Исследовательская работа на тему: «Афганистан в моей судьбе»






Скачать 262.52 Kb.
НазваниеИсследовательская работа на тему: «Афганистан в моей судьбе»
Дата публикации18.03.2015
Размер262.52 Kb.
ТипИсследовательская работа
l.120-bal.ru > Военное дело > Исследовательская работа
Станция детского и юношеского туризма и экскурсий

XXXII районная краеведческая конференция


Исследовательская работа на тему:

« Афганистан в моей судьбе»

(воспоминания о службе в Афганистане Анатолия Киреева)


Работу выполнила

ученица 9 класса

МОУ “Ивановская СОШ»

Старовойтова Светлана

Руководитель: Куницына

Наталья Владимировна

п. Агрогородок 2010г.

Содержание.

I. Введение……………………………………………………………………………2

II. Судьба, опалённая Афганистаном……..…………………… ………………..3

2.1. Это страшное слово –война…………………………………………………3

2.2. Воспоминания участника боевых действий в Афганистане Анатолия Киреева……………………………………………………………………...…6

III. Заключение………………………………………………………………………..9

Литература…………………………………………………………………………...10

Источники……………………………………………………………………………10

Приложение………………………………………………………………………….11

I. Введение.

Цель работы: сформировать представление о долге, чести, ответственности, нравственности, понимание того, что без патриотизма невозможно привести Россию к возрождению.

Задачи: 1) познакомить с героическими и трагическими страницами истории Отечества; 2) воспитывать уважение молодёжи к подвигам военнослужащих, защитников Отечества, осознание необходимости увековечения памяти павших героев; 3) способствовать формированию у молодёжи готовности к защите Родины.

Уже давно прошла афганская война, которая наложила глубокий отпечаток на политическую обстановку всего мира 80-х годов. Однако и до сих пор начало той войны во многом окутано тайной и домыслами. Что же тогда, в канун 1980 года, произошло в Афганистане? С какой целью задумывалась эта грандиозная военная операция, результатом которой стала затянувшаяся девятилетняя война, как она подготавливалась и осуществлялась?

Немало воды утекло с того времени. Потихоньку зажили раны, возмужали, стали мудрее, состарились солдаты и офицеры. Но только память о далёкой Афганской войне жива, и стереть события той войны не смогут ни годы, ни расстоянья. Стало доброй традицией собираться всем афганцам в этот памятный день вместе. Для многих солдат война в Афганистане была последней. Многие с той войны вернулись окрепшими, возмужавшими, их грудь украсили ордена и медали. Награды за мужество, отвагу и честь. Но многим не суждено было вернуться к родному порогу, немало полегло совсем юных мальчишек на каменистой афганской земле, среди них и наши земляки. Память о многих парнях, не вернувшихся с той войны, память о тех,  кто ушел из жизни в мирное время будет вечной.

Ещё в девяностые годы ребята из Совета музея стали собирать материал о войнах афганцах проживающих в нашем посёлке. Заполнили на них анкеты, собрали фотографии, записали их воспоминания. В 1995 году всех наших афганцев собрали в актовом зале школы. Приглашены были на праздник и ветераны Великой отечественной войны. Это была встреча трёх поколений. В 2007 году в школьном музее мы беседовали с настоятелем храма Крестовоздвижения отцом Константином. Из разговора мы узнали, что батюшка тоже был в Афганистане. Нас это заинтересовало, и мы попросили его помочь собрать нам материал. Оказалось, что у отца Константина в Афганистане погиб лучший друг - Константин Долбилов. О двух Константинах мы собрали материал и предоставили его на краеведческой районной конференции. Затем с этой работой мы участвовали в зональном и городском туре в городе Москве. В 2009 году в нашей школе проходил вечер памяти, посвященный выводу наших войск из Афганистана. Отец Константин пригласил на этот вечер своего друга афганца Киреева Анатолия Васильевича. Он оказался очень общительным, энергичным человеком. Анатолий Васильевич привёз много фотографий, поделился своими воспоминаниями о той войне. Его рассказ мы записали на диктофон, отсканировали фотографии. Затем весь материал обработали и подготовили презентацию. Среди ребят старших классов мы провели небольшой опрос на тему «Что я знаю о войне в Афганистане?». Оказалось, что ребята имеют об этом представление. Эти события им более близки по времени, чем война 1941-45 годов. Мы решили подготовить выступление об Анатолии Кирееве на районную краеведческую конференцию.

II. Судьба, опалённая Афганистаном.

2.1. Это страшное слово - война.

Что такое Родина? Каждый задумывается над этим вопросом и без труда отвечает на него. И ответы звучат разные. Это - и "отцовский дом", и березка у дороги, и первые шаги в детстве, и колыбельная матери, и небольшое село, и огромный город...Родина - это местечко, где ты родился и вырос, которое тебе дорого, это Отечество - земля наших отцов и дедов, дорогая сердцу и уму...   Родина. Отчизна. Отечество. Эти слова мы произносим высоко и гордо, а пишем их с большой буквы. Человек любит свою семью, родных, школу, село, страну и свой народ. В этом заключен патриотизм человека, благодаря которому наша страна всегда давала достойный отпор иноземным завоевателям в разные исторические эпохи.    Тревожное словосочетание "афганская война" вошло в наше сознание в один из холодных январских вечеров 1980 года, хотя официально советские войска вошли в Афганистан в декабре 1979 года. Никто сразу не осознал полноту трагического смысла этих слов.

Афганистан… Что скрывается за этим словом? Красивейшие пейзажи!? Люди, к которым в полную силу не дошла цивилизация; палящее солнце, горы, пустыни? Каждое из этих слов имеет свою историю и значимость.
Горы… Они таят в себе величественную красоту и недоступность. Огромные камни чувствуют себя хозяевами гор, те в свою очередь занимают большую часть Афганистана. Люди – их судьба нелегка. Тяжёлые природные условия: жара, ветра, песок, недостаток чистой воды, отсутствие плодородных земель, а из инвентаря для распашки имеющихся – соха. Но добрый народ, который прекрасно говорит по – русски, со своими традициями, со своей верой и обычаями, любящий свою родину и довольный тем, что у них есть. Всё было именно так до 1979 года. Этот год принёс с собой события, которые потрясли весь мир. Война в Афганистане. Только тогда, когда первые самолеты, вернувшиеся из Афганистана привезли тела погибших наших ребят, когда головы матерей покрылись черными платками, а волосы побелели за ночь, все поняли, что в советские дома громко стучится Афганистан, неся слезы и горе. И только 15 февраля 1989 года последний советский солдат покинул афганскую землю.   Невосполнимая утрата, боль и горечь, покалеченные судьбы и унесенные войной жизни, никому не нужной войной. Войной-ошибкой ее назвали впоследствии в декабре 1989 года на 2 съезде народных депутатов СССР, войной, на счету которой 13 310 человеческих жизней, 30 тыс. раненых и искалеченных и около 300 пленных и пропавших без вести - вот итоги "афгана". За 9 лет войны через Афганистан прошло не менее полутора миллионов человек. Хотя юридически наша страна не находилась в состоянии войны.

На долю жителей выпадает ещё одно испытание: самым современным оружием и военной техникой. СССР вводит свои войска на территорию Афганистана для защиты мирного населения. Это были молодые ребята 18-19 лет, окончившие школу и начавшие свою самостоятельную жизнь. Получив повестку в военкомате, поцеловав мать и девушку, получив наставление от отца, отправлялись на службу. Пусть они молоды годами, но военная дисциплина делает из них ребят мужчин, умеющих отвечать за свои поступки, здраво мыслить в сложных боевых ситуациях, и, самое главное, - быть патриотом своей страны. Новобранцы со всей огромной страны направились в Афганистан.

Сегодня война неизбежно отдаляется в прошлое. Уходят в небытие ее участники и свидетели, а вместе с ними - уникальный жизненный опыт поколения военного лихолетья, имеющий непреходящее значение для нас, для потомков.  Что противопоставить необратимости времени? Да и возможно ли такое? Время не остановить, но его можно удержать в памяти, запечатлеть в сознании ныне живущих. Эта война еще не стала архивным, историческим фактом, интересным только для специалистов. И не станет до тех пор, пока будет жив хотя бы один ее свидетель.   Мы можем общаться с живыми свидетелями войны, можем получить и осмыслить живые сведения о ней. Нам важно услышать голос тех, кто победил, кто выстоял. И не просто услышать, а понять, осознать и принять личный опыт человека, который "родом из войны".

В Афганистан наших ребят послала Родина. И они с честью выполнили свой интернациональный долг. Долг солдата перед Родиной, клятву на верность которой он произносит вместе со словами присяги. Незыблемой традицией наших солдат в Афганистане являлись патриотизм, верность Отечеству.  Сегодня мы славим Российского солдата - защитника Отечества. Того самого, что подарил нам счастливое детство. И мы должны знать, что думали воевавшие люди? Во что они верили? За что сражались, за что погибали и за что убивали? Правы они или не правы? Мы не будем давать ответов. Они - в их подвигах.  Приоткроем забытые временем страницы славного подвига Российского солдата в Афгане.

2.2. Воспоминания участника боевых действий в Афганистане Анатолия Киреева.

«К нам в школу приходили фронтовики, и мы их слушали. Орденов у них было больше чем у меня сейчас. Ведь война была длиннее и тяжелее. Я слушал их рассказы, а затем мы шли играть в войну. Мы все кричали «За Родину». А сейчас получается так, что прошло время и я теперь сам говорю о другой войне. К сожалению, мир наш устроен так, что существует этот ком. Хотелось, чтобы война закончилась. Ведь убийство всегда большой грех и господь прощал солдат, так как они выполняли приказ. И я вам скажу, что гораздо лучше растить детей, строить дома, чем заниматься этим ремеслом.

С 4 класса я мечтал стать офицером. Желание было настолько велико, что я два раза поступал в Суворовское училище. Но учился я не очень хорошо, и это повлияло на то, что я не поступил. Приёмная комиссия. Приёмная комиссия сказала, что ты мальчик троечник, ничего из тебя не выйдет, тем более офицера. Второй раз я пришёл к генералу - майору Фёдорову, начальнику училища и сказал «Товарищ генерал я хочу учиться Родину защищать». Генерал был крутого нрава, очень суровый. Он меня выгнал из кабинета, и я со слезами ушёл. Точнее вылез через дырку в заборе. Позднее вопрос о выборе профессии не стоял. Я был готов к тому, чем заниматься. Сейчас выбор у выпускников настолько велик, что ребята до последнего момента не знают, кем будут. Я уже в 4 классе знал. Закончил 10 класс и пошёл сдавать экзамен в училище Верховного Совета в Москве.

Сдаю экзамен, но не прохожу по конкурсу. Но если сказать по совести, то это училище было настолько великим и обособленным. Что туда поступали дети высших чиновников, политиков, военных. Иду работать. Год работаю слесарем монтажником. Учусь резать, варить, делать монтаж различных конструкций. Через год я подаю документы опять в училище. Работа наложила отпечаток на мою подготовку в школе. Конкурс 25-30 человек на место. Впереди у меня замаячила армия. Вызывают меня в Военкомат и говорят: «Берём тебя в подводный Морфлот. Готовься». В сентябре 1976 года меня вызывают срочно в военкомат и говорят: «Мы из тебя не подводника, а десантника делаем. Ты готов?» А мне всё равно, лишь бы не стройбат. Направляют меня на сборы. Мы делаем 3 прыжка с парашютом, занимаемся военной подготовкой. 6 ноября 1976 года я попадаю в Литву в учебный полк учебную дивизию. Там готовили младший командный состав, сержантов. Полгода занятий в этом учебном полку и представление об армии резко меняется. Оказывается, что это не так всё легко и весело, как в Иване Бровкине. Надо в 6 вставать, ходить в одной гимнастёрке, полтора часа физической подготовки, бег, занятия, наряды, уборка столовой, мытьё посуды. Моё желание стать офицером было настолько велико, что я всё это прошёл. В 1976 году подал рапорт в училище и стал опять поступать. Набрал баллы, карьера была обеспечена. Но вскоре объявляют, что у меня 2 по физической подготовке. Опять я караулю начальника училища, подхожу к нему и объясняю в чём проблема. И таким образом из 250 человек поступили сами два человека. Дальше учёба 4 года в училище. В 1980 году я оканчиваю Училище Верховного Совета, а в 1979 году наши войска вошли в Афганистан, и штурмуют дворец Амина. Колесо войны начало раскручиваться. Естественно как врач мечтает о практике, так курсанты мечтали о том, где бы применить свои знания, проверить на что способны, поучаствовать в боевых действиях. Все дружно подали рапорта, но в Афганистан попали не многие. Подавали, таким образом, рапорта не один раз. У меня появился друг, который был женат на дочери начальника отдела кадров.

С 12 декабря 1981 года самолёт с солдатами сел в аэропорте города Кабула. Затем обычная процедура- прививка гамаглобулина от всех болезней и меня отправляют в Баграм в1о8 дивизию 177 полк. Человека, которого я должен менять лежал в госпитале, и на его место уже назначили другого. Опять я лишний. В Баграме меня направили в штаб перебирать бумажки. Кидаю свой чемодан в БМП и еду смотреть. Возвращаясь назад, я вспоминаю странное чувство, посетившее меня в Ташкенте. 12 октября у меня родилась дочка, а в декабре я уже в Афганистане. Часто думаю о том, почему мы так поступаем, не думая о людях, которых любим. Я первый раз ощутил, что могу не вернуться. Лёг на двух ярусную кровать в одежде и сапогах. Сколько ребят уже лежало на ней, смотрели в потолок и не вернулись. Мальчики, которые туда пошли, надеялись вернуться, но не все придут. Стало так грустно, зачем я приехал, зачем напросился. Но назад дороги уже не было. Только потом я в голове своей покаялся перед женой и перед господом за этот свой поступок.

И вот приезжаем в полк, а там как раз пришёл с операции 3 мотострелковый батальон. Идём с начальником штаба искать мне место. Операция была кровавой, потеряли убитыми 17 человек, 50 раненых. Идём, а в офицерском модуле кто поминает, кто снимает стресс. Взводный говорит, что свободных мест нет, есть свободная правда кровать, замполит погиб вера, располагайся. Простыни его, подушка его, полотенце ещё. Страшное впечатление. Я не смог на этой кровати лежать, заснуть. Дальше около месяца я прослужил в штабе, не могу я так больше, ничего не получается. И в батальоне как раз должна быть замена. Был обычай, кому оставалось не много, их держали при штабе, чтобы не погибли. Первая операция 8 марта. Задача у меня была простая. Я меняюсь и попадаю в батальон, сопровождать колону. Мы попадаем в засаду. Лежу и думаю «Сейчас в Союзе цветы дарят, подарки. Праздник, все бегают по магазинам, покупают шампанское, «Птичье молоко». Но вскоре всё прошло, и началась обычная размеренная афганская жизнь по своим законам. В итоге наш батальон после отдыха поставили охранять перевал Саланг и дорогу. Там началась спокойная беззаботная жизнь. Однажды, разведывательный батальон проводит в нашем районе операцию. Начальник штаба пришёл ко мне в палатку, осмотрел порядок, и что-то ему там приглянулось, и он предложил мне перейти в разведбат. Я не против. Таким образом, я попал в разведку. Там была обычная работа - это засады, стрельбы. Ты стреляешь, в тебя стреляют. Из двух с половиной лет чистой войны получилось 1 год. Это когда ты только воюешь. Было очень много моментов, когда было тяжело. 1 год это не много, а как же отцы в Великую Отечественную четыре года каждый день воевали. Их утюжили и артиллерия и танки, авиация. Я вспомнил фронтовиков, приходивших в школу, и рассказывали о войне. Мы с ними встали на одну ступень. Стали чувствовать и говорить на одной волне. У меня сосед ветеран и в разговоре мы понимали друг друга с полуслова. В марте 1984 года пришло время заменяться. Ребята готовились к операции. Получилось так, что я сажусь на самолёт, а ребята улетают на вертушках на задание. Было два самолёта, один привёз бомбы, а другой продукты. Продукты разгружать долго, а бомбы быстро. В этот самолёт я и сел. Стою на трапе одной ногой и думаю, если оторву вторую ногу, то я сюда больше не вернусь. Что то и радостно, и грустно, и весело. Смотрю, вертушки пошли. Когда стая летит на юг, а ты один остаёшься………. Устали на столько, что смотришь в потолок и ничего не понимаешь. Опустошённое состояние души. Я подошёл к батальонному доктору и говорю «можно меня на 3 дня в медсанбат положить. Там спокойно. Врачи в халатах ходят. Привезли в госпиталь. Идём по коридору, всё забито. Он показал койку и говорит «приходи и вот здесь размещайся». Я посмотрел и подумал «лучше повоюю, чем буду валяться». Не хорошо сразу стало. Закончился Афганистан, и меня распределили в Белоруссию. Там служил до 1992 года. Затем уволился. Приехал в Москву, где я родился и вырос. Получил ещё два образования, так как военного оказалось не достаточно в перестроечных условиях. Сейчас тружусь на благо нашего общества».

III. Заключение.

Общее число погибших за 10 лет с 1979 по 1989 годы войны составило 13833 человека. Самым гибельным был 1984 год. Погибло 2343 воина. У афганцев есть мечта поставить два совершенно одинаковых памятника: первому и последнему погибшему в афганских событиях. Первым был майор Бизюков Николай Яковлевич военный советник, убит в гражданском мятеже в марте 1979 года. И никто не знает, кто станет последним…

Афганцы, вернувшиеся с войны, не забудут своих боевых товарищей, своих командиров. Тот, кто побывал в Афганистане, да и вообще на войне сумели многое понять. Понять и переоценить в жизни. Только на грани жизни и смерти можно вполне оценить, что такое жизнь и как она хороша, научиться ценить каждое мгновенье в жизни, каким бы обыденным оно не казалось. Вот почему люди, уже в 20 лет испытавшие ужасы войны, так мужественны и одновременно так чувствительны к любым проявлениям жестокости и несправедливости. Война воплощает в себе все самое страшное, жестокое, все самое противоречащее человеческой сути. Человек рожден, чтобы жить, любить и радоваться.

И поэтому мы вправе задать эти вопросы: « Зачем и кому нужны войны? По какому закону один человек вправе убивать другого? Как заплатить за боль, страдания, поломанные судьбы, причины которых становятся войны?». К сожалению, главный вопрос: « Быть или не быть войне?» - решает не тот, кто несет на себе реальный груз. И поэтому не стихают до сих пор войны на этой земле. Мы надеемся, что наш материал будет полезен для организации экскурсии в школьном музее. В дальнейшем постараемся оформить экспозицию. Возможно использовать этот материал для проведения уроков мужества.

Литература.

«Афганистан: справочник», выпущенная фирмой «Восточная литература».

А. Сухолесский : «Спецназ ГРУ в Афганистане 1979-1989 гг. : 20-летию вывода Ограниченного контингента Советских войск из Афганистана посвящается»

Виктор МАРКОВСКИЙ, Виктор МИЛЬЯЧЕНКО «Афганистан – война разведчиков» ООО "Издательский центр "Экспринт"2001

Источники.

Устные: воспоминания участника войны в Афганистане Анатолия Киреева, беседа с настоятелем храма Крестовоздвижения отцом Константином.

Письменные:

«Афганистан: справочник», выпущенная фирмой «Восточная литература».

А. Сухолесский : «Спецназ ГРУ в Афганистане 1979-1989 гг. : 20-летию вывода Ограниченного контингента Советских войск из Афганистана посвящается»

Виктор МАРКОВСКИЙ, Виктор МИЛЬЯЧЕНКО «Афганистан – война разведчиков» ООО "Издательский центр "Экспринт"2001

Фотографии из архива Анатолия Киреева, диски с музыкой «Баграмские волки», видеоматериалы из архива Константина Волкова.

Приложение.

Фотографии с комментариями автора.

У меня был отдельный гранатовый подсумок. Я в нём гранаты не носил, они все были в «ливчике», а в подсумке я носил фотоаппарат «Смена 2». При любой возможности я старался запечетлевать моменты, проведённые в Афганистане.

Фото 1.

Фото 2, 3.

Я на ослике в Панжерском ущелье. Они помогали перевозить боеприпасы. Затем на них стали все кататься и им так всё это надоело, что они в первый день от нас сбежали.

Фото 4. Паншерское ущелье. Я был командиром роты в горном батальоне. Справа рядовой Ситников. Дом, прикрывающий наш штаб, находящийся в Паншерском ущелье. Рядом стоят мои солдатики - справа сержант Шапошников. Он был тяжело ранен в ногу. В целом коллектив интернациональный. Много ребят из Средней Азии. На заднем плане рядовой Агимуратов. Когда он поймал в горной реке краба, то положил его в пакет и радовался как ребёнок. Он краба видел первый раз.

Фото 5.

Под Кабулом. Я в центре, справа второй заместитель по десантской подготовке сержант Сергей Иванов, кавалер ордена Красной Земли. На плече у меня китайский автомат. На ремне след от пули. Когда он висел на душманском плече, то его и пробило. На груди китайский нагрудник, удобный для карабинов и гранат. Наверху сидят ребята афганцы, которые вместе с нами прочёсывали кишлаки. Они войны ещё те. Всегда шли позади, а когда стрельба начиналась, они разбегались.

Фото 6.

Мы выходим из кишлака, были в засаде. Крадёмся тихо, чтобы не заметили.

Фото 7.

Разбитый танк. Мы видим следы от гранатомёта. Душманы выскочили и сразу залпом в этот танк. Третий снаряд попал в то место, где сидел водитель. Он погиб.

Фото 8.

Я бинтую раненого водителя. Вертушка его заберёт, но не успеют до госпиталя.

Фото 9.

21 мая вертолётчики привезли боеприпасы на высоту 2 833 метра. Мы их распаковываем, раздаём гранаты. Всё очень красиво и культурно упаковано.

Фото 10.

В ущелье. Штабной БТР.

Фото 11.

Мы получили задачу- прочесать кишлак и собрать население для разъяснительной беседы.

Фото 12.

Мы пришли с ущелья. Поймали курицу, она бегала беспризорная, и зажарили на костре.

Фото 13, 14.

Радуемся, что конец операции. Она была очень тяжёлая. Не столько из-за стрельбы, сколько физически. Тяжело бегать по горам. Ребята падали от тепловых ударов.

Фото 15.

Населенный пункт с торговыми лавками.

Фото 16.

Дорога в Паншер. В танк в боекомплект попала граната. Снаряды разорвались, взрывом снесло башню. Человека, который был в башне, улетел вместе с ней.

Фото 17, 18.

Дорога в Паншер. Итог предыдущих операций.

Фото 19.

Трофейный штык от английской винтовки.

Фото 20.

Мы влезли на гору. Завершился тяжёлый подъём.

Фото 21.

Мирный караван верблюдов.

Фото 22, 23.

Паншер. 1 день был очень тяжёлый, головы не поднять. Вечер – самое нехорошее время. Мы подъехали на БТР и нас сразу начали обстреливать. Пули барабанили как дождь

Фото 24.

Трофеи, которые нашли.

Фото 25.

Вылезаю из дома разрушенного снарядом.

Фото 26. 3 рота

Фото 27. Рота спускается к кишлаку на прочёс

Фото 28. Огонь артиллерии

Фото 29.С едой была большая проблема. Мы поймали козлёнка и решили его съесть.

Фото 30, 31. Боевые действия.

Фото 32. В кишлаке.

Фото 33. Я ехал в Афган, и попросил брата сделать мне бронежилет. Он работал на военном заводе и сделал. Я надел бронежилет первый и последний раз. Он сильно натерал мои кости.

Фото 34. Перед посадкой в вертолёт.

Фото 35. Сон солдата. Миномёт много весил и тренога, на которой он стоит. Этот солдатик всё тащил на себе. В горном батальоне солдат нёс вещмешок, сухой паёк на 3 суток, 2 литра воды, боеприпасы, комплект из 2 мин, 10 гранат для миномёта, ручные гранаты. Всего 45 килограммов.

Фото 36, 37. Паншер. Второй день в нас стреляют.

Фото 38, 39.

21 мая 1981 года. После боя.

Фото 40. Охрана дороги и одновременно тренировка гранатомётчиков.

Фото 41. Читаем прессу. Иногда нам её привозили даже в горы.

Фото 42. Трофеи.

Фото 43. Переправа через реку.

Фото 44. Награждение.

Тезисы к работе.

Цель работы: сформировать представление о долге, чести, ответственности, нравственности, понимание того, что без патриотизма невозможно привести Россию к возрождению.

Задачи: 1) познакомить с героическими и трагическими страницами истории Отечества; 2) воспитывать уважение молодёжи к подвигам военнослужащих, защитников Отечества, осознание необходимости увековечения памяти павших героев; 3) способствовать формированию у молодёжи готовности к защите Родины.

Уже давно прошла афганская война, которая наложила глубокий отпечаток на политическую обстановку всего мира 80-х годов. Однако и до сих пор начало той войны во многом окутано тайной и домыслами. Что же тогда, в канун 1980 года, произошло в Афганистане? С какой целью задумывалась эта грандиозная военная операция, результатом которой стала затянувшаяся девятилетняя война, как она подготавливалась и осуществлялась? Немало воды утекло с того времени. Потихоньку зажили раны, возмужали, стали мудрее, состарились солдаты и офицеры. Но только память о далёкой Афганской войне жива, и стереть события той войны не смогут ни годы, ни расстоянья. Многие с той войны вернулись окрепшими, возмужавшими, их грудь украсили ордена и медали. Награды за мужество, отвагу и честь. Но многим не суждено было вернуться к родному порогу, немало полегло совсем юных мальчишек на каменистой афганской земле, среди них и наши земляки. Память о многих парнях, не вернувшихся с той войны, память о тех,  кто ушел из жизни в мирное время будет вечной.

Ещё в девяностые годы ребята из Совета музея стали собирать материал о войнах афганцах проживающих в нашем посёлке. Заполнили на них анкеты, собрали фотографии, записали их воспоминания. В 1995 году всех наших афганцев собрали в актовом зале школы. Приглашены были на праздник и ветераны Великой отечественной войны. Это была встреча трёх поколений. В 2007 году в школьном музее мы беседовали с настоятелем храма Крестовоздвижения отцом Константином. Из разговора мы узнали, что батюшка тоже был в Афганистане. Нас это заинтересовало, и мы попросили его помочь собрать нам материал. Оказалось, что у отца Константина в Афганистане погиб лучший друг - Константин Долбилов. О двух Константинах мы собрали материал и предоставили его на краеведческой районной конференции. Затем с этой работой мы участвовали в зональном и городском туре в городе Москве. В 2009 году в нашей школе проходил вечер памяти, посвященный выводу наших войск из Афганистана. Отец Константин пригласил на этот вечер своего друга афганца Киреева Анатолия Васильевича. Он оказался очень общительным, энергичным человеком. Анатолий Васильевич привёз много фотографий, поделился своими воспоминаниями о той войне. Его рассказ мы записали на диктофон, отсканировали фотографии. Затем весь материал обработали и подготовили презентацию. Среди ребят старших классов мы провели небольшой опрос на тему «Что я знаю о войне в Афганистане?». Оказалось, что ребята имеют об этом представление. Эти события им более близки по времени, чем война 1941-45 годов. Мы решили подготовить выступление об Анатолии Кирееве на районную краеведческую конференцию.

Воспоминания участника боевых действий в Афганистане Анатолия Киреева.

«К нам в школу приходили фронтовики, и мы их слушали. Орденов у них было больше чем у меня сейчас. Ведь война была длиннее и тяжелее. Я слушал их рассказы, а затем мы шли играть в войну. Мы все кричали «За Родину». А сейчас получается так, что прошло время и я теперь сам говорю о другой войне. К сожалению, мир наш устроен так, что существует этот ком. Хотелось, чтобы война закончилась. Ведь убийство всегда большой грех и господь прощал солдат, так как они выполняли приказ. И я вам скажу, что гораздо лучше растить детей, строить дома, чем заниматься этим ремеслом. С 4 класса я мечтал стать офицером. Желание было настолько велико, что я два раза поступал в Суворовское училище. 6 ноября 1976 года я попадаю в Литву в учебный полк учебную дивизию. Там готовили младший командный состав, сержантов. Полгода занятий в этом учебном полку и представление об армии резко меняется. Оказывается, что это не так всё легко и весело, как в Иване Бровкине. Надо в 6 вставать, ходить в одной гимнастёрке, полтора часа физической подготовки, бег, занятия, наряды, уборка столовой, мытьё посуды. Моё желание стать офицером было настолько велико, что я всё это прошёл.

С 12 декабря 1981 года самолёт с солдатами сел в аэропорте города Кабула. Затем обычная процедура- прививка гамаглобулина от всех болезней и меня отправляют в Баграм в1о8 дивизию 177 полк. Человека, которого я должен менять лежал в госпитале, и на его место уже назначили другого. Опять я лишний. В Баграме меня направили в штаб перебирать бумажки. Кидаю свой чемодан в БМП и еду смотреть. Возвращаясь назад, я вспоминаю странное чувство, посетившее меня в Ташкенте. 12 октября у меня родилась дочка, а в декабре я уже в Афганистане. Часто думаю о том, почему мы так поступаем, не думая о людях, которых любим. Я первый раз ощутил, что могу не вернуться. Лёг на двух ярусную кровать в одежде и сапогах. Сколько ребят уже лежало на ней, смотрели в потолок и не вернулись. Мальчики, которые туда пошли, надеялись вернуться, но не все придут. Стало так грустно, зачем я приехал, зачем напросился. Но назад дороги уже не было. Только потом я в голове своей покаялся перед женой и перед господом за этот свой поступок.

И вот приезжаем в полк, а там как раз пришёл с операции 3 мотострелковый батальон. Идём с начальником штаба искать мне место. Операция была кровавой, потеряли убитыми 17 человек, 50 раненых. Идём, а в офицерском модуле кто поминает, кто снимает стресс. Взводный говорит, что свободных мест нет, есть свободная правда кровать, замполит погиб вера, располагайся. Простыни его, подушка его, полотенце ещё. Страшное впечатление. Я не смог на этой кровати лежать, заснуть. Дальше около месяца я прослужил в штабе, не могу я так больше, ничего не получается. И в батальоне как раз должна быть замена. Был обычай, кому оставалось не много, их держали при штабе, чтобы не погибли. Первая операция 8 марта. Задача у меня была простая. Я меняюсь и попадаю в батальон, сопровождать колону. Мы попадаем в засаду. Лежу и думаю «Сейчас в Союзе цветы дарят, подарки. Праздник, все бегают по магазинам, покупают шампанское, «Птичье молоко». Но вскоре всё прошло, и началась обычная размеренная афганская жизнь по своим законам. В итоге наш батальон после отдыха поставили охранять перевал Саланг и дорогу. Там началась спокойная беззаботная жизнь. Однажды, разведывательный батальон проводит в нашем районе операцию. Начальник штаба пришёл ко мне в палатку, осмотрел порядок, и что-то ему там приглянулось, и он предложил мне перейти в разведбат. Я не против. Таким образом, я попал в разведку. Там была обычная работа - это засады, стрельбы. Ты стреляешь, в тебя стреляют. Из двух с половиной лет чистой войны получилось 1 год. Это когда ты только воюешь. Было очень много моментов, когда было тяжело. 1 год это не много, а как же отцы в Великую Отечественную четыре года каждый день воевали. Их утюжили и артиллерия и танки, авиация. Я вспомнил фронтовиков, приходивших в школу, и рассказывали о войне. Мы с ними встали на одну ступень. Стали чувствовать и говорить на одной волне. У меня сосед ветеран и в разговоре мы понимали друг друга с полуслова. В марте 1984 года пришло время заменяться. Ребята готовились к операции. Получилось так, что я сажусь на самолёт, а ребята улетают на вертушках на задание. Было два самолёта, один привёз бомбы, а другой продукты. Продукты разгружать долго, а бомбы быстро. В этот самолёт я и сел. Стою на трапе одной ногой и думаю, если оторву вторую ногу, то я сюда больше не вернусь. Что то и радостно, и грустно, и весело. Смотрю, вертушки пошли. Когда стая летит на юг, а ты один остаёшься. Устали на столько, что смотришь в потолок и ничего не понимаешь. Опустошённое состояние души. Я подошёл к батальонному доктору и говорю «можно меня на 3 дня в медсанбат положить. Там спокойно. Врачи в халатах ходят. Привезли в госпиталь. Идём по коридору, всё забито. Он показал койку и говорит «приходи и вот здесь размещайся». Я посмотрел и подумал «лучше повоюю, чем буду валяться». Не хорошо сразу стало. Закончился Афганистан, и меня распределили в Белоруссию. Там служил до 1992 года. Затем уволился. Приехал в Москву, где я родился и вырос. Получил ещё два образования, так как военного оказалось не достаточно в перестроечных условиях. Сейчас тружусь на благо нашего общества».

Афганцы, вернувшиеся с войны, не забудут своих боевых товарищей, своих командиров. Тот, кто побывал в Афганистане, да и вообще на войне сумели многое понять. Понять и переоценить в жизни. Только на грани жизни и смерти можно вполне оценить, что такое жизнь и как она хороша, научиться ценить каждое мгновенье в жизни, каким бы обыденным оно не казалось. Вот почему люди, уже в 20 лет испытавшие ужасы войны, так мужественны и одновременно так чувствительны к любым проявлениям жестокости и несправедливости. Война воплощает в себе все самое страшное, жестокое, все самое противоречащее человеческой сути. Человек рожден, чтобы жить, любить и радоваться.

И поэтому мы вправе задать эти вопросы: « Зачем и кому нужны войны? По какому закону один человек вправе убивать другого? Как заплатить за боль, страдания, поломанные судьбы, причины которых становятся войны?». К сожалению, главный вопрос: « Быть или не быть войне?» - решает не тот, кто несет на себе реальный груз. И поэтому не стихают до сих пор войны на этой земле. Мы надеемся, что наш материал будет полезен для организации экскурсии в школьном музее. В дальнейшем постараемся оформить экспозицию. Возможно использовать этот материал для проведения уроков мужества.

Фото 45, 46. Новый год.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследовательская работа на тему: «Афганистан в моей судьбе» icon«Афганистан болит в моей душе»
Есть даты, которые навечно вписаны в нашу историю. И среди них 15 февраля 1989 года

Исследовательская работа на тему: «Афганистан в моей судьбе» iconИсследовательская работа на тему: «Атлантида. В поисках потерянного континента»

Исследовательская работа на тему: «Афганистан в моей судьбе» iconИсследовательская работа «Война в судьбе алтайского народа (по творчеству Нины Унуковой)»
Тема, выбранная ученицей актуальна, так как 2015 год – год 70-летия Победы, и сегодняшняя действительность показывает, что уроки...

Исследовательская работа на тему: «Афганистан в моей судьбе» iconКонкурс сочинений и рисунков «Война в судьбе моей семьи»
Об утверждении плана мероприятий по подготовке и празднованию 68- й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг

Исследовательская работа на тему: «Афганистан в моей судьбе» iconТезисы из названного пособия
Перечень письменных работ студента 3 курса очного отделения включает в себя четыре вида заданий: исследовательская работа, сопоставительный...

Исследовательская работа на тему: «Афганистан в моей судьбе» iconТезисы из названного пособия
Перечень письменных работ студента 3 курса очного отделения включает в себя четыре вида заданий: исследовательская работа, сопоставительный...

Исследовательская работа на тему: «Афганистан в моей судьбе» iconНаучно-исследовательская работа на тему: «Геометрия в абстракции»
Математические законы изобразительного искусства

Исследовательская работа на тему: «Афганистан в моей судьбе» iconКонкурс авторских работ Исследовательская работа на тему: «Можно...

Исследовательская работа на тему: «Афганистан в моей судьбе» iconИсследовательская работа на тему
Тема дуэли в русском обществе и литературе почти не изучена, поэтому она представляет для меня интерес и я решила исследовать эту...

Исследовательская работа на тему: «Афганистан в моей судьбе» iconИсследовательская работа на тему: «Необходимость прививания домашних кошек.»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кадетская школа №95 г. Самары

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную