Р. Ф. Габидуллин «29» августа 2011 г






НазваниеР. Ф. Габидуллин «29» августа 2011 г
страница1/7
Дата публикации31.03.2015
Размер0.54 Mb.
ТипДокументы
l.120-bal.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»

(Академия ВЭГУ)
Кафедра психологии

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе и

инновационному развитию

Р.Ф. Габидуллин

«29» августа 2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО И АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Специальность: 030301 «Психология»

Специализация: юридическая психология, психологическое консультирование

Квалификация: Психолог. Преподаватель психологии.

Составители: Х.М. Ахмадуллина, Р.Р. Зинатуллина, А.В. Шабаева


Уфа

2011

  1. Цели и задачи дисциплины

Учебная дисциплина «Психология девиантного и аддиктивного поведения» является направлением психологии, изучающим актуальные вопросы психологии отклоняющегося поведения личности и многообразие подходов к основным проблемам девиантной психологии. Эти знания необходимы будущим специалистам – педагогам и психологам – для решения таких практических задач, как диагностика отклоняющегося поведения личности, его профилактика и преодоление в ходе оказания специально-психологической помощи.

Говоря о социальной значимости проблемы отклоняющегося поведения, особенно культурально неодобряемых его форм, актуальность темы учебного курса трудно переоценить. Во всем мире отмечается устойчивый рост агрессивных форм поведения, безразличия и жестокости, алкоголизма, наркозависимости, самоубийств. Данные тенденции характерны и для Российской Федерации. Если использовать понятийный аппарат Э.Дюркгейма, современная Россия переживает период аномии, когда старые ценности утратили свою актуальность, а новые еще не сложились. Сложившийся нормативный вакуум в какой-то мере и послужил условием, катализатором, а в ряде случаев и причиной широких аберраций поведения. Но объяснять природу девиантного и аддиктивного поведения только закономерностями развития и функционирования социума, культуры на современном этапе развития науки – значит отойти от системного подхода и вернуться к «одноплоскостной» парадигме. Сегодня изучение девиантного и аддиктивного поведения является междисциплинарной проблемой, решаемой в рамках генетики, биологии, психофизиологии, неврологии, психиатрии и собственно психологии. На стыке этих и ряда других наук в настоящее время активно формируется новый междисциплинарный подход – девиантология.

Основная цель курса психологии девиантного и аддиктивного поведения: помочь студентам сформировать научно обоснованные, целостные представления о современном состоянии проблемы отклоняющегося поведения личности.

Задачи курса.

1. Изучить социальные факторы и психологические механизмы отклоняющегося поведения.

2. Рассмотреть основные виды отклоняющегося поведения.

3. Раскрыть социально-психологическое воздействие на отклоняющееся поведение личности.

4. Дать психологическую коррекцию основных видов отклоняющегося поведения личности.

5. Рассмотреть понятия «превенция и интервенция отклоняющегося поведения личности».

6. Овладеть навыками применения коррекции отклоняющегося поведения личности и методами профилактики отклоняющегося поведения.

Содержание данной программы определяется требованиями Государственного образовательного стандарта РФ второго поколения по специальности 030301 «Психология».

2. Требования к уровню освоения дисциплины
В процессе изучения данной учебной дисциплины студент должен знать: социальные факторы и психологические механизмы отклоняющегося поведения, основные виды отклоняющегося поведения;

уметь: определять социально-психологическое воздействие на отклоняющееся поведение личности;

владеть навыками: применения коррекции отклоняющегося поведения личности и методами профилактики отклоняющегося поведения.

Организация учебного материала основана на принципах приоритета образовательных задач и соответствует основным требованиям высшей школы:

- принцип преемственности – учитываются имеющиеся у студентов знания, учитываются имеющиеся у студентов знания по биологии и анатомии человека;

- принцип научной интеграции заключается в представлении современных теоретических знаний, научных концепций, установлении междисциплинарных связей;

-принцип гуманизма – человеческая жизнь, самореализация и самоактуализация признаются высшей ценностью;

-принцип системной структурно-динамической целостности позволяет определить причины и ситуацию нарушений, иерархию проблем психического развития;

-принцип профессиональной компетентности формирует этику и профессиональную ответственность будущего специалиста;

- принцип модальности – представление теоретического и практического материала в виде крупных блоков, включающих серию учебных элементов.

Курс «Психология девиантного и аддиктивного поведения» предусматривает проведение лекций, практических занятий, подготовку студентами рефератов на заседаниях студенческого научного кружка, выступления на студенческой научно-практической конференции. Планируется использование ситуационных задач, в ходе которых студенты научатся правильно применять полученные знания и умения. Форма контроля – контрольные точки, промежуточная аттестация, зачет.
3. Тематический план курса


Названия тем

Лекции

Практические

занятия

СРС

очн.

заочн.

(СО, СПО)

очн.

заочн. (СО, СПО)

очн.

заочн.

(СО, СПО)

1

2

3

4

5

6

7

Раздел I. Введение в проблему психологии отклоняющегося

поведения личности

  1. Психология девиантного по­ведения как специальная психологическая теория

1

1/-

3



5

9/9

2. Соотношение понятий «социальная норма» и «девиантное поведение»

1

-

2

1/1

5

9/9

3. Классификация видов отклоняющегося поведения

2

-

2

1/1

5

9/9

Раздел II. Детерминация отклоняющегося поведения

4. Единство социального и природного в детерминации отклоняющегося поведения личности

2

-

4

-

5

9/9

5. Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности

2

1/-

4

1/1

5

9/9

Раздел III. Психологическая характеристика основных видов

отклоняющегося поведения личности

6. Агрессивное поведение

2

-

3

1/1

5

9/9

7. Делинквентное поведение

2

-

3

1/1

5

9/9

8. Зависимое поведение

1

-

3

1/1

5

9/9

9. Суицидальное поведение

1

-

3

1/1

5

8/9

10.Психологические механизмы формирования и основные закономерности отклоняющегося поведения в подростково-молодежной среде

2




3

1/1

5

8/9

Продолжение тематического плана


1

2

3

4

5

6

7

Раздел IV. Социально-психологическое воздействие

на отклоняющееся поведение личности

11. Превенция и интервенция отклоняющегося поведения личности

2

1/-

4

1/1

5

8/9

12. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения личности

2

1/-

4

1/1

5

8/9

Итого, зачет

20

4/-

38

10/10

60

104/108





4. Содержание курса
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Р. Ф. Габидуллин «29» августа 2011 г iconР. Ф. Габидуллин «29» августа 2011 г
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Р. Ф. Габидуллин «29» августа 2011 г iconР. Ф. Габидуллин «29» августа 2011 г
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Р. Ф. Габидуллин «29» августа 2011 г iconР. Ф. Габидуллин «29» августа 2011 г
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Восточная экономико-юридическая гуманитарная...

Р. Ф. Габидуллин «29» августа 2011 г iconР. Ф. Габидуллин «29» августа 2011 г
Курс «Виды и формы работы психолога с зависимыми личностями» является частью цикла дисциплин специализации по направлению подготовки...

Р. Ф. Габидуллин «29» августа 2011 г iconПротокол № от «29» августа 2013 г. Габидуллин Р. И
...

Р. Ф. Габидуллин «29» августа 2011 г iconР. Ф. Габидуллин «28»августа 2012 г
Профиль подготовки государственно-правовой, гражданско-правовой, уголовно-правовой

Р. Ф. Габидуллин «29» августа 2011 г iconР. Ф. Габидуллин «29» августа 2012 г
Истоки этой правовой отрасли коренятся в возникших еще в древние времена зачатках права, призванных организующее воздействовать на...

Р. Ф. Габидуллин «29» августа 2011 г iconР. Ф. Габидуллин «29» августа 2012 г
Специализации: Государственно-правовая, Адвокатская деятельность, Гражданско-правовая, Уголовно-правовая, Финансово-правовая

Р. Ф. Габидуллин «29» августа 2011 г iconР. Ф. Габидуллин «29» августа 2012 г
Специализации: Государственно-правовая, Адвокатская деятельность, Гражданско-правовая, Уголовно-правовая, Финансово-правовая

Р. Ф. Габидуллин «29» августа 2011 г iconР. Ф. Габидуллин «29» августа 2012 г
Специальность 032102. 65 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную