Закон, принятый Сеймом 25 октября 2001 года и обнародованный Президентом государства 14 ноября 2001 года






НазваниеЗакон, принятый Сеймом 25 октября 2001 года и обнародованный Президентом государства 14 ноября 2001 года
страница1/10
Дата публикации29.03.2015
Размер1.63 Mb.
ТипЗакон
l.120-bal.ru > Право > Закон
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Административно-процессуальный закон
Закон, принятый Сеймом 25 октября 2001 года и обнародованный Президентом государства 14 ноября 2001 года
(С изменениями, внесенными по состоянию на 12 июня 2003 года)
Часть А

Общие положения
Глава 1

Основные положения административного процесса

Статья 1. Используемые в Законе термины

(1) Учреждение субъект права (орган, структурное подразделение или должностное лицо), которому нормативным актом предоставлены определенные полномочия публичной власти в сфере государственного управления.

(2) Вышестоящее учреждение субъект права (орган, структурное подразделение или должностное лицо), которое согласно нормативным актам может отдать распоряжение учреждению по вопросам издания административного акта или фактического действия либо отменить изданный учреждением административный акт.

(3) Административный акт юридический акт, издаваемый учреждением в сфере публичного права в отношении индивидуально определенного лица или лиц при установлении, изменении, констатации или прекращении конкретных правоотношений. Решение учреждения или иного рода действие в сфере частного права, а также внутренние решения, касающиеся лишь самого учреждения, подчиненных ему структур или особо подчиненных лиц, не являются административными актами, за исключением решений об установлении, перемене, прекращении правового статуса работников учреждения или особо подчиненных ему лиц, о наложении дисциплинарных взысканий и иных решений, если они существенно ограничивают права человека в отношении работников учреждения или особо подчиненных ему лиц. Административным актом не являются также политические решения Сейма, Президента государства, Кабинета министров и думы (совета) самоуправления (политические заявления, декларации, воззвания, избрание должностных лиц и т.п.), а также уголовно-процессуальные решения и судебные постановления.

(4) Участник административного процесса учреждение, субъект публичного права, на сторону которого привлекается соответствующее учреждение, а также лицо и субъект права, у которого для защиты своих прав или правовых интересов либо прав или правовых интересов других лиц в конкретном административном процессе возникают определенные процессуальные права или обязанности.

(5) Норма права нормативный акт (его часть) и общие принципы права.

(6) Внешний нормативный акт Конституция, законы, правила Кабинета министров и обязательные правила самоуправлений, а также международные договоры.

(7) Внутренний нормативный акт юридический акт, изданный субъектом публичного права с целью установления внутреннего распорядка деятельности своего органа или подчиненной ему структуры либо разъяснения порядка применения какого-либо внешнего нормативного акта в сфере своей деятельности (инструкции, рекомендации, положение и др.)

(8) Норма международного права обязательные для Латвии международные договоры, международные долговые обязательства и общие принципы международного права.

Статья 2. Основные цели Закона

Основными целями настоящего Закона являются следующие:

1) обеспечение соблюдения основных принципов демократического, правового государства, в особенности прав человека, в конкретных публично-правовых отношениях между государством, с одной стороны, и лицом, с другой стороны;

2) подчинение контролю независимой, объективной и компетентной судебной власти действий исполнительной власти, касающихся конкретных публично-правовых отношений между государством и лицом;

3) обеспечение правового, точного и эффективного применения норм права в публично-правовых отношениях.

Статья 3. Действие Закона

(1) Настоящий Закон применяется учреждением в административном процессе, насколько специальными нормами права других законов не установлен иной порядок.

(2) Административный процесс в суде осуществляется согласно настоящему Закону.

Статья 4. Принципы административного процесса

(1) В административном процессе применяются следующие принципы:

1) принцип соблюдения прав лица (статья 5);

2) принцип равноправия (статья 6);

3) принцип правомерности (статья 7);

4) принцип разумного применения норм права (статья 8);

5) принцип запрещения произвола (статья 9);

6) принцип правового доверия (статья 10);

7) принцип оговорки закона (статья 11);

8) принцип демократического строя (статья 12);

9) принцип соразмерности (статья 13);

10) принцип приоритета закона (статья 14).

(2) В административном процессе применяются также не упомянутые в части первой настоящей статьи принципы, открытые, сформировавшиеся и получившие свое развитие в практике учреждений и судов, а также в правоведении

(3) Административный акт и фактическое действие учреждения (глава 7) должны соответствовать упомянутым в части первой настоящей статьи принципам административного процесса.

Статья 5. Принцип соблюдения прав лица

В административном процессе, в особенности при принятии решения по существу, учреждение и суд в рамках применяемых норм права, способствуют защите прав и правовых интересов лица.

Статья 6. Принцип равноправия

При наличии одинаковых фактических и правовых обязательств дела учреждение и суд принимают одинаковые решения независимо от пола, возраста, расы, цвета кожи, языка, религиозных убеждений, политических или иных взглядов, социального происхождения, национальности, образования, социального и имущественного положения, рода занятий и иных условий участников административного процесса.
Статья 7. Принцип правомерности

Действие учреждения и суда должно соответствовать нормам права. Учреждение и суд действуют в пределах установленных нормативными актами полномочий и свои полномочия могут использовать лишь в соответствии с сущностью и целью полномочия.
Статья 8. Принцип разумного применения норм права

Учреждение и суд при применении норм права пользуются основными методами интерпретации норм права (грамматическим, системным, историческим и телеологическим методами) для достижения наиболее справедливого и целесообразного результата (статья 17).
Статья 9. Принцип запрещения произвола

Административный акт и постановление суда могут основываться на фактах, необходимых для принятия решения, и вытекающих из них объективных и рациональных юридических соображениях.
Статья 10. Принцип правового доверия

Лицо может быть уверенным в том, что действие учреждения является правовым и последовательным. Ошибка учреждения, в допущении которой лицо невиновно, не должно вызывать неблагоприятных для лица последствий.
Статья 11. Принцип оговорки Закона

Издать неблагоприятный для лица административный акт или совершить фактическое действие учреждение может на основании Конституции, закона, а также нормы международного права. Правила Кабинета министров или обязательные правила самоуправлений могут служить основанием для такого административного акта или фактического действия лишь в том случае, если в Конституцию, закон или норму международного права прямо или косвенно включено полномочие Кабинета министров при издании правил или самоуправления при издании обязательных правил предусмотреть в них подобные административные акты или фактическое действие. Если Кабинет министров уполномочен Конституцией, законом или нормой международного права, Кабинет министров в свою очередь своими правилами может уполномочить самоуправления.
Статья 12. Принцип демократического строя

Учреждение и суд при применении норм права взвешивают, является ли неблагоприятный для лица административный акт или фактическое действие необходимым в демократическом обществе для защиты прав других лиц, демократического государственного строя, общественной безопасности, благосостояния или нравственности.
Статья 13. Принцип соразмерности

Благо, которое общество получает от ограничений, наложенных на адресата, должно быть большим, чем ограничение его прав или правовых интересов (статья 66). По существу ограничения прав или правовых интересов лица являются оправданными лишь значительным благом для общества.
Статья 14. Принцип приоритета закона

Благоприятный для лица административный акт, регулирующий правоотношения по существенно важному для демократического общества и государственного строя вопросу (свобода слова и печати, свобода мысли, сознания и религиозных убеждений, свобода собраний и общения, а также политическая система), учреждение может издать только на основании Конституции или закона.
Статья 15. Применение внешних нормативных актов, общих принципов права и норм международного права

(1) Учреждение и суд в административном процессе применяют внешние нормативные акты, нормы международного права, а также общие принципы права, в том числе принципы административного процесса (статья 4).

(2) Учреждение и суд соблюдают следующую иерархию юридической силы внешних нормативных актов:

1) Конституция;

2) закон и изданные в порядке статьи 81 Конституции правила Кабинета министров;

3) правила Кабинета министров;

4) обязательные правила самоуправлений.

(3) Нормы международного права независимо от их источника применяются в соответствии с их местом в иерархии юридической силы внешних нормативных актов. При констатации противоречий между нормой международного права и нормой права Латвии такой же юридической силы применяется норма международного права.

(4) Общие принципы права применяются, если соответствующий вопрос не регулируется внешним нормативным актом, а также для интерпретации нормативных актов (статья 17).

(5) При констатации противоречий между нормами права различной юридической силы применяется норма права, обладающая высшей юридической силой.

(6) При констатации противоречий между общей и специальной нормой права одинаковой юридической силы общая норма права применяется настолько, насколько она не ограничивается специальной нормой права.

(7) При констатации противоречий между внешними нормативными актами одинаковой юридической силы применяется более новый внешний нормативный акт. Определяющей является дата принятия внешнего нормативного акта.

(8) При решении вопроса о том, какой из норм права одинаковой юридической силы должно быть отдано предпочтение, следует учитывать также их объективную значимость в общем контексте, который образуют эти нормы права, и предпочтение должно быть отдано той норме права, которая регулирует существенно важный для демократического общества и государственного строя вопрос.

(9) Если учреждение должно применить норму права, но у него возникают обоснованные сомнения относительно того, соответствует ли эта норма права норме права высшей юридической силы, учреждение применяет эту норму права, но о своих сомнениях незамедлительно в мотивированном письменном сообщении информирует вышестоящее учреждение и Министерство юстиции.

(10) Учреждение и суд не имеют права отказаться от решения вопроса на основании того, что этот вопрос не урегулирован законом или иным внешним нормативным актом (запрещение юридической обструкции учреждений и судов). Они не имеют права отказаться от применения нормы права на основании того, что эта норма права не предусматривает механизм применения, что он является несовершенным или что не изданы другие нормативные акты, которые более подробно регулировали бы применение соответствующей нормы права. Это не касается лишь случая, когда не создано и не действует учреждение, которое эту норму права должно применять или каким-либо иным образом участвовать в ее применении.
Статья 16. Применение внутренних нормативных актов

(1) Внутренний нормативный акт является обязательным для того субъекта публичного права, который издал этот акт, а также для подчиненных ему структур. Для физических и юридических лиц внутренний нормативный акт не является обязательным.

(2) Если учреждение констатирует противоречие между внутренними нормативными актами, оно применяет тот акт, который издан вышестоящим учреждением.

(3) Если учреждение констатирует противоречие между включенной во внутренние нормативные акты общей нормой права и специальной нормой права одинаковой юридической силы, общая норма права применяется, насколько это не ограничивается специальной нормой права.

(4) Если учреждение констатирует противоречие между внутренними нормативными актами одинаковой юридической силы, оно применяет более новый акт. Определяющей является дата принятия нормативного акта.

(5) Если учреждение должно применить внутренний нормативный акт, но у него возникают обоснованные сомнения относительно того, соответствует ли он внутреннему нормативному акту высшей юридической силы, учреждение его применяет, но о своих сомнениях незамедлительно в мотивированном письменном сообщении информирует вышестоящее учреждение или орган, издавший этот нормативный акт, а также Министерство юстиции.

(6) Если учреждение должно применить внутренний нормативный акт, но у него возникают обоснованные сомнения относительно того, соответствует ли он внешнему нормативному акту, общим принципам права, в том числе принципам административного процесса (статья 4), а также нормам международного права, учреждение этот внутренний нормативный акт не применяет и незамедлительно в мотивированном письменном сообщении информирует об этом вышестоящее учреждение и орган, издавший этот нормативный акт, а также Министерство юстиции. Орган, издавший этот нормативный акт, может отдать письменное распоряжение о его применении. Распоряжение должно быть исполнено в том случае, если оно содержит также юридическое обоснование того, почему сомнения учреждения отклоняются и соответствующий внутренний нормативный акт соответствует внешнему нормативному акту, общим принципам права, в том числе принципам административного процесса, а также нормам международного права.
Статья 17. Интерпретация и аналогия норм права

(1) Учреждение и суд при интерпретации (толковании) норм права пользуются следующими основными методами интерпретации:

1) грамматическим (филологическим) методом интерпретации, то есть разъясняют суть нормы права с лингвистической точки зрения;

2) историческим методом интерпретации, то есть разъясняют суть нормы права с учетом обстоятельств, на основании которых она возникла;

3) системным методом интерпретации, то есть разъясняют суть нормы права в связи с другими нормами права;

4) телеологическим методом интерпретации (сути и цели), то есть разъясняют суть нормы права, основываясь на рациональной и справедливой цели, которая с помощью соответствующей нормы права должна быть достигнута.

(2) Если учреждение или суд констатируют недочет в системе права, они могут этот недочет устранить также с использованием метода аналогии, то есть путем системного анализа правового урегулирования подобных случаев и применения констатированных в результате этого анализа принципов права в конкретном случае. Аналогией не разрешается обосновывать такой административный акт, который ограничивает адресата в правах человека.

(3) Если при интерпретации нормы права различными методами возможно получение как результата, соответствующего правовой системе, так и результата, противоречащего какой-либо норме права, применяется этот метод интерпретации, результат которого в конкретном случае соответствует правовой системе.

(4) Если при интерпретации нормы права различными методами возможно прийти к различным результатам, которые все соответствуют правовой системе, применяется тот метод интерпретации, которым в конкретном случае возможно достичь наиболее целесообразного и справедливого результата.

(5) Если соответствующая норма права интерпретирована решением Конституционного суда, учреждение и суд применяют эту интерпретацию.

(6) Если норма права интерпретирована внутренним нормативным актом вышестоящего учреждения, учреждение применяет эту интерпретацию. Права учреждения, упомянутые в частях пятой и шестой статьи 16 настоящего Закона, не затрагиваются.
Статья 18. Задачи административного процесса

(1) Административный процесс в учреждении для лица является бесплатным, если законом не установлено иное.

(2) За подачу заявления в суд уплачивается государственная пошлина в порядке и размере, установленных главой 13 настоящего Закона.

(3) Кабинет министров устанавливает порядок и размер выплаты из государственного бюджета вознаграждения свидетелям, переводчикам и экспертам в административном процессе в суде.

(4) В случае сложных административных дел по решению учреждения или суда представителю физического лица выплачивается вознаграждение из государственного бюджета. Размер и порядок выплаты вознаграждения устанавливаются Кабинетом министров.
Глава 2

Административно-процессуальная правоспособность и дееспособность
Статья 19. Правоспособность и дееспособность

(1) Административно-процессуальной правоспособностью является способность быть наделенным административно-процессуальными правами и обязанностями.

(2) Административно-процессуальной дееспособностью является способность осуществлять административно-процессуальные права и выполнять административно-процессуальные обязанности.
Статья 20. Административно-процессуальная правоспособность лица

(1) Административно-процессуальная правоспособность в равной мере признается за физическими лицами и юридическими лицами в области частного права.

(2) Административно-процессуальная правоспособность признается также за объединениями лиц в делах о своей правоспособности (статус юридического лица).
Статья 21. Административно-процессуальная дееспособность лица

(1) Административно-процессуальной дееспособностью обладает юридическое лицо и совершеннолетнее дееспособное физическое лицо.

(2) Процессуальные права физического лика, которое не достигло 15-летнего возраста или которое признано недееспособным, осуществляет законный представитель этого лица.

(3) Процессуальные права физического лица, которое достигло возраста от 15 до 18 лет, осуществляет законный представитель этого лица. Для участия в таких делах учреждение или суд вызывает также соответствующее несовершенное лицо.

(4) В установленных законом случаях несовершеннолетнее лицо вправе самостоятельно осуществлять свои процессуальные права и выполнять обязанности. Если законом несовершеннолетнему лицу, достигшему 15-летнего возраста, предоставлено право самостоятельно обращаться в учреждение, оно имеет право административный акт или фактическое действие учреждения самостоятельно обжаловать в суд. По такому делу по усмотрению учреждения или суда может быть вызван законный представитель этого лица для оказания ему помощи в ведении дела.

(5) Дела юридического лица ведет его законный представитель или особо уполномоченное лицо.
Статья 22. Административно-процессуальная правоспособность субъекта публичного права

(1) Административно-процессуальной правоспособностью в полном объеме обладает:

1) Латвийская Республика;

2) самоуправление;

3) автономный субъект публичного права, учрежденный законом или на основании закона. Субъект публичного права считается автономным, если он полностью или преимущественно финансируется из своего бюджета и его действия, права и обязанности регулируются законом.

(2) Другим субъектам публичного права административно-процессуальная правоспособность присуща по делам, касающимся областей, в которых они согласно закону действуют в рамках своего самостоятельного бюджета.
Статья 23. Административно-процессуальная дееспособность субъекта публичного права

От имени субъекта публичного права действует то учреждение, в компетенции которого соответствующий субъект публичного права установил издать соответствующий административный акт или осуществить фактическое действие. Этот субъект публичного права определяет также содержание административно-процессуальной дееспособности соответствующего учреждения.
Глава 3

Участники административного процесса в учреждении и в суде
Статья 24. Участники административного процесса

Участниками административного процесса являются:

1) заявитель (статья 25);

2) учреждение, в делопроизводстве которого находится административное дело;

3) адресат (статья 27);

4) третье лицо (статья 28);

5) субъект права, который имеет право быть защитником прав и правовых интересов лица (статья 29);

6) заявитель (статья 31);

7) ответчик (статья 34);

8) представитель (статьи 35-40).

Статья 25. Податель заявления

Подателем заявления является лицо, которое обращается в учреждение с целью установления, изменения, констатации или прекращения конкретных публично-правовых отношений. Подателем заявления считается также лицо, в защиту прав или правовых интересов которого дело начато по заявлению субъекта права, упомянутого в статье 29 настоящего Закона.
Статья 26. Процессуальное соучастие в учреждении

(1) Заявление в учреждение может быть подано несколькими лицами (подателями общего заявления).

(2) Каждый податель общего заявления участвует в процессе самостоятельно.

(3) Податели общего заявления могут поручить ведение дела одному из своей среды или одному общему представителю.

(4) Процессуальные действия и решения учреждения, включая административный акт, устанавливают, изменяют, констатируют или прекращают правоотношение с каждым подателем общего заявления в отдельности. Каждый податель общего заявления свои процессуальные права, в особенности право на оспаривание и обжалование процессуальных действий и административного акта, может использовать независимо от прочих подателей общего заявления.
Статья 27. Адресат

Адресатом является лицо, в отношении которого издан административный акт или осуществлено (будет осуществлено) фактическое действие.
Статья 28. Третье лицо

(1) Третьим лицом в административном процессе может быть лицо, права или правовые интересы которого могут быть ограничены соответствующим административным актом или ущемлены судебным решением по делу.

(2) Статус участника административного процесса третьему лицу присваивается решением учреждения или суда по заявлению этого лица. Третье лицо может быть привлечено к участию в деле также по инициативе участника административного процесса или суда.

(3) На третье лицо распространяются правила процессуальной правоспособности и дееспособности участников административного процесса. Оно имеет процессуальные права подателя заявления или заявителя с исключениями, установленными настоящим Законом.

(4) Решение о допуске третьего лица в учреждение данное лицо, адресат или возможный адресат может оспорить в вышестоящее учреждение в семидневный срок после того, как решение соответствующему лицу сообщено или иным образом стало известным, а если вышестоящее учреждение отсутствует или если таковым является Кабинет министров, обжаловать в суд. Решение вышестоящего учреждения в семидневный срок может быть обжаловано в суд. Судебное решение обжалованию не подлежит.

(5) Допуск или вызов третьего лица в суд осуществляется согласно статье 146 настоящего Закона.
Статья 29. Субъект права, имеющий право быть защитником прав и правовых интересов лица

(1) В предусмотренных законом случаях субъект публичного права и юридическое лицо в области частного права имеют право направить в учреждение представление или в суд заявление в целях защиты прав и правовых интересов лица.

(2) Упомянутый в части первой настоящей статьи субъект права может знакомиться с материалами дела, заявлять отводы, давать объяснения, представлять доказательства, участвовать в проверке доказательств, заявлять ходатайства, оспаривать и обжаловать административный акт или фактическое действие, а также совершать иные предусмотренные законом для подателя заявления и заявителя процессуальные действия.

(3) Отказ субъекта права, упомянутого в части первой настоящей статьи, от представления или заявления, поданного им согласно части первой настоящей статьи, не лишает лицо, в защиту прав или правовых интересов которого подано представление или заявление, права требовать от учреждения или суда рассмотрения дела по существу.

(4) Если в ходе административного процесса у упомянутого в части первой настоящей статьи субъекта права и у лица, в защиту прав или правовых интересов которого подано представление или заявление, имеются различные точки зрения о ходе процесса или о деле по существу, определяющей является точка зрения лица. По заявлению соответствующего лица учреждение принимает решение о прекращении дела или суд прекращает судопроизводство.
Статья 30. Участие структуры в процессе дачи заключения

(1) Учреждение или суд в установленных законом случаях привлекает к участию в процессе структуру, для того чтобы она в пределах своей компетенции дала заключение по делу.

(2) Упомянутая в части первой настоящей статьи структура имеет право знакомиться с материалами дела, участвовать в проверке доказательств, заявлять ходатайства и давать заключение.
Статья 31. Заявитель

(1) Заявителем является лицо, которое обращается в суд с тем, чтобы он осуществлял контроль за правомерностью и обоснованностью изданного учреждением административного акта или фактического действия учреждения или же констатировал публично-правовые обязанности или права лица. Заявителем считается также лицо, в защиту прав или правовых интересов которого дело возбуждено по заявлению субъекта права, упомянутого в статье 29 настоящего Закона.

(2) Заявление, за исключением установленных законом случаев, может подать лицо, права или правовые интересы которого затронуты или могут быть затронуты.
Статья 32. Процессуальное соучастие в суде

(1) Заявление в суд может быть подано несколькими заявителями (совместными заявителями)

(2) Каждый совместный заявитель участвует в процессе самостоятельно.

(3) Совместные заявители могут поручить ведение дела одному представителю из своей среды или одному общему представителю.

(4) Постановление суда выносится в отношении каждого совместного заявителя в отдельности. Каждый совместный заявитель свои процессуальные права может использовать независимо от остальных совместных заявителей.
Статья 33. Процессуальное правопреемство участников административного процесса

(1) Если кто-либо из участников административного процесса по делу выбывает (смерть физического лица, прекращение юридического лица и др.), учреждение или суд может заменить этого участника административного процесса его правопреемником.

(2) Процессуальное правопреемство возможно на любой стадии процесса.

(3) Для правопреемника все действия, выполненные в ходе процесса до момента его вступления, являются такими же обязательными, какими они были для лица, права которого переняты.
Статья 34. Ответчик

(1) Ответчиком в суде является Латвийская Республика, самоуправление или иной субъект публичного права, упомянутый в статье #M12293 0 99907327 1265885411 24570 1594073959 855733592 3418125032 2856003984 4224782984 7722#S настоящего Закона.

(2) На сторону ответчика привлекается учреждение, от которого заявитель требует соответствующего действия, или иная структура, если это установлено нормативным актом.
Статья 35. Право на представительство в административном процессе

Участник административного процесса может участвовать в процессе при помощи или посредничестве представителя. Представителем может быть любое дееспособное физическое или юридическое лицо с ограничениями, указанными в статьях 36 и 37 настоящего Закона.
Статья 36. Лица, которые не могут быть представителями в административном процессе

(1) Представителем не может быть лицо:

1) которое не достигло совершеннолетия или в предусмотренном законом порядке признано недееспособным;

2) которое решением суда лишено права на ведение дел других лиц;

3) которое по этому же делу оказывало юридическую помощь другому участнику этого административного процесса (за исключением случаев, установленных статьями #M12293 0 99907327 1265885411 24574 1944155257 689426249 4294967294 3868196312 77 177716614926#S и 32).

(2) При констатации какого-либо из упомянутых в части первой настоящей статьи обстоятельств учреждение или суд такое лицо к рассмотрению дела не допускает.
Статья 37. Лица, которые не могут представлять учреждение

(1) Учреждение в административном процессе не может представлять или на стороне учреждения не может осуществлять процессуальные действия лицо:

1) у которого по конкретному делу возникает или может возникнуть конфликт интересов;

2) относительно объективности которого существуют обоснованные сомнения;

3) на которое распространяются иные предусмотренные законом ограничения.

(2) Участник административного процесса на основании своего ходатайства может письменно просить учреждение или суд о замене лица, которое участвует в деле на стороне учреждения. Учреждение принимает решение в связи с таким ходатайством в семидневный срок. В случае отклонения ходатайства по требованию представившего ходатайство лица решение об отклонении вручается в письменной форме. В семидневный срок после того, как о решении сообщено соответствующему лицу или оно иным образом стало ему известным, оно может быть оспорено в вышестоящем учреждении, а если вышестоящее учреждение отсутствует или если таковым является Кабинет министров, обжаловано в суд. Решение вышестоящего учреждения в семидневный срок может быть обжаловано в суд. Решение суда обжалованию не подлежит.
Статья 38. Оформление представительства

(1) Представительство физического лица оформляется нотариально удостоверенной доверенностью. Физическое лицо может уполномочить своего представителя также в устной форме на месте в учреждении или в суде. Учреждение это полномочие оформляет письменно, и доверитель его подписывает, а данное в судебном заседании устное полномочие заносится в протокол судебного заседания.

(2) Представительство юридического лица или учреждения оформляется письменной доверенностью или удостоверяется документами, из которых вытекает право должностного лица без особого полномочия представлять юридическое лицо или учреждение. В отношении уполномоченного учреждением представителя не применяются положения статей 39 и #M12293 0 99907327 1265885411 7617095 266585541 3572438952 4 2631723650 4128293545 1844896773147#S настоящего Закона о необходимости особого полномочия.

(3) На назначенного учреждением работника (должностное лицо) не распространяются положения статьи 40 настоящего Закона об отказе от представительства, а также положения статей 39 и 147 о необходимости особого полномочия.

(4) Родители, усыновители, опекуны и попечители предъявляют в учреждении или в суде документы, подтверждающие их права.

(5) Если участник административного процесса сам принимает участие в деле, он имеет право пригласить для оказания юридической помощи присяжного адвоката. Полномочие адвоката в данном случае удостоверяется ордером.
Статья 39. Объем полномочий представителя

(1) Полномочие на ведение дела дает представителю право выполнять от имени представляемого все процессуальные действия, за исключением действий, на выполнение которых законом требуется особое полномочие.

(2) Для представляемого являются обязательными все процессуальные действия, которые представитель выполнил в рамках данного ему полномочия.
Статья 40. Отзыв представительства или отказ от представительства

(1) Представляемый может в любое время отозвать данное представителю поручительство, сообщив об этом письменно или устно. Учреждение это сообщение оформляет письменно, а суд заносит в протокол судебного заседания.

(2) Представитель имеет право отказаться от ведения дела, заблаговременно в письменной форме сообщив об этом представляемому и учреждению или суду.
Глава 4

Процессуальные сроки
Статья 41. Установление процессуального срока

Процессуальные действия выполняются в установленные законом сроки. Если процессуальный срок не установлен законом, он устанавливается учреждением, судом или судьей. Длительность установленного учреждением, судом или судьей срока должна быть таковой, чтобы процессуальное действие могло быть выполнено.
Статья 42. Начало процессуального срока

(1) Процессуальный срок, исчисляемый годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или после события, которые определяют его начало.

(2) Процессуальный срок, исчисляемый часами, начинается со следующего часа после события, которое определяет его начало.
Статья 43. Окончание процессуального срока

(1) Для срока, исчисляемого месяцами, последним днем является соответствующая дата последнего месяца срока. Если в последнем месяце срока нет соответствующей даты, последним днем срока является последний день этого месяца.

(2) Если последним днем срока является суббота, воскресенье или установленный законом праздничный день, последним днем срока является следующий рабочий день.

(3) Срок, установленный до конкретного числа, оканчивается этим числом.

(4) Процессуальное действие, срок которого истекает, может быть выполнено в последний день срока до двадцати четырех часов. Если документ передан в учреждение связи (на почту) в последний день срока до двадцати четырех часов, он считается сданным в срок. Если это действие должно быть выполнено учреждением или судом, срок считается истекшим в тот час, когда соответствующее учреждение или суд прекращает работу.
Статья 44. Последствия просрочки процессуального срока

Право на выполнение процессуальных действий утрачивается с истечением срока, установленного законом, учреждением, судом или судьей. Документы, представленные по истечении процессуального срока, не рассматриваются.
Статья 45. Приостановление процессуального срока

В случае приостановления судопроизводства по делу или приостановления исполнения неблагоприятного для адресата административного акта течение срока приостанавливается. Течение срока приостанавливается в момент возникновения обстоятельства, послужившего основанием для приостановления срока. Течение процессуального срока продолжается со дня возобновления судопроизводства по делу или исполнения административного акта.
Статья 46. Восстановление процессуального срока

(1) Просроченный процессуальный срок может быть восстановлен учреждением, судом или судьей по ходатайству участника административного процесса, если причина просрочки признается уважительной.

(2) При восстановлении просроченного срока учреждение или суд одновременно разрешает исполнить просроченное процессуальное действие.
Статья 47. Продление процессуального срока

Установленный учреждением, судом или судьей срок может быть продлен по ходатайству участника административного процесса.
Статья 48. Порядок восстановления и продления процессуального срока

(1) Ходатайство о продлении процессуального срока или восстановлении просроченного срока подается в учреждение или в суд, в отношении которого просроченное действие должно было быть выполнено. Учреждение решает вопрос в семидневный срок. Суд решает вопрос в судебном заседании, предварительно уведомив о времени и месте заседания участников административного процесса. Неявка этих лиц не служит препятствием к решению вопроса судом.

(2) На отказ суда или судьи от продления или восстановления срока может быть подана частная жалоба.
Статья 49. Последствия несоблюдения установленного для учреждения срока

(1) На установленный для учреждения настоящим Законом и иными нормативными актами срок, в который оно должно выполнить какое-либо процессуальное действие, распространяются положения настоящей главы о начале течения процессуального срока (статья 42), об окончании процессуального срока (статья 43) и положения настоящей статьи.

(2) Если учреждение не соблюдает установленный настоящим Законом или иными нормативными актами срок, в который оно в ходе административного процесса должно выполнить процессуальное действие в пользу какого-либо участника административного процесса, этот участник административного процесса может обратиться с жалобой в вышестоящее учреждение, а если вышестоящее учреждение отсутствует или если таковым является Кабинет министров, в суд. Вышестоящее учреждение или суд в семидневный срок принимает решение, которым поручает учреждению выполнить соответствующее процессуальное действие с указанием конкретного срока.

(3) Если учреждение, упомянутое в части второй настоящей статьи, решение вышестоящего учреждения или суда в установленный срок не выполняет, соответствующее процессуальное действие, если оно фактически и юридически является возможным, считается выполненным. Если это фактически или юридически невозможно, участник административного процесса, в пользу которого установлен соответствующий срок, имеет право согласно положениям главы 8 настоящего Закона требовать возмещения, причем несоблюдение срока уже само по себе считается моральным вредом в понимании статьи 92 настоящего Закона.

(4) Если настоящий Закон или иной нормативный акт устанавливает срок, в который учреждение в ходе административного процесса должно исполнить процессуальное действие, которое для подателя заявления или возможного адресата административного акта является неблагоприятным, по истечении срока это процессуальное действие больше не может быть исполнено.
Статья 50. Последствия несоблюдения установленного для суда срока

(1) Суд исполняет процессуальные действия с соблюдением установленного настоящим Законом начала течения процессуального срока (статья 42), окончания процессуального срока (статья 43) и положений настоящей статьи.

(2) Если суд не соблюдает установленный настоящим Законом срок исполнения процессуального действия, участник административного процесса может обратиться к председателю суда с жалобой. Председатель суда может поручить судье исполнить соответствующее процессуальное действие с установлением конкретного срока.

(3) Подача жалобы на действия судьи может служить основанием для отвода судьи.

(4) Если судья не соблюдает установленный председателем суда срок совершения соответствующего процессуального действия, участник административного процесса может требовать возмещения в установленном законом порядке.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Закон, принятый Сеймом 25 октября 2001 года и обнародованный Президентом государства 14 ноября 2001 года iconЗакон РФ «о социальной защите инвалидов в российской федерации»
ФЗ, от 17. 07. 1999 №172-фз, от 27. 05. 2000 №78-фз, от 09. 06. 2001 №74-фз, от 08. 08. 2001 №123-фз, от 29. 12. 2001 №188-фз, от...

Закон, принятый Сеймом 25 октября 2001 года и обнародованный Президентом государства 14 ноября 2001 года iconРекомендуемая литература
Федеральный закон от 30. 12. 2001 №197-фз «Трудовой кодекс Российской Федерации» [Текст] : [принят Гос. Думой 12 декабря 2001 г одобр....

Закон, принятый Сеймом 25 октября 2001 года и обнародованный Президентом государства 14 ноября 2001 года iconСписок использованных источников Нормативно-правовые акты Гражданский...
Российской Федерации. 1996. N ст. 410; Часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-фз // Собрание законодательства Российской Федерации....

Закон, принятый Сеймом 25 октября 2001 года и обнародованный Президентом государства 14 ноября 2001 года iconРоссийская федерация федеральный закон о страховых пенсиях
Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года n 167-фз "Об обязательном пенсионном страховании...

Закон, принятый Сеймом 25 октября 2001 года и обнародованный Президентом государства 14 ноября 2001 года icon«Дорогою добра» с 20 октября по 9 ноября 2014 года
Встреча с администрацией, ознакомление с программой смены и правилами пребывания

Закон, принятый Сеймом 25 октября 2001 года и обнародованный Президентом государства 14 ноября 2001 года iconЗимина анжелика игоревна
Я работаю в общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе №14 с 2001 года

Закон, принятый Сеймом 25 октября 2001 года и обнародованный Президентом государства 14 ноября 2001 года iconКонкурс реализуется с 12 ноября текущего года по 26 мая следующего...
Культурный дневник первоклассника. Рекомендация памятка родителям/ мбу «цбс». Набережные Челны, 2014. 4с

Закон, принятый Сеймом 25 октября 2001 года и обнародованный Президентом государства 14 ноября 2001 года iconКонкурс реализуется с 12 ноября текущего года по 26 мая следующего...
Культурный дневник первоклассника. Рекомендация памятка родителям/ мбу «цбс». Набережные Челны, 2014. 4с

Закон, принятый Сеймом 25 октября 2001 года и обнародованный Президентом государства 14 ноября 2001 года iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Фгос ноо началось в экспериментальном порядке в 2010–2011 учебном году. Фгос ноо введен в действие с 1 января 2010 приказами Министерства...

Закон, принятый Сеймом 25 октября 2001 года и обнародованный Президентом государства 14 ноября 2001 года iconПлан основных мероприятий по проведению в 2015 году в Российской Федерации Года литературы
Ноября 2014 г разработать и утвердить план основных мероприятий. 29 октября 2014 года соответствующий план был утвержден Председателем...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную