Отчет о пробной сессии Отчет о проведении самостоятельного интервью Аудиозапись беседы. Литература Метод беседы в психологии. Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 «Психология»






Скачать 118.52 Kb.
НазваниеОтчет о пробной сессии Отчет о проведении самостоятельного интервью Аудиозапись беседы. Литература Метод беседы в психологии. Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 «Психология»
Дата публикации12.05.2015
Размер118.52 Kb.
ТипОтчет
l.120-bal.ru > Психология > Отчет

Волгоградский государственный социально-педагогический университет



Факультет психологии образования и социальной работы

Методы психологического исследования

Материалы практикума студента группы ПОБ-11

Блинова Ивана Николаевича

Волгоград 2014

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА No2

МЕТОД БЕСЕДЫ


Учебная задача: освоение способов организации и проведения беседы (на примере полустандартизованного интервью).

Этапы:


Изучение особенностей реализации метода беседы на основе анализа учебных текстов

Разработка плана полустандартизованной беседы на материале изучения самооценки взрослого человека (см. приложение).

Проведение и анализ пробной сессии (во время занятия в университете)

Проведение самостоятельного интервью, подготовка отчета.

Материалы для оценки учебных достижений:


1. Эссе “Беседа как метод изучения человека: как реализовать возможности и избежать опасностей»

2. Отчет о пробной сессии

3. Отчет о проведении самостоятельного интервью

4. Аудиозапись беседы.

Литература

1. Метод беседы в психологии. Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 – «Психология». Редактор-составитель А. М. Айламазьян. Москва «Смысл», 1999.

2. Шванцара Й. Диагностика психического развития. Прага: Авиценум,1978.

Эссе:«Беседа как метод изучения человека: как реализоватьвозможности и избежать опасностей».


Беседа является весьма эффективным методом исследования человека. Ведь что такое беседа? В непринуждённой обстановке, беседа, является главным образом, источником информации о человеке, с которым она непосредственно ведётся. Не стоит забывать, что даже сидя в кресле в кабинете психолога такая непринуждённая беседа имеет место быть. Всё зависит, конечно, от самого профессионала, от его способности настроить человека на беседу, и более того, настроить на правильный лад. Имеется в виду, что человек порой может принять эту беседу за игру своего рода, или за постановочную сцену, где он будет также как и психолог, безусловно, играть роль.Но ведь главное установить такой порядок, при котором будет вестись именно непринуждённая беседа, при которой ответ на вопрос не должен занимать много времени на раздумья, когда человек пытается якобы правильней сформулировать мысли, и возможно, просто выдать их за нечто желаемое услышать нами – психологами.Не стоит забывать и о том, что реализация возможностей беседы целиком и полностью лежит на плечах психолога. Постановка вопросов, сами вопросы, и речь психолога должны быть на самом высоком уровне. Вопросы должны быть чётко сформулированы психологом ещё до начала беседы, однако не должно быть ощущения наигранности или зазубренности, всё должно идти плавно, как в обычной, бытовой беседе (бытовой, в смысле не имеющей чётко поставленного плана ведения беседы). Определённые вопросы должны задаваться лишь тогда, когда они имеют место быть озвучены, в этом случае мы получаем наиболее искренний ответ, у человека не создаётся ощущения, что эта беседа является заранее спланированной, а скорее, что она вырисовывается на ходу. Ещё одной важной проблемой является избежание опасностей в ходе беседы. Какие же тут могут быть опасности, спросите вы, самые, что ни на есть, серьёзные! Ведь не зря писал Вадим Шефнер : «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести…». И это не просто красивая рифма, потому что за нею скрывается смысл всей совершаемой работы психолога в ходе беседы с человеком. Психолог не должен быть судьёй или своего рода ювелиром, который оценивает дорогие камни, отделяя их отобыкновенных. Психолог должен принимать собеседника таким, какой он есть, и пытаться, подчёркиваю, пытаться оценивать человека объективно. Поскольку человек всегда остаётся человеком, а значит и психолог тоже, следовательно,его субъективное мнение не должно выходить на передний план.Психологу никак нельзя навредить человеку словом, нельзя таким образом запустить механизм дальнейшего искривления пути человека, зарождения в нём мыслей, которые уведут его не в ту степь. Психолог должен следить за своей речью, и осознавать, что от целостности и качества его речевых конструкций зависит,о чём человек задумается и задумается ли вообще, что вдруг проявится в его внутреннем мире, и как он посмотрит на окружающий его мир после беседы. Важно понимать, что слово всегда было сильным оружием в руках профессионала, и сейчас не стоит забывать о его великой мощи, возможности уничтожить или поднять с колен.

Программа исследования


1. Цель: выявление самооценки испытуемого по определенным критериям (счастье, успешность, характер).

2. Объект исследования: инициалы: М.Е.Н., пол: женский, возраст: 31год, социальное положение: мать, социальный работник.

3. Предмет исследования: самооценка испытуемого

4. Ситуация исследования: беседа за столом без углов

5. Время исследования: дата: 18.10.14, время: с 12:40 по 13:15.

6. Форма регистрации результатов: протокол



7. Тип беседы: частично стандартизированная.

8. Материал: модифицированная методика изучения самооценки Т. Дембо – С.Я. Рубинштейн.

9.Протокол беседы:

Этап беседы

Вопросы интервьюера

Реакции испытуемого

Примечания

Вербальные

Невербальные

Начало беседы

- Здравствуйте, меня зовут Блинов Иван, и я был бы очень рад, если бы вы потратили бы на меня капельку вашего драгоценного времени, и ответили бы мне на мои вопросы.

- Здравствуйте, буду рада помочь. ( Дружелюбный тон)

Улыбка, сомкнутые руки в замок положила на колени.




Подготовительный этап

- Вы, как и все из нас, наверняка сравнивали себя с другими людьми, и у вас сложилось какое-то впечатление о них и о себе, поэтому работа, которую я вам хочу предложить, не будет для вас новой или необычной. И сейчас мне бы хотелось поговорить об этом с вами, с вашего позволения.

- Да, конечно.

Улыбка сменилась серьёзным выражением лица, руки всё также сомкнуты.




Рабочая фаза

  1. Предоставление вниманию испытуемого шкал

- Сейчас я предоставлю вашему вниманию шкалу, которую я называю «счастье». На пике этой шкалы находятся самые счастливые люди, внизу, у подножия, самые несчастные. Пожалуйста, поставьте отметку на этой шкале в том месте, где сейчас располагаете себя. Теперь, поставьте отметку на месте, где вы бы хотели находиться.

Теперь шкала «ум», на вершине находятся самые умные люди, внизу – глупые. Проделайте туже операцию, что и с первой шкалой.

Теперь шкала «характер». Вверху находятся люди с хорошим характером, внизу с плохим характером, проделайте с этой шкалой уже знакомую вам операцию.

Следующая шкала называется «здоровье». На вершине её находятся самые здоровые, внизу – больные. Проделайте ту же работу.

И, наконец, шкала «знание о себе». Чем выше показатель, тем лучше вы знаете себя, чем ниже, соответственно, хуже.


Молчаливо совершала предложенные действия.

С интересом разглядывала шкалы, перед тем как нанести отметку. Пару раз подносила карандаш к подбородку, но тут же убирала его и наносила отметку.







2. Подробный разбор постановки отметок на шкалах.

Теперь давайте поговорим об этом подробнее:

«Здоровье»:

А) Как вы понимаете слово здоровье, когда оцениваете себя?

Б) Каких людей вы бы оценили как здоровых людей? Если вы можете, приведите пример такого человека, охарактеризовав его как можно более конкретно.

В) Кого вы можете поставить на этой шкале здоровья ниже себя?


А) - Ну это когда ничего не болит.

Б) - Совсем чтоб здоровый был? Я, наверно таких не знаю, только дети, и то, все чем то болеют.

Хотя есть одна, невысокая, старше меня, любит дачу, постоянно ходит на базар с такими сумками, я бы и одной не подняла. Вот так, наверно.

В) - Есть один мужчина, худощавый, с проблемой лёгких, но с очень сильной волей, человек из разряда любителей дачи, ни пьет, ни курит. Уже.

Заносила глаза вверх, смотря в потолок, произнося ответ ярко жестикулировала левой рукой, будто рисовала узоры в воздухе. Приоткрывала рот и глубоко вдыхала, затем тут же следовал ответ.







«Характер»:

Следующая шкала – «характер».

А) С чем связана постановка вашей отметки у вершины шкалы?

Б) Какого человека вы бы назвали обладателем плохого характера?

В) А как вы понимаете слово характер, когда оцениваете себя?


А) У меня хороший характер! Я не злопамятная, вообще я добрая, могу, конечно, закипеть. Отходчивая. Не знаю, мне кажется у меня хороший характер. Деликатная ещё, я. В глаза не буду плохому человеку всё высказывать, считаю, что это совершенно не обязательно.

Б) - Тоже описать?

- Если вам не сложно

- Есть одна дама: Возраст моложе меня лет на пять, имеет всё, блатная, зараза, но не образованная, хотя имеет диплом о высшем образовании. Не слышит других, слышит только себя. Себе позволяет многое, на других может настучать. К тому же подхалимка, не люблю её, не только я.

В) - Ну человек, который может контактировать с людьми разного статуса.

-Следовательно, характер для вас это…

- Способность человека контактировать со всяким человеческим контингентом (ухмыльнулась).

Поведение аналогично предыдущему, однако теперь у испытуемой явно проявился интерес к работе: жестикулировали теперь обе руки, легонько покачивала головой, прикусывала нижнюю губу, когда пыталась сформулировать ответ, единожды.







«Ум»:

А) Как вы понимаете слово ум, оценивая себя?

Б) Кого бы вы на этой шкале поставили бы выше себя?

В) Чего вам не хватает, чтобы стать выше на этой шкале нынешнего вашего положения?

Г) Кого вы можете поставить ниже себя на этой шкале?


А) - Ой, очень много поступков сделано ненужных, совершаешь много поступков, о которых сначала не думаешь, а потом жалеешь.

- То есть ум для вас это…

- Это поступок. Можно же по разному себя оценивать, по работе, по жизненной ситуации…

- Вы себя оцениваете…

- По жизненной. В работе с мозгами у меня всё в порядке, а вот по жизненной ситуации, много ошибок.

Б) Да много таких, наверно. Ну, есть одна, женщина, занимает приличную должность, целеустремлённая, с детьми, с внуками, мужа держит под пятой. Уверенна, она счастлива, хотя слышала от неё однажды, что стимула всё-таки нет, чего-то всё равно не хватает. Всего достигла сама, благодаря своему уму, наверно.

В) - Денег, остальное у меня всё есть.

- Вам не хватает денег, чтобы стать умней?

- Мне не хватает ума, чтобы стать богаче.

Г) - Когда я ходила в банк и видела людей, которые берут вечные кредиты, залезают в долговую яму, я думала, что им не хватает ума, чтобы этого не делать, а так, знакомых у меня нет, которые глупые. Может только какие-нибудь пьющие люди, ума не хватает, не делать этого. Вот ещё курение, это же тоже глупость, человек знает, что это вредно, и всё равно это делает.


Аналогично предыдущему.







«Счастье»

Следующая шкала – «счастье»:

А) Кто, по-вашему, счастливее вас?

Б) Что,по-вашему, нужно сделать, чтобы стать счастливее?

В) Можете ли вы конкретно сказать, что для вас счастье?

А) Ну у меня есть много примеров. Но не счастливых больше, на мой взгляд.

- Можете ли вы описать особенности такого человека?

-Ну, одна пришла мне на ум, некрасивая, красится плохо, большая семья, смешная и обаятельная. В достатке, и я считаю, что она счастлива, и не «распальцованная», она простая, приземлённая.

Б) - Найти клад, или получить наследство. Ну и чтобы у детей всё хорошо было.

В) - Любить и быть любимой. Чтобы я могла кому-то помочь, и чтобы во мне кто-то нуждался.

Аналогично предыдущему, однако здесь выявилась ещё одно интересное движение: Правой рукой бралась за своё левое плечо, и прищурив взгляд, медленно спускалась им с потолка на пол, формулируя ответ на последний вопрос.







«Знание о себе»

Перейдём к последней шкале, «знание о себе»:

А) Как вы понимаете это словосочетание?

Б) Какого человека, вы могли бы назвать человеком, который знает о себе всё?

В) Можно ли научиться этому, получению знанию о себе?

А) Это оценка своих плохих и хороших сторон. Самооценка, наверное.

Б) Мне кажется, любого. Но, знаете, я как то смотрела фильм, ещё очень давно, о разведчиках, и мне тоже хотелось побывать в их шкуре, но я не уверенна, смогла бы я выдержать пытки, если бы меня поймали в плен, вот тут не знаю.

В) Когда то в школе надо было на плакате нарисовать два одинаковых лица, зеркально, и я срисовала их, похоже получилось, хотя я и не знала, что так могу. Это навыки наверно, не знаю.

- По-вашему этому можно научиться через…

- Овладение каким-то умением. Не все же начинают петь, шить сразу, всё это надо развить.

Аналогично предыдущему, но без хватания за плечо.




Подготовка к завершению

- Ну что же, наша беседа подходит к концу, может быть у вас, возникли какие-то вопросы ко мне, я с радостью н них отвечу?

- Есть один. Как вы всё это будете подытоживать, в смысле, наш разговор?

-Я проанализирую ваши мнения, затем слеплю из них общую картину, и собственно, получу результат, в котором будет описана ваша самооценка.

- То есть я узнаю это результат?

- Безусловно. Что-нибудь ещё?

- Нет, больше вопросов нет.

На лице некоторое сомнение, и улыбка, затем внимательный взгляд, и приоткрытый рот.




Завершение

-Ну что же, тогда я хочу вас поблагодарить, за то, что вы потратили на эту беседу своё драгоценное время, и сказать вам до свидания! Вы проделали очень хорошую работу, ещё раз спасибо вам!

- Ну что вы, это вам спасибо, было очень интересно поучаствовать в таком «эксперименте».







10. Общее заключение о самооценке испытуемого:

На шкалах «счастье» и «ум» актуальной точкой для этого испытуемого является середина отрезка. По трём другим («характер», «здоровье», «знание себя») – максимальный показатель, пик шкалы. Испытуемый всегда аргументирует своё мнение, старается приводить какие-то примеры, которые наиболее ярко характеризовали бы его поставленную отметку. Испытуемый чётко определил для себя, какие люди на вершине шкалы, какие внизу, опять-таки примерами, очень подробно описанные им - его мнение обоснованно. Что касается желаемой самооценки, то по всем пяти шкалам выбран пик шкалы. Только в двух шкалах – «счастье» и «ум» - есть желание развития у испытуемого, так как только в них, актуальная отметка стоит не на вершине, а лишь на середине. Испытуемый подробно рассказывает, чего ему не хватает, чтобы стать счастливее и умнее, вновь слышится чёткое обоснование своего мнения. Испытуемый не критичен к себе, если посмотреть на шкалу «знания о себе», поскольку выбран пик шкалы. Однако в его репликах слышится неуверенность, когда речь идёт о ситуациях, в которых он не бывал, следовательно,здесь постановка максимума не совсем обоснована, и отчасти завышена.

В целом самооценка испытуемого целостна, так как все её части связаны между собой, так как точки актуальные и желаемые стоят практически во всех случаях на одной прямой. Нет такой шкалы, где бы поставленная отметка резко бы отличалась по уровню постановке от других. Разрыв между реальной и идеальной самооценкой равен половине шкалы лишь по части счастья и ума, в остальном разрыва нет вовсе. Все эти моменты обоснованы примерами и аргументами испытуемого, чего не хватает и чего бы хотелось получить, только шкала «знание о себе» вызывает сомнения, так как здесь меньше обоснованности, чем в остальных максимально оценённых шкалах. Испытуемый уверен в себе по части «знания о себе» лишь в том случае, если находиться в привычной для него ситуации, и существует полная неуверенность, если ситуация не знакома ему вовсе. При малейшем успехе и неудаче испытуемый не подвергнется, каким то чрезмерным эмоциям, но при сильном стрессе возможен упадок сил, но быстрое восстановление, что характеризует максимальная оценка в шкале «здоровье». На мой взгляд, самооценка испытуемого – высокая, адекватная, обоснованная.

11. Обсуждение особенностей освоения способов ведения беседы:

Поставленная передо мной задача не показалась мне слишком сложной, однако уже в ходе подготовки к ней я начал в серьёз задумываться оразных тонкостях моей предстоящей работы (как правильно представиться, к примеру). И это, порой, вызывало у меня некоторое затруднение, но после этих затруднений я действительно осознал свою цель и понял, как важно владеть своим главным средством добычи информации – своей речью, своим языком.Беседа является самым простым способом психологического исследования? Сейчас я понимаю как это на самом деле не так, на мой взгляд. Ведь чтобы провести беседу качественно психологу нужно иметь представление о том, как её проводить вообще, как правильно говорить и вести себя с испытуемым, а главное понимать всю важность беседы в целом. Не навредить человеку словом, безболезненно выудить из него ценную психологическую информацию. Я пока не уверен в том, что я эту работу провёл превосходно, однако с последним замечанием справился точно.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Отчет о пробной сессии Отчет о проведении самостоятельного интервью Аудиозапись беседы. Литература Метод беседы в психологии. Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 «Психология» iconУчебное пособие для студентов очной и заочной формы обучения факультета...
Учебное пособие разработано кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии личности Л. И. Габдулиной

Отчет о пробной сессии Отчет о проведении самостоятельного интервью Аудиозапись беседы. Литература Метод беседы в психологии. Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 «Психология» iconАминов И. И., Мельник В. В. Юридическая психология: Учебное пособие
Лекция. Предмет, система и содержание юридической психологии. Юридическая психология в системе научных отраслей знания. Методологические...

Отчет о пробной сессии Отчет о проведении самостоятельного интервью Аудиозапись беседы. Литература Метод беседы в психологии. Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 «Психология» iconПерси биши шелли
История западноевропейской литературы. XIX век: Англия: Учебное пособие для студентов филологических факультетов высших учебных заведений...

Отчет о пробной сессии Отчет о проведении самостоятельного интервью Аудиозапись беседы. Литература Метод беседы в психологии. Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 «Психология» iconДжордж гордон байрон
История западноевропейской литературы. XIX век: Англия: Учебное пособие для студентов филологических факультетов высших учебных заведений...

Отчет о пробной сессии Отчет о проведении самостоятельного интервью Аудиозапись беседы. Литература Метод беседы в психологии. Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 «Психология» iconУчебное пособие для студентов высших учебных заведений Махачкала 2008
Книга предназначена для студентов, аспирантов, преподавателей высших учебных заведений, работников органов государственной власти...

Отчет о пробной сессии Отчет о проведении самостоятельного интервью Аудиозапись беседы. Литература Метод беседы в психологии. Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 «Психология» iconПопов В. А. К68 Профилактика наркотической зависимости у детей и...
Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования в качестве учебного, пособия для студентов высших...

Отчет о пробной сессии Отчет о проведении самостоятельного интервью Аудиозапись беседы. Литература Метод беседы в психологии. Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 «Психология» iconХолодов Ж. К. Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания...
Холодов Ж. К. Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений....

Отчет о пробной сессии Отчет о проведении самостоятельного интервью Аудиозапись беседы. Литература Метод беседы в психологии. Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 «Психология» iconУчебник представляет собой систематический курс возрастной психологии,...
Учебник предназначен для студентов, специализирующихся в области психологии и психолого-педагогического образования, а также может...

Отчет о пробной сессии Отчет о проведении самостоятельного интервью Аудиозапись беседы. Литература Метод беседы в психологии. Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 «Психология» iconУчебное пособие омск 2008 федеральное агентство по образованию государственное...
Учебное пособие предназначено для студентов и аспирантов высших учебных заведений, специализирующихся в области физики конденсированного...

Отчет о пробной сессии Отчет о проведении самостоятельного интервью Аудиозапись беседы. Литература Метод беседы в психологии. Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 «Психология» iconТиповая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям
Председатель учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по гуманитарному образованию

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную