Программа






Скачать 245.55 Kb.
НазваниеПрограмма
Дата публикации15.03.2015
Размер245.55 Kb.
ТипПрограмма
l.120-bal.ru > Психология > Программа
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

ПРОГРАММА
ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ
по психологии
по направлению подготовки 050400.68 Психолого-педагогическое образование

(программа: Психология развития)
Классификация (степень): магистр

Пояснительная записка
Программа вступительного экзамена в магистратуру ориентирована на абитуриентов, имеющих квалификацию «специалист» или «бакалавр» и разработана с учетом содержания дисциплин, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом подготовки по направлению 050400.68 Психолого-педагогическое образование.

Главная цель программы – оценить уровень готовности абитуриентов к освоению магистерской программы Психология развития.

Вступительный экзамен проводится в письменной форме и включает 45 тестовых заданий, оценивающих знания абитуриентов по дисциплинам «Общая психология», «Психология развития», «Педагогическая психология».
Абитуриенты должны знать:

  • предмет психологии, классификацию психических явлений и процессов, феноменологию и психологические закономерности познавательных процессов, психологические компоненты индивидуальности, структурные и динамические аспекты личности;

  • общие закономерности психического развития в онтогенезе: понятие возраста и возрастной периодизации в психологии, подходы к определению критериев возраста, основные концепции возрастной периодизации, особенности психического развития человека в различных возрастных периодах;

  • психологию обучения и воспитания, психологию педагогической деятельности и общения, психологию педагогических групп и коллективов;


Абитуриенты должны уметь:

  • оперировать базовыми понятиями психологии,

  • владеть психологическими средствами решения проблем человеческих взаимоотношений в условиях образовательной ситуации;

  • ориентироваться в теоретическом материале программы, демонстрируя способность устанавливать логические связи между основными проблемами и понятиями.


Критерии оценки знаний и умений.
Максимальная оценка экзаменационного теста – 100 баллов.


Отметка

Сумма баллов

«отлично»

81-100

«хорошо»

61-80

«удовлетворительно»

41-60

«неудовлетворительно»

40 и меньше






Содержание программы
Общая психология
Общее представление о предмете психологии. Методы психологического исследования. Сознание как высшая форма человеческой психики. Психические познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение. Ощущение и восприятие как чувственная ступень познания. Виды ощущений, их свойства. Общие закономерности ощущений. Восприятие, его виды, свойства. Понятие о сенсорных эталонах. Память. Виды памяти. Процессы памяти. Мышление. Виды мышления, основные мыслительные операции. Понятие о формах мышления: понятия, суждения, умозаключения. Мышление как деятельность, направленная на решение мыслительных задач.

Понятия: «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность», «субъект». Структура личности.

Направленность личности и её психологические проявления. Понятие потребностей, характеристика потребностей, классификация потребностей. Психология мотивации.

Эмоции в структуре личности. Сущность и функции эмоций. Основные виды и качества эмоций. Эмоциональность как свойство личности.

Понятие воли. Импульсивная, произвольная и волевая активность. Этапы волевого акта. Формирование воли как овладение собственным поведением.

Понятие темперамента. Темперамент как природная основа характера. Понятие характера, его структура. Способности в психологической структуре личности. Деятельностный подход к способностям (Б.М. Теплов).

Понятие самосознания. Самооценка, её виды и уровни, их характеристика. Уровень притязаний

Общее понятие о деятельности и е психологической структуре. Основные виды деятельности.

Общение и деятельность как две стороны социального бытия человека.

Общение как деятельность. Структура общения. Общение как условие формирования личности. Функции общения. Коммуникативная сторона общения. Вербальные и невербальные средства общения. Общение как взаимодействие. Его роль в совместной деятельности. Перцептивная сторона общения. Механизмы социального восприятия. Идентификация, эмпатия, рефлексия, стереотипизация и каузальная атрибуция.
Возрастная психология
Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского. Специфика психического развития в онтогенезе. Закон развития высших психических функций. Роль среды. Проблема обучения и развития. Теоретическое и практическое значение идей Л.С. Выготского для возрастной психологии.

Проблема источников и движущих сил психического развития в трудах А.Н. Леонтьева: идеи присвоения индивидом исторического опыта людей, воспроизводящая деятельность, ведущая деятельность, признаки ведущего вида деятельности.

Концепция Д.Б. Эльконина: активная природа присвоения, типы ведущей деятельности, закон периодичности разных типов деятельности, движущие силы психического развития.

Модель развития общения М.И. Лисиной: формы общения, развитие форм общения.

Категория развития. Понятие психического развития. Категория возраста: хронологический, биологический возраст. Проблема психологического возраста.

Развитие личности как педагогическая проблема: биологическое и социальное в развитии человека и формирования личности. Движущие силы и основные закономерности развития личности. Факторы, влияющие на формирование личности.

Проблема периодизации развития личности в зарубежной психологии. Трактовка периодизации развития личности в психоанализе: основание выделения стадий психосексуального развития (З. Фрейд).

Основные понятия концепции Э. Эриксона: эго-идентичность, кризисы идентичности.

Нераномерность и гетерохронность психического развития. Формы проявления неравномерности психического развития. Отклонения в психическом развитии, их психологическая характеристика.

Одаренные дети. Психологические особенности одаренных детей.

Сензитивные периоды в психическом развитии: отличительные черты, предположение о природе сензитивных периодов, их значение. Понятие гетерохронности психического развития (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев).
Возрастные этапы психического развития и становления личности
Психическое развитие в младенческом возрасте. Кризис новорожденности. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность. Развитие сенсорики и моторики в младенчестве. Форма общения взрослого и ребенка. Развитие понимания речи и говорения. Особенности эмоциональной жизни младенца.

Кризис первого года жизни. Центральные новообразования младенческого возраста.

Психическое развитие в раннем возрасте. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность. Родительское отношение к ребенку раннего возраста. Формы общения взрослого и ребенка.

Развитие предметной деятельности и возникновение новых видов деятельности. Развитие познавательных процессов.

Когнитивное развитие ребенка: Развитие восприятия, памяти, внимания, мышления; возникновение воображения. Начало становления самосознания. Кризис трех лет. Возможные причины, симптомы, психологическое значение (Л.С. Выготский). Возрастные личностные новообразования.

Развитие личности в дошкольном возрасте. Социальная ситуация развития ребенка. Ведущая деятельность. Развитие личности в различных видах деятельности ребенка. Характеристики форм общения (М.И. Лисина).

Общение ребенка со сверстниками и его значение для развития личности.

Основные линии развития личности: развитие мотивационно-потребностной сферы и эмоциональной сферы дошкольника (А.В. Запорожец). Развитие произвольности поведения и воли.

Кризис семи лет, его возможные причины и феноменология. Возрастные личностные новообразования.

Познавательное развитие ребенка в дошкольном возрасте. Основные закономерности сенсорного развития. Развитие внимания, памяти, начало становления их как высших психических функций (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, З.М. Истомина).

Развитие воображения: возникновения начальных форм творческого воображения, усложнение действий воображения и функций.

Значение игры и продуктивных видов деятельности для развития познавательных процессов.

Основные закономерности и направления для развития мышления: усложнение содержания и средств. Развитие наглядно-действенного, образного и элементов логического мышления, расширение и усложнение познавательной активности. Развитие речи в дошкольном возрасте: усложнение функций речи, новообразования в речевом развитии. Проблема эгоцентрической речи (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский).

Психологическая характеристика готовности ребенка к школе. Своеобразие переходного периода у детей 6-7 лет. Различные подходы в решении проблемы психологической готовности ребенка к обучению в школе. Компоненты психологической готовности.

Кризис семи лет.

Психологическая характеристика младшего школьного возраста. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте. Становление мотивации к обучению и формирование учебной деятельности как ведущей. Развитие познавательных процессов: усиление произвольности, расширение опосредствованности, осознанности, обобщенности.

Развитие мышления ребенка на стадиях конкретных операций (Ж. Пиаже).

Усвоение ребенком научных понятий. Эмпирическое и теоретическое мышление.

Школьная адаптация и дезадаптация. Понятие школьной неуспеваемости, её причины.

Личностное развитие ребенка в младшем школьном возрасте. Развитие личности младшего школьника. Формирование потребностно-мотивационной сферы: дифференциация, усложнение предмет потребностей, изменение значимости мотива; нарастание осознанности и самоуправляемости.

Особенности социальной жизни ребенка: общение с учителем и сверстниками.

Возрастные личностные новообразования в младшем школьном возрасте.

Психологические особенности подростка. Социальная ситуация развития в подростковом возрасте. Проблема ведущей деятельности (Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, Д.И. Фельдштейн).

Основные потребности подростка и характер их удовлетворения родителями.

Познавательное развитие в отрочестве.

Развитие личности подростка. Чувство взрослости как особая форма самосознания в начале подросткового возраста. Новообразования старшего подросткового возраста. Характеристика «Я – концепции» как нового уровня развития самосознания.

Психология юности. Трактовка периода юности в психологии. Социальная ситуация развития в ранней юности как «порог самостоятельной жизни».

Ведущая деятельность в юности. Психологическая готовность к личностному самоопределению Профессиональное самоопределение, его характеристика.

Интеллектуальное развитие в юности.

Развитие личности. Влияние интеллекта на особенности личности в ранней юности. Формирование мировоззрения. «Я – концепции» в юности. Эмоциональная сфера в юности. Общение в юности.

Личностные новообразования.

Психология взрослости. Взрослость как психологический период. Стадии взрослости. Критерии достижения взрослости. Понятия «взрослость» и «зрелость». Возрастно-психологическое и акмеологическое представление о взрослости.

Возрастные кризисы взрослости, их характеристика; отличие нормативные кризисов взрослости от детских кризисов.

Познавательное развитие в период взрослости.
Педагогическая психология
Психологические аспекты стратегии воспитания и использование воспитательных технологий. Психологическая сущность воспитания и его критерии. Стихийные механизмы становления личности. Характеристика феноменов: «сдвига мотива на цель», идентификация мотивационного опосредствования.

Механизм принятия социальной роли, его психологическая характеристика.

Целенаправленное воспитание личности.

Психологическая характеристика учебной деятельности. Понятие учебной деятельности, Структура учебной деятельности.

Мотивы и цели учебной деятельности. Классификация мотивов учения. Приемы формирования учебной мотивации. Учебная задача в структуре учебной деятельности. Учебные действия: их виды, функциональная структура. Проблема их оптимальной организации в учебном процессе. Психологическая характеристика действий контроля. Виды действий учебного контроля. Закономерности их развития в учебном процессе.

Психологическая характеристика действий оценки, их динамика при правильной организации учебных занятий. Проблема формирования действий самоконтроля и самооценки. Психологические вопросы педагогической отметки и оценки.

Психологическая характеристика педагогической деятельности. Понятие педагогической деятельности. Психологическая структура педагогической деятельности. Характеристика основных компонентов: организационный конструктивный, гностический, коммуникативный.

Мотивы педагогической деятельности. Проблема удовлетворенности педагогической деятельностью.

Сходство и различие «психического выгорания» и профессиональной деформации.

Педагогические способности. Понятие «педагогические способности». Структура педагогических способностей: коммуникативный, гностический, перцептивный компонент.

Проблема формирования педагогических способностей.

Педагогическое общение: стили, виды. Функции педагогического общения.

Характеристика личностно-ориентированного общения. Стили педагогического взаимодействия и их влияние на развитие личности учащихся.

Психология педагогического коллектива. Понятие педагогического коллектива. Характеристика развитого педагогического коллектива при ориентации на научно-практическую деятельность. Комплекс специфических условий профессиональной деятельности. Организация работы педагогического коллектива, стиль и методы руководства.

Социально-психологический микроклимат. Особенности лидерства и руководства в педагогическом коллективе.

Социально-психологическая характеристика конфликтов в педагогических группах. Общее представление о конфликте. Определение конфликта, его деструктивность и конструктивность. Структурные элементы, факторы и динамика конфликта.

Группа причин конфликтов в педагогической деятельности.

Субъекты конфликтного взаимодействия в педагогической деятельности. Конфликтное взаимодействие педагогов и учеников. Конфликты во взаимодействии «администрация – учителя».

Методология и методы психолого-педагогических исследований. Метод и методология психолого-педагогического исследования. Взаимосвязь предмета и метода. Классификация методов (Б.Г. Ананьев).

Метод и методика. Исследовательские возможности различных методов. Требования к надежности, валидности и чувствительности методов.

Виды психолого-педагогического исследования: научное и практическое, их особенность.

Научное исследование в образовании: структура, этапы, направления.

Научная проблема и гипотеза.

Психологический эксперимент и наблюдение. Психологическое тестирование. Тестовые нормы.

Методы опроса: беседа, интервью, анкетирование. Метод социометрического опроса.

Литература

а) основная:

1. Бокум Д., Крайг Г. Психология развития – 9-е изд. – М., 2011.

2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Возрастная психология. – М., 2005;

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию – М., 2002.

4. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб., 2001.

5. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2004.

6. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М., 2005;

7. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития – М., 2006.

8. Общая психология: в 7 т./ Под ред. Б.С. Братуся. Т.1. Соколова Е.Е. 9. Введение в психологию. – М., 2008.

10. Психология. Учебник для педагогических вузов / Под ред. Сосновского Б.А. – М., 2005.

11. Эльконин Д.Б. Психология развития. – М.,2001.

б) дополнительная:

    1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М. 1988.

    2. Выготский Л.С. Лекции по психологии. – СПб. 1997.

    3. Выготский Л.С. Собрание сочинений в шести томах. Т.4. Детская психология. – М. 1984.

    4. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб. 2000.

    5. Денисова Т.П. Психологическая характеристика малой группы. – Орел. 1998.

    6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону. 1996.

    7. Кон И.С. Психология ранней юности. – М. 1989.

    8. Леонтьев А.Н. Избранные психологические труды в 2-х томах. Т.2. – М.1983.

    9. Мир детства. Младший школьник. – М. 1986.

    10. Мир детства. Подросток. – М. 1989.

    11. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М. 1999.

    12. Практическая психология образования / Под ред. Дубровиной И.В. – М. 1997.

    13. Психология личности в 2-х томах / Под ред. Райгородского Д.Я. Самара. –2000.

    14. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб. 2000;

    15. Савина Е.А. Введение в психологию. – М. ,1998.

    16. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития. – М., 2000.

    17. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.,1999.

    18. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб. ,1996.


Примерный вариант экзаменационного теста по психологии (направление подготовки 050400.68 - Психолого-педагогическое образование, программа: Психология развития)



1. Выделяют следующие психические явления, кроме:

а) психический образ;

б) психосоматические реакции;

в) значения;

г) эмоции.

2. Целенаправленное внимание называется:

а) непроизвольным;

б) произвольным;

в) интеллектуальным;

г) послепроизвольным.

3. Объем внимания определяется:

а) активностью человека при восприятии объектов;

б) степенью сосредоточенности;

в) мотивацией деятельности;

г) количеством одновременно отчетливо воспринимаемых объектов.

4. Преднамеренный перенос внимания с одного объекта на другой - это:

а) концентрация внимания;

б) переключение внимания;

в) колебание внимания;

г) распределение внимания.

5. По материалу, который запоминается, выделяют следующие виды памяти, кроме:

а) двигательная;

б) словесно – логическая;

в) оперативная;

г) эмоциональная.

6. Ощущение - это:

а) сознательное отражение действительности;

б) познавательное отношение к действительности;

в) целенаправленная активность;

г) непосредственное отражение действительности.

7. Ребенок рассуждает: «У птички есть

Клювик и перышки, она серенькая и имеет крылья». Какая мыслительная операция применяется ребенком:

а) анализ;

б) обобщение;

в) синтез;

г) сравнение.

8. Восприятие - это:

а) целостное отражение действительности;

б) сумма ощущений;

в) отражение отдельных свойств и качеств внешнего и внутреннего мира;

г) опосредованное отражение действительности.


16. В структуре самосознания можно выделить следующие компоненты, кроме:

а) когнитивный

б) аффективный

в) поведенческий

г) мотивационный

17.Наследственно закрепленными предпосылками развития способностей являются:

а) задатки

б)индивидуальные особенности строения анализаторов

в) скорость протекания нервных процессов

г) соотношение первой и второй сигнальных систем

18. Иерархическая пирамида потребностей разработана:

а) К. Роджерсом

б) А. Маслоу

в) А. Адлером

г) З. Фрейдом

19. Мотив – это:

а) побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности

б) предмет (материальный или идеальный), побуждающий и определяющий деятельность человека

в) осознаваемая причина, лежащая в основе поступков человека

г) все ответы верны

20. Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые:

а) передаются по наследству

б) определяются биологическими особенностями человека

в) складываются в деятельности и общении

г) все ответы верны

21. Выготский выделял следующий критерий возрастной периодизации:

а) ведущая деятельность;

б) уровень развития высших психических функций;

в) личностные новообразования;

г) способность ребенка к опосредствованию.

22. Закон неравномерности психического развития состоит в следующем:

а) психическое развитие есть цепь качественных изменений;

б) в психическом развитии линии интеллектуального и нравственного развития не совпадают;

в) роль средовых факторов в развитии высших психических форм и элементарных наследственно заданных различна;

г) в развитии есть литические и критические периоды.

31. . Кризис молодости связан с:

а) «отрывом от родительских корней»;

б) переоценкой «плана на всю жизнь»: первоначальных выборов и ценностей;

в) решением вопросов, связанных со смыслом жизни;

г) отсутствием будущего в картине жизни.

32. Потребность ребенка во внимании и доброжелательности взрослого наиболее характерна для:

а) ситуативно-делового общения;

б) внеситуативно-делового;

в) ситуативно-личностного;

г) внеситуативно-познавательного.

33. Движущая сила психического развития, по Выготскому:

а) противоречия между ориентацией в способах употребления предметов и ориентацией в системе отношений;

б) обучение;

в) противоречие между различными линиями развития ребенка;

г) противоречие между формой развития и содержанием.

34. Симптомы кризиса 3-х лет, по Выготскому, следующие, кроме:

а) упрямство;

б) обесценивание взрослых;

в) характерное «Я сам»;

г) строптивость.

35. В отличие от подросткового периода развитие интеллекта в юности связано:

а) с накоплением знаний, навыков и умений;

б) с изменением свойств интеллекта;

в) с развитием творческих способностей;

г) с изменением структуры интеллекта.

36. Критерием окончания юношеского возраста считают:

а) личностную зрелость;

б) психосоциальную зрелость;

в) способность к самореализации;

г) достижение идентичности.

37. Внеситуативно-личностное общение ребенка со взрослым побуждается потребностью:

а) в сотрудничестве;

б) во внимании и доброжелательности взрослого;

в) во взаимопонимании и сопереживании взрослого;

г) в уважении взрослого и его положительной оценке.

38. В подростковом возрасте ведущей деятельностью, по Д.Б.Эльконину, является:

а) интимно-личностное общение;

б) общественно-полезная деятельность;

в) учебная деятельность;

г) профессиональная деятельность.

46. Проанализируйте ситуации и соотнесите их с тем компонентом учебной деятельности, развитие которого стимулирует педагог:

а) мотивационно-потребностного;

б) операционально-технического;

в) контрольно-оценочного

1)После выполнения учащимися 3-го класса самостоятельной работы учитель предложил им поменяться тетрадями и проверить работу своего соседа по парте;

2)Учитель предложил учащимся прочитать математическую задачу и изменить вопрос задачи таким образом, чтобы она решалась в три действия;

3)Для проведения повторительно-обобщающего урока в 1-м классе учитель выбрал форму сюжетной игры.

47. Установите правильную последовательность. Шкала поэтапного формирования умственных действий и понятий предполагает реализацию следующих этапов:

а) этап составления ориентировочной основы действия;

б) внешнеречевой этап;

в) этап выполнения действия в умственном плане;

г) этап создания необходимой мотивации;

д) внутриречевой этап;

е) этап выполнения действия в материальной/материализованной форме.

48. Действия самоконтроля в структуре учебной деятельности – это действия по:

а) анализу учебной задачи,

б) сличению собственных действий с образцом,

в) сличению учебного продукта с образцом.

49. Комментарий учебного продукта учителем, развернутая характеристика его хороших и плохих сторон, анализ и способов, и результатов:

а) отметка;

б) самоконтроль;

в) оценка;

г) самооценка.

50. При решении учебной задачи учащийся ориентируется на:

а) способ и процесс решения задачи;

б) результат выполнения задания;

в) установление оптимальных отношений с участниками образовательного процесса.

51. Авторы теории поэтапного формирования умственных действий:

а) В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин;

б) П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина;

в) Л.С. Выготский, П.П. Блонский.

56. В структуре учебной деятельности выделяют компоненты:

а) контрольно оценочный;

б) операционально-технический;

в) мотивационно-потребностный;

г) психолого-педагогический.

57. Соотнесите этапы педагогической процесса и преимущественно реализуемые на них компоненты педагогической деятельности:

а) подготовительный этап;

б) этап осуществления педагогического процесса;

в) этап анализа результатов.

1) гностический компонент; 2) конструктивный компонент; 3) организационный компонент; 4) коммуникативный компонент, 5) проектировочный.

58. Способность предвидеть последствия своих действий; способность к воспитательному проектированию личности учащихся, связанному с представлением о том, что из ученика получится в будущем; умение прогнозировать развитие тех или иных качеств учащихся - это способности:

а) дидактические,

б) академические,

в) коммуникативные,

г) педагогическое воображение.


9. Внимание отличается следующими характеристиками, кроме:

а) направленность;

б) сосредоточенность;

в) сознательность;

г) избирательность.

10. К активному воображению относятся следующие виды, кроме:

а) воссоздающее;

б) дневные фантазии;

в) творческое;

г) мечта.

11. По средствам решения задач выделяют следующие виды мышления:

а) наглядно-образное;

б) наглядно-действенное;

в) репродуктивное;

г) словесно-логическое.

12. По приведенным ниже признакам поведения определите тип темперамента школьника «Очень чувствителен, долго переживает замечания учителя, неудачи в учении легко вызывают слезы»:

а) сангвиник

б) флегматик

в) холерик

г) меланхолик

13. Эмоции выполняют следующие функции, кроме:

а) защитная

б) сигнальная

в) оценочная

г) мобилизирующая

14. Необходимость волевой регуляции возникает в следующих случаях:

а) при недостатке побуждения к действию

б) осуществление действия сталкивается с внешними или внутренними препятствиями

в) в ситуациях избыточной мотивации

г) все ответы верны

15. Какие индивидуально-психологические особенности личности в значительной степени обусловлены влиянием наследственности:

а) темперамент

б) характер

в) способности

г) а) и в)


23. Первой теорией психического развития была:

а) теория конвергенцией двух факторов В. Штерна;

б) теория психосексуального развития З.Фрейда;

в) теория К. Коффки;

г) теория рекапитуляции.

24. Теория развития личности Эриксона отличается от теории развития личности Фрейда следующим:

а) подчеркиваются достоинства эго, раскрывающиеся в различные периоды развития;

б) стадии развития личности предопределены;

в) порядок прохождения стадий неизменен;

г) структурные компоненты личности: Оно, Эго и Супер-Эго.

25. В дошкольном возрасте, по Пиаже,

дети в моральном развитии достигают стадии:

а) нравственного релятивизма;

б) предконвенциальной стадии;

в) нравственного реализма;

г) все ответы неверны.

26. Предпосылки психического развития:

а) процессы созревания;

б) наследственные основы организма;

в) возрастные новообразования предыдущего периода;

г) все ответы верны.

27. По Выготскому, центральное новообразование кризиса 1-го года жизни:

а) автономная речь;

б) эффект собственной личности;

в) гипобулические реакции;

г) все ответы верные.

28. Одной из основных жизненных проблем людей среднего возраста, согласно Р. Пеку, является:

а) эгоинтеграция – отчаяние;

б) ценность мудрости – ценность физической силы;

в) дифференциация эго против поглощенности ролями;

г) трансценденция эго против поглощенности эго.

29. Психический упадок в старости выражается:

а) в снижении физических сил;

б) в ограничении круга интересов;

в) в изменении характерологических черт;

г) в утрате критической оценки своих сил и возможностей.

30. В младшем школьном возрасте новообразованием является:

а) произвольное восприятие;

б) соподчинение мотивов;

в) интеллектуальная децентрация;

г) внутренняя позиция.

39. Со взрослостью связывают следующие личностные характеристики:

а) ориентация на будущее;

б) уверенность в себе;

в) способность сопротивляться проблемам реальности с помощью развитой волей;

г) защита собственных принципов и жизненных ценностей.

40. Новообразования интеллектуальной сферы в юношеском возрасте следующие, кроме:

а) снижение креативности;

б) развитие теоретического мышления;

в) склонность преувеличивать свои интеллектуальные способности и силу своего интеллекта;

г) формирование индивидуального стиля умственной деятельности.

41. Педагогическая психология изучает:

а) возрастную динамику психики человека;

б)эволюцию педагогических идей и практики

образования на разных этапах общественного развития;

в) условия и факторы формирования психических

новообразований под воздействием образования.

42. Приоритет постановки проблемы соотношения

обучения и развития в отечественной педагогической психологии принадлежит:

а) А.Н. Леонтьеву;

б) Л.С. Выготскому;

в) П.П. Блонскому;

г) С.Л. Рубинштейну.

43. Критериями сформированности личности по Л.И. Божович являются:

а) иерархия мотивов;

б) самоактуализация личности,

в) способность к сознательному руководству собственным поведением.

44. Л.И. Божович выделила основные личностные

новообразования, последовательно возникающие

в онтогенезе в следующем порядке:

а) новый уровень самосознания, стремление к взрослости и новой социальной позиции;

б) переживание себя субъектом деятельности;

в) самоопределение;

г) осознание себя субъектом деятельности;

д) осознание социального «Я» и потребность в новой жизненной позиции.

45. Сензитивные периоды в обучении - это периоды, когда:

а)перестраиваются взаимоотношения ребенка со взрослыми и внешним миром,

б) развитие определенной психической функции протекает наиболее быстро и успешно; в)процесс обучения идет наиболее легко;

г) следует развивать музыкальные способности в 5 лет, абстрактное мышление в 12 лет.


52. Интериоризация - это:

а) реальное преобразование предмета с целью усвоения его свойств;

б) переход, в результате которого внешние практические действия с реальными предметами превращаются в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания;

в) идеальное преобразование реальных или знаково-символических объектов в плане восприятия.

53. Оценка уже достигнутых результатов учебной деятельности:

а) итоговая;

б) ретроспективная;

в) педагогическая;

г) прогностическая.

54. Учебная деятельность определяется ведущей в младшем школьном возрасте согласно: а) классическим советским теориям;

б) системе развивающего обучения Л.В. Занкова;

в)исследованиям Д.Б Эльконина – В.В. Давыдова;

г) теории поэтапного формирования умственных действий.

55. Установите соответствия между компонентами педагогической деятельности и их характеристиками:

1) конструктивный компонент;

2) организационный компонент;

3) коммуникативный компонент;

4) гностический компонент.

а) изучение содержания и способов воздействия на других людей;

возрастных и индивидуальных особенностей других людей; особенностей собственной деятельности;

б) отбор и организация содержания учебной информации для усвоения учащимися; проектирование деятельности учащихся; собственной деятельности и поведения;

в) организация информации в процессе сообщения ее учащимся; различных видов деятельности учащихся; собственной деятельности и поведения;

г) установление правильных взаимоотношений с учащимися с другими учителями и администрацией школы.
59. Учебная деятельность характеризуется:

а) направленностью на процесс осуществления деятельности;

б) направленностью на социально значимый результат деятельности;

в) направленностью на установление отношений с другими участниками деятельности;

г) направленностью на изменение субъекта.

60. Установите соответствие понятий и их определений:

а) целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в результате которого формируются знания, умения и навыки;

б) усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу;

в) процесс целенаправленного формирования личности в условиях воспитательной системы;

г) процесс и результат количественных и качественных изменений в организме и психике человека.

1) обучение; 2) воспитание; 3) социализация; 4) развитие.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа iconЛитература 8 класс Программа: базовый уровень. Программа
Программа: базовый уровень. Программа под редакцией В. Я. Коровиной. Учебник для 8 класса, Просвещение, М., 2008

Программа iconОбразовательная программа объединения «мастерица»
Программа модифицированная, разработана на основе типовых программ и методических разработок, дополняет и углубляет школьные программы....

Программа iconН. В. Чупин рабочая программа по предмету «Музыка»
Рабочая программа по музыке для 6 класса, в дальнейшем программа, составлена на основе

Программа iconН. В. Чупин рабочая программа по предмету «Музыка»
Рабочая программа по музыке для 7 класса, в дальнейшем программа, составлена на основе

Программа iconПрограмма учебной (полевой) практики Ботаника Основная образовательная...
Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры биологии 22. 09. 2009 г., протокол №1

Программа iconПрограмма кружка «Занимательная ботаника»
Дополнительная образовательная программа имеет эколого-биологическую направленность. Программа составлена для учащихся 10-11 лет...

Программа iconРабочая программа по истории для 5 класса Программа составлена на 2009-2010 учебный год
Программа разработана соответствии со стандартом основного (общего) образования по истории

Программа iconРабочая программа по биологии 6 класс (уровень – базовый) Программа
...

Программа iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру далее «Программа»
Настоящая программа вступительного экзамена в аспирантуру (далее «Программа») разработана в соответствии с новой специальностью 12....

Программа iconРабочая программа курса «В мире книг» (1-4 классы)
Программа предназначена для учащихся начальной школы и рассчитана на 4 года (таблицы №1 -4). Программа рассчитана на 34 часа в год...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную