    МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЕГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Утверждаю
Ректор ФГБОУ ВПО ВолГАУ
член-корр. РАСХН, профессор
__________ А.С. Овчинников
«___» _____________ 2013 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБОСНОВАНИЮ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ ПО ВИДАМ ПРОИЗВОДСТВ Исполнители: Гайдукова В.И.
Земскова О.М.
Литвинова Т.Н. ВОЛГОГРАД 2013
АННОТАЦИЯ
В работе представлена и проанализирована:
динамика и структура численности сельскохозяйственных организаций России и Волгоградской области за период 2001-2012 гг., сделано обоснование;
структура производства основных видов сельскохозяйственной продукции по категориям хозяйств;
посевные площади сельскохозяйственных культур, динамика поголовья скота, валовой сбор зерна, семян подсолнечника, овощей, картофеля;
экономическая эффективность продукции специализации растениеводства и животноводства по сельскохозяйственным организациям, сделаны выводы.
На основании анализа и стратегии развития регионального АПК предложены рекомендации по обоснованию эффективных форм хозяйствования по видам производств.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
I Общие положения
Аграрный сектор – важнейшая составная часть экономики страны, приоритет которой определяется незаменимостью и особой ролью продовольствия в финансовой системе государства, функциональным значением сельского хозяйства, - одной из жизненно важных, системообразующих отраслей.
Реформирование аграрного сектора страны завершилось созданием многоукладной экономики, как системы сельскохозяйственных предприятий и организаций, крестьянских(фермерских) и личных хозяйств населения, их объединений с различными формами собственности.
Многоукладная экономика, рыночные отношения призваны повысить мотивацию труда работников и должны рассматриваться как средства повышения эффективности аграрного производства, устойчивости сельских территорий, обеспечения продовольственной независимости России, роста уровня жизни народа.
Форма хозяйствования рассматривается как система организационно-экономических отношений, основанная на типе уклада хозяйственной деятельности в процессе производства сельхозпродукции, ее переработки и реализации в целях получения прибыли и осуществления расширенного воспроизводства.
Хозяйственный уклад в аграрном секторе экономики определяется в зависимости от формы собственности на землю и имущество, отношений работодателя и работников в процессе производственной деятельности.
Согласно статье 8 Конституции РФ признаются и защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Объектами собственности в сельском хозяйстве являются земля, продуктивный и рабочий скот, здания и сооружения, машины и оборудование, транспортные средства и т.д.
Результаты хозяйственного пользования собственности –продукт и доход, принадлежат собственнику средств производства.
Субъектами собственности являются физические и юридические лица.
Формы собственности и хозяйствования ( понятия не однозначные, хотя и взаимообусловленные) должны дополнять друг друга. Рациональное их сочетание будет способствовать стабильности развития отрасли, поиску нетрадиционных путей роста производства и реализации сельскохозяйственной продукции.
Многоукладная (смешанная) экономика типична для всех развитых стран- для большинства западноевропейских, а так же для Канады, Израиля, Китая. Отрицание государственной собственности и абсолютизм частной - характерно для США и Великобритании.
Эффективность работы сельхозпредприятия определяется не формой собственности, а отлаженностью хозяйственного механизма, компетентностью и организаторскими способностями кадров управления, благоприятными внешними экономическими условиями, степенью государственной поддержки отрасли.
Главная задача сельского хозяйства - развивать формы хозяйствования, приблизить человека труда к земле, сделать его хозяином на ней, ибо производительное использование земли и присвоение полученной продукции являются ведущими в содержании аграрных экономических отношений.
Формирование смешанной экономической системы в стране не способствовало развитию сельскохозяйственного производства, что обуславливает необходимость разработки научно-обоснованных мер по выводу АПК из кризиса.(1).
Кризисное состояние аграрного сектора объясняется рядом причин:
в целом экономической политикой;
недооценкой агропродовольственного комплекса как приоритетного в экономике страны;
самоотстранением государства от управления отраслью;
низким уровнем дохода работников отрасли и неуправляемым выбытием их из сферы производства;
увеличением диспаритета цен;
жесткой финансовой, налоговой и кредитной политикой;
отсутствием развития социальной сферы села, усугублением отставания села от города.
Отсутствует стратегия управления формами хозяйствования в условиях многоукладной экономики и рыночных отношений. Наблюдается односторонний подход к развитию этих форм, в частности, отдается приоритет развитого мелкотоварного сектора производства.
Актуальными являются проблемы совершенствования управления формами хозяйствования в аграрном секторе, определение места и роли каждой из них в подъеме сельскохозяйственного производства, разработки стратегии и тактики их развития. (2)
За годы аграрных реформ в результате институциональных преобразований в отрасли появились хозяйствующие субъекты, различающиеся по формам собственности, типу, размерам, товарности и эффективности производства. В условиях системного экономического кризиса, охватившего и АПК страны,не прослеживается явное преимущество какой-либо формы хозяйствования.
Прирост доли малого сектора в структуре аграрного производства не может восполнить произошедшие в отрасли потери по всем видам продукции. Деятельность хозяйств населения имеет, в основном, полунатуральный и потребительский характер. Сохранение сложившейся структуры производства по секторам не может обеспечить внутренние потребности страны в продовольствии и сырье. (3)
Волгоградская область – крупнейший промышленно-аграрный регион Российской Федерации, занимающий выгодное географическое положение, имеющий 2,6 млн. человек, в том числе, четвертую часть составляет сельское население, 5,8млн га пашни (2011г.), должен определить свою аграрную политику и стратегию развития, которым нужны не только факторы, благоприятствующие развитию бизнеса, но и системы эффективных институтов, сильная мотивация и предприимчивость людей, способных осуществить технологический прорыв в производстве конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции.
В области во всех 33 сельских районах, определяющей, системообразующей вступает основная отрасль – сельское хозяйство.
Предприятия каждого района независимо от форм хозяйствования обладают определенной территориальной общностью, имеют традиционно сложившиеся отношения, т.е. район может быть представлен как определенная единая производственная, экономическая и социальная система.
Наличие эффективно работающих аграрных структур в районе содействует трудоустройству населения, повышению уровня его доходов, укреплению в целом экономических основ предприятия и привлекательности проживания в районе.
По данным Госкомстата РСФСР на 1 января 1991 г. в стране функционировало 29385 сельскохозяйственных предприятий, в том числе, 12790 колхозов, 13048 совхозов, 1498 межхозяйственных сельскохозяйственных предприятий, а также рыболовецкие колхозы и подсобные хозяйства несельскохозяйственных предприятий – свыше 14 млн. личных подсобных хозяйств. Считается, что реорганизация сельскохозяйственных предприятий была завершена к 1997 году и в стране сложилась многоукладная экономика.
В табл.1 представлена структура и динамика различных организационно-правовых форм России за период 2001-2010 гг.
Общее количество сельскохозяйственных организаций (СХО) в 2001 г. составило 29696 ед. из них наибольший удельный вес имели кооперативы и коллективные предприятия – 17759 ед. (60 %), на долю акционерных обществ (по своей сути не присущих отрасли сельского хозяйства) – всего 5097 ед. (17 %), товарищества и ООО составили 1576 ед. (5 %).
Таблица 1
Структура и динамика численности сельскохозяйственных организаций России различных организационно-правовых форм
Показатель
| 2001г.
| 2006г.
| 2009г.
| 2010г.
| 2010г. к 2001г,%
| ед.
| %
| ед.
| %
| ед.
| %
| ед.
| %
|
| АО всех типов
| 5097
| 17
| 3776
| 15
| 3228
| 14
| 3086
| 14
| 61
| из них АО
| 1415
| 5
| 1624
| 6
| 1494
| 7
| 1432
| 6
| 101
| Государственные предприятия
| 2599
| 9
| 1206
| 5
| 751
| 3
| 728
| 3
| 28
| Товарищества, ООО
| 1576
| 5
| 8086
| 32
| 10122
| 45
| 10382
| 47
| 659
| Кооперативы и коллективные предприятия
| 17759
| 60
| 10573
| 42
| 7136
| 32
| 6540
| 30
| 37
| Прочие
| 2665
| 9
| 1632
| 6
| 1245
| 5
| 1215
| 5
| 46
| Итого
| 29696
| 100
| 25273
| 100
| 22482
| 100
| 21951
| 100
| 74
|
Однако трансформация форм аграрных предприятий не прекратилась – началось искусственное банкротство оставшихся колхозов и совхозов, разрушение и разукрупнение их в целях развития малых форм хозяйствования, что считается стратегической ошибкой.
Также уже к 2010 г. количество кооперативов и коллективных предприятий в аграрном секторе экономики за 4 года сократилось до 6540 ед. или на 63 %. Этот период можно считать вторым этапом реформирования форм хозяйствования в отрасли за такое короткое время.
Общее количество СХО сократилось на 7749 ед. (на 26 %), существенно изменилась их структура. Увеличилась одна форма частной собственности – ОООв 6,6 раз (на 8806 ед.), на 40 % сократились АО всех типов, на 72 % сократилось количество государственных предприятий, на всю страну их к 2010 г. осталось 728 ед. или 3 %. Принцип многоукладности экономики сельского хозяйства практически был потерян.
В табл.2 представлены распределения СХО Волгоградской области по организационно - правовым формам. Если в 2002г. насчитывалось 527 ед. СХО по 33 районам области, то в 2012г. – 541ед., т.е. произошло незначительное увеличение СХО, однако существенно изменилась их структура.
Если в 2002г. общая численность кооперативов (СПК) и коллективных предприятий (колхозов, артелей) составляла 332 ед. (63%), ООО – 82 ед. (15,6 %), то в 2012 г. из 541 ед. СХО – ООО насчитывалось 339 ед. или 62,7 %, их численность возросла на 257 ед. или в 4,1 раза. Число СПК сократилось с 332 до 113 ед. (почти в 3 раза), или на 219 ед. - на 66 %.
Таблица 2
Распределение сельскохозяйственных организаций Волгоградской области по организационно-правовым формам
Показатели
| 2002г.
| 2012г.
| Количество, ед.
| %
| Количество, ед.
| %
| Унитарные предприятия (ГУП, МУП)
| 34
| 6,5
| 5
| 0,9
| ОАО
| 44
| 8,3
| 53
| 9,8
| ЗАО
| 35
| 6,6
| 27
| 5,0
| ООО
| 82
| 15,6
| 339
| 62,7
| СПК, колхозы
| 332
| 63,0
| 113
| 20,9
| Прочие
| -
| -
| 4
| 0,7
| Сельскохозяйственные организации, всего
| 527
| 100
| 541
| 100
|
|