Центр военно-патриотического и гражданского воспитания






Скачать 151.88 Kb.
НазваниеЦентр военно-патриотического и гражданского воспитания
Дата публикации12.05.2015
Размер151.88 Kb.
ТипСценарий
l.120-bal.ru > Военное дело > Сценарий


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ЦЕНТР ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО И ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Сценарий

урока мужества с обучающимися образовательных организаций,

посвящённого 70-летию полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками

ТЕМА: «ПОДВИГ ЛЕНИНГРАДА»

Москва 2014

Урок мужества, посвященный 70-летию полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками

"Подвиг Ленинграда"
Целевая аудитория: обучающиеся образовательных организаций.

Приглашенные: Ветераны Великой Отечественной войны, дети блокадного Ленинграда.
Цели урока:

1. Формирование системы ценностных ориентаций на примере подвига народа в годы Великой Отечественной войны в период блокады Ленинграда.

2. Историческое, культурно-нравственное и военно-патриотическое воспитание учащихся.

3. Формирование личностных качеств учащихся и свойств их личности как патриотов своей страны, способных стать на защиту Отечества.

4. Систематизация знаний учащихся по теме: « Великая Отечественная война»

5. Развитие у учащихся навыков работы с информационно-коммуникативными технологиями, архивными материалами.

6. Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

7. Внедрение информационных технологий в образовательную и воспитательную работу с детьми.
Используемая методическая литература

1. Детская энциклопедия издательства «Аванта+» 1999.

2. Мерников А. Битва за Ленинград / А.Мерников. - М.: АСТ, Мн.: Харвест 2000.

3. Вторая мировая война «Итоги и уроки». - М.: Воениздат 2000 г..

4. Великая Отечественная Народная 1941-1945, краткий исторический очерк. М.: 2001 г

5. Великая Отечественная война «Вопросы и ответы». М.: 1995г..

6. www.blokade.ru

www.leninbat.spb.ru

www.museum.ru

Оборудование:

Компьютер, мультимедийное оборудование, экран.

Оформление:

Детские рисунки, отображающие блокаду Ленинграда, мультимедийная презентация.

Тип урока: интегрированный урок систематизации знаний по литературе и истории.

Продолжительность: 45 минут.
Предварительная подготовка:

1. Поиск детей блокадного Ленинграда, проживающих на территории района.

2. Интервьюирование ветеранов-жителей блокадного Ленинграда, защитников города на Неве.

3. Систематизация собранных материалов в печатном и электронном виде, создание презентационных материалов для урока мужества.

4. Создание информационно-электронного образовательного пространства, отображающего событие «День снятия блокады города Ленинграда», отбор материала к уроку, оформление презентации.

5. Подготовка чтецов к участию в уроке.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя (слайды 1-4):

Ведущий

Ленинград… Один из красивейших городов мира. Прямые проспекты и улицы, красивые площади, ажурные мосты через Неву и многочисленные каналы. Причудливыми узорами на фоне неба вырисовывались Исаакиевский собор, Петропавловская крепость, шпиль Адмиралтейства, Эрмитаж. Здесь создавали свои творения Пушкин и Лермонтов, Михаил Иванович Глинка и Павел Павлович Бородин.

Слайд 5.

Сегодня 27 января. Исполняется 70 лет со дня освобождения от блокады города Ленинграда и этот урок посвящен событиям того времени. Нам бы хотелось начать урок стихотворением Ольги Федоровны Берггольц, которая осталась в блокадном городе и посвятила свои стихи ленинградцам. Ольга Фёдоровна вела передачи из блокадного Ленинграда.
Слайд 6.

Обращение к эпиграфу: «Я говорю с тобой из Ленинграда, страна моя, печальная страна…» (О.Берггольц).
Стихотворение О.Берггольц читают учащиеся (слайды 7-20)

1-й ученик

Я говорю с тобой под свист снарядов,

Угрюмым заревом озарена,

Я говорю с тобой из Ленинграда,

Страна моя, печальная страна...
Кронштадтский злой, неукротимый ветер

В мое лицо закинутое бьет.

В бомбоубежищах уснули дети,

Ночная стража встала у ворот.
2-й ученик

Над Ленинградом смертная угроза ...

Бессонные ночи, тяжек день любой.

Но мы забыли, что такое слезы,

Что называлось страхом и мольбой.
Я говорю: нас, граждан Ленинграда,

Не поколеблет грохот канонад,

И если завтра будут баррикады,

Мы не покинем наших баррикад.
3-й ученик

И женщины с бойцами встанут рядом,

И дети нам патроны принесут,

И надо всеми нами зацветут

Старинные знамена Петрограда.
Руками сжав обугленное сердце,

Такое обещание даю,

Я горожанка, мать красноармейца.

Погибшего под Стрельной в бою:
4-й ученик

Мы будем драться с беззаветной силой,

Мы одолеем бешеных зверей,

Мы победим, клянусь тебе, Россия,

От имени российских матерей.

Ведущий

Осенью 1941 года фашисты предприняли не только наступление на Москву, но и рвались к Ленинграду.

- Какие еще названия носил этот город? (ответы учащихся).
Учитель (Слайд 21)

План «Барбаросса», подписанный Адольфом Гитлером 18 декабря 1940 года, предусматривал три основные позиции. Первое – внезапность: нападение без объявления войны и предъявления каких-либо претензий.

Второе - молниеносная война. Все военные операции планировалось завершить не позднее, чем за шесть месяцев.

Третье – одновременное нанесение ударов в нескольких направлениях: Группой армий «Север» - по Мурманску и Ленинграду; центральной группировкой – по Минску, Смоленску и Москве; южной – по Одессе, Севастополю, Керчи, Украине.

Особое внимание отводилось Ленинграду и Москве. В соответствии с планом «Барбаросса» оба города должны были быть уничтожены, стерты с лица земли.

В отличие от сухопутных армий, Балтийский флот встретил врага в боевой готовности. Директива о готовности № 1 была им получена на рассвете 22 июня.

Враг рвался к Ленинграду. Жители города, как и москвичи вышли на строительство оборонительных укреплений. Общая протяженность вырытых ими окопов составила 1000 км.

Но в конце августа 1941 года немецкие части прорвали Лужский оборонительный рубеж, и устремились к Ленинграду. 8 сентября 1941 года противник вышел к Ладожскому озеру, захватил Шлиссельбург, взяв под контроль исток Невы, и блокировал Ленинград с суши. Этот день и считается днем начала блокады.
- Как вы понимаете слово «блокада»? (ответы учащихся)

Блокада - окружение города со всех сторон.
Слайды 22–24.

И.В. Сталин оценивал этот момент как катастрофический.

Не будучи уверенным в том, что город удастся отстоять, 10 сентября он назначил командующим Ленинградским фронтом генерала армии Георгия Константиновича Жукова.

С первых дней пребывания в городе, Г.К. Жуков проявил свой талант, неукротимую энергию и волю.

Он издал приказ о запрете самовольного оставления рубежей обороны вокруг города, усилил защищающую город артиллерию корабельными орудиями Балтийского флота, координировал действия защитников, решал проблемы эвакуации населения. Благодаря совместным усилиям Ленинградского фронта, Балтийского флота под командованием Владимира Филипповича Трибуца и жителей города, фашисты так и не смогли захватить стратегическую высоту - Пулковские высоты.

По словам американского публициста Г.Солсбери, «Остановила немцев железная воля Жукова». Линия фронта замерла в 4 – 7 км от города.

Она проходила в 16 км от Зимнего дворца и в 4 км от Кировского завода.

От Кировского завода до линии фронта ходил обычный городской трамвай. Именно Г.К. Жуков предложил использовать трамвайную линию для перевозки солдат и боеприпасов.
Слайды 25–27.

Днем и ночью фашистские бомбардировщики сбрасывали на город фугасные и зажигательные бомбы, бомбили фабрики и заводы, школы, и больницы. Гитлеровцы расчертили план города на квадраты, отметив наиболее важные кварталы и многолюдные места. По этим целям они вели артиллерийский огонь. И сегодня на главной улице города – Невском проспекте на зданиях сохранились табличка предупреждает: «Эта сторона улицы наиболее опасна при обстреле».

(Слайд 28)

В первые дни блокады гитлеровцы разгромили продовольственные склады. Перед городом встала угроза голода. Уже 12 сентября запасов продовольствия оставалось не более, чем на 30 суток.
2. Трагедия блокадного Ленинграда.
(Слайды 29-32) Учитель

С наступлением холодов пришла новая беда. В конце ноября ударили сорокоградусные морозы. Замерзли водопроводы и канализационные трубы, жители остались без воды. Подошло к концу топливо, остановились электростанции, в домах погас свет. Ленинградцы устанавливали в комнатах железные печки - времянки, выводя трубы в окно. Жгли стулья, шкафы, диваны. Надевали на себя все, что было. Целые семьи погибали от холода и голода.

В ноябре 1941 г. от голода погибло 11 тыс. человек, в декабре 53 тысячи. В январе и феврале 1942 г. – 200 тысяч ленинградцев.
Слайды 33–34. Ученик

Здесь лежат ленинградцы.

Здесь горожане - мужчины, женщины, дети.

Рядом с ними солдаты - красноармейцы.

Всею жизнью своей они защищали тебя,

Ленинград - колыбель революции.

Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем.

Так их много под вечной охраной гранита,

но знай, внимающий этим камням:

Никто не забыт, и ничто не забыто.
3. Блокада и дети.
(Слайды 35–37) Учитель

Голод и дети. Блокада и дети. Самое большое преступление фашистов перед Ленинградом.

Детство в блокадном Ленинграде, какое оно? (слайд 38)

Мы можем узнать об этом, обратившись к «Блокадной книге» А.Адамовича и Д. Гранина. Эта книга особенная, она написана на основе воспоминаний тех людей, которые жили в блокадном Ленинграде. Одна из глав книги называется «Ленинградские дети». А. Адамович и Д. Гранин разыскивали по всей стране людей, чье детство прошло блокадные испытания. Расспрашивали их о событиях тех дней, записывали их воспоминания. Таким образом, воссоздается картина того незабываемого блокадного детства.

Ребята нам расскажут, как жилось детям в блокадном Ленинграде.
(Слайды 39–41)

1-й ученик: «Восьмилетней Жанне блокада вспоминается как страшный холод. Все время холод, под одеялом, в шубе и все равно холод. Еще огромная корзина, обитая кусками ватного одеяла, в которой мать носила обед. Хлеб, кусочками по 200 граммов прятали в чемодан, а чемодан клали в чулан, чтобы не съесть этот хлеб сразу. Как-то не существовало ни утра, ни вечера. Ничего. Казалось, что темень сплошная стоит все время, я научилась различать циферблат часов. И до сих пор, к стыду своему, вспоминаю, что помню только час, когда мама должна была покормить меня. Иногда я знала, что утро, иногда не знала, потому что практически мы не спали. Говорят - хлеб спит в человеке. А поскольку хлеба не было, нам не спалось».
(Слайды 42 – 43). Ведущий

«Дети-старички, без улыбчивые, молчаливые, вялые, все понимающие, и ничего не понимающие. Немцы, война, фашисты где-то там за городом, да и сама блокада оставалась для шести - десятилетних детей понятием отвлеченным, конкретными были темнота, голод, сирены, взрывы, - непонятно, почему все это обрушилось на людей? Куда исчезла еда, куда исчезли близкие? Война не воплощалась в людях, во врагах, в полицаях, в чужой речи, как это было на оккупированных землях. Мы говорим о малышах, те кто постарше, быстро взрослели. У малышей же детство прекращалось. Непросто было этим маленьким старичкам потом возвращаться в жизнь, в детство, к самим себе.»
Слайд 44.

1-й ученик: «Я пишу, а сама так замерзла. У меня закоптело лицо и руки, но мыться холодной водой бесполезно, только размажешь... У меня такое старое лицо и под глазами опухоль... Люди или сильно похудели, или опухли. Жутко сейчас в нашем городе».
Слайд 45. Ведущий

Когда они попадали на большую землю, их узнавали сразу – ленинградские дети. Узнавали по старческим личикам, походке, но, прежде всего, по глазам, видевшим все. И их не узнавали. Знакомые или родные, если встречали своих, часто не могли узнать.
Слайд 46.

2-й ученик: «Когда нас вывезли в Вологодскую область, мне было 13 лет. Рядом оказалась деревня, в которой у моей соседки родные жили. А девчушка их приезжала когда-то в Ленинград, к нам заходила в гости. И вот она обратилась ко мне: «Бабушка, а где Галя?». Я была так одета, да и сама, кожа да кости. «Катя, – говорю, – Галя – это я». Она заревела и говорит: «Я тебя не узнала».
Учитель

Едва ли не каждый десятый, живший в блокаду в Ленинграде, писал и продолжает писать дневники, воспоминания, стихи. И сегодня мы с вами пролистаем некоторые из этих дневников.

В первые три месяца блокады умерло более 11 тысяч человек. Голодная смерть косила людей, несмотря на увеличение продовольственных норм. 20 ноября 1941 года суточная норма хлеба составляла рабочие 250 гр., служащие и дети 125 гр.(слайд 41)
Слайд 47.

3-й ученик: «Нам выдали талончики. На них дадут немного жидкой – жидкой каши, а мы еще подходим и разбавляем кипятком, чтобы ее было побольше, вроде впечатление, что больше поел. Потом у нас без карточек так называемый дрожжевой суп давали. Ну, в то время что только в рот лезло, то и ели. Вот мужчина из числа тех, которые остались по возрасту, – сидит в столовой за столом, и видишь, упал и умер».
Ведущий

Из меню столовой лета 1942 года:

(Слайд 48)

Щи из подорожника

Пюре из крапивы и щавеля

Котлеты из свекольной ботвы

Шницель из лебеды

Оладьи из казеина

Суп из дрожжей

Соевое молоко

1-й ученик: «Набрали полные мешки лебеды, конского щавеля – он считался деликатесом, набрали всякой травы. И вот у меня было чувство, что хотелось лечь на землю и целовать ее только за то, что только земля может спасти человека. Свет. Солнце. Где-то в небесах жаворонок поет. А здесь мы просто этой травы наелись досыта».
Слайд 49 – 51. Ведущий

Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось помимо взрослого населения 400 тысяч детей от младенцев до школьного возраста и подростков. Детей надо было учить. В городе работали школы, библиотеки, не закрывались институты.
2-й ученик: «3 ноября. Сегодня мы пошли учиться, как я рада! Обещали кормить обедом и давать 50 гр. хлеба в день без карточек. Учителя все новые».
3-й ученик: «8 ноября. Пока учусь. По геометрии получила 4. Учительница по русскому все время нас ободряет. Она говорит, что к Новому году война кончится. А правда ли? Сейчас очень тяжело».
1-й ученик: «12 ноября. Обед в школе давать прекратили. Все по карточкам. Положение тяжелое, учителя советуют подтянуть кушаки».
2-й ученик: «15 ноября. Пока с учебой все благополучно. Имею две пятерки и одну четверку. С едой очень плохо. Сегодня во рту не было ни крошки».
Слайд 52. Учитель

Одним из самых известных документов является дневник девочки Тани Савичевой, он хранится в музее на Пискаревском кладбище в Санкт-Петербурге, где покоятся 570 тысяч жителей города, умерших во время 900-дневной фашистской блокады (1941-1943 гг.), и на Поклонной горе в Москве.
Ученик

Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия - трагические «визиты смерти» в родной дом.
Выступление блокадников
Как Вы видите, войну вместе со взрослыми на своих худеньких плечах вынесли дети, пережив порой то, что не под силу взрослым людям.
- Можно ли таких ребят назвать героями? Почему? Что вы читали, смотрели о войне?
4. Дух Ленинграда в творчестве писателей, поэтов, композиторов.

(весь блок на фоне музыки 7-ой симфонии Д.Д. Шостаковича)
Слайд 53 – 56. Учитель

Но даже в этих условиях город продолжал жить и работать. Работали фабрики и заводы - выпускали снаряды и шили обмундирование. Не закрывали кинотеатры, постоянно работало радио, и даже шли концерты и спектакли в театрах. В блокадном городе издавались газеты и журналы.

Дух Ленинградцев, воля к жизни поддерживали поэты и писатели, артисты и композиторы. Многие из них не только не покинули город, но и продолжали активно работать. Их творчество помогало выжить
Слайд 57 – 60. Учитель

Д.Д. Шостакович - советский композитор, один из крупнейших композиторов 20 века. Назло войне и во имя сохранения русской культуры, в Ленинграде под свист снарядов и грохот орудий Д.Д. Шостакович создает свою знаменитую 7 симфонию. Если быть точнее, то в блокадном городе были созданы первые 3 части. Так как свой родной город Шостакович покинул по приказу штаба об эвакуации, то финал написан в Куйбышеве. Там же состоялось и первое исполнение симфонии. Затем ноты были доставлены на самолете в Ленинград, где ее исполняли полуголодные, замерзшие музыканты. Эта симфония во время войны была исполнена за рубежом, в Нью-Йорке, летом 1942 года. После исполнения «Ленинградской симфонии» один американских журналистов написал: «Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобную этой!» (слайд 54)
5. «Дорога жизни» (Слайды 61–66)
Учитель

Лишь одна дорога связывала блокадный город с Большой землей. Она шла по воде, а с наступлением зимы - по тонкому, неокрепшему льду Ладожского озера. Эта дорога сохранила многим ленинградцам жизнь, поэтому ее и назвали Дорогой жизни. В день по Дороге жизни перевозилось 5-6 тонн грузов.

Машины могли взять не более 20-30 мешков муки. Водители придумали, как взять груза больше. Прицепили к машине деревянные сани. Так и доставляли муку в город. Приходилось преодолевать путь длинной в 36 км. Днем и ночью ожидали колонны с грузом фашистские бомбардировщики. Вела прицельный огонь вражеская артиллерия. Но колонны шли и шли... Трудно представить, какой ценой держалась Дорога жизни - смертью во имя жизни. По этой же дороге из города на Большую землю вывозили обессиленных людей. Было эвакуировано 1 млн. 376 тыс. человек

По решению Государственного Комитета Обороны через Ладожское озеро был проложен трубопровод – «Артерия жизни», по которому в город подавалась нефть.

Трижды в ходе Ленинградской битвы предпринималась попытка освобождения Ленинграда: в Любанской операции в первой половине 1942 г., в операции «Искра» в январе 1943-го.

Наконец, в конце 1943 года – начале 1944 года под Ленинград были переброшены войска и техника, и грянул «Январский гром»: Волховский фронт под командованием Кирилла Афанасьевича Мерецкова и Ленинградский - под командованием Леонида Александровича Говорова при поддержке Балтийского флота в результате успешных операций освободили Ленинград и Ленинградскую область. 27 января 1944 года об этом было объявлено по радио. Вечером в честь снятия блокады прогремел праздничный салют.

(Слайды 67-68)

Юрий Петрович Воронов, поэт-блокадник:
27 января 1944 года.

Ученик (Слайд 67)

За залпом залп гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пёстрыми цветут.

А ленинградцы тихо плачут.

Ни успокаивать пока,

Ни утешать людей не надо.
Ученик (Слайд 68)

Их радость слишком велика —

Гремит салют над Ленинградом!

Их радость велика, но боль

Заговорила и прорвалась:

На праздничный салют с тобой

Пол-Ленинграда не поднялось...

Рыдают люди, и поют,

И лиц заплаканных не прячут.

Сегодня в городе салют.

Сегодня ленинградцы плачут...
(Слайд 69) Учитель

Заслуги ленинградцев и воинов высоко оценил Президент Соединенных Штатов Америки Франклин Делано Рузвельт «От имени народа Соединенных Штатов Америки я вручаю эту грамоту городу Ленинграду в память о его доблестных воинах и его верных мужчинах, женщинах и детях, которые, будучи изолированы захватчиком от остальной части своего народа и несмотря на постоянные бомбардировки и несказанные страдания от холода, голода и болезней, успешно защищали свой любимый город в течение критического периода с 8 сентября 1941 по 18 января 1943 года и символизировали этим неустрашимый дух народов Союза Советских Социалистических республик и всех народов мира, сопротивляющихся силам агрессии».

Во время войны было трудно всему нашему народу. Но труднее всех было ленинградцам, им выпали самые тяжкие испытания, но мужество их не покинуло. 900 героических дней обороны Ленинграда навсегда сохранятся в памяти народа. За мужество и героизм, проявленные в войне 1 мая 1945 года городу было присвоено звание «Город-герой». (Слайд 70)
6. Заключение.
(Слайд 71) Ведущий

Сегодня мы более подробно познакомились еще с одной героической страницей истории Великой Отечественной войны.

Перед вами открылась героическая страница из жизни нашего народа. Вы увидели, как проявляется мужество и патриотизм, гордость, преданность и любовь к своей родине. Сохраните это в своей памяти.
Слайды 72–82.

Ученик

Помните!

Через века, через года,- помните!

О тех, кто уже не придет никогда, -

Помните!

Памяти павших будьте достойны!

Вечно достойны!

Люди!

Покуда сердца стучат,- помните!

Какою ценой завоевано счастье,-

Пожалуйста, помните!

Детям своим расскажите о них,

Чтобы запомнили!

Детям детей расскажите о них,

Чтобы тоже помнили!
Минута молчания. (Слайд 82)

Вручение цветов ветеранам.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Центр военно-патриотического и гражданского воспитания iconУчреждение дополнительного образования детей «Областной центр дополнительного...
«Областной центр дополнительного образования, гражданского и патриотического воспитания»

Центр военно-патриотического и гражданского воспитания iconПрограмма подготовки допризывников в системе дополнительного образования...
«Областной центр дополнительного образования, гражданского и патриотического воспитания»

Центр военно-патриотического и гражданского воспитания iconТеория и практика военно-патриотического воспитания учащихся в современной россии
Действительный член авн, доктор военных наук, доктор исторических наук, профессор

Центр военно-патриотического и гражданского воспитания iconОдной из главных целей в воспитательной деятельности нашей школы...
Во исполнение Федеральной программы " Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы" в нашей школе проводился месячник патриотического...

Центр военно-патриотического и гражданского воспитания iconН. В. Тимофеева Представленная к рецензии программа разработана в...
«Духовой оркестр». Автор программы подчеркивает предназначение искусства, которое является не только объектом эстетического наслаждения,...

Центр военно-патриотического и гражданского воспитания iconЦентр воспитания и гражданского образования
Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Центр военно-патриотического и гражданского воспитания iconПлан гражданско-патриотического воспитания гбоу сош №473
План гражданско-патриотического воспитания гбоу сош №473 на 2014-2015 учебный год

Центр военно-патриотического и гражданского воспитания iconПлан гражданско-патриотического воспитания гбоу сош №473
План гражданско-патриотического воспитания гбоу сош №473 на 2014-2015 учебный год

Центр военно-патриотического и гражданского воспитания iconПрограмма определяет основные направления программа гражданского...
Российской Федерации» от 15. 01. 2003 №13-51-08/13 и областной целевой программы «Патриотическое воспитание детей и молодежи» на...

Центр военно-патриотического и гражданского воспитания iconПрограмма по «Рукопашному бою», разработана с учетом многовекового...
В основных положениях военной доктрины Российской Федерации сказано, что одним из направлений социально-политического обеспечения...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную