Программа вступительного междисциплинарного экзамена в магистратуру по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование






Скачать 241.8 Kb.
НазваниеПрограмма вступительного междисциплинарного экзамена в магистратуру по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование
Дата публикации31.03.2015
Размер241.8 Kb.
ТипПрограмма
l.120-bal.ru > Психология > Программа






УТВЕРЖДЕНО

Учёным советом МГППУ

Протокол № 2

от « 26 » января 2011 г.
Ректор В.В.Рубцов


ПРОГРАММА

вступительного междисциплинарного экзамена в магистратуру
по направлению подготовки
050400 Психолого-педагогическое образование
(квалификация (степень) «магистр»)
магистерские программы:


  • «Школьная психология»

  • «Педагогика и психология воспитания учащихся»

  • «Психология и педагогика развития дошкольников»

  • «Организация инклюзивного образования»

  • «Обучение и развитие младших школьников»

  • «Психология и педагогика образования одаренных детей»

  • «Психология безопасности в образовании»


Москва 2011

Вступительный экзамен в магистратуру предназначен для определения теоретической и практической подготовленности поступающего к выполнению профессиональных задач, установленных Государственным образовательным стандартом по направлению подготовки

050400 Психолого-педагогическое образование, квалификация (степень) бакалавр.
Программа включает:

  1. Требования к экзамену

  2. Разделы: 1. Общая психология и психология личности

2. Педагогическая и возрастная психологи, педагогика

3. Дошкольная педагогика

4. Детская психология

каждый раздел состоит из аннотации, списка основной и дополнительной литературы

  1. Вопросы для подготовки к экзамену.


Требования к вступительному междисциплинарному экзамену в магистратуру

по направлению 050400 Психолого-педагогическое образование
На вступительном экзамене поступающий в магистратуру должен подтвердить знания в области общих профессиональных и специальных психологических дисциплин, достаточные для обучения по магистерской программе. Поступающий должен иметь сформированное научное мировоззрение и продемонстрировать на вступительном междисциплинарном испытании знание и владение:

  • системой научных психологических и педагогических понятий;

  • фактами психологических теорий;

  • методами и процедурами профессиональной деятельности психолога.

Экзамен проводится в письменной форме и состоит из трех вопросов, на которые необходимо дать аргументированный и развернутый ответ. При ответе на вступительном междисциплинарном экзамене по билету поступающий должен продемонстрировать:

  • ясную логику изложения материала;

  • умение анализировать, синтезировать, систематизировать, сравнивать и обобщать изученный материал;

  • видение возможностей использования психолого-педагогических знаний и навыков в практике современного образования.

Раздел 1. Общая психология и психология личности

Ощущение и восприятие: общая характеристика. Проблема соотношения ощущений и восприятия. Основные свойства ощущений. Классификации ощущений. Психофизика ощущений (измерение порогов чувствительности и шкалирование). Пороги чувствительности: нижний и верхний абсолютные пороги, разностный (дифференциальный) порог. Основные психофизические законы Г. Фехнера и С. Стивенса. Общее представление о восприятии. Основные свойства перцептивного образа. Виды образных явлений. Теории восприятия.

Внимание: понятие, теории. Общее представление о внимании. Проявление внимания и избирательность восприятия. Внимание и сознание. Основные теории внимания (У. Джемс, Т. Рибо, П.Я. Гальперин). Когнитивные модели внимания: модель фильтра Д. Бродбента, модель распределения ресурсов Д. Канемана, модель делителя Э. Трейсман. Виды и свойства внимания. Роль внимания в деятельности и обучении. Развитие внимания как высшей психической функции. Методы изучения и диагностики внимания.

Понятие памяти. Ее значение в жизни человека. Память и деятельность. Роль памяти в обучении. Общие подходы к классификации памяти. Ее виды. Процессы памяти (кодирование, сохранение, извлечение), основные закономерности их функционирования. Явления реминисценции. Развитие и тренировка памяти. Основные теории памяти (психологические, физиологические, биохимические). Когнитивные модели памяти И. Во и Д. Нормана, Р. Аткинсона и Р. Шифрина, теория глубины/уровней обработки информации (Ф. Крэйк, Р. Локхарт, Э. Тулвинг). Методы изучения и диагностики памяти.

Понятие мышления в психологии. Роль и место мышления в человеческом познании. Предмет психологии мышления. Определения мышления в широком и узком смыслах. Мышление как решение задач, этапы этого процесса. Мышление как процесс переработки информации. Мышление как высшая психическая функция. Понятийное мышление как предмет психологического исследования. Формирование понятий, основные пути изучения (Л.С. Выготский). Мышление и его исследование в основных психологических школах. Виды мышления в различных классификациях. Различие разумно-теоретического и рассудочно-эмпирического мышления (В.В.Давыдов)

Понятие и виды речи. Речь и язык. Внешняя и внутренняя речь. Функции речи. Дискуссия между Л.С. Выготским и Ж. Пиаже о происхождении и функциях эгоцентрической речи. Взаимосвязь развития мышления и речи в онтогенезе. Проблема соотношения мышления и речи. Генетические корни мышления и речи. Проявление единства мышления и речи в речевом мышлении. Значение слова как единицы анализа речевого мышления.

Воображение и творчество. Общее представление о воображении. Понятие креативности. Их взаимосвязь. Воображение и творческое мышление, их взаимосвязь. Виды воображения. Его функции. Механизмы воображения. Методы диагностики и развития воображения.

Природа личности. Соотношение понятий: «субъект», «индивид», «личность», «индивидуальность». Значение разграничения этих понятий для теории и практики психологии. Представления о психологической структуре личности в отечественной психологии (работы С.Л. Рубинштейна, К.К. Платонова, А.В. Петровского и др.). Основные подходы к определению структуры личности в зарубежной психологии. Понятие психологической защиты личности.

Основные зарубежные теории личности и их анализ. Классический бихевиоризм о психологии личности (Дж. Уотсон, Б.Ф. Скиннер). Необихевиоральные теории личности: теория фрустрации – агрессии Миллера–Долларда, теория социального научения А. Бандуры. Представления о личности, ее структуре и ее развитии в глубинной психологии З. Фрейда. Индивидуальная психология А. Адлера: представления о жизненном стиле личности и его типах. Аналитическая психология К.Г. Юнга: «Персона» и «Тень» как структурные компоненты личности; категории «архетип», «комплекс», «самость». Диспозиционная теория личности Г. Олпорта. Развитие самости и характеристики зрелой личности, по Г. Олпорту. Теория личности К. Роджерса. Категория «самоактуализация» и признаки самоактуализирующейся личности в теории А. Маслоу. Теория личности К. Левина. Теории черт и типов личности (Г. Айзенк, Р. Кеттелл).

Разработка теории личности в отечественной психологии (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Б.В. Зейгарник, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн и др.).

Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности. Категория «потребность» в психологии. Природа и виды потребностей. Анализ классификаций потребностей в отечественной и зарубежной психологии. Мотив как результат опредмечивания потребности. Мотивация как состояние. Понятие мотивационной сферы личности, ее структура. Мотивация и деятельность. Взгляды П.К. Анохина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и других российских психологов на мотивы. Динамическая теория мотивации К. Левина. Теория мотивации достижения (Дж. Аткинсон). Обобщающая модель мотивации Х. Хекхаузена.

Эмоциональная сфера личности. Основные классы эмоциональных явлений. Их роль в регуляции деятельности. Функции эмоций и чувств (В.К. Вилюнас, А.Н. Леонтьев): коммуникативная, регулятивная, сигнальная, мотивационная, оценочная, стимулирующая, защитная. Компоненты эмоциональных явлений. Биологические и психологические теории эмоций. Эмоции и личность. Связь эмоций и потребностей человека. Развитие эмоциональной сферы человека в онтогенезе. Методы изучения эмоций.

Сознание и воля. Понятие сознания, функции сознания, структура сознания. Развитие сознания и «я» в онтогенезе. Воля как высший уровень сознательной регуляции жизнедеятельности. Ее значение в жизни человека, в организации его деятельности, познания, общения. Разновидности волевых проявлений личности: и волевое усилие, уровни волевой активности, волевые качества. Воля как выражение произвольности. Развитие произвольности и воли в онтогенезе.

Индивидуально-психологические характеристики личности: темперамент, характер, способности. Темперамент: определение, общая характеристика. Психологическая характеристика основных типов темперамента. Проблема устойчивости и изменчивости темперамента в ходе психического развитии. Характер: определение, общая характеристика. Структура характера. Типологии характера в отечественной и зарубежной психологии. Способности: определение, общая характеристика. Задатки, склонности, способности: соотношение понятий. Виды способностей: общие и специальные. Структура способностей.
Основная литература

  1. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - 4-е изд., расширенное. - М.: АСТ ; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. – 811 с.

  2. Общая психология. В 7 т.: учебник для студ. высш. учеб. заведений (гриф) / Под ред. Б.С.Братуся. – Т. 2.

  3. Ощущение и восприятие / А.Н. Гусев. – М.: Академия, 2007. – 416 с.

Дополнительная литература

  1. Адлер, А. Понять природу человека / Адлер Альфред; Пер. Е.А.Цыпина. - СПб.: Академический проект, 2000. – 256 с.

  2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Ананьев Борис Герасимович; Отв.ред. А.В.Брушлинский, В.А.Кольцова. - М.: Наука, 2000. – 352 с.

  3. Бандура, А. Теория социального научения / Бандура Альберт; Пер.с англ. под ред. Н.Н.Чубарь. - СПб.: Евразия, 2000. – 320 с.

  4. Бреслав, Г. Психология эмоций (гриф) / Бреслав Гершон Моисеевич. – 2-е изд., стер. – М.: Смысл : Академия, 2006. – 544 с.

  5. Брунер, Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации / Брунер Дж.; Предисл. и общ. ред. А.Р.Лурия. - М.: Прогресс, 1977. – 413 с.

  6. Дормашев, Ю.Б. Психология внимания: Учебник / Дормашев Юрий Борисович, Романов Валерий Яковлевич. - М.: Тривола, 1995. – 352 с.

  7. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / Дружинин Владимир Николаевич. - 2-е изд.,расш.и доп. - СПб.: Питер Ком, 1999. – 368 с.

  8. Запорожец, А.В. Психология действия: Избранные психологические труды / Запорожец Александр Владимирович; Сост. А.И.Назаров. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2000. – 736 с.

  9. Зинченко, Т.П. Психология памяти: Учебное пособие (гриф) / Зинченко Татьяна Петровна, Зинченко Владимир Петрович. - Дубна: Международный университет природы, общества и человека "Дубна", 2002. – 180 с.

  10. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Ильин Евгений Павлович. - СПб.: ПИТЕР, 2000. – 512 с.

  11. Ильин, Е.П. Психология воли / Ильин Евгений Павлович. - СПб.: ПИТЕР, 2000. – 288 с.

  12. Леонтьев, А.Н. Становление психологии деятельности: Ранние работы / Леонтьев Алексей Николаевич; Под ред. А.Л.Леонтьева и др. - М.: Смысл, 2003. – 440 с.

  13. Мадди, С.Р. Теории личности: Сравнительный анализ / Мадди Сальваторе Р. - СПб.: Речь, 2002. – 239 с.

  14. Маслоу, А.Г. Мотивация и личность / Маслоу Абрахам Гарольд; Науч.ред., вступ.ст. Н.Н.Акулиной. - СПб.: Евразия, 1999. – 480 с.

  15. Психология индивидуальных различий: Хрестоматия для вузов / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. - М.: ЧеРо, 2000. – 776 с.

  16. Психология и психоанализ характера: Хрестоматия по психологии и типологии характеров / Ред.-сост. Д.Я.Райгородский. - М.: БАХРАХ-М, 2000. – 640 с.

  17. Психология личности в трудах зарубежных психологов: Хрестоматия / Сост. А.А.Реан. - СПб.: ПИТЕР, 2000. – 320 с.

  18. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия; Учебное пособие (гриф) / Сост. Л.В.Куликов. - СПб.: ПИТЕР, 2000. – 480 с.

  19. Психология личности: Хрестоматия; Учебное пособие (гриф). Т.1 / Ред.-сост.,предисл. Д.Я.Райгородский. - Самара: БАХРАХ-М, 2000. – 448 с.

  20. Психология личности: Хрестоматия; Учебное пособие (гриф). Т.2 / Ред.-сост.,предисл. Д.Я.Райгородский. - Самара: БАХРАХ-М, 2000. – 544 с.

  21. Психология сознания: Хрестоматия: Учебное пособие / Сост., общ. ред. Л.В.Куликова. - СПб.: Питер, 2001. – 480 с.


Раздел 2. Педагогическая и возрастная психологи, педагогика.
Объект и предмет психологии развития и возрастной психологии. История развития и актуальные проблемы. Теоретические и прикладные задачи психологии развития и возрастной психологии. Структура современной возрастной психологии. Ее взаимосвязь с другими науками. Основные понятия психологии развития и возрастной психологии: «онтогенез», «психическое развитие», «возраст», «возрастная периодизация». Методологические принципы исследований в психологии развития и возрастной психологии. Формы использования исследовательских методов: продольные (лонгитюдные) и поперечные (возрастные) срезы. Методы исследования в психологии развития и возрастной психологии.

Основные подходы в исследовании психического развития в онтогенезе. Биологический подход: теория рекапитуляции С. Холла, теория созревания А. Газелла, теория трех ступеней детского развития К. Бюлера. Поведенческий подход: проблема психического развития в бихевиоризме (Дж. Уотсон, Б. Скиннер), теории социального научения (А. Бандура, Р. Сирс). Когнитивно-генетический подход: концепция развития интеллекта Ж. Пиаже. Теоретическая и экспериментальная критика теории Ж. Пиаже в отечественной и зарубежной психологии.

Культурно – исторический подход к пониманию психического развития: Л.С.Выготский и его школа. Проблема специфики психического развития человека. Проблема возраста и периодизации детского развития в работах Л.С. Выготского. Стабильные и критические возрасты, механизм их смены. Понятия «социальная ситуация развития», «новообразование». Проблема соотношения обучения и развития в трудах Л.С. Выготского. Теория формирования умственных действий П.Я.Гальперина. Особенности обучения и развития в дидактических системах Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, В.С.Библера. Проблема ведущей деятельности в отечественной психологии развития и возрастной психологии. Разработка Д.Б. Элькониным возрастной периодизации психического развития. Психологические основы теории учебной деятельности В.В.Давыдова.

Особенности психического развития в подростковом и юношеском возрасте. Социальная ситуация развития в подростковом возрасте. Проблема выделения ведущей деятельности в этом возрасте. Проблема подросткового кризиса: варианты развития. Особенности взаимоотношений подростка и взрослого. Подростка и сверстников. Основные новообразования подросткового возраста. Социальная ситуация развития в юношеском возрасте, ее специфика в современных условиях. Особенности внутренней позиции старшеклассников (в сравнении с подростками). Проблема профессионального самоопределения и формирования жизненных планов у юношей. Основные новообразования юношеского возраста.

Роль и места педагогики в системе других психолого-педагогических дисциплин. Общекультурное значение педагогики. Сложность и многофакторность проблем обучения и воспитания подрастающего поколения. Учет современной социокультурной ситуации в воспитании и обучении детей. Современные инновационные процессы в системе образования России. Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры. Образование как система и процесс. Особенности воспитания детей в семье. Стандарты общего начального образования 2-го поколения. Формирование мировоззрения подрастающего поколения. Современные отечественные и зарубежные образовательные системы. Федеральные стандарты общего образования 2-го поколения. Федеральные стандарты общего начального образования 2-го поколения. Основы духовно-нравственного воспитания школьников. Этнопсихология и этнопедагогика в современном образовании. Гендерные проблемы современного образования. Адаптация первоклассников к школьной жизни. Современные информационные технологии в воспитании и обучении детей. Правовые основы образования и защиты детства. Содержание современного начального образования как фундаментальной основы общего образования. Роль психолого-педагогических измерений в организации современного общего образования.
Основная литература

  1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие. – Спб: Питер, 2007.

  2. Психология и педагогика: учебник для вузов/ под ред. П.И Пидкасного. – М.: Изд-во Юрайт; Высшее образование, 2010.

  3. Введение в психологический анализ учебно-воспитательного процесса. Хрестоматия. – М.: АНО «Психологическая электронная библиотека»., 2008, - 333 с.

  4. Теория и практика современных зарубежных образовательных систем. М.: АНО «Психологическая электронная библиотека»., 2008, - 304 с.

  5. Психолого-педагогические основы современных отечественных дидактических систем. Хрестоматия. М.: АНО «Психологическая электронная библиотека»., 2008, - 360 с.

  6. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. – М.: Педагогическое общество России, 2007.

  7. Крайг Г. Психология развития. – М., 2007.



Дополнительная литература

  1. Выготский, Л.С. Психология / Выготский Лев Семенович. - М.: Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.

  2. Теплов, Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: Избранные психологические труды / Теплов Борис Михайлович; Под ред. М.Г.Ярошевского. - М.; Воронеж: Институт практической психологии, 1998. – 546 с.

  3. Юлия Фаусек. Педагогика Марии Мотессори. М.: Генезис. 2007.

  4. Мария Монтессори. Мой метод: начальное обучение. М.: Генезис. 2007.

  5. Педагогическая психология. Хрестоматия. Учебное пособие для студентов.- М.: МГППУ, 2004.

  6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М. 2006.


Раздел 3. Дошкольная педагогика
Дошкольная педагогика как наука о воспитании, обучении и образовании детей от рождения до поступления в школу. Философские, психологические и естественнонаучные основы дошкольной педагогики. Предмет и функции дошкольной педагогики на современном этапе развития образования. Основные педагогические понятия. Задачи и методы педагогики. Методы, применяемые для ведения педагогических исследований.

Особенности дошкольного периода детства. Необходимость учета индивидуальных, возрастных и половых особенностей при воспитании детей. Педагогические условия развития субъектности ребенка-дошкольника.

Структура и особенности педагогической деятельности. Педагогическая деятельность как диалог культуры ребенка и педагога. Особенности стилей педагогического общения и их влияние на развитие личности ребенка-дошкольника. Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми.

Понятие целостного педагогического процесса дошкольного учреждения. Целостность и гармоничность физического, социального, познавательного и художественно-эстетического развития ребенка-дошкольника. Принципы построения педагогического процесса.

Современные концепции дошкольного образования. Гуманизация педагогического процесса. Моделирование образовательного процесса в соответствии с современными концепциями дошкольного образования. Роль взрослого в педагогическом процессе ДОУ. Особенности организации жизни детей в разных возрастных группах ДОУ. Программа развития (воспитания) – необходимый базис для работы дошкольного учреждения.

Инновационные педагогические системы и технологии обучения и развития дошкольников. Инновационная деятельность в ДОУ. Мониторинг качества дошкольного образования.

Роль семьи в формировании личности ребенка. Достоинства и недостатки семейного и общественного воспитания. Современные подходы к проблеме сотрудничества дошкольного учреждения и семьи.

Психолого-педагогические основы формирования готовности ребенка к школе. Понятие «школьной зрелости». Подготовка детей к школе в ДОУ и семье.

Актуальные вопросы построения преемственных связей между дошкольной и школьной ступенями образования.
Основная литература:
1. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / Под ред. О.М.Дьяченко, Т.В.Лаврентьевой. – М., 1999.

2. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. – М., 2003.

3. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2002.

4. Психология воспитания / Под ред. В.А.Петровского. – М., 1995.
Дополнительная литература:

1. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. – М., 2007.

2. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. – М., 2004.

3. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. – М., 2001

4. Горлова Н.А. Личностный подход в дошкольном образовании. – М., 2000.

5. Дети, в школу собирайтесь / О.М.Дьяченко и др. – М., 2008.

6. Доронова Т.Н., Карабанова О.А., Соловьева Е.В. Игра в дошкольном возрасте. – М., 2002.

7. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития / Т.Н. Доронова и др. – М., 2001

8. Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада / Т.Н. Доронова и др. – М., 2003.

9. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 2000.

10. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 2000.

11. Мир детства. Дошкольник / Под ред. А.Г. Хрипковой. – М., 1987.

12. Мир дошкольника. Вопросы и ответы / Под ред. Г.К.Кислица и др. – М., 2002.

13. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 2000.

14. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. – М., 2001.

15. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. – М., 2002.

16. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. – М., 1980.

17. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 1993.

18. Психолог в дошкольном учреждении / Под ред. Т.В.Лаврентьевой. – М., 2002.

19. Смирнова Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания. – М., 2006.

20. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т.И.Ерофеевой. – М., 1999.

21. 365 развивающих игр и занятий для детей от 3 до 6 лет (по уникальной методике Л.А.Венгера). – М., 2008.
Раздел 4. Детская психология
Предмет детской психологии. Методы психологического исследования, проблема достоверности и объективности данных.

Детство как социокультурный феномен. Биологическое и социальное в психическом развитии. Понятие развития, как процесса качественных изменений. Общая характеристика теорий психического развития. Факторы психического развития. Понятие возраста, социальной ситуации развития, ведущей деятельности в отечественной психологии.

Общая характеристика периода новорожденности. Кризис новорожденности. Ведущая деятельность в период младенчества. Общая характеристика качественных психических изменений в период младенчества. Кризис одного года.

Психологический анализ ведущей деятельности раннего возраста. Факторы и условия психического развития в раннем возрасте. Новообразования раннего возраста. Общая характеристика познавательного и эмоционального развития детей раннего возраста.

Понимание роли игры для психического развития дошкольников в различных теоретических концепциях (психоанализ, Ж.Пиаже, теория деятельности). Психологическая характеристика игровой деятельности. Особенности игровой деятельности в разные периоды дошкольного детства.

Особенности общения со сверстниками и взрослыми в дошкольном возрасте.

Продуктивные виды деятельности дошкольника и их значение в развитии познавательных процессов. Акселерация и амплификация познавательного развития. Восприятие дошкольника, возрастная динамика его развития. Мышление дошкольника, его особенности в различные периоды дошкольного детства. Воображение и его возрастная динамика. Развитие памяти в дошкольном возрасте. Развитие речи дошкольников. Становление новых функций речи.

Виды эмоциональных процессов и состояний. Изменение места эмоций в структуре поведения дошкольника. Развитие эмоционального предвосхищения у дошкольников. Эмоциональная регуляция поведения. Расширение содержания эмоциональной сферы дошкольников. Развитие социальных эмоций в дошкольном возрасте.

Понятие личности в отечественной психологии. Общая характеристика развития личности в дошкольном детстве. Специфика развития личности в дошкольном возрасте. Возникновение и развитие соподчинения мотивов. Усвоение этических норм. Развитие произвольного поведения. Детско-родительские отношения как фактор развития личности ребенка.

Основная литература:


  1. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.1. – М.: «Педагогика»,1986.

  2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17лет. – М., Изд-во РОУ, 1996.

  3. Смирнова Е.О. Детская психология. – М., Владос, 2003.

  4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. – М.: Педагогическое общество России, 2001 г.

  5. Эльконин Д.Б. Детская психология: Уч. пос. для студентов высш. уч. заведений. – М.: «Академия», 2004


Дополнительная литература:


  1. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. 1979

  2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.

  3. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. Ред. Дьяченко О.М., 1999

  4. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. – М.: Педагогика, 1985.

  5. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. – М., МОиПК, 1996.

  6. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. – М.: «Педагогика», 1984.

  7. Запорожец А.В. Развитие социальных эмоций в дошкольном возрасте. – М.: Педагогика, 1985

  8. Коломинский Я.М. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений. 1984

  9. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие ребенка. – М., 2003

  10. Крайг Г. Психология развития. – М., 2007.

  11. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.

  12. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты проблемы. – М., 1995.

  13. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. – М., 1981.

  14. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания/Под ред. Л.А. Венгера. – М.: «Педагогика», 1986.

  15. Смирнова Е.О. Детская психология. – М., Владос, 2003.

  16. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.


ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ ЭКЗАМЕНУ В МАГИСТРАТУРУ

ПО МАГИСТЕРСКИМ ПРОГРАММАМ

направления 050400 Психолого-педагогическое образование


  • «Школьная психология»

  • «Педагогика и психология воспитания учащихся»

  • «Организация инклюзивного образования»

  • «Обучение и развитие младших школьников»

  • Психология и педагогика образования одаренных детей

Вопросы для подготовки к экзамену:


  1. Предмет, задачи и отрасли психологии.

  2. Возрастная психология как отрасль психологической науки.

  3. Педагогическая психология как отрасль психологической науки. Ее связь с другими разделами психологии и другими науками о человеке.

  4. Метод тестирования в психологии; его достоинства и недостатки.

  5. Метод анкетирования в психологии – его достоинства и недостатки.

  6. Качественные методы в психолого-педагогических исследованиях (наблюдение, изучение продуктов деятельности, биографический метод, идеографический метод и другие).

  7. Эксперимент в исследованиях по психологии. Особенности формирующего эксперимента. Примеры из истории исследований педагогической психологии.

  8. Психологические причины неуспеваемости школьников.

  9. Учет социальной ситуации развития в воспитании современных школьников.

  10. Диагностика готовности детей к школьному обучению. Связь обучаемости детей в начальной школе с готовностью к школе.

  11. Подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития в научной школе Л.С. Выготского.

  12. Сознательность учения в теории А.Н.Леонтьева.

  13. Концепция поэтапного формирования умственных действий и понятий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина).

  14. Основные положения психологической теории учебной деятельности в развивающем обучении (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин).

  15. Взгляды М.Монтессори на обучение и воспитание детей.

  16. Концепция проблемного обучения (Дж.Дьюи, В.Оконь, А.М.Матюшкин).

  17. Механизмы научения в бихевиоризме (Б.Скинер). Идеи программированного обучения (Б.Скиннер, Н.Краудер, Г.Паск).

  18. Психоаналитические взгляды на проблемы воспитания детей (А.Адлер)

  19. Природа творческого акта в гештальтеории (М.Вертгеймер, К.Дункер)

  20. Особенности обучения в дидактической системе Л.В.Занкова.

  21. Социально-генетический подход к созданию образовательных сред (В.В.Рубцов).

  22. Цели, задачи и методы современной психологической службы, современные подходы к организации многопрофильной школьной психологической службы.

  23. Методы общей психологии.

  24. Проблема бессознательного в психологии (З.Фрейд, Д.Узнадзе, К.Юнг).

  25. Примеры экспериментальных исследований в возрастной и общей психологии.

  26. Психологическая теория деятельности (Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и их последователи).

  27. Характер и темперамент.

  28. Основные подходы к изучению способностей.

  29. Потребности: определение, классификация, теории.

  30. Воля, ее основные признаки и функции.

  31. Эмоции: понятие, функции, виды.

  32. Ощущения и восприятие.

  33. Понятие образа. Виды образных явлений.

  34. Виды и основные свойства внимания.

  35. Общая характеристика видов и процессов памяти. Методы изучения памяти.

  36. Воображение и творчество.

  37. Понятие мышления в психологии. Виды мышления. Методы изучения мышления.

  38. Понятие «личность» в соотношении «индивид», «индивидуальность».

  39. Соотношение научных и житейских понятий.

  40. Виды и функции речи.

  41. Понятие общения. Соотношение общения и деятельности.

  42. Соотношение потребностей и мотивов в жизни и деятельности человека.

  43. Возрастные периодизации психического развития. Проблема ведущей деятельности в отечественной психологии.

  44. Общая характеристика психического развития в раннем возрасте.

  45. Общая характеристика психического развития в дошкольном возрасте.

  46. Общая характеристика психического развития в младшем школьном возрасте.

  47. Общая характеристика психического развития в подростковом и юношеском возрастах.

  48. Понятия «психологический возраст», «хронологический возраст», «социальный возраст», «биологический возраст».

  49. Показатели готовности ребенка к школьному обучению.

  50. Роль орудия знаков в психическом развитии.


Эссе на тему:


  1. Современные инновационные идеи в образовании в России.

  2. Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры.

  3. Особенности воспитания детей в семье.

  4. Формирование мировоззрения подрастающего поколения.

  5. Современные отечественные теории обучения и воспитания

  6. Современные зарубежные теории обучения и воспитания

  7. Федеральные стандарты общего образования 2-го поколения.

  8. Федеральные стандарты общего начального образования 2-го поколения*

  9. Общая характеристика образовательных результатов ФГОС общего начального образования (предметные, метапредметные и личностные компетенции)*

  10. Общая характеристика универсальных учебных действий, согласно ФГОС общего начального образования*

  11. Основы духовно-нравственного воспитания младших школьников*

  12. Этнопсихология и этнопедагогика в современном образовании

  13. Гендерные проблемы современного образования

  14. Адаптация первоклассников к школьной жизни*

  15. Современные информационные технологии в воспитании и обучении детей

  16. Правовые основы образования и защиты детства

  17. Содержание современного начального образования как фундаментальной основы общего образования*

  18. Роль психолого-педагогических измерений в организации современного общего образования



*- дополнительные вопросы для поступающих в

магистратуру « Обучение и развитие младших школьников»



  • «Психология и педагогика развития дошкольников»


Вопросы для подготовки к экзамену:

  1. Дошкольная педагогика как наука, ее предмет, функции, основные понятия, связь с другими науками.

  2. Философские, психологические и естественнонаучные основы дошкольной педагогики.

  3. Задачи и методы дошкольной педагогики.

  4. Общая характеристика современной системы дошкольного образования России.

  5. Ребенок-дошкольник как объект научного исследования и субъект образования.

  6. Профессиональные функции и личностные качества педагога современного ДОУ.

  7. Особенности стилей общения педагога ДОУ с детьми.

  8. Структура и особенности педагогической деятельности.

  9. Развитие общения детей дошкольного возраста со взрослым и сверстниками.

  10. Психолого-педагогическая характеристика игры как ведущего вида деятельности дошкольника.

  11. Классификации детских игр. Организация разных видов игр в ДОУ.

  12. Педагогическая ценность игрушки.

  13. Познавательная деятельность ребенка-дошкольника.

  14. Продуктивные виды деятельности ребенка-дошкольника.

  15. Музыкально-художественная деятельность ребенка-дошкольника.

  16. Современные проблемы организации педагогического процесса в ДОУ.

  17. Характеристика современных образовательных программ для ДОУ (на примере одной из вариативных программ).

  18. Построение предметно-развивающей среды в ДОУ.

  19. Физическое развитие дошкольников.

  20. Социально-личностное развитие дошкольников.

  21. Познавательно-речевое развитие дошкольников.

  22. Художественно-эстетическое развитие дошкольников.

  23. Дидактика детского сада, ее становление и развитие.

  24. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи.

  25. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и школы.

  26. Предмет, задачи и методы детской психологии.

  27. Общая характеристика развития в период новорожденности

  28. Общая характеристика развития детей младенческого возраста.

  29. Теория привязанности Дж. Боулби

  30. Роль взрослого в психическом развитии младенца.

  31. Понятие «ведущей деятельности» и её типы на ранних этапах онтогенеза

  32. Становление общения ребёнка со взрослым и его развитие от 0 до 3-х лет

  33. Общая характеристика раннего возраста

  34. Развития речи ребёнка от года до трёх

  35. Особенности общения со сверстником в раннем возрасте

  36. Общая характеристика кризиса 3-х лет

  37. Общая характеристика дошкольного возраста

  38. Становление личностных механизмов поведения в дошкольном детстве

  39. Формы общения дошкольника со взрослым

  40. Психологическая природа игры, ее роль в психологическом развитии дошкольника

  41. Развитие игры в дошкольном возрасте

  42. Особенности мышления дошкольников

  43. Особенности воображения дошкольника

  44. Развитие восприятия в раннем и дошкольном возрасте

  45. Развитие памяти в дошкольном возрасте

  46. Проблема готовности к школе

  47. Развитие общения дошкольника со сверстниками

  48. Движущие силы, источники и условия развития психики ребенка

  49. Продуктивные виды деятельности и психическое развитие дошкольника

  50. Развитие эмоциональной сферы дошкольника


Эссе на тему:
1. Проблемы образовательной работы с дошкольниками в нашем детском саду (группе).

2. Актуальные проблемы современного дошкольного образования (для тех, кто не работает в дошкольном образовательном учреждении).


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа вступительного междисциплинарного экзамена в магистратуру по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование iconПрограмма вступительного экзамена в магистратуру по направлению «Психолого-педагогическое...
Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению «440402 – Психолого-педагогическое образование» / под ред. Э. Э....

Программа вступительного междисциплинарного экзамена в магистратуру по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование iconПрограмма вступительного экзамена в магистратуру по направлениям:...
«Психолого-педагогическое образование», программа подготовки Спортивная психология

Программа вступительного междисциплинарного экзамена в магистратуру по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование iconПрограмма вступительного междисциплинарного экзамена в магистратуру...
Программа вступительного междисциплинарного экзамена в магистратуру составлена на основе фгос впо по направлению подготовки 080100....

Программа вступительного междисциплинарного экзамена в магистратуру по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование iconПрограмма Вступительных испытаний в магистратуру по направлению 44....
Вступительных испытаний в магистратуру по направлению 44. 04. 02 «Психолого-педагогическое образование»

Программа вступительного междисциплинарного экзамена в магистратуру по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование iconЗадачами итогового государственного экзамена является
Направление подготовки 050400. 62 Психолого-педагогическое образование профиль: Психология образования

Программа вступительного междисциплинарного экзамена в магистратуру по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование iconПрограмма вступительного экзамена в магистратуру по направлению подготовки...
Программа предназначена для подготовки к вступительному испытанию в магистратуру факультета унк «Информатика в начальном образовании»....

Программа вступительного междисциплинарного экзамена в магистратуру по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование iconПрограмма
«специалист» или «бакалавр» и разработана с учетом содержания дисциплин, предусмотренных Федеральным государственным образовательным...

Программа вступительного междисциплинарного экзамена в магистратуру по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование iconПрограмма учебной дисциплины «Социально-педагогическое сопровождение...
Направление подготовки: 050400. 68 «Психолого-педагогическое образование» (магистратура, заочное обучение)

Программа вступительного междисциплинарного экзамена в магистратуру по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование iconПрограмма междисциплинарного экзамена для поступающих в магистратуру...
Основу программы составили ключевые положения курсов программы подготовки бакалавров по направлению 080200 «Менеджмент». Перечень...

Программа вступительного междисциплинарного экзамена в магистратуру по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование iconОсновная образовательная программа подготовки бакалавра (магистра)...
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную