Программа тренинга толерантности «Разнообразный мир. Учимся понимать и ценить различия»






Скачать 242.75 Kb.
НазваниеПрограмма тренинга толерантности «Разнообразный мир. Учимся понимать и ценить различия»
Дата публикации17.03.2015
Размер242.75 Kb.
ТипПрограмма
l.120-bal.ru > Водные виды спорта > Программа
(Приложение 38)
Программа «Я выбираю жизнь»

(проведение превентивных мероприятий в школе, направленных на уменьшение риска развития антивитальных переживаний и аутоагрессивного поведения у несовершеннолетних)
Данная программа рекомендована педагогам-психологам, социальным педагогам, для проведения мероприятий по профилактике суицидального поведения среди подростков. Может быть полезна классным руководителям образовательных учреждений.

«Самоубийство – это мольба о помощи, 
которую никто не услышал…» 
                                             Р. Алеев 



Пояснительная записка 

Суицид – это глобальная и трагическая проблема для мирового сообщества. По всей Земле после решения покончить с собой умирает больше людей, чем чем в результате войн и насильственных убийств, вместе взятых. 
Проблема суицида привлекает внимание психологов, социологов, психиатров многих стран мира. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), общее количество смертей от суицида сейчас приближается к миллиону в год. Тенденции таковы, что к 2020 году число самоубийств, по всей видимости, возрастет в полтора раза. 

Ранее считавшийся наиболее опасный для суицида возраст – около 30 лет – стал уменьшаться до 24-х и даже 15-ти лет, суицидологи были вынуждены констатировать страшный показатель «помолодевшего суицида»: самоубийство становится третьей по счету ведущей причиной смерти среди 15-24 летних людей. В связи с этим повсеместно проводятся меры профилактики, в целях предупреждения суицидальных наклонностей.

В рамках программы школами могут проводиться «Тренинг толерантности», «Тренинг эффективного общения», «Тренинг дружбы» с целью уменьшения риска развития антивитальных переживаний, умения разрешать конфликты в среде сверстников, снижения тревожности и развития аутоагрессивного поведения у несовершеннолетних.

Программа тренинга толерантности «Разнообразный мир. Учимся понимать и ценить различия».

(для подростков).

Автор-составитель Основин И.В.

Руководитель Окружного антикризисного

подразделения, педагог-психолог.

ГОУ ЦПМСС «Живые потоки», г. Москва, РФ.

Актуальность, цель, основная идея, задачи тренинга.

Одна из главных задач предлагаемого тренинга - сделать понятие "толерантность" близким и ясным для каждого участника группы. Она решается через ознакомление участников не только с известными формулировками, но и со многими нюансами этого достаточно сложного термина. Для этого, кроме специальной лекции, которую читает ведущий, используется групповой "мозговой штурм" по выработке определений толерантности в группе, формулированию общего, итогового определения. Это определение сравнивается с уже существующими, кроме того, в ходе работы происходит освоение социальных критериев и показателей толерантности.

В ходе тренинга участники, работая с понятием "толерантность", открывают его новые грани и аспекты.

Важной темой тренинга является раскрытие понятий "толерантная" и "интолерантная" личность. Для успешного формирования толерантных установок на уровне личности важно знать, в чем заключаются основные различия между толерантной и интолерантной личностями. Психологи считают, что интолерантная личность характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружение, высокой тревожностью, потребностью в строгом порядке, желанием сильной власти. Толерантная личность - это человек, хорошо знающий себя и признающий других. Проявление сочувствия, сострадания – важнейшая ценность толерантного общества и черта толерантного человека. В психологии искреннее сопереживание эмоциональному состоянию другого, способность разделить его ощущения и настроения, обозначается термином "эмпатия". Развитие эмпатических свойств личности напрямую связано с умением поставить себя на место другого.

Цели тренинга.

  • Ознакомить участников с понятиями "толерантность" и "толерантная личность", критериями и социальными проявлениями толерантности и нетерпимости, показать значение толерантного поведения при взаимодействии с людьми, а также в различных жизненных сферах.

  • Дать участникам возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.

  • Стимулировать потребность в самопознании и познании особенностей окружающих.

  • Осуществить переход к ненасильственным отношениям, основанным на принципах кооперации, взаимного уважения, понимания и терпимости.

  • Сформулировать представления о «факторе объединения» данной группы.

Задачи тренинга:

  • формирование навыков ведения позитивного диалога;

  • развитие эмоциональной устойчивости и гибкости;

  • развитие социальной восприимчивости (способности к эмпатии и сопереживанию);

  • развитие способности к рефлексии;

  • осознание многообразия мира и проявления личности в этом мире.

Вводная часть.

Цель: введение в проблему.

Процедура проведения. Принимаются правила работы в группе (смотри
Приложение 1.).

Многие из вас, наверное, знают или слышали о толерантности. Сегодня мы постараемся ещё раз, подробнее познакомиться с понятием толерантность и основными чертами «толерантной» личности.

Толерантность в переводе с латинского языка означает терпение.

В современной психологической литературе существует множество
определений этого понятия, вот некоторые из них:

сотрудничество, дух партнерства;

отказ от доминирования, причинения вреда кому-либо;

терпимость к чужим мнениям;

признание своего равенства с другими.

Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах; оно зависит от исторического опыта народа.

В английском языке толерантность - готовность и способность воспринимать без протеста личность или вещь;

во французском - уважение свободы другого, его образа мысли, политических и религиозных взглядов;

в Китае быть толерантным значит позволять, проявлять великодушие в отношении других;

для арабов толерантность - прощение, сострадание, терпение, расположенность;

в персидском языке - выносливость, готовность к примирению;

в русском - существует слово терпимость (способность мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других);

а термин толерантность (в медицине и гуманитарных науках) означает отсутствие или ослабление реакции на какой-либо неблагоприятный фактор.

Терпимость в отношении людей, принадлежащих к другой национальности, предполагает, что мы сознаем принадлежность отдельных групп к человечеству в целом. Толерантность в отношении людей, которые отличаются от нас своими убеждениями и привычками, требует понимания того, что истина не может быть простой, что она многолика, и что существуют другие взгляды, способные пролить свет на ту или иную ее сторону. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.

Деление людей на толерантных и интолерантных весьма условно. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки. Однако склонность вести себя так или иначе может стать устойчивой личностной чертой. Каковы же основные черты толерантной личности?

Это: расположенность к другим людям, снисходительность, терпение, чуткость, доверие, альтруизм, терпимость к различиям (национальным, религиозным и т.д.), умение владеть собой, доброжелательность, умение не осуждать других, гуманизм, умение слушать собеседника, любознательность, способность к сопереживанию.

Знакомство.

1. Упражнение "Снежный ком".

Участники группы сидят в кругу.

Первым представляется ведущий. Затем сидящий слева от него называет имя ведущего и свое имя. Каждый следующий участник называет по очереди имена всех, представлявшихся до него. Таким образом, участнику, замыкающему круг, предстоит назвать имена всех членов группы.

2. Упражнение "Сосед справа, сосед слева".

Участник, в руках у которого находится мяч, называет имена соседей справа и слева от себя, а затем представляется сам. После этого он бросает мяч любому из членов группы. Получивший мяч вновь должен назвать имена своих соседей справа и слева и представиться сам и так далее.

Если участники группы знакомы между собой, первые два упражнения не проводятся.

Проводится следующее упражнение:

3. Упражнение «Ритуалы приветствия».


Участники здороваются друг с другом, используя ритуалы приветствия, принятые в разных культурах.

Предложите группе образовать круг. Один из участников начинает «круг знакомств»: выступает на середину, приветствует партнера, стоящего справа. Потом идет по часовой стрелке и поочередно приветствует всех членов группы.

Каждый раз участник должен приветствовать своего визави новым жестом. При этом он представляется, называя свое имя. Во втором раунде в круг вступает другой участник, стоящий справа от первого, и т.д.

Варианты приветствия:


  • легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония);

  • объятие и троекратное лобызание поочередно в обе щеки (Россия);

  • легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай);

  • рукопожатие и поцелуй в обе щеки (Франция);

  • легкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);

  • поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера (Испания);

  • простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия);

  • мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев (Малайзия);

  • потереться друг о друга носами (эскимосская традиция).

- Поцелуй, касаясь друг друга щеками поочередно и посылая в воздух от одного до пяти поцелуев (Франция)

-Потереться друг о друга носами (Лапландия)

-Скрестить руки на груди (Арабы)

-Обнюхать друг друга (самоанцы)

-Снять головной убор правой рукой, а левую руку заложить за ухо и высунуть язык (Тибет).

4. Упражнение «Пожелание на сегодня».


Работа начинается с того, что все высказывают друг другу пожелания на сегодняшний день. Они должны быть короткими, желательно в одно слово. Один из участников бросает мяч тому, кому адресует пожелание, и одновременно произносит его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь, бросает его следующему участнику, высказывая ему пожелание на сегодня. Надо внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараться никого не пропустить.

Также, высказываются пожелания и ожидания ведущему.

Разминка.

Цели:

  • создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе;

  • повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы.

5. Упражнение «Я - хороший, ты - хороший».

Процедура проведения: Участники находятся в кругу, у ведущего в руке мяч.
Ведущий подбрасывает мяч вверх и называет своё положительное качество, начинающееся на первую букву имени. Затем кидает мяч другому и называет положительное качество этого человека, начинающееся на первую букву его имени. Мяч должен побывать у всех.

(Качества личности, особенности характера в Приложении 4.)

Обсуждение. - Какие чувства вы испытали, когда мяч оказался у вас в руках, и было необходимо назвать своё положительное качество?

  • Какие чувства испытали, когда вы делали комплемент другому?

  • Какие чувства испытывали, когда комплемент сделали вам?

6. Упражнение «Дракон, Рыцарь. Принцесса».

Время проведения: 3 минуты.

Цель: снятие напряжения и скованности в группе, Развитие навыков умения слушать и слышать.

Описание и инструкция. Группа делится на две подгруппы.

Ведущий обращается к участникам: «Скажите, как можно изобразить дракона? А рыцаря? А принцессу?», затем ведущий объясняет правила: «Задача игры – договориться каждой группе, какой персонаж участники вашей группы будут изображать, и одновременно с другой группой изобразить выбранный персонаж. В нашей игре дракон похищает принцессу, принцесса очаровывает рыцаря, рыцарь побеждает дракона. Игра ведется до трех очков».

Основное содержание занятия.

7. Упражнение «Последний герой».


Цель: оценка собственной толерантности, психодиагностика.

Время: 20-25 минут.

Материалы: Карточки с ролями для двух групп.

Ход упражнения:


  1. Выбирают 7-8 добровольцев (1-я группа).

  2. Члены 1-й группы выходят с ведущим из комнаты и получают роли и инструкцию.

  3. Оставшиеся участники (2-я группа) становятся в круг и тоже получают роли и инструкцию.

  4. Игровое время.

  5. Обратная связь.

Задание:


1-я группа: «Вы – пассажиры корабля, получившего пробоину; на обломках корабля вы подплываете к красивому острову, который оказался неподалеку, – здесь вам, возможно, придется остаться надолго. Ваша задача попасть на остров, т.е. в круг. У каждого из вас есть своя социальная роль (надо кратко обсудить эти роли, после чего каждый прикрепляет карточку с названием роли себе на грудь); в роль необходимо вжиться и вести себя в соответствии с ней. Каждый сам решает, каким образом он пройдет в круг. Объединяться нельзя».

2-я группа: «Вы – жители острова, ваши предки жили тут с незапамятных времен. На острове у вас есть все, что нужно, вы не голодаете, но и не имеете излишков. У каждого из вас есть своя социальная роль (надо кратко обсудить эти роли, после чего каждый прикрепляет карточку с названием своей роли себе на грудь), вам хорошо и дружно вместе. Но вот на ваш остров приплыл корабль, и, возможно, его пассажиры захотят остаться здесь. Каждый из вас решает сам, пустить кого-нибудь на остров или нет».

Участники 2-й группы поворачиваются спиной к центру круга и сцепляются локтями. Тот, кто принял решение кого-нибудь пропустить, разворачивается лицом в центр и не участвует в дальнейшей игре. При этом если «островитяне» не согласны с его решением, они могут «прогнать» своего соседа с острова (расцепиться с ним, вытолкнуть его за пределы круга и вновь сомкнуться).

Примеры ролей для пассажиров:

  • домохозяйка

  • матрос

  • потребитель наркотиков

  • судья

  • коммивояжер

  • секс-работница

  • капитан корабля

  • школьник из маленького города

  • директор фирмы

  • военный

Примеры ролей для островитян:

  • холостой фермер

  • школьник

  • пенсионер

  • многодетная мать

  • судья

  • дворник

  • полицейский

  • глава муниципалитета

  • охотник

  • строитель

Ведущий наблюдает за ходом игры.

Обсуждение:


Ведущий задает вопросы:

  1. Что чувствовали:

    • а) пассажиры, проникшие в круг;

    • б) пассажиры, оставшиеся вне круга;

    • в) островитяне, которые пропустили кого-то из потерпевших крушение;

    • г) островитяне, не пропустившие пассажиров на остров;

    • д) островитяне, которых «выгнали», и те, кто «выгонял».

  2. Как и какие изменения происходили в жизни на острове? С чем это связано?

Ожидаемые результаты: Участники увидят модель реального отношения общества к маргинальным группам.

8. Упражнение «Черты толерантной личности».

Цели:

  • ознакомить участников с основными чертами толерантной личности;

  • дать возможность участникам оценить степень своей толерантности.

Материалы: бланки опросника для каждого участника (смотри,
Приложение 2).

Подготовка: бланк опросника с колонкой В на листе прикрепляется на доску или стену.

Процедура проведения. Участники получают бланки опросника. Ведущий
объясняет, что 15 характеристик, перечисленных в опроснике, свойственны толерантной личности.

Инструкция: Сначала в колонке А поставьте: «+» напротив тех трех черт,
которые, по Вашему мнению, у Вас наиболее выражены; «О» напротив тех трех черт, которые у Вас наименее выражены. Затем в колонке В поставьте: «+» напротив тех трех черт, которые, на Ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности. Этот бланк останется у Вас и о результатах никто не узнает, поэтому Вы можете отвечать честно, ни на кого не оглядываясь.

На заполнение опросника дается 35 минут.

Затем ведущий заполняет заранее подготовленный бланк опросника,
прикрепленный на доску (смотри Приложение 3). Для этого он просит поднять руки тех, кто отметил в колонке В первое качество. Число ответивших подсчитывается и заносится в колонку бланка. Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности (с точки зрения данной группы).

9. Упражнение «Волшебная лавка».

Цели:

дать участникам возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.

Процедура проведения. Попросите участников группы представить, что
существует лавка, в которой есть весьма необычные «вещи»: терпение,
снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость,
доверие, альтруизм, терпимость к различиям, умение владеть собой,
доброжелательность, склонность не осуждать других, гуманизм, умение

слушать, любознательность, способность к сопереживанию. Напомним, что с этими качествами группа работала в предыдущем упражнении и бланк с их перечнем все еще висит на доске.

Ведущий выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на какие-нибудь другие. Вызывается один из участников. Он может приобрести одну или несколько «вещей», которых у него нет. (Это те качества, которые, по мнению группы, важны для толерантной личности, но отмечены «О» в колонке А опросника этого участника, т.е. слабо выражены у него.) Например, покупатель просит у продавца «терпения». Продавец выясняет, сколько ему нужно «терпения», зачем оно ему, в каких случаях он хочет быть «терпеливым». В качестве платы продавец просит у покупателя что-то взамен, например, тот может расплатиться «чувством юмора», которого у него с избытком.

Участники получают возможность:

1. Сравнить представление о толерантной личности каждого из членов
группы с общегрупповым представлением.

2. Сравнить представление о себе («+» в колонке «А») с портретом
толерантной личности, созданным группой.

Обсуждение.

Ведущий задает следующие вопросы:

  • Что отличает каждое определение?

  • Есть ли что-то, что объединяет какие-то из предложенных определений?

  • Какое определение наиболее удачно?

  • Можно ли дать одно определение понятию "толерантность"?

В процессе обсуждения обратите внимание на следующие моменты:

  • Понятие "толерантность" имеет множество сторон.

  • Каждое из определений выявило какую-то грань толерантности.

10. Упражнение «Танец отдельных частей тела».


Цели: Разогрев участников; осознание и снятие мышечных зажимов; расширение экспрессивного репертуара.

Время: 7-10 минут.

Материалы: Музыкальные записи разных стилей с четким ритмическим рисунком.

Описание проведения: Участники становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен (например, «танец головы», «танец плеч», «танец кистей рук», «танец живота» и т.д.). Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.11. Основное упражнение «Ассоциации».

Время проведения: 15 минут.

Цель: Осознание альтернативных представлений о мире.

Материал: Бумага, ручка.

Описание и инструкция. Ведущий держит перед собой перечень слов, обозначающих предметы и явления. Инструкция: «Я прочту слова, и пусть каждый из вас на своем листке, независимо от других, напишет ассоциацию (одно слово), которая первой придет к нему в голову. Запомните, что не существует верных и неверных ответов». Затем ведущий зачитывает список слов, а члены группы по очереди произносят связанные со словами ассоциации. Подытоживая упражнение, ведущий задает группе вопрос: «Чему учит нас это упражнение?», «Как вы думаете, почему в связи с одним и тем же словом люди вспоминают разные слова?». Акцентируется, что любая наша ассоциация – проявление нашей же субъективной реальности, которая уникальна и основана на личном опыте.

12. Основное упражнение. «Плюс и минус».

Цель: Выработка умения смотреть на мир с разных ракурсов, в частности, осознание многогранности каждого явления, его позитивных и негативных сторон.

Материал: бумага, ручка.

Описание и инструкция. Каждому участнику дается бумага, ручка. Инструкция: «Найдите «плюсы» (положительные стороны) и «минусы» (отрицательные стороны) аспекты явления, события или идеи, которую я вам назову. Разделите лист на две части, обозначьте соответствующим образом (+,-) и запишите обдуманные мысли».

Ситуации:

- все машины синего цвета;

- люди должны носить специальные платки на голове, что бы показывать, в каком они настроении;

- ученые обнаружили, как получать золото дешевым образом;

- с самого рождения известно об умственных способностях ребенка;

- все время идет дождь.

После того как запишут идеи, участники работают в парах – сравнивают и разбирают идеи.

13. Упражнение для поднятия настроения, снятия усталости.


Проведение. Участники садятся в круг.

Ведущий: «Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано "слон", знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано "слон"».

Ведущий раздает карточки (если в группе нечетное количество участников, ведущий тоже принимает участие в упражнении).

«Прочитайте, пожалуйста, что написано ни вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого – найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки "вашего животного". Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча.

Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось».

После того как все участники группы нашли свою пару, ведущий спрашивает по очереди у каждой пары: «Кто вы?».

Это упражнение обычно проходит очень весело, в результате у участников группы повышается настроение, снижается усталость. Оно способствует дальнейшему раскрепощению участников.

В то же время оно способствует развитию выразительного поведения, побуждает участников, с одной стороны, быть внимательными к действиям других, а с другой стороны, искать такие средства самовыражения, которые будут поняты другим.

После завершения упражнения можно предложить поделиться впечатлениями, рассказать о том, как участники находили свою пару.

Животные: слон, медведь, лиса, заяц, жираф, обезьяна, лев, волк, бегемот, лось, белка, лягушка.

Рефлексия занятия.

Ведущий просит каждого участника ответить на некоторые вопросы.

  • «Что вы сейчас чувствуете?»

  • «Какими мыслями вы хотели бы поделиться с группой?»

  • «Какие чувства вы испытывали во время выполнения упражнений?»

  • «Что показалось вам наиболее интересным, новым, неожиданным?»

Некоторые из вас впервые познакомились с понятием "толерантность". Какое из определений толерантности вызвало у вас наибольший отклик?

Представляется ли вам тема толерантности актуальной, и если да, то почему?

Какие стороны и аспекты толерантности в наибольшей степени
характеризуют это понятие?

Библиография.

  1. Асмолов А. Г. Толерантность в общественном сознании России. М., 1998 .

  2. Байбаков А. М. Введение в педагогику толерантности: Для педагогов и
    старшеклассников. М., 2002.

  3. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. М., 2000.

  4. Марасанов Г. И. Социально-психологический тренинг с подростками. М., 1998.

  5. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. М., 2003.

  6. Под редакцией Хрящевой Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. «Речь», СПб, 2000.

  7. Сарджвеладзе Н., Беберашвили З., Джавахишвили Д., Махашвили Н., Сарджвеладзе Н. Травма и психологическая помощь. – М.: Смысл; ЧеРо, 2005.

  8. Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и
    другими: Тренинг толерантности для подростков. М., 2000.

  9. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика). Сборник научно-методических статей, М., 2002.

  10. Фопель К. Как научить детей сотрудничать, часть 1, М., 2000.

  11. Фопель К. Сплочённость и толерантность в группе. Психологические
    игры и упражнения. М., 2002.


Приложение 1.

Базовые правила групповой работы

Участие в групповой работе оказывает сильное воздействие на
изменение личностных установок. В связи с этим уже на первом занятии необходимо принять этические правила групповой работы, которые способствовали бы созданию комфортной и безопасной обстановки в группе, и придерживаться их на протяжении всего тренинга. Ниже приводятся базовые правила, однако группа может дополнить список своими правилами (например: не опаздывать, говорить по очереди и т.д.).

  • Конфиденциальность. Все, о чем говорится в группе относительно
    конкретных участников, не должно стать достоянием третьих лиц.

  • Принцип добровольного участия в группе. Члены группы могут не
    принимать участие в тех или иных упражнениях (и ведущий будет
    стоять на страже их интересов и защищать от возможного давления со стороны группы). Любой участник имеет право выйти из группы,
    заранее объявив о своем решении ведущему и всем участникам.

  • Доброжелательная, открытая атмосфера. Недопустимы агрессивные действия и высказывания участников по отношению друг к другу. Члены группы могут говорить о своих чувствах, но не должны давать оценки (в первую очередь, негативные) поведению и высказываниям друг друга.

Приложение 2.

Черты толерантной личности



п/п

Черты толерантной личности

Колонка А

Колонка В

1.

Расположенность к другим







2.

Снисходительность







3.

Терпение







4.

Чувство юмора







5.

Чуткость







6.

Доверие







7.

Альтруизм







8.

Терпимость к различиям







9.

Умение владеть собой







10.

Доброжелательность







11.

Умение не осуждать других







12.

Гуманизм







13.

Умение слушать







14.

Любознательность







15.

Способность к сопереживанию







Приложение 3.

Черты толерантной личности, характерные для данной группы



п/п

Черты толерантной личности

Колонка В

1.

Расположенность к другим




2.

Снисходительность




3.

Терпение




4.

Чувство юмора




5.

Чуткость




6.

Доверие




7.

Альтруизм




8.

Терпимость к различиям




9.

Умение владеть собой




10.

Доброжелательность




11.

Умение не осуждать других




12.

Гуманизм




13.

Умение слушать




14.

Любознательность




15.

Способность к сопереживанию









Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа тренинга толерантности «Разнообразный мир. Учимся понимать и ценить различия» iconВот уже насколько лет в своей работе в детском саду я уделяю особое...
Кусству – это приобщение к культуре народов, введение его в мир себе подобных, в жизнь духовную и социальную. Без воспитания с детских...

Программа тренинга толерантности «Разнообразный мир. Учимся понимать и ценить различия» iconПрограмма тренинга «web программирование на платформе asp. Net»
Продолжительность тренинга 10 недель в календарном исчислении, по 2 четырехчасовых занятия в неделю

Программа тренинга толерантности «Разнообразный мир. Учимся понимать и ценить различия» iconСоциальный интеллектуально познавательный проект, театрализованный литературный бал
«Прежде всего, театр должен обращать внимание на молодежь. Надо воспитывать новое поколение зрителей, умеющих понимать и ценить театральное,...

Программа тренинга толерантности «Разнообразный мир. Учимся понимать и ценить различия» iconТеория толерантности: проблема выбора методологии
Николай Бердяев. Однако наиболее систематически категорию толерантности с интервалами в столетие разрабатывали либеральные теоретики...

Программа тренинга толерантности «Разнообразный мир. Учимся понимать и ценить различия» iconВ каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
Охватывает чувство грусти; выпускники начинают ценить каждое мгновение школьной жизни, ценить и уважать одноклассников, открывать...

Программа тренинга толерантности «Разнообразный мир. Учимся понимать и ценить различия» iconАфрики
Велики сокровища музыкальной культуры за многовековую историю человечества. Это и народные песни и танцы, и произведения композиторов...

Программа тренинга толерантности «Разнообразный мир. Учимся понимать и ценить различия» iconПрограмма «Мир в зеркале культуры». Формирование общечеловеческой...
Важнейшие задачи воспитания – формирование гражданской ответственности и правового самосознания, российской идентичности, духовности...

Программа тренинга толерантности «Разнообразный мир. Учимся понимать и ценить различия» iconМаркетинговое Агентство «индиго»
Находя корень, пробуждаем мир. Ища различия сеем раздор. Россия, Индия или все-таки Гиперборея. Працивилизация человечества. Духовные...

Программа тренинга толерантности «Разнообразный мир. Учимся понимать и ценить различия» iconПрограмма семинара-тренинга
«Безопасный репродуктивный выбор: современные технологии прерывания беременности»

Программа тренинга толерантности «Разнообразный мир. Учимся понимать и ценить различия» iconРабочая программа по курсу «Литературное чтение»
Это прежде всего воспитание сознания человека, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную