся гимназии № 1517 г.Москва, учащиеся средней образовательной школы № 10 г. Сухум (Абхазия) и студенты Абхазского государственного университета.

Методы исследования: наблюдение, анализ литературных источников, Интернет-ресурсов, проведение социологического опроса.

Гипотезы:

- отношение подростков и молодежи к пожилым людям в России и на Кавказе имеет существенное различия;

- подросткам из России характерны негативные стереотипы старости.

Практическая значимость. Исследуемые в работе вопросы имеют практическое значение, так как можно и нужно вести просветительскую работу с молодежью о нуждах пожилых людей, об их роли в обществе. Также можно использовать результаты исследования для ознакомления с культурой других народов, в частности традиций кавказских нардов по отношению к пожилым людям. Доказано, что на продолжительность жизни человека влияют не только внешние факторы (окружающая среда, социальное обслуживание и пр.), но и внимание, которое оказывает общество людям пожилого возраста, их вовлеченность в жизнь общества, ощущение собственной нужности.



  1. Старость как социальная проблема


Стариками, как известно, не рождаются. Старость — это итог всей предшествующей жизни. Известно также, что в общественном сознании старость нередко ассоциируют с детством: «Старый, что малый», «Старики — дважды дети» и др.

В возрастной психологии существует устойчивая точка зрения, что жизненный путь человека от рождения до смерти психологически надо делить на возрастные периоды. Хотя однозначной точки зрения в литературе на эту проблему нет, большинство психологов выделяют три периода:

детство — зрелость — старость.

Важно, что между периодами есть границы. Например, понятно, что на границе детства и зрелости находится подростковый возраст. И этот возраст совмещает в себе психологические характеристики как детства, так и зрелости, взрослости.

Сложнее представить границу между зрелостью и старостью. Проанализировав литературу по этому вопросу, можно заключить, что
старость состоит из нескольких возрастных периодов: пожилой возраст и старческий возраст.

Интересно, что существует точка зрения, что здесь можно выделить три периода: некоторые добавляют период, который они называют долгожительством. Так, например, В.М. Моргун и Н.Ю. Ткачева делят весь старческий возраст на следующие периоды: пожилой возраст (55–75 лет), старческий (75–90 лет) и долгожительство (свыше 90 лет)1.

Главным видом деятельности пожилого человека становится разная деятельность: общественная работа, деятельность внутри семьи, художественная самодеятельность, путешествия и пр. Как пишут психологи, ведущей для пожилого возраста является особая внутренняя деятельность, направленная на принятие своего жизненного пути. Пожилой человек не только работает над смыслами своей текущей жизни («жизнь не бессмысленна, я не могу продолжать трудиться, но у меня есть возможности реализовать себя в других сферах жизнедеятельности»), но и неизбежно осмысливает свою жизнь как целое.

Интересно, что в психологии отмечают:

  1. плодотворная, здоровая старость связана с принятием своего жизненного пути;

  2. болезненная старость — с непринятием своего возраста.

Основные социально-психологические характеристики старости:

- люди перестают работать — уходят на пенсию;

- они перестают быть начальниками;

- они перестают быть детьми - хоронят своих родителей;

- они перестают быть родителями — их дети встают на ноги и заводят

собственные семьи;

- они теряют свои физические кондиции — это тоже трудно принять в себе;

- они перестают путешествовать — нет сил и желания;

- они смиряются с неизбежностью и близостью смерти.


2. Отношение к пожилым людям в обществе
Социальные проблемы старения возникли вместе с развитием общества. Они выражались в том, какую позицию занимало общество по отношению к стареющим и старым людям и какое фактическое место занимали старые люди среди других возрастных групп, какие функции в обществе они выполняли.

В современном обществе становится актуальной проблема безразличного отношения к пожилым. Сегодня многие пожилые люди высказывают опасение, что подростки могут их толкнуть или ударить.

Проведем сравнительный анализ отношения к пожилым людям в России и на Кавказе по некоторым критериям:

1) роль пожилых людей в семейном быту;

2) востребованность пожилых людей в обществе;

3) стереотипы в представлении старости.

Роль пожилых людей в семейном быту. В современном европейском обществе возрастные группы получают представления друг о друге из средств массовой информации. Многие не имеют непосредственных контактов с представителями другой возрастной группы, которые могли бы опровергнуть негативные стереотипы своим позитивным опытом. Это приводит к жесткому закреплению и распространению этих стереотипов в обществе. Социально-политические и другие изменения в России за последние 80 лет привели к тому, что многие молодые люди вырастают без тесного контакта с бабушками-дедушками или другими старыми членами семьи. В западном обществе наблюдаются подобные тенденции, дети и молодежь получают знания о пожилых только из телевидения. В результате любой человек может легко нарисовать характер старика, исходя из общего мнения и обобщений.

На Кавказе особое отношение к старшим, к старикам было связано с той ролью, которую они играли в семейном быту. У различных народов Кавказа исследователями зафиксировано существование больших семей, в которых под одной крышей жили и вели совместное хозяйство три-четыре поколения кровных родственников — родители и взрослые дети со своими семьями, внуки. Руководство такой семейной общиной осуществлял самый старший мужчина. Он распределял обязанности между младшими братьями и сыновьями, следил за их надлежащим исполнением, распоряжался всеми доходами. В случае его смерти место руководителя семейной общины должен был занять следующий по старшинству мужчина. То же самое было и на женской половине дома. Там распределением женских работ и контролем за их выполнением занималась самая старшая из женщин.

По нашим собственным наблюдениям: кавказские старики — это люди, живущие в семье, а в России очень много одиноких стариков, живущих отдельно от своих детей или от других родственников. Наши наблюдения подтвердили и результаты опроса, которые мы нашли в литературе2. Так, сравнительные исследования пожилых и долгожителей, проведенные в 80-годах XX века в Костромской области и на Кавказе, показывают, что кавказские старики — это люди, живущие в семье. Наиболее распространенным вариантом является проживание с детьми и супругом или супругой. Пожилые жители Костромской области существенно отличались от кавказцев по всем этим характеристикам. Самой большой оказалась группа одиноких. К ним примыкала группа «одиноких, но имеющих родственников, проживающих отдельно», что практически тоже означало одинокий образ жизни.

Востребованность пожилых людей в обществе. В последние годы общество начинает рассматривать пожилых людей как тех, кто уже не может продолжать работать и становится бременем для семьи и общества. Выход на пенсию для российских граждан часто связан с ухудшением здоровья, уменьшением авторитета в семье, зависимостью от родственников и вынужденной бездеятельностью.

На Кавказе образ жизни стариков отличают непосредственная их вовлеченность в систему неформальной коммуникации, широкие социальные связи. Мы заметили, что активное участие абхазских стариков в делах своей семьи, их включенность в жизнь общества после прекращения трудовой деятельности является важным положительным психологическим фактором. По традиции, которая сложилась еще с древних времен, избранные старики составляют совет старейших, с которым советуются даже государственные деятели.

Стереотипы в представлении старости. Некоторые авторы считают, что в нашем сознании твердо зафиксировано мнение о сварливости, придирчивости, плохом характере старых людей. Проблема стереотипов тесно связана с тем, как в обществе называют пожилых людей, т.е. какими эпитетами их награждают. В 1993 г. проводилось изучение ощущений пожилых людей в 12 европейских странах. Среди других полученных результатов интересным оказалось то, как они хотели бы называться: старшие граждане. Все термины, которыми их награждают, имеют негативную и негуманную окраску. В определении старшие граждане выражен более позитивный взгляд на положение пожилого человека в обществе.

Характерной чертой абхазского этикета, как указывает Я. С. Смирнова, было подчеркнутое уважение к старшим. При самых старших не лежали, не сидели, не вели разговоров на фривольные темы и вообще громко не говорили, не появлялись небрежно одетыми. Старшим оказывали уважение такими знаками внимания, как помощь при мытье рук и ног, при отходе ко сну и т. д.3

Нами были проанализированы пословицы и поговорки, связанные со старостью4. Анализ показал, что позитивно-направленных пословиц и поговорок о старости больше в народной культуре Абхазии. Многие русские пословицы и поговорки подчеркивают бедственное положение человека в старости (См.: Приложение 2).

Стереотипы восприятия старости подростками и молодежью выявляются в нашем исследовании ( в практической части данной работы).

Чем на более высоком уровне социо-культурного и духовного развития находится конкретное общество, тем дольше живут в этом обществе старики. В 2001 году население мира достигло 6,2 млрд. человек, а возраст каждого десятого землянина составил 60 лет и старше. По долгосрочным прогнозам ООН к 2025 году население мира возрастет по сравнению с 1950 годом в три раза, а численность пожилых людей - в 6 раз, в то время как число престарелых людей старше 80 лет увеличится в 10 раз5.

Гамид Булатов в своей работе «Отношение к старшим и долгожительство на Кавказе», отмечает: «Значимость социальной роли старых людей обеспечивает им психологический комфорт, сохраняет за ними часть реальной власти, обусловливает лучшие бытовые условия, питание и уход. Сочетание всех этих факторов может само по себе воздействовать на увеличение продолжительности жизни»6.

Основной вывод, сделанный в результате данного исследования, заключался в том, что у жителей Кавказа почти полностью отсутствуют чувства неуверенности и тревоги, связанные с ожиданием нежелательных перемен в социальном статусе старика по мере увеличения его возраста. Старение и связанные с ним возможные отрицательные изменения физического характера не приводят к депрессивным состояниям психики пожилых, что, по-видимому, имеет прямую связь с феноменом долгожительства.

Главная отличительная особенность пожилых и старых людей — это богатейший жизненный опыт. Вероятно, и главная проблема таких людей заключается в том, что они не всегда знают, как наилучшим образом использовать этот опыт. Особенно страдают они от ощущения невостребованности своего опыта, а следовательно — от невостребованности самих себя. «На какой бы ступени иерархической лестницы не находился старик, высокой или низкой, — пишет В.Альперович, — его постоянно преследует мрачный грифон, вонзая когти в самую душу. Имя этому чудовищу — «Ненужность»7.

Мы считаем, что пожилым людям необходимо оказывать помощь не только материальную. Важно так организовать помощь, чтобы она, с одной стороны, не воспринималась как полная «опека» (далеко не все пожилые и старые люди считают себя «беспомощными»), а с другой стороны, важно обеспечить людям преклонного возраста общественное внимание (не безразличие) и возможность самостоятельно строить свое счастье (а в старости тоже можно быть счастливым, был бы найден смысл…).

По теоретической части рассмотренной проблемы мы можем сделать два вывода:

- отношение к пожилым людям – это индикатор для измерения уровня развития цивилизации. Насколько трепетно и уважительно общество относится к старикам (и детям), настолько оно развито и успешно;

- в современном обществе к старикам относятся равнодушно, безразлично, и это является проблемой, которую нужно решать.
3. Исследование отношения к пожилым людям: сравнительный анализ в России и на Кавказе
Для того, чтобы провести сравнительный анализ отношения к пожилым людям в России и на Кавказе мы подготовили и провели социологический опрос. Нами была составлена анкета (Приложение 1), на вопросы которой мы попросили ответить учеников гимназии № 1517 (г.Москва) , учеников СОШ № 10 (г.Сухум, Абхазия) и студентов Абхазского государственного университета. Средний возраст опрашиваемых - 13-14 лет. Всего в опросе приняли участие 156 человек (62 человека из Абхазии и 94 человека - из России).

На этих диаграммах мы видим, что большинство российских подростков назвали возраст, с которого, по их мнению, начинается старость – 60 лет. А большинство опрошенных подростков из Абхазии возраст, с которого по их мнению, наступает старость, назвали - 70 лет. Причем достаточно большое количество опрошенных называли 75 и 80 лет (13 и 14 процентов соответственно).
Н
Диаграмма 3.4. Возраст учителя (наставника)
а вопрос «К чьему мнению Вы прислушаетесь больше: к мнению современного молодого человека или к мнению пожилого человека?» большинство подростков из Абхазии (84 %) ответили, что прислушаются к мнению пожилого человека. 64 % российских школьников ответили, что прислушаются к мнению пожилого человека, при этом 36 % - прислушаются к мнению современного молодого человека (диаграмма 3.3).


Россия

Абхазия


58, 3 % российских школьников и 34 % учеников абхазской школы хотят видеть учителя молодым человеком. 20% опрошенных из Абхазии (5 % – из России) ответили, что возраст учителя не имеет значения (диаграмма 3.4).

Диаграмма 3.5. Ассоциации с пожилым возрастом



Россия

Абхазия


У большинства опрошенных из Абхазии старость ассоциируется с мудростью (45,2 %), жизненным опытом (37,1 %) и болезнями (22,6 %).

В России большинство подростков отметили одиночество (25,5 %), болезни (27,6 %) и мудрость (21,3 %).

Таким образом, видно, что положительная оценка больше у подростков из Абхазии, чем из России.
Заключение

В заключение мы можем сделать вывод о том, что проблема пренебрежительного отношения к пожилым людям в обществе – очень важная и актуальная, она требует незамедлительного решения.

В ходе исследования подтвердились обе наши гипотезы. Проведенный опрос показал, что отношение подростков к пожилым людям в России и на Кавказе имеет существенное различия. По таким критериям, как «возраст старости», «возраст учителя», «приоритет мнения пожилого или молодого человека», «ассоциации с пожилым возрастом» - были выявлены положительные стереотипы восприятия пожилых людей у подростков из абхазской школы и отрицательные стереотипы у подростков из России.

При этом положительные качества пожилых назывались подростками из Абхазии гораздо чаще - большинство опрошенных высоко оценили их мудрость, жизненный опыт. У подростков из России старость ассоциируется больше с болезнями и одиночеством.

Социологический опрос помог выявить эти различия и обосновать вывод о том, что по отношению подростков к пожилым людям, можно судить об отношении к пожилым людям в обществе в целом.

Мы считаем важным отметить, что на обывательском уровне все, что связано с Кавказом, часто имеет негативный оттенок, а традиции, обычаи кавказских народов воспринимаются как непонятные и не соответствующие цивилизованным формам взаимоотношений между людьми. Традиционная культура кавказских народов направлена на регулирование взаимоотношений между людьми, а также на трансляцию опыта между поколениями. Все это обусловливало устойчивость традиции почитания старших, особое положение представителей старшего поколения в семье.

В заключение нам хочется особо отметить, что в Абхазии нет детских домов и домов для престарелых, а уровень цивилизованности современного общества и государства определяется по отношению к детям и старикам в этом обществе.

Список использованной литературы и источников

  1. Альперович В. Социальная геронтология. — Ростов-на-Дону: Феникс. 1997. 

  2. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. — М.: Прогресс-Академия, 1992. 

  3. Булатов Г. Отношение к старшим и долгожительство на Кавказе// Отечественные записки. - 2005 - № 5.

  4. Лидерc А. Г. Кризис пожилого возраста: гипотеза о его психологическом содержании // Психология зрелости и старения. — 2000. — № 2.

  5. Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. — М.: МГУ, 1981

  6. Пословицы горских народов Кавказа. Составитель: О.Шамба. Сухум, Абхазский Государственный Университет, Общественный Фонд науки Абхазии, 2002.

  7. Старовойтова Г. В. Психологические особенности кавказских долгожителей // Абхазское долгожительство. М., 1987.


Приложение




Анкета



Страна






Возраст






Пол






С какого возраста, по Вашему мнению, начинается старость?




Что такое быть старым:




Выберите из списка три категории, с которыми у Вас ассоциируется пожилой возраст человека (нужное подчеркнуть):
- беспомощность; - мудрость;

- ненужность, обуза; - жизненный опыт;

- болезни; - широкий круг общения;

- плохой характер, придирчивость - спокойствие, терпимость;

сварливость;

- одиночество; - счастье в семье (дети, внуки,

- зависимость от других; правнуки);
- _____________________ (свой вариант).




К чьему мнению Вы прислушаетесь больше: к мнению современного молодого человека или к мнению пожилого человека?





Каким бы Вы хотели видеть своего учителя (начальника, наставника) – молодым или пожилым человеком?



Какая возрастная группа должна, с Вашей точки зрения, преобладать в правительстве, парламенте страны (нужное подчеркнуть) :

- молодые люди и люди среднего возраста;

- пожилые люди;

- равное участие представителей всех возрастных групп;

- другой вариант _________________________________.



Что бы лично Вы сделали (или делаете) для пожилых людей?_________________

____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________




Пословицы о старости


Кавказские: Русские:


Молодость – время отваги, старость – время размышлений.
Спроси у старика, чего стоит зуб.
Старцев почитай в молодости, чтобы тебя почитали в старости.

Старая собака сумеет поросенка поймать

В старости лечит не лекарство, а внимание.

Кто не имеет старшего, тот и счастья не имеет.
Кто без старшего, у того и Бога нет.

Старик говорил: "Кто молодость мою не видел, старость бы мою не увидел".

После Бога старейший говорит.
На старости у человека есть время о жизни своей подумать.
Не зная молодости, над старостью не насмехайся (Не смейся над старостью того, чьей ты молодости не видел).
Проведший молодость без цели, в старости пожалеет.
Что в молодости посеешь, то в старости пожнешь.
Чему в молодости выучился, в старости пригодится.
Молодость силой красна, старость- умом.
Мужчина в старости, терпение теряет, а женщина - красоту.
Спроси у старика, чего стоит зуб.
Что в молодости не сделал, кто в старости даст?
Много труда в молодости - в старости уважение.
Не все старцы умны и мудры.
Молодость преходяща, красота - временна.
Цену старшего поймешь, когда его нет.
Старому ровесников мало..
Медведь, хоть и старый, - двух лисиц стоит.
Старший - это защита.
Молодой красоту ищет, старый - характер.
Старость на молодость надеется.
Когда человек молод, ему кажется, что его старость не коснется.
Муж с женой состарятся - друзьями становятся.
Цену молодости спроси у старца.
Старик, соревновавшийся с молодым, - спину сломал.
Молодость - время отваги, старость - время размышлений.
В молодости почитай старцев, чтобы тебя почитали в старости.
Кто свою молодость в безделье провел, тот в старости будет каяться.

Медведь в старости и на муравьев кидается.
У старого быка - лишь рога красивы.
Человек в старости, как ребенок нетерпелив.
Чем молодость позорная, лучше уважаемая старость.
Чего в молодости вытерпишь, в старости не можешь
Когда дерево состарится, в нем появляются черви.
Старость счастлива y того, у кого хорошие дети.
У кого родители живы, тот всегда молод (Абхазские).

Гдe нет хороших стариков, там нет и хорошей молодежи.
Иногда старое дерево стоит, а молодое падает (Aдыгейские)
Лев и одряхлев не станет лисой.
Богатеть бы другим, мне бы здоровье (Аварские)
Старость - это стул для недугов (Кабардинская)
Старость начинается тогда, когда умирает смелость.
( Осетинская)

Бабушка старенька, а денег у нее маленько.
Борода глазам (уму) не замена.
В старой кости сугреву нет.
В старом теле, что во льду.
В чем молод похвалится, в том стар покается.
Время краску с лица сгоняет.
Выношенная шуба не греет.
Годы калечат.
Дай бог в молодости грызть кости, а под старость - мягкое.
Дитя падает - бог перинку подстилает; стар падает - черт борону подставляет.
До лысины (До старости) дожил, а ума не нажил.
И стар, да весел, и молод, да угрюм.
И старую кукушку на ястреба не променять.
Кабы снова на свет народиться, знал бы, как состариться.
Коротать молодость - не видать старости.
Мал - да умен, стар - да глуп.
Мал да глуп - больше бьют; стар да умен - два угодья в нем.
Молод - кости гложи, стар - кашу ешь (на печи лежи).
Молод - перебесится, стар - не переменится.
Молод бывал - на крыльях летал; стар стал -на печи сижу.
Молод с игрушками, стар с подушками.
Молодое да кривое (дерево), под старость и вдвое.
Молодо - зелено; старо - да гнило.

Молод, да по миру ходит; стар, да семью кормит.
Молодой на битву, а старый на думу.
Молодой на службу, старый на совет.
Молодой работает, старый ум дает.
Молодой стареет - умнеет; старый стареет - глупеет (дуреет).
Молодой старому не верит.
Молодости не воротить, а старости не избыть.
Молодость не без глупости, старость не без дурости.
Годы не уроды.

Молодость плечами покрепче, старость головою.
Молодые дерутся - тешатся, старые дерутся - бесятся.
На старого и немощи валятся.
Не смейся над старым, и сам будешь стар.
Не спрашивай старого, спрашивай бывалого!
Обносится тулуп - плешь да шкура.
Он уже и мышей не ловит (т. е. одряхлел).
От старости зелье - могила.
От старых дураков молодым житья нет.
Под старость все неволя.
При старости две радости: и с горбом и с бельмом (или: гроб и кила).
Придет старость - придет и слабость.
Седина в бороду - ум в голову.
Седина напала - счастье пропало (отпало).
Стар гриб (дуб), да корень свеж.
Старого воробья на мякине не обманешь.
Старый волк знает толк.
Старость - не радость.
Старость придет - веселье на ум не пойдет.
Старость с добром не приходит.
Старый конь борозды не портит.

Стар пес, да верно служит.
Человек два раза глуп живет: стар да мал.
Чем молодой похваляется, тем старый остужается (стыдится).




1 Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. — М.: МГУ, 1981 С. 62–80.

2 Булатов Г. Отношение к старшим и долгожительство на Кавказе// Отечественные записки. - 2005 - № 5.


3 Смирнова Я. С. Семейное и общественное положение старших возрастных групп // Абхазское долгожительство. М., 1987. С. 278.

4 Пословицы горских народов Кавказа. Составитель: О.Шамба. Сухум, Абхазский Государственный Университет, Общественный Фонд науки Абхазии, 2002.

5 http://ria.ru/society/20111001/447125799.html

6 Булатов Г. Отношение к старшим и долгожительство на Кавказе// Отечественные записки. - 2005 - № 5.

7 Альперович В. Социальная геронтология. — Ростов-на-Дону: Феникс. 1997. С. 50.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследование отношения к пожилым людям в России и на Кавказе 6 Заключение 8 Список использованных источников и литературы 9 Приложение 10 «Где нет хороших стариков, там нет хорошей молодежи» iconТребования к оформлению списка литературы в реферате
Каждый литературный источник должен упоминаться в сносках в тексте работы; нет источника в тексте нет в списке литературы. Не надо...

Исследование отношения к пожилым людям в России и на Кавказе 6 Заключение 8 Список использованных источников и литературы 9 Приложение 10 «Где нет хороших стариков, там нет хорошей молодежи» icon-
«Кавказская война» продолжается в ней нет линии фронта, нет осязаемого противника. Снова гибнут наши ребята. На Северном Кавказе...

Исследование отношения к пожилым людям в России и на Кавказе 6 Заключение 8 Список использованных источников и литературы 9 Приложение 10 «Где нет хороших стариков, там нет хорошей молодежи» iconПравила оформления списка литературы и библиографических ссылок Библиографический...
Библиографический список составная часть библиографического аппарата, который содержит библиографическое описание использованных...

Исследование отношения к пожилым людям в России и на Кавказе 6 Заключение 8 Список использованных источников и литературы 9 Приложение 10 «Где нет хороших стариков, там нет хорошей молодежи» iconСписок использованных источников и литературы
Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Московская Патриархия, 1990. 1376 с

Исследование отношения к пожилым людям в России и на Кавказе 6 Заключение 8 Список использованных источников и литературы 9 Приложение 10 «Где нет хороших стариков, там нет хорошей молодежи» iconИнформационные технологии в геологоразведке. 21-25 стр. Шриф 14,...
Тема: Информационные технологии в геологоразведке. 21-25 стр. Шриф 14, интервал 1 Введение заключение обязательно. Список литературы...

Исследование отношения к пожилым людям в России и на Кавказе 6 Заключение 8 Список использованных источников и литературы 9 Приложение 10 «Где нет хороших стариков, там нет хорошей молодежи» iconЛитература Возможно, что этому примера нет, как нет цветка у семени
Аркаим. Григорьев С. А., Русанов И. А. Экспериментальная реконструкция древнего металлургического производства. Батанина И. М., Иванова...

Исследование отношения к пожилым людям в России и на Кавказе 6 Заключение 8 Список использованных источников и литературы 9 Приложение 10 «Где нет хороших стариков, там нет хорошей молодежи» iconОформление списка литературы
Правильное оформление списка литературы по гост очень важно для написания исследовательской работы. Требования к данному разделу...

Исследование отношения к пожилым людям в России и на Кавказе 6 Заключение 8 Список использованных источников и литературы 9 Приложение 10 «Где нет хороших стариков, там нет хорошей молодежи» iconПравила оформления списка литературы
Госту является одной важнейших задач написания любой научной работы. Требования к данному разделу имеют чёткую регламентацию в соответствующих...

Исследование отношения к пожилым людям в России и на Кавказе 6 Заключение 8 Список использованных источников и литературы 9 Приложение 10 «Где нет хороших стариков, там нет хорошей молодежи» iconЕдиные требования выпускающей кафедры к оформлению курсовой и выпускной...
Основные структурные компоненты работы: титульный лист; оглавление; введение; основная часть (две главы; после каждой главы отдельно...

Исследование отношения к пожилым людям в России и на Кавказе 6 Заключение 8 Список использованных источников и литературы 9 Приложение 10 «Где нет хороших стариков, там нет хорошей молодежи» iconНовгородские (северорусские) корни в «Слове о полку Игореве»
Екатерины Великой, в записных книжках и т д отсюда множество вопросов; главные из них: Кто сочинил? Когда создано? Где творили памятник?...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную