Исследование отношения к пожилым людям в России и на Кавказе 6 Заключение 8 Список использованных источников и литературы 9 Приложение 10 «Где нет хороших стариков, там нет хорошей молодежи»






Скачать 196.1 Kb.
НазваниеИсследование отношения к пожилым людям в России и на Кавказе 6 Заключение 8 Список использованных источников и литературы 9 Приложение 10 «Где нет хороших стариков, там нет хорошей молодежи»
Дата публикации25.01.2015
Размер196.1 Kb.
ТипИсследование
l.120-bal.ru > Право > Исследование


Департамент Образования города Москвы

Северо-Западное окружное управление образования

Государственное образовательное учреждение гимназия № 1517

Гуманитарная конференция

школьных исследовательских работ
"Вышгород – 2012"



Сравнительный анализ отношения к пожилым людям в России и на Кавказе (на примере Республики Абхазия)
Авторы: Шатров Андрей, ученик 7-В класса ГОУ гимназии № 1517 г.Москва,

Гюльмалиева Диана, ученица 7-В класса ГОУ гимназии № 1517 г.Москва

Читанава Арутан, ученик 10-Г класса СОШ № 10 г.Сухум, Республика Абхазия
Руководитель работы: Давыдова-Мартынова Елена Игоревна, к.пол.н., учитель информатики ГОУ гимназии № 1517.

Москва, 2011-2012

СОДЕРЖАНИЕ


Введение

2

  1. Старость как социальная проблема

3

  1. Отношение к пожилым людям в обществе

3

  1. Исследование отношения к пожилым людям в России и на Кавказе

6

Заключение

8

Список использованных источников и литературы

9

Приложение

10


«Где нет хороших стариков, там нет хорошей молодежи»

Адыгейская пословица.
Введение

Современные общества, как и современная культура, больше ориентированы на периоды детства, молодости и зрелости. Это проявляется и в моде, и в образе жизни, и в ограничениях на многие виды профессиональной деятельности и т.п. Но еще в древности многие мыслители (Платон, Аристотель, Конфуций и др.) считали, что для принятия важных решений и для управления государством старики, наделенные жизненным опытом и мудростью незаменимы. Актуальность темы нашей работы можно объяснить тем, что уровень цивилизованности современного общества и государства определяется по отношению к детям и старикам в этом обществе, государстве. Кроме того, от исследования отношения к пожилым людям в обществе зависит продолжительность их жизни.

Исследовать проблему отношения к пожилым людям подтолкнуло наблюдение, которое провел один из авторов работы. Часто бывая на Кавказе (Республика Абхазия), он заметил, что к пожилым людям и старикам там относятся по-другому, совсем не как в России. В чем проявляется это различие и почему оно существует - вот вопросы, на которые мы хотели получить ответы в ходе исследования.

Цель работы: провести сравнительный анализ отношения к пожилым людям в России и на Кавказе.

Задачи:

  1. рассмотреть социальные проблемы, которые связаны с возрастом старости;

  2. выяснить отношение к пожилым людям в современном обществе, а также критерии, которые определяют это отношение;

  3. провести исследование (путем социологического опроса подростков и молодежи в России и на Кавказе) отношения к пожилым людям.

Предмет исследования: отношение к пожилым людям подростков и молодежи.

Объект исследования: подростки, учащиеся гимназии № 1517 г.Москва, учащиеся средней образовательной школы № 10 г. Сухум (Абхазия) и студенты Абхазского государственного университета.

Методы исследования: наблюдение, анализ литературных источников, Интернет-ресурсов, проведение социологического опроса.

Гипотезы:

- отношение подростков и молодежи к пожилым людям в России и на Кавказе имеет существенное различия;

- подросткам из России характерны негативные стереотипы старости.

Практическая значимость. Исследуемые в работе вопросы имеют практическое значение, так как можно и нужно вести просветительскую работу с молодежью о нуждах пожилых людей, об их роли в обществе. Также можно использовать результаты исследования для ознакомления с культурой других народов, в частности традиций кавказских нардов по отношению к пожилым людям. Доказано, что на продолжительность жизни человека влияют не только внешние факторы (окружающая среда, социальное обслуживание и пр.), но и внимание, которое оказывает общество людям пожилого возраста, их вовлеченность в жизнь общества, ощущение собственной нужности.



  1. Старость как социальная проблема


Стариками, как известно, не рождаются. Старость — это итог всей предшествующей жизни. Известно также, что в общественном сознании старость нередко ассоциируют с детством: «Старый, что малый», «Старики — дважды дети» и др.

В возрастной психологии существует устойчивая точка зрения, что жизненный путь человека от рождения до смерти психологически надо делить на возрастные периоды. Хотя однозначной точки зрения в литературе на эту проблему нет, большинство психологов выделяют три периода:

детство — зрелость — старость.

Важно, что между периодами есть границы. Например, понятно, что на границе детства и зрелости находится подростковый возраст. И этот возраст совмещает в себе психологические характеристики как детства, так и зрелости, взрослости.

Сложнее представить границу между зрелостью и старостью. Проанализировав литературу по этому вопросу, можно заключить, что
старость состоит из нескольких возрастных периодов: пожилой возраст и старческий возраст.

Интересно, что существует точка зрения, что здесь можно выделить три периода: некоторые добавляют период, который они называют долгожительством. Так, например, В.М. Моргун и Н.Ю. Ткачева делят весь старческий возраст на следующие периоды: пожилой возраст (55–75 лет), старческий (75–90 лет) и долгожительство (свыше 90 лет)1.

Главным видом деятельности пожилого человека становится разная деятельность: общественная работа, деятельность внутри семьи, художественная самодеятельность, путешествия и пр. Как пишут психологи, ведущей для пожилого возраста является особая внутренняя деятельность, направленная на принятие своего жизненного пути. Пожилой человек не только работает над смыслами своей текущей жизни («жизнь не бессмысленна, я не могу продолжать трудиться, но у меня есть возможности реализовать себя в других сферах жизнедеятельности»), но и неизбежно осмысливает свою жизнь как целое.

Интересно, что в психологии отмечают:

  1. плодотворная, здоровая старость связана с принятием своего жизненного пути;

  2. болезненная старость — с непринятием своего возраста.

Основные социально-психологические характеристики старости:

- люди перестают работать — уходят на пенсию;

- они перестают быть начальниками;

- они перестают быть детьми - хоронят своих родителей;

- они перестают быть родителями — их дети встают на ноги и заводят

собственные семьи;

- они теряют свои физические кондиции — это тоже трудно принять в себе;

- они перестают путешествовать — нет сил и желания;

- они смиряются с неизбежностью и близостью смерти.


2. Отношение к пожилым людям в обществе
Социальные проблемы старения возникли вместе с развитием общества. Они выражались в том, какую позицию занимало общество по отношению к стареющим и старым людям и какое фактическое место занимали старые люди среди других возрастных групп, какие функции в обществе они выполняли.

В современном обществе становится актуальной проблема безразличного отношения к пожилым. Сегодня многие пожилые люди высказывают опасение, что подростки могут их толкнуть или ударить.

Проведем сравнительный анализ отношения к пожилым людям в России и на Кавказе по некоторым критериям:

1) роль пожилых людей в семейном быту;

2) востребованность пожилых людей в обществе;

3) стереотипы в представлении старости.

Роль пожилых людей в семейном быту. В современном европейском обществе возрастные группы получают представления друг о друге из средств массовой информации. Многие не имеют непосредственных контактов с представителями другой возрастной группы, которые могли бы опровергнуть негативные стереотипы своим позитивным опытом. Это приводит к жесткому закреплению и распространению этих стереотипов в обществе. Социально-политические и другие изменения в России за последние 80 лет привели к тому, что многие молодые люди вырастают без тесного контакта с бабушками-дедушками или другими старыми членами семьи. В западном обществе наблюдаются подобные тенденции, дети и молодежь получают знания о пожилых только из телевидения. В результате любой человек может легко нарисовать характер старика, исходя из общего мнения и обобщений.

На Кавказе особое отношение к старшим, к старикам было связано с той ролью, которую они играли в семейном быту. У различных народов Кавказа исследователями зафиксировано существование больших семей, в которых под одной крышей жили и вели совместное хозяйство три-четыре поколения кровных родственников — родители и взрослые дети со своими семьями, внуки. Руководство такой семейной общиной осуществлял самый старший мужчина. Он распределял обязанности между младшими братьями и сыновьями, следил за их надлежащим исполнением, распоряжался всеми доходами. В случае его смерти место руководителя семейной общины должен был занять следующий по старшинству мужчина. То же самое было и на женской половине дома. Там распределением женских работ и контролем за их выполнением занималась самая старшая из женщин.

По нашим собственным наблюдениям: кавказские старики — это люди, живущие в семье, а в России очень много одиноких стариков, живущих отдельно от своих детей или от других родственников. Наши наблюдения подтвердили и результаты опроса, которые мы нашли в литературе2. Так, сравнительные исследования пожилых и долгожителей, проведенные в 80-годах XX века в Костромской области и на Кавказе, показывают, что кавказские старики — это люди, живущие в семье. Наиболее распространенным вариантом является проживание с детьми и супругом или супругой. Пожилые жители Костромской области существенно отличались от кавказцев по всем этим характеристикам. Самой большой оказалась группа одиноких. К ним примыкала группа «одиноких, но имеющих родственников, проживающих отдельно», что практически тоже означало одинокий образ жизни.

Востребованность пожилых людей в обществе. В последние годы общество начинает рассматривать пожилых людей как тех, кто уже не может продолжать работать и становится бременем для семьи и общества. Выход на пенсию для российских граждан часто связан с ухудшением здоровья, уменьшением авторитета в семье, зависимостью от родственников и вынужденной бездеятельностью.

На Кавказе образ жизни стариков отличают непосредственная их вовлеченность в систему неформальной коммуникации, широкие социальные связи. Мы заметили, что активное участие абхазских стариков в делах своей семьи, их включенность в жизнь общества после прекращения трудовой деятельности является важным положительным психологическим фактором. По традиции, которая сложилась еще с древних времен, избранные старики составляют совет старейших, с которым советуются даже государственные деятели.

Стереотипы в представлении старости. Некоторые авторы считают, что в нашем сознании твердо зафиксировано мнение о сварливости, придирчивости, плохом характере старых людей. Проблема стереотипов тесно связана с тем, как в обществе называют пожилых людей, т.е. какими эпитетами их награждают. В 1993 г. проводилось изучение ощущений пожилых людей в 12 европейских странах. Среди других полученных результатов интересным оказалось то, как они хотели бы называться: старшие граждане. Все термины, которыми их награждают, имеют негативную и негуманную окраску. В определении старшие граждане выражен более позитивный взгляд на положение пожилого человека в обществе.

Характерной чертой абхазского этикета, как указывает Я. С. Смирнова, было подчеркнутое уважение к старшим. При самых старших не лежали, не сидели, не вели разговоров на фривольные темы и вообще громко не говорили, не появлялись небрежно одетыми. Старшим оказывали уважение такими знаками внимания, как помощь при мытье рук и ног, при отходе ко сну и т. д.3

Нами были проанализированы пословицы и поговорки, связанные со старостью4. Анализ показал, что позитивно-направленных пословиц и поговорок о старости больше в народной культуре Абхазии. Многие русские пословицы и поговорки подчеркивают бедственное положение человека в старости (См.: Приложение 2).

Стереотипы восприятия старости подростками и молодежью выявляются в нашем исследовании ( в практической части данной работы).

Чем на более высоком уровне социо-культурного и духовного развития находится конкретное общество, тем дольше живут в этом обществе старики. В 2001 году население мира достигло 6,2 млрд. человек, а возраст каждого десятого землянина составил 60 лет и старше. По долгосрочным прогнозам ООН к 2025 году население мира возрастет по сравнению с 1950 годом в три раза, а численность пожилых людей - в 6 раз, в то время как число престарелых людей старше 80 лет увеличится в 10 раз5.

Гамид Булатов в своей работе «Отношение к старшим и долгожительство на Кавказе», отмечает: «Значимость социальной роли старых людей обеспечивает им психологический комфорт, сохраняет за ними часть реальной власти, обусловливает лучшие бытовые условия, питание и уход. Сочетание всех этих факторов может само по себе воздействовать на увеличение продолжительности жизни»6.

Основной вывод, сделанный в результате данного исследования, заключался в том, что у жителей Кавказа почти полностью отсутствуют чувства неуверенности и тревоги, связанные с ожиданием нежелательных перемен в социальном статусе старика по мере увеличения его возраста. Старение и связанные с ним возможные отрицательные изменения физического характера не приводят к депрессивным состояниям психики пожилых, что, по-видимому, имеет прямую связь с феноменом долгожительства.

Главная отличительная особенность пожилых и старых людей — это богатейший жизненный опыт. Вероятно, и главная проблема таких людей заключается в том, что они не всегда знают, как наилучшим образом использовать этот опыт. Особенно страдают они от ощущения невостребованности своего опыта, а следовательно — от невостребованности самих себя. «На какой бы ступени иерархической лестницы не находился старик, высокой или низкой, — пишет В.Альперович, — его постоянно преследует мрачный грифон, вонзая когти в самую душу. Имя этому чудовищу — «Ненужность»7.

Мы считаем, что пожилым людям необходимо оказывать помощь не только материальную. Важно так организовать помощь, чтобы она, с одной стороны, не воспринималась как полная «опека» (далеко не все пожилые и старые люди считают себя «беспомощными»), а с другой стороны, важно обеспечить людям преклонного возраста общественное внимание (не безразличие) и возможность самостоятельно строить свое счастье (а в старости тоже можно быть счастливым, был бы найден смысл…).

По теоретической части рассмотренной проблемы мы можем сделать два вывода:

- отношение к пожилым людям – это индикатор для измерения уровня развития цивилизации. Насколько трепетно и уважительно общество относится к старикам (и детям), настолько оно развито и успешно;

- в современном обществе к старикам относятся равнодушно, безразлично, и это является проблемой, которую нужно решать.
3. Исследование отношения к пожилым людям: сравнительный анализ в России и на Кавказе
Для того, чтобы провести сравнительный анализ отношения к пожилым людям в России и на Кавказе мы подготовили и провели социологический опрос. Нами была составлена анкета (Приложение 1), на вопросы которой мы попросили ответить учеников гимназии № 1517 (г.Москва) , учеников СОШ № 10 (г.Сухум, Абхазия) и студентов Абхазского государственного университета. Средний возраст опрашиваемых - 13-14 лет. Всего в опросе приняли участие 156 человек (62 человека из Абхазии и 94 человека - из России).

На этих диаграммах мы видим, что большинство российских подростков назвали возраст, с которого, по их мнению, начинается старость – 60 лет. А большинство опрошенных подростков из Абхазии возраст, с которого по их мнению, наступает старость, назвали - 70 лет. Причем достаточно большое количество опрошенных называли 75 и 80 лет (13 и 14 процентов соответственно).
Н
Диаграмма 3.4. Возраст учителя (наставника)
а вопрос «К чьему мнению Вы прислушаетесь больше: к мнению современного молодого человека или к мнению пожилого человека?» большинство подростков из Абхазии (84 %) ответили, что прислушаются к мнению пожилого человека. 64 % российских школьников ответили, что прислушаются к мнению пожилого человека, при этом 36 % - прислушаются к мнению современного молодого человека (диаграмма 3.3).


Россия

Абхазия


58, 3 % российских школьников и 34 % учеников абхазской школы хотят видеть учителя молодым человеком. 20% опрошенных из Абхазии (5 % – из России) ответили, что возраст учителя не имеет значения (диаграмма 3.4).

Диаграмма 3.5. Ассоциации с пожилым возрастом



Россия

Абхазия


У большинства опрошенных из Абхазии старость ассоциируется с мудростью (45,2 %), жизненным опытом (37,1 %) и болезнями (22,6 %).

В России большинство подростков отметили одиночество (25,5 %), болезни (27,6 %) и мудрость (21,3 %).

Таким образом, видно, что положительная оценка больше у подростков из Абхазии, чем из России.
Заключение

В заключение мы можем сделать вывод о том, что проблема пренебрежительного отношения к пожилым людям в обществе – очень важная и актуальная, она требует незамедлительного решения.

В ходе исследования подтвердились обе наши гипотезы. Проведенный опрос показал, что отношение подростков к пожилым людям в России и на Кавказе имеет существенное различия. По таким критериям, как «возраст старости», «возраст учителя», «приоритет мнения пожилого или молодого человека», «ассоциации с пожилым возрастом» - были выявлены положительные стереотипы восприятия пожилых людей у подростков из абхазской школы и отрицательные стереотипы у подростков из России.

При этом положительные качества пожилых назывались подростками из Абхазии гораздо чаще - большинство опрошенных высоко оценили их мудрость, жизненный опыт. У подростков из России старость ассоциируется больше с болезнями и одиночеством.

Социологический опрос помог выявить эти различия и обосновать вывод о том, что по отношению подростков к пожилым людям, можно судить об отношении к пожилым людям в обществе в целом.

Мы считаем важным отметить, что на обывательском уровне все, что связано с Кавказом, часто имеет негативный оттенок, а традиции, обычаи кавказских народов воспринимаются как непонятные и не соответствующие цивилизованным формам взаимоотношений между людьми. Традиционная культура кавказских народов направлена на регулирование взаимоотношений между людьми, а также на трансляцию опыта между поколениями. Все это обусловливало устойчивость традиции почитания старших, особое положение представителей старшего поколения в семье.

В заключение нам хочется особо отметить, что в Абхазии нет детских домов и домов для престарелых, а уровень цивилизованности современного общества и государства определяется по отношению к детям и старикам в этом обществе.

Список использованной литературы и источников

  1. Альперович В. Социальная геронтология. — Ростов-на-Дону: Феникс. 1997. 

  2. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. — М.: Прогресс-Академия, 1992. 

  3. Булатов Г. Отношение к старшим и долгожительство на Кавказе// Отечественные записки. - 2005 - № 5.

  4. Лидерc А. Г. Кризис пожилого возраста: гипотеза о его психологическом содержании // Психология зрелости и старения. — 2000. — № 2.

  5. Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. — М.: МГУ, 1981

  6. Пословицы горских народов Кавказа. Составитель: О.Шамба. Сухум, Абхазский Государственный Университет, Общественный Фонд науки Абхазии, 2002.

  7. Старовойтова Г. В. Психологические особенности кавказских долгожителей // Абхазское долгожительство. М., 1987.


Приложение




Анкета



Страна






Возраст






Пол






С какого возраста, по Вашему мнению, начинается старость?




Что такое быть старым:




Выберите из списка три категории, с которыми у Вас ассоциируется пожилой возраст человека (нужное подчеркнуть):
- беспомощность; - мудрость;

- ненужность, обуза; - жизненный опыт;

- болезни; - широкий круг общения;

- плохой характер, придирчивость - спокойствие, терпимость;

сварливость;

- одиночество; - счастье в семье (дети, внуки,

- зависимость от других; правнуки);
- _____________________ (свой вариант).




К чьему мнению Вы прислушаетесь больше: к мнению современного молодого человека или к мнению пожилого человека?





Каким бы Вы хотели видеть своего учителя (начальника, наставника) – молодым или пожилым человеком?



Какая возрастная группа должна, с Вашей точки зрения, преобладать в правительстве, парламенте страны (нужное подчеркнуть) :

- молодые люди и люди среднего возраста;

- пожилые люди;

- равное участие представителей всех возрастных групп;

- другой вариант _________________________________.



Что бы лично Вы сделали (или делаете) для пожилых людей?_________________

____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________




Пословицы о старости


Кавказские: Русские:


Молодость – время отваги, старость – время размышлений.
Спроси у старика, чего стоит зуб.
Старцев почитай в молодости, чтобы тебя почитали в старости.

Старая собака сумеет поросенка поймать

В старости лечит не лекарство, а внимание.

Кто не имеет старшего, тот и счастья не имеет.
Кто без старшего, у того и Бога нет.

Старик говорил: "Кто молодость мою не видел, старость бы мою не увидел".

После Бога старейший говорит.
На старости у человека есть время о жизни своей подумать.
Не зная молодости, над старостью не насмехайся (Не смейся над старостью того, чьей ты молодости не видел).
Проведший молодость без цели, в старости пожалеет.
Что в молодости посеешь, то в старости пожнешь.
Чему в молодости выучился, в старости пригодится.
Молодость силой красна, старость- умом.
Мужчина в старости, терпение теряет, а женщина - красоту.
Спроси у старика, чего стоит зуб.
Что в молодости не сделал, кто в старости даст?
Много труда в молодости - в старости уважение.
Не все старцы умны и мудры.
Молодость преходяща, красота - временна.
Цену старшего поймешь, когда его нет.
Старому ровесников мало..
Медведь, хоть и старый, - двух лисиц стоит.
Старший - это защита.
Молодой красоту ищет, старый - характер.
Старость на молодость надеется.
Когда человек молод, ему кажется, что его старость не коснется.
Муж с женой состарятся - друзьями становятся.
Цену молодости спроси у старца.
Старик, соревновавшийся с молодым, - спину сломал.
Молодость - время отваги, старость - время размышлений.
В молодости почитай старцев, чтобы тебя почитали в старости.
Кто свою молодость в безделье провел, тот в старости будет каяться.

Медведь в старости и на муравьев кидается.
У старого быка - лишь рога красивы.
Человек в старости, как ребенок нетерпелив.
Чем молодость позорная, лучше уважаемая старость.
Чего в молодости вытерпишь, в старости не можешь
Когда дерево состарится, в нем появляются черви.
Старость счастлива y того, у кого хорошие дети.
У кого родители живы, тот всегда молод (Абхазские).

Гдe нет хороших стариков, там нет и хорошей молодежи.
Иногда старое дерево стоит, а молодое падает (Aдыгейские)
Лев и одряхлев не станет лисой.
Богатеть бы другим, мне бы здоровье (Аварские)
Старость - это стул для недугов (Кабардинская)
Старость начинается тогда, когда умирает смелость.
( Осетинская)

Бабушка старенька, а денег у нее маленько.
Борода глазам (уму) не замена.
В старой кости сугреву нет.
В старом теле, что во льду.
В чем молод похвалится, в том стар покается.
Время краску с лица сгоняет.
Выношенная шуба не греет.
Годы калечат.
Дай бог в молодости грызть кости, а под старость - мягкое.
Дитя падает - бог перинку подстилает; стар падает - черт борону подставляет.
До лысины (До старости) дожил, а ума не нажил.
И стар, да весел, и молод, да угрюм.
И старую кукушку на ястреба не променять.
Кабы снова на свет народиться, знал бы, как состариться.
Коротать молодость - не видать старости.
Мал - да умен, стар - да глуп.
Мал да глуп - больше бьют; стар да умен - два угодья в нем.
Молод - кости гложи, стар - кашу ешь (на печи лежи).
Молод - перебесится, стар - не переменится.
Молод бывал - на крыльях летал; стар стал -на печи сижу.
Молод с игрушками, стар с подушками.
Молодое да кривое (дерево), под старость и вдвое.
Молодо - зелено; старо - да гнило.

Молод, да по миру ходит; стар, да семью кормит.
Молодой на битву, а старый на думу.
Молодой на службу, старый на совет.
Молодой работает, старый ум дает.
Молодой стареет - умнеет; старый стареет - глупеет (дуреет).
Молодой старому не верит.
Молодости не воротить, а старости не избыть.
Молодость не без глупости, старость не без дурости.
Годы не уроды.

Молодость плечами покрепче, старость головою.
Молодые дерутся - тешатся, старые дерутся - бесятся.
На старого и немощи валятся.
Не смейся над старым, и сам будешь стар.
Не спрашивай старого, спрашивай бывалого!
Обносится тулуп - плешь да шкура.
Он уже и мышей не ловит (т. е. одряхлел).
От старости зелье - могила.
От старых дураков молодым житья нет.
Под старость все неволя.
При старости две радости: и с горбом и с бельмом (или: гроб и кила).
Придет старость - придет и слабость.
Седина в бороду - ум в голову.
Седина напала - счастье пропало (отпало).
Стар гриб (дуб), да корень свеж.
Старого воробья на мякине не обманешь.
Старый волк знает толк.
Старость - не радость.
Старость придет - веселье на ум не пойдет.
Старость с добром не приходит.
Старый конь борозды не портит.

Стар пес, да верно служит.
Человек два раза глуп живет: стар да мал.
Чем молодой похваляется, тем старый остужается (стыдится).




1 Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. — М.: МГУ, 1981 С. 62–80.

2 Булатов Г. Отношение к старшим и долгожительство на Кавказе// Отечественные записки. - 2005 - № 5.


3 Смирнова Я. С. Семейное и общественное положение старших возрастных групп // Абхазское долгожительство. М., 1987. С. 278.

4 Пословицы горских народов Кавказа. Составитель: О.Шамба. Сухум, Абхазский Государственный Университет, Общественный Фонд науки Абхазии, 2002.

5 http://ria.ru/society/20111001/447125799.html

6 Булатов Г. Отношение к старшим и долгожительство на Кавказе// Отечественные записки. - 2005 - № 5.

7 Альперович В. Социальная геронтология. — Ростов-на-Дону: Феникс. 1997. С. 50.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследование отношения к пожилым людям в России и на Кавказе 6 Заключение 8 Список использованных источников и литературы 9 Приложение 10 «Где нет хороших стариков, там нет хорошей молодежи» iconТребования к оформлению списка литературы в реферате
Каждый литературный источник должен упоминаться в сносках в тексте работы; нет источника в тексте нет в списке литературы. Не надо...

Исследование отношения к пожилым людям в России и на Кавказе 6 Заключение 8 Список использованных источников и литературы 9 Приложение 10 «Где нет хороших стариков, там нет хорошей молодежи» iconЕвгений Фатькин риа новости Арина Рахимкулова иа «Башинформ», г. Уфа
«Кавказская война» продолжается в ней нет линии фронта, нет осязаемого противника. Снова гибнут наши ребята. На Северном Кавказе...

Исследование отношения к пожилым людям в России и на Кавказе 6 Заключение 8 Список использованных источников и литературы 9 Приложение 10 «Где нет хороших стариков, там нет хорошей молодежи» iconСписок использованных источников и литературы
Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Московская Патриархия, 1990. 1376 с

Исследование отношения к пожилым людям в России и на Кавказе 6 Заключение 8 Список использованных источников и литературы 9 Приложение 10 «Где нет хороших стариков, там нет хорошей молодежи» iconЛитература Возможно, что этому примера нет, как нет цветка у семени
Аркаим. Григорьев С. А., Русанов И. А. Экспериментальная реконструкция древнего металлургического производства. Батанина И. М., Иванова...

Исследование отношения к пожилым людям в России и на Кавказе 6 Заключение 8 Список использованных источников и литературы 9 Приложение 10 «Где нет хороших стариков, там нет хорошей молодежи» iconЕдиные требования выпускающей кафедры к оформлению курсовой и выпускной...
Основные структурные компоненты работы: титульный лист; оглавление; введение; основная часть (две главы; после каждой главы отдельно...

Исследование отношения к пожилым людям в России и на Кавказе 6 Заключение 8 Список использованных источников и литературы 9 Приложение 10 «Где нет хороших стариков, там нет хорошей молодежи» iconНовгородские (северорусские) корни в «Слове о полку Игореве»
Екатерины Великой, в записных книжках и т д отсюда множество вопросов; главные из них: Кто сочинил? Когда создано? Где творили памятник?...

Исследование отношения к пожилым людям в России и на Кавказе 6 Заключение 8 Список использованных источников и литературы 9 Приложение 10 «Где нет хороших стариков, там нет хорошей молодежи» iconСписок использованных источников
Корсаков С. Н. Начертание нового способа исследования при помощи машин, сравнивающих идеи / Пер с франц под ред. А. С. Михайлова....

Исследование отношения к пожилым людям в России и на Кавказе 6 Заключение 8 Список использованных источников и литературы 9 Приложение 10 «Где нет хороших стариков, там нет хорошей молодежи» icon«Болдинская осень» Сергея Есенина. С. А. Есенин на Кавказе. Библиографический список литературы
«Болдинская осень» Сергея Есенина. С. А. Есенин на Кавказе: библиографический список литературы / мбук «цбс г. Рязани»; цгб им. С....

Исследование отношения к пожилым людям в России и на Кавказе 6 Заключение 8 Список использованных источников и литературы 9 Приложение 10 «Где нет хороших стариков, там нет хорошей молодежи» iconПлан работы: Оглавление Введение. Основные содержания. Заключение. Список литературы. Приложение
Данная работа отражает понятие топлива, удельной теплоты сгорания топлива, ее виды и свойства

Исследование отношения к пожилым людям в России и на Кавказе 6 Заключение 8 Список использованных источников и литературы 9 Приложение 10 «Где нет хороших стариков, там нет хорошей молодежи» iconСписок использованных источников и литературы 7
Выбирая тему дипломной работы, я решил остановится на таком актуальном вопросе в наше время, как Роль электронной торговли в развитии...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную