Урока легкой атлетики






Скачать 483.14 Kb.
НазваниеУрока легкой атлетики
страница1/5
Дата публикации14.03.2015
Размер483.14 Kb.
ТипУрок
l.120-bal.ru > Спорт > Урок
  1   2   3   4   5


МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Брянское государственное училище (техникум) олимпийского резерва»


ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

УРОКА ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
для преподавателей средних специальных учебных заведений

и студентов институтов, колледжей физической культуры


Брянск 2013

Автор: Чуприк С.Ф.
Подготовительная часть урока легкой атлетики. Учебно-методическое пособие для преподавателей средних специальных учебных заведений и студентов институтов, колледжей физической культуры / ФГБОУ СПО «БГУОР»: Чуприк С.Ф. – Брянск, 2013. – 31с.
Рекомендована методическим Советом ФГБОУ СПО «БГУОР»

Протокол методического Совета № ___ от «___ » ___________ 2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…. 3

  2. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ УРОКА………………………………………. 5

  3. ВАРИАНТЫ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ УРОКА ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ……………………………………………………………...……….. 10

  4. ЛИТЕРАТУРА ……………..………………………………………………...…. 31


ВВЕДЕНИЕ
Легкая атлетика – один из основных и наиболее массовых видов спорта, который объединяет упражнения в ходьбе, беге, прыжках и метаниях, а также в многоборьях. Легкая атлетика занимает ведущее место благодаря большому разнообразию, доступности и прикладности ее видов, всестороннему воздействию на организм занимающихся, оздоровительной направленности.

Основной формой организации занятий по легкой атлетике является урок, который проводится с постоянным составом занимающихся.

Перед каждым уроком ставятся конкретные гигиенические, образовательные и воспитательные задачи.

Перед практическими уроками могут быть поставлены различные задачи: усвоить новый материал, закрепить знакомый материал, развить определенные качества, проверить подготовленность занимающихся.

Практические уроки проводятся по общепринятой структуре, состоящей из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.

Учебно-методическое пособие, подготовленное для студентов институтов и колледжей физической культуры, раскрывает полное содержание подготовительной части урока.

Автор предлагает варианты конспектов подготовительной части урока по легкой атлетике. Представленные конспекты являются своеобразным ориентиром, предполагающим творческое отношение преподавателя к учебному процессу.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ УРОКА

Основными задачами подготовительной части занятия являются:

  1. Привлечение внимание занимающихся к предстоящей работе, повышение их эмоционального тонуса, усвоение строевых навыков, улучшение осанки.

  2. Усиление обмена веществ и активизация вегетативных функций организма (сердечной и дыхательной деятельности).

  3. Специальная подготовка в соответствии с задачами основной части урока по технике бега, прыжков и метаний.

Следовательно, подготовительная часть решает задачи, связанные с обеспечением наилучших условий реализации общих задач урока и имеет относительно самостоятельное образовательное и оздоровительное значение.

Продолжительность подготовительной части урока при 90-минутном уроке – 25-30 минут, при 45-минутном уроке – 10-15 минут.

Начинается урок общим построением занимающихся и рапортом дежурного о готовности к началу урока. Учитель стремится избегать шаблона в построениях и перестроениях, разнообразию форм размещения и перемещения.

После сообщения задач урока преподаватель приступает сразу к проверке домашнего задания. Оговоримся, что проверка домашнего задания может проводиться по ходу урока, в основной и даже заключительной частях.

Далее учитель может провести специальные упражнения на внимание, что соответствует формированию необходимой психологической установки и эмоционального фона.

После этого применяются строевые упражнения, упражнения на формирование осанки, тем самым решает ряд частных образовательно-вспомогательных задач: обучение строевым упражнениям, приучение к четкости выполнения команд, к слаженности действий.

Главное внимание к подготовительной части отводится функциональной подготовке организма занимающихся к предстоящей основной деятельности.

Это достигается выполнением легко дозируемых упражнений, не требующих длительного времени на подготовку и выполнение.

Средствами подготовительной части являются: ходьба, различные способы бега и прыжков, общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами и на снарядах (стенка, скамейка), в движении и на месте, в парах.

Ходьба и ее разновидности:

  • ходьба с носках (тяжесть тела сразу переносится на выставленную ногу, туловище выпрямлено, подтянуто);

  • ходьба мягким, обычным, высоким и пружинящим шагом;

  • ходьба с перекатом с пятки на носок – ходьба скрестным шагом;

  • ходьба на носках;

  • ходьба на пятках;

  • ходьба на наружном ребре стопы;

  • ходьба на полусогнутых ногах;

  • ходьба в приседе и другими способами;

  • ходьба в чередовании с бегом;

  • ходьба парами;

  • ходьба с изменением направления;

  • ходьба с перешагиванием через предметы.

Бег.

Всем хорош бег, но есть у него, как и у других циклических упражнений, один недостаток – однообразие двигательного акта: каждое последующее движение повторяет предыдущее. Эта особенность бега больше всего не устраивает занимающихся, для которых требуется разнообразие.

И тут на помощь приходят различные способы бега, так называемый “фигурный бег”.

Первые 1-3 минуты можно провести обычный бег трусцой в спокойном режиме, при этом первые 200 м можно бежать с пятки, затем 200 м со всей стопы, 400 м с передней части стопы, после чего можно применить различные способы бега:

  • бег с продвижением толчками;

  • бег с поворотами (влево, вправо);

  • бег с взмахами вперед и назад;

  • бег скрестный вперед и в сторону;

  • бег с прыжками через препятствия;

  • бег с изменением направления (“змейкой”, по кругу);

  • бег с ускорением и переходом на обычный бег и т.д.

В зале бег можно выполнять под музыку, повышая психоэмоциональное воздействие занятия.

Общеразвивающие упражнения (ОРУ).

Для выполнения упражнений используются разнообразные формы построения в разомкнутом и сомкнутом строю, круге (двух-трех кругах), квадрате, треугольнике, дугах и др.

При составлении комплекса ОРУ нужно учитывать место и время проведения занятий, а также возраст, пол и физическую подготовленность занимающихся.

Прежде всего, следует определить объем и содержание упражнений, которые будут включены в комплекс (в зависимости от назначения), т.е. подобрать необходимые упражнения и установить их число (их может быть в комплексе от 8 до 15).

Определяя очередность упражнений в комплексе, рекомендуется соблюдать следующие правила:

  1. Первым в комплексе должно быть упражнение на ощущение правильной осанки.

  2. Следующими в комплексе должны быть упражнения с преимущественной работой разных групп мышц (рук и плечевого пояса, брюшного пресса, ног).

  3. Далее в комплекс включаются 2-3 наиболее сложных упражнения для всех частей тела.

  4. Как правило, упражнения силового характера должны предшествовать упражнения на растягивание, так как без предварительного разогревания мышц возможны растяжения мышечных волокон и связок. После напряженной работы целесообразно выполнять упражнения на расслабление.

  5. В конце комплекса выполняются упражнения умеренной интенсивности на обучение дыханию. Заканчиваться комплекс должен упражнениями на ощущение правильной осанки.

Каждое упражнение в комплексе можно повторять от 8 до 12 раз, упражнения для развития силы – до ощутимой усталости тех групп мышц, которые выполняют основную работу, а упражнения для развития гибкости до появления легких болевых ощущений.

Проводить ОРУ можно различными способами: “По показу”, “По рассказу”, “По показу и рассказу”, “По разделению”, “игровым способом”.

При любом способе управления учитель должен иметь возможность делать замечания, исправлять ошибки, подбадривать занимающихся.

Затем занимающиеся делают специальную разминку (7-10 минут), в которой подбор упражнений по координационным механизмам и характеру нагрузок должен соответствовать особенностям основных упражнений урока легкой атлетики.

Средствами “специальной настройки” могут служить:

  • специальные беговые упражнения;

  • специальные прыжковые упражнения;

  • специальные упражнения для метания;

  • подвижные игры или эстафеты с элементами бега, прыжков или метания.

Специальные упражнения легкоатлетов

  1. Бег с высоким подниманием бедра

При отталкивании опорной ногой бедро маховой ноги поднимается до горизонтали и выше, плечи расслаблены, руки согнуты в локтевых суставах, как при беге, опорная нога и туловище составляют одну линию. Упражнение выполняется в движении (бегом) в среднем и быстром темпе. Руки работают как при беге. Это упражнение можно выполнять в переменном темпе с плавным переходом из бега с высоким подниманием бедра в обычный бег. Необходимо обращать внимание на отталкивание стопы от грунта до полного выпрямления опорной ноги. Не разводить колени в стороны, не отклонять туловище назад, не поднимать плеч.

  1. Бег с высоким подниманием бедра с последующим загребающим движением.

Упражнение выполняется в первой части, как и бег с высоким подниманием бедра, но после выноса бедра до горизонтали с опорой голень выносится вперед и при опускании бедра вниз ставится загребающим движением под себя на переднюю часть стопы. Голень выполняет маятникообразное движение.

  1. Семенящий бег.

Впереди стоящая нога поочередно ставится на носок с последующим, слегка заметным касанием пяткой грунта. Опорная нога полностью выпрямляется, составляя одну прямую линию с туловищем. Плечевой пояс не напряжен. Руки свободно опущены. При этом нога ставится впереди на длину стопы с постепенным удлинением шага. Необходимо обращать внимание на полное выпрямление опорной ноги в коленном суставе при ее опускании. Не отводить таз назад. Стопы ставить параллельно.

4. Бег прыжками.

Выполняется поочередным отталкиванием ног за счет усиленного разгибания бедра и стопы, и выносом маховой ноги вперед-вверх до параллели с опорой, колено острое, стопа взята на себя. В отталкивании обращают внимание на законченность движения и разгибание толчковой ноги. Угол отталкивания 45-50 градусов. В опорной фазе пятка земли не касается.

5.Бег с захлестыванием голени.

Быстрыми поочередными движениями голень забрасывается назад, при этом таз несколько выведен вперед, голень свободно опускается вниз с постановкой стопы ближе к проекции центра тяжести тела. Руки, согнутые в локтевых суставах, работают, как при беге.

  1. Бег махами вперед.

Выполняется за счет проталкивания стопой опорной ноги и резкого взмаха маховой ногой вперед-вверх. После окончания маха нога активно опускается вниз под себя, ближе к ОЦТ, руки работают, как в беге, ноги в коленях не сгибаются, туловище отклонено слегка назад.

7. Прыжки в беге через шаг.

Одной ногой выполняется обычный шаг, а второй за счет резкого выпрямления в коленном и голеностопном суставах и выносом маховой ноги бедром вперед-вверх до параллели с опорой. Выполняется прыжок. В фазе полета голень маховой ноги слегка выносится вперед и при опускании бедра ставятся загребающим движением на переднюю часть стопы, руки работают как в беге, туловище прямое или слегка наклонено вперед.

8. Прыжки в беге через два шага на третий.

Выполняются 2 беговых шага, а на третий – прыжок, как в упражнении № 7.

9. Подскоки (поточные прыжки).

За счет короткого шага сзади стоящей ногой (маховой) и отталкивания впереди стоящей ногой (толчковой) выполняется прыжок вперед-вверх. После фазы полета приземляются на обе ноги, при этом нога, выполняющая взмах (маховая) ставится впереди и далее выполняет функцию толчковой.

  • Подскоки (бег прыжками вверх).

Выполняются за счет резкого выпрямления опорной ноги во всех суставах, особенно голеностопного и быстрого короткого взмаха бедра маховой ноги вверх. После фазы полета приземляются на маховую ногу и переднюю часть стопы. Маховая нога далее выполняет функцию толчковой.

  • Прыжки с ноги на ногу.

Выполняются за счет резкого выпрямления толчковой ноги во всех суставах и выноса маховой ноги до параллели бедра с опорой. В момент максимального толчка взлета голень выполняет маятникообразное движение и ставится загребающим движением на всю ступню, далее повторяется с другой ноги. Руки работают с максимальной амплитудой, туловище слегка наклонено вперед.

  • Прыжки в шаге через 1, через 3 шага.

После 1-го бегового шага выполняется прыжок за счет выноса согнутой ноги вперед-вверх и выпрямления толчковой ноги во всех суставах под углом 75 град. Во время максимальной точки взлета рука, разноименная маховой ноге, согнутая в локтевом суставе под углом 90 град., доходит до уровня подбородка. Приземление происходит на маховую ногу мягко, на переднюю часть стопы. Если упражнение выполняется через 3 шага, то делается 3 шага и прыжок.

  • Прыжки на одной (“скачки”).

Выполняются за счет мощного отталкивания опорной ноги, после которого она сильно складывается, пятка подносится к ягодице и быстро выносится вперед-вверх. В конце выноса бедра вперед нога выпрямляется в коленном суставе и при приземлении ставится на опору загребающим движением на всю стопу. Маховая нога, согнутая в коленном суставе, в момент отталкивания выносится вперед-вверх, при этом, сгибаясь в коленном суставе, а в фазе полета отводится вниз - назад и в момент приземления находится сзади толчковой ноги.

  • Прыжки на двух ногах (“лягушка”).

После предварительного отведения ног назад и сгибания ног до положения полуприседа делается резкий взмах вперед-вверх и быстрое разгибание ног в коленном и голеностопном суставах. После максимальной точки взлета ноги, слегка согнутые, выносятся вперед, а руки опускаются вниз - назад. Приземление происходит на всю ступню и, гася энергию, спортсмен приходит в положение полуприседа.

  • Подскоки попеременной постановкой ноги впереди (“лягушка”).

Выполняются за счет резкого выпрямления толчковой ноги во всех суставах и выносом маховой ноги вверх - вперед. Выполняя акцент отталкивания больше вверх, угол 75-80 градусов. После фазы полета идет приземление на толчковую ногу, а затем на маховую, которая ставится впереди толчковой, после чего выполняется отталкивание спереди стоящей (толчковой).
ВАРИАНТЫ ПОДГОВИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ УРОКА.
Вариант 1. Спортивная ходьба, метание гранаты, прыжок в высоту.




Содержание материала

Дозировка

Организационно- методические указания

1.

Построение, сдача рапорта, проверка присутствующих, сообщение задач урока.

2 мин.

Обратить внимание на внешний вид.

2.

Ходьба:

  • обычная;

  • на носках, руки вверх;

  • на пятках, руки за спину;

  • перекатным шагом, руки на пояс;

  • спортивная.

21

0,5 круга

0,5 круга

0,5 круга

0,5 круга

1 круг


Дистанция 2 м.

Ладони вверх.

Спина прямая.

Перекат на внешней стороне.

3.

Бег:

  • обычный;

  • галопом правым боком, руки на пояс;

  • тоже левым;

  • левым боком, скрестно правой;

  • то же, правым боком.


5 мин.

20 м
20 м
20 м

20 м


Бежать на передней части стопы, активно работать тазом, смотреть вперед.

4.

Ходьба:

Руки вверх – вдох,

руки вниз – выдох.

1 круг




5.

Перестроение из колонны по 1 в колонну по 4 поворотом в движении.

30 сек.

“В колонну по 4 налево – марш!”.

6.

ОРУ раздельным способом.

15 мин.



Ладони внутрь.

Смотреть на ладони. Ноги прямые.

  1. И.П. – О.С.

1 – левая назад скрестно на носок, руки вверх;

2 – И.П.;

3-4 – то же, правой.


10 раз


  1. И.П. – И.П. – О.С.- руки вверх.

1 – круг правой рукой внутрь;

2 – наклон влево;

3-4 – то же левой.


10 раз

Наклоны ниже, активнее, точно всходную.

  1. И.П. – О.С.

1 – наклон назад, руки вверх;

2 – наклон;

3 – присед, руки вперед;

4 - И.П.


10 раз

Ниже наклон, ноги не сгибать, коснуться ладонями пола, пятки не отрывать от пола.

  1. И.П. – широкая стойка ноги врозь, руки на пояс;

1 – наклон к правой;

2 – наклон;

3 – наклон к левой;

4 - И.П.



10 раз

По ходу выполнения стойку делать шире, ноги прямые, пола коснуться локтями.

  1. И.П. – упор сидя сзади, ноги врозь согнуты.

1 – левая в правую касания пола;

2 – И.П.;

3-4 – то же, правым коленом.


10 раз

Таз пола не касается, руки не отрывать, стопы чуть шире плеч.

  1. И.П. – упор сидя сзади.

1 – левую согнуть на правую;

2-3 - два пружинящих наклона к левой;

4 – И.П.;

5-8 – то же, к правой.



10 раз

Ноги в колене не сгибать, носок на себя, наклон ниже, активнее.

  1. И.П. – упор сидя сзади.

1 – упор лежа сзади махом левой;

2 – И.П.;

3-4 – то же правой.


10 раз

Руки не сгибать, нога прямая, таз поднимать выше, мах выполнять прямой ногой.

  1. И.П. – упор сидя сзади.

1 – сед согнув правую в сторону с захватом за стопу, касанием паха;

2 – то же к груди;

3 – то же за голову;

4 – И.П.;

5-8 – то же левой.

10 раз


Не наклонять туловище вперед, спина прямая, активнее помогать руками.

  1. И.П. – О.С.

1 – упор присев;

2 – упор лежа;

3 – упор лежа на согнутых руках;

4 – упор лежа;

5 – упор лежа на согнутых руках, мах левой назад;

6 – упор лежа;

7 – упор присев;

8 - И.П.

10 раз



Руки сгибать до 90 градусов, мах активнее и выше, ногу в колене не сгибать, спину не прогибать.

  1. И.П. – упор присев;

1 – встать, мах левой назад руки в сторону;

2 – И.П.;

3-4 – то же, правой;

5-8 – то же, мах в строну.

10 раз

Спина прямая, мах выше, ногу в колене не сгибать, руки точно в стороны, опорная нога – прямая.

  1. И.П. – упор присев;

1 – упор лежа;

2 – упор присев;

3 – упор лежа, ноги врозь;

4 - И.П.

10 раз

Ноги прямые, руки в локтях не сгибать, спину не прогибать, делать под счет.

12) И.П. - О.С.;

1 – прыжок с поворотом таза направо;

2 – то же, налево.

20 раз

Активнее работать тазом, прыгать на передней части стопы.

13) Ходьба на месте.

30 сек.




7.

Перестроение из колонны по 4 в колонну по 1:

20 сек.

“Кру-гом!" «В колонну по одному налево в обход шагам – марш!»

8.

Специальные упражнения:

  1. бег с высоким подниманием бедра.

  2. бег с захлестыванием голени.

  3. подскоки.

  4. семенящий бег.

  5. ускорения с постепенным наращиванием скорости.


2х30 м
2х30 м

2х30 м

2х30 м

3х30 м


Выше бедро.

Бег на передней части стопы.

Отталкиваться вперед-вверх.

Активная работа рук.

9.

Медленный бег.

1 круг

Восстановление дыхания.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока легкой атлетики iconРефератов по теме: «История развития легкой атлетики»
Тема Введение в легкую атлетику. История развития легкой атлетики. Классификация легкоатлетических упражнений

Урока легкой атлетики iconУчебно-методический комплекс дисциплины теория и методика лёгкой атлетики
Дисциплина «Теория и методика лёгкой атлетики» является вариативной частью профессионального цикла ооп впо по направлению подготовки...

Урока легкой атлетики iconЛекция №8. Особенности занятий легкой атлетикой с детьми, подростками,...
Лекция №6. Организация и проведение соревнований по легкой атлетике

Урока легкой атлетики iconПояснительная записка программа для спортивно-оздоровительных групп...
Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта лёгкая атлетика от 24. 04. 2013 №220, изучения и обобщения многолетнего...

Урока легкой атлетики iconРабочая программа для спортивно-оздоровительных групп отделения лёгкой атлетики «дюсш «Олимп»
Госкомспорт РФ – 2004г., нормативных документов Федерального органа управления физической культуры и спорта Устава «дюсш «Олимп»,...

Урока легкой атлетики iconПрограмма рассчитана на 10 лет обучения: группы начальной подготовки...
Данная программа разработана для работы отделения легкой атлетики дюсш г. Буя в которой развиты такие виды легкой атлетики как спортивная...

Урока легкой атлетики iconПояснительная записка Программа кружка легкой атлетики рассчитана...
Программа кружка легкой атлетики рассчитана на школьников в возрасте от 11 до 14 лет. Она предусматривает проведение теоретических...

Урока легкой атлетики iconСтатья на тему: проведение соревнований. Работа стартовой бригады...
Легкая атлетика составляла основу спортивной программы первых олимпийских игр. Свои позиции легкой атлетике удалось завоевать за...

Урока легкой атлетики iconТема : «Методика обучения технике легкоатлетических упражнений»
Брошюры по видам легкой атлетики (с одноименным названием) авторы-ведущие специалисты в данном виде

Урока легкой атлетики iconМетодические рекомендации в. 17. 2 Теория и методика легкой атлетики
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную