С. К. Нартова-Бочавер «Диф. Психология» А. В. Либин «Диф. Психология»






Скачать 55.35 Kb.
НазваниеС. К. Нартова-Бочавер «Диф. Психология» А. В. Либин «Диф. Психология»
Дата публикации08.03.2015
Размер55.35 Kb.
ТипДокументы
l.120-bal.ru > Психология > Документы
Ольга Игоревна Каяшева idst1230@yandex.ru

Введение

Список литературы

А. Анастази «Диф. Психология»

С.К. Нартова-Бочавер «Диф. Психология»

А.В. Либин «Диф. Психология»

Е.В. Рыбалко

В.В. Петухов

А.Г. Асмолов

П.Б. Ганнушкин

А.В. Либин

Понятие, предмет и задачи диф. Психологии

Связь диф. Психологии с другими науками

Основные понятия диф. Психологии

Методы дисциплины

История становления диф. Психологии

Понятие диф. Психологии (Петровский, Ярошевский) диф. Психология – отрасль психологии, изучающая различия как между индивидами, так и между группами людей, причины и последствия этих различий.

Предмет изучения – индивидуальные и групповые различия

Задачи:

1 выделение индивидуальных и групповых различий

2 объяснение происхождения индивидуальных и групповых различий

Связь между диф. Пихологией и другими дисциплинами



Основные понятия

1 Человек – био-социальное существо, которое имеет ряд специфических качеств, которые отличают его от животных, например – речь, сознание, наличие высших психических функций, способность к трудовой деятельности, умение создавать орудия труда

2 индивид – единичный представитель вида homo sapiens

Индивид обладает рядом свойств, например конституциональные (рост, вес, форма), возрастные, сенсорная чувствительность,

3 личность – активный субъект деятельности, общения, сознания и самосознания

Личность – это есть процесс социализации, то есть становление личность связано с принятием социальных ролей, функций, социальных норм и правил поведения.

А.Н. Леонтьев – личностью не рождаются, а личностью становятся

4 индивидуальность – это неповторимое своеобразие конкретного человека, его природных, и социально приобретенных свойств (связано с особенностями темперамента, характера, интеллекта, мировоззрения, жизненного опыта и т.д.)

5 индивидуализация – это процесс определения и обособления личности, ее оформления, как уникальной и неповторимой

Ставшей индивидуальностью личность – это самобытный активный и творчески проявивший себя в жизни человек.

Методы исследования

А. Анастази

1 статистический метод

2 метод тестирования

  1. Статистический метод.

Ф. Гальтон использовал статистические методы для обработки собранных данных по индивидуальным различиям, исследовал возможности применения корреляции

К. Пирсон разработал математический аппарат теории корреляции

Р.А. Фишер разрабатывал новые методы в статистике

2 тестовый метод.

Джемс Кэттел объединяет два течения – экспериментальную науку и психологию, основанную на измерении индивидуальных различий

В лаборатории Вундта Кэттел проводит ряд своих исследований и пишет под руководством Вундта свою докторскую диссертацию о проявлении индивидуальных различий времени наступления реакции

В 1890 году Кэттел вводит понятие интеллектуального теста. В этот период обнаруживается основная проблема тестов – нестабильность индивидуальных показателей, а так же недостаточная корреляция с независимыми оценками интеллектуального уровня (школьные оценки, академические и т.д.)

Бине, Генри

Тесты необходимы в таких сферах, как образование

1904 год по заказу министерства образовании во Франции Бине и Симон разработали тест интеллекта

Тесты необходимы для военных нужд

1917 год в США возникла необходимость в создании тестов для отбора новобранцев. (армейская Альфа(для знающих английский), армейская Бета(для незнающих английский))

К. Маховер «Человек под дождем» с помощью данной методики можно выявить психоэмоциональные состояния личности и ее стрессоустойчивости.

Особенности изображения своего персонажа

Символика зонта. Зонт символизирует родительские фигуры. Ручка символизирует фигуру отца. Купол фигура матери. Если слишком большой зонт – зависимость от родителей или значимых фигур. Если была смерть одного из родителей то возможны проблемы с рисованием частей зонта

С.К. Нартова-Бочавер.

1 общенаучные методы

2 психогенетические методы

3 исторические методы

4 психологические методы

Общенаучные методы (используются в различных Научных областях) – наблюдение, эксперимент

Психогенетические методы – направлены на выделение факторов среды и наследственности в индивидуальных вариациях психологических качеств

1 генеалогический метод – метод исследования семей, который использовался Фрэнсисом Гальтоном (книга «Наследственный гений»). Этот метод основывается на положении, что есди некоторый признак является наследственным, и кодируется в генах, то чем ближе родство, тем выше сходство между людьми по этому признаку

Варианты работы – генограммы – этот метод вводит в науку в 1978 году Мюрэ Боуэн

Генограмма позволяет выявить отношение родства, особенности межличностного взаимодействия между членами семьи, семейные конфликты, семейные сценарии и установки, психологические проблемы, которые передаются из поколения в поколение.



Есть дополнительные обозначения абортов, выкидышей и беременностей

Особенности отношений



Могут быть тесные и конфликтные отношения.

Геносоциограмма – в отличие от генограммы используется довольно таки редко, поскольку метод очень трудоемкий, помимо семейной истории рассматриваются особенности исторической эпохи, социальные и культурные явления.

А.А. Шутценбергер

Обычно не более трех поколений.

книги

Олиферович Беленко и др. «Семейные кризисы»

Э.Г. Эйдемиллер «Семейная системная психотерапия»

2 метод приемных детей

Исследуется особенности детей включенных в семьи чужих родителей, воспитателей.

Рассматриваются отношения между ребенком и приемным родителей, а так же между ребенком и его биологическими родителями. С помощью данного метода выявляется влияние средовых и наследственных факторов на развитие детей.

3 близнецовый метод (Ф. Гальтон) (Торндайк) (Рэне Зазо)

А) монозиготные (однояйцевые) близнецы 99% совпадения генетического материала



Принцип зеркальности

Криптофазия – уникальный язык близнецов

Эффект близнецовости – если один заболел, то другой скорее всего заболеет тоже, но лечить нужно по-разному

Б) дизиготные (разнояйцовые) близнецы (двойняшки)

Меньшая группа риска, по сравнению с монозиготными. Девочки как правило опережают мальчиков в развитии до подросткового возраста

В) полуидентичные близнецы (до оплодотворения яйцеклетка разделилась) – малоизученное явление

Г) близнецы от разных отцов (очень редкое явление)

Монозиготность передается по отцовской линии. Дизиготность по материнской линии.

Дополнительные факторы способствующие рождению близнецов – рост матери (более высокий, от 167 см), наличие родственников близнецов, возраст матери (чем старше, тем больше, после 37 лет), зоны Земли (Африка – дизиготные близнецы, Европа – дизиготные)

Близнецовый метод – подвиды:

1 метод контрольных близнецов – происходит сравнение внутрипарно монозиготных и дизиготных близнецов

2 метод близнецовой пары – с его помощью изучаются распределение ролей и функций внутри близнецовой пары («феномен совокупной личности»)

Равич-Щербо

3 метод контрольного близнеца - на одного из близнецов оказывается формирующее воздействие, а на другого воздействие не оказывается

4 метод разлученных монозиготных близнецов

(катаклизмы, войны и т.д.)

Исторические методы (методы анализа документов)

Биография исторических деятелей, дневниковые записи

Психологические методы

Интроспективные (самонаблюдение, самооценка)

Психофизиологические (аппаратные методы)

Социально-психологические методы (опрос и социометрия)

Возрастно-психологические методы поперечных и продольных срезов

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

С. К. Нартова-Бочавер «Диф. Психология» А. В. Либин «Диф. Психология» iconПрограмма вступительного испытания для поступающих в магистратуру...
Направление 37. 04. 01 – Психология (магистерские программы «Психология личности», «Психология здоровья», «Психологические и медикобиологические...

С. К. Нартова-Бочавер «Диф. Психология» А. В. Либин «Диф. Психология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «психология развития и возрастная психология»
Фомичева Н. С. Психология развития и возрастная психология. – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 49 с

С. К. Нартова-Бочавер «Диф. Психология» А. В. Либин «Диф. Психология» iconРабочая программа дисциплины психология саморегуляции функциональных...
Дисциплина «Психология саморегуляции функциональных состояний в труде» является дисциплиной специализации «Организационная психология»...

С. К. Нартова-Бочавер «Диф. Психология» А. В. Либин «Диф. Психология» iconАвтономного образовательного учреждения высшего образования «национальный...
Вид промежуточной аттестации: экзамен, диф зачет (курсовая работа) в 3 семестре

С. К. Нартова-Бочавер «Диф. Психология» А. В. Либин «Диф. Психология» iconПсихология развития и возрастная психология
Для подготовки к курсу психология развития и возрастная психология к началу зимней сессии необходимо написать конспекты ответов на...

С. К. Нартова-Бочавер «Диф. Психология» А. В. Либин «Диф. Психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «психология развития и возрастная психология»
Содержание: умк по дисциплине «Психология развития и возрастная психология» для студентов направления подготовки 050100. 62– «Педагогическое...

С. К. Нартова-Бочавер «Диф. Психология» А. В. Либин «Диф. Психология» iconКонтрольная работа по дисциплине «Психология» раздел «Возрастная и педагогическая психология»
Требования к оформлению и содержанию контрольной работы по дисциплине «Психология», раздел «Возрастная и педагогическая психология»...

С. К. Нартова-Бочавер «Диф. Психология» А. В. Либин «Диф. Психология» iconО. А. Овсянникова психология музыкального образования
Овсянникова О. А. Психология музыкального образования. Музыкальная психология и психология музыкального образования. Учебно-методический...

С. К. Нартова-Бочавер «Диф. Психология» А. В. Либин «Диф. Психология» iconРабочая программа Психология труда, инженерная психология и эргономика...
...

С. К. Нартова-Бочавер «Диф. Психология» А. В. Либин «Диф. Психология» iconКурса «Психология труда». Данный курс реализуется в рамках специальности...
Выписка из государственного образовательного стандарта по дисциплине «Психология труда»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную