Пояснительная записка программа для спортивно-оздоровительных групп отделения лёгкой атлетики дюсш «олимп»






Скачать 473.98 Kb.
НазваниеПояснительная записка программа для спортивно-оздоровительных групп отделения лёгкой атлетики дюсш «олимп»
страница1/3
Дата публикации14.03.2015
Размер473.98 Kb.
ТипПояснительная записка
l.120-bal.ru > Спорт > Пояснительная записка
  1   2   3








БЕРЁЗОВСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА «ОЛИМП»



Принято Педагогическим УТВЕРЖДАЮ:

Советом от « 31» августа 2013 г. И.о. директора БМБОУДОД «Олимп»

ПРОТОКОЛ № 4 _______________ А.Ю. Дмитриева

ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта лёгкая атлетика

(утв. Приказом Министерства спорта РФ от 24 апреля 2013г.№220)
для спортивно оздоровительных групп

(спринт)
Составитель:

Тренер-преподаватель

Жукова Л.В. – первой категории
г. Берёзовский

2014г.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Введение

  2. Пояснительная записка

  3. Возрастные особенности физического развития детей

  4. Нормативная часть

  5. Методическая часть

  6. Теоретическая подготовка

  7. Практические занятия

  8. Общая физическая подготовка

  9. Специальная физическая подготовка

  10. Техническая подготовка

  11. Примерные недельные микроциклы

  12. Воспитательная работа

  13. Медицинский контроль

  14. Список используемой литературы

  15. Аннотация


2

2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа для спортивно-оздоровительных групп отделения лёгкой атлетики ДЮСШ «ОЛИМП» составлена на основе нормативных документов Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта лёгкая атлетика от 24.04.2013 №220, изучения и обобщения многолетнего опыта работы тренеров школы с юными легкоатлетами и с учётом условий и возможностей работы отделения лёгкой атлетики ДЮСШ «ОЛИМП».

В программе отражены основные задачи на спортивно-оздоровительном этапе, построение учебно-тренировочного процесса, распределение объёмов основных средств и интенсивности тренировочных нагрузок по первым годам обучения юных легкоатлетов.

Учитывая особенности современного этапа развития спорта в целом и лёгкой атлетики в частности, программа охватывает основные методические положения и принципы работы с детьми младшего и среднего школьного возраста, направленные на дальнейшую реализацию единой системы многолетней спортивной тренировки и обучения в ДЮСШ «ОЛИМП»

Составление настоящей программы вызвано тем обстоятельством, что большинство Примерных программ спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства, вышедших в издательстве «Советский спорт» в последние годы, содержат нормативную, организационную и методическую части только начиная с этапа учебно-тренировочных групп.

Тем на менее дети, начиная заниматься лёгкой атлетикой, в течение первых двух лет должны пройти курс ознакомления с разными видами лёгкой атлетики, многоборную подготовку так как с первых шагов невозможно определиться с дальнейшей специализацией.



Программа решает задачи:


  • улучшение состояния здоровья детей и закаливание;

  • - улучшение физического развития;

  • привлечение максимально возможного числа детей и подростков к занятиям лёгкой атлетикой, формирование у них устойчивого интереса, мотивации к систематическим занятиям спортом и здоровому образу жизни;

  • выявление задатков и способностей, привитие интереса к различным видам лёгкой атлетики;

  • обучение основам техники разных видов лёгкой атлетики, учитывая базовые возможности спортивной школы, и широкому кругу двигательных навыков;

  • приобретение детьми разносторонней физической подготовленности: развитие аэробной выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей;

  • воспитание морально-этических и волевых качеств, устойчивой психики, становление спортивного характера;

  • поиск на раннем периоде жизни ребёнка талантливых в спортивном отношении детей на основе морфологических критериев и двигательной одарённости.

Спортивно-оздоровительный этап в процессе многолетнего учебно-тренировочного процесса служит выявлению у юных спортсменов их способностей и интереса к занятиям лёгкой атлетикой, а также возможностей для дальнейшего формирования специальных способностей в избранном виде лёгкой атлетики. Учитывая то, что у каждого ребёнка свои особенности телосложения и свои особенности организма, вся тренировочная деятельность на начальном этапе подчинена развитию природных задатков и выявлению пригодности для дальнейшего спортивного совершенствования.
При составлении данной программы были использованы методические рекомендации:

  • по развитию физических качеств и двигательных навыков;

  • по обучению основам техники бега;

  • по обучению основам техники различных видов прыжков;

  • по обучению основам техники различных видов многоборья;

  • по планированию тренировочного процесса в отдельные периоды подготовки.


Все основные параметры программы прошли соответствующую отработку в ДЮСШ и показали свою эффективность.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Все обучающиеся школьного возраста согласно физиологической периодизации делятся на 3 возрастные группы: 7 лет – конец первого периода детства; 8-11 лет (девочки) и 8-12 лет (мальчики) – период второго детства. Подростковый возраст наступает с 12 лет у девочек и с 13 лет у мальчиков. С 16 лет у девочек и 17 лет у мальчиков наступает юношеский возраст.

В детском и особенно в подростковом возрасте отмечаются высокие темпы роста тела в длину, увеличивается вес, мышечная масса. Максимальный рост силы на 1 кг собственного веса наблюдается до 14 лет.

В возрасте от 7 до 12 лет наблюдается интенсивный рост темпа движений. Быстрота и частота движений, а также способность поддерживать их максимальный темп к 14-15 годам достигают значении, близких к предельным.

Напряжённая мышечная работа предъявляет высокие требования к ресурсам систем дыхания и кровообращения, и так как сердце раньше, чем скелетные мышцы достигает границ работоспособности, то именно пределы его функциональных возможностей определяют способность человека к работе большой мощности. Уровень сердечной производительности имеет важное значение в обеспечении энергетических потребностей организма, связанных с мышечной работой. В процессе развития человека ЧСС уменьшается, достигая к подростковому возрасту величин, близких к показателям взрослых. ЧСС с 85-90 уд/мин в 7 лет снижается до 70-76 уд/ мин к 14-15 годам.

Развивая физические качества ребёнка в начальном тренировочном периоде, следует руководствоваться обобщениями отечественных и зарубежных учёных, определивших наиболее оптимальные сроки для развития тех или иных физических качеств:

Сила – Рост силы мышц относительно незначителен до 11 лет и только с 12 до 14 лет темпы её роста заметно увеличиваются.

Быстрота - Развитие быстроты наблюдается с 7 до 20 лет, однако интенсивное развитие этого качества происходит от 9 до 11 лет и в момент полового созревания, начиная с 11-12 до 14-15 лет, а у мальчиков продолжается и позже.

Скоростно-силовые качества начинают расти с 7-8 лет. Наибольший естественный прирост приходится на возраст от 10-12 лет до 13-14 лет. После этого возраста рост продолжается, но в основном под влиянием тренировки.

Выносливость - Аэробная мощность характеризуется абсолютным МПК, увеличивающимся с возрастом у мальчиков и девочек. В пубертатном периоде этот показатель имеет тенденцию росту у детей, занимающихся спортом. Наиболее интенсивно растёт аэробная мощность в период полового созревания и замедляется только после 18 лет. При этом относительное МПК мл/мин/кг почти не изменяется в возрасте от 10 до 17 лет.

Анаэробная выносливость – По утверждению многих учёных дети гораздо легче переносят соревнования в беге на длинные дистанции (3000м), нежели на 200-800 м. Это связано с тем, что до 12-13 лет наблюдается незначительный рост анаэробной выносливости, более значительный - после 16 лет, т.е. в период достижения биологической зрелости.
Гибкость - Общеизвестно мнение, что дети более гибкие, чем взрослые. Рост этого качества увеличивается от 6 до 10 лет и в возрасте 10 лет происходит большой скачок в его развитии. В детском возрасте позвоночный столб отличается большой гибкостью и неустойчивостью изгибов. Суставно-связочный аппарат очень эластичен, но недостаточно прочен.
Из всего вышесказанного следует вывод, что начальный период подготовки юных легкоатлетов является наиболее подходящим ( сенситивным) для развития гибкости, быстроты и общей (аэробной) выносливости, также благоприятным для начала формирования скоростно-силовых качеств.

НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ

В спортивно -оздоровительные группы зачисляются обучающиеся начиная с 9-10 лет, желающие заниматься спортом, имеющие письменное разрешение (справку) от участкового педиатра. Родители должны представить письменное заявление директору школы с просьбой зачислить ребёнка в состав учащихся школы. Комплектование учебных групп проводится на основе отбора в течение сентября-октября, который проводится на городских и школьных соревнованиях и кроссах, также непосредственно на уроках физического воспитания в школах. Продолжительность обучения в спортивно-оздоровительных группах весь период согласовано с уставом ДЮСШ «ОЛИМП», а так же согласно ФССП по лёгкой атлетики.

Учитывая материально-базовые возможности ДЮСШ «ОЛИМП», работа в спортивно-оздоровительных группах в осенний, весенний периоды проводится на свежем воздухе в условиях стадиона, лесопарка, открытых спортплощадок, а остальное время - в помещении спортивного зала ДЮСШ.

На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники видов лёгкой атлетики, выбор дальнейшей спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов для последующего зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки.


НАПОЛНЯЕМОСТЬ УЧЕБНЫХ ГРУПП И РЕЖИМ ТРЕНИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ
Согласно Федерального стандарта Таблица №1


Год

обучения

Минимальн.

возраст для

зачисления

Минимальн.

число уч-ся

в группе

Максим. кол-

во часов в

неделю

Требов.по

физ.подготов-

ке на нач.

уч.года

Требов. по ОФП и СФП

СФП на конец

уч.года

СО - 1

8 - 9

12-15

6

Выполн. норм

По ОФП

Выполн. нормат.

По ОФП



СООТНОШЕНИЕ СРЕДСТВ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ (%)

Таблица №2

Согласно Федерального стандарта


Средства подготовки

СО

О Ф П

80 – 90

С Ф П

10 - 20



ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН НА 52 НЕДЕЛИ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ (в часах)
Таблица №3

Согласно Федерального стандарта





п/п

Разделы подготовки

Группы

СО

1.

Теоретическая подготовка

6

2.

Общая физическая подготовка

140

3.

Специальная физическая подготовка

50

4.

Техническая подготовка

40

4.

Контрольно-переводные испытания

4

5.

Участие в соревнованиях

5

6.

Медицинское обследование

4













Общее количество часов за год:

276


ГОДОВОЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН СОГ


№/

п

Наименование разделов учебной программы занятий (темы теоретических занятий, средства практических занятий и специальной подготовки)

П е р и о д ы

Всего часов за год


9


10


11


12

1

2

3

4

5

6

7

8




Теоретические занятия.





































7

1

Физическая культура и спорт в РФ и за рубежом.






1

























1

2

Возрастные изменения. Строение человека и функциональные изменения в процессе занятий спортом.

1



























1

3

Физиологические основы повышения тренированности.








1


















1

4

Роль восстанавливающих средств.











1




















1

5

Система многолетней тренировки.



















1












1

6

Психологическая подготовка в многолет.трен.процессе.
















1















7

Общая спортивная гигиена.



1

























1

8

Правила соревнований в легкой атлетике.

















































































Практические занятия.




















































































1

Общая физическая подготовка.

14

13

13

12

13

13

13

12

12

13

14

3

140

2

Специальная физическая подготовка.

4

4

4

5

4

5

4

5

5

4

2

3

50

3

Техническая и тактическая подготовка.

3

3

4

5

3

4

4

4

4

4

1



40

4

Участие в соревнованиях.







1

1

1






1

1






5

5

Контрольные нормативы



2

1









2

1










6

6

Медицинское обследование

1

1

















1

1







4

7

Восстановительные мероприятия

3

2

1

2

2

3

2

2

2

3

3



25

















































Всего часов за месяц и год.

26

26

24

26

24

26

24

26

26

26

17

6

276
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка программа для спортивно-оздоровительных групп отделения лёгкой атлетики дюсш «олимп» iconРабочая программа для спортивно-оздоровительных групп отделения лёгкой атлетики «дюсш «Олимп»
Госкомспорт РФ – 2004г., нормативных документов Федерального органа управления физической культуры и спорта Устава «дюсш «Олимп»,...

Пояснительная записка программа для спортивно-оздоровительных групп отделения лёгкой атлетики дюсш «олимп» iconПрограмма рассчитана на 10 лет обучения: группы начальной подготовки...
Данная программа разработана для работы отделения легкой атлетики дюсш г. Буя в которой развиты такие виды легкой атлетики как спортивная...

Пояснительная записка программа для спортивно-оздоровительных групп отделения лёгкой атлетики дюсш «олимп» iconПояснительная записка На основании программы «Фитнес-аэробика»
Программа предназначена для подготовки спортсменов по фитнес-аэробике в спортивно-оздоровительных (СО) группах, в группах начальной...

Пояснительная записка программа для спортивно-оздоровительных групп отделения лёгкой атлетики дюсш «олимп» iconПаспорт программы Наименование программы Учебная программа по лыжным...
Учебная программа по лыжным гонкам для спортивно – оздоровительных групп (адаптированная)

Пояснительная записка программа для спортивно-оздоровительных групп отделения лёгкой атлетики дюсш «олимп» iconПрограмма для групп адаптивной физической культуры (спортивно-оздоровительных...
Москва, 2004г., подготовленная авторским коллективом кафедры теории и методики спортивного и синхронного плавания, аквааэробики,...

Пояснительная записка программа для спортивно-оздоровительных групп отделения лёгкой атлетики дюсш «олимп» iconОбразовательная программа по фитнес-аэробике Пояснительная записка
Программа предназначена для обучения в дюсш (от групп начальной подготовки до групп спортивного совершенствования) и соответственно...

Пояснительная записка программа для спортивно-оздоровительных групп отделения лёгкой атлетики дюсш «олимп» iconПояснительная записка Программа кружка легкой атлетики рассчитана...
Программа кружка легкой атлетики рассчитана на школьников в возрасте от 11 до 14 лет. Она предусматривает проведение теоретических...

Пояснительная записка программа для спортивно-оздоровительных групп отделения лёгкой атлетики дюсш «олимп» iconУрока легкой атлетики
Подготовительная часть урока легкой атлетики. Учебно-методическое пособие для преподавателей средних специальных учебных заведений...

Пояснительная записка программа для спортивно-оздоровительных групп отделения лёгкой атлетики дюсш «олимп» iconРефератов по теме: «История развития легкой атлетики»
Тема Введение в легкую атлетику. История развития легкой атлетики. Классификация легкоатлетических упражнений

Пояснительная записка программа для спортивно-оздоровительных групп отделения лёгкой атлетики дюсш «олимп» iconУчебно-методический комплекс дисциплины теория и методика лёгкой атлетики
Дисциплина «Теория и методика лёгкой атлетики» является вариативной частью профессионального цикла ооп впо по направлению подготовки...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную