Мученический подвиг православных в вкл и Речи Посполитой






НазваниеМученический подвиг православных в вкл и Речи Посполитой
страница1/11
Дата публикации03.05.2015
Размер1.51 Mb.
ТипКнига
l.120-bal.ru > Право > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11






Чепелев Л.А.
Мученический подвиг православных

в ВКЛ и Речи Посполитой.


Могилев 2014


УДК

271.2 (476)

Ч-44

Чепелев Л. А. Краткая история Православной Церкви в Великом Княжестве Литовском и Речи Посполитой (мученический подвиг православных). – Могилев, 2014. – 69 с.

Книга представляет собой краткий обзор истории Православной Церкви, в хронологической последовательности показывающий события из её жизни во времена Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой. Рассматривается значение Православной Церкви в сохранении языка, культуры и национального самосознания белорусского и украинского народов. Книга обращена ко всем интересующимся историей Белоруссии, России и Украины.

Автор книги не ставит целью опровергать чье-то мнение, спорить с кем–то, открывать что-то новое. Он рассказывает о своем личном видении некоторых событий из истории Православной Церкви и жизни православных народов Беларуси и Украины. Читателю предлагается самому решать, как относится к точке зрения автора.



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…...……....3-4
Глава I. ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ДРЕВНЕРУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ ДО МОНГОЛО-ТАТАРСКОГО НАШЕСТВИЯ....................4-7
Глава II. КРАТКИЙ ОБЗОР ИСТОРИИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ВЕЛИКОМ КНЯЖЕСТВЕ ЛИТОВСКОМ И РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ.

2.1.Положение православной Церкви в Великом Княжестве Литовском до Люблинской унии ………………..………………….…………………..………...7-13

2.2.Православная Церковь в Речи Посполитой после Люблинской унии 1569 года ……………………………….……………….………………..………...... ……….13-20

2.3.Создание Униатской церкви (1596г.) и отношение новой церкви к православию……………………………………………………………..................20-27

2.4. Усиление католицизма и униатства….….…..……………………….……….27-31

2.5..Православные братства ………..……………….………………………...........31-37

2.6..Причины, вынудившие Российскую империю встать на защиту православных Речи Посполитой ……..……………………….…………………….……….......37-44

2.7..Положение Православной Церкви после 1772 года….........................................44-49
Глава III. НЕКОТОРЫЕ СВЯТЫЕ БЕЛОРУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.

3.1. Равноапостольные Кирилл и Мефодий учителя словенские………..........50-53

3.2. Святая Евфросиния Полоцкая (1104-1173)……………..………………....….53-55

3.3. Мученик архидиакон Никифор († - 1599)…………………...............…….....55-57

3.4. Преподобномученик Афанасий игумен Брестский (1595-1648) …….……..57-60

3.5.Святитель Георгий Конисский архиепископ Могилевский (1717- 1795)……60-64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………..……………..…….…………….…….......64-65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………….………………..……….…...….…65-69
ВВЕДЕНИЕ

В наше время интерес к истории Православной Церкви неизмеримо вырос. Это обусловлено все более возрастающим нравственным влиянием Православной Церкви на процессы, происходящие в обществе. Подтверждением этого влияния могут служить цифры официальной статистки, показывающие, что сегодня от общего числа всех верующих белорусов 80% относят себя к православным. Но, начиная с первых десятилетий ХХ века, в исторической науке стало нормой отделять историю Православной Церкви от истории Белоруссии, России и Украины. Эти истории стали существовать в официальной исторической науке отдельно друг от друга. Из-за этого стали возникать различные теории, не совсем объективно отражающие историю Православной Церкви на землях Белой Руси, Украины и России. Например, появилась теория о том, что для Белоруссии родными являются только Униатство и Католицизм. А Православие якобы принесено в Белоруссию из Российской империи во время раздела Речи Посполитой и поэтому чужое для белорусов. Для восстановления объективной исторической правды эти теории нуждаются в проверке. Поэтому необходимо вспомнить о масштабах влияния Православной Церкви на формирование духовно-нравственной составляющей восточнославянских народов. И, что главное, показать роль Православной Церкви в сохранении национального самосознания, культуры и языка белорусского и украинских народов в Великом Княжестве Литовском и Речи Посполитой. Не менее важно учитывать и то, что мы живем в век глобализации, когда стираются национальные и культурные особенности. Поэтому очень важен опыт сохранения национального самосознания и культуры того или иного народа. Такой опыт есть у Православной Церкви и этот опыт необходимо изучать, чтобы использовать в охранении национального самосознания восточнославянских народов, в том числе и белорусского, от разрушающих процессов национального обезличивания.

Необходимо отметить несколько моментов в содержании книги. Книга рассказывает об истории Православной Церкви в Великом Княжестве Литовском (далее ВКЛ) и Речи Посполитой. В то время предки нынешних белорусов и украинцев жили вместе в одном государстве и практически до конца XV века считали себя единым православным русским народом. Тогда, как и в последующее время, Православная Церковь оставалась для белорусов и украинцев хранительницей национального духа. Поэтому история Православной Церкви здесь не будет разделена на историю православия в Беларуси и историю православия на Украине, хотя истории белорусского народа будет уделено больше внимания.

В первой главе книги кратко показана история Православной Церкви в Древнерусском государстве колыбели трех братских народов: белорусского, украинского и русского. Здесь же рассказывается о влиянии православия на развитие духовности и культуры древнерусского народа, ставших основой духовного и культурного развития трех братских славянских народов.

Во второй главе рассматривается период от образования ВКЛ до раздела Речи Посполитой. Это время становления белорусского и украинского народов. В это период Православная Церковь и православные верующие подвергались жесточайшим гонениям. История показывает, как из года в год, из десятилетия в десятилетие, власти ВКЛ и Речи Посполитой планомерно уничтожали православие на землях Беларуси и Украины. История Православной Церкви этого периода переполнена страданиями православных белорусов и украинцев. К сожалению, иногда можно услышать призывы не вспоминать горестные страницы истории православия в Белоруссии, т.к. это кого-нибудь сегодня может обидеть. Предлагается вспоминать только веселое и хорошее. Такая историческая позиция, наверное, не очень нравственна. Ведь если мы будем забывать о страданиях своего народа, то это будет не только предательством памяти наших прадедов, этим будут преданы забвению герои, благодаря которым белорусский народ сберег от ополячивания свою культуру, веру и родной язык. Поэтому во второй главе много внимания уделяется трудностям и страданиям, которые сопровождали жизнь православных верующих в ВКЛ и Речи Посполитой.

В третьей главе рассказано о некоторых святых Белорусской Православной Церкви, оказавших влияние на развитие духовности белорусов, и мучениках, защищавших православную веру в Речи Посполитой.

Автор книги не ставит целью опровергать чье-то мнение, спорить с кем–то, открывать что-то новое. Он рассказывает о своем личном видении некоторых событий из истории Православной Церкви и жизни православных народов Беларуси и Украины. Читателю предлагается самому решать, как относится к точке зрения автора.
Глава I. ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ДРЕВНЕРУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ ДО ТАТАРО - МОНГОЛЬСКОГО НАШЕСТВИЯ

Языческие верования, распространенные в древние времена на землях современной Беларуси, Украины и России воспитывали в людях жестокость и презрение к чужой жизни. Карамзин писал: «В древнейшие времена славяне…омраченные суеверием идолопоклонства, обагряли свои требища кровию христиан, выбранных по жребию из пленников или купленных у морских разбойников. Жрецы думали, что идол увеселяется христианской кровию, и в довершение ужаса пили её, воображая, что она сообщает дух пророчества…Балтийские славяне дарили идолам головы убиенных опаснейших неприятелей». Многие исторические источники того далекого времени рассказывают о жестокости язычников-славян во время нападений на соседние народы и об устраиваемых ими кровавых жертвоприношениях. Можно вспомнить, как в 983 году жребий быть принесенным в жертву идолам пал на юного Иоанна, сына принявшего православие варяга Феодора. Феодор отказался отдать язычникам сына на заклание и разъяренная толпа, подстрекаемая языческими жрецами, убила отца и сына. Тогда у каждого славянского племени был свой главный идол, которому молились и вокруг которого объединялись. И когда на славянских землях образовались княжества, то кровавые междоусобицы продолжались. Примером может служить легендарное упоминание о призвании Рюрика из-за распрей среди северных славян.

В IX-Х веках славянские племена постепенно сливаются в рамках Древнерусского государства в единый древнерусский народ. Территория Белой Руси в те времена была частью Древнерусского государства. Об этом подробно рассказывают древнейший летописный свод истории восточных славян «Ипатьевская летопись», записки арабских купцов и европейских путешественников, а также европейские географические карты тех времен. Но для окончательного объединения славян в единый народ нужна была особая вера. Вера, способная смягчить дикие языческие нравы. Вера способная объединить разрозненные славянские племена в единый народ и одно государство не кровью языческих жертвоприношений и страхом смерти, а любовью к ближнему и к своему Отечеству. Такой объединяющей верой стало Православие.

На нашу землю Православие пришло из Византии более двух тысяч лет назад во времена первого киевского князя-христианина Аскольда. Аскольд построил в Киеве первый православный храм. Историк А.В. Карташев отмечает, что православные епископы из Византии были на Древнерусской земле уже в 862 году. Все попытки Рима утвердить на Киевской Руси свое влияние терпели крах. Так, например, княгиня Ольга, принявшая православие в Константинополе (955 г.), резко воспротивилась попыткам иерархов из Западного папского района утвердиться на землях Киевской Руси. Она прогнала посланного королем Оттоном I Великим на русские земли в 959 году латинского епископа Адальберта. Европейский свод Х века «Продолжатель Регинона» указывает под 962 годом: «В этом году возвратился назад Адальберт, поставленный в епископы для Ругов(Руси), ибо не преуспел ни в чем том, зачем был послан, и видел все свои старания напрасными. На обратном пути некоторые из его спутников были убиты. А сам он с великим трудом едва спасся».

В 988 году внук Ольги киевский князь Владимир делает Православие государственной религией Киевской Руси. Необходимо еще раз отметить, что Русская Православная Церковь, с самого своего зарождения, была частью Византийского патриархата (Вселенской Православной Церкви). Вселенский Патриарх в 988 году установил в Киеве «Митрополию Киевскую и всея Руси», куда входили и земли Белой Руси. С того времени и до сегодняшнего дня Православная Церковь на территории, которую занимает сегодняшняя Беларусь и Украина, являются частью тела Русской Православной Церкви. По этому поводу профессор П.В.Знаменский отмечает, что Русская Православная Церковь была устроена в виде особой митрополии Константинопольского патриархата (Православной Церкви). Первым её митрополитом был пришедший с князем Владимиром из Корсуни православный митрополит Михаил. А его преемник митрополит Леонтий в 992 году разделил Русскую митрополию на епархии и назначил первых епархиальных епископов. Кроме митрополита, находящегося в Киеве, были епископы в Полоцке, Турове, Новгороде, Ростове, Чернигове, Белгороде, Владимиро – Волынском и некоторых других городах. В том же 992 году была основана Полоцкая православная епископия, которая была первой христианской епископией на территории нынешней Беларуси. Полоцкая православная епископия охватывала земли нынешней Витебщины, Минщины, Мстиславщины и Могилевщины. Затем, при помощи князя Владимира, в 1005 г. была создана Туровская епископия, которая охватывала земли нынешней Западной Беларуси, без Виленщины, и некоторую часть Волыни.

Первые митрополиты и епископы прибывали на Русь из Греции по благословению самого патриарха и с согласия императора Византийской империи. Все они были по происхождению греками. Только в 1051 году собором русских епископов был поставлен митрополит Илларион, который был первым по происхождению русским митрополитом Русской Православной Церкви. Но зависимость русских митрополитов и епископов от Греческой церкви продолжалась еще долго.

В те времена управление церковью было основано на правилах установленных Царьградскими патриархами. Основанием для внутреннего церковного управления служил «Номоканон» в славянском переводе. Постановления митрополитов и епископов содержались в «Кормчей книге». Первый опыт приложения Номоканона к русской жизни сделал в своем Церковном уставе святой Владимир. Великий князь Ярослав издал другой такой же церковный устав, содержащий в себе подтверждение и раскрытие устава святого Владимира. Это были первые общерусские уставы. Доходы, получаемые Русской Православной Церковью, митрополиты и епископы употребляли на содержание соборных храмов с их причтом, на пропитание нищих, больных, странников, сирот и вдов, на пособия потерпевшим от пожаров и неурожаев, на строительство церквей и монастырей. Этим православные иерархи отличались от латинских (католических) иерархов, тративших огромные деньги на личное обогащение и роскошь. Дома православных епископов, по сути, были домами помощи людям нищим, больным и испытавшим горе. Православные священники, в отличие от латинских, существовали только за счет добровольных приношений прихожан или ведения домашнего хозяйства. Поэтому их быт был беднее, чем быт латинского священства.

Благодаря православию в мировосприятии наших предков произошли огромные качественные изменения. Н.М.Карамзин подчеркивал основное преимущество Православного христианства, которое позволяло выводить людей из дикого язычества: «..христианство, представляя в едином невидимом Боге создателя и правителя вселенной, нежного отца людей, снисходительного к их слабостям и награждающего добрых – здесь миром и покоем совести, а там, за тьмою временной смерти, блаженством вечной жизни, - удовлетворяло всем потребностям души человеческой».

Но Православная Русь не превратилась в копию Византии или ее колонию. Русские славяне, благодаря заимствованию из греческой культуры, сумели создать свою собственную, основанную на православии и национальных особенностях, культуру. Объем книги не позволяет подробно рассказать обо всём, что было сделано князем Владимиром и первыми иерархами Русской Православной Церкви для наших прадедов. Например, о множестве построенных школ, не только для мальчиков, как на Западе, но и для девочек. Белорусские историки Э. Ярмусик и И. Ковкель отмечают, что уже к началу XI века на землях Белой Руси существовали религиозная и светская литература, которая была написана на родном языке, что отличало ее от европейской, написанной на латыни. Первыми книгами были «Библия», «Апостол», жития святых и другие православные книги. Затем появились книги с описанием разных земель, исторические книги и т.д. Но особой популярностью в народе продолжали оставаться «Жития святых». Наиболее древним житием, дошедшим до нас, является «Житие Евфросинии Полоцкой» (1120-1173), внучки полоцкого князя Всеслава. Из книг того времени так же сохранилось Туровское рукописное Евангелие XIII в., редкий памятник древнерусской письменности. Выдающимся писателем и проповедником того далекого времени был епископ Кирилл Туровский. Многие из его произведений дошли до нашего времени, и являются бесценными памятниками древнерусской литературы. А Европе тогда были грамотными в основном только монахи и священники, а знать и простолюдины, как правило, были неграмотными. Одним из примеров этого служит история Анны Ярославны, дочери Ярослава Мудрого. Став женой французского короля Генриха I, свободно говорящая на трех языках, прекрасно знающая литературу и математику Анна Ярославна оказалась, чуть ли не единственным грамотным человеком среди придворных аристократов и членов королевской семьи. Сохранились французские документы того времени, где рядом с росписью Анны стоят крестики безграмотных французских чиновников. Так же могут служить подтверждением массовой грамотности простолюдинов Киевской Руси и берестяные грамоты, сохранившиеся от того далекого времени. К сожалению, после татаро - монгольского нашествия образовательный уровень населения Руси резко упал.

Благодаря принятию Православия на Руси было построено множество красивейших каменных и деревянных храмов, расписанных выдающимися художниками – иконописцами. Появились новые церковные и художественные ремесла. В IX-XIII вв. на землях Белой Руси развивается каменная архитектура. Одним из первых каменных храмов того времени является полоцкий Софийский Собор (середина XI в.). В XII в. построены каменные Полоцкая Спасо-Евфросиньевская церковь, Бельчитский монастырь, Витебская Благовещенская церковь, два храма в Гродно и многие другие.

Православные храмы тогда были не только религиозными сооружениями, но и местом, где жители собирались для решения насущных жизненных вопросов. В то время ни один вопрос без благословения священника не решался. При храмах и монастырях обязательно были школы, библиотеки, мастерские. Высокого уровня в IX – XII вв. достигало изобразительное искусство. Фрески, мозаики, книжная миниатюра того времени поражают нас сегодня яркими красками и мастерством художников. Мы знаем о прекрасных мозаиках Спасо - Евфросиньевской церкви Полоцка. Фресковые росписи того времени обнаружены и в Полоцкой Софии. Особенностью искусства Белой Руси того времени является некоторое влияние Византийской культуры. О многом другом, появившемся на Белой Руси благодаря Православной Церкви, можно узнать из жизнеописания белорусских святых. Много хорошего дала Православная Церковь нашим прадедам.

Исследователь древней истории Церкви священник Сергей Мансуров показал, как христианство повлияло на древнерусское общество в те далекие времена: «Сверху до низу…общество прочно пронизывается христианством. Разрозненное и донельзя разделённое, оно превращается в нечто единое, целое со своим особым жизненным и духовным строем. В это целое собираются люди самых разнообразных слоев…дотоле, казалось, безнадежно разобщенные происхождением, общественным положением, сословными различиями. Церковь всё соединяла, не разрушая, впрочем, многообразия жизненных положений». Таким образом, Православие, постепенно изменяя мировосприятие восточных славян, сумело соединить не только людей разных социальных групп, но и способствовало ускорению объединения до этого враждебных друг другу из-за языческих обычаев племен и княжеств в единый народ и одно государство. Это Православное Древнерусское государство (Киевская Русь) было крепко и мощно не силой меча и правом сильного, как это было при язычестве. Оно было крепко из-за одной для всего населения Православной веры, единого мировосприятия и единой для всех культуры, основанной на Православии и христианской любви к ближнему.

Но также важно помнить и о том, что до татаро - монгольского нашествия наши предки жили в едином государстве – Киевской Руси - и ощущали себя одним православным народом - русским. Еще в «Слове о законе и благодати» киевского митрополита Иллариона, написанном в XI веке, употребляется название всех жителей Киевской Руси - «русский народ».
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Мученический подвиг православных в вкл и Речи Посполитой iconРелигиозные конфликты или религиозные войны в Речи Посполитой второй...
Религиозные конфликты или религиозные войны в Речи Посполитой второй половины XVI – середины XVII вв. ? Как нам об этом говорить...

Мученический подвиг православных в вкл и Речи Посполитой iconВкл Выкл Размер шрифта: a a a цветовая схема: a a a a омская юридическая академия
Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: a a a цветовая схема: a a a a

Мученический подвиг православных в вкл и Речи Посполитой icon1. правовой статус западной Беларуси в составе 2 Речи Посполитой....
Западная Беларусь в составе Польского государства. Политические партии Западной Беларуси

Мученический подвиг православных в вкл и Речи Посполитой iconУчебно-тематический план уроков истории в 7 классе
Иванович. Пресечение династии Рюриковичей. Б. Годунов. Установление крепостного права. Династические, социальные и международные...

Мученический подвиг православных в вкл и Речи Посполитой iconСодержание программы по истории России Россия в XVII веке
Пресечение династии Рюриковичей. Борис Годунов. Установление крепостного права. Династические, социальные и международные причины...

Мученический подвиг православных в вкл и Речи Посполитой iconКонспекта занятия с дошкольниками старшей группы на тему: «Рождество Христово»
Цель: ввести детей в культурную традицию празднования православных праздников; смысл православных праздников

Мученический подвиг православных в вкл и Речи Посполитой iconН. В. Авакова // Физическая культура в школе. 2015. № С. 29-37 (цв вкл. 4 с.)
Авакова, Н. В. Это наше оружие, наши боевые награды, наша армия и наши Победы / Н. В. Авакова // Физическая культура в школе. 2015....

Мученический подвиг православных в вкл и Речи Посполитой iconС. М. Салей в исторической памяти современных белорусов присутствует...
Задача данной работы – выявить наличие и проанализировать место концепта вкл в исторической памяти современных белорусов и попытаться...

Мученический подвиг православных в вкл и Речи Посполитой iconИстория православных поместных церквей
«История Православных Поместных Церквей» для студентов 3 курса дневного и заочного отделений

Мученический подвиг православных в вкл и Речи Посполитой iconРелигиозно-просветительская деятельность православных братств Центральной...
Охватывают период с 1864 г., когда в ходе церковной реформы было положено начало возрождению и открытию новых православных братств,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную