Проводились с 1960 года в Москве при Академии пед наук нии дошкольного воспитания






Скачать 138.94 Kb.
НазваниеПроводились с 1960 года в Москве при Академии пед наук нии дошкольного воспитания
Дата публикации28.08.2016
Размер138.94 Kb.
ТипДокументы
l.120-bal.ru > Право > Документы
Проектирование предметно-пространственной развивающей среды детского сада в соответствии с Федеральными государственными требованиями
Юлия Владимировна Соловьева, заведующий

МБДОУ города Костромы «ЦРР – Детский сад № 77»,
Вера Вячеславовна Тарануха, старший воспитатель
МБДОУ города Костромы «ЦРР – Детский сад № 77»,
Елена Вадимовна Кученко, методист отдела сопровождения
дошкольного воспитания ОГБОУ ДПО «Костромской
областной институт развития образования»
«Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира» (Е.И.Тихеева).

Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью окружающей обстановки для разностороннего развития ребенка, успешной социализации в обществе.
В последнее время происходят большие изменения в сфере дошкольного образования, обусловленные выходом в свет новых нормативных документов:
Приказ Министерства образования от 23.11.09г. № 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования"

Приказ Министерства образования от 20.07.11г. № 2151 "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования".

Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - Требования) представляют собой совокупность семи групп требований, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования и направленных на достижение планируемых результатов дошкольного образования.

Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды

В привычной для современных педагогов формулировке понятие «развивающая предметная среда детства» стало использоваться в конце 20 века. Термин введен в 1988 году, исследования по теме проводились с 1960 года в Москве при Академии пед.наук НИИ дошкольного воспитания.

В самом широком (социальном) контексте развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности, понимаемый как социализация.

Развивающая предметная среда детства – это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребенка и его личности.

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».

С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.

Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении — обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности: витальных, социальных, духовных. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, т.е. развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей каждого ребенка, способствует раннему проявлению разносторонних способностей. Это обеспечивается за счет решения следующих задач:

  1. создать необходимые предпосылки для развития внутренней активности ребенка;

  2. предоставить каждому ребенку возможность самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности;

  3. ввести стиль взаимоотношений, обеспечивающих любовь и уважение к личности каждого ребенка;

  4. активно искать пути, способы и средства максимально полного раскрытия личности каждого ребенка, проявления и развития его индивидуальности;

  5. ориентироваться на активные методы воздействия на личность.

Основополагающие идеи построения развивающей среды в ДОУ были заложены в «Концепции построения развивающей среды в ДОУ» под ред. В.А.Петровского (1993г.). В данной работе получили дальнейшее развитие основные положения «Концепции дошкольного воспитания» (1989г.) применительно к организации условий жизни детей в детском саду, сформулированы принципы построения предметной среды.

Рассмотрим психолого-педагогические требования к созданию предметно-развивающей среды, изложенные в Федеральных государственных требованиях к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Согласно п.3.1.1. Требований при создании предметно-развивающей среды необходимо руководствоваться следующими принципами:

Принцип информативности предполагает разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением.

Принцип вариативности: сообразно характеру современного образовательного процесса предметно-пространственная среда определяется видом дошкольных образовательных учреждений, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями.

Принцип полифункциональности среды: предметно-пространственная среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.

С целью полифункциональности использования пространства

группового помещения, оно должно быть условно разделено на 3 части:

- зону для спокойной деятельности;

- зону для деятельности, связанной с экстенсивным использованием пространства (активным движением, возведением крупных игровых построек и т.п.);

- рабочую зону.

Разделение группового пространства на зоны вызвано тем, что нет однозначного соответствия между видом деятельности и материалом. Многие материалы полифункциональны и могут использоваться для игровой, продуктивной и исследовательской деятельности.

Определим основные функции предметно-развивающей среды для детей и взрослых.

Функции предметно-развивающей среды


для детей

для взрослых

  1. Удовлетворение потребности в деятельности, познании.

  2. Ориентировка в окружающем.

  3. Накопление опыта эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками

  4. Источник становления субъектного опыта ребенка.

  5. Развитие инициативы, воображения, творчества.

  6. Среда для развития всех специфических детских видов деятельности.

  7. Реализация ребенком права на свободу выбора деятельности.

  1. Реализация содержания образовательной программы.

  2. Предоставление детям как можно больших возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности.

  3. Эффективное средство поддержки индивидуальности и целостного развития ребенка до школы.

  4. Организует деятельности детей.

  5. Влияет на воспитательный процесс.




Принцип трансформируемости среды связан с ее полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством).

Принцип интеграции образовательных областей: материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.

Изобразительные материалы, расположенные в «уголке (центре) изобразительной деятельности», могут использоваться детьми для создания художественно-творческих работ (реализация содержания образовательной области «Художественное творчество»); для детского экспериментирования с красками, бумагой, для классификации карандашей по цвету, длине, для выкладывания из карандашей схематических и геометрических изображений (реализация содержания образовательной области «Познание»), для общения по поводу изобразительных материалов, художественного замысла, содержания рисунка или поделки (реализация образовательной области «Коммуникация»).

Принцип педагогической целесообразности позволяет предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребёнка.

Ребенок, оставаясь самим собой, вместе с тем постоянно изменяется, развивается. Естественно, что его окружение не может быть застывшим и также требует изменений. Обстановка – это оболочка, «одежда», из которой ребенок быстро вырастает, поэтому она должна, оставаясь по сути привычной и уютной, «расти», меняться вместе с ребенком; более того, обстановку должен менять сам ребенок, подстраивая ее под себя. Развивающая среда не может быть построена окончательно, завтра она уже перестанет стимулировать развитие, а послезавтра – станет тормозить его.

В среде должна быть заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и настроениями детей, а также с учетом разнообразных педагогических задач. Это легкие перегородки, которые могут передвигаться, образуя новые помещения и преобразуя имеющиеся. Это возможность изменения цветовой и звуковой среды. Это вариативное использование предметов (например, мягкие пуфы становятся то детской мебелью, то элементами крупного конструктора). Это и полифункциональное использование помещений (спортивный комплекс «мини-стадион» может быть установлен не только в физкультурном зале, но и в игровой комнате, спальне, раздевалке).

Можно менять «фоны», изменять обстановку до неузнаваемости, наполняя ее эмоционально насыщенным «детским» содержанием: «волшебная», «корабельная» или «марсианская» комнаты; спортивный канат выглядит как «хобот» слона, на стене нарисованы «загадочные растения» и пр.

Эмоциональная насыщенность – неотъемлемая черта развивающей среды. То, что привлекательно, забавно, интересно, ярко, выразительно побуждает любопытство и довольно легко запоминается. Память ребенка – это его интерес, так считают психологи. Поэтому, на протяжении всего дошкольного периода важно сделать интересным все, что педагог старается организовать для детей.

Каждому ребенку в детском саду должно быть обеспечено личное пространство (кроватка со стульчиком и ковриком, шкафчик для хранения личных вещей, принадлежащих только ему, фотографии его семьи и т. д.).

Постижение детьми категории эстетического начинается с «элементарных кирпичиков», своеобразного языка искусства: красоты звуков, цветовых пятен, абстрактных линий, остроумной трактовки образа лаконичными графическими средствами. Поэтому важно разместить в интерьере не только «классические» произведения живописи (Айвазовского, Шишкина, Сурикова и других авторов), но и простые, но талантливые этюды, эстампы, абстрактные или полуреальные скульптуры, дающие ребенку представление об основах графического языка и о различных культурах — восточной, европейской, африканской.

Целесообразно в разных стилях представить детям одно и то же содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых: реалистическом, абстрактном, комическом и т. п. Тогда дети (с помощью взрослого) смогут обратить внимание не только на то, что изображено перед ними, но и на то, как это сделано, осваивая начала специфики разных жанров.

В соответствии с пунктом 3.1.2. Требований, предметно – развивающая среда образовательного учреждения должна способствовать реализации основных направлений развития детей:

- физическому

- познавательно-речевому

- художественно-эстетическому

- социально-личностному

Основные направления развития детей вносятся партнером-взрослым, и затем реализуются ребёнком в свободной самостоятельной деятельности – индивидуально или совместно с другими детьми. К развивающим дошкольника видам деятельности относятся игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность (детское экспериментирование) и чтение художественной литературы. Также очень важно обеспечить двигательную активность детей как необходимое условие их физического развития.

Возможен следующий подход к организации предметно-развивающих пространств в группе с учётом основных направлений развития ребенка-дошкольника:


направления

развития ребенка

развивающие центры (уголки, зоны)

физическое развитие ребенка

  • физкультурный уголок

  • спортивный комплекс

социально-личностное развитие ребенка

  • центр сюжетно-ролевой игры

  • уголок ряженья

  • театральная студия

  • уголок «уединения» («шептунчики»)

познавательно-речевое развитие ребенка

  • центр грамотности, куда включаются книжный уголок и все игры и оборудование для развития речи и подготовки ребенка к освоению чтения и письма;

  • центр науки, куда входит уголок природы, место для детского экспериментирования и опытов с соответствующим оборудованием и материалами;

  • центр математики (игротека);

  • центр строительно-конструктивных игр

художественно-эстетическое развитие

  • центр искусства, где размещаются материалы по ознакомлению с искусством, предметы искусства, материалы и оборудование для детской изобразительной деятельности, музыкальной, театрально-художественной деятельности.


Материалы и оборудование, необходимые для реализации инвариантной части программы для всех возрастных групп, перечислены в пособии «Материалы и оборудование для детского сада» Т.Н. Дороновой и Н.А. Коротковой

При создании предметно - развивающей среды, позволяющей реализовать вариативную часть общеобразовательной программы дошкольного образования необходимо учитывать ряд факторов.

Предметное содержание (игры, материалы, оборудование) зависит от:
-образовательных целей и задач;

- возрастных особенностей детей группы;

- полового состава группы;
- материальных возможностей дошкольного учреждения;

- индивидуальных особенностей и интересов детей.

На организацию в пространстве влияют:

- конструктивные особенности оборудования;

- интересы и предпочтения детей;

- видовые особенности Учреждения;

- архитектурно-конструктивные особенности помещений.


Организация во времени осуществляется с учетом:


- особенностей режима работы группы, детского сада;

- динамики накопления и обобщения опыта детей.
Согласно этого же пункта комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса должно обеспечивать возможность:

- организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности по освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного учреждения;

- использования образовательных технологий деятельностного типа.

Таким образом, предметно – развивающая среда должна отвечать потребностям участников обеих моделей организации образовательного процесса – педагога и детей в совместной партнерской деятельности, и детей, в их свободной самостоятельной деятельности. Материалы и оборудование должны подбираться сообразно педагогической ценности и создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду, обеспечивающую реализацию содержания основной общеобразовательной программы.

При создании предметно-развивающей среды необходимо так же:

1) учитывать полоролевую специфику и обеспечивать среду, как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.

2) систематически проводить анализ состояния предметно-развивающей среды с целью приведения ее в соответствие с гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями, подразумевающими единство стиля, гармонию цвета, использование при оформлении произведений искусства, комнатных растений, детских работ, гармоничность, соразмерность и пропорциональность мебели и т.п.

В 2009 году МБДОУ города Костромы «Центр развития ребенка – Детский сад № 77» стал одной из экспериментальных площадок, по апробации Федеральных государственных требований к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающей реализацию Основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

На констатирующем этапе эксперимента (что было сделано) была проведена оценка и анализ предметно-развивающей среды группового помещения, определены дефицитарные области.
Основными направлениями преобразований предметно-пространственной развивающей среды в группах детского сада стали:

  • отказ от жесткого зонирования в размещении развивающих центров, полифункциональное использование игровых зон;

  • обогащение предметно-пространственной среды игровыми материалами в соответствии с основными направлениями развития детей дошкольного возраста;

  • обеспечение соответствия оборудования и материалов, их размещения в пространстве возрастным и половым особенностям детей группы.

На формирующем этапе мы привели предметно-развивающую среду в соответствие с Требованиями, разработали вариативную составляющую в соответствии с приоритетными направлениями развития Учреждения.

Изменения в предметно-пространственной среде группы вызвали количественные и качественные сдвиги, которые произошли в распределении детских активностей. При появлении некоторых материалов и игрушек (например, объектов для изучения), и создании условий для использования игрушек (компоновка игрушек для режиссёрской игры в соответствии с их сюжетообразующей функцией, дополнение их маркерами игрового пространства) произошли и значительные изменения в интересах и деятельности детей. Отмечены и другие изменения в поведении детей. Например, уменьшение количества конфликтов.

Заключением экспертной группы предметно-развивающая среда была оценена как соответствующая «Требованиям к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

В результате проведённой работы составлен примерный алгоритм преобразования предметно-развивающей среды в группе детского сада.

Шаг 1. Сформулировать цели и задачи работы на основе анализа основной общеобразовательной программы и в соответствии с возрастными особенностями детей.

Шаг 2. Провести оценку и анализ предметно-развивающей среды группового помещения, определив дефицитарные области.

Шаг 3. Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности детей группы.

Шаг 4. Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.

Шаг 5. Составить план - схему, определив пространственное размещение оборудования в группе, опираясь на принцип нежёсткого зонирования. Предусмотреть способы выделения игровых зон.

Шаг 6. Разместить мебель и крупное оборудование согласно плану-схеме, наполнить игровыми материалами.

Шаг 7. Продумать последовательность внесения изменений предметно-пространственной среды в течение года, с учётом образовательной программы, положительной динамики развития детей, приобретения новых средств.

Таким образом, каждый последующий технологический шаг представляет собой продолжение и развитие предыдущего и в то же время часть целого, поэтому каждый шаг служит всей организационно-педагогической деятельности и обеспечивает достижение поставленной цели – организации предметно-пространственной развивающей среды, позволяющий реализовать содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования и достичь планируемых результатов её освоения.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проводились с 1960 года в Москве при Академии пед наук нии дошкольного воспитания iconМагдебургское право и его значение для развития правовой системы западной руси
Анисимов Алексей Павлович, ведущий научный сотрудник сектора современного права нии гуманитарных и общественных наук Волгоградской...

Проводились с 1960 года в Москве при Академии пед наук нии дошкольного воспитания iconПроблема образования единого централизованного государства
Москва) — российский лингвист, действительный член (академик) Российской академии наук по Секции литературы и языка Отделения истории...

Проводились с 1960 года в Москве при Академии пед наук нии дошкольного воспитания iconПисьмо к д'аламберу о зрелищах
Французской Академии, Королевской Академии наук в Париже, Прусской королевской Академии наук, Королевского общества в Лондоне, Шведской...

Проводились с 1960 года в Москве при Академии пед наук нии дошкольного воспитания icon-
Борисов С. В., кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник нии академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, доцент...

Проводились с 1960 года в Москве при Академии пед наук нии дошкольного воспитания iconБруцеллез в россии: современная эпидемиология и лабораторная диагностика
Работа выполнена в Учреждении Российской академии медицинских наук нии эпидемиологии и микробиологии имени почетного академика Н....

Проводились с 1960 года в Москве при Академии пед наук нии дошкольного воспитания iconВ тестах
Автор: Зеленков Михаил Юрьевич, доктор политических наук, действительный член (академик) Академии военных наук, член– корреспондент...

Проводились с 1960 года в Москве при Академии пед наук нии дошкольного воспитания iconПознавательная игротека одним из важных направлений в работе с детьми...
Гризик Татьяна Ивановна – кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории дошкольного воспитания Института общего...

Проводились с 1960 года в Москве при Академии пед наук нии дошкольного воспитания iconДоклад муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения...
Мбдоу детский сад функционирует с 1960 года, расположен в типовом здании, в центре города, вдали от промышленных предприятий

Проводились с 1960 года в Москве при Академии пед наук нии дошкольного воспитания iconА. М. Бандурка, Н. М. Тищенко административный процесс
Рецензенты: академик Академии правовых наук Украины, д-р юрид наук, проф. В. Ф. Сиренко; президент Одесской национальной юридической...

Проводились с 1960 года в Москве при Академии пед наук нии дошкольного воспитания icon23 августа 1943 года день разгрома советскими войсками немецко-фашистских...
Авторы презентации: мальгин александр Семенович, полковник в отставке, бывший преподаватель Военной академии воздушно-космической...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную