Рабочая программа для спортивно-оздоровительных групп отделения лёгкой атлетики «дюсш «Олимп»






Скачать 357.22 Kb.
НазваниеРабочая программа для спортивно-оздоровительных групп отделения лёгкой атлетики «дюсш «Олимп»
страница1/3
Дата публикации01.05.2015
Размер357.22 Kb.
ТипРабочая программа
l.120-bal.ru > Спорт > Рабочая программа
  1   2   3





БЕРЁЗОВСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА «ОЛИМП»



Принято Педагогическим УТВЕРЖДАЮ:

Советом от « 31» августа 2013 г. И.о. директора БМБОУДОД «Олимп»

ПРОТОКОЛ № 4 _______________ А.Ю. Дмитриева

ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА
Рабочая программа
Для спортивно-оздоровительных групп

(спринт, прыжки)




Составитель:

Тренер-преподаватель

Волошин В.И. высшая категория

г. Берёзовский

2014 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа для спортивно-оздоровительных групп отделения лёгкой атлетики «ДЮСШ «Олимп» составлена на основе Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта легкая атлетика (приказ Минспорта России от 24.04.2013г. № 220) Федерального закона от 14.12.2007г. № 329-Ф3 примерной программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва (Госкомспорт РФ – 2004г.), нормативных документов Федерального органа управления физической культуры и спорта Устава «ДЮСШ «Олимп», а также изучения и обобщения многолетнего опыта работы тренеров школы с юными легкоатлетами и с учётом условий и возможностей работы отделения лёгкой атлетики.

В программе отражены основные задачи на этапе начальной подготовки, построение учебно-тренировочного процесса, распределение объёмов основных средств и интенсивности тренировочных нагрузок по первым годам обучения юных легкоатлетов.

Учитывая особенности современного этапа развития спорта в целом и лёгкой атлетики в частности, программа охватывает основные методические положения и принципы работы с детьми младшего и среднего школьного возраста, направленные на дальнейшую реализацию единой системы многолетней спортивной тренировки и обучения в ДЮСШ.

Составление настоящей программы вызвано тем обстоятельством, что большинство Примерных программ спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства, вышедших в издательстве «Советский спорт» в последние годы, содержат нормативную, организационную и методическую части только начиная с этапа учебно-тренировочных групп.

Тем на менее дети, начиная заниматься лёгкой атлетикой, в течение первых двух лет должны пройти курс ознакомления с разными видами лёгкой атлетики, многоборную подготовку т.к. с первых шагов невозможно определиться с дальнейшей специализацией.



Программа решает задачи:
- улучшение состояния здоровья детей и закаливание;

- улучшение физического развития;

- привлечение максимально возможного числа детей и подростков к занятиям лёгкой атлетикой, формирование у них устойчивого интереса, мотивации к систематическим занятиям спортом и здоровому образу жизни;

- выявление задатков и способностей, привитие интереса к различным видам лёгкой атлетики;

- обучение основам техники разных видов лёгкой атлетики, учитывая базовые возможности спортивной школы, и широкому кругу двигательных навыков;

- приобретение детьми разносторонней физической подготовленности: развитие аэробной выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей;

- воспитание морально-этических и волевых качеств, устойчивой психики, становление спортивного характера;

- поиск на раннем периоде жизни ребёнка талантливых в спортивном отношении детей на основе морфологических критериев и двигательной одарённости.

Спортивно-оздоровительный этап в процессе многолетнего учебно-тренировочного процесса служит выявлению у юных спортсменов их способностей и интереса к занятиям лёгкой атлетикой, а также возможностей для дальнейшего формирования специальных способностей в избранном виде лёгкой атлетики. Учитывая то, что у каждого ребёнка свои особенности телосложения и свои особенности организма, вся тренировочная деятельность на начальном этапе должна быть подчинена развитию природных задатков и выявлению пригодности для дальнейшего спортивного совершенствования.

При составлении данной программы были использованы методические рекомендации:

- по развитию физических качеств и двигательных навыков;

- по обучению основам техники бега;
- по обучению основам техники различных видов прыжков;

- по обучению основам техники различных видов многоборья;

- по планированию тренировочного процесса в отдельные периоды подготовки.

Все основные параметры программы прошли соответствующую отработку в ДЮСШ и показали свою эффективность.

2.ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Все дети школьного возраста согласно физиологической периодизации делятся на 3 возрастные группы: 7 лет – конец первого периода детства; 8-11 лет (девочки) и 8-12 лет (мальчики) – период второго детства. Подростковый возраст наступает с 12 лет у девочек и с 13 лет у мальчиков. С 16 лет у девочек и 17 лет у мальчиков наступает юношеский возраст.

В детском и особенно в подростковом возрасте отмечаются высокие темпы роста тела в длину, увеличивается вес, мышечная масса. Максимальный рост силы на 1 кг собственного веса наблюдается до 14 лет.

В возрасте от 7 до 12 лет наблюдается интенсивный рост темпа движений. Быстрота и частота движений, а также способность поддерживать их максимальный темп к 14-15 годам достигают значении, близких к предельным.

Напряжённая мышечная работа предъявляет высокие требования к ресурсам систем дыхания и кровообращения, и так как сердце раньше, чем скелетные мышцы достигает границ работоспособности, то именно пределы его функциональных возможностей определяют способность человека к работе большой мощности. Уровень сердечной производительности имеет важное значение в обеспечении энергетических потребностей организма, связанных с мышечной работой. В процессе развития человека ЧСС уменьшается, достигая к подростковому возрасту величин, близких к показателям взрослых. ЧСС с 85-90 уд/мин в 7 лет снижается до 70-76 уд/ мин к 14-15 годам.

Развивая физические качества ребёнка в начальном тренировочном периоде, следует руководствоваться обобщениями отечественных и зарубежных учёных, определивших наиболее оптимальные сроки для развития тех или иных физических качеств:

Сила – Рост силы мышц относительно незначителен до 11 лет и только с 12 до 14 лет темпы её роста заметно увеличиваются.

Быстрота - Развитие быстроты наблюдается с 7 до 20 лет, однако интенсивное развитие этого качества происходит от 9 до 11 лет и в момент полового созревания, начиная с 11-12 до 14-15 лет, а у мальчиков продолжается и позже.

Скоростно-силовые качества начинают расти с 7-8 лет. Наибольший естественный прирост приходится на возраст от 10-12 лет до 13-14 лет. После этого возраста рост продолжается, но в основном под влиянием тренировки.

Выносливость - Аэробная мощность характеризуется абсолютным МПК, увеличивающимся с возрастом у мальчиков и девочек. В пубертатном периоде этот показатель имеет тенденцию росту у детей, занимающихся спортом. Наиболее интенсивно растёт аэробная мощность в период полового созревания и замедляется только после 18 лет. При этом относительное МПК мл/мин/кг почти не изменяется в возрасте от 10 до 17 лет.
Анаэробная выносливость – По утверждению многих учёных дети гораздо легче переносят соревнования в беге на длинные дистанции (3000м), нежели на 200-800 м. Это связано с тем, что до 12-13 лет наблюдается незначительный рост анаэробной выносливости, более значительный - после 16 лет, т.е. в период достижения биологической зрелости.
Гибкость - Общеизвестно мнение, что дети более гибкие, чем взрослые. Рост этого качества увеличивается от 6 до 10 лет и в возрасте 10 лет происходит большой скачок в его развитии. В детском возрасте позвоночный столб отличается большой гибкостью и неустойчивостью изгибов. Суставно-связочный аппарат очень эластичен, но недостаточно прочен.
Из всего вышесказанного следует вывод, что начальный период подготовки юных легкоатлетов является наиболее подходящим ( сенситивным) для развития гибкости, быстроты и общей (аэробной) выносливости, также благоприятным для начала формирования скоростно-силовых качеств.


3. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ

В спортивно-оздоровительные группы зачисляются дети начиная с 9 лет, желающие заниматься спортом, имеющие письменное разрешение (справку) от участкового педиатра. Родители должны представить письменное заявление директору школы с просьбой зачислить ребёнка в состав учащихся школы. Комплектование учебных групп проводится на основе отбора в течение сентября-октября, который проводится на городских и школьных (МОУ СОШ) соревнованиях и кроссах, также непосредственно на уроках физического воспитания в школах. Продолжительность обучения в группах начальной подготовки – 3 года. Продолжительность одного занятия в группе СО не может превышать 2-х учебных часов.

Учитывая материально-базовые возможности ДЮСШ, работа в группах начальной подготовки в осенний, весенний периоды проводится на свежем воздухе в условиях стадиона, лесопарка, открытых спортплощадок, а остальное время - в помещении спортивного зала ДЮСШ.

На спортивно-оздоровительном этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники видов лёгкой атлетики, выбор дальнейшей спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов для последующего зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки.

НАПОЛНЯЕМОСТЬ УЧЕБНЫХ ГРУПП И РЕЖИМ ТРЕНИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ


Год

обучения

Минимальн.

возраст для

зачисления

Минимальн.

число уч-ся

в группе

Максим. кол-

во часов в

неделю

Требов.по

физ.подготов-

ке на нач.

уч.года

Требов. по ОФП и СФП

СФП на конец

уч.года

СО

9

15

6

Выполн. норм

По ОФП

Выполн. нормат.

По ОФП



СООТНОШЕНИЕ СРЕДСТВ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ (%)

Средства подготовки

СО

О Ф П

71-87

С Ф П

-



ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН НА 52 НЕДЕЛИ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ( в часах)




п/п

Разделы подготовки

Группы

СО

1.

Тактическая,теоретическая, психологическая подготовка

15

2.

Общая физическая подготовка

248

3.

Специальная физическая подготовка

-

4.

Техническая подготовка

46




Участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика

3




Общее количество часов за год:

312


КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ ДЛЯ ГРУПП СО






юноши

девушки

Бег 20 м с ходу, сек

Не более 3,4с

Не более 4,2с

Прыжок в длину с места, см

Не менее 190см

Не менее 160см

Бег 100 м

Не более 15,2 с

Не более 17,5 с





























Выполнение спортивного разряда по одной из дисциплин лёгкой атлетики также является поводом для рассмотрения вопроса зачисления в УТГ.

4. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


Для спортивно-оздоровительных групп периодизация учебного процесса носит условный характер. В связи с малым количеством официальных соревнований годичный цикл не делится на периоды. Основное внимание обращается на содержание недельных циклов. Контрольные соревнования и общешкольные соревнования проводятся по текущему материалу занятий без напряжённой подготовки к ним.

Основное внимание уделяется физической и технической подготовке. На протяжении годичного цикла изменяется удельный вес отдельных видов подготовки.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН-СХЕМА ПОДГОТОВКИ ЮНОГО ЛЕГКОАТЛЕТА





Основные объёмы тренировочных нагрузок

Всего за год, час


Всего за год, час


1

Количество тренировочных занятий

138

138

2

Количество тренировочных часов

276

414

3

Медленный бег и его разновидности

17

28

4

Общеразвивающие упражнения

15

30

5

Ускорения на отрезках от 20 до 50 м

11

18

6

Задания скоростной направленности

25

45

7

Задания скоростно-силовой направленности

20

30

8

Задания на выносливость

30

45

9

Задания на координацию и силу

26

42

10

Задания силовой направленности

22

34

11

Элементы гимнастики и акробатики

10

10

12

Изучение техники видов лёгкой атлетики

35

53

13

Подвижные игры и игровые задания

40

40

14

Спортивные игры

15

25

15

Участие в соревнованиях

По календарю

По календарю

16

Теоретическая подготовка

6

10

17

Медицинское обследование

4

4

План-схема составлен из расчёта учебно-тренировочной работы тренера в течение 52 рабочих недели.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

В общем объёме учебного процесса в спортивно-оздоровительных группах важное место занимает раздел «Теоретическая подготовка». Детская спортивная школа является учреждением дополнительного образования со своими специфическими целями и задачами. Понятие «дополнительное образование» подразумевает процесс воспитания и гармоничного развития личности. Основное предназначение дополнительного образования - удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные, социокультурные и образовательные потребности детей. В условиях ДЮСШ в процессе совместной деятельности взрослого (тренера-преподавателя) и ребёнка, подростка (учащегося) происходит развитие не только физических и двигательных качеств, достижение определённого уровня спортивной подготовленности и спортивных результатов, но и развитие нравственных качеств, расширение кругозора, формирование собственного мировоззрения, повышение интеллектуального уровня. Поэтому, обращаясь к конкретным задачам развития определённых навыков в спорте, необходимо помнить о приоритетности воспитания личности. Важно умение ненавязчиво помогать ребёнку в реализации его потенциальных возможностей и потребностей в решении своих личных проблем в спорте, эмоционально и психически поддерживать его.

Очень важной формой воспитания гармонически развитой, самостоятельно мыслящей и эрудированной личности, осознанно идущей к достижению спортивных результатов, является правильная и полная реализация одного из основных разделов учебной программы – «Теоретическая подготовка».

Занятия по теоретической подготовке в группах СО следует проводить в виде коротких бесед, пояснений, рассказов до начала тренировки или в конце её, а также во время отдыха, поездки на соревнования, в походах, в лагере и т.д. Очень большую роль играют встречи с известными спортсменами и просмотр и обсуждение крупных соревнований с участием знаменитых спортсменов страны и мира, также с участием ведущих спортсменов ДЮСШ. Очень важны лекции и беседы медработника школы.
Примерная тематика занятий по теоретической подготовке для групп СО:
- История развития лёгкой атлетики и история развития лёгкой атлетики в России;

- Правила техники безопасности на тренировках и при передвижении к месту занятий;

- Гигиена физических упражнений, личная гигиена, режим тренировок и отдыха, питание;

- Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Влияние физических

упражнений на организм человека;

- Профилактика заболеваний и травматизма, закаливание. Первая помощь при нес-

частных случаях;

- Основы техники разных видов лёгкой атлетики, терминология, инвентарь;

- Морально-волевая подготовка;

- Основы правил организации и проведения соревнований.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Программный материал для спортивно-оздоровительных групп представляется в виде тренировочных заданий. Исходной структурной единицей тренировки является не нагрузка, а тренировочное задание. В своей работе « Лёгкая атлетика для юношества» проф. В.Б.Попов объясняет это тем, что сами по себе абстрактные понятия работы и отдыха не несут педагогической информации. По его мнению, работа и отдых приобретают

педагогический смысл только тогда, когда они определённым образом организованы. А организованная определённым образом работа и отдых - это уже тренировочное задание, дающее известную тренировочную нагрузку организму спортсмена и имеющее конкретное педагогическое содержание и смысл. И основное заключается в том, что тренировочные задания всегда позволяют решать в занятии конкретную педагогическую задачу, а тренировочное занятие- это как бы определённая последовательность тренировочных заданий.

Тренировочные задания условно делятся на четыре группы:

1) обучающие;

2) комплексы, развивающие физические качества;

3) игры, развивающие физические качества;

4) специальные (состоящие из средств беговой и технической подготовки).

При планировании группового учебно-тренировочного занятия в группах СО важно правильно распределить используемые средства и методы в форме тренировочного задания, рационально размещая и чередуя их, определив величину нагрузки и её последовательность.


Тренировочный урок делится на три части:
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа для спортивно-оздоровительных групп отделения лёгкой атлетики «дюсш «Олимп» iconПояснительная записка программа для спортивно-оздоровительных групп...
Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта лёгкая атлетика от 24. 04. 2013 №220, изучения и обобщения многолетнего...

Рабочая программа для спортивно-оздоровительных групп отделения лёгкой атлетики «дюсш «Олимп» iconПрограмма рассчитана на 10 лет обучения: группы начальной подготовки...
Данная программа разработана для работы отделения легкой атлетики дюсш г. Буя в которой развиты такие виды легкой атлетики как спортивная...

Рабочая программа для спортивно-оздоровительных групп отделения лёгкой атлетики «дюсш «Олимп» iconПаспорт программы Наименование программы Учебная программа по лыжным...
Учебная программа по лыжным гонкам для спортивно – оздоровительных групп (адаптированная)

Рабочая программа для спортивно-оздоровительных групп отделения лёгкой атлетики «дюсш «Олимп» iconПрограмма для групп адаптивной физической культуры (спортивно-оздоровительных...
Москва, 2004г., подготовленная авторским коллективом кафедры теории и методики спортивного и синхронного плавания, аквааэробики,...

Рабочая программа для спортивно-оздоровительных групп отделения лёгкой атлетики «дюсш «Олимп» iconУрока легкой атлетики
Подготовительная часть урока легкой атлетики. Учебно-методическое пособие для преподавателей средних специальных учебных заведений...

Рабочая программа для спортивно-оздоровительных групп отделения лёгкой атлетики «дюсш «Олимп» iconРефератов по теме: «История развития легкой атлетики»
Тема Введение в легкую атлетику. История развития легкой атлетики. Классификация легкоатлетических упражнений

Рабочая программа для спортивно-оздоровительных групп отделения лёгкой атлетики «дюсш «Олимп» iconУчебно-методический комплекс дисциплины теория и методика лёгкой атлетики
Дисциплина «Теория и методика лёгкой атлетики» является вариативной частью профессионального цикла ооп впо по направлению подготовки...

Рабочая программа для спортивно-оздоровительных групп отделения лёгкой атлетики «дюсш «Олимп» iconПояснительная записка На основании программы «Фитнес-аэробика»
Программа предназначена для подготовки спортсменов по фитнес-аэробике в спортивно-оздоровительных (СО) группах, в группах начальной...

Рабочая программа для спортивно-оздоровительных групп отделения лёгкой атлетики «дюсш «Олимп» iconЛекция №8. Особенности занятий легкой атлетикой с детьми, подростками,...
Лекция №6. Организация и проведение соревнований по легкой атлетике

Рабочая программа для спортивно-оздоровительных групп отделения лёгкой атлетики «дюсш «Олимп» iconПояснительная записка Программа кружка легкой атлетики рассчитана...
Программа кружка легкой атлетики рассчитана на школьников в возрасте от 11 до 14 лет. Она предусматривает проведение теоретических...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную