Конспект лекциИ по теме «Административно-правовой статус человека и гражданина»






Скачать 334.95 Kb.
НазваниеКонспект лекциИ по теме «Административно-правовой статус человека и гражданина»
страница1/4
Дата публикации29.03.2015
Размер334.95 Kb.
ТипКонспект
l.120-bal.ru > Право > Конспект
  1   2   3   4


АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ лекциИ

по теме «Административно-правовой статус человека и гражданина»

Красноярск 2012

Содержание


Введение

4

1. Понятие и виды субъектов административного права

5

2. Понятие административно-правового статуса гражданина и его основные элементы


8

3. Административно-правовые гарантии прав граждан

12

4. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства


18

Заключение

22

Литература

23


Введение

На предыдущих занятиях мы рассматривали такую категорию как «административно-правовые отношения» и выяснили, что в них могут вступать несколько категорий субъектов, таких как органы исполнительной власти, должностные лица, действующие от их имени, граждане, иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации.

В ходе настоящей лекции будут более подробно рассматриваться вопросы, касающиеся правового статуса одной из перечисленных категорий участников правоотношений, возникающих в сфере осуществления исполнительной власти – граждан, иностранцев, а так же лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации.

На лекции перед нами стоит цель – провести комплексную характеристику административно-правового статуса человека и гражданина.

Достижение указанной цели предопределило следующие задачи:

  • охарактеризовать различные виды субъектов административного права,

  • дать понятие административно-правового статуса гражданина, выделить и охарактеризовать его основные элементы;

  • подробно рассмотреть различные виды административно-правовых гарантий прав граждан;

  • раскрыть основы административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства

Решение указанных задач произойдёт в рамках вынесенных на лекцию вопросов.

1. Понятие и виды субъектов административного права
Вопрос о субъектах административного права является одним из важнейших, так как они выступают участниками административно-правовых отношений, обладая административно-правовым статусом, участвуют в организации публичного управления1.

Субъект административного права – это одна из сторон публичной управленческой деятельности, участник управленческих отношений, наделённый законодательством правами, обязанностями, полномочиями, компетенцией, ответственностью, способностью вступать в административно-правовое отношения.

Административное право характеризуется большим числом субъектов. Это обусловлено большим объемом сферы административно-правового регулирования в сфере государственного управления. Поэтому целесообразно классифицировать субъекты административного права на группы.

Применительно к отрасли административного права целесообразно делить субъекты административного права на индивидуальные и коллективные2.

Под индивидуальным субъектом административного права следует понимать физическое лицо, обладающее административной правоспособностью и имеющее возможность вступать в административно-правовые отношения от своего имени с целью представления своих личных интересов или интересов других лиц в соответствии с предоставленными законом полномочиями.

Индивидуальные субъекты в зависимости от наличия государственно-властных полномочий можно разделить на две группы:

  1. Физические лица, не обладающие юридически-властными полномочиями (граждане).

  2. Физические лица, обладающие юридически-властными полномочиями (должностные лица).

В свою очередь физические лица, не обладающие юридически-властными полномочиями, подразделяются на:

1. Граждане, обладающие общим административно-правовым статусом:

- граждане Российской Федерации;

- иностранные граждане;

- лица без гражданства.

2. Граждане, обладающие специальным административно-правовым статусом:

- граждане, имеющие социально-профессиональный статус (студенты, врачи, учителя, индивидуальные предприниматели, исключая случаи, когда в соответствие с законом они могут выступать должностными лицами);

- граждане, приобретшие по своему усмотрению дополнительные права и обязанности в сфере государственного управления (водители, охотники);

- граждане, имеющие особый правовой статус во взаимоотношениях с государством (беженцы, вынужденные переселенцы, лица, ищущие политического убежища).

Указанные разновидности дополнительного административно-правового статуса граждан могут сочетаться, присутствуя у одного индивида одновременно (например, человек может состоять на военной службе и иметь право на управление транспортным средством).

Физических лиц, обладающих юридически-властными полномочиями, условно можно классифицировать в зависимости от природы происхождения властных полномочий, влекущих юридические последствия:

1. Должностные лица органов государственных власти:

- должностные лица законодательных (представительных) органов власти;

- должностные лица исполнительных органов власти;

- должностные лица судебных органов власти;

- должностные лица иных органов государственной власти (органы прокуратуры, избирательные комиссии).

2. Должностные лица органов местного самоуправления:

- должностные лица представительных органов местного самоуправления;

- должностные лица исполнительных органов местного самоуправления.

3. Должностные лица предприятий, учреждений и организаций различных форм собственности:

- должностные лица государственных и муниципальных предприятий, учреждений и организаций;

- должностные лица негосударственных частных формирований;

- индивидуальные предприниматели.

Несмотря на тот факт, что под должностным лицом традиционно понимается «лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях», выделение руководителей негосударственных частных формирований и индивидуальных предпринимателей как должностных лиц в отдельных случаях предусматривается законом3.

Коллективным субъектом административного права является иерархично-обособленная или структурно-организованная общность людей, созданная по инициативе ее участников либо на основании решения властного органа, обладающая административной правосубъектностью и вступающая в административно-правовые отношения как единый субъект в соответствии с предоставленными законом полномочиями.

Коллективные субъекты в зависимости от наличия государственно-властных полномочий можно разделить на две группы:

1. Субъекты, не обладающие юридически-властными полномочиями (коммерческие и некоммерческие организации).

2. Субъекты, обладающие юридически-властными полномочиями (органы публичной администрации).

Коллективные субъекты, не обладающие юридически властными полномочиями, в зависимости от цели деятельности подразделяются:

1. Хозяйствующие субъекты (юридические лица):

- предприятия государственной, муниципальной, частной и иной форм собственности;

- учреждения государственной, муниципальной, частной и иной форм собственности.

2. Некоммерческие организации:

- общественные объединения;

- религиозные объединения;

- иные некоммерческие формирования (трудовые коллективы, профсоюзы и т.д.).

Коллективные субъекты, обладающие юридически властными полномочиями, можно классифицировать в зависимости от характера компетенции:

  1. Органы общего управления (Правительство Российской Федерации; правительства, администрации субъектов Российской Федерации и др.).

  2. Органы отраслевого управления (Министерство внутренних дел Российской Федерации; Министерство образования и науки Российской Федерации и др.).

  3. Органы межотраслевого управления (Федеральное казначейство; Федеральная служба государственной статистики и др.).

Система субъектов административного права представляет собой совокупность потенциальных участников административно-правовых отношений во взаимодействии с представителем властной структуры в сфере государственного управления (реализации исполнительной власти). Таким образом, центральным звеном системы субъектов административного права выступает орган государственного управления (как правило, орган исполнительной власти), либо соответствующее должностное лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями. Другие участники административно-правовых отношений занимают опосредованное место в системе субъектов административного права через взаимодействие с органами государственного управления и их должностными лицами. Именно посредством данного взаимодействия физические и юридические лица приобретают права и обязанности в сфере государственного управления и, собственно, статус субъекта административного права.

Учитывая изложенное, а также особенности теоретических взглядов на виды субъектов права, проведенную выше классификацию субъектов административного права и специфику общественных отношений в сфере государственного управления, можно сделать вывод, что систему субъектов административного права составляют следующие группы участников публично-правовых отношений:

- гражданин (человек);

- орган исполнительной власти (государственного управления);

- государственный служащий;

- хозяйствующий субъект и некоммерческое формирование.
2. Понятие административно-правового статуса гражданина и его основные элементы
Прежде чем рассматривать содержание административно-правового статуса граждан, необходимо уяснить его значение. Слово «статус» произошло от латинского status – состояние, положение. Правовой статус – это лишь та частичка социального статуса человека, которая определена нормами права. Юридическое закрепление правового положения личности есть отражение отношений между человеком и государством. Именно эти отношения и определяют роль и место личности в правовой системе общества.

Правовой статус личности – это ее правовое положение, определяемое комплексом принадлежащих ей прав, свобод и обязанностей, их юридическими гарантиями и ее правосубъектностью.

Поскольку правовой статус – это положение, урегулированное нормами права, то административно-правовой статус – правовое положение в сфере государственного управления или положение, урегулированное нормами административного права. Правовое положение граждан в сфере государственного управления – часть их общего правового статуса.

В административном праве выделяется три вида административно-правового статуса граждан: общий для всех административно-правовой статус гражданина, специальный статус определенных групп граждан и индивидуальный статус конкретных лиц.

Содержание общего административно-правового статуса гражданина определяется, прежде всего, общими для всех граждан субъективными правами и обязанностями. На содержание общего административно-правового статуса не влияют многочисленные и разнообразные права и обязанности, которые постоянно возникают и прекращаются у субъектов в зависимости от выполнения ими тех или иных профессиональных функций, общественного положения, характера правоотношений, в которые они вступают, других обстоятельств. Основные права и обязанности граждан, определяющие его общий административно-правовой статус, содержатся в Главе 2 Конституции РФ, но, кроме того, они могут содержаться и в некоторых Законах РФ. К числу прав этой группы относятся права: на участие в государственном управлении; личные и имущественные права и свободы; на получение содействия аппарата управления в реализации прав и законных интересов и др. Общими являются обязанности: соблюдать законность; оказывать содействие аппарату управления (в установленных законодательством случаях) и т. д.

Специальный административно-правовой статус граждан характерен для определенных групп граждан (например, государственные служащие) и закрепляет особенность их правового положения в сфере государственного управления.

Наряду с общим и специальным административно-правовым статусом каждый гражданин обладает и статусом индивидуальным. Поскольку индивидуальные права и обязанности в содержание правового статуса не входят, можно сделать вывод о том, что индивидуальный административно-правовой статус определяется комплексом общих прав и обязанностей и тех специальных прав и обязанностей, носителем которых является конкретный индивид.Чаще всего различными авторами в юридической литературе упоминаются следующие элементы правового статуса личности. Это: 1) права, свободы и обязанности; 2) законные интересы; 3) правосубъектность; 4) гарантии обеспечения прав и обязанностей; 5) гражданство; 6) юридическая ответственность; 7) правовые принципы; 8) правовой долг; 9) соответствующие правовые нормы; 10) правоотношения общего (статусного) характера. Рассмотрим основные из них.

Комплекс прав, свобод и обязанностей граждан в сфере государственного управления определяется разнообразными по юридической силе нормативными актами: а) международными правовыми актами, ратифицированными Российской Федерацией; б) Конституцией РФ; в) Законами РФ и субъектов РФ; г) всевозможными подзаконными нормативно-правовыми актами.

Под субъективным правом понимается мера возможного поведения субъекта административно-правового отношения.

Несмотря на то, что конституционные права граждан определяют основу его конституционно-правового статуса, они являются также определяющими и для реализации его административно-правового статуса. Нормы административного права зачастую более конкретно осуществляют правовое регулирование отношений, связанных с реализацией тех или иных конституционных прав. Так, реализация конституционного права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23 Конституции) конкретизируется в нормах административного права, содержащихся в Федеральном Законе от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»; конституционного права граждан на неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции) - в нормах административного права, содержащихся в Федеральном Законе от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»; конституционного права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31 Конституции) - в нормах административного права, содержащихся в Федеральном Законе от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и т.д.

Различают абсолютные и относительные права человека.

Абсолютными являются такие права человека, реализация которых зависит только от волеизъявления гражданина. Это право на жизнь, право не подвергаться пыткам, насилию, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести, свободу совести и вероисповедания, а также право на судебную защиту, правосудие и связанные с ними важнейшие процессуальные права.

Относительными являются такие права, реализация которых зависит не только от волеизъявления гражданина, но также от наличия фактических возможностей для их осуществления. Например, право граждан на поступление в высшие учебные заведения, право на вождение транспортного средства и ряд других подобных прав.

Другим критерием классификации прав и обязанностей граждан в сфере административного права является их деление на общие и специальные.

Общие права и обязанности распространяются на все сферы государственного управления, например, право на обжалование незаконных действий государственных органов и должностных лиц.

Специальные административные права и обязанности – это права и обязанности граждан в определенной сфере государственного управления, например, в сфере образования.4

Юридическая обязанность – это мера должного поведения субъекта административного права.

Выполнение гражданами своих обязанностей, закрепленных в нормах административного права, также является формой реализации ими своего административно-правового статуса.

Также как и в случае с правами, нормы административного права зачастую более конкретно осуществляют правовое регулирование отношений, связанных с выполнением гражданами тех или иных своих конституционных обязанностей. Так, выполнение гражданином своей конституционной обязанности по защите Отечества (ст. 59 Конституции) конкретизируется в нормах административного права, содержащихся в Федеральных Законах от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и в Федеральном Законе от 25.07.2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»; конституционной обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов (ст. 57 Конституции) – в Налоговом Кодексе РФ; конституционной обязанности по сохранению природы и окружающей среды (ст. 58 Конституции) – в Федеральном Законе от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и т.д.

Вместе с тем, выполнение большей части обязанностей граждан (как связанных с реализацией их специальных прав, так и не связанных с этим) прописаны лишь в нормах административного права, содержащихся в отдельных законах или подзаконных актах Российской Федерации.

Следующим элементом административно-правового статуса граждан выступает административная праводееспособность гражданина или его правосубъектность, включающая в себя административную правоспособность и дееспособность.

Административная правоспособность гражданина – это реальная возможность иметь субъективные права и выполнять юридические обязанности, установленные административно-правовой нормой5.

Административная правоспособность возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью. Объем и содержание административной правоспособности определяется законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы административного права.

Конкретный объем прав (свобод) и обязанностей граждан в сфере государственного управления определяется целым рядом факторов: возрастом, состоянием здоровья, наличием образования и др.

Так, например, согласно Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе» решение о призыве граждан на военную службу может быть принято только после достижения ими возраста 18 лет. От призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья. В случаях, определенных указанным Федеральным законом, гражданам может быть предоставлена отсрочка от призыва на службу по состоянию здоровья, семейному положению или для продолжения образования.

Административная правоспособность граждан служит основой для административной дееспособности. Под административной дееспособностью понимается способность гражданина своими действиями приобретать субъективные права и выполнять возложенные на него юридические обязанности в сфере реализации государственного управления6.

Момент возникновения административной дееспособности четко административным законодательством не определен. Так, в соответствии со ст. 60 Конституции РФ гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

В ряде случаев частичная дееспособность может наступать и раньше этого возраста. Например, граждане, достигшие 14-летнего возраста, обязаны иметь документ, удостоверяющий их личность. Согласно статье 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. Вместе с тем, с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему мер воздействия, предусмотренных законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Основаниями ограничения административной дееспособности являются общие основания для ограничения дееспособности в других отраслях права. Так, статьей 2.8 КоАП РФ предусматривается, что не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект лекциИ по теме «Административно-правовой статус человека и гражданина» iconПравовое регулирование валютного обращения в российской федерации...
Правовое регулирование валютного обращения в российской федерации1 (административно-правовой аспект)

Конспект лекциИ по теме «Административно-правовой статус человека и гражданина» icon4. Административные регламенты в административно-управленческом
Тема Общая теория административно-процессуального права и административно-процессуальной деятельности

Конспект лекциИ по теме «Административно-правовой статус человека и гражданина» iconПять российских Основных законов Конституций 6
Российской Федерации политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства,...

Конспект лекциИ по теме «Административно-правовой статус человека и гражданина» iconАккредитация как административно-правовой инструментарий
Отмечается, что юридическая наука не смогла дать научно обоснованных рекомендаций по правовому регулированию аккредитации как юридического...

Конспект лекциИ по теме «Административно-правовой статус человека и гражданина» iconСодержани е
Конституции рф1 послужило толчком к дальнейшему развитию и модернизации различных современных институтов публичной власти и свободного...

Конспект лекциИ по теме «Административно-правовой статус человека и гражданина» iconТема: Правовой статус Президента в РФ
Богданова Н. Конституционное право. Общая часть. Учебное пособие в 2-х частях. 1994

Конспект лекциИ по теме «Административно-правовой статус человека и гражданина» iconТема: Конституционно правовой статус личности
Богданова Н. Конституционное право. Общая часть. Учебное пособие в 2-х частях. 1994

Конспект лекциИ по теме «Административно-правовой статус человека и гражданина» iconПрограмма «Теория государства и права»
Профиль подготовки – государственно-правовой, гражданско-правовой, уголовно-правовой

Конспект лекциИ по теме «Административно-правовой статус человека и гражданина» iconР. Ф. Габидуллин «28»августа 2012 г
Профиль подготовки государственно-правовой, гражданско-правовой, уголовно-правовой

Конспект лекциИ по теме «Административно-правовой статус человека и гражданина» iconУчебно-методический комплекс дисциплины введение в специальность «Юриспруденция»
Профиль подготовки: государственно-правовой, гражданско-правовой, уголовно-правовой

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную