Цель этой работы : ответить на поставленные вопросы, благодаря решению следующих задач: рассмотреть основные формы кубанской казачьей свадьбы на примере станицы Черноерковской






Скачать 332.19 Kb.
НазваниеЦель этой работы : ответить на поставленные вопросы, благодаря решению следующих задач: рассмотреть основные формы кубанской казачьей свадьбы на примере станицы Черноерковской
страница1/3
Дата публикации02.10.2016
Размер332.19 Kb.
ТипРеферат
l.120-bal.ru > Водные виды спорта > Реферат
  1   2   3




Содержание

Введение…………………………………………………………………………………2

1.Свадебные обряды станицы Черноерковской……………………………………4

1.1 Семейные традиции и обряды……………………………………………………4

1.2 Свадебные обрядовые действия станицы Черноерковской………………….5

1.2.1. Предсвадебные обряды…………………………………………………………5

1.2.2. Обряды первого свадебного дня………………………………………………7

1.3. Обрядовые действия послесвадебного периода……………………………..11

2.Заключение…………………………………………………………………………..15

3.Литература……………………………………………………………………………16

4. Приложение………………………………………………………………………….18

Введение.

Тот, кто не уважает обычаи своего народа,

не хранит их в своём сердце, тот позорит

не только свой народ, но прежде всего

не уважает самого себя, свой род,

своих древних предков.
Родина… Запах цветущих весенних садов и золотого пшеничного поля, бескрайняя водная гладь лиманов, окружённых таинственным тростником, изумрудная зелень рисовых чеков и золотой песок Азовского моря… Уникальная земля, на которой живут уникальные люди. Черноерковская… Заветный уголок родной Кубани…Мне хочется знать о моей станице как можно больше: об обрядах и традициях, династиях и диалектах… Но и как каждой незамужней девушке хочется больше узнать о свадебных традициях и церемониях, поэтому я и начала собирать сведения о свадебных обрядах станицы Черноерковской.

Жизнь каждого человека делится на три важнейших этапа: рождение, создание семьи (брак) и смерть. Этим событиям всегда сопутствовали соответствующие обряды (крещение, свадьба и похороны). И если обряды, связанные с рождение и смертью человека в разных религиях зачастую проводились в узком семейном кругу, то свадебный обряд всегда был массовым и зрелищным.

Актуальность исследования. Свадебный обряд Кубани является ярким образцом проявления культуры вторичного (позднего) образования. Кроме того, кубанская свадьба с диалектной точки зрения и казачьих обычаев до сих пор остаётся малоизученной.

Привыкшие к современным обычаям, мы не всегда понимаем, почему наши предки, так тщательно соблюдали последовательность свадебного обряда. Тем более что и сам он менялся с течение времени. Какими были свадьбы и как они трансформировались до сегодняшнего времени? Почему это происходило? Цель этой работы: ответить на поставленные вопросы, благодаря решению следующих задач:

- рассмотреть основные формы кубанской казачьей свадьбы на примере станицы Черноерковской;

- исследовать досвадебные церемонии и обряды;

- охарактеризовать содержание обрядов самой свадьбы;

Объектом исследования является свадебный казачий обряд станицы Черноерковской и обрядовая лексика.

Цель исследования: анализ предметного состава традиционного свадебного обряда станицы Черноерковской Славянского района Краснодарского края.

Для разработки данного исследования большое значение имели труды, посвящённые разным аспектам изучения славянских свадебных традиций. Описание свадебного обряда имеет давнюю историю, основной корпус опубликованных материалов фиксирует состояние свадебной обрядности в XIX – XX вв. Этнографическому изучению свадебного обряда у славянских народов посвящены работы А.К. Байбурина, Д.М.Балашова, А.Бобульского, П.С. Ефименко, Д.К. Зеленина, Е.Г. Н.И. ,Макашиной, Н.Маркевича.

Начало изучения народной культуры Кубани было положено такими историками, этнографами и общественными деятелями, как Л.Я. Апостолов, А.Д. Бигдай, М.А. Дикарев, Г.М.Концевич, Е.Д.Филицин, Ф.А.Щербина и другими. Большое значение в исследовании традиционной культуры славянского населения Кубани имеют работы современных кубанских исследователей Н.И. Бондаря, В.М. Гомзяковой, В.Г. Захарченко, О.В. Матвеева, В.Н. Ратушняка. Кубанской свадебной традиции посвящены работы Н.И.Бондаря, С.А.Жигановой, П.Кирилова, П.Ткаченко.

Методы исследования:

  1. Теоретический: анализ литературы по проблеме исследования;

  2. Общенаучные методы исследования: обобщение, классификация, систематизация, сравнение и анализ;

  3. Опрос, анкетирование.



1. Свадебные обряды станицы Черноерковской.

1.1 Семейные традиции и обряды.

Кубань – удивительный край! Территория эта благословенная никогда не пустовала – очень уж тут благодатный климат и природа. В ходе истории племена сменяли друг друга. Два века назад край был заселён украинскими казаками, так же искать лучшей жизни потянулись жители средней полосы – все со своим бытом, культурой. Колоритные соседи – жители гор – тоже внесли свою культурную лепту в развитие традиций, образа жизни, одежды.

Культура и обычаи этих народов переплетались, взаимно дополняли друг друга, вследствие чего и образовалась новая этническая общность.

Это были не украинские или русские обряды, обычаи и язык, а образовался совершенно особый кубанский говор и быт, совершенно особые культурные традиции.

Мы – наследники этой яркой самобытной культуры.

Чтобы не потерять свою духовную основу, чтобы сохранить народную мудрость мы должны знать и любить обряды, традиции и историю родного края.

Ведь недаром говорят, что народ, непомнящий своего прошлого, не имеет своего будущего.

«Семья – святыня брака. Никто не имеет права вмешиваться в жизнь семьи без её просьбы. Семья – основа казачьего общества».

Свадьбы чаще всего справляли поздней осенью или зимой. Брачный возраст у невесты колебался от 13 до 21 года, у жениха с 16 до 22 лет.

Казаки редко роднились с другими группами населения. Если казак женился на иногородней, то после свадьбы его жена юридически становилась казачкой. Девушки – казачки гораздо реже выходили замуж за иногородних, так как казаки старались не допустить, чтобы кто – либо из их семьи терял привилегированное положение.

Младшая сестра не могла выйти замуж раньше старшей. Родители боялись, что старшая дочь «засидится в девках». Известны случаи, когда казак , пришедший сватать младшую дочь, женился в итоге на старшей.

Главной заботой не только родителей, но и всей казачьей общины было хозяйственное благополучие молодых. Поэтому родня жениха и невесты, собираясь на «договор», обсуждала не только свадьбу, приданное невесты, но и как будет выглядеть хозяйство молодых.

Родители также договаривались, какую неустойку должна будет заплатить виновная сторона в случае расстройства свадьбы.
1.2 Свадебные обрядовые действия станицы Черноерковской

Кубанские казаки чтили и строго соблюдали традиции. В кубанской традиции, как и в других восточнославянских культурах, отмечался конкретный возрастной период, в рамках которого каждый человек должен вступить в брак и получить, таким образом социальную санкцию на продолжение рода.

Празднование свадеб на Кубани было связано с земледельческим календарём, обычно свадьбы гуляли осенью после сбора урожая. Выражение гуля’ть (отбува’ть) сва’йбу означало не только празднование по поводу заключение брака молодой парой, но также строгое следование устоявшемуся обрядовому сценарию, что, по народному поверью, способствовало благополучию новой семьи, плодовитости молодых, плодородию земли.

Свадебный обряд станицы Черноерковской имеет традиционную трёхчастную структуру. Каждый фрагмент обряда отличается функциональным значением и временем прохождения. Обряд состоит из следующих элементов:

  1. Предсвадебные действия (сватовство, договор, девичник и т.д.).

  2. День свадьбы (одевание невесты, выкуп, венчание и т.д.).

  3. Послесвадебные действия (завтрак молодых, повивание невесты и т.д.).


1.2.1. Предсвадебные обряды.

Предсвадебье в станице Черноерковской представлено в основном четырьмя этапами: сватовство, договор, приглашение гостей и вечер накануне свадьбы.

Зачином свадебного обряда на Кубани традиционно считалось сватовство, представлявшее собой комплекс обрядовых мероприятий, целью которых было получение согласия девушки и её родителей на брак. Временной план сватовства, как, впрочем, и свадебного обряда в целом, связан с различными календарными сезонами и периодами. Традиционно свадьбы гуляли осенью, запрещалось проводить свадебные мероприятия во время постов и в канун больших религиозных праздников. В народе говорили: «Прыйшла Покрова, зарэвла дивка як корова. Ужэ сватать нэ будуть, ужэ аж до Рожэства. На Рожэства тожэ нэ гуляиця свайба, аж послэ Крэщения.Вода освятылася, туди вжэ свайбы гуляйтэ». (Панасенко А.И., 1924 г.р.). Как правило, сватать ходили в субботу. Ограничения касались также временных отрезков суток. По словам старожилов, с целью скрыть события от чужих глаз, сватовство совершалось после захода солнца.

Намериваясь засватать девушку, родители жениха отправляли в дом потенциальной невесты старост с завёрнутым в рушник круглым хлебом. Плохой приметой считалось, если старосты заходили в дом или выходили из дома невесты спиной. Считалось, это может привести к тому, что в случае отказа жениху, девушка не выйдет вообще замуж .

В доме невесты старосты объясняли в иносказательной форме причину своего прихода. В станице Черноековской для исхода сватовства большую роль играло мнение самой невесты. У неё спрашивали согласия: «Согласна ты йты за его или ны согласна?» (Слабая А.Д., 1939 г.р.). В момент раздумья девушка по традиции должна была ковырять пальцем печь. Надо полагать, таким образом, девушки надеялись получить поддержку от домашних духов, ведь в народном представлении славян очаг – это сакральный центр дома, в нём обитали духи и предки, а место под каменной плитой, где горел огонь, было убежищем домового .

Кульминационным действием на сватовстве в станице Черноерковской было разрезание хлеба невестой в знак согласия на брак. Разрезав хлеб, девушка не могла уже отказаться от бракосочетания. Считалось, что этим жестом она отделила себя от родителей, и её образно называли одризана скыба от хлиба – Невеста риже хлибыну хлиба, и вжэ она одризана Скиба от хлиба (Стежко М.С., 1923 г.р.). Существовала примета, что хлеб нужно разрезать одним движением, не вынимая ножа. Это предвещало счастливую супружескую жизнь – Из одного раза ножомИ шоб ты ножа нэ вытягала. Цэ значить, шо довжна буть хороша жизня (Стежко М.С., 1923 г.р.).

После ритуального разрезания хлеба следовало перевязывание старост рушниками, это обрядовое действие входило в обязанности матери невесты. Обязательным условием было использование одинаковых рушников, «шоб одинакова жизня булла у диток» (Стежко М.С., 1923 г.р.).

В знак отказа девушка возвращала хлеб со словами: «Берить свий хлип и со своим хлибом идить!» (Панасенко А.И., 1924 г.р.).

После сватовства в кубанских обрядах следовал договор, этап предсвадебья, на котором родители жениха и невесты решали вопросы практического характера. В станице Черноерковской на договоре родители жениха и невесты, а также старосты, участвовавшие в сватовстве, обговаривали организацию свадьбы. Очень строго соблюдалось, чтобы свадьбы не гуляли во время поста.

Присутствие старосты на договоре было обязательным, так как они были главными распорядителями на свадьбе и должны быть в курсе всех решений, принятых родителями. На договоре решали, когда будут гулять свадьбу, сколько будет приглашенных, испекут ли шишки родственники невесты, или жених будет одаривать гостей своими шишками и т.д. Если у одного из родителей не хватало средств, то другой обязался помочь. Весь этот процесс назывался сочинять свадьбу.

В станице Черноерковской считалось, если один из сватов в момент обрядового действия быть (бить) по руках отпустит руку отпустит руку, то жизнь у молодых будет несчастливой, поэтому они крепко держались за руки – По руках бье староста. Если сваты крепко дэржуця, значить у дитэй будэ крэпкый соэз (Стежко М.С., 1923 г.р.).

Завершающими этапами предсвадебного цикла на Кубани было зазывание гостей и вечер в доме невесты. В станице Черноерковской гостей приглашали дважды. Первый раз это происходило в среду перед свадьбой. Обязательным атрибутом, выполняющим функцию пригласительной открытки, была шишка, изделие из теста. Приглашение без шишки считалось обидным, и приглашённый мог не прийти на торжество – Од нивесты клычуть свайимы шишками. Биз шишкы ныхто ны пидэ на свадьбу (Березина А.Г., 1920 г.р.). Гостей приглашали обычно родители молодых. Описанное действие выражают следующие словосочетания: клыкать (клыкаты) на свабу.

Повторно гостей приглашала невеста с подружками накануне свадьбы.

Такой чести удостаивались лишь близкие родственники, крёстный отец и крёстная мать невесты. Утром подружки убирали невесту в тот же наряд, что был предназначен для дня свадьбы, и они ходили по станице приглашать родственников. Невеста шла впереди всех и низко кланялась каждому встречному. В доме родственников девушка также каждому кланялась, целовала, отдавала шишку и говорила: «Просым на хлиб, на силь, на свайбу» (Березина А.Г., 1920 г.р.).

Вечером этого же дня в доме невесты устраивали девичник. Этот элемент предсвадебья в говоре станицы назывался вычиры’нкы (а).

1.2.2. Обряды первого свадебного дня

В кубанской традиции за чередой досвадебных мероприятий следовал собственный период. Кульминацией всех обрядовых действий был первый день торжества. Один из самых главных ритуалов, символизировавших переход девушки в социальный статус замужней женщины, повивание, в станице Черноерковской и в ряде других кубанских станиц совершался на второй день свадьбы, хотя в родственных традициях это действие проводилось после венчания. Была такая традиция: невеста должна была надеть венок трижды (вечером накануне свадьбы, в первый день свадьбы, во второй день свадьбы), что подчёркивает магическое значение числа три в народной культуре.

Основными моментами свадьбы станицы Черноерковской были одевание невесты, отправление поезда жениха, венчание, выкуп невесты, пришивание цветка на шапку жениха, прощание невесты с подругами, дары, прощание невесты с родными, встреча молодых в доме жениха, брачная ночь. Каждый элемент представлял собой единство игровых сцен, диалогов и обрядовых песен и обладал определённой смысловой нагрузкой. Именно в действиях первого свадебного дня наиболее ярко выражены основные мотивы общеславянской свадьбы, такие, как переход из одного социального статуса в другой, плодородие, разделение и соединение.

Первый свадебный день на Кубани начинался с того, что рано утром к невесте приходили подруги и одевали её. Ритуал убирания невесты к венцу сопровождался грустными обрядовыми песнями. На данном этапе прослеживается связь с идеей смерти невесты в прежнем статусе, которая проявляется в пассивности новобрачной. Однако обрядовый плач не характерен для станицы Черноерковской.

В то время, когда невесту одевали к венцу, в доме жениха обычно готовили свадебный поезд: украшали подводы и лошадей лентами и бумажными цветами. В станице Черноерковской это действие называли вкрашать конэй.

Жених с поездом отправлялся к невесте и забирал её, после чего они ехали в церковь венчаться. Обрядовые песни в этот момент не исполнялись, ехали молча. Скорее всего, это связано с защитой от порч и колдовства.

После венчания свадебная процессия направлялась в дом жениха. Родители угощали участников поезда.

Пообедав, невеста с подругами ехала в родительский дом. Гости жениха говорили: «Невеста утэкла’ (сбежала)». Отъезд невесты в дом родителей даёт молодым возможность отдохнуть перед многочисленными событиями предстоящего вечера.

В станице Черноерковской после обеда поезд отправлялся выкупать невесту. По прибытию процессия жениха к дому молодой начиналась целая серия выкупов: выкупали ворота, вход в дом, место около невесты , приданное и т.д.

В станице Черноерковской наречённый во время выкупа должен был преодолеть ряд границ, что символизировало переход в новое пространство.

Первым препятствием были ворота. По прибытию свадебного поезда к дому молодой у этой преграды инсценировалось сражение между родом жениха и родом невесты. Родственники девушки вешали на ворота колесо. В отверстие, где проходила ось, вставляли короткие палочки. Ударяя бревном по отверстию, «обстреливали» поезд жениха. Бояре, сопровождавшие жениха, платили за вход выкуп деньгами или водкой.

Как только ворота открывались, сваты со стороны жениха и со стороны невесты обменивались хлебом, что символизировало соединение двух родов.

Следующий выкуп жених платил матери наречённой.

У порога дома выкуп требовал брат невесты. Последний выкуп жених платил сидящему рядом с невестой ребёнку, чтобы получить место рядом с женой. Откупившегося жениха староста трижды обводил вокруг стола и усаживал рядом с невестой. Традиционно в этот период начиналось свадебное застолье. Молодые сидели на почётном месте в святом углу.

В доме невесты староста трижды выводил молодых из-за стола, и мать осыпала их зерном, хмелем, орехами, конфетами и деньгами. Немаловажным значением при обсыпании обладало использование такого атрибута, как сито, поскольку через него просеивают муку, также отражающую мотив плодородия.

После того, как молодых третий раз вывели из-за стола, проводилось ритуальное действие, называемое хвата’ть кра’снэ, хвата’ть сла’дкэ, ловыть сладкэ. Кра’снэ (сла’дкэ) – сладкий напиток, подкрашенный в красный цвет, - является знаковым понятием в кубанской свадьбе, связанным с символикой целомудрия, девичьей красоты и плодородия. Суть действия заключалась в следующем: староста выносил в сени каравай и трижды стучал в дверь. После третьего стука старший боярин или старшая дружка должны были схватить бутылку со сладким напитком. Проигравшего участника высмеивали в корильных песнях. Тот, кто взял бутылку первым, разливал напиток дружкам (подругам невесты). Данное действие знаменовало передачу девичьей чести, олицетворённой в этих предметах. Таким образом, «честь невесты не утрачивалась …, а переходила по наследству к другим, для того, чтобы они вступили в брак и в свою очередь избавились от неё» [СД 1999: II: 35].

Не успевшему взять бутылку первым, старшему боярину или старшей дружке, сладкий напиток капали на дно перевёрнутого стакана – Розлывають ту сладку воду усим по чуть- чуть. А як дружка не вхватыл, дружки на рюмочку, пэрэвэ’рнуть и на дно капнуть. Смиху туди!.. (Березина А.Г., 1920 г.р.). В этом действии прослеживается намёк на девственность невесты.

Свадьба сопровождалась (всё ещё в доме молодой) дарами. Церемония одаривания проходила и в доме невесты, и в доме жениха. Новобрачных старались обеспечивать всем необходимым. Обычно подарки состояли из сельскохозяйственных продуктов, скота, птицы, посуды, тканей. Однако в этом свадебном эпизоде чествовались не только новобрачные, но также их родители и гости.

Первыми молодых одаривали отец и мать, дедушки и бабушки, крестный и крестная, затем остальные приглашенные. Ведущими этой церемонии были старший сват (староста) и старшая свашка. Сват выкрикивал имена дарящих и обращался с фразой: «Кланяюця молодый и молода хлебом-солью и подарком». Тестю обычно дарили рубаху и хлебное изделие в форме бочонка, теще – отрез ткани и гребень из теста. Гостей потчевали шишкой и рюмкой водки.

Дарение обычно сопровождалось шуточными присказками: «Дарую сэрэбро, шоб було добро; дарую вам мидни, шоб нэ булы вы бидни», «Дарую мешок голубцив, шоб ты нэ любыла чужих молодцив, а тоби дарую мешок пэрэпэлыц, шоб ты нэ любыв чужих молодыць», «Дарую вам сыто блох, спалы шоб тико вдвох» и др.

Как только церемония дарения завершалась, староста сообщал, что молодым пора собираться к родителям жениха. Невеста прощалась с родственниками, и мать выводила детей с помощью платка, за края которого они держались, за ворота.

Перед тем как выпроводить молодых в дом жениха происходил ритуал передачи приданого. Данный эпизод называли пры'дане, вэзты' пры'данэ (пры'дане). Передача приданого в дом молодого сопровождалась обрядовыми песнями. Требуя выкуп, свашки со стороны невесты пели: Нам матэ нэ давала спаты, / Заставляла пирьячко драты. / А мы тэ пирьячко дралы, / Подушечкы набывалы. / А хто будэ на йих спаты, / Будэ йих выкупляты (Стежко М.С., 1923 г.р.)

Родители жениха встречали молодых у ворот с иконой и хлебом. Снова ворота выступают как важный локус, связанный с символикой границы. Кроме того, они символизируют контакт с внешним миром, полным опасности. В свадебном обряде славянских народов ворота являлись тем важным местом, которое нужно защищать и оберегать .

По народному поверью, очищающей и защитной силой обладал огонь. По прибытию свадебного поезда к дому жениха в станице Черноерковской молодые должны были «пройти через огонь». Завидев приближение поезда, у двора молодого разжигали костер. Действие репрезентировалось словосочетаниями косте'р кла'сты, огонь палы'ть, огонь ста'влять, пожар кла'сты. Костер тушили бояре, прежде чем подвода с новобрачными успевала подъехать ко двору. Иногда боярам усложняли задачу, делая огонь очень большим или подкладывая в костер металлическую проволоку.

Когда огонь был потушен, староста или старший боярин проводили молодых через пепел во двор. Данное обрядовое действие номинировалось выражениями пэрэво'дыть чэ'рэз ого'нь, пэрэво'дыть чэ'рэз зо'лу, пэрэйты' чэ'рэз ого'нь, пройты' ды'мом. Значение этого обряда информанты растолковывают следующим образом: «Жэных и невеста довжни пэрэйты чэрэз огонь. Это значить, уси взгляды, порчи, наговоры, - шоб всэ пройшло дымом. Это очищае» (Мороз А.И., 1938 г.р.).

В доме жениха, как и в доме невесты, проходили обряды посада и дарения. Около полуночи молодых провожали спать. Брачную постель обычно устраивали у соседей или родственников. Подготовкой руководили свашки.

После двенадцати часов из дома молодой приходили «послы», чтобы узнать, честной ли оказалась невеста – А ужэ посол пишев за шишкой (Слабая Е.Г., 1941 г.р.). Этот момент называли: идты' (питы') за ши'шкой, ходы'ть за шишка'мы, идты' до жэныха за ши'шкой. Номинации мотивированы обрядовым действием, совершаемым женихом. В случае если девушка сохранила невинность до свадьбы, жених перевязывал принесенную ему шишку красной лентой, поскольку красный цвет считался символом целомудрия – Однысуть туда шишку и ждуть, покы жэных пэрэвьяжэ красной лентой. Значить матэ мэд ставэ. И всю ничь йишь той мэд (Слабая Е.Г., 1941 г.р.). Если девушка не сохранила невинность (прогулялась), жених перевязывал шишку белой или черной лентой, он мог ее вовсе не перевязывать.

В свадебном обряде Кубани мать невесты угощала гостей сладостями и медом, если «послы» возвращались к ней от молодой с радостной вестью. Сладкое – символ любви и счастья [Потебня 2000: 16].
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Цель этой работы : ответить на поставленные вопросы, благодаря решению следующих задач: рассмотреть основные формы кубанской казачьей свадьбы на примере станицы Черноерковской iconУрок №1 «Тема Кавказа» в произведении М. Ю. Лермонтова и Л. Н. Толстого....
Предлагается рассмотреть следующие вопросы на уроке (эти вопросы заранее предлагаются учащимся для самостоятельной работы)

Цель этой работы : ответить на поставленные вопросы, благодаря решению следующих задач: рассмотреть основные формы кубанской казачьей свадьбы на примере станицы Черноерковской icon«детское воровство: причины, профилактика, педагогическая реакция»
Была поставлена следующая цель исследования: теоретически и экспериментально изучить проблему детского воровства; разработать рекомендации...

Цель этой работы : ответить на поставленные вопросы, благодаря решению следующих задач: рассмотреть основные формы кубанской казачьей свадьбы на примере станицы Черноерковской iconРешение этих задач стало возможным благодаря следующим факторам
Анализ учебно-методической и воспитательной работы за прошедший учебный год и основные задачи на новый учебный год

Цель этой работы : ответить на поставленные вопросы, благодаря решению следующих задач: рассмотреть основные формы кубанской казачьей свадьбы на примере станицы Черноерковской iconВступительных экзаменов по специальности
Поэтому на вступительных экзаменах в аспирантуру особое внимание уделяется решению следующих задач

Цель этой работы : ответить на поставленные вопросы, благодаря решению следующих задач: рассмотреть основные формы кубанской казачьей свадьбы на примере станицы Черноерковской iconАфроамериканский диалект в песнях современных исполнителей
Актуальность темы определяет цель исследовательской работы: изучить влияние «эбоникса» на современную культуру и английский язык....

Цель этой работы : ответить на поставленные вопросы, благодаря решению следующих задач: рассмотреть основные формы кубанской казачьей свадьбы на примере станицы Черноерковской iconРешение задач. 2 Основные математические понятия 4
Учебное пособие предназначено для формирования у студентов навыков решения задач при работе с базами данных. В настоящее время наиболее...

Цель этой работы : ответить на поставленные вопросы, благодаря решению следующих задач: рассмотреть основные формы кубанской казачьей свадьбы на примере станицы Черноерковской iconУрок по обществознанию в 10 классе урок тема: «цель и смысл жизни человека»
Образовательная цель способствовать формированию представлений о смысле и цели жизни, рассмотреть различные позиции по отношению...

Цель этой работы : ответить на поставленные вопросы, благодаря решению следующих задач: рассмотреть основные формы кубанской казачьей свадьбы на примере станицы Черноерковской iconХомченко И. Г. Сборник задач и упражнений для средней школы
Рассмотреть промышленные и лабораторные способы получения алкенов, развить общие представления о типах и механизмах химических реакций...

Цель этой работы : ответить на поставленные вопросы, благодаря решению следующих задач: рассмотреть основные формы кубанской казачьей свадьбы на примере станицы Черноерковской iconРуководство к решению задач на построение циркулем и линейкой» Электронное учебное пособие «
Разработка gif-анимаций к электронному пособию «руководство к решению задач на построение циркулем и линейкой»

Цель этой работы : ответить на поставленные вопросы, благодаря решению следующих задач: рассмотреть основные формы кубанской казачьей свадьбы на примере станицы Черноерковской iconРабочая учебная программа по музыке для 1 классов
Предмет музыка в 1 классе начальной школы имеет целью введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную