Тема урока: «Когда говорят пушки, музы молчат?» Обзор военной поэзии






Скачать 55.64 Kb.
НазваниеТема урока: «Когда говорят пушки, музы молчат?» Обзор военной поэзии
Дата публикации16.05.2015
Размер55.64 Kb.
ТипУрок
l.120-bal.ru > Военное дело > Урок
План-конспект урока

русской литературы, проведенного в 9 классе.

Учитель – Максимова Е.С.

Тема урока: «Когда говорят пушки, музы молчат?» Обзор военной поэзии.

Цель урока: 1. Обучающая:

    1. Раскрыть роль поэзии в годы Великой Отечественной войны;

    2. Прочитать и проанализировать стихотворения разных поэтов о войне;

    3. Познакомиться с биографией поэтов-участников Великой

Отечественной войны.

2. Развивающая:

2.1. Закрепить знания учащихся о Великой Отечественной войне;

2.2. Развивать и совершенствовать навыки анализа лирического

произведения;

    1. Развивать умения учащихся аргументировано высказывать свою точку

зрения.

3. Воспитывающая:

3.1. Воспитывать любовь и уважение к родной культуре и истории;

3.2. Воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к Родине и

подвигу народа.

Тип урока: Урок объяснения нового материала

Материалы к уроку: Презентация «Строки, пробитые пулей»

Записи песен о войне

Сборники стихотворений

Оформление доски: Дата, тема урока, эпиграф:

Память, память,

Ты порой тревожно

Бьешь по нервам, бешено скользя,

Позабыть такое невозможно,

Потому что забывать нельзя…

Ход урока:

1) Организационный момент:

- Здравствуйте, садитесь.

2) Объяснение нового материала:

-22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, которая продолжалась более четырех лет. Всего лишь несколько дней осталось до самого главного праздника в истории нашей страны - Дня Победы, и вот сегодня мы поговорим о поэзии военных лет. Но прежде чем вы запишите тему урока, я бы хотела обратить внимание на эти строки:

Память, память, ты порой тревожно

Бьешь по нервам, бешено скользя,

Позабыть такое невозможно,

Потому что забывать нельзя!...

И я бы хотела, чтобы вы никогда не забывали уроков той войны; не забывали, сколько жизней было положено на то, чтобы мы с вами могли сегодня радоваться новому дню. Подвиг этих людей бессмертен! (учащиеся записывают тему урока)

- А как вы понимаете смысл слова «подвиг»?

(ответы учащихся)

- Совершенно верно. И вот сегодня мы поговорим о подвиге людей, которые боролись за нашу жизнь и свободу. Мы пройдемся по страницам военной истории, только сделаем мы это с помощью поэзии.

В годы ВОВ поэзия переживала особый подъем. Именно в стихах выразилась сила патриотического воодушевления. Именно стихи способны были быстро реагировать на постоянно меняющиеся события военных дней. Стихи кричали с плакатов (слайд ), их можно было увидеть на спичечных коробках, они мелькали на броне танка, бросались дождем листовок из самолетного люка, занимали радиоэфир и газеты. И все это для того, чтобы воодушевить людей, поддержать их, поднять на борьбу. Роль поэзии была огромна! Во многом потому, что сами поэты были участниками войны. Они сражались на фронтах, выступали в качестве военных корреспондентов, совершали подвиги и погибали. Вот почему стихи имели такую власть над теми, кто их читал.

Уже на третий день войны было написано стихотворение «Священная война». Оно мгновенно было переложено на музыку и стало своеобразным гимном ВОВ. Вы, безусловно, знаете его. (прослушивание песни). Первыми слушателями этой песни были солдаты, отправляющиеся на фронт с Белорусского вокзала. Именно эта песня поднимала войска на борьбу, давала силы тем, кто работал в тылу. А написал эти строки вот этот человек- Василий Иванович Лебедев-Кумач. (слайд ) Вообще, его настоящая фамилия Лебедев, но известен он стал именно под этим псевдонимом.

(учащиеся записывают ФИО поэта и его произведения, а также элементы биографии)

-Как я уже сказала, война длилась более четырех лет. Упорные бои, огромные потери, особенно в первые годы войны, когда наши войска отступали под напором немецких захватчиков. Вы из истории знаете причины, по которым фашистской армии удалось так далеко продвинуться. Территории, которые они занимали, называют оккупированными. Эти территории находились в полном подчинении захватчиков. Вы уже слышали о Хатыне и о других городках и деревнях, но знаете ли вы, что становилось с людьми, которые попадали в руки фашистов?

(ответы учащихся)

- Правильно, их ждали концлагеря (слайд). Всего на территории Германии и оккупированных ею землях находилось более 14 тысяч концлагерей, где содержалось более 20 миллионов человек, 12 миллионов не дожили до освобождения, из них – около 2 миллионов детей. Аушвиц, Бухенвальд, Освенцим, Маутхаузен, Саласпилс – вот названия некоторых из них. Над заключенными проводились опыты, их морили голодом, непосильным трудом, сжигали заживо. Сейчас известна история узников Бухенвальда, которые 11 апреля 1945 года подняли восстание и с оружием в руках добились своего освобождения. Именно этот день считается днем памяти узников концлагерей. Одним из тех, кто также испытал на себе, что такое концлагерь, был татарский поэт Мусса Джалиль. (слайд ). Он попал в плен в 1942 году и был казнен за свою подпольную антифашистскую деятельность. Все, что он чувствовали, видел и испытал, он выразил в своих «Маобитских тетрадях».

(учащиеся записывают биографию поэта и название произведений)

- Для того, чтобы вы могли представить себе это, давайте прочитаем стихотворение «Варвары»

(выразительное чтение и анализ стихотворения)

-Кто такие варвары?

- О чем это стихотворение?

- Кто в данном стихотворении назван «варваром» и почему?

-Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?

(ответы учащихся)

Война продолжалась. В редкие мгновения покоя солдаты могли позволить себе отдых и вспоминали о своих близких. Самые теплые, самые нежные слова посвящали они своим матерям, женам, возлюбленным. Одним из ярких примеров является стихотворение Алексея Суркова «Бьется в тесной печурке огонь». (слайд ). Оно также было переложено на музыку и стало одной из самых красивых песен времен войны.

(чтение стихотворения или прослушивание песни)

-Что вам запомнилось в этом стихотворении?

-Какие картины вы видите, слушая эти строки?

(учащиеся записывают биографию поэта и его произведения)

-Вообще стихи и песни составляли важную часть жизни солдата. Пожалуй, едва ли неединственным развлечением в это трудное время были концерты. Они проводились в госпиталях, и даже на привалах звучали лихие напевы, играла гармонь. Подобную картину описал в своей поэме «Василий Теркин» Александр Твардовский. (слайд)

(чтение отрывка из поэмы и запись биографии поэта)

Стихи солдаты тоже любили. Они вырезали их из газет, переписывали вручную и отправляли в письмах. Эти письма-треугольники так ждали не только на фронте, но и в тылу. Самым известным было стихотворение Константина Симонова (слайд ) «Жди меня». Именно его бойцы хранили в карманах своих гимнастерок» Ведь это очень важно – знать, что тебя кто-то ждет.

(учащиеся записывают биографию поэта)

-Давайте же прочитаем это стихотворение

(выразительное чтение стихотворения)

-Как вы думаете, почему бойцы так полюбили это стихотворение?

(ответы учащихся)

-Мы говорим о войне, о героизме и мужестве солдат, но мы не должны забывать о том, что рядом с ними, наравне с ними воевали женщины и даже дети. Дети, которым было 10,12, 13 лет…(слайд ), которые прижимали к себе автомат, вместо любимой игрушке, которые ухаживали за ранеными, собирали сведения для партизан, устраивали подрывы на железных дорогах….И женщины (слайд ), которые забыли о модных нарядах, осваивали самолет, сгибались под тяжестью раненого бойца, бежали под пулями на стон солдата, выносили его из-под обстрела. Они не жаловались на свою судьбу, а судьба порой была к ним жестока. Я хочу, чтобы прочитали стихотворение поэтессы Ольги Берггольц «Пусть голосуют дети», но перед этим я хочу, чтобы вы посмотрели на экран (слайд ). У нее была трудная судьба. Она перенесла гибель детей, тюремное заключение и пытки, блокады, но все равно осталась верной своему призванию. Она была голосом Ленинграда. (учащиеся записывают биографию)

- Давайте прочитаем стихотворение (выразительное чтение стихотворения)

-Какие мысли у вас вызывает это стихотворение?

-К чему призывает автор?

3) Вывод:

Итак, мы с вами познакомились с некоторыми стихотворениями о Великой Отечественной войне. Все они были проникнуты любовью к родине, к близким и жгучею ненавистью к врагу. Конечно, рассказать обо всех поэтах и их творчестве невозможно, поэтому я попросила вас подготовить выразительное чтение понравившегося вам стихотворения и ответить на вопрос, почему оно вам понравилось. (чтение стихотворений и ответы на вопрос)

А мне больше всего понравилось стихотворение Расула Гамзатова «Журавли», о тех, кто уже никогда не придет назад. И закончить сегодняшний урок я бы хотела прослушиванием этой песни.

(прослушивание песни «Журавли»)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: «Когда говорят пушки, музы молчат?» Обзор военной поэзии iconВоенно-шефская работа артистических коллективов Оренбуржья в годы Великой Отечественной войны
В годы Великой Отечественной войны как никогда проявилась спасительная сила культуры. Многие представители творческой интеллигенции...

Тема урока: «Когда говорят пушки, музы молчат?» Обзор военной поэзии iconТема урока Кол-во
Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Во все времена музыка училась у поэзии (фразы, предложения, восклицания, вздохи)....

Тема урока: «Когда говорят пушки, музы молчат?» Обзор военной поэзии iconПод музыку Чайковского проецируется презентация «2015 год – год литературы»...
Т, когда грохочут пушки, музы молчат. Но голос поэтов и писателей не умолкал от первого до последнего дня войны. Литература как вид...

Тема урока: «Когда говорят пушки, музы молчат?» Обзор военной поэзии iconТематическое планирование 5 класс
Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Во все времена музыка училась у поэзии (фразы, предложения, восклицания, вздохи)....

Тема урока: «Когда говорят пушки, музы молчат?» Обзор военной поэзии iconУрок памяти по поэзии времён Великой Отечественной войны Тема: «Музы вели в бой»
Активизировать познавательную деятельность, вовлечь в творческую поисковую работу

Тема урока: «Когда говорят пушки, музы молчат?» Обзор военной поэзии iconУрок литературы для 7 класса «Хокку – жемчужины японской поэзии»
Сегодня речь пойдет о Японии – Стране Восходящего Солнца, её традициях и поэзии. Тема нашего урока: «Хокку – жемчужина японской поэзии»....

Тема урока: «Когда говорят пушки, музы молчат?» Обзор военной поэзии iconУрок в 10-11 классах. Тема урока : Литературоведение и критика во...
Тема урока: Литературоведение и критика во все времена: биобиблиографический обзор

Тема урока: «Когда говорят пушки, музы молчат?» Обзор военной поэзии iconЗадачи урока: Воспитательные Воспитать любовь к родной природе и чувство патриотизма. Обучающие
Цель урока: показать внутреннюю связь поэзии, живописи и музыки на примере поэзии Николая Рубцова

Тема урока: «Когда говорят пушки, музы молчат?» Обзор военной поэзии iconРазработка урока литературы в 9 классе по теме: «Серебряный век»
Тема урока: «Серебряный век» русской поэзии. Поэтические направления «серебряного века»

Тема урока: «Когда говорят пушки, музы молчат?» Обзор военной поэзии iconТема урока: «Австралия. Общий обзор»
Оснащение урока: настенная карта Австралии, дополнительная литература, статистический сборник «География в цифрах», картины и таблицы,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную