Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «московская государственная академия хореографии» всероссийская научно-практическая конференция






НазваниеФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «московская государственная академия хореографии» всероссийская научно-практическая конференция
страница1/14
Дата публикации23.04.2015
Размер1.68 Mb.
ТипДокументы
l.120-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14



МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ХОРЕОГРАФИИ»



ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ

КОНФЕРЕНЦИЯ

«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

РАЗВИТИЯ ИСКУССТВА БАЛЕТА

И ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Москва, 04 июня 2013 года

Московская государственная академия хореографии

Сборник докладов и тезисов



Москва

2013



УДК 792.8+377+378
Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы развития искусства балета и хореографического образования». Москва, 04 июня 2013 г. Московская государственная академия хореографии. Сб. докладов и тезисов / М.: МГАХ, 2013. – 80 с.

Сборник тезисов подготовлен по итогам Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы развития искусства балета и хореографического образования», проведенной 4 июня 2013 года в Московской государственной академии хореографии при поддержке Министерства культуры Российской Федерации в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)». В тезисах выступлений участников конференции отражены исследования по истории балетного искусства, хореографического образования, художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения, выявления и поддержки молодых талантов.

Сборник адресован как специалистам в области хореографического искусства и образования, так и всем интересующимся проблемами развития искусства балета.
Рецензенты:

А.А. Меланьин – заслуженный работник культуры Российской Федерации, лауреат Премии Правительства Российской Федерации, кандидат искусствоведения, главный балетмейстер Воронежского театра оперы и балета;

С.М. Оленев, доктор философских наук, кандидат педагогических наук, профессор кафедры гуманитарных, социально-экономических дисциплин и менеджмента исполнительских искусств Московской государственной академии хореографии.
Научное редактирование: Московская государственная академия хореографии –

И.А. Борзенко, проректор по научной работе, кандидат филологических наук, доцент;

Н.А. Вихрева, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, кандидат искусствоведения, профессор кафедры классического и дуэтного танца.

 Московская государственная академия хореографии, 2013.

СОДЕРЖАНИЕ


От редакторов. Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные
вопросы развития искусства балета и хореографического образования» ……........


5


ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ……………………………………………..



7

Леонова М.К. Политика государства в области хореографического искусства

на современном этапе ………………………………………………………………….


7

Анисимов В.В. Роль и значение произведений классического наследия в сценической практике хореографического образования …………………………………………...


11

Апанасенко Т.Е. Необходимость сохранения высокого удельного веса общеобразовательных дисциплин в программах среднего и высшего профессионального образования артистов балета ……………………………………………………………….



13

Бриске И.Э. Основные принципы преподавания народно-сценического танца в вузах культуры и искусств ……………………………………………………………………


15

Гендова М.Ю. Духовно-патриотическое воспитание в контексте искусства балета …...

16

Данилюк М.Б. Новая концепция дополнительного профессионального образования ...

18

Джумагалиева К.О. Сценический репертуар танцевальных школ как основа обучения

20

Дмитриева Д.И. Конкурс постановщиков …………………………………………………

21

Исаков В.М. Особенности модернизации хореографического образования ……………

23

Коренева В.Г. Внутришкольный конкурс как эффективная форма освоения
сценического репертуара и раскрытие творческой индивидуальности будущих
артистов балета (из опыта работы Пермского государственного
хореографического колледжа) ………………………………………………………...


26

Коробейникова В.А. О специфике работы пианиста-концертмейстера в балетном классе ……………………………………………………………………………………


27

Кузнецов О.Ю. Возможности и перспективы использования метода
антропометрического контроля индивидуального физического развития в целях выявления молодых дарований в области хореографического искусства …………



29

Куракина Е.Б., Яценко Н.П. Значение гуманитарной составляющей в современном профессиональном хореографическом образовании ………………………………..


32

Литварь Н.В. Специфика и проблемы послевузовского хореографического

образования …………………………………………………………………………….


33

Нарская Т.Б. Актуальные проблемы формирования педагогических навыков
у студентов-хореографов (на примере Челябинской государственной
академии культуры и искусств) ……………………………………………………….



34

Никитин В.Ю. Проблемы изучения репертуара современной хореографии в процессе профессионального образования ……………………………………………………...


36

Петрова Г.С. О возможности разработки квалификационных профессиональных
стандартов физического развития в целях выявления молодых дарований
в области хореографического искусства ……………………………………………...



37

Северцева М.О. Изучение русского народного парного танца в младших классах

хореографических училищ на историко-бытовом танце ……………………………


40

Сердюков В.П. Народно-сценический танец на балетной сцене и проблемы его
взаимосвязи c русской народной танцевальной культурой …………………………


42

Смирнова Л.Н. Опыт работы Детской школы искусств № 1 города Ярославля ……….

45

Тазутдинова А.А. Обмен педагогическим опытом и повышение квалификации
как важное условие повышения качества обучения одаренных детей в области хореографического искусства …………………………………………………………



46

Тихоненко С.В. Роль Ю.И. Громова в становлении кафедры хореографии Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов (ВПШК) ……………...


47


Умбеткулова З.К. Выявление и поддержка молодых дарований в Школе танцев

«Renaissance» (г. Астана, Республика Казахстан) …………………………………...


49

Фадеева М.В. Роль художественной активности в воспитании личности зрителя ……..

50

Черных А.В. Учебный процесс Московской государственной академии хореографии как модель инновационно ориентированного образования …………………………


52


ИСКУССТВО БАЛЕТА ……………………………………………………………………


53

Белова Е.П. Первый советский оригинальный телевизионный балет «Граф Нулин»
Б. Асафьева и В. Варковицкого (1959 г.) ……………………………………………..


53

Вихрева Н.А. У истоков балетной труппы Музыкального театра имени
К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко ………………………………..


54

Галкин А.С. Вариация Одетты из второй картины балета «Лебединое озеро»:
к вопросу о датировке текста из хореографической нотации ……………………….


59

Евтеева П.В. Творчество Марии Сорокиной как пример исполнительской традиции балетной труппы Московского художественного балета (с 1941 – Московского музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко) периода 1930-х – 40-х годов …………………………………………………………...


60

Еремина-Соленикова Е.В. О наследовании танцевальной традиции
в начале – середине XVIII века ………………………………………………………..


62

Коршунова Н.А. Американские студии М.М. Фокина и М.М. Мордкина ……………...

63

Кухта Л.Н. Исторический обзор гастролей танцовщиков в дореволюционном
Красноярске …………………………………………………………………………….


64

Литварь Н.В. История балета как поле для исследования в области
искусствоведения и педагогики ……………………………………………………….


66

Мелейкина К.А. К истории постановки балета «Футболист» В.А.Оранского ………….

67

Попова З.Н. История балетного искусства Республики Саха (Якутия) …………………

68

Потемкина С.Б. Феномен «Спартака» на балетной сцене ……………………………….

70

Рыжова Т.А. История создания дивертисмента И. Аблеца «Семик, или Гулянье

в Марьиной роще» ……………………………………………………………………..


71

Сироткина И.Е. Кто придумал «Весну»? ………………………………………………….

73

Тропников Д.В. Исторические детерминанты появления феномена бессюжетного

хореографического спектакля ………………………………………………………...


73

Хлопова В.А. Новый французский танец и его видение «Весны Священной»: версии Анжелена Прельжокажа, Жана-Клода Галлотты и Режиса Обадья ………………...


75

Щеголева Е.А. Преемственность в народно-сценическом танце ………………………..

76


Резолюция Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы развития искусства балета и хореографического образования» ……………………



79


От редакторов

balletacademy-conf@yandex.ru

Всероссийская научно-практическая конференция

«Актуальные вопросы развития искусства балета

и хореографического образования»
4 июня 2013 года в Московской государственной академии хореографии» состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы развития искусства балета и хореографического образования». Организатор конференции – Московская государственная академия хореографии при поддержке Министерства культуры Российской Федерации в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 гг.)»

В работе конференции приняли участие творческие работники, ученые и аспиранты, преподаватели вузов культуры и искусства, хореографических учебных заведений и детских школ искусств — представители Москвы, Санкт-Петербурга, Якутска, Красноярска, Норильска, Перми, Тулы, Челябинска, Ярославля, других городов Российской Федерации, а также Республики Казахстан.

На открытии конференции участников приветствовала председатель Оргкомитета, ректор Московской государственной академии хореографии, народная артистка Российской Федерации, лауреат Премии Правительства Российской Федерации, кандидат искусствоведения, профессор М.К. Леонова, которая отметила, что конференция проходит в рамках мероприятий, посвященных 240-летию Московской государственной академии хореографии.

Программа конференции включала два пленарных заседания (заключительное пленарное заседание — в формате круглого стола) и два семинара: «История балета» и «Значение классического наследия в сценической практике по направлению подготовки “Хореографическое искусство”».

Участники конференции посетили концерт выпускников Московской государственной академии хореографии в Большом театре России — творческий показ достижений педагогов и воспитанников московской балетной школы.

На пленарном заседании были представлены доклады по таким вопросам, как: «Политика государства в области хореографического искусства на современном этапе» (докладчик — М.К. Леонова, ректор Московской государственной академии хореографии, народная артистка Российской Федерации, лауреат Премии Правительства Российской Федерации, кандидат искусствоведения, профессор); «Особенности модернизации хореографического образования» (докладчик — В.М. Исаков, проректор по научной работе и развитию Санкт-Петербургской Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой, кандидат технических наук, профессор); «Роль и значение произведений классического наследия в сценическом репертуаре балетных школ» (докладчик — В.В. Анисимов, заведующий кафедрой классического и дуэтного танца Московской государственной академии хореографии, народный артист Российской Федерации, профессор); «Проблемы изучения и освоения сценического репертуара современной хореографии в процессе профессионального образования» (докладчик — В.Ю. Никитин, заместитель декана по научно-методической работе хореографического факультета Московского государственного университета культуры и искусств, доктор педагогических наук, кандидат искусствоведения, профессор); «Новая концепция дополнительного профессионального образования» (докладчик — М.Б. Данилюк, начальник Центра дополнительного образования Московской государственной академии хореографии, заслуженный работник культуры Кубани); «Проблема востребованности народно-сценического танца в репертуаре театров на современном этапе» (докладчик — В.П. Сердюков, заместитель заведующего Красногорского филиала (Хореографического училища) Колледжа искусств, Отличник Просвещения Российской Федерации).

На семинаре «Значение классического наследия в сценической практике по направлению подготовки “Хореографическое искусство”» проблемы сохранения хореографического текста рассматривались на материале творческого наследия М. Петипа, А. Горского, А. Бурнонвиля, Ф. Лопухова, В. Вайнонена. Руководила работой семинара Н.А. Вихрева – профессор кафедры классического и дуэтного танца Московской государственной академии хореографии, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, кандидат искусствоведения.

Результаты исследований по малоизученным темам («белам пятнам») обсуждались на семинаре «История балета», руководитель семинара – Н.В. Литварь, начальник отдела послевузовского профессионального образования, профессор кафедры хореографии и балетоведения, кандидат искусствоведения.

Заседание круглого стола было посвящено вопросам выявления и поддержки молодых дарований в области хореографического искусства. Опыт работы Детской школы искусств № 1 города Ярославля представила преподаватель классического танца Л.Н. Смирнова. О возможности разработки квалификационных профессиональных стандартов физического развития в целях выявления молодых дарований в области хореографического искусства рассказала Г.С. Петрова — кандидат медицинских наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта Тульского государственного университета.

По результатам работы конференции была принята резолюция.

Участники конференции высоко оценивали современную государственную культурно-образовательную политику, направленную на духовно-нравственное, художественно-эстетическое воспитание подрастающего поколения, выявление и поддержку молодых дарований, подчеркивали взаимосвязь развития искусства балета и хореографического образования, необходимость дальнейшего развития с учетом современных требований при безусловном сохранении национального своеобразия, культурно-исторического опыта России.

Конференция дала возможность научно-педагогическим и творческим работникам, преподавателям и аспирантам разных регионов России представить результаты своих исследований в области искусства балета и хореографического образования, обменяться опытом работы. Публикуемые доклады и тезисы выступлений позволяют использовать результаты исследований как в дальнейших теоретических работах, так и в практике хореографического образования.

И.А. Борзенко, Н.А. Вихрева

ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Леонова Марина Константиновна

balletacademy-rectorat@yandex.ru

Московская государственная академия

хореографии, ректор, народная артистка РФ, лауреат премии Правительства РФ,

кандидат искусствоведения, профессор

г. Москва
Политика государства в области хореографического искусства

на современном этапе
Сложившаяся на протяжении веков, система отечественного образования в области искусств, в том числе, искусства балета – это национальное достояние России, наша гордость и слава.

Основанные в 18-ом веке благодаря высочайшим Указам и стараниям видных государственных деятелей, находящиеся в ведении Конторы Императорских театров, две первые балетные школы России – в Петербурге и в Москве – стали важнейшим условием развития русского балета и хореографического образования и при всей своей элитарности заложили основы поддержки молодых российских талантов [1].

Несомненным достижением советского периода истории России стала демократичная культурно-образовательная политика, доступная система художественно-эстетического воспитания, которая позволила широким слоям населения приобщиться к достижениям культуры и проявить свои художественно-творческие способности. До революции 1917 года – только две серьезные балетные труппы и балетные школы – в Петербурге и в Москве. А в конце 1980-х годов в СССР благодаря целенаправленной государственной политике насчитывалось более 60-ти профессиональных балетных трупп, не считая многочисленных балетных коллективов и школ; в стране работало более 20-ти государственных хореографических училищ [2]; кроме того, молодые таланты могли проявить себя в кружках многочисленных клубов, дворцов пионеров и домов культуры. Сложилась единая система жизнедеятельности всего советского балета и балетных школ, основанная на поддержке молодых талантов и доступности образования, интенсивной методической работе и обмене педагогическим опытом, открытости творческих поисков и достижений. Именно в советский период при сохранении традиционной связи балетной школы и театра в стране сложилась наша уникальная многоуровневая система непрерывного образования в области искусства балета: дополнительное образование детей художественной направленности – среднее профессиональное образование – высшее профессиональное образование.

Объективные исторические условия, социально-политические и экономические проблемы России начала 21-ого века отрицательно сказались и на системе художественного образования в стране, и на уровне духовно-нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.

Современная политика российского государства характеризуется повышенным вниманием к культуре, которой отводится ведущая роль в формировании человеческого капитала, приобщении граждан к нравственным ценностям общества и творческой реализации духовного потенциала людей, в том числе, молодого поколения.

Государственная политика реализуется, в первую очередь, через целенаправленное развитие соответствующей правовой базы. В последние годы на государственном уровне принят ряд документов, призванных обеспечить сохранение достижений отечественной культуры и ее дальнейшее развитие: Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 1244-р); Федеральная целевая программа «Культура России (2012-2018 годы)» (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации 3 марта 2012 г. № 186); Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утверждена Президентом Российской Федерации 03.04.2012 г.).

Для обеспечения согласованности действий в вопросах поиска и поддержки молодых талантов образован Национальный координационный совет по поддержке молодых талантов России (Постановление Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. N 897 г.; состав Совета утвержден Распоряжением Председатель Правительства Российской Федерации 5 октября 2012 года, № 1848-р). Первое заседание Совета состоялось 13 декабря 2012 года у нас, в Московской государственной академии хореографии. На заседании Совета, который возглавила Председатель Совета, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Ольга Юрьевна Голодец, подчеркивалось, что работа с молодыми талантами во всех сферах должна быть основана на лучшем историческом опыте и современных образцах, отмечалось, что отечественное образование в области искусства балета имеет несомненные достижения в работе с одаренными детьми и молодежью.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «московская государственная академия хореографии» всероссийская научно-практическая конференция iconIv научно-практическая конференция «Информационно-измерительная техника и технологии», 13
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «московская государственная академия хореографии» всероссийская научно-практическая конференция iconМеждународная научно-практическая конференция Современные тенденции...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «московская государственная академия хореографии» всероссийская научно-практическая конференция iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «московская государственная академия хореографии» всероссийская научно-практическая конференция iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «московская государственная академия хореографии» всероссийская научно-практическая конференция iconТ. Н. Грязнева Физиология микроорганизмов
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московская государственная академия...

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «московская государственная академия хореографии» всероссийская научно-практическая конференция iconТ. Н. Грязнева Ветеринарная микробиология
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московская государственная академия...

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «московская государственная академия хореографии» всероссийская научно-практическая конференция iconIi международная научно-практическая конференция «Экономические,...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «московская государственная академия хореографии» всероссийская научно-практическая конференция iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «московская государственная академия хореографии» всероссийская научно-практическая конференция iconУчебно-методическое пособие по латинскому языку и ветеринарной терминологии...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московская государственная...

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «московская государственная академия хореографии» всероссийская научно-практическая конференция iconБюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Бурятская государственная...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную