Коррекция эмоциональной сферы детей дошкольного возраста по психологической готовности к школе в соответствии с фгт через вариативные методики баташан и. Ф






Скачать 68.63 Kb.
НазваниеКоррекция эмоциональной сферы детей дошкольного возраста по психологической готовности к школе в соответствии с фгт через вариативные методики баташан и. Ф
Дата публикации23.02.2015
Размер68.63 Kb.
ТипДокументы
l.120-bal.ru > Психология > Документы
Коррекция эмоциональной сферы детей

дошкольного возраста по психологической готовности

к школе в соответствии с ФГТ через вариативные методики

БАТАШАН И.Ф.

с. Возжаевка, ДОУ № 103

Последние исследования К.Н. Поливановой показали, что современные дети старшего дошкольного возраста существенно отличаются друг от друга не только по темпу, но и по качеству развития в плане дошкольная – школьная позиция. Изменились не только особенности усвоения знаний, их подача детям, а главное сам статус детства как социально-психологического явления. Поэтому необходимо получать новые данные о психологическом, личностном, психофизическом развитии современного дошкольника, о его развитии при переходе от одного возраста к другому.

В свете новых требований предъявляемых по новым федеральным государственным стандартам теория А. В. Запорожца о амплификации развития ребенка очень актуальна. Поэтому мною еще два года назад был разработан проект программы «Амплификация эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста через вариативные методики в условиях ДОУ»

Всю свою коррекционную работу я направляю на обогащениеамплификацию; а не на искусственное ускорение - акселерацию развития.

Целью, которой является – развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста через вариативные методики (сказко-песко-музыкотерапия).

Определила задачи:

1. Продолжать расширять и систематизировать знания детей, по коррекции эмоциональной сферы, способствуя открытому проявлению детских эмоций через различные социально-приемлемые способы (словесные, физические, творческие), учить понимать чувства других по мимике, жестам, интонации, голосу (сверстника и взрослого).

2. Активизировать импрессивный (переживание) компонент эмоциональной сферы с помощью вариативных методик (музыкотерапия), объективизируя актуальные и эмоциональные переживания.

3. Обогащать словарный запас детей – синонимами, обозначающими эмоции (радостный, веселый, яркий, ликующий, праздничный, жизнерадостный, бодрый, лучистый, приятный и др)

За нормативно-правовое обеспечение взяла Закон РФ «Об образовании», Конвенцию о правах ребенка.

Реализацию программы осуществляла через:

  • создание развивающей среды,

  • цикл интегративных занятий

  • проживание эмоций в творческой деятельности (сказко-песко терапия, изодеятельность, проигрывание сюжетов, прослушивание звуков природы и животных, музыки, постановка и показ «музыкальных» сказок и др.)

За методологическую основу взята теория А.В. Запорожца об амплификации детского развития, исследования Л.И. Божович, В.Я. Задгенидзе, Н.М. Стёпиной.

Для этого использовала:

  • интегративные методы (в первую очередь диалоговые и проблемные) в чередовании с индивидуальной, парной и подгрупповой формой работы за занятиях и вне.

Определила направления и способы амплификации эмоциональной сферы через:

  • систему психологических и психолого-педагогических воздействий (групповую, подгрупповую и индивидуальную работу)с использованием музыкальной и изобразительной деятельности, виброгимнастики и ритмопластики.

Вы спросите: «В чем новизна данной программы?». В Коррекции эмоционального развития представленного как закономерный процесс усложнения и обогащения эмоциональной сферы ребенка в контексте социализации дошкольника.

2. На данный учебный год представлен деятельностный подход, показывающий динамику развития эмоциональной сферы ребенка с помощью одной из вариативных методик - музыкотерапия.

3. Амплификация эмоционального развития ребенка осуществляется через обогащение содержательных (переживания, знания) и инструментальных (выражение компонентов эмоциональной сферы через сказко-песко-музыкотерапию)

Практическая значимость инновационной программы заключается в определении результатов, позволяющих повысить эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Прогнозируемые результаты были оправданы: Дети подготовительной группы:

  • сразу скажу не все, но большая их часть могут открыто проявлять свои эмоции при прослушивании музыкального произведения, составлении сказок на «новый лад» или с использованием «предметов заменителей», «составление запахов героев», обыгрывании сюжетов, подбора музыки для своего героя.

  • понимать эмоции и чувства по мимике, жестам, интонации голоса, музыке, проявлять сочувствие к сверстникам и близким

  • высказывать мнение о причинах своего эмоционального состояния и сверстников и находить выход их сложившихся ситуаций

  • пользоваться словами – синонимами, обозначающими эмоции. С детьми был составлен словарик эмоций.

Социальный эффект заключается в успешной социализации дошкольника, обладающего интегративными качествами личности.

А для этого налажен тесный контакт с родителями через:

  • общегрупповые родительские собрания и индивидуальные беседы с разъяснением принципа работы и определением тем и вопросов, которые их интересуют,

  • Разработаны и апробируются беседы, упражнения, этюды, дидактическо-музыкальные игры типа: «Изобрази под музыку». Подмеченная особенность детей использовать «предметы-заменители» подтолкнула на мысль о создании сказок «на новый лад». При инсценировки русских народных сказок, этюдов произведений дети брали предметы находящиеся в кабинете – «шарф-речка», «яблоки- шары» из сухого бассейна и др.

  • Сделан экран настроения, панно настроения, c помощью цветных полосок или пиктограмм, которые дети выставляют в начале и в конце занятия, можно узнать о эмоциональном состоянии ребенка.

  • Театр мимики и жестов, помогает детям почувствовать себя более раскрепощено, они могут не бояться показать мимику и движения сказочного героя и свою, объяснить ее.

  • Составлены презентации по вариативным методикам.

  • Составлена Картотека запахов, «Эти полезные ароматы», имеются баночки с запахами для «составления сказочного героя». В баночки из под пюре всыпаны различные приправы и наклеены надписи о значении психоэмоционального воздействия данного запаха на ребенка. Рассказывая сказку, дети могут подобрать запах для сказочного героя. В основном добрые герои ассоциируются с запахами – ванили, какао, а Баба-Яга, Леший и др – кориандр, базилик, лавр и т.д.

С помощью, разработанной в электронном виде картотеки звуков, записанных звуков природы и животных на диск, помогаю детям не только слышать, различать звуки, но и знать их правильное применение для своего здоровья. А так же решить одну из проблем современности, которая прослеживается у дошкольников- тугоухость, глухота. Дети старшего дошкольного возраста знают, что поднять плохое настроение можно с помощью пропевания фразы «Тара-ра, Пара-ра». Кроме того «музыкальные сказки», помогают детям стать более музыкальными, ритмичными, развивать желание самостоятельно подбирать музыку для своего героя и изображать его поводки и движения под музыку как классическую, так и современную. В прошедшем учебном году с детьми подготовительной группы экспериментально проводилась работа по данному направлению. Вначале дети, прослушав музыку, давали односложные ответы: музыка веселая, грустная, быстрая, медленная.

Предложенная игра «Двигаемся под музыку» на музыку А. Вивальди «Четыре времени года», после прослушивания заставила быть внимательными, чтоб сделать переход от быстрой к медленной и наоборот.

Прослушивая «Танец пингвинов» Скрябина из 12 детей одна девочка сказала, что можно станцевать как пингвины.

Голоса диких животных – вой волка, лисицы, рев медведя вызвали неоднозначную реакцию, кто-то смеялся, кто-то внимательно вслушивался в звуки, пытаясь изобразить движения и повадки животных.

В начале моей работы даже музыка предлагаемая детям для расслабления не действовала должным образом, дети не могли полностью расслабиться. Кто-то несколько занятий лежал с сжатыми кулаками или открытыми глазами.

  • Разработана методика «Цветные песчинки» помогла соединить цветовой тест М. Люшера и песок. Теперь с помощью цветного песка и выбранных фигурок, их расположению на песке я могу видеть проблемы, существующие у ребенка, помощь скорректировать его психоэмоциональное состояние и в измененном виде «вернуть» ребенку.

  • Разработана и апробируется на базе ДОУ программа «Формирование профессионально-личностной готовности педагогов и родителей по предупреждению агрессивности у дошкольников»

  • В кабинете педагога-психолога есть «скамья примирения», «зона активного действия детей», с наклеенными фигурками, разноцветными ладошками и следками, трубы крика и коврики злости, безликая подушка Бобо, панно «Облака», на котором дети релаксируют.

  • На базе детского сада создается клуб «СОДРУЖЕСТВО», где родители могут предлагать вопросы и проблемы, интересующие их для совместного сотрудничества с педагогами.

  • Разработаны консультации, папки-передвижки на различные темы.

  • Дети подготовительной группы выступают на методических объединениях районного значения.

  • Для дальнейшей работы сделала подборка классической и современной музыки, установила программу «Аура».

  • Разработаны критерии оценки уровня музыкального и психоэмоционального развития детей.

Результаты моей работы

  1. Распространение опыта работы через СМИ (газета «Амурская правда» № 59, http://www.ampravda.ru/2012/04/05/034114.html)

  2. Репортаж о работе по телевизионному каналу ГТРК

  3. Участник областного конкурса «Воспитатель года»

  4. Выступления на методических объединениях, пленарном совещании районного значения

  5. В Одноклассниках есть группа «Детские сады Амурской области», приглашаю всех желающих.

  6. Назначена руководителем проблемно- творческой группы Белогорского районного отдела образования

  7. Опубликование «Методических рекомендаций для начинающего педагога-психолога» в ИППК г. Благовещенска


Литература:

    1. Теория А.В. Запорожца об амплификации детского развития, исследования Л.И. Божович, В.Я Задгенидзе, Н.М. Стёпиной.

    2. Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет- Ю. Афонькина, Т. Белотелова, О. Борисова

    3. Социально-эмоциональное развитие детей 3-7 лет, Т. Пашкевич

    4. Программа «От рождения до школы», Н. Вераксы, Т. Комарова, М. Васильева

    5. Ресурсы Интернет

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Коррекция эмоциональной сферы детей дошкольного возраста по психологической готовности к школе в соответствии с фгт через вариативные методики баташан и. Ф iconУсловия необходимые для успешного развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через формирование целостной картины мира

Коррекция эмоциональной сферы детей дошкольного возраста по психологической готовности к школе в соответствии с фгт через вариативные методики баташан и. Ф iconПсихологическая диагностика и коррекция эмоционального развития детей...

Коррекция эмоциональной сферы детей дошкольного возраста по психологической готовности к школе в соответствии с фгт через вариативные методики баташан и. Ф iconТворческая работа «Обобщение педагогического опыта» Тема: «Развитие...
Тема: «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование игр и упражнений с блоками Дьенеша»

Коррекция эмоциональной сферы детей дошкольного возраста по психологической готовности к школе в соответствии с фгт через вариативные методики баташан и. Ф iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 050706. 65 «Педагогика и психология»
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Развитие и амплификация эмоциональной сферы детей дошкольного возраста» для студентов...

Коррекция эмоциональной сферы детей дошкольного возраста по психологической готовности к школе в соответствии с фгт через вариативные методики баташан и. Ф iconПрограмма по безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста «Один дома»
Методическое сопровождение к сюжетно-ролевой игре для детей старшего дошкольного возраста «Спасатели»

Коррекция эмоциональной сферы детей дошкольного возраста по психологической готовности к школе в соответствии с фгт через вариативные методики баташан и. Ф iconНравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного...

Коррекция эмоциональной сферы детей дошкольного возраста по психологической готовности к школе в соответствии с фгт через вариативные методики баташан и. Ф iconПрограмма может быть использована педагогами дошкольного образования...
Обобщение опыта Азбергер Лариса Владимировна по проблеме «Гендерное воспитание детей среднего дошкольного возраста», автор Азбергер...

Коррекция эмоциональной сферы детей дошкольного возраста по психологической готовности к школе в соответствии с фгт через вариативные методики баташан и. Ф iconУчебно-методический комплекс по мдк 02. 06. Психолого-педагогические...
Мдк 02. 06. Психолого-педагогические основы организации общение детей раннего и дошкольного возраста

Коррекция эмоциональной сферы детей дошкольного возраста по психологической готовности к школе в соответствии с фгт через вариативные методики баташан и. Ф iconЭффективность применения «трансфер фактор плюс» в иммунореабилитации...
Пределяется, во-первых, его распространенностью в структуре заболеваний органов дыхания у детей. Так, распространенность рб у детей...

Коррекция эмоциональной сферы детей дошкольного возраста по психологической готовности к школе в соответствии с фгт через вариативные методики баташан и. Ф icon«Вариативные модели дошкольного образования: Лекотека»
Дистанционные материалы стажировки педагогов дошкольного образования по программам: «Системные обновления дошкольного образования...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную