Одарущенко ольга ивановна






НазваниеОдарущенко ольга ивановна
страница1/15
Дата публикации17.02.2015
Размер2.25 Mb.
ТипДиссертация
l.120-bal.ru > Психология > Диссертация
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

На правах рукописи

ОДАРУЩЕНКО ОЛЬГА ИВАНОВНА

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В ИНТЕРЕСАХ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

14.03.11 — Восстановительная медицина, спортивная лечебная физкультура, курортология и физиотерапия
(психологические науки)

ДИССЕРТАЦИЯ НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ

КАНДИДАТА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК

Научный руководитель (консультант)

ДОКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК,

ПРОФЕССОР

И.М. ИЛЬИЧЕВА

Коломна 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДеНИЕ………………….……………………………………….…………………..…3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНоГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЛИчности

1.1. ОБЗОР ОСНОВНЫХ ПОДХОДОВ ПОНИМАНИЯ ТЕРМИНА «ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ»…………..………………………………...…………………………16

1.2.ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ЭМОЦИОНАЛЬНОМ БЛАГОПОЛУЧИИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ……………..………………………………..………………43

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОПИСАНИЕ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ

2.1.ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫБОРКИ, оПИСАНИЕ ЭТАПОВ И ПРОЦЕДУРЫ ИССЛЕДОВНИЯ…………..………………….. …………………………………..…….75

2.2.ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЛИЧНОСТИ……………………………….……………………………………..76

2.3. Обоснование и описание методов статистической обработки данных…………………………………………………………………………92

ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И КОМПОНЕНТОВ ПСИХИЧЕСКи ЗДОРОВой ЛИЧНОСТИ

3.1. ИССЛЕДОВАНИЕ компонентов ПСИХИЧЕСКи ЗДОРОВой личности...............................................................................................................96

3.2. эМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ С компонентами ПСИХИЧЕСКИ ЗДОРОВой ЛИЧНОСТИ…………………………………………………………………………….………126

3.3. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ (МОЗЛ).145

ВЫВОды………..……………………………………………………………..…………163

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….…………………….167

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………..............................174

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………..……..………….192




ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Представление о том, что эмоциональное благополучие есть залог душевного здоровья, возможность понимать и управлять своим душевным состоянием приводит человека к благополучию в широком смысле слова, а подавленные, неотреагированные во внешнем плане эмоции приводят к возрастанию психосоматических заболеваний, возрастанию числа тяжелых душевных состояний – тревоги, страха, тоски, тревожно-депрессивных расстройств, благодаря работам Фрейда, прочно укоренилось в современной психологии и породило многочисленные и многоаспектные исследования, в которых основное внимание уделяется связи эмоциональных состояний или запрет на выражение и осознание негативных эмоций с различными формами психопатологии (J. Jacobson, P. Matussek, M. Seligman и др.). При этом исследования концентрировались, в основном, на изучении характера эмоциональной сферы у людей, страдающих различными формами девиаций и психических заболеваний. Анализ особенностей эмоциональной сферы здоровых людей отходит в такого рода исследованиях на второй план.

Остается проблемой и сама взаимосвязь эмоциональной сферы с различными позитивными аспектами функционирования личности: в этом контексте критике подвергаются прежде всего гедонистически ориентированные теории личности (отмечалось, что стремление человека получать удовольствие и избегать неудовольствие - это тупиковый путь развития, с точки зрения пользы для человека) (К. Лоренц и др.). В силу этого, остается недостаточно освещенной связь эмоциональной сферы с различными позитивными аспектами человеческого функционирования (личностным ростом, самопринятием, способностью устанавливать и поддерживать позитивные отношения с окружающими, стремлением к самоактуализации и т.д.).

Особенно дискуссионным и мало изученным является вопрос о том, что выступает необходимым условием эмоционального благополучия. Работы А.Б. Холмогоровой и Н.Г. Гаранян направлены на изменение ценностного отношения к эмоциям и снятие запрета на чувства, понимание их важной, действенной и позитивной роли в жизни человека, что ведет к осознанию и пониманию собственных эмоций и, таким образом, к душевной гармонии, духовному благополучию, порождает проблему: что определяет характер ведущих эмоциональных состояний личности и является необходимым условием эмоционального благополучия, а, следовательно, и залогом здоровой личности. Существующие в психологии личности исследования не дают однозначного ответа на этот вопрос.

Недостаток исследований связи эмоциональной сферы и позитивных аспектов функционирования личности, отчасти, обусловлен многообразием подходов, выделяющих различные параметры такого функционирования. Поэтому становится актуальным введение понятия, которое могло бы обобщить эти характеристики. В данном исследовании в качестве такового выступает понятие «психически здоровая личность», разрабатываемое В.А. Ананьевым, И.В. Дубровиной, Г.С. Никифоровым, В.И. Слободчиковым, В.К. Смирновым и др.

Среди исследований, посвященных проблеме психического здоровья и компонентов психически здоровой личности особое место принадлежит исследованиям К. Гехта, Л.П. Гримака, С.Б. Семичева, А.Е. Личко. Работы этих авторов раскрывают вопросы психогигиены и психопрофилактики, направления клинической психиатрии, получившие развитие во второй половине XX века. Но уже сегодня стало ясно, что предупреждать возникновение нервно-психические растройства важно, но недостаточно для современного человека. Главной задачей нового направления, формирующегося у нас и за рубежом – психология здоровья является сохранение, укрепление и целостное развитие здорового человека [18, 44, 101, 102, 109].

Состояние здоровья всех популяций населения нашей страны сегодня представляет реальную угрозу национальной безопасности. Это объясняет выраженный интерес к охране, восстановлению и укреплению здоровья у ряда исследователей (Б.А. Бараш, С.Б. Семичев, М.Б. Штокаленко, М.А. Ильина, В.А. Якунин, С.Ю. Добряк, С.В. Шушарджан, Г.О. Самсонова, А.В. Шакула, М.Д. Дыбов). Восстановление психического здоровья здорового человека предполагает поиск новых методик для оценки психического здоровья здорового человека и невозможно вне оценки психологического профиля личности.

Проблема критериев психического здоровья остается недостаточно разработанной. Если оценка выраженности здоровья на уровне организма находит в современной медицине достаточно удовлетворительное решение, то в отношении психического и особенно социального здоровья об этом говорить нельзя. Возникает противоречие между востребованностью и недостаточной научной проработанностью данной проблемы.

Основываясь на концепции психического здоровья, созданной отечественными психологами (Б.С. Братусем, К.К. Платоновым, В.А. Пономаренко, А.Н. Разумовым, Г.М. Зараковским, В.А. Бодровым и др.), а также теории, описывающие различные аспекты позитивного функционирования личности (теории А. Маслоу, К. Роджерса, Г. Олпорта, Э. Эриксона и др.), а также, отмечая вслед за О.С. Васильевой и Ф.Р. Филатовым, что исследование здоровой личности должно опираться на два исследовательских подхода: структурный подход, укоренившийся в теоретической психологии личности и процессуальный подход, больше характерный для психологической практики, в данном исследовании мы определяем психическое здоровье как личностное здоровье, находящееся в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа. Именно психическое здоровье позволяет выделить собственно психологический аспект здоровья человека в отличие от медицинского, социологического, философского и других аспектов [29].

Исходя из определения здоровой личности, данного О.С. Васильевой и Ф.Р. Филатовым: «…здоровая личность – это личность способная самостоятельно, т.е. на основе собственных внутриличностных ресурсов поддерживать структурную и процессуальную согласованность психики, обеспечивать ассимиляцию жизненного опыта и интегрированность личности, достигать полноты самореализации и самоактуализации» [29, С. 368 – 369], мы в данном исследовании будем определять психически здоровую личность как гармоничную личность, характеризуемую направленностью на позитивное функционирование.
Показателем гармонизации субъективного мира является эмоциональное благополучие как особое состояние сознания, состояние субъективного эмоционального комфорта – дискомфорта (мне хорошо, мне плохо) как интегральное ощущение благополучия – неблагополучия в тех или иных подсистемах организма или всего организма. Таким образом, эмоциональное благополучие будет определять степень реализованности компонентов психически здоровой личности. Кроме того, в исследовании вводится понятие уровня и структуры психически здоровой личности. Такой подход к изучению «психического здоровья» ставит ряд вопросов, которые ранее не выступали предметом исследования: о соотношении эмоционального благополучия и характеристик психически здоровой личности, о связи эмоционального благополучия с компонентами психически здоровой личности, а также с уровнем психически здоровой личности.


Определение психически здоровой личности как гармоничной личности, направленной на позитивное функционирование, предполагает проведение специального эмпирического исследования. Так, необходимо охарактеризовать особенности психически здоровой личности на различных уровнях ее функционирования: уровне процессов, свойств и социальном уровне. Все вышесказанное определяет актуальность настоящего исследования, направленного на выявление взаимосвязи между эмоциональным благополучием и компонентами психического здоровья здоровой личности.

Объект исследования: эмоциональное благополучие и психическое здоровье.

Предмет исследования: взаимосвязь эмоционального благополучия и компонентов психического здоровья здоровой личности.

Цели исследования: представить теоретическое обоснование проблемы психического здоровья и эмоционального благополучия здорового человека и разработать методику оценки эмоционального благополучия в интересах восстановления психического здоровья.

Задачи исследования: 1. Осуществить теоретико-методологический анализ подходов отечественных и зарубежных исследователей в познании сущности понимания терминов «психическое здоровье» и «эмоциональное благополучие» в современной психологии.

2. Провести эмпирическое исследование особенностей психического здоровья у здоровых людей.

3. Изучить связь между эмоциональным благополучием и компонентами психического здоровья здоровой личности, выявить их соотношение и особенности психического здоровья у лиц с различным уровнем (высоким и низким) эмоционального благополучия.

4. Разработать методику оценки эмоционального благополучия в интересах восстановления психического здоровья здорового человека.

Гипотезы исследования: Гипотеза 1. Структура психического здоровья различна у лиц эмоционально благополучных и лиц эмоционально неблагополучных.

Гипотеза 2. Чем выше показатель эмоционального благополучия, тем выше уровень психического здоровья личности.

Гипотеза 3. Эмоциональное благополучие может выступать обобщенным критерием психического здоровья здоровой личности.

Методологическая основа диссертационной работы: Исследование психического здоровья личности базируется на идеях Л.С. Выготского о единстве и целостности психики, представлениях о структуре психически здоровой личности, сформулированных в работах Б.С. Братуся, выдвинувшего гипотезу об уровнях психического здоровья и подчеркивающего, что феномен следует изучать как особое «образование, имеющее сложное поуровневое строение», соответствущее структурной организации личности [24, С.72], Е.Р. Калитеевской, отмечающей обращенность различных моделей психического здоровья к различным уровням, регулирующим активность субъекта; положениях о психологической сущности феномена «здоровая личность», выдвинутых в работах В.А. Ананьева, Г.С. Никифорова, утверждающих, что здоровая личность – это прежде всего гармоничная личность, в работе О.С. Васильевой и Ф.Р. Филатова, отмечающих, что здоровая личность – это личность с согласованными процессами саморегуляции, социальной адаптации и самореализации; понимании эмоционального благополучия, предложенного в работах Л.В. Куликова, понимающего эмоциональное благополучие как компонент субъективного благополучия, А.Д.  Кошелевой, утверждающей, что эмоциональное благополучие – особое состояние сознания, состояние субъективного эмоционального комфорта – дискомфорта, Т.Д. Шевеленковой и ее сотрудников, посвятивших ряд исследований связи благополучия с компонентами позитивно функционирующей личности и т.д. Анализ психического здоровья личности проводится с позиций представлений о позитивных аспектах функционирования личности, разработанных в различных концепциях гуманистически ориентированных психологов А. Маслоу, К. Роджерса, Г. Олпорта, Э. Эриксона и др., определивших основные компоненты позитивно функционирующей личности (личностный рост, самопринятие, способность устанавливать и поддерживать позитивные отношения с окружающими, стремление к самоактуализации и т.д.), а также на концепции восстановительной медицины, основанной на здоровьецентристской парадигме и ориентированной на охрану здоровья здорового человека (В.А. Пономаренко, А.Н. Разумов, И.П. Бобровницкий и др.).

Методы исследования:

Для проведения исследования были выбраны методы, отвечающие его целям и задачам. В работе использовался блок методик, направленный на изучение уровня эмоционального благополучия и психического здоровья, предложенных В.А. Ананьевым и Г.С. Никифоровым, авторами учебников «Психология здоровья» и практикумов по психологии здоровья:

1. Методика экспресс-диагностики уровня психоэмоционального напряжения (ПЭН) и его источников (авторы О.С. Копина, Е. А. Суслова, Е. В. Заикин);

2. Шкала радости/депрессии М. Аргайла;

3. Шкала оценки уровня ситуационной тревожности Ч. Спилберга и Ю. Ханина;

4. Опросник общего здоровья Д. Голдберга;

5. Оценка уровня самоактуализации личности (Э. Шостром);

6. Шкала субъективного благополучия (М.В. Соколова),

7. Метод диагностики уровня субъективного контроля (локус контроля);

8. Ориентировочная оценка эмоционального благополучия;

9. Личностная шкала проявлений тревоги Дж. Тейлор (в мод. В.Г. Норакидзе);

10.Торонтонская алекситимическая шкала;

11.Ориентировочное отношение к смерти;

12. Аутоаналитический опросник здоровой личности (В.А. Ананьев)

13. Ориентировочная оценка здорового поведения.

В качестве методов статистической обработки результатов использовались критерии различий, методы корреляционного анализа. Статистическая обработка полученных результатов производилась с помощью программы Statistica.

Новизна и теоретическая значимость исследования. В работе показано, что на современном этапе развития общества особенно важна охрана здоровья здорового человека. Феномен «психическое здоровье» раскрыт с позиций специфики психического здоровья здоровой личности, так как сегодня традиционные классификации психического здоровья, основанные на патологии не дают возможноси решать успешно вопросы восстановления здоровья здоровой личности. Ключевым вопросом для успешного решения практической психологической работы является выявление состава и раскрытие содержания критериев, определяющих психически здоровую личность, они становятся все более общими. Именно поэтому в исследовании введено представление об эмоциональном благополучии как степени реализованности психически здоровой личности, доказано, что одним из обобщенных показателей психически здоровой личности является уровень эмоционального благополучия.

Обнаружены также особенности психического здоровья у лиц с высоким и низким уровнем эмоционального благополучия. Показано, что чем выше эмоциональное благополучие, тем выше уровень психического здоровья здоровой личности. Доказано наличие прямой связи между эмоциональным благополучием и аспектами позитивного функционирования личности (нравственность, гибкость поведения, контактность, креативность, позитивные отношения в семье, личностный рост, наличие целей в жизни и позитивное самопринятие и самоуважение), которые рассматриваются как компоненты структуры психически здоровой личности, субъективно выражающегося в ощущении счастья, удовлетворенности собой и собственной жизнью. В работе также показаны различия в уровне психического здоровья у лиц с высоким и низким уровнем эмоционального благополучия.

Практическая значимость исследования заключается в использовании результатов данной работы в решении практической психологической работы, связанной с преодолением неблагополучных эмоциональных состояний, а также психопрофилактики ряда состояний, которые сопровождаются субъективным ощущением снижения ценности жизни, потери интереса к ней, создать основу для диагностики подобного рода расстройств. Модель психически здоровой личности и методика оценки психического здоровья здорового человека, представленные в работе, позволят успешнее решать вопросы восстановления психического здоровья здорового человека. Данные нашего исследования позволяют найти новые подходы к пониманию стрессовых, эмоционально-депрессивных состояний. Кроме того, материалы исследования могут быть использованы для построения учебных спецкурсов по психологии здоровья и позитивному функционированию личности.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Теоретико-методологический анализ отечественных и зарубежных подходов к исследованию психического здоровья и эмоционального благополучия и проведенное эмпирическое исследование позволили определить специфику психического здоровья у здорового человека. Обобщенным критерием психически здорового человека выступает эмоциональное благополучие.

  2. Между эмоциональным благополучием и компонентами психически здоровой личности существует связь – имеющая характер высоко значимой корреляционной зависимости. Уровень эмоционального благополучия связан с субъективным ощущением эмоционального комфорта (мне хорошо, мне плохо) и определяется нами как степень реализованности компонентов позитивно функционирующей личности. Чем выше уровень благополучия, тем более доступными с точки зрения обладания ими или их реализации выглядят значимые параметры психического здоровья. Соотношение компонентов психически здоровой личности с эмоциональным благополучием связано с уровнем эмоционального благополучия. Так, расхождение между психическим здоровьем здоровой личности и эмоциональным благополучием наиболее велико у лиц с низким уровнем эмоциональным благополучием. В то время как у лиц с высоким эмоциональным уровнем эмоционального благополучия структура эмоционального благополучия приближается к структуре психически здоровой личности.

  3. Созданная модель психического здоровья здорового человека включает: теоретико-методологические подходы; структурно-содержательные компоненты: главные параметры (интернальность в области семейных отношений, контактность, субъективное благополучие) и основные (креативность, самопринятие, гибкость поведения, нравственность, зрелость личности, самоуважение), критерии и уровни психического здоровья здоровой личности, прогнозируемый результат.

  4. Разработанная методика «МОЗЛ», позволяет определить обобщенный критерий (ОК) и факторы риска психическому здоровью здорового человека, решать вопросы профилактики и восстановления психического здоровья.

Надежность и достоверность исследования:

Обеспечены репрезентативностью выборки, применением методов, адекватных задачам и целям исследования, проведением содержа-тельного (качественного) и количественного (основанного на применении методов математической статистики) анализа полученных результатов.

Апробация работы:

Материалы и выводы работы обсуждались на заседаниях кафедры психологического образования ГАОУ ВПО МГОСГИ в период с 2012 по 2014 гг., были представлены в выступлениях на Всероссийской научно-практичес-кой конференции с международным участием «Диагностика, профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у детей и подростков» в 2002 г., на областной научно-практической конференции «Воспитываем здоровое поколение» в 2005 г., на студенческой научной конференции в 2006 г., на конференции КГПИ «Мониторинг применения психолого-педагогических программ в работе с детьми группы риска» в 2007 г., в выступлениях на 9 – ой Всероссийской научно-практическаяой конференции «Практическая психология образования XXI века: духовно-нравственное воспитание в образовательном пространстве современной России» (проведение мастер-класса «Работа с родителями в контексте духовно-нравственного воспитания личности дошкольников»), февраль 2011 г.; на научной практической конференции «Условия эффективного управления муниципальной системой образования малого города» (выступление и мастер-класс «Новые технологии общения с родителями»), февраль 2011 г.; в выступлении и проведение мастер-класса на X-ой Всероссийской научно-практической конференции «Практическая психология XXI-века: Духовно-нравственное воспитание в образовательном пространстве России», февраль 2012 г.; в выступлениях «Участие студентов-практикантов в реализации здоровьесберегающих технологий, проведение мероприятий по профилактике аддиктивного и делинквентного поведения в образовательных ораганизациях» на научно-методическом семинаре (ноябрь 2013 г.) и на XII-ой Всероссийской научно-практической конференции «Практическая психология образования XXI-века: развитие личности в образовании», февраль 2014 г.; в выступлении «Проблема здоровьесберегающей работы в условиях образовательной организации любого типа» на V-ой Всероссийской научно-практической конференции «Спортивная психология и спортивная медицина XXI века: проблемы и перспективы», май 2014 г. Опубликованы в сборниках конференций, были внедрены в работу со слушателями факультета повышения квалификации в курсе «Психологическое здоровье дошкольников» (программа сертифицирована в 2011 г.), на занятиях факультета психологии ГАОУ ВПО МГОСГИ в курсе «Психология общения», «Психологическое здоровье в условиях образовательной организации». По теме исследования опубликовано 19 научных статей, в том числе три в рецензируемых журналах («Проблема психологического здоровья в философско-религиозных воззрениях от Античности до середины XIX века», «Особенности психологического здоровья студентов», «Эмоции и психологическое здоровье»).

Структура и объем диссертации:

Диссертация состоит из введения, трёх глав, выводов, заключения, списка литературы из 194 наименований, приложений. Общий объем диссертации 201 страница. В работе содержится графики, таблицы, рисунки.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Одарущенко ольга ивановна iconПрезентация: обобщающий урок на тему «Квадратные уравнения»
Авторы: Владимирова Ольга Григорьевна, Кирьянова Галина Михайловна, Сахарова Лидия Ивановна

Одарущенко ольга ивановна iconРабочая программа по литературе составлена на основе: Федерального...
Авторы программы: учителя русского языка и литературы Коренкова Татьяна Александровна, Панфилушкина Ольга Ивановна

Одарущенко ольга ивановна iconКлассный час «Куликовская битва в истории Отечества», Каргина Ольга...
Исследование предназначено в первую очередь для решения проблемы воспитания молодых людей, пробуждения в их душах чистых источников...

Одарущенко ольга ивановна iconИстория развития гуз «Детская поликлиника №6»
Дедюрина ирина Ивановна. Функции медицинских сестёр выполняли женщины активисты, которых Ирина Ивановна обучала приемам оказания...

Одарущенко ольга ивановна iconФ. И. О. педагога-наставника Борозенцева Нина Ивановна

Одарущенко ольга ивановна iconОльга Стукова Книга 4: Древние расы Земли: Тайна Творения человека Тайна Грехопадения
Ольга Стукова. Древние расы Земли: тайна Творения человека, тайна Грехопадения (Серия «Эпоха Преображения», кн. 4). — Спб: Гамаюн,...

Одарущенко ольга ивановна iconМорозова Галина Ивановна
Учитель начальных классов. Психолог для работы с детьми с отклонениями в развитии

Одарущенко ольга ивановна iconОбщая характеристика класса Земноводные
Лукина Татьяна Ивановна, учитель биологии моу сош №2 г. Боготол Красноярского края

Одарущенко ольга ивановна iconПрограмма дисциплины утверждаю
Составитель: Ольховская Юлия Ивановна, к ф н., доцент кафедры русского языка, литературы и методики обучения

Одарущенко ольга ивановна iconОтчет по результатам самообследования федерального государственного казенного
Полевщикова Марина Ивановна – заместитель заведующего по воспитательной и методической работе

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную